Расстройства аутистического спектра: диагноз, этиология

Аутизм

Способы лечения аутизма и его прогнозы

Права человека

Все люди, в том числе страдающие аутизмом, имеют право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

Тем не менее, люди с аутизмом часто сталкиваются со стигматизацией и дискриминацией: их права в сфере медицинского обслуживания и образования несправедливо ущемляются, а возможности участвовать в жизни общества ограничиваются.

Люди с аутизмом могут сталкиваться с теми же проблемами со здоровьем, что и остальное население. Кроме того, они могут испытывать особые потребности в медицинском обслуживании, связанные с аутизмом и другими сопутствующими состояниями. Они могут быть более уязвимы к хроническим неинфекционным заболеваниям, что связано с такими поведенческими факторами риска, как дефицит физической активности и неправильное питание, и в большей степени подвергаются риску насилия, травматизма и жестокого обращения.

Людям с аутизмом, как и остальному населению, необходимы доступные медицинские услуги для удовлетворения общих медицинских потребностей, в том числе услуги по укреплению здоровья и профилактике, а также лечению острых и хронических заболеваний. Тем не менее, уровень удовлетворения медицинских потребностей людей с аутизмом ниже, чем у населения в целом. Эти люди также более уязвимы в условиях чрезвычайных ситуаций гуманитарного характера. Одним из распространенных барьеров является недостаточный уровень знания и понимания специфики аутизма медицинскими работниками.

Синдром Аспергера у женщин

Статистика утверждает, что синдром Аспергера и другие расстройства аутистического спектра чаще возникают у мальчиков. Тем не менее, девочки также могут иметь аутизм или одну из его разновидностей.

Относительно недавно в Шотландии (Rutherford et al, 2016) было проведено исследование, результаты которого оказались весьма любопытными. Оказывается, что среди маленьких детей с синдромом Аспергера соотношение мальчиков и девочек составляет 5.5:1, для подростков соотношение составляет 2.3:1, а у взрослых людей — 1.8:1. Исходя из этого, можно сделать вывод, что у женщин эта патология не встречается реже, просто она диагностируется позже. Если мальчиков к врачам приводят родители, то девочки обращаются к специалистам самостоятельно, став взрослыми.

Такое положение вещей отчасти связано с тем, что некоторые симптомы у девочек протекают не так, как у мальчиков. Родителей должно насторожить такое поведение дочери:

неявные поведенческие проблемы. Они не являются, по мнению родителей и учителей, чем-то деструктивным

Поэтому они зачастую не принимаются во внимание. Ну, разве стоит тянуть девочку к психиатру, если она не хочет общаться с одноклассницами? Но если ребенок слишком замкнут и застенчив, постоянно пребывает в одиночестве, то стоит задуматься и присмотреться к нему внимательнее;
селективный мутизм

Этот симптом означает, что девочка не может говорить в некоторых ситуациях, при этом она не может выбирать, когда именно сможет говорить, а когда нет. То есть на этой неделе она сможет отвечать в школе, а на следующей – нет. Предсказать частоту проявления мутизма невозможно;
общается преимущественно с мальчиками. Таких девочек принято называть «пацанками». Девочки с РАС не разделяют увлечения своих сверстниц модной одеждой и прическами, они просто не понимают, зачем это нужно. Момент полового созревания для них может стать шоком, они полностью лишены сексуальности, не испытывают полового влечения. Молодые женщины в спектре аутизма могут хотеть иметь детей, но для них более приемлемым оказывается усыновление, нежели рождение собственных из-за нежелания интимной близости с мужчиной;
пребывание в мире фантазий. Детям свойственно погружаться в выдуманные истории и увлекаться сказочными персонажами. По мере взросления такая увлеченность отступает, и на первый план выходят более реальные вещи. Однако девушки с синдромом Аспергера продолжают пребывать в фантастических мирах. Психотерапевты объясняют это тем, что в реальности люди с РАС чувствуют себя не в своей тарелке, а в выдуманном мире их любят такими, какие они есть.

Вылечить синдром Аспергера нельзя, но его выявление и понимание особенностей человека с этой патологией позволяет построить нормальные взаимоотношения в семье. Это касается как родителей с детьми, так и супругов. Достаточно часто женщины с РАС отказываются от интимной близости, хотя искренне любят своего супруга. Нарушение сенсорного восприятия приводит к тому, что прикосновения к телу (особенно в чувствительных местах) воспринимается ими как неприятные или болезненные. Стремление жить по распорядку может превратить интимную близость в четко распланированный ритуал, который быстро наскучит нейротипичному партнеру. Сохранить семью поможет понимание того, что такое синдром Аспергера.

Девушки с такой патологией чувствуют себя несчастными, зачастую они хотят иметь любимого человека и семью, но строить взаимоотношения с противоположным полом им чрезвычайно трудно. Кроме проблем, связанных с РАС, у девушек и молодых женщин на фоне душевных переживания возникают депрессии, гендерная дисфория, нервная анорексия и тревожные расстройства. Все это, а также желание разобраться в себе и причинах своих проблем приводит их в кабинет психотерапевта. И только получив информацию о синдроме Аспергера, они принимают себя и учатся жить со своими врожденными «особенностями». Не стоит опасаться того, что вас неправильно поймут или навсегда запишут в «ненормальные». Осознание проблемы является первым шагом на пути по улучшению собственной жизни.

Мифы об аутизме

В то время как аутичное сообщество составляет более 2% населения, многие люди неправильно понимают это состояние, из-за чего возникают мифы и стереотипы.

Аутизм вызван вакцинами

Это один из самых больших мифов, который до сих пор используют антипрививочники. Безопасность прививок неоднократно проверялась на больших группах людей. Высококачественные исследования с участием сотен тысяч человек показали, что прививки не вызывают аутизм.


Кадр: фильм «Нетипичный» / Netflix

Миф родился в 1998 году, когда в крупном медицинском журнале The Lancet была опубликована статья врача Эндрю Уэйкфилда. Автор писал, что вакцина против кори вызывает воспаление в кишечнике, а затем и аутизм. В своей работе Уэйкфилд выступал за отказ от комплексной вакцинации против краснухи, паротита и кори и настаивал на использовании моновакцин. В то же время за год до выхода статьи он запатентовал свою вакцину против кори.

Уэйкфилда уличили во лжи и фальсификации и лишили права заниматься медициной. Журнал отозвал статью. Множество учёных по всему миру исследовали последствия вакцинации и никакой связи между ней и аутизмом не нашли.

Однако история продолжает жить, и её до сих пор используют антипрививочники как причину не вакцинироваться. Скорее всего, этот миф подкрепляется совпадением возраста ребёнка в момент прививки и возраста, когда появляются первые признаки аутизма.

Аутичные люди антисоциальны

Люди с РАС могут испытывать трудности в общении, но большинство из них стремится к коммуникации и хочет иметь друзей. Однако сложности действительно могут возникать: особенно тяжело таким людям считывать позу и выражение лица собеседника, а также шутки, сарказм и использование слов в переносном значении.

Некоторые люди с аутизмом застенчивые и избегают социальных ситуаций. Другие, наоборот, слишком много говорят и изо всех сил стараются вести беседу, заставляя остальных чувствовать неловкость.

Человек с аутизмом может не смотреть в глаза при общении. Так ему легче слушать, однако многие воспринимают это так, будто собеседнику неинтересно то, о чём ему говорят. Если вам некомфортно, лучше честно обсудить этот момент.

Аутичные люди обладают особым талантом

У людей с РАС выдающиеся способности встречаются с той же частотой, что и у остальных. Как правило, люди с аутизмом достигают в чём-то особых успехов из-за того, что сильно на нём сфокусированы. Это называется «специальный интерес». Они тратят много сил и энергии на развитие именно в той области, которая их интересует.

Аутизм бывает только у мальчиков

Аутизм действительно в четыре раза чаще диагностируется у мальчиков. В то же время девочки лучше адаптируются и обучаются навыкам взаимодействия и жизни в обществе, из-за чего не получают официального диагноза.

Аутизм можно вылечить

Аутизм — это не болезнь, а расстройство развития, которое сохраняется всю жизнь. От него нет лекарств, но при определённой поддержке люди с аутизмом могут вести нормальную жизнь, работать и иметь семью

Для каждого аутичного человека важно подобрать подходящую программу обучения, которая будет компенсировать дефициты и развивать сильные стороны.

Иногда врач может назначить препараты, но они будут лечить сопутствующие симптомы, а не сам аутизм.


Кадр: фильм «Нетипичный» / Netflix

Аутизм вызван плохим воспитанием

Это не так. Воспитание как раз может помочь аутичному ребёнку лучше справляться, но точно не является причиной развития состояния.

Что же делать? Как помочь ребенку избавиться от этого страха?

Во-первых
, стань активной участницей не только игр со своим ребенком, но и с другими детьми в песочнице. Не стесняйся этого. Вот увидишь, что через пару таких твоих «выходов» к вашим играм присоединяться и другие мамы.

А эффект будет поразительным: ребенок увидит собственными глазами, что другие дети совсем не «страшные», они умеют играть и у них есть свои игрушки, тоже интересные и красивые, поэтому ни кто не будет стремиться забрать его любимую лопатку, машинку или куклу.

Мало того ему очень захочется попросить на время игры чужую игрушку. Смело вступай в действие, сначала сама покажи пример, как надо просить, потом, предложи это сделать ему самому.

Во-вторых
, приглашай, хотя бы раз в неделю в гости детей, с которыми вы вместе гуляете. Главное тут то, что в этом случае ребенок находится на своей территории, он хозяин и ему значительно проще наладить контакт.

Помни, первое время обе мамы должны быть рядом с детьми неотрывно. После нескольких таких визитов можно будет ограничиться присутствием рядом, а через месяц взрослые спокойно пойдут пить чай, пока малыши увлеченно играют.

В-третьих
, когда пройдет этап «адаптации в песочнице
», начинай учить малыша фразам и ответам на завязывание разговора: «Здравствуй, меня зовут….», «Спасибо, давай поиграем вместе…», «Давай вместе сделаем вот так…» и т.д.

В-четвертых
, не допусти ряда ошибок, иначе все твои труды потерпят крах: не навязывай ребенку общение, он сам должен выразить желание, заразившись твоей игрой с другими детьми; на время забудь частицу «не-», она на ребенка действует прямо противоположно; заканчивай прогулку добрыми словами по отношению к другим участникам игр; обязательно поговори с малышом, выясни его отношение к происходящему и товарищам по игре, это очень важно для понимания чувств, переживаний малыша и к тому же поможет тебе найти новые способы мотивации его на общение. И главное, наберись терпения
, помни, что для закрепления навыка в поведении дошкольника требуется двадцатикратное его повторение

А в остальном тебе поможет твоя большая любовь и забота о будущем твоего «маленького солнышка»

И главное, наберись терпения
, помни, что для закрепления навыка в поведении дошкольника требуется двадцатикратное его повторение. А в остальном тебе поможет твоя большая любовь и забота о будущем твоего «маленького солнышка».

Причины

Комплексы — ребенку кажется, что с ним скучно играть, он не интересен сверстникам; Своеобразный темперамент — некоторые дети любят активно играть, а другие более тихие и вдумчивые. Иногда малышам с разным темпераментом трудно найти общий язык; Отсутствие условий для общения — постоянные переезды, запреты на прогулки, частая смена секций – все это также приводит к проблемам с социализацией; Особенности воспитания гиперопека как основной метод воспитания, слишком «домашние» дети или также могут испытывать трудности в общении со сверстниками; Ребенок избегает коммуникативного взаимодействия в связи с особенностями или нарушением эмоционально-волевой сферы.

История диагноза

Когда обращаться к врачу

Аутизм является одним из многих нарушений раннего развития ребенка, поэтому его необходимо отличать от других заболеваний, таких как умственная отсталость, органические поражения мозга, сенсомоторная алалия, задержка психоречевого развития. 

Однако поставить точный диагноз может только опытный психиатр, который специализируется на детских психических расстройствах. 

При подозрении на наличие у ребенка признаков аутизма, нужно не терять время и вовремя обращаться к профильному специалисту (психиатру, а не неврологу). 

На сегодняшний день, с диагностикой детского аутизма в нашей стране имеются определенные сложности. В результате субъективности оценок специалистов и зыбкости диагностических критериев, данное заболевание часто остается без внимания. Или же, напротив, ребенку ставится ошибочный диагноз «детская шизофрения» и назначаются сильнодействующие препараты.

Самым первым шагом на пути диагностики аутизма у детей является самостоятельное использование родителями простого скринингового теста, который определяет у ребенка риск развития заболевания в возрасте 16-30 месяцев. Называется он M-CHAT-R и находится в свободном доступе в интернете. 

В случае выявления высокого риска развития аутизма у ребенка по результатам теста, а также при наличии одного из признаков триады аутизма, нужно записаться на консультацию к детскому психиатру.

Окончательный диагноз может поставить только врач. Он проводит сбор анамнеза пациента, узнает о генетической предрасположенности и наличии у ближайших родственников расстройств аутистического спектра, особенностях раннего развития ребенка, анализирует жалобы родителей, интересуется увлечениями ребенка, его распорядком дня, поведением и так далее.

В распоряжении детского психиатра имеются также различные вспомогательные методики диагностики аутизма и стандартизированные тесты для его выявления: шкала для диагностики симптомов ADOS, CARS, Тест ASSQ для детей, Тест AQ для взрослых.

В некоторых случаях, для исключения иных заболеваний (например, органических заболеваний мозга), может понадобиться использование дополнительных методов исследований (электроэнцефалограмма, МРТ, КТ головного мозга и т.д.), а также лабораторной диагностики.

Аутизм дифференцируют от таких заболеваний, как детская шизофрения, умственная отсталость, аффективные психозы, сенсомоторная алалия и др.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Выясняйте отношения с ним без свидетелей

Такие дети очень чувствительны к родительскому недовольству или гневу и особенно тяжело могут переживать, если их отчитывают в присутствии посторонних. Сама конфликтная ситуация дается малышу непросто. А то, что все происходит еще и публично, особенно пугает его. Ребенок интроверт может буквально из-за пустяка начать капризничать, оттого что многое держит в себе, но в конце концов не справляется со своими переживаниями. Если малыш бунтует на людях, отведите его в сторону от возможных наблюдателей. Объясните ему, почему вас не устраивает его поведение. Обязательно скажите, что вы понимаете, как он был расстроен, и вам его очень жаль. Если малыш уже хорошо говорит, попросите его рассказать о своей обиде и предложите вместе подумать, какими именно словами в будущем он сообщит вам о том, что огорчен.

Причины

  • Болезнь.
    Некоторые заболевания сказываются на психологическом состоянии ребенка. Часто болеющие дети тоже в группе риска. Они могут стать замкнутыми, потому что много времени проводят дома, не посещают школу или детский сад.
  • Темперамент.
    Если ваш ребенок – флегматик, определенная доля замкнутости – его врожденная черта. Тут коррекцией ничего не добьешься.
  • Нехватка общения и внимания.
    Если ребенок – единственный в семье или родители уделяют малышу слишком мало времени.
  • Строгость родителей.
    Завышенные требования подавляют инициативу крохи, он может начать чувствовать себя ненужным, непринятым, и в результате малыш замыкается.
  • Тяжелая психологическая травма.
    Ребенок может уйти в добровольную психологическую изоляцию от окружающего мира после сильного стресса. К примеру, он потерял кого-то из членов семьи, родители развелись, близкие болеют или часто громко скандалят прямо при ребенке.
  • Постоянное недовольство родителей поступками и словами крохи.
    То он слишком медленно ест, то долго одевается, то громко шумит. Постоянно одергивание делает ребенка нервным, неуверенным в своих действиях. В результате он может замкнуться.
  • Частные физические наказания, особенно если они несоразмерны проступку и отличаются жесткостью и жестокостью.


Дети, которые часто болеют и оказываются без общения со сверстниками также могут замкнутыми

Диагностические критерии

Описанные выше симптомы присущи для большинства расстройств аутистического спектра. Диагностировать именно синдром Аспергера помогают различные методики, используемые специалистами во всем мире. Основные критерии представлены в таблице:

№ п/п

Название методики

Основные критерии

Примечание

1.

DSM-IV (Справочник по диагностике и статистике психических расстройств)

  1. Социальная дисфункция:
  • нарушения невербального поведения (взгляд, выражение лица, позы тела и жесты);
  • неспособность выстраивать отношения со сверстниками (исходя из возрастной категории);
  • отсутствие желания делиться с окружающими ощущением радости, интересами, достижениями и т.д.;
  • нет эмоциональной взаимности.
  1. Стереотипное поведение (ограниченное и повторяющееся).
  2. Не наблюдается задержка речи (клинически значимая).
  3. Не наблюдается отставание в умственном развитии (согласно возрасту).
  4. Нельзя соотнести по критериям с иными расстройствами психики.

Для диагностирования необходимо наличием как минимум двух симптомов (устойчивых во времени)

2.

МКБ-10

Нарушения, касающиеся социального взаимодействия.

Стереотипность в поведении, интересах, действии.

Может наблюдаться нарушение моторного развития, но не всегда.

Развитие ребенка до 3-х лет соответствует норме (произнесение одиночных фраз до 2-х лет, наличие коммуникативных фраз и навыков самообслуживания до 3-х лет и т.д.). Наличие клинических расстройств речи позволяет исключить диагноз.

3.

Диагностика Гиллберга

(С. Gillberg, 1989, 1991)

Как минимум два симптома социальной дисфункции:

  • отсутствие способности выстраивать отношения с ровесниками;
  • отсутствие желания иметь взаимоотношения с детьми своего возраста;
  • непонимание намеков;
  • поведение, неприемлемое с социальной и эмоциональной точки зрения.

Ограниченность интереса (должен присутствовать как минимум один симптом):

  • нежелание заниматься другой деятельностью;
  • так называемое залипание (регулярное его повторение);
  • преобладает механическое запоминание, логическое в меньшей степени.

Стремление жить по распорядку:

  • полное подчинение своей жизни распорядку;
  • требование, чтобы окружающие следовали установленному распорядку.

Проблемы, связанные с речью (минимум 3 из 5):

  • задержка речевого развития;
  • присутствует экспрессивная речь (внешне правильная);
  • педантичная речь с оттенком формальности;
  • присутствуют необычные характеристики голоса, неправильная постановка ударения и т.д.;
  • неправильное понимание некоторых слов, неверное интерпретирование.

Сложности, связанные с невербальной коммуникацией:

  • жесты используются в ограниченном количестве;
  • движения весьма неуклюжи, «язык тела» неловкий»
  • выражение лица изменяется крайне редко;
  • выражение лица не соответствует обстановке;
  • взгляд фиксированный, окружающим кажется странным.

Моторная неуклюжесть.

Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов.

4.

Диагностика Сзатмари (Szatmary, 1989)

Стремление к одиночеству:

  • нет друзей;
  • избегание контакта с другими людьми;
  • нежелание заводить дружеские отношения;
  • человек-одиночка.

Ограниченное взаимодействие с социумом:

  • к окружающим обращается только для удовлетворения собственных нужд;
  • социальное обращение неуверенное;
  • непонимание чувств других людей;
  • полная отрешенность от переживаний окружающих.

Расстройство невербальной коммуникации:

  • эмоции редко проявляются в мимике;
  • непонимание эмоций других людей исходя из их выражения лица;
  • отсутствие способности передавать информацию взглядом;
  • не жестикулирует;
  • не смотрит на окружающих людей;
  • при разговоре подходит слишком близко к собеседнику.

Трудности с речью:

  • слишком много говорит;
  • слишком мало говорит;
  • сбой в интонации;
  • не умеет включаться в разговор других людей;

Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов.

Диагностировать синдром Аспергера достаточно сложно, для этого врач-психиатр или психотерапевт должен обладать определенным опытом и знаниями.

Для постановки диагноза необходимо внимательно изучить историю жизни пациента, проанализировать его поведение, провести беседу с родственниками и близкими людьми. Подавляющая часть симптомов подходит под описание черт характера интроверта, поэтому специалисты используют особые медицинские тесты, позволяющие выявить или исключить неврологические нарушения.

Деятельность ВОЗ

Признаки детской замкнутости

Prostock-studio/Shutterstock.com

Застенчивые и замкнутые дети имеют много общего: нервно реагируют на большое число контактов; часто бывают раздражительными и плаксивыми; они легко возбуждаются к вечеру и с трудом успокаиваются; в течение дня настроение может неоднократно меняться.

Но у «закрытых» детей есть свои особенности, на которые важно обратить внимание как можно раньше, чтобы легче справиться с проблемой:

Имеют проблемы с адаптацией

Замкнутые малыши обычно опасаются людей малознакомых или чужих, поэтому с трудом адаптируются в новых коллективах: детском саду, секции или даже на детской площадке возле дома, если там часто появляются незнакомцы. Обычно такие ребята стараются держаться в стороне, в играх предпочитают наблюдать, а не участвовать.

У них мало друзей

Такие дети равнодушны к контактам с другими детьми, предпочитают держаться рядом с папой или мамой. Даже короткое расставание с родителями они переносят тяжело, с трудом отпускают их от себя, плачут, боясь оказаться брошенными или отвергнутыми.

Любят свой личный уголок

Замкнутым детям нужна привычная среда обитания, место, где они могут побыть наедине с собой. Поэтому в семье желательно выстроить для ребёнка чёткий, предсказуемый режим и график — особенно это касается времени сна, еды и прогулок.

Часто обижаются и плачут

Prostock-studio/Shutterstock.com

Необщительные дети излишне чувствительны, сентиментальны. Малейшая неприятность или неудача, на которую другой человек может и не обратить внимания, способна довести их до слёз, а то и истерики.

Ничего не рассказывают

Обычно замкнутые малыши не делятся тем, что у них на душе. Часто даже родители могут не догадываться об их планах, неприятностях или удачах. Они всё носят в себе.

Выделяются внешне

«Закрытый» ребёнок часто сутулится, прячет руки в карманы, голову — в плечи, избегает прямого взгляда, на вопросы отвечает односложно и с неохотой, большую часть времени молчит. Сам в разговоре инициативы не проявляет, с другими детьми играет редко и неохотно, способен проводить много времени один. Шумных игр он избегает, к учёбе равнодушен, часто ведёт себя так, словно ждёт от мира неприятностей.

Болеют без причины

У замкнутых детей нередко страдает здоровье: болят голова или живот, они часто простужаются, однако врачи не находят серьёзных отклонений.

Классификация

Синдром Ретта

Диагностика расстройства аутистического спектра

Все дети разные, даже в одной семье, но все любимые

Даже в самых дружных семьях, где братья и сестры привязаны друг к другу, дело не обходится без конфликтов и ссор. «Если в семье мама с папой умеют находить компромиссы прежде всего друг с другом и принимают детей такими, какие они есть, не пытаясь сделать их чуточку «веселей» или «спокойней», то и дети перенимают эту толерантность, способность видеть в непохожем человеке его лучшие и интересные стороны, − считает Мария Чибисова. − Когда же родители не принимают отличия друг друга, то они рискуют получить семейный раскол на «спокойных и скучных» и «веселых и шумных». В дальнейшем такую черно-белую картину мира и неумение взаимодействовать с теми, кто несхож, ребенок рискует унести во взрослую жизнь».

Чтобы наглядно объяснить детям их разницу, предложите им вообразить невидимый круг, в котором находится каждый человек. У одних он очень большой, у других − заметно меньше. Объясните, что, если круг маленький, человеку может быть неудобно, когда к нему подходят слишком близко, начинают неожиданно тормошить, громко разговаривать. Вы можете даже предложить детям игру, определяющую размер этого невидимого круга вокруг каждого члена семьи. Встаньте на тротуаре и двигайтесь по направлению к ребенку. Как только у него возникнет желание отступить назад, попросите его сказать: «Стоп». Мелом обозначьте место, где вы остановились, и обведите вокруг него черту. У каждого члена семьи будет, скорее всего, свой размер круга. Так наглядно вы покажете детям зону их комфорта, которая может быть неодинаковой.

Объясните, что в этом нет ничего страшного. Научите ребенка-интроверта вежливо просить его братьев, сестер или друзей давать ему больше физического пространства: «Здорово вместе кататься на качелях, но ты бы не мог чуть-чуть подвинуться?» А более экстравертным детям скажите, что, если кто-то неожиданно выходит из игры или пересаживается от них на другое место, это никак не влияет на их дружбу. Просто брату или сестре нужно немного своего пространства.

«Бука, молчун» — так называют его и родители, и воспитатели, пытаясь переделать, насильно «подружить» с другими детьми. Такой подход в корне неверный – страдает психика, малыш переживает неприятные и мучительные моменты.

Общительный, открытый и заинтересованный во внешнем мире ребёнок считается своеобразным эталоном в современном обществе. Если же он другой, замкнутый и некоммуникабельный, то это воспринимается как отклонение от нормы.

Мы решили разобраться в причинах необщительности и найти способы решения проблемы.

Причины возникновения аутизма у детей

Споры о причинах возникновения аутизма не утихают. На сегодняшний день считается, что аутизм является сложным полигенным заболеванием, обусловленным не только генетической предрасположенностью, но и внешними факторами.

  • В большей степени причина аутизма у детей связана с наследственностью. Учеными выявлены определенные гены, ответственные за возникновение данного заболевания. Многие из них достаточно распространены среди общей популяции, однако аутизм появляется только при наличии определенных мутаций в генах и влияния внешних факторов.
  • Функциональные и структурные изменения в областях головного мозга также могут быть причиной аутизма. При выполнении МРТ-исследований мозга у больных аутизмом выявляются нарушения кровоснабжения головного мозга, изменения в строении многих структур, функциональные отличия в работе долей.
  • Нарушение обмена биогенных аминов головного мозга (дофамина, норадреналина, серотонина, мелатонина и других), участвующих в передаче нервных импульсов, приводит к определенным биохимическим изменениям. Многие российские и зарубежные исследования подтверждают, что между этими изменениями и возникновением аутизма есть непосредственная связь. Так, например, у больных аутизмом отмечается повышение уровней серотонина, аспартата и глутамата.
  • Воздействие отрицательных факторов на плод во время беременности матери (например, внутриутробная инфекция, тяжелое протекание беременности с преэклампсией), тяжелые роды, родовые травмы. 
  • Спорной и активно изучающейся возможной причиной возникновения аутизма является индивидуальная непереносимость глютена и казеина. В пользу этой теории свидетельствуют значительные улучшения, возникающие у больных на фоне соблюдения безглютеновой, низкоуглеводной диеты.

Четкого представления об этиологии и патогенезе аутизма до сих пор не существует. Предполагается, что его симптомы являются последствием различных изменений в структурах головного мозга во время его развития. Причем нарушения в развитии мозга возникают еще на стадии эмбрионального этапа. 

На МРТ-исследовании головного мозга у детей с аутизмом чаще всего выявляются изменения лобной части коры мозга, мозжечка, расширение боковых желудочков. Объем и вес головного мозга у больных аутизмом больше, чем у здоровых детей. 

Кроме того, у людей, страдающих данным недугом, отмечаются: выраженное нейровоспаление, митохондриальная дисфункция, истощение запасов глутатиона, оксидативный стресс. 

Аутизм часто сопровождается и другими сопутствующими психическими заболеваниями (депрессивные и тревожные расстройства, нарушения сна, синдром гиперактивности), а также эпилепсией.

Симптомы

  • Ребенок мало разговаривает или не разговаривает вообще. Если он и изволит к кому-то обратиться словесно, то делает это тихим голосом или вообще шепотом.
  • Малыш плохо адаптируется к новому коллективу (это может быть детский сад, секция, площадка возле дома, где каждый день играют чужие дети). В таких местах ваше чадо старается держаться в стороне и быть немым наблюдателем.
  • Ребенок практически не высказывает личного мнения. Предпочитает соглашаться с мнением большинства или вообще воздерживается от оценок.
  • У ребенка нет друзей или их очень мало, а общение с ними происходит крайне редко.
  • У малыша странное хобби. Или он настойчиво просит завести ему не котенка или щенка, как это делают остальные дети, а какое-нибудь экзотическое существо — змею, хамелеона, игуану, насекомых.
  • У ребенка есть трудности в обучении, особенно в тех областях знаний, где требуется применять коммуникативные навыки – устные предметы, творческие кружки.
  • Ребенок чрезвычайно плаксив. На любую непонятную ситуацию он реагирует горючими слезами.


Замкнутые дети тяжелее адаптируются к новому коллективу


У замкнутых детей могут наблюдаться проблемы с обучением, так как они не умеют работать в коллективе

Так почему же дети становятся замкнутыми?

Причины развития аутизма

Как же взрослыми понять, что у подростка есть проблемы с коммуникацией?

  • Искренне интересоваться делами ребёнка, спрашивать как дела, что сегодня было нового, с кем из ребят сегодня общался, что у друзей нового. Наблюдать. Как ведёт себя ребёнок, бывает ли так что ему грустно, когда он один, с каким настроением возвращается из школы и кружков. Пообщаться с другими взрослыми. Например, с учителями или педагогами. Поинтересоваться их мнением, спросить как подросток проводить время на перемене. Прислушаться к себе, это ваша тревога по поводу того, что ребёнок мало контактирует, а ему на самом деле хорошо. Или вы действительно замечаете, что подростку трудно в этом вопросе и ему необходима помощь.

Если вы заметили, что подросток не хочется общаться со сверстниками, данная тема вызывает у него бурные реакции (например, злость, раздражение, грусть), то можно обратиться к психологу. Подростковые коммуникативные группы направлены на обучение подростков навыкам общением, поиск и преодоление основных страхов в контакте со сверстниками. В психологическом центре «12 Коллегий» для ребят в возрасте 12-13 лет есть группа «Общение и эмоции», основной целью которой является обучением навыкам социализации и знакомство со своими эмоциями. Для подростков 14-17 лет на группе «Личностный рост» можно прорабатывать вопрос общения со сверстниками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: