Восемь вопросов логопеду: как жить с заиканием?

Заикание у детей

Особенности патологии

Классификация

  • Органическое (неврозоподобное)
  • Функциональное (логоневроз)
  • Смешанное

Неврозоподобное состояние возникает у детей с особенностями развития мозга, травмами или инфекциями нервной системы, то есть в основе лежит конкретный дефект строения или функционирования органов. Такие малыши заикаются постоянно и почти одинаково, часто имеют сопутствующие болезни, задержку умственного и физического развития. В более позднем возрасте может присоединяться невротическая реакция, тогда форма заикания становится смешанной.

Логоневроз – нарушение речевой активности без внутренних причин. Он появляется у здоровых детей после психотравмирующей ситуации (испуг, неблагополучие в семье), чаще – при невротических особенностях психики. Такие дети развиваются по возрасту или даже опережают сверстников. При этом ранняя речевая нагрузка может быть фактором риска.

Признаки Логоневроз Органическая форма Смешанная форма заикания
Активность речи Низкая Обычно высокая Высокая, после появления невроза — снижается
Эпицентр судорог Дыхательные, голосовые Артикуляционные Во всех группах мышц
Скорость речи Любая Высокая Высокая
Выразительность речи Любая Монотонная, невыразительная Монотонная, невыразительная
Психомоторное развитие Без особенностей Движения однообразны и неуклюжи, мимика вялая, почерк невнятный Любое
Течение болезни Волнообразное, ухудшение на фоне психологических стрессов Постоянное, с периодическими ухудшениями Любое
Стремление преодолеть заикание Выраженное, порой чрезмерно Не выражено Встречается
Боязнь говорить Выражена резко Чаще не выражена Встречается
Возраст и обстоятельства возникновения болезни В любом возрасте после психологической травмы, чаще у детей 3-7 лет В период формирования речи В период формирования речи, к подростковому возрасту наслаивается логоневроз
Интеллект Сохранен, часто — высокий Часто снижен Часто снижен

Место возникновение судорог

  • артикуляционные
  • дыхательные
  • голосовые

Артикуляционные судороги внешне выглядят как спазмы языка, перекашивание его в сторону, вытягивание губ и другие ненужные движения речевого аппарата.

При дыхательных судорогах человеку как будто бы мало воздуха, возникает так называемый «комок в горле».

Голосовая локализация встречаются гораздо реже. При ней появляется резкий срыв голоса, то есть на середине слова возникает попытка издать звук, но она является безуспешной.

Степень тяжести

  • легкая
  • средняя
  • тяжелая

Тяжесть болезни определяется степенью нарушения социализации. При легкой форме человек заикается совсем немного, редко, это практически незаметно для окружающих, а потому никак не сказывается на его общении в коллективе. Средняя степень тяжести приводит к затруднению общения, так как дети стесняются дефекта, стараются его исправить, что часто усугубляет ситуацию. При тяжелой форме общение с окружающими резко затруднено или даже невозможно.

Особенности протекания болезни

  • постоянное
  • волнообразное
  • рецидивирующее

Постоянное течение характерно для неврозоподобных состояний, при этом параметры, частота и тяжесть дефекта практически не меняются.

Волнообразная форма характеризуется периодами улучшений и ухудшений, последние могут быть спровоцированы стрессом.

Рецидивирующее течение похоже на волнообразное, но с более яркими проявлениями при обострении и почти полными отсутствием симптомов в остальное время.

Степени тяжести

При оценке тяжести патологии учитывают выраженность симптомов, их влияние на общение ребенка с другими людьми, наличие сопутствующих нарушений.

Выделяют:

  • легкую степень — она характеризуется редкими не выраженными запинками, которые не мешают разговаривать и общаться. Но родителям даже при этой степени надо обратиться к специалисту, чтобы своевременно начать исправление, пока отклонения не закрепились;
  • среднюю — запинки уже более заметны, затрудняют общение;
  • тяжелую — нарушения речи выраженные, они делают общение практически невозможным. Присоединяются и другие симптомы.

Если не убрать заикание, не устранять причину патологии, то оно постепенно прогрессирует, причем очень быстро.

Как не допустить развития заикания, и реально ли полное излечение

К профилактическим мерам, предохраняющим от речевых нарушений, относится забота о собственном душевном здоровье. Застраховать себя от стрессов нельзя, но повысить устойчивость психики вполне возможно.

Даже единичные проявления неконтролируемых сбоев речи во время нервного напряжения должны заставить человека обратиться за помощью к врачу.

Информация о солидных клиниках, принимающих пациентов с заиканием, доступна в интернете. С большим успехом применяются комплексные системы реабилитации взрослых пациентов, авторы которых – Н. М. Асатиани и Н. А. Власова, Ю. Б. Некрасова, В. М. Шкловский.

Системы объединяют усилия врачей разных специализаций – логопеда, психиатра, психотерапевта, невропатолога.

Результаты работы специализированных клиник внушают обоснованные надежды тысячам больных. С уверенностью можно утверждать: человек, страдающий от заикания в зрелом возрасте, должен и может получить действенную и эффективную медицинскую помощь.

Врач Снежко Р.А. говорит о том, как следует бороться с заиканием и возможно ли полное излечение при применении современных методов лечения:

Что вызывает заикание

На протяжении веков было предложено множество теорий возникновения заикания и соответствующих подходов к лечению. В Древней Греции проблему связывали с сухостью языка. В XIX веке предполагали, что заикание вызывают аномалии речевого аппарата. Поэтому лечение было основано на обширной «пластической» хирургии, приводящей к увечьям. В XX веке патогенез болезни связывали с психогенным расстройством.

Различные факторы могут влиять на развитие заикания, хотя этиология полностью неясна.

«Нейронные подписи заикания»

«Заикание не «живет» в изолированной области мозга – широкая нейронная сеть удобное пристанище»

У людей, которые заикаются, обнаружены структурные и функциональные аномалии в речевой и моторной системе. Дезорганизация в нейронных связях белого вещества может быть причиной для развития заикания. Микроструктурное разрушение направлено на основной речевой и моторный путь, расположенный в коре левого полушария головного мозга.

Генетика

Растущие доказательства поддерживают связь между генетикой и заиканием. В нескольких исследованиях использовались разные показатели заболеваемости между монозиготными и дизиготными близнецами, чтобы частично исключить генетический фактор из биологических источников. Исследования показали, что 70-85% случаев заикание можно отнести к аддитивным (суммарным) наследственным эффектам, а оставшиеся 15-30% связаны с уникальной средой индивидуума.

Темперамент

Существуют предположения, что ребенок с уязвимым и чувствительным характером и эмоциональной реактивностью может быть склонен к развитию и продолжению заикания.

Связь развития заикания с определенными характеристиками личности можно проследить до древних времен. Аристотель, живший в IV веке до нашей эры, писал в своей книге «Problemata», что заикание провоцируют нервозность и формы страха.

Нейрохимические процессы

Существует гипотеза, что гиперактивная дофаминергическая система способствует заиканию.

Нейрохимия связывает заикание с:

  • повреждениями структур мозга (базальные ганглии), участвующих в контроле движения и мотивационных аспектов поведения;
  • повышенной выработкой нейротрансмиттера дофамина, увеличение дофамина связано с расстройствами движения в виде повторяющихся и непроизвольных движений тела с вокальными звуками (моторные и вокальные тики).

Причины заикания

История и описание заболевания

Затруднение речи в виде заикания было описано ещё в античные времена.

До конца 19 века попытки исследования природы заикания были единичными, методик его лечения не существовало.

Это объяснялось двумя причинами:

  • заикание всегда оставалось редким явлением, не представляющим опасности для других;
  • ещё более редкими были случаи избавления заикающихся от недуга в результате врачебных манипуляций.

Страдающий человек оставался наедине со своей проблемой, при общении он вызывал досаду и сочувствие одновременно. С пренебрежительным отношением к людям, произносящим слова с многократными запинками, можно встретиться и сейчас.

Поэтому заикающиеся стараются меньше говорить, особенно в присутствии незнакомых, ограничивают контакты, сознательно сужают круг общения. В 20-м веке медицинская наука полностью признала необходимость и актуальность специализированной помощи заикающимся.

Медицина считает заикание болезнью, имеющей речевое проявление и психоневрологическое происхождение.

Современные методики коррекции заикания у взрослых пациентов учитывают их индивидуальные особенности, включают детальное обследование организма и имеют позитивную динамику в результате предпринятого лечения.

Как разговаривать с заикающимся человеком

На первый взгляд может показаться, что победить заикание просто, но это совсем не так. Для заикающегося человека многое зависит от слушателя, насколько тот терпелив и внимателен. Чтобы создать поддерживающую обстановку, можно следовать нескольким простым советам.

  • Не делайте замечаний наподобие «успокойся», «сделай глубокий вдох» или «расслабься». Такие поверхностные советы могут быть восприняты как унизительные и бесполезные.
  • Покажите говорящему, что вы сосредоточены на том, что он говорит, а не на том, как он это делает.
  • Поддерживайте зрительный контакт и терпеливо, но в то же время естественно ждите, пока человек не закончит говорить.
  • Не поддавайтесь соблазну закончить предложение или слово за человеком с заиканием.
  • При телефонных звонках давайте человеку с заиканием больше времени. Заикающиеся люди часто испытывают большие проблемы с контролем речи при разговорах по телефону. Возможно, вы сначала будете слушать тишину, когда возьмёте трубку. В этот момент человек может пытаться начать разговор.
  • Говорите неторопливо, но естественно. Это способствует комфортной обстановке при общении.

Методы коррекции

Заикание, как и другие заболевания, легче поддается исправлению на ранних стадиях. В некоторых случаях избавиться от этого нарушения речи удается всего за несколько недель. Но чаще всего это требует намного больше времени.

Как уже упоминалось выше, начинать лечение нужно с визита к невропатологу. Врач проведет обследование, целью которого будет обнаружение причин речевой дисфункции. Если заикание обусловлено сбоем в работе центральной или периферической нервной системы, то пациенту будет назначено адекватное медикаментозное лечение. Кроме того, лечением заикания будут заниматься такие специалисты:

рефлексотерапевт

Для устранения заикания важно избавиться от мышечных зажимов, локализующихся в области плечевого пояса, шеи и живота;
психотерапевт. Современные психотерапевтические методики помогут выявить психологические причины проблемы и устранить их

В результате можно не только нормализовать речь, но и полностью изменить свою жизнь к лучшему. Стать более уверенным в собственных силах, научиться выходить из сложных жизненных ситуаций, наладить отношения с окружающими людьми и т.д.;
логопед. Специальные логопедические упражнения позволят выработать правильное речевое дыхание, научиться произносить звуки, контролировать скорость речи и ее темп.

Комплексное лечение и постоянная работа над собой позволит добиться устойчивого результата в максимально короткие сроки.

Следует помнить, что разовый поход к логопеду не поможет. Не стоит также рассчитывать на то, что врач даст «чудо-пилюльку» и заикание исчезнет. Это нарушение речи пройдет только в том случае, если заикающийся будет неукоснительно выполнять рекомендации всех специалистов на протяжении всего курса лечения.

Набор сопутствующих состояний

Заикание у детей может быть признаком других типов нарушения коммуникации и психических расстройств:

  • Нейродеструктивные (синдром дефицита внимания, гиперактивность, синдром Туретта).
  • Внутриутробное повреждение мозга.
  • Маленький вес при рождении.
  • Низкий уровень интеллекта.
  • Конфликты с родителями.
  • Аутоиммунные нарушения, вызванные стрептококками группы А в течение первых нескольких лет жизни. Воздействие обусловлено аутоантителами, направленных против ткани базальных ганглиев, вызывающих моторную дисфункцию.
  • Психосоциальные травмы.

«Если состояние не определено – невозможно и лечить его».

Разновидности заикания

Существует два основных типа патологии:

  • Заикание в развитии. Самый распространенный вид патологии. Возникает в раннем детстве, когда речевые и языковые навыки только формируются.
  • Приобретенное, или запоздалое, заикание. Относительно редкий вариант, развивается у детей старшего возраста и взрослых в результате травмы головы, инсульта или прогрессирующего неврологического заболевания, приема определенных лекарств. Иногда является следствием психологической или эмоциональной травмы.

В зависимости от преобладания тех или иных симптомов выделяют следующие виды заикания:

  • Тоническое. Звуки растягиваются или совсем не произносятся.
  • Клоническое. Происходит повторение слогов, слов.
  • Смешанное. Есть симптомы клонической и тонической формы.

Некоторые логопеды и неврологи отдельно классифицируют логоневроз на неврозоподобный и невротический. При неврозоподобной форме патологии наблюдаются и другие неврологические симптомы, например, дизартрии или замедления психического развития.

При невротическом варианте нет неврологического дефицита, а проблемы с речью возникают на фоне стресса. У таких детей развивается страх говорить (логофобия) или избегающее поведение.

О лечении заикания

Логоневроз у детей эффективно лечится. Но только при условии, что терапия начинается на первой стадии. Существует множество методов, но для каждого клиента выбирается индивидуальная тактика. Для успешного преодоления логоневроза необходимо обратиться за помощью к двум специалистам: логопеду и психологу. Первый использует разработанные эффективные программы, тогда как второй — применяет нейролингвистическое программирование и гипноз.

Важную роль также играют родители ребенка. Кроме выражения любви и правильного воспитания они должны разнообразить досуг своего малыша и оберегать его от стрессовых ситуаций.

В результате ранней терапии логоневроза дети имеют большие шансы на полноценное выздоровление и развитие.

При сотрудничестве логопеда и психолога чада могут преодолевать проблемы с речью с применением проверенных методик и индивидуального подхода.

Когда важно заметить проблему

Важно начинать лечение детей сразу после установления диагноза. Это и поможет эффективно справиться с проблемой

Ниже перечислены признаки, при наличии которых рекомендуется обратиться к специалисту:

  • Продолжительность заикания составляет более 6 месяцев.
  • Проблема началась в возрасте 3-4 лет или позже.
  • Замечено усиление тяжести или частоты заикания.
  • В семье есть история заикания, которое проявилось в детском возрасте.
  • Ребенок из-за логоневроза испытывает стресс или дискомфорт.

В случае наличия подобных признаков поможет эффективно решить проблему своевременное обращение к специалисту

Также важно предоставить ребенку поддержку. Ту, что необходима для его эмоционального и речевого развития

Как лечить логоневроз у детей дошкольного возраста

У большинства дошкольников проблема заикания, по обыкновению, исчезает естественным образом

При столкновении с заиканием у детей младше 5 лет рекомендуется акцентировать внимание на том, чтобы избежать превращения проблемы в целую травму

Родителям предлагается изменить методы общения, создать спокойную и расслабленную атмосферу в семье (вместо того чтобы фокусироваться на особенностях речи чада).

Основная цель такого подхода — создание окружения, где давление во время общения минимально.

При работе с детьми детсадовского возраста, которые страдают с заиканием, постарайтесь придерживаться следующих принципов:

При разговоре придерживаться медленного и спокойного тона.

Поощряйте разговор, где собеседники общаются поочередно и с большим вниманием к друг другу.

Увеличивайте количество разговоров в ситуациях, когда внимание смещено с речи на совместные занятия (т.е. игры, прогулки, готовка еды или чтение любимых книг).

Избегайте перегибания и критики в адрес речи ребенка.. Если заикание не исчезает в течение полугода или наблюдается ухудшение — вероятно может оказаться нужной помощь логопеда или психолога

Если заикание не исчезает в течение полугода или наблюдается ухудшение — вероятно может оказаться нужной помощь логопеда или психолога.

Как помочь в борьбе с заиканием школьнику

Заикание, которое проявилось еще в детском возрасте, со временем может усилиться. А также вызывать усталость и мешать общению. Это может сказаться на успеваемости в учебе или производительности на работе (в будущем). А еще негативно влиять на эмоциональное состояние.

Одним из ключевых принципов, которому следует придерживаться при лечении заикания у школьников — является планирование устной речи. Это включает ограничение количества слов в фразах и удлинение пауз между осмысленными фрагментами. Психологи обучают клиентов говорить медленнее, контролировать дыхание и постепенно переходить от кратких ответов к более длинным и сложным высказываниям.

Лечебные занятия с логопедом строятся постепенно. Они начинаются с более простых форм речи (таких, как: стихи, чтение текстов, пересказ) и переходят к более спонтанным сложным конструкциям.

Кроме того, у заикающихся школьников важно избегать проверок скорости чтения и обеспечивать специальную подготовку к устным ответам. Многие методы лечения помогают справиться и с тревожностью

Той, которую ребенок с заиканием может испытывать во время общения

Многие методы лечения помогают справиться и с тревожностью. Той, которую ребенок с заиканием может испытывать во время общения.

Часто оказывается достаточно эффективны участие в группах поддержки и сообществах. Таковые предоставляют информацию и опору при проблеме заикания. Помогают им справляться быстро и эффективно.

Родители часто отмечают, что дает наилучшие результаты сочетание самостоятельного изучения и терапии.

Лечение

Специалист предварительно устанавливает причину появления патологии, после чего составляет комплексную коррекционную программу.

Коррекционная методика включает упражнения, направленные на нормализацию дыхания, а также контроль темпа речи. Дети в игровой форме выполняют вместе со специалистом несложные упражнения, поют веселые песенки и заучивают стишки, в результате чего происходит активная тренировки речевого аппарата.

К дополнительным методикам лечения относится массаж. Он необходим для общего расслабления организма и улучшения кровообращения. Также врач может назначить ребенку дыхательную гимнастику, цель которой заключается в формировании у пациента правильного дыхания.

Другие советы родителям

Общие рекомендации:

  1. Оградите ребенка от просмотра телевизора, игр в гаджетах, всего, что перевозбуждает нервную систему.
  2. Можно слушать классическую музыку: произведения Моцарта, Бетховена, Грига, Шопена оказывают положительное влияние на детскую психику.
  3. Старайтесь больше времени проводить на свежем воздухе всей семьей, полезными будут посещение зоопарка и других мероприятий, вызывающих у малыша восторг.
  4. Не прерывайте занятия вне зависимости от динамики. Не допускайте длительных перерывов.

Чтобы избежать рецидивов нарушения речи, результат необходимо закрепить через год

В будущем всегда обращайте внимание на обстановку в семье, она должна быть доброжелательной. Уделяйте внимание профилактике неврологических нарушений у малыша

Прогноз при невротической форме заикания положительный. Сложнее корректировать дефект произношения при генетическом типе патологии или другой врожденной причине. Чем старше ребенок, тем сложнее лечить логоневроз. В основе невротической формы лежит сильное психотравмирующее переживание, такое расстройство проявляется резко. Снижается речевая активность, появляется логофобия с фиксацией на трудном звуке, судороги дыхательно-голосового характера.

К особенностям неврозоподобной патологии относятся повышенная активность речи, ребенок относится к заиканию некритически или не замечает его. Речь невыразительная, монотонная, быстрая. Отмечаются слабость мимики и моторики, неразборчивый почерк. Усиление клинических проявлений отмечается при переутомлении, повышенной речевой нагрузке, характеризуется постоянным нецикличным течением.

Нелечебные методы коррекции нарушения речи:

  • периодический контроль со стороны специалистов;
  • коррекция круга общения среди сверстников;
  • избегать эмоционального перенапряжения: как в бытовых ситуациях, так и в процессе игры;
  • не травмировать детскую психику литературой не по возрасту или взрослыми негативными передачами;
  • продолжать занятия на дому и после достижения результатов;
  • тренировать дыхание с помощью танцев и музыки;
  • не перебивать речь ребенка, не торопить его, делая акцент на нарушениях темпа;
  • исключить авторитарное воспитание;
  • приучать малыша к режиму дня, выполнению последовательных действий;
  • не перегружать ребенка учебными материалами (чтение вслух, пересказ).

Если ваш малыш быстро говорит, перейдите всей семьей на замедленный темп. Можно придумать сказку с подходящим сценарием, иногда играть в молчанку. Под музыку можно хлопать в ладоши, маршировать. Это способствует развитию ритмики. Шепот также является лечебным средством от судорожных запинок.

Как понять, что ребёнок действительно заикается?

Studio Romantic/Shutterstock.com

Если ребёнок сильно заикается, то определить наличие проблемы не составляет труда. Сложнее понять, есть ли логоневроз в случаях, когда заикание проявляется только иногда, например, когда малыш торопится высказать свои мысли или испытывает волнение.

Только врач может точно поставить диагноз ребёнку! Рекомендуем как можно раньше обратиться за консультацией к педиатру, детскому неврологу или логопеду.

Важно! При нормальном речевом развитии дети проходят «клонус-фазу» и иногда могут повторять один и тот же слог (например, вместо слова «рыба» говорить «ры-рыба»). В большинстве случаев это явление проходит самостоятельно и никогда не возвращается

У детей с предрасполагающими факторами в анамнезе «клонус-фаза» нормального процесса становления речи может переходить в клоническую форму заикания с последующей трансформацией в тоническую или смешанную форму.

Симптомы заикания

Tverdokhlib/Shutterstock.com

  1. Во время разговора малыш периодически останавливается, у него учащается дыхание. Создаётся впечатление, что ребёнок собирается с силами перед следующими высказываниями.
  2. Речь прерывистая, с повторениями отдельных букв или слогов, слов или даже частей фразы.
  3. Ребёнку сложно начать разговор, особенно в новой для него обстановке.
  4. Отмечаются судороги в мышцах речевого аппарата, которые сопровождаются общим напряжением и дополнительной жестикуляцией.
  5. Ребёнок применяет различные речевые уловки: в начале фразы или сложного для произношения слова вставляет слова-эмболы (и, э, так сказать, ну, значит, вот и другие); меняет местами слова во фразе так, чтобы произношение стало максимально удобным; изменяет темп и ритм речи, интонацию и силу голоса.

К дополнительным симптомам заикания относятся:

  • нервные тики;
  • дрожание нижней челюсти;
  • частое и быстрое моргание;
  • подергивания головой;
  • агрессивность;
  • замкнутость;
  • повышенная нервозность;
  • выраженная мимика;
  • активная жестикуляция руками или сжатие кулаков;
  • наличие различных фобий.

У большинства детей с заиканием достаточно быстро развивается логофобия (боязнь общения), которая характеризуется постоянным тревожным ожиданием речевых судорог, боязнью и нежеланием разговаривать, страхом общественного осуждения из-за наличия заикания. Такие дети фиксируются на своей проблеме, стараются не заводить новые контакты и минимизировать общение с уже знакомыми людьми, становятся замкнутыми и асоциальными.

Когда пора идти к врачу?

Обратиться к врачу для лечения заикания необходимо, если:

  1. Ребёнок заикается дольше 6 месяцев.
  2. Дебют заикания приходится на возраст старше 6 лет.
  3. Отмечается тенденция к прогрессированию заикания.
  4. У ребёнка отягощённый анамнез или есть заикающиеся близкие родственники.
  5. Малыш испытывает психологический дискомфорт из-за заикания.

Сравнение невротической и неврозоподобной формы заикания у детей

Невротическое заикание у детей бывает в результате психической травмы, поэтому заболевание возникает практически внезапно. При таком заикании родители могут с точностью сказать, когда и почему у ребенка развилась патология. Такое заикание обычно появляется в 2-6 лет, когда уже имеется развернутая фразовая речь.

У таких детей уменьшается речевая активность по причине того, что они боятся разговаривать. Они фиксируются на сложных звуках. При этом могут наблюдаться дыхательно-голосовые судороги. У них имеется расстройство звукопроизношения, но при этом в лексическо-грамматической сфере они развиваются нормально. Во время разговора у этих детей расширяются крылья носа. При этой форме заикание носит волнообразный характер, то есть речь значительно ухудшается во время стресса.

Неврозоподобное заикание развивается постепенно в результате поражения ЦНС. Такое заикание не связано с какими-либо событиями, поэтому родители часто не могут найти причины возникновения расстройства. Неврозоподобное заикание начинает проявляться в 3-4 года, в момент становления фразовой речи.

Дети, страдающие этой формой заикания, общительны и активны, не пугаются своего расстройства. Заикание в этом случае происходит из-за артикуляционных судорог. Такие дети разговаривают монотонно, быстро и невыразительно. При неврозоподобном заикании в лексико-грамматической стороне речи также имеются нарушения. Часто имеется нарушение общей моторики, поэтому дети могут быть излишне скованными или неуклюжими. У них слабо выражена мимика, неразборчивый почерк. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, часто имеют проблемы с обучением. Данная разновидность заикания имеет устойчивый характер течения, обострения могут случаться нечасто — в основном при переутомлениях и больших речевых нагрузках. При проведении неврологических исследований обнаруживаются поражения ЦНС, при проведении ЭЭГ — высокая судорожная готовность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: