Возрастные особенности детей 6–7 лет. задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе

Возраст 6 7 лет

Нормы развития и готовность к школе

Готовность к школе во многом подразумевает интеллектуальную подготовку ребенка к образовательному процессу, однако, это лишь часть от общей картины. Помимо знаний важна эмоциональная готовность, которая во многом определяет дальнейшую успеваемость и стремление к получению знаний

В возрасте 5-7 лет важно проработать оба аспекта

  • Интеллектуальная подготовленность определяется знанием необходимого материала, скоростью ответов из накопленного жизненного опыта. За это отвечают всевозможные упражнения, заучивание алфавита, цифр, навыки чтения и письма.
  • Эмоциональная или личностная готовность подразумевает стремление и умение ребенка работать в команде, общаться с другими людьми и стремиться к намеченным результатам. Правильно мотивированный ребенок получает хорошие отметки и прогрессирует быстрее сверстников с низкой готовностью.

И если с первым аспектом все довольно понятно, что разобраться с личностной готовностью несколько сложнее, особенно если ребенок не справляется с базовой информацией и не усваивает новых знаний. Специалисты нашего центра путем диагностических игр и консультаций помогут определить, в чем причина отставания или нежелания учиться новому.

К 7 годам у ребенка проработаны основные физические качества, достаточная активность и стремление к активности.
Психическое развитие определяется стремлением узнавать новую информацию и быть открытым для новых знаний в процессе обучения. Дети в возрасте 6–7 лет интересуются абсолютно всем, что происходит вокруг.
Проработана эмоциональная отзывчивость. Ребенок умеет сопереживать не только людям или животным, но и героям книг. Подобные навыки свидетельствуют о развитом умении и качественной коммуникации, не только с взрослыми, но и сверстниками.
Коммуникативные навыки затрагивают умение договариваться, слушать старших и адекватно взаимодействовать в команде.
Четко прослеживается умение планировать и иметь базовые навыки в самоорганизации

Сюда входит усидчивость и способность концентрировать внимание на учителе, соблюдать правила поведения и выполнять домашние задания.
Дошкольник способен выслушивать объяснения учителя и выполнять задания по правилам и образцам.
Будущий школьник самостоятелен в вопросах гигиены. Он может умыться и сходить в туалет без помощи взрослых, следить за своей одеждой и обувью, а также чистить зубы и принимать душ перед сном.

Подготовка и оттачивание подобных умений задача не одного дня. Со специалистами нашего центра вы без труда составите систему обучения, которая позволит не только учитывать возрастные нормы и школьные требования, но и личные особенности малыша.

Как понять, что с ребёнком что-то не так: тревожные признаки для родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Конечно, хочется, чтобы ребёнок по всем параметрам был лучше, здоровее, умнее. Однако не всегда несовпадение с нормами является проблемой. Но если у вас закрались подозрения, необходимо обратиться к профильному специалисту – педиатру, логопеду, психологу.

Список вопросов, которые помогут вам определиться (ответьте да/нет):

  1. Ребёнок активен, любознателен, стремится к общению со сверстниками и взрослыми.
  2. Ребёнок умеет играть в сюжетно-ролевые игры (например «дочки-матери»).
  3. Ребёнок знает свои имя и фамилию, адрес, информацию о родителях.
  4. Он обладает базовыми знаниями об окружающем мире (название птиц, растений, животных, времена года и т. д.).
  5. Может найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
  6. Может запомнить предложение из 6-7 слов и воспроизвести его.
  7. Может выдержать 20-минутное занятие.
  8. Может пересказать небольшую историю или рассказать свою.
  9. У ребёнка сформированы все звуки, он говорит чётко, ясно, умеет выстраивать сложные предложения.
  10. Ребёнок владеет базовыми навыками самообслуживания (может сам одеться, умыться, почистить зубы и т. д.), а также успешно выполняет небольшие поручения взрослых.
  11. Он эмоционально стабилен, может контролировать свои импульсы, проявляет эмпатию к другим людям.
  12. Мелкая моторика хорошо развита, ребёнок может самостоятельно выполнить творческое задание.

Если на какие-то из этих вопросов вы ответили отрицательно, то это повод для обращения к специалистам за консультацией. Возможно, вы находитесь в рамках возрастной нормы и это просто особенность вашего ребёнка. А может быть, всё серьезно, и требуется квалифицированная помощь. Не надо этого бояться и переживать. Чем раньше вы займётесь проблемой, тем легче её будет решить и тем меньше последствий вы получите.

Игры и занятия для детей 6-7 лет

Игровая деятельность по-прежнему значима для ребёнка на этом возрастном этапе

Именно в форме игры важно строить развивающие и подготовительные занятия. Для детей это возможность одновременно обучаться новому, приятно проводить время и отдыхать

Какие игры и занятия будут полезны?

Сюжетно-ролевые: можно разыгрывать разные ситуации и самим становиться их участниками (ребёнок, родители, другие дети и т. д.) или делать это при помощи игрушек. Такие игры эффективны для усвоения правил поведения, понимания чувств и действий других людей.

Речевые: способствуют расширению словарного запаса и кругозора, развитию мышления и совершенствованию навыков общения. Например, игра в «Города», «Кто больше назовёт… (животных, птиц, цветов, видов транспорта и т. д.) И, конечно, значительное время должно отводиться совместному чтению книг.

Математические и логические: задачи и загадки, связанные со счётом, «Исключи лишнее», «Объединение в группы», «Найди пару», «Сравнение чисел», направленные на развитие у детей логического мышления и смекалки, интеллекта.

Игры на развитие внимания и памяти: поиск сходств и различий на картинках, «Что изменилось?»

Графические: лабиринты, задания с соединением точек.

Настольные: различные виды лото и домино, игры с карточками, «ходилки».

Творческие: лепка, рисование, изготовление поделок, оригами и др.

Подвижные: можно проводить и дома, и на свежем воздухе.

В качестве развивающих игрушек в 6-7 лет подойдут: кубики (с буквами, словами, картинками), пазлы, конструкторы, головоломки. Для девочек по-прежнему актуальны куклы, в том числе мебель и посуда для них, для мальчиков – машинки и игрушки на радиоуправлении.

Помните и о том, что наиболее активно ребёнок развивается в семье, где царит тёплая атмосфера и гармония в отношениях родителей. Тогда и социальные роли он усваивает правильно, и к миру он ощущает больше доверия.

Воспитание мальчиков и девочек в 6-7 лет

В этом возрасте следует обращать внимание сына или дочери на особенности поведения, характерные для мальчиков и девочек соответственно. Девочке 6 лет нужно прививать аккуратность, любовь к чистоте, отзывчивость, умение заботиться о других, учить выполнять некоторые домашние дела, помогать маме по хозяйству

Девочке 6 лет нужно прививать аккуратность, любовь к чистоте, отзывчивость, умение заботиться о других, учить выполнять некоторые домашние дела, помогать маме по хозяйству.

В воспитании мальчика 6-7 лет важную роль играет отец, поскольку он является примером для подражания и демонстрирует то, как должен вести себя мужчина. Сына нужно учить брать на себя ответственность, подчёркивать его роль как будущего защитника, прививать ему интерес к «мужским» занятиям (что-то мастерить, собирать, ремонтировать и т. д.).

Усидчивость и умение сосредотачиваться на выполнении учебных заданий важно формировать у детей обоего пола. Хотя, как показывает практика, занятия с мальчиками обычно требуют чуть больших усилий со стороны родителей

Развитие мышления и воображения у детей 6-7 лет

Характерной чертой детского мышления является его тесная связь с восприятием и личным опытом. Именно поэтому, воспринимая предмет, они в первую очередь отмечают его практическое применение (кастрюля — это предмет, в котором варят суп, ручка — это принадлежность, которой пишут в тетради, и т. д.). Основой развития мышления у детей 6-7 лет являются знания, которые они день за днем получают на уроках, в процессе выполнения домашнего задания, чтения. По мере того как расширяется круг понятий, увлечений, интересов ребенка, развивается его мышление.

Каждый родитель знает, насколько богато детское воображение

Воображение — умение представлять, продумывать возможное развитие событий — очень важно для обучения. В младшем школьном возрасте, когда совершенствуется психическое развитие, ребенок 6-7 лет начинает получать информацию не только из рассказов родителей, любимых книжек, но и от учителей

В этом случае воображение развивается и существенно обогащается.

Как уже говорилось выше, восприятие детей в рассматриваемом возрасте является непроизвольным, оно основывается в первую очередь на чувствах и эмоциях. Чтобы младшему школьнику усвоить учебный материал, ему необходимо воссоздать в своем воображении яркую картинку, тогда информация затронет эмоции и останется в памяти ребенка надолго. Развитие воображения происходит в тесной связи с другими познавательными процессами (восприятием и мышлением). Если в дошкольном возрасте воображение соотносится с фантазией, то в младшем школьном оно более конструктивно.

Для развития воображения на уроках в школе используется большое количество наглядных пособий, учебники пестрят картинками и схемами. Кроме того, психического развития ребенка 6-7 лет школьнику предлагают всевозможные творческие работы, например, придумать рассказ по заданному сюжету или с использованием заданных персонажей. Также развитию воображения способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием.

Психология кризиса детского возраста в 6-7 лет

Однако если рассматривать сложившуюся ситуацию с точки зрения психологии, то в кризисе у ребенка 7 лет ничего удивительного нет. Это вполне закономерный этап развития его личности, когда он переживает один из важнейших периодов своей жизни. Психологическое пространство образовавшегося кризиса представляет собой ту самую область, где ребенок начинает пробовать свои формирующиеся способности.

Дело в том, что прежде чем понять, каково это — действовать по определенным правилам, ребенок сначала должен осознать эти правила, выделить их из сложившейся жизненной ситуации. Именно это и служит причиной кризиса и непонимания между ним и его родителями. Дети постепенно выделяют те правила, которые были установлены для них, и первая их реакция — нарушение, что является вполне закономерным явлением.

А как понять, что у детей 7 лет начался кризис на физиологическом уровне? Молодой организм проходит активную стадию биологического созревания. К этому возрасту окончательно формируются лобные отделы больших полушарий головного мозга. Благодаря этому ребенок приобретает способность целенаправленного и произвольного поведения, он оказывается в состоянии планировать свои дальнейшие действия.

В этом же возрасте увеличивается подвижность нервных процессов, однако по-прежнему ключевыми являются процессы возбуждения, именно из-за них малыш непоседлив, его эмоциональная возбудимость находится на повышенном уровне. На развитие кризиса ребенка в 7 лет воздействует целый ряд окружающих неблагоприятных факторов. Психика малыша начинает по-новому реагировать на разного рода вредные внешние раздражители. К примеру, если малышу плохо, то у него возникают психомоторные возбуждения, заикания или тики. В младшем школьном возрасте у многих детей повышена общая эмоциональная возбудимость, регулярно появляются симптомы и синдромы страхов, он начинает чаще, чем раньше, проявлять агрессию.

Близость школьной скамьи также провоцирует кризис ребенка 7-го года жизни, и это связано с образованием внутренней позиции будущего первоклассника. В этом возрасте ребенок постепенно утрачивает свою детскую непосредственность. В более младшем возрасте его поведение является относительно понятным для окружающих его людей, в первую очередь для родителей. Когда у него начинается кризис семилетнего возраста, даже посторонний наблюдатель сможет заметить, что малыш лишился своей наивности и непосредственности в поведении. В общении с окружающими людьми, как со сверстниками, так и со старшими, тоже происходят определенные изменения. Его действия, начиная с этого возраста, объяснить не так легко.

Утрата непосредственности связывается с тем, что в поведение ребенка начинает вклиниваться интеллектуальная составляющая. В некоторых случаях поступки кажутся искусственными или натянутыми, они не всегда четко проявляются. Поэтому наиболее существенная черта кризисной ситуации этого возраста — разведение внешней и внутренней стороны личности, из-за которой возникает большое количество разного рода переживаний.

В этом возрасте он впервые пробует обобщить те эмоции, которые происходят внутри него. Если ситуация повторялась с ним неоднократно, то малыш в состоянии осмыслить ее и сделать вывод, как относиться к самому себе, своим успехам и положению. Он может примерно представлять себе, как отреагируют окружающие на тот или иной его поступок. Однако у переживаний есть и другая сторона — зачастую они вступают в конфликт друг с другом, что, в конечном счете, приводит к возникновению внутренней напряженности. Это не может не сказаться на психике ребенка.

Очень часто бывает, что переживания ребенка связаны с тем, что он впервые в жизни сталкивается с новыми трудными или неприятными ситуациями, из которых ему приходится искать выход. Однако обобщение переживаний является одним из ключевых моментов для того, чтобы малыш смог преодолеть кризис семилетнего возраста.

Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, он постепенно начинает осознавать свои возможности, в его голове начинают формироваться такие жизненно важные понятия, как самолюбие и самооценка. Они в значительной степени отличаются от того, что происходило с ним раньше. Ребенок младшего возраста очень любит себя, однако самолюбия (если его воспринимать в качестве обобщенного отношения к своей личности) и самооценки в нем не наблюдается.

Как оформить развивающий центр в подготовительной группе

Предметно-развивающая зона является местом расположения наглядных средств, используемых на занятиях для реализации задач развития. Этот уголок предметной среды отличается большим разнообразием материалов, которые можно сгруппировать в несколько блоков фабричных или изготовленных своими руками материалов.

Таблица: распределение материалов в центре развития

Назначение центра Материалы
Зона спорта
  • гимнастические палки;
  • мячи;
  • скакалки;
  • кегли;
  • массажные коврики;
  • мячики с шипами;
  • портреты известных спортсменов.
Зона творчества
  • несколько видов бумаги (обычная, цветная, плотная, тонкая, цветная);
  • клей ПВА и клей-карандаш;
  • акварель, гуашь (сухая и жирная), угольный карандаш;
  • кисточки, баночка для воды;
  • тряпочка для рук;
  • карандаши;
  • фломастеры, гелевые ручки.
Игра (материалы для инсценировок, сюжетно-ролевых игр могут составлять отдельную зону — уголок театрализации)
  • дидактические игры на развитие речи, например, лото «Назови детёныша» для работы по теме «Дикие и домашние животные», «Теремки» В. Воскобовича для отработки навыка чтения (познакомиться в вариантами игр автора можно );
  • фланелеграф;
  • магнитная доска;
  • игрушки (для постановок театра или участия в качестве приглашённого персонажа в занятии);
  • костюмы или элементы (кокошники, рубахи и пр.);
  • игровая ромашка, позволяющая детям выбрать направление игры (чаще всего используется для выбора сюжетно-ролевых игр – «Дом», «Детский сад», «В кафе», «Магазин», «Скорая помощь» и др.).
Музыкальный
  • аудиовизуальные материалы и технические средства обучения (ноутбук, проектор, магнитофон);
  • плакаты с изображением известных композиторов.
Развитие речи
  • дидактические пособия по развитию грамоты (к примеру, плакат с обозначенными разными цветами гласными и согласными);
  • постер с цифрами.
Зона чтения (часто совмещается с зоной речевого развития)
  • детские справочники (по видам диких и домашних животных, транспорту, истории появления жизни на Земле и др.);
  • энциклопедии;
  • 10–12 книг художественной литературы (например, А. Милна, Н. Носова, А. Толстого, С. Маршака, К. Чуковского и др.);
  • портреты писателей (в этой части развивающего центра регулярно проводятся экспозиции, посвящённые творчеству того или иного писателя с портретом и книгами автора).
Математическая зона
  • математические игры (игры на порядковый и количественный счёт – «Сколько медалей у победителей», в которой малыши считают награды у жителей леса, участвовавших в забеге);
  • часы (действующие и нерабочая модель для развития навыка определения времени по часам с циферблатом с арабскими цифрами);
  • магнитная доска.
Зона экспериментирования
  • школьная доска, мел;
  • глобус;
  • детский микроскоп;
  • выставка поделок (из природных материалов, например);
  • одежда для опытной деятельности (халаты, бахилы и пр.).
Зона для конструирования
  • пазлы;
  • наборы конструкторов разной величины;
  • макет перекрёстка для отработки навыков грамотного поведения на дороге, Светофорик, дорожные знаки;
  • макет пространства космоса.
Зона живой природы
  • цветы на подоконнике;
  • инструменты для полива (лейка, шланг).
Трудовая часть предметно-развивающей среды
  • календарь дежурств воспитанников группы;
  • спецодежда для уборки;
  • веники, совки для подметания;
  • ведро, тряпки для уборки.

Полезные советы

Ваш малыш уже достиг шестилетнего возраста и скоро отправится в школу

На этом этапе родителям очень важно понимать, насколько их чадо готово к такой нагрузке – физически, эмоционально и психологически. При подготовке к школе особенно важно оценить знания и умения своего ребёнка

Вспомните себя, когда вам было 6 лет. Чем вы увлекались, что чувствовали, как реагировали на критику, наказания и поручения взрослых? Мы не зря начали с этого вопроса – зачастую родители шестилетних малышей совершенно позабыли, как себя воспринимает и чувствует ребёнок в этом возрасте. Ведь это замечательная, беззаботная пора, полная неизвестности и любопытных открытий! Не превращайте этот светлый и радужный период вашего чада в бесконечный поток «ты должен», «что ты как маленький», «ведь ты уже большой» и т.д. Конечно, это уже не годовалый малыш, но и не маленькая копия взрослого. И потому он имеет полное право на своё собственное мнение и личные ошибки. 

Помня о том, что шестилетки очень внимательны и имеют склонность к подражанию, введите привычку следить за своей речью и поступками. Ребёнок неосознанно берёт пример с родителей и, впоследствии, будет транслировать полученный в детстве опыт во взрослой жизни. Ваша задача – дать малышу правильный ориентир. Как это сделать?

  • Откажитесь от позиции «сверху» — дети к ней очень чувствительны. Будьте на равных, спрашивайте совета и мнения ребёнка. Так вы дадите почувствовать свою значимость, проявите уважение и укрепите уверенность в себе;
  • Забудьте слова-паразиты и, уж тем более, нецензурную лексику;
  • Подключайте кроху к взрослым занятиям и помощи по дому;
  • Разделяйте игры и увлечения своего ребёнка;
  • Не критикуйте и не сравнивайте его с другими детьми. Правильным психологическим приёмом является сравнение ребёнка только с ним самим, но в более раннем возрасте;
  • Отмечайте успехи, хвалите и не зацикливайтесь на неудачах. Если ребёнку трудно, волшебная фраза «Давай вместе» решит его проблему и не поколеблет уверенность в себе;
  • Установите чёткие правила, например: не дерёмся, не обижаем животных, кушаем только за столом и т.д. Причём этим законам должны следовать не только дети, но и вы сами. Такой приём формирует правильное отношение к окружающим, учит бытовым ритуалам, укрепляет авторитет родителей;
  • Будьте другом своему малышу, учитесь доверять. Этот крепкий фундамент не раз спасёт ваши будущие отношения в периоды возрастного кризиса ребёнка.

Ведите себя с ребёнком в 6 лет уважительно, на равных, доверительно, по-дружески, уверенно, авторитетно, понимающе, по-доброму, терпеливо, внимательно, искренне.

При выборе занятий для вашего чада опирайтесь на его темперамент и склад характера. Эта информация поможет вам понять, какие природные данные необходимо развивать, а какие аккуратно корректировать. Спросите самого малыша, что ему по вкусу. Иначе есть риск вскоре услышать, что он не желает посещать уроки, ведь они ему не нравятся. 

Виды развивающих занятий в подготовительной группе

Осуществление задач развития по установкам Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) сопровождает весь образовательный процесс в детском саду, но наиболее выражено проявляется при организации НОД. Список дисциплин в сравнении со старшей группой расширяется:

  • математика (2 раза в неделю);
  • развитие речи (1 раз в неделю);
  • обучение грамоте (1 раз в неделю);
  • физкультура (3 раза в неделю, в некоторых детских садах одно из трёх занятие выделяется под спортивные игры, причём отдельно для мальчиков и девочек, например, пионербол и аэробика соответственно);
  • ознакомление с окружающим миром (1 раз в неделю);
  • экология и основы безопасности жизнедеятельности (1 раз в неделю);
  • художественное творчество (2 раза в неделю рисование, 1 раз лепка и аппликация);
  • конструирование (1 раз в неделю);
  • музыка (2 раза в неделю).

Если рабочей программой детского сада предусмотрено, то 1–2 часа в неделю в рабочем графике выделяются под хореографию (или логоритмику, ритмопластику) и иностранный язык (английский).

Задачи всестороннего развития дошкольников включаются также и в режимные моменты, а также в подготовку развлечений и организацию прогулок, предполагая:

  • отработку культуры гигиенических навыков в аспекте самообслуживания, следования правилам здорового образа жизни;
  • накопление опыта в эмоционально-волевой сфере;
  • развитие интеллекта, самостоятельности;
  • продолжения работы по формированию нравственных качеств личности и чувства патриотизма.

Развивающий компонент есть в каждом элементе образовательной деятельности в ДОУ

Как помочь ребёнку развиваться? Советы и методы

Prostock-studio/Shutterstock.com

Залог успешного обучения в школе – последовательное развитие 5-6-летних детей. Не стоит обгонять физические возможности мозга ребёнка и пытаться «впихнуть» в него слишком сложные задачи, например вызубрить английский и математику

В этом возрасте надо максимально широко развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику и социальные навыки. 

Готовим дошкольника

Prostock-studio/Shutterstock.com

Играйте с детьми! Всю информацию о мире дети получают через общение и игру

Решение логических головоломок, сбор пазлов и рисование развивают мышление и внимание. Чтение увлекательных книг расширяет кругозор и развивает воображение ребёнка

Учите безопасности

Не забывайте разыгрывать «экстремальные» ситуации, чтобы научить ребёнка быстро реагировать и принимать решения на основе имеющихся знаний. Например, спросите ребёнка, что он будет делать, если потеряется в магазине или почувствует запах дыма в квартире?

Шестилетние дети всё чаще остаются без присмотра родителей: в школе, с другими взрослыми, на улице, дома. Чтобы меньше переживать за ребёнка, когда он находится вдали от вас, установите себе на телефон приложение «Где мои дети». С ним вы всегда будете знать, где находится ваш ребёнок и что происходит вокруг него.

Развивайте «взрослые» качества

Тренируйте самодисциплину и усидчивость. Постепенно увеличивайте время занятий – через год ребёнку предстоит сесть за парту в школе, где нельзя просто так вскочить и побежать играть

Поэтому важно привить детям любовь к новым знаниям. Пусть это будут интересные, увлекательные занятия

Поощряйте детей за успехи и не ругайте за неудачи.

Не бойтесь разделять ответственность с ребёнком. Он вполне способен выполнять простые поручения, участвовать в бытовой жизни своей семьи, принимать решения: что надеть, взять с собой и т. д. Ребёнок в 6 лет способен к самообслуживанию – почистить зубы, умыться, переодеться, убрать за собой посуду. Воспитывайте уважительное отношение к окружающим с детства, потому что во время подросткового бунта времени на это уже не будет.

Рассказывайте, как взаимодействовать с окружающими

Учите выстраивать здоровые отношения со сверстниками и взрослыми, находить компромиссы, решать конфликтные ситуации, грамотно аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Это пригодится ребёнку на протяжении всей жизни.

Используйте игры

Prostock-studio/Shutterstock.com

Игры в этом возрасте нацелены на развитие умения контролировать своё внимание, а также на развитие терпения. Игра «волшебница»

Игра «волшебница»

Выбирается «волшебница», её сажают на стул и завязывают глаза. Остальные дети выстраиваются в колонну и по команде ведущего по очереди обходят вокруг стула. Если «волшебница» услышит хоть малейший шорох, то она должна назвать имя шумевшего. Если угадала, игрок становится новой «волшебницей».

«Ладонь в ладонь»

Для развития коммуникативных навыков хорошо подойдут игры в парах. Например «ладонь в ладонь».

Перед детьми выстраивается полоса препятствий, например из столов и стульев. Один ребёнок в паре прижимает свои ладошки к ладошкам другого, и дети таким образом, не отрывая ладошки друг от друга, двигаются вокруг препятствий. При этом останавливаться нельзя: если пара остановилась, она приседает и ждёт окончания игры. Побеждает пара, прошедшая максимально далеко.

Для усложнения упражнения есть вариант, где пара двигается, зажав бумажку между лбами. Если листок упал – пара останавливается.

Существует огромное количество игр, но важно выбирать те, которые научат ребят взаимодействовать друг с другом. Отдавайте предпочтение подвижным играм

Следите, чтобы дети выполняли правила, – это дисциплинирует и учит самоконтролю. Поощряйте инициативу при выборе игр, а также желание быть ведущим – это позволит детям проявить свои лидерские качества.

Кризис младшего школьника и мотивы первоклассника

Здесь ключевую роль играют мотивы, которые могут побудить будущего первоклассника отправиться в школу:

  • познавательная деятельность, выражающаяся в учебном процессе;
  • мотивы, направленные на появление новых знакомств, кроме того, они связаны с принятием как данности того, что учиться необходимо;
  • ребенок стремится занять новое положение в отношениях с окружающими его людьми, т. е. он, по большому счету, переходит из одной социальной группы (дошкольники) в новую (учащиеся средней школы);
  • мотивы, которые имеют внешнюю направленность, ведь ребенку приходится так или иначе подчиняться требованиям, предъявляемым ему взрослыми людьми; V игровой мотив, переносимый в его сознании в новую сферу, которая теперь представляет собой учебу;
  • соревновательный мотив, базирующийся на получении более высокой оценки по сравнению с другими учащимися класса.

Чтобы подробно изучить все мотивы, которые движут поведением ребенка, можно воспользоваться одним хорошо проверенным психологическим методом. Предложите малышу небольшой рассказ, где каждый из героев по-своему объясняет свое желание идти или не идти в школу. При этом ребенок должен будет выбрать одну из предложенных версий. Как говорят детские психологи, дети в возрасте около шести лет имеют высокую побудительную силу игрового мотива, который зачастую сочетается с социальным или позиционным мотивом. В обучающих условиях (если 6-летний ребенок уже посещает школу) данный мотив постепенно отходит на второй план, а ему на смену приходят позиционный и познавательный. Этот процесс идет значительно медленнее, чем у шестилетнего ребенка, который пока не ходит в школу.

Психологи заметили, что между дошкольным и младшим школьным возрастом ребенок резко меняет свою самооценку. До достижения шести-семи лет он воспринимает себя исключительно положительно, причем это совершенно не зависит от того, в какой сфере он себя оценивает. Психологи наглядно демонстрируют проявление кризиса детского возраста в 6-7 лет при помощи простейшего упражнения под названием «Лесенка». Ребенку предлагают определить свои навыки и умения и поставить их на определенную ступень лестницы в зависимости от того, как он оценивает себя. Дети до шести лет всегда ставят себя на самую верхнюю ступень и определяют свое развитие как наиболее высокое.

Перед поступлением в школу ответы ребенка начинают резко изменяться. Во многом кризис первоклассника связан с тем, что он начинает разграничивать Я-реальное (тот человек, каким он является на самом деле в настоящий момент) и Я-идеальное (кем бы он хотел стать или какими навыками овладеть). Самооценка растущей личности становится более адекватной, малыш не собирается больше располагать себя на самой высокой ступени, однако уровень притязаний, который диктуется ему со стороны идеального Я, остается очень высоким.

В этом же возрасте очень сильно меняется отношение ребенка к взрослым. Примерно к семи годам дети постепенно начинают отличать свое поведение при общении с близкими людьми и прочими взрослыми, пусть даже и посторонними. Если спросить шестилетнего ребенка, о чем с ним может заговорить посторонний человек, то он ответит, что он предложит поиграть, позовет куда-нибудь. Получается, что дети в шестилетнем возрасте воспринимают чужих взрослых людей как приятелей или же, как близких. Но буквально через пару месяцев после того, как ребенку исполняется шесть лет, он может предложить сразу несколько вариантов относительно общения с посторонним человеком, рассказать, чего именно он ждет от обращения чужого. Например, дети зачастую говорят, что посторонний может попробовать узнать их адрес, имя и телефон. Они начинают постепенно различать разницу общения между близкими и чужими людьми.

В возрасте семи лет начинают формироваться произвольная умственная деятельность и поведение. Именно в этом возрасте ребенок становится способен воспринимать и удерживать ряд определенных правил, причем их значимость существенно возрастает. Все эти способности появляются в связи с тем, что в сознании ребенка возникает довольно сложная цепочка понятий.

Статья прочитана 26 968 раз(a).

Интеллектуальное развитие

Значительные изменения происходят в интеллектуальном развитии.

Основным видом познавательной деятельности у детей6-7 лет остается игра. Изменяются ее формы, содержание и уровень сложности. Дети играют с соблюдением правил. Преобладают подвижные и сюжетно-ролевые игры.

Окружающий мир

Ребенок 6-7 лет активно познает окружающий мир, задает много вопросов и сам строит собственные версии. Также:

  • хорошо ориентируется в пространстве;
  • интересуется, как и из чего сделаны предметы;
  • составляет собственное представление об устройстве окружающего мира;
  • умеет применять новые знания в жизненных ситуациях и играх;
  • легко понимает принцип действия сложных игрушек;
  • с легкостью учится новым действиям, совершенствует имеющиеся навыки.

Речь

Продолжает развиваться звуковой аспект речи, формируются основы грамматики. Шестилетка должен уметь:

  • четко произносить все звуки;
  • строить предложения, правильно согласовывая между собой слова;
  • заучивать и декламировать стихотворения, пересказывать литературные произведения.

Речь становиться внятной, эмоционально окрашенной.

Математика

Совершенствуются математические умения:

  • умеет считать до 10 и в обратном порядке;
  • понимает значение математических знаков, может, используя счетный материал, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • знает название основных геометрических фигур;
  • имеет представление об объемных телах;
  • может оперировать такими соотношениями: «близко — далеко», «больше — меньше», «толще — тоньше» и т.п.

Дети могут выполнять несложные операции по заданному алгоритму. Способны исправлять собственные ошибки, корректировать свою деятельность.  

Кризис развития ребенка 7-го года жизни: первый раз в первый класс

Иногда ситуация начинает развиваться в другом ключе. Детский кризис 7 лет может развиться и в том случае если дети под влиянием определенных обстоятельств не оказываются на школьной скамье, однако их позиция школьника к этому моменту полностью сформировалась. У детей возникает желание пойти в школу, они стремятся занять новое положение в обществе, обыкновенная дошкольная деятельность перестает их удовлетворять. Ребенок в этом возрасте стремится, чтобы его новая социальная позиция была признана окружающими. Он начинает протестовать против того, что родители относятся к нему как к маленькому

При этом совершенно не важно, где это происходит — на улице, среди незнакомых людей, или же дома, когда рядом только близкие люди. Подобный протест может выражаться в самых разных формах

Само собой разумеется, что кризис семилетнего возраста формируется не ежеминутно, поэтому психологи выделяют сразу несколько этапов становления позиции будущего школьника. Прежде всего, они отмечают, что ближе к семи содам дети начинают положительно воспринимать школу, Даже несмотря на то, что основные содержательные моменты учебного процесса остаются для них загадкой. По большому счету, такая позиция ребенка остается еще дошкольной, он ее попросту переносит на школьную почву. Ребенок стремится пойти в школу, однако не собирается менять свой привычный образ жизни. В его сознании формируется позитивный образ этого учебного заведения за счет внешних атрибутов: ему становится интересно, есть ли там определенная форма одежды, как будут оценены его успехи, как придется там себя вести.

Следующий этап развития позитивной позиции будущего ученика по отношению к школе представляет собой возникновение ориентации на действительность учебного заведения, в частности, на ее содержательные моменты

Однако, прежде всего ребенок обращает внимание не столько на сам обучающий процесс, сколько на социализацию в коллективе

Последний этап, связанный с формированием кризиса 7-летнего возраста, представляет собой непосредственное возникновение позиции ребенка, когда у него уже формируются социальная направленность и окончательная ориентация на ключевые составляющие жизни в самой школе. Однако, как правило, школьник полностью осознает это только ближе к началу третьего класса начальной школы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: