Рефлексия в психологии. понятие и типы

Рефлексия • большая российская энциклопедия

Когда рефлексия может дать негативный результат

Когда человек начинает задавать себе огромное количество вопросов, но при этом не дает четких и понятных ответов, рефлексия постепенно переходит в стадию самокопания. Результатом обычно становится бесконечное размышление о прошлом, настоящем и будущем. Это может привести к ухудшению психического самочувствия.

Не стоит концентрироваться на всех проблемах одновременно. Подобный метод рефлексии в психологии принято считать деструктивным. Еще один негативный момент – циклические отрицательные мысли. Они начинают прокручиваться в голове на постоянной основе, принося только страх, боль, отчаяние и прочие неприятные чувства. Итогом может стать состояние клинической депрессии, а также развитие внутренних комплексов и снижение самооценки.

Чтобы научиться правильно рефлексировать, делать специальные упражнения и задавать корректные вопросы, рекомендуется посетить тренинг опытного специалиста. Вы также можете в любой момент обратиться за экспертной консультацией к одному из практикующих психологов из каталога Alter. Здесь вы найдете подходящего специалиста, который поможет вам правильно рефлексировать и разобраться в себе.

Консультация психолога онлайн: современный формат терапии

Вам нужна помощь и поддержка психотерапевта, но нет возможности посещать его лично? Вы можете записаться на сеанс онлайн и работать со специалистом не выходя из дома. В Alter подобрать психолога по вашему запросу можно бесплатно, круглосуточно, анонимно и без регистрации. А если консультация нужна срочно — напишите в чат поддержки, и мы поможем получить квалифицированную помощь как можно скорее.

Понятие рефлексии в психологии

Рефлексией называется умение осознанно акцентировать внимание на собственных мыслях, эмоциях и поступках, анализировать окончательные решения и возможности. Происхождением термин обязан латинскому слову «reflectio», что означает «отражение»

Здесь имеется в виду концентрация внимания на себе, переоценка и анализ. Человек изменяет фокус внимания на собственное «Я» и личное состояние, а также пересматривает своё отношение к разным ситуациям, не думая о том, что происходит вокруг. По мнению древнегреческого философа Сократа, рефлексия является прекрасным и подходящим многим методом для развития и понимания себя.

Рефлексия часто приводит и к критическому анализу себя, поскольку осознание истинных причин собственного поведения может способствовать не самым приятным умозаключениям. Подобные вещи порой очень болезненны, однако, польза рефлексии в психологии неоспорима, ведь она позволяет человеку естественно развиваться.

Саморефлексия позволяет распознать свои настоящие мечты. Учёным из Германии Оливером Шультхайсом (Университет Эрланген-Нюрнберг) установлено, что, если у человека осознанные цели совпадают с бессознательными мотивами, он ощущает себя более счастливым.

Саморефлексия помогает:

  • воздействовать за собственные мысли;
  • выявлять, насколько поступки разумны и последовательны, подвергать анализу мысли;
  • использовать свои внутренние способности для личностного роста;
  • побеждать неуверенность и принимать решения;
  • приводить мысли в порядок;
  • выявлять поведенческие шаблоны и работать над их корректировкой.

К примеру, процесс раздумий в ночное время привёл к пониманию того, что утреннее рабочее совещание заставило вас злиться, а остатки этого гнева повлияли на семейные отношения. Думая об этом, вы начинаете искать причину подобного поведения и стараетесь не допустить такого в будущем. Решение выделять время на отдых после сложных переговоров (вместо непрерывного труда) положительно повлияет на ситуацию.

Исследование рефлексивных возможностей дошкольников

В дошкольном возрасте у ребенка формируются предпосылки для появления рефлексии, условием развития которой считается его совместная деятельность с взрослыми людьми (родителями и педагогами). Готовность к обучению в школе в некотором смысле необходимо оценивать путем анализа степени сформированности рефлексии

Здесь важно обратить внимание на произвольность познавательных процессов, умение контролировать свои действия, рефлективность в отношении выполнения действия

Для осуществления эмпирического исследования, определяющего степень влияния подготовки к школе на рефлексивные возможности ребенка, чаще всего берется за основу методика, разработанная Е. С. Князевой. Использование подобных методик дает возможность определить возможности детей старшего дошкольного возраста ориентироваться в различных компонентах процесса решения познавательных задач.

Методики распределяются на 3 группы и концентрируются на компонентах процесса решения практических задач. Они включают:

  • условия,
  • способы действия,
  • результат.

Диагностические методики из группы «Условие» направлены на выявление степени развития умения ребенка ориентироваться в условиях задачи. Он должен видеть достаточность информации для решения или определить невозможность ее решения.

Методики из группы «Действие» помогают определить возможности ребенка ориентироваться в способах действия. С их помощью дети показывают свои способности в выборе способа действия. Группа методик «Результат» способствует выявлению возможностей дошкольника ориентироваться на результат задания. С их помощью он показывает способности к самооценке.

Замечание 1

Как правило, большая часть исследований показывает, что особенности развития рефлексии связаны с возрастными особенностями ребенка, а также со спецификой организации самой подготовки к школе. Если у детей высокий уровень рефлексивных способностей, то они способны лучше ориентироваться в способах действия и в результатах.

Если при исследовании по предусмотренным методикам дети показывают низкие рефлексивные возможности, то это отражает недостаточность формирования рефлексивных способностей. Они не могут выбрать максимально продуктивный вариант действия.

Значение рефлексии в ДОУ по ФГОС

Согласно ФГОС, одной из основных задач ДОУ является создание условий, необходимых для всестороннего развития детей, согласно специфики дошкольного возраста

Большое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативности детей, умению принимать решения в различных ситуациях, выражению собственных мыслей и чувств. Исходя из этого, у педагогов-практиков возникла необходимость поиска новых методов и средств развития осознанной активности у детей дошкольного возраста, формирования способности к анализу собственной деятельности

Одним из таких методов является рефлексия. Основные требования, которые предъявляются к педагогам ДОУ, это организация ими образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, демонстрирующей профессионально грамотное и правильное окончание занятия, с применением приемов рефлексивной оценки.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Определение 1

Рефлексия – это умение осмысливать и анализировать свое собственное внутреннее состояние.

В настоящее время педагогами ДОУ накоплен достаточный опыт по развитию рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста. Контроль за организацией работы по развитию рефлексивных навыков у детей в рамках ДОУ осуществляет методист, который занимается оценкой отобранных педагогами методов и приемов рефлексии, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Замечание 1

Развитие навыков рефлексивной деятельности у детей дошкольного возраста целесообразно начинать со второй младшей группы, то есть с детьми четвертого года жизни.

«Письма в будущее»

Этот вид деятельности помогает обучающимся анализировать свои текущие знания и представления, задумываться о перспективах своего развития и возможных изменениях в мире.
Прием «Письма в будущее» предполагает, что дети пишут письма, адресованные самим себе через определенный промежуток времени, вымышленным персонажам или будущим поколениям. Написание писем другим лицам побуждает обучающихся выйти за рамки личного опыта и рассмотреть более широкий контекст социальных, экономических и технологических изменений. В письме дети могут поделиться своими мыслями и чувствами о том, что они узнали, чему научились, и как это повлияло на них.
Процесс написания писем в будущее начинается с рефлексии: обучающиеся должны оценить, что они уже знают, какие навыки имеют и какие проблемы видят вокруг себя. Далее они формулируют гипотезы о том, как эти знания и навыки могут быть применены в будущем, и как мир может измениться.

Заключительный этап «Писем в будущее» включает обсуждение написанных писем в классе или малых группах. Это обеспечивает возможность для обмена идеями, критической оценки различных точек зрения и корректировки собственных представлений о будущем на основе аргументированного диалога. Такой обмен способствует не только развитию критического мышления, но и умению аргументированно выражать свою точку зрения и уважать мнение других.

Примеры вопросов, которые можно задать обучающимся:

  • Что вы узнали нового на уроке?
  • Что было для вас самым важным на уроке?
  • Как то, что вы узнали, повлияет на вас в будущем?
  • Что вы хотите сказать себе или другому человеку в будущем?

Преимущества приема «Письма в будущее»:

  • Помогает детям глубже понять учебный материал и его связь с реальной жизнью.
  • Развивает у обучающихся критическое мышление и способность к рефлексии.
  • Позволяет детям выразить свои мысли и чувства в свободной и творческой форме.

Подход написания писем в будущее может быть интегрирован в различные учебные дисциплины, от социальных наук до естественных. Это позволяет обучающимся применять навыки критического мышления в конкретных предметных областях и учиться проектировать знания на потенциальные будущие реалии.

Пример использования «Писем в будущее» на уроке математики:

Написать самому себе или известному математику письмо о том, что узнали о математике, как эта дисциплина помогает им в жизни.

Пример использования «Писем в будущее» на уроке истории:

Написать известному историческому деятелю письмо о том, что думают о прошлом; о том, как оно повлияло на настоящее и о том, как может повлиять на будущее.
Написание писем в будущее помогает учащимся лучше усвоить учебный материал и задуматься о его значении. Это творческий и мотивирующий способ развивать у школьников критическое мышление. Прием развития ТРКМ «Письмо в будущее» помогает детям осознать связь между настоящим и будущим, учит глубже анализировать информацию, формулировать обоснованные предположения и быть открытыми для различных перспектив.
Использование вышеуказанных приемов ТРКМ на этапе рефлексии поможет детям превратиться из пассивных слушателей в активных участников учебного процесса. Навыки самоорганизации и самостоятельной работы с информацией пригодятся им не только в дальнейшей учебе, но и в жизни.

Саморефлексия и самосознание

Современная терапевтическая практика рассматривает рефлексию как необходимую основу для личностного роста, ответственного выбора, душевного спокойствия и психосоматического здоровья.

В рефлексивном слое сознания происходит осмысление смыслов, смыслы становятся объективными, действия соотносятся с мотивами, происходят процессы с личностной спецификой.

В данном случае саморефлексия — это когда субъектом рефлексии становится сам индивид, его потребности, мотивы и смыслы. Саморефлексия тесно связана с самосознанием.

Известный российский психолог Л. С. Выготский рассматривал саморефлексию как один из ведущих факторов развития личности и указывал на «глубокое различие между нерефлексивной, наивной структурой личности, с одной стороны, и рефлексивной структурой личности, с другой. Рефлексия может оказывать перестраивающее влияние на личность (самонастройка).»

В этом контексте рефлексия — это не только самопонимание и самопознание, но и такие процессы, как понимание и соотнесение с другими.

Рефлексия помогает достичь соотнесения собственного сознания, ценностей и мнений с ценностями, мнениями и отношениями других людей, групп, общества и, наконец, всего человечества.

Размышлять о чем-то — значит «терпеть», «просеивать свой внутренний мир», «переосмысливать». В сетевом процессе размышлять — значит давать не оценочную, эмпатическую обратную связь тому, что было услышано, увидено и глубоко прочувствовано на сеансе.

Мы видим реальность не такой, какая она есть, а такой, какой мы можем ее видеть, будучи такими, какие мы есть, и с помощью имеющихся в нашем распоряжении средств видения.

Тем не менее, нам часто не хватает понимания нашей собственной точки зрения и ограничения нашего собственного видения, и мы можем быть убеждены, что наше видение мира является единственно правильным и возможным.

Один человек не может построить целостную картину мира, и один человек не может объяснить ее. Мы воспринимаем мир однозначно, и проблемы возникают, когда мы начинаем спорить о том, чье восприятие является правильным.

Часто проблема заключается в том, что человек в силу определенных причин не принимает предложения кого-то другого в качестве вариантов решения проблемы.

Такие причины могут быть экономическими, политическими, культурными, религиозными, теоретическими, практическими и (или) связаны с различиями в этнической принадлежности или культуре.

Соответственно, для ученого человека существует огромное количество «истин», порой взаимоисключающих.

Мир рефлексии разнообразен, обилен и уникален для каждого человека. В частности, способность к рефлексии дает человеку возможность формировать образы и смыслы жизни и действий и блокировать то, что он считает неэффективными «схемами».

Важной характеристикой рефлексивных личностей является их способность управлять собственной деятельностью в соответствии со своими личностными ценностями и смыслами, формировать и переключать на новые механизмы изменения обстоятельств, целей и задач или деятельности. Мы постоянно размышляем о повседневных проблемах и ситуациях: что было хорошо, а что нет? Почему? Как я к этому отношусь?

Мы постоянно размышляем о повседневных проблемах и ситуациях: что было хорошо, а что нет? Почему? Как я к этому отношусь?

Рефлексия — это средство обработки мыслей и чувств о происшествии или трудном дне, она дает нам возможность прийти к согласию с нашими мыслями и чувствами по этому поводу.

Рефлексия может быть особенно полезна при работе с трудной или сложной ситуацией. Этот тип размышления может иметь место, когда у нас есть время, чтобы отойти от чего-то или проговорить: «Поразмыслив, я думаю, что Вы, возможно, правы» или: «поразмыслив, я понимаю, что был расстроен, потому что…».

Этот тип более сфокусированного размышления может привести к новому способу реагирования или подхода к ситуации в следующий раз.

Когда вы размышляете и пишете рефлексивно в рамках своих академических исследований, от вас ожидают, что вы будете записывать процесс своей рефлексии, а также выявлять и оценивать полученные знания.

О чем бы вы ни размышляли, важны следующие моменты:

  • Рефлексия – это исследование и объяснение событий, а не просто их описание.
  • Рефлексия часто включает в себя выявление тревог, ошибок и слабостей, а также сильных сторон и успехов.
  • Обычно необходимо выбрать только наиболее значимые части события или идеи, над которыми вы размышляете. Не пытайтесь рассказать всю историю целиком, иначе вы в конечном итоге будете только описывать, а не размышлять.
  • Часто полезно размышлять о будущем – когда вы можете сделать что-то по-другому в результате размышления, — а также размышлять о прошлом.

Какой бывает рефлексия?

Может показаться, что рефлексия — это только анализ прошлого. Но на самом деле она помогает принимать полезные решения также в настоящем и при планировании будущего. Вот самая простая и применимая к жизни классификация видов рефлексии, выделяемых психологами:

Ретроспективная

Человек оценивает прошлый опыт, делает выводы. Пример: Маша вчера поссорилась с подругой и сегодня пытается понять, из-за чего это произошло.

Ситуативная

Реакция на то, что происходит сейчас: Маша прямо сейчас ссорится с подругой и думает, как прекратить спор — продолжать закидывать оппонентку аргументами или смириться с тем, что у каждого может быть своё мнение.

Перспективная

Мысли о будущем и о планах: Маша знает, что встретится завтра с подругой, и думает, как не затронуть острую тему.

Ещё можно выделить два уровня саморефлексии:

  • низкий — мы фокусируемся только на бытовых задачах (что приготовить на ужин, как помочь ребёнку с домашкой и какое платье купить на корпоратив);
  • высокий — слишком сильно концентрируемся на проблеме и чересчур «копаем».

Адекватные решения сложно принять как при низком, так и при высоком уровне рефлексивности, и надо искать золотую середину.

Самосознание или рефлексия?

Самосознание представляет собой чувства, поступки и мысли, которые находятся под непосредственным контролем человека. На самосознание оказывают влияние:

  • культура (как материальная, так и духовная);
  • нормы этики, свод правил и норм, принятых в обществе;
  • уровень взаимоотношений и взаимодействия с окружающими;
  • контроль за собственными действиями и поступками.

Совершенствование самосознания позволяет улучшить ряд как врожденных, так и приобретенных качеств, и взять бразды управления инстинктами и подсознательными процессами в свои руки. Самосознание обладает тесной связью с рефлексией и оказывает воздействие на данный феномен, для полного понимания которого необходимо располагать информацией о самонаблюдении, самокопании, самоанализе и механизмах обдумывания происходящих в жизни событий.

Наука психология трактует термин «самосознание» как способность человека отделять себя от других субъектов, взаимодействовать с окружающей реальностью, а также выявлять свои истинные потребности, желания, переживания, чувства, инстинкты и мотивы. Самосознание считается не изначальной данностью, а продуктом развития. Однако зачатки сознания наблюдаются даже у младенцев, когда они обретают способность отличать спектр ощущений, вызванный внешними явлениями, от ощущений, спровоцированных происходящими внутри тела процессами. Развитие самосознания проходит в несколько этапов:

  1. К одному году происходит открытие собственного «Я».
  2. В двух-трехлетнем возрасте у ребенка формируется возможность отделять результаты собственных действий от деяний окружающих, и четко осознавать себя в качестве деятеля.
  3. Способности к самооценке развиваются в период от семи до восьми лет.

Формирование нравственных ценностей и социальных норм завершается к юношескому возрасту, когда подросток определяется в поисках собственного призвания, стиля, и осознает себя отдельной и неповторимой личностью. Рефлексировать — это в психологии феномен, обозначающий возможность индивида сочетать итоги размышлений, касающихся самого себя, с оценкой со стороны других членов социума. Таким образом, рефлексия тесно связана не только с самосознанием, но и с обществом, без которого она утрачивает всякий смысл.

Рефлексия в педагогике

Рефлексия в педагогике — это использование методов и приемов, направленных на развитие способности к критическому мышлению и самоанализу учеников. Этот подход позволяет стимулировать активное осознанное обучение, где ученики могут рефлексировать о своих учебных достижениях, проблемах и стратегиях. Целью рефлексии в педагогике является обеспечение условий для самооценки, самопознания и саморазвития, что способствует более глубокому и осознанному усвоению материала и развитию компетенций.
Одним из способов внедрения рефлексии в образовательный процесс является использование различных методик и приемов, которые активно включают учеников в анализ своей деятельности. Например, проведение рефлексивных бесед, где ученики делятся своими мыслями и впечатлениями о проделанной работе, помогает им осознать свои сильные и слабые стороны, определить направления для самосовершенствования.
Организация групповых рефлексивных дискуссий также является эффективным методом, который позволяет ученикам обмениваться опытом и идеями, анализировать учебные ситуации, формировать свое мнение и критическое мышление

Важно создавать поддерживающую и доверительную атмосферу, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно и свободно высказывали свои мысли.

Пример методики «Лестница успеха»

  1. Учитель предлагает учащимся составить список своих достижений и успехов, связанных с учебой.
  2. Затем ученики размещают эти достижения на «лестнице», отображая их в порядке убывания значимости или сложности.
  3. Учитель проводит обсуждение с учениками, задавая вопросы о том, какие препятствия они преодолели, какие сильные стороны использовали для достижения успеха, какие уроки они извлекли из этого опыта.
  4. В конце занятия учитель подводит итоги, напоминая ученикам о том, что каждый из них способен на большие достижения и поощряя их развивать свою способность к рефлексии.

Рефлексия в педагогике играет важную роль в формировании активных и самостоятельных учеников. Она помогает им осознавать свои сильные и слабые стороны, развивать критическое мышление и самоанализ. Применение методик рефлексии, таких как «Лестница успеха», позволяет ученикам осознать свой потенциал и достичь поставленных целей, а также развиваться как личности.

Преимущества использования рефлексии в педагогике:

  1. Стимулирует активное участие учащихся в учебном процессе
  2. Способствует осознанному и глубокому усвоению материала
  3. Развивает критическое мышление и самоанализ
  4. Позволяет ученикам определить свои сильные и слабые стороны
  5. Стимулирует саморазвитие и самооценку

Зачем нужна рефлексия в классе?

Отслеживание рефлексии дает учителям возможность помочь ученикам стать более осознанными и вдумчивыми. Размышляя о своих решениях, успехах, ошибках и опыте во время уроков, ученики могут лучше понять себя. Это поможет им стать более успешными, когда они столкнутся с трудными задачами или незнакомыми идеями на будущих уроках. Кроме того, рефлексия способствует развитию навыков критического мышления, позволяя учащимся глубоко обдумать свой опыт обучения, чтобы определить области для улучшения или дальнейшего изучения.
Обучение становится более приятным и простым для обеих заинтересованных сторон, когда ученик понимает:

  • смысл изучения того или иного предмета;
  • потенциальное применение его в будущем;
  • желаемые результаты урока;
  • как он может внести свой вклад в коллективные усилия;
  • способен ли он адекватно оценить свою работу и работу своих сверстников.

Вот для чего нужна рефлексия.

Что такое рефлексия?

Рефлексия (от латинского reflexio — гнуть спину) является важной составляющей любой деятельности, особенно в психологическом процессе. Понятие рефлексии уходит корнями в философию и относится к процессу размышления индивида о том, что происходит в его собственном сознании

Понятие рефлексии уходит корнями в философию и относится к процессу размышления индивида о том, что происходит в его собственном сознании.

Декарт отождествляет его со способностью индивидов концентрироваться на собственном мыслительном процессе, оторванном от всего внешнего и телесного.

Дж.Локк различал понятия ощущения и отражения, в которых отражение представляет собой специфический источник знания (внутренний опыт) по сравнению с ощущением (внешний опыт), основанным на восприятиях и ощущениях органов чувств.

Среди множества определений рефлексии уместно обратиться к тому, которое имеет наиболее психологический контекст:

Рефлексия — это многоуровневый процесс осознания человеком своих основ, средств и способов, поведения, деятельности, субъективного состояния и осознания себя (в конфликтных или проблемных ситуациях), а также своего понимания самосознания и внутреннего мира других.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: