Особенности детей среднего дошкольного возраста

Ознакомление с социальным миром:

— Имеет первичные представления о школе, культурных объектах, различных профессиях, называет их.

— Знает название поселка, страны, государственных праздников, специальных служб (полиция, пожарная, скорая и пр.). Имеет представление о Российской армии.

Социально-коммуникативное развитие:

1.Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «простите».

2.Доброжелательно относится к детям и взрослым, не вмешивается в разговор взрослых, обращает внимание на хорошие поступки свои других детей. 3.Уметь действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения

Соблюдать элементарные правила в коллективных играх. Умеет договариваться с детьми, во что играть, кто кем будет в игре;

3.Уметь действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Соблюдать элементарные правила в коллективных играх. Умеет договариваться с детьми, во что играть, кто кем будет в игре;

4.Может общаться спокойно, без крика.

5.Самостоятельно одеваться и раздеваться; следить за своим внешним видом.

6.Иметь представления о себе: знает свое имя и фамилию, возраст, домашний адрес. Имеет первичные гендерные представления (мужчины — смелые, сильные; женщины — нежные, заботливые).

7.Называть членов своей семьи, их имена, имеет представления о родственных отношениях, своих правах и обязанностях.

8.Соблюдать навыки поведения во время еды, умывания, самостоятельно пользуется, салфеткой, расчёской и носовым платком.

9.Соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду; Соблюдать правила поведения на улице и в транспорте.

10.Способен самостоятельно выполнять поручения, поддерживать порядок на рабочем месте.

11.Проявлять уважение к труду взрослых и детей.

12.Иметь представление о работе своих родителей;

13.Иметь представление об основах безопасного поведения в природе, быту, на дорогах.

14.Знать название своей Родины; Знать название города, где живет, улицу;

15.Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);

16.Соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);

17.Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Художественно – эстетическое развитие:

1.Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;

2.Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;

3.Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;

4.Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;

5.Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;

6.Правильно держать ножницы и действовать ими;

7.Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал — из четырёхугольника, делать косые срезы;

8.Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;

9.Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать

Различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек

В возрасте 5 лет в поведении и воспитании мальчиков и девочек имеются некоторые различия.

  • В этот период детям уже следует прививать характерные черты для их пола: мальчикам – мужественность, девочкам – женственность. Уменьшительно-ласкательные слова («зайка», «солнышко» и т. д.) рекомендуется чаще применять к девочкам. А вот в общении с мальчиками их следует применять как можно реже, они ведь будущие защитники. Лучше обращаться к ним по имени или со словами: «сынок», «помощник».
  • Обычно в возрасте 4-5 лет в большинстве случаев наблюдаются различия в предпочтении игр и игрушек. Мальчики любят машинки, конструкторы, роботов, спортивные игры. Девочкам нравятся куклы, мягкие игрушки, творческие занятия. Но не стоит переживать, если ваши дети выбиваются из стандартных ситуаций и предпочитают игрушки противоположного пола. Приоритеты часто меняются, и такой случай в наше время не редкость.
  • Чаще всего девочки уже более усидчивы, чем мальчики, поэтому воспитание мальчика 4-5 лет может даваться несколько сложнее, чем воспитание девочки того же возраста.
  • В этот период могут начать проявляться разные способности: девочки склонны запоминать больше стихов и песен, а мальчики – любят считать.
  • В целом поведение мальчиков в 4-5 лет характеризуется проявлением большей физической активности по сравнению с девочками, склонностью к коллективным спортивным играм.

Особенности психического развития

Отличительной чертой психического развития ребенка четырех лет является произвольность и осознанность функционирования процессов памяти, внимания и восприятия.

В целом психическое развитие характеризуется следующими чертами:

Первоначальное развитие волевых качеств;
Преобладание наглядно-образного мышления;
Выполнение действий, носящих практическую ориентацию, основанных на опыте;
Начальные задатки развития словесно-логического мышления;
Расширение объема и возможностей памяти;
Внимание становится более стабильным и сосредоточенным. Дети способны заниматься какой-то одной деятельностью в течение двадцати минут;
Преобладание эгоцентрической позиции в мыслительной деятельности и поведенческих процессах;
Развитие интеллектуального общения.

Особенности развития детей 4-5 лет

  1. Более активно, чем раньше, развивается мелкая моторика, ребёнок более умело пользуется карандашами, кистью, ручкой и другими принадлежностями для творческой и учебной деятельности.
  2. Ребёнок много времени играет со сверстниками, общается с ними.
  3. Развивается сильный познавательный интерес. Малыш стремится всё узнать, задаёт много вопросов взрослым. Он активно впитывает в себя новую информацию.
  4. Ребёнок хорошо управляет своим телом и координирует движения.
  5. В этом возрасте дети уже практически не нуждаются в дневном сне. В садике это остаётся необходимостью, и они подчиняются тем требованиям. А вот дома большинство детей уже не спят днём.
  6. Ребёнок 4-5 лет знает основные геометрические фигуры, цифры от 0 до 9, собирает простые пазлы, находит сходства и различия между двумя предметами, называет обобщающим словом группу предметов, знает основные профессии, умеет правильно задавать вопросы, может пересказать содержание сказки или рассказать наизусть простое стихотворение, умеет аккуратно раскрашивать картинки.

Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет

На данном возрастном этапе трудности в воспитании могут возникать вследствие затянувшегося кризиса 3 лет. А препятствуют его разрешению обычно неверно выбранные способы взаимодействия с ребёнком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли малыша и неумение вовремя понять его потребности и истинные причины поведения.

Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.

Если же родители способствовали развитию самостоятельности ребёнка и мягко направляли его действия, то проблем в воспитании ребёнка в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем будет значительно меньше.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Слайд 21 Семья – это главное Семья играет важнейшую роль в становлении личности

ребенка.Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это

тот эталон, который он считает единственно верным

Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье.Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь.Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

Слайд 2 Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный

период, период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в

целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма

На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.
Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире

Слайд 12На заметку: Если взрослые постоянно читают детям детские книжки, чтение может

стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, дают объяснения

поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. Дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.

Специфика физического развития

Четырехлетние дети активно развиваются физически и их возможности быстро возрастают. Наблюдается:

  • Развитие координации движений, ее развитость и устойчивость. Если ранее движения ребенка были хаотичными и пространственно-неустойчивыми, то в настоящее время они становятся более стабильными и уверенными;
  • Потребность в постоянной двигательной активности. Энергия ребенка в фазе роста, поэтому ему требуется ее расходовать;
  • Активное развитие моторных функций. Все движения ребенка среднего возраста характеризуются быстротой и ловкостью;
  • Неравномерный рост мышц. Ребенок развивается достаточно быстрыми темпами, в том числе и его мышцы. Однако они растут неравномерно, что требует с умом подходить к физической нагрузке ребенка. Ее нужно равномерно распределять и избегать перегрузок. Это устранит проблемы с усталостью ребенка и перенапряжением;
  • Темпы физического развития ребенка: рост на 5-8 см в год и набор 1,5-2 кг веса;
  • Целенаправленность двигательных функций. Движения ребенка носят уже не простой, а целенаправленный характер. Они мотивированные, осознанны и регулируются ребенком;
  • Двигательная активность находится в прямой зависимости от эмоционального настроя. Ребенок не способен к выполнению какого-то физического действия без желания и заинтересованности в нем. Точно также, остановить выполнение какой-то деятельности ребенок не может просто так;
  • Заинтересованность познания собственного физического устройства и развития, способностей;
  • Наблюдается рост степени функциональных возможностей;
    Более развитие навыки гигиены, способности к элементарному самообслуживанию.

Психологическое развитие

В возрасте 4-5 лет многие психические процессы у ребенка становятся более произвольными и осознанными.

Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень — появляется образное мышление. Познание происходит на основе практических действий. Дети могут сопоставлять предметы по форме, находить подобные, группировать по существенным признакам.

Совет №2

Предлагайте ребенку для игры геометрические фигурки, паззлы, мозаику, конструкторы Лего и других производителей.

В 4-5 лет ребенок становится очень любознательным. У него появляется потребность в интеллектуальном общении. Он пытается осмыслить те явления, которые его окружают, задает много вопросов взрослым.

Совет №3

Рекомендации! Не отмахивайтесь ребенка, если он будет приставать к вам с вопросами. Постарайтесь в доступной форме объяснить интересующую его тему.

В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти. Дети могут запоминать около 7-8 названий предметов. Появляется произвольное запоминание, могут заучивать небольшие стишки наизусть. В процессе освоения речи и слушания художественных литературных произведений у детей развивается образная и словесная память.

Совет №4

Читайте детям сказки. Просите их пересказывать услышанное.

У средних дошкольников улучшается внимание, оно становится более устойчивым. Дети способны сосредоточенно заниматься одним видом деятельности в течение 15-20 минут

Активно развивается воображение. Ребенок много фантазирует, придумывает вымышленных друзей, создает вокруг себя сказочный мир. Он мечтает о собственных сверхвозможностях, большом признании его заслуг. Благодаря развитому воображению ребенок может понять то, что он сам не видел, но о чем ему подробно и понятно расскажут. Вследствие бурной фантазии у него могут появиться страхи.

Совет №5

Не оставляйте детские страхи без внимания. Обсуждайте с ребенком то, что его пугает. Поищите информацию, как можно избавиться от страхов и в случае необходимости обращайтесь к специалистам.  

Преобладающим видом деятельности остается игра. Изменяется ее содержание и усложняются формы проведения. Появляются ролевые игры. Содержание игры акцентируется на обыгрывании отношений между людьми. У детей могут возникать конфликты при распределении ролей.

Совет №6

С 4 лет нужно предлагать детям игры, соответствующие его полу.

В этом возрасте дети активно и с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Им очень нравится рисовать. У детей активно развивается мелкая моторика.

Совет №7

Рисуйте с детьми, занимайтесь художественной лепкой, учите их петь и танцевать. Пытайтесь их увлечь этими занятиями, а не заставлять. Предлагайте самые простые идеи для поделок. Хвалите за выполненную работу. Некоторые поделки можно дарить кому-то из близких людей, чтобы ребенок увидел значимость своего труда.  

Активно развиваются речевые способности. Увеличивается словарный запас. Улучшается звукопроизношение. Дети способны четко выражать свои мысли. Они могут описать свои ощущения, рассказать, как выглядит предмет, пересказать небольшой рассказ.

У детей развивается связная речь, формируется грамматическое чутье. Они учатся согласовывать слова, употреблять предлоги.

Совет №8

Если у ребенка остаются проблемы со звукопроизношением, не оставляйте эту проблему без внимания — обратитесь к логопеду.

Слайд 18 На заметку: Запретов, правил и законов не должно быть очень много:

в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять

их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест. Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка. Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей.Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду. Не перегружайте его совесть. Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках: появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность. 

Слайд 19 Как воспитать послушание Единство требований приводит к формированию устойчивых привычек;

проявление такта, терпения; объяснение, почему надо мыть руки, нельзя шуметь,

обижать. Ребенок реагирует не только на то, что вы потребовали, но и на то, как (спокойно, ласково или грубо, обидно). Требования должны выполняться обязательно. Повторить еще раз более категорично. Не послушается – оставить в покое и не общаться

Важно, чтобы не накапливался опыт непослушания.Недостатки воспитания к этому возрасту начинают оформляться в устойчивые неприятные черты характера. Важно воспринимать эти черты именно как следствие неправильного воспитания

Мягко и деликатно корректируйте неприятные проявления, учитывая индивидуальные особенности, темперамент и принимайте ребенка независимо от его поведения

От составителя

Логическое мышление:

Внимание

• Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).

• Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

• Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

• Повторять узор или движение.

Мышление

• Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Зачем мама готовит ужин?).

• Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).

• Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

• Складывать пазлы без помощи взрослых.

• Построить из конструктора по образцу любую фигуру.

• Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.)

• Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный — стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный — ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.

• Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Память

• Запоминать 7-8 картинок.

• Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»).

• Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).

Мелкая моторика

• Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.

• Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

• Лепить из пластилина мелкие фигурки.

• Завязывать узелки на веревке.

• Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.

Навыки письма:

1.Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

2.Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

3.Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

Окружающий мир:

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1.Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?

2.Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.

3.Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.

4.Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.

5.Иметь представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т.п.). Имеет представления о свойствах воды, песка, снега.

6.Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.

7.Знать и называть овощи, фрукты, ягоды, грибы, комнатные и лекарственные растения, деревья.

8.Иметь представления о птицах, насекомых, домашних питомцах, диких и домашних животных и птиц (их детенышей), пресмыкающихся.

9.Знать номера экстренных служб и как им позвонить.

Самообслуживание:

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1.Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки,

Правильно пользоваться ложкой и вилкой.

2.Уметь застилать кроватку.

3.Налить воду-сок-молоко в стакан.

4.Вытереть брызги после себя.

5.Использовать салфетку за столом.

6.Накрывать на стол для себя и других. Убирать со стола за собой.

7.Использовать ершик в туалете.

8.Выбирать одежду по погоде.

9.Завязывать шнурки.

10.Бросать мусор в мусорное ведро.

11.Иметь представление о правилах поведения в общественных местах.

Слайд 15 Общение со сверстниками и взрослыми Первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками.

Возрастает сопереживание сверстнику. Однако, оно зачастую неадекватно – успехи сверстника

могут огорчать, а неудачи – радовать. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Достоинства, которыми обладает ребенок, приобретают значимость, только когда их оценивает кто-то другой. Потребность в признании и уважении сверстников оказывается главной.Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры.Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер.Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным.Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов.Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными.  

Речевое развитие в среднем дошкольном возрасте

Основной особенностью речевого развития этого периода является то, что дети практически полностью изменяют свои речевые контакты со взрослыми. Речь выступает следствие стремления ребенку к познанию окружающего мира. Он стремится услышать от взрослого ответы на все, интересующие его вопросы, независимо от того понятны они ему будут или нет. Сложность и трудоемкость понимания уступает интересу ребенка.

Следует отметить следующие черты речевого развития четырех-пятилетнего ребенка:

  • Более развитая дикция;
  • Минимальное количество ошибок при звуковом произношении;
  • Речь выступает объектом активности ребенка;
  • Грамматические навыки активно развиваются и совершенствуются;
  • Детям нравятся стихи и иные рифмы. Ритмическая составляющая речи вызывает интерес;
  • Преобладает ситуативная речь при взаимоотношениях со сверстниками;
  • При общении со взрослыми речь носит познавательную направленность и не является ситуативной.

Игры и игрушки в 4-5 лет

Вовлекайте детей этого возраста в подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные, сюжетно — ролевые и настольные игры дома. Различные конструкторы, пазлы, кубики для обучения чтению, куклы и машинки разных марок.

Раскраски, наборы для творчества, которых сейчас очень много в продаже, тоже порадуют ребёнка. Велосипед, самокат, коньки, лыжи – очень полезные приобретения для активного отдыха. И, конечно, не забывайте ежедневно читать вместе книги, обсуждать их содержание, пересказывать, учить стихи.

Несмотря на то, что ваш малыш становится менее импульсивным и его способности к обучению с каждым днём возрастают, он по-прежнему остаётся ребёнком, который нуждается в игре, активной деятельности и вашем внимании. Помните о том, что нельзя забирать у него детство раньше времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: