Игра на автоматизацию звуков з-с-ц

Коррекционно-развивающие игры в коррекции нарушения звукопроизношения

Авторская интерактивная игра «Корабль»

по дифференциации звуков (Л), (Р) в словах в начале слов.

Пояснительная записка к презентации

Презентация рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с нарушениями звукопроизношения.

В презентации используются анимационные эффекты и гиперссылки, которыми могут управлять дошкольники данного возраста.

Дети получают (закрепляют) навыки пользования мышью, клавиатурой. Развивают навыки в КТ. Данная презентация используется   на индивидуально-подгрупповых занятиях по   преодолению нарушений звукопроизношения и формированию фонетико-фонематической стороны речи, обучения грамоте.

Целью игры является: создание мотивации детей (с помощью интерактивной игры), направленной на активную самостоятельную детскую деятельность для получения результата (получение правильного подбора предметных картинок и произнесения слов с заданным звуком  в начале, середине и конце слов. Обучение детей классификации   геометрической фигуры(квадрат) в линейный ряд. Отбор коробочек с вставленными в них предметными   картинками с заданным звуком

В игре у дошкольников развивается фонематическое восприятие, правильное произношение, пространственное мышление, внимание, сообразительность; формирование представления детей о геометрических фигурах, их величине, количестве

Краткий ход игры.

Начало игры. Ребёнок с учителем-логопедом сидят возле компьютера. Открывается игра. Ребёнку предлагается наводить курсор мышкой. Педагог руководит ходом игры.

1 слайд- надо   найти   корабль, который справа, одновременно выбирая только те коробочки, в которые вставлены предметные картинки с заданным звуком(Р). Ребёнок нажимает на квадрат, стрелку с надписью начать. Лишние предметные картинки где нет заданного звука остаются на экране. В   конце игровых действий можно проверить и нажать   курсор мышкой. Если   оставшиеся картинки исчезли с экрана, то выбор и произношение предметных картинок с заданным звуком выполнено правильно, в ходе игры ребёнок рассуждает почему та или иная картинка не может быть выбрана, самостоятельно дифференцируя разные звуки в словах.

2 слайд— надо   найти   корабль который   слева, одновременно выбирая только те   коробочки в которые вставлены предметные картинки с заданным звуком(Л). Ребёнок нажимает на квадрат, стрелку с надписью начать. Лишние предметные картинки где нет заданного звука остаются на экране. В   конце игровых действий можно проверить и нажать   курсор мышкой. Если   оставшиеся картинки исчезли с экрана, то выбор и произношение предметных картинок с заданным звуком выполнено правильно.

Структура дидактических игр, направленных на коррекцию звукопроизношения дошкольников

Структура дидактической игры любой направленности выстраивается с учетом возрастной динамики развития детей и уровня развития их речи.

По мере активизации речевой деятельности, психических процессов ребенка дидактические игры наполняются новым содержанием.

Игры, ориентированные на коррекцию речевых нарушений, в частности, звукового произношения, имеют структуру, которая отличает их от иных игр, а также от иных коррекционных упражнений. Она имеет следующие составные компоненты:

  1. Наличие коррекционной задачи. Такая задача связана с устранением речевых дефектов, постановкой верного звукового произношения. Данная дидактическая задача особенна тем, что она реализуется в интересной, увлекательной для ребенка форме и он, по сути, не чувствует ее выполнения т.е. он просто играет одновременно развиваясь и совершенствуя свои речевые навыки.
  2. Наличие игровых действий. Они лежат в основе игре и ориентированы на достижение игровой задачи. В силу ее особенностей – ориентация на коррекцию звукового произношения, игровые действия имеют свою специфику. Они выполняются таким образом, чтобы каждое действие затрагивало работу речевого аппарата или же, воздействовало на психические процессы, влияющие на речевую деятельность.
  3. Правила игры. Они направлены на контроль деятельности детей, управление их поведением, действиями, в ориентации на достижение коррекционной игровой задачи. Правила игры здесь связаны с работой органов артикуляции, произнесением отдельных звуков и т.д. Например, в игре может быть запрещено произносить тот или иной звук без совершения какого-то действия или необходимо выполнять движения органами артикуляции для отражения какого-то состояния, передачи своего настроя.

В каждой дидактической игре может быть поставлено несколько дидактических задач. Однако, одна из них является приоритетной т.е

ее выполнению уделяется особое внимание в этой игре, тогда как в других играх, она является незначительной. Такая вариативность игр и игровых задач повышает речевую активность дошкольников и способствует развитию именно тех сторон речи, которые являются более отстающими

При выборе правил игры, важно, сохранять увлекательность игрового действия. Правила не должны ограничивать свободу ребенка и создавать атмосферу напряжения

Конспект подгруппового занятия с детьми 2 класса по теме «Дифференциация звуков [з]-[з’] — [c]-[c’] и букв з, с»

Цели:

  • закрепить дифференциацию звуков — и букв з-с;
  • уточнить артикуляцию звуков;
  • расширять и обогащать словарь;
  • развивать зрительное восприятие;
  • развивать мышление, умения сравнивать и анализировать;
  • развивать память;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать фонематический, слоговой, языковой анализ и синтез;
  • развивать эмоциональную сферу.

Оборудование:

Куклы-перчатки «Заяц» и «Собака», ленты синяя и голубая, буквы-символы, циферблаты, разрезанные буквы, перфокарты «Цветик –семицветик», мяч, ребусы.

Ход занятия

I. Оргмомент.

— Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовет звонкий соласный.

II. Повторение. Уточнение артикуляции.

— Сегодня у нас в гостях заяц и собака. Как вы думаете, почему? Какую пару звуков мы будем различать?

— Как у нас работает рот? Вспомним:

  • губы – в улыбке,
  • зубы – заборчик,
  • язычок за нижними зубами.

— Пустили струйку воздуха. Почувствовали пальцем. Включили голос. Почувствовали ладонью. Какой звук у нас получился? Выключим голос.

— Какая пара звуков у нас получилась? Почему это пара? Чем похожи и чем отличаются эти звуки? Каким цветом мы обозначим звук , звук ? Почему? (Звук звонкий, сильный, обозначается ярким синим цветом, а звук глухой, тихий, слабый, обозначаем бледным голубым.

— Произнесем эти звуки мягко. Каким цветом мы их обозначим? Почему?

III. Сообщение темы урока.

— В слове «заяц» мы какой звук по нашей теме слышим? А в слове «собака»? Давайте привяжем им бантики нужного цвета.

IV. Основная часть.

1. Соотнесение звука с буквой.

— Давайте вспомним, какими буквами обозначаются наши звуки?

На что похожа буква З? Буква С? (картинки-символы).

2. Дидактическая игра «Слышишь звук-покажи букву»

— Собачка приготовила вам задание. Сейчас она будет называть слова, а вы – показывать на циферблате стрелкой, какую букву напишете:

Забор, самолет, газон, сковорода, сова, зима, сметана, ананас, слон, зебра, рысь, коза.

Как можно одним словом назвать последние 4 слова? Какое животное здесь лишнее? Где можно этих животных встретить вместе? ( В зоопарке) Какой звук по нашей теме мы слышим в этом слове?

3. Работа с буквами.

— Давайте пропишем буквы в воздухе. Посмотрите, зайчик напишет вам их на доске.

— Зайчик принес вам кусочки букв. Попробуйте собрать буквы! Какого цвета получились буквы? Почему?

— Давайте запишем в тетради число. Далее пишем буквы нужным цветом.

4. Игра «Цветик-семицветик»

— Посмотрите, что вам принесла собачка. Как называется этот сказочный цветок? Почему?

— Давайте вспомним сказку. Какие волшебные слова нужно было сказать?

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли – быть по моему вели.

Какие слова с буквами по нашей теме нам встретились? Давайте запишем. А теперь скажем эти волшебные слова с опорой на написанное.

— А теперь выберите каждый по лепестку. Какого он цвета? Поставьте на листе первую букву. Приложите лепесток и вставляйте в отверстия буквы по нашей теме.

— Поменяйтесь лепестками. Не забывайте отмечать на листе, какого цвета лепесток вы уже использовали.

5. Физкультминутка.

— А теперь встаньте, собачка хочет с вами поиграть. Она будет кидать вам мячик и называть начало слова, а вы должны добавить слог –за или –са.

Поло –

Гла –

Сле –

Кра –

О –

Блу —

Колба —

Бере –

Стреко –

Мимо –

Голо –

Кры –

Ва –

Кукуру –

Чуде —

Зано –

6. Работа в тетради.

— Зайчик вам принес ребусы.

Коза – коса

Лиза – лиса (обратить внимание на разное ударение)

Роза – роса

Зуб – суп (обратить внимание на разное написание слов)

— Какими звуками отличаются пары слов?

— Я начну предложение, а вы закончите:

У девочки толстая … (коса).

На лугу пасется …(коза).

У Саши выпал молочный …(зуб).

Мама варит молочный … (суп).

Девочку заовут … (Лиза).

В лесу живет рыжая … (лиса).

В саду распустилась прекрасная … (роза).

Утро на траве … (роса).

— А теперь вспомним предложения. Составим схему предложения. Запишем предложения в тетрадь с опорой на схему.

Каким цветом мы подчеркнем букву З? С?

7. Итог занятия.

— Какие же звуки мы учились различать? Чем они похожи и чем различаются? Какие буквы обозначают эти звуки? Молодцы!

Гунина Галина Викторовна,
учитель-логопед

Публикация «Дифференциация звуков [с]-[з] с помощью игровых приемов» размещена в разделах

  • Буква З и звуки , . Конспекты занятий
  • Буква С и звуки , . Конспекты занятий
  • Дифференциация и автоматизация звуков
  • Темочки

Описание: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребё нка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д

Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, дефектологам, воспитателям, родителям.

Пальчиковая игра «Пальчики-колечки»

Задание направлено на дифференциацию произношения звуков С-З в слогах, словах; на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти; на развитие мелкой моторики

Ну-ка, пальцы,

(В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак)

Вышли в ряд!

Пальцы в колечки будем сгибать,

(В ритме каждого слова делаем колечки при соприкосновении больших пальцев с указательными, средними, безымянными и мизинцами обеих рук.)

Будут пальцы помогать

(В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.)

Слова и слоги называть!

(В ритме каждого слова делаем колечки при соприкосновении больших пальцев с указательными, средними, безымянными и мизинцами обеих рук.)

СА-ЗА-СА

(В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.)

Сани-заинька-лиса,

(Делаем аналогично с пальцами левой руки)

ЗА-СА-ЗА,

(В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.)

Зайка-санки-стрекоза,

(Делаем аналогично с пальцами левой руки)

СЫ-ЗЫ-СЫ,

(В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.)

Сын-мимозы-и усы,

(Делаем аналогично с пальцами левой руки)

СО-ЗО-СО,

(В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.)

Соки-Зоя-колесо.

(Делаем аналогично с пальцами левой руки)

«Закончи предложение»

Задание направлено на дифференциацию произношения С-З в самостоятельной речи, на уточнение (расширение) словаря.

Взрослый начинает предложение, а ребенок должен добавить слово со звуком С или З.

— Осенью идет дождь, а зимой падает. (снег).

— Осенью листья на деревьях желтые, а летом. (зеленые).

— Летом дети катаются на велосипедах, а зимой по снегу на. (санках).

— Летом дети лепят из песка башни, а зимой лепят из снега. (снеговиков).

— Летом дети собирают на поляне цветы, а осенью в парке опавшие. (листья).

— Осенью носят осеннюю одежду, а зимой. (зимнюю).

Пальчиковая игра «Апельсины»

Зоя, Зина и Зарина

(Загибаем пальчики на одной руке.)

Обожают апельсины.

Света, Слава, Саня, Сима

(Загибают пальчики на другой руке.)

Любят сок из апельсина.

Ну, а маленький захар

Ходит с мамой на базар.

Купит мальчик с мамой Ниной.

Догадались?. (Апельсины)

Пальчиковая игра «Грибы»

Света шла, шла, шла,

(Указательный и средний пальцы «идут» по столу.)

Под березой гриб нашла.

(Имитируем гриб — ставим ребром кулачок и прикрываем его полусогнутой ладошкой другой руки)

Какой гриб нашла Света? (Подберезовик)

Зина шла, шла, шла,

(Указательный и средний пальцы «идут» по столу.)

Под осиной гриб нашла.

(Имитируем гриб — ставим ребром кулачок и прикрываем его полусогнутой ладошкой другой руки)

Какой гриб нашла Зина? (Подосиновик)

Дидактическая игра «Найди звук»

Содержимое игры: игровой кубик с цифрами от 1 до 6; игровое поле с картинками; символы звуков : звук «С» обозначается насосом (насос качает воздух – с-с-с, звук «З» — комариком (комарик звенит – з-з-з); цветные фишки. Поле с символами предварительно разрезать и объяснить ребенку, какой символ какой звук обозначает.

Подбери картинку на заданный звук.

Нужно определить если ли на картинке слово с заданным звуком и прикрепить на нужную букву.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: