Формирование орфографических навыков младших школьников на уроках русского языка

Как научить ребенка грамотно писать: советы автора школьных учебников по русскому языку - папамамам — миф

Виды работ:

  • На доске напишите два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Попросите выписать слова только с удвоенной согласной.
  • При изучении темы «Непроизносимые согласные» предлагаем детям написать по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, открываем доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использовать при изучении любой темы.
  • Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываем предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят туже работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.
  • Можно применять диктант «Проверь себя» (3-4 предложения). Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чем заключается  помощь учителя: предлагаем вспомнить правило, задаем вопрос или объясняем. Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.
  • Используем на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы использую следующее стихотворное правило:

Имена, фамилии, начинает буква

Клички, города – Важные слова:

Все с заглавной буквы Иванова Анна,

Пишутся всегда. Шуя и Москва.

Лыжи, мыши и ужи

Шины, ёжики, чижи,

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ– С буквой И всегда пиши.

****

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо «шесть» получим «шест»,

Вместо «есть» получим «ест».

Станут «пенками» «пеньки»,

«уголками» – «угольки»,

«банька» в «банку» превратится.

Вот, что может получиться,

Если будем забывать.

Доказано, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.

При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружения и опознавания орфограммы.

Орфографические навыки учеников начальной школы

Определение 1

Орфографические умения – это умения, обеспечивающие грамотное написание текста.

Орфографических умений всего четыре:

  • первое – умение замечать орфограмму, то есть то место в слове и между словами, где необходимо выбрать написание из нескольких вариантов. Нахождение орфограмм в словах основывается на специальных признаках. Чаще всего, отсутствие умения видеть эти признаки и мешает грамотному письму, так как ребенок не видит место в слове, к которому должно быть применено то или иное правило;
  • второе – умение выбрать написание, то есть применить орфографическое правило. Как только ребенком обнаружена орфограмма в слове, то есть, точка приложения орфографического правила, он может этим правилом воспользоваться;
  • третье – объяснение выбора написания устно и графически. Данное умение требуется, если ребенок пишет самостоятельно, и может проанализировать то, что написал;
  • четвертое – умение находить и исправлять ошибки. Рассматриваемое умение основано на предыдущих трех. Чтобы проверить себя, ребенку необходимо проделать те же действия: убедиться, что нашел орфограмму, основываясь на опознавательных признаках, применить правила, объяснить написание.

Важность орфографической грамотности в эффективном письменном общении людей осознавалась обществом на всех этапах его развития, в связи с чем задача обучения детей грамотному письму всегда занимала одно из центральных мест в системе образования. В русской орфоэпии выделены следующие основные принципы правописания слов:

В русской орфоэпии выделены следующие основные принципы правописания слов:

  1. фонетический принцип письма заключается в том, что слова пишутся так же, как слышатся. Задача пишущего – соотнести каждый звук, который он слышит в слове, с соответствующей ему буквой, и записать все буквы в необходимой последовательности. Для реализации данного принципа необходимы следующие предпосылки:

    • умение четко и безошибочно различать на слух все звуки речи;
    • умение правильно произносить все звуки;
    • владение звуковым анализом и синтезом слов;
    • знание всех букв и способность четко различать их по виду.
  2. Традиционный принцип написания – многие слова пишутся так, как писались раньше, не учитывая современное состояние русского языка. То есть, при написании таких слов нет возможности использовать какое-либо грамматическое правило.

  3. Морфологический принцип предполагает, что каждая значимая часть, общая для родственных слов, то есть морфема, вне зависимости от особенностей ее звучания, всегда должна писаться одинаково. Чтобы успешно овладеть данным принципом письма, необходимы следующие предпосылки:

    • владение учениками морфологическим анализом слов;
    • наличие большого и осмысленного, систематизированного словарного запаса, необходимого для подбора проверочных однокоренных слов;
    • овладение еще в дошкольном возрасте грамматическими нормами языка.
  4. Фонематический принцип письма – в соответствии с данным принципом, дети должны установить сильную и слабую позицию звука.

3.2. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма

сложнейших,
требуют непрерывной целенаправленной
работы.
Принимая в
начале учебного года новый класс, мы с первой
же недели стараемся выявить наиболее
слабых учащихся, чтобы, не теряя времени,
начать с ними индивидуальную работу.
В тетради учёта успеваемости на отдельной
странице записываются фамилии этих учеников,
а затем первые ошибки, ими допущенные.
После каждой письменной работы эти записи
пополняются. Это дает возможность не
только классифицировать ошибки, но и
видеть, когда ученик допускает ошибки
в одних и тех же словах (они подчёркиваются).
Главное в словарно-орфографиче кой
работе — выработка орфографической
зоркости.
С досадой обнаружли,
что ученики, пришедшие из начальной
школы, не умеют списывать и допускают
ошибки даже в тех словах, где
нет пропущенных букв. Результаты
первой работы были очень плохими. Но
постепенно дети становились более внимательными

Мы проводили две такие работы каждую
четверть.
Очень важно
формировать умение опознавать орфограммы. В любой письменной работе учащиеся
выделяют, показывают орфограмму, в
устных работах обязательно называют
её: «В слове далёкий в корне безударная гласная,
проверяемая ударением, — даль»

И т.п.
Здесь очень помогает справочник на форзаце
учебника, которым с первых же дней ученики
должны научиться пользоваться.
На каждом уроке
проводится словарно-орфографиче кая
работа. Это или «По следам ошибок», когда вызываются
двое-трое учащихся (поочередно) и получают
задание записать слова, в которых ранее
были допущены ошибки; или работа над новыми
словами, которые даны в учебнике для заучивания;
или словарные диктанты (два в четверть).
В словарные диктанты включаю
слова, над ошибками в которых класс работал
(в конце моей тетради учета есть страница,
где указываются дата, вид письменной
работы и слова, в которых было допущено
наибольшее количество ошибок). Это помогает
увидеть, над какими ошибками надо работать,
какие новые слова еще не усвоены.
Если ученики
получают за словарный диктант»2″
то они имеют возможность через
несколько дней переписать его, но оценка
при этом на балл снижается. Если ученик
не готовился к работе повторно,
значит, двойка остается, но на уроках
мы с ним работаю индивидуально, подключая
его к работе «По следам ошибок».
Полезным видом
словарно-орфографич ской работы, формирующим
орфографическую зоркость, может
быть работа с готовым текстом, в
котором нужно устно дли при списывании выделить орфограммы
и объяснить их. Для устной работы целесообразно
использовать детские стихи, считалки
и под.
Оживленно проходит
работа с книжками-малышками: учитель
подчеркивает в них слова и
дает задание: объяснить орфограммы,
слово с пометкой разобрать по составу,
а первое предложение — по членам.
Очень результативна
работа по карточкам, на которых даны
несколько картинок с изображением
предметов, явлений, действий, называемых
словами с трудными орфограммами.
Ученик, получая такую карточку-задание, записывает слова
на доске и выделяет орфограмму. Оценки
за эти ответы обычно бывают положительные.
Вот примерные наборы слов для карточек-картинок.
1. Скворечник, корова,
ученица, мыши, снегирь, снежинка.
2. Арбуз, лыжи,
следы, ученики, цыпленок.
3. Сова, машина,
трамвай, гриб, деревья, синичка.
4. Солнце, собака, заяц, петух, щетка.
Вот пример такой
карточки:
Словарный диктант.
Запиши словами. На какие правила
эти слова?
Наряду с
традиционными карточками, содержащими
тексты и задания, мы пользуемся и карточками, которые
содержат только задание (его можно записать
и на доске — если работает весь класс).
В качестве текста в таком случае выступает
указанная учителем страница учебника.
Например, на доске вычерчена таблица,
в которую школьники вписывают слова из
«Муму» И.С. Тургенева (от слов «Но
вот Герасима привезли в Москву… «до»…как
недоумевает»; или и т.д……………..

Примеры упражнений

Когда начинаем работу над правилом, мы вместе с детьми выделяем существенные, отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:

Прочитайте правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?

Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.

  • Прочитайте правило. Какие согласные нужно проверять? Когда (в каких случаях) следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?
  • Уже в первом классе учащиеся должны уметь пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:

1) определить место, где возникла орфографическая задача;

2) к какой группе правил относится данная орфограмма;

3) в какой части слова находится орфограмма;

4) установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;

5) определить в слове ударение;

6) определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;

7) написать слово в соответствии с правилом.

  • Предлагаем составить предложения по сюжетной картинке на тему «Следы на снегу». Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).
  • Зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. Текст закрываем. Дети записывают его под диктовку.
  • Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.
  • Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день -деньки; пень -пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
  • Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п…ля, м…ря, с…ды. Объясни, почему вставили такие буквы.
  • Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Сущность орфографической зоркости и методы ее формирования

Определение 2

Орфографическая зоркость – это способность или умение быстро обнаружить в тексте, предназначенном для записи, орфограмму, а также определить ее тип.

В связи с этим необходимо выполнять следующие упражнения, направленные на формирование у учеников орфографической зоркости:

  • орфографическое проговаривание – предполагает, что слова произносятся также, как и пишутся, поэтому в памяти остаются движения речевого аппарата;
  • обозначение орфограмм в звуковой схеме слова – детям предлагают зажечь маячок, то есть под орфограммой нарисовать красную точку – знак опасности;
  • нахождение орфограмм в правильно написанных словах, предложениях, текстах и их графическое обозначение;
  • заучивание считалок и четверостиший помогает усвоить отдельное написание слов в предложении. Слова пишутся раздельно, и детям предлагают выучить считалку, ограничивая каждое слово взмахом руки;
  • работа с изографами. Изографы – это слова, записанные буквами, расположение которых похоже на изображение того предмета, о котором идет речь. Детям предлагают прочитать записанное в изографе слово, найти в нем орфограммы и обвести их цветным карандашом;
  • списывание предложений по специальной методике, которую разработал П.С. Жедек, предполагающей знание каждым учеником памятки по списыванию и выполнение всех действий строго по ней;
  • комментированное письмо – упражнение, включающее рассуждения учащегося при написании слов и предложений;
  • объяснительный диктант заключается в том, что дети сначала пишут весь диктант, а затем по очереди объясняют каждую орфограмму;
  • зрительный диктант – орфографическое упражнение, до написания которого ученики в воспринимаемом зрительно тексте без пропуска орфограмм находят все «подводные» камни, объясняя условия их написания. Только после этого текст убирается и учитель начинает диктант;
  • письмо по памяти – в процессе выполнения данного упражнения ученики также делают предварительный орфографический разбор текста, но диктуют себе его сами по памяти;
  • выборочный диктант и списывание предполагает, что ученики записывают только те слова, в которых есть заданные орфограммы. Такое упражнение организует опознавание слов с нужной орфограммой при слуховом и зрительном восприятии текста и уплотняют возможные записи в единицу времени;
  • диктант «Проверяю себя», который разработал А.И. Кобызев, направлен на развитие умения не только обнаружить орфограмму вообще, но и определить собственное личное затруднение. Это упражнение предоставляет учащемуся право пропустить в слове ту букву, в написании которой он не уверен. После записи слов и предложений, учащийся вставляет пропущенные буквы, работая с учебником, со словарем, обсуждая варианты написания с соседом по парте и, если потребуется, то и с педагогом.

Ученики первых классов получают необходимый объем сведений о звуках речи, их сильных и слабых позициях. Именно в этот период идет закладка основ орфографических знаний, умений и навыков, которые постепенно усложняются, совершенствуются и автоматизируются в течение всего обучения в начальных классах и при последующем усвоении русского языка.

Упражнения по развитию орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращаю внимание, я расположила в определённой последовательности:

Сначала образец проговаривания дает учитель – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, поговорить индивидуально.

Списывание.

Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами

В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции

Комментированное письмо.

Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов

Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

Письмо под диктовку.

Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала учитель диектует слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам

Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо

Письмо по памяти.

Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль

Творческие работы.

Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: