Дидактические игры в старшей группе: картотека с целями по фгос

Дидактические игры
для развития речи у детей
старшего дошкольного возраста | дошкольное образование  | современный урок

1.2. Подбор дидактических игр по разным разделам программы для детей старшего дошкольного возраста

У
детей старшего дошкольного возраста накоплен определенный игровой опыт.  В
связи с воспитательно-образовательными задачами, содержание дидактических игр
отличается большой разнообразностью.

В
разделе «Ознакомление с окружающим» определены следующие задачи:


расширение представлений об окружающей действительности;


закрепление знаний о труде взрослых;


уточнение представлений о предметах и их признаках.

         Для
решения этих задач организуются соответствующие дидактические игры.

       В играх «Путешествие
в страну вещей», «Похож – не похож», «Отгадай-ка», «Узнай по описанию»
дети
упражняются в различении предметов по их качеству, приобретают умение находить
наиболее характерные признаки предметов, упражняются в описании предметов по
представлению.

         Со
старшими дошкольниками проводится много игр с целью закрепления знаний о труде
взрослых.

       Так,
например способность имитировать трудовые действия, расширять знания о труде
взрослых реализуются в игре «Где мы были  мы не скажем, а что делали
покажем».

       В
дидактической игре «Кому что нужно» закрепляются знания об орудиях
труда, воспитывается интерес к труду взрослых.

       А в играх «Из
чего и кем сделано?», «Кем  быть?»
углубляются и закрепляются знания
старших дошкольников о сельскохозяйственном труде, воспитывается уважение к
труженикам села.

         В
программе в разделе по «Ознакомлению с природой» ставятся задачи: расширения и
уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях
в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах.

       Для
реализации этих задач с детьми проводятся следующие дидактические игры: «Что
сажают в огороде?», «Что где растет?».

Цель
игры: классификация растений по месту их произрастания.

 В игре «Вершки
– корешки»
дети закрепляют знания об овощах.

В играх «Какое
время года», «Когда это бывает?»
— закрепляются знания о временах года.

Кроме этого
проводятся игры «С какого дерева листок», «Птицы, рыбы, звери», «Что за
птица», «Природа и человек»
, в которых у ребенка расширяются знания об
обитателях животного мира, систематизируются знания о том, что дает человеку
природа. В программе в разделе «Развитие речи» ставятся задачи по активизации 
и обогащению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, грамматического
строя речи, связной речи, подготовка к обучению грамоте.

         Для
решения этих задач рекомендуется проводить такие игры:

«Звуковые
часы», «Какой звук потерялся?», «Кто назовет больше?», «Наоборот», «Закончи
предложение», «Кузовок»
и другие.

       Достаточно
много игр используются в работе со старшими дошкольниками  для развития
элементарных математических представлений. Это игры для развития знаний о форме:

«Найди такой
же формы», «На что похоже?»,  «Каждую фигуру на свое место», «Найди свой
значок», «Склеим чайник»
и другие.

О величине:

«Большой –
маленький», «Расставь по порядку», «В какую коробку?», «Сломанная лестница»,
«Палочки в ряд», «Что бывает широкое?»

Для
совершенствования знаний о количестве и счете детям предлагаются игры: «Найди
соседей числа», «Что изменилось?», лото «На один меньше», «Числовая лесенка».

В
программе также выделены музыкально-дидактические игры.

На развитие звуковысотного
восприятия: «Эхо», «Бубенчики».

На развитие
динамического восприятия: «Охотники и зайцы», «Ребята и слонята».

На развитие
ритмического восприятия: «Молоток», «Придумай свой ритм»

Дидактическая игра с прищепками в детском саду для старшего дошкольного возраста «Цифротека»

Цель:

  • развитие зрительного восприятия, моторики;
  • знакомство с цифрами;
  • закрепление названий животных;
  • закрепление представлений о питании животных.

Возраст учащихся: 5-7 лет.

Количество участников: 4-6 чел.

Оборудование: дидактический материал «Цифротека», прищепки.


Дидактическая игра с прищепками в детском саду «Цифротека»

Инструкция:

— Педагог: Сегодня мы с вами повторим ваши знания о цифрах. Давайте повторим все цифры которые вы знаете

(Дети повторяют все известные им цифры.)

— Педагог: Посмотрите, какой интересный у меня есть круг, но пока нечего непонятно, а чтобы стало понятно нужно отгадать загадки и помочь животным. Поможем животным?

— Дети: Да, поможем!

— Педагог: Тогда слушайте внимательно!

— Педагог: Наша хрюшка просто душка Хрюшка – сытенькое брюшко Хрюшка любит есть свеклу На диету села хрюшка, на обед всего лишь штучка

— Педагог: Давайте найдем на нашем волшебном кругу свеклу и посчитаем сколько съела хрюшка

Дети: Нашли! Рюшка съела 1 свеклу

— Педагог: Слоник любит странный фрукт У него колючий бок, на макушке – хохолок! Замечательный на вкус, толстокожий ананас

Сколько надо ананасов для счастливого слона?

— Педагог: Давайте найдем на нашем волшебном кругу ананас и посчитаем сколько съел слоник

Дети: Нашли! Слоник съел 2 ананаса

— Педагог: Мишке нравится малина, ягода лесная Взял он в руки две корзины, ходит собирает Но, кусты те не просты, оказались злючки!

Две корзины пусты, лишь ягодки в ладошке, посчитаем сколько там?

— Педагог: Давайте найдем на нашем волшебном кругу малину и посчитаем сколько съел мишка

Дети: Нашли! Мишка съела 3 малинки

— Педагог: Маленький рост, длинный хвост Собирает крошки, прячется от кошки Ищет вкусненький сырочек, помоги мышонку найти сырочек!

— Педагог: Давайте найдем на нашем волшебном кругу сырочек и посчитаем сколько съела мышка/

Дети: Нашли! Мышка съела 4 сырочка

— Педагог: Расскажи, колючий ёж Что, на иглах ты несешь? Отвечает ёж – в лесу Яблоко нашел – домой несу

Сколько яблок несет ёж?

— Педагог: Давайте найдем на нашем волшебном кругу яблочки и посчитаем сколько съел ёжик.

Дети: Нашли! Ёжик съела 5 свеклу.

— Педагог: Это рыбки золотые Прибыли к нам из Китая Редкие красавицы, киске очень нравятся.

Рассмотреть поближе надо, посчитать скорее хочет!

— Педагог: Давайте найдем на нашем волшебном кругу рыбок и посчитаем сколько съела киска.

Дети: Нашли! Киска съела 6 рыбок.

— Педагог: Раз к зайчонку на обед Прискакал дружок-сосед На пенек зайчата сели И морковочки поели

Кто считать, ребята ловок? Сколько съедено морковок?

— Педагог: Давайте найдем на нашем волшебном кругу морковку и посчитаем сколько съел зайчонок.

Дети: Нашли! зайчонок съел 7 морковок.

— Педагог: Мы бананов две вязанки подарили обезьянке А, она их лопает и глазами хлопает.

Сколько бананов слопала обезьянка?

— Педагог: Давайте найдем на нашем волшебном кругу бананчики и посчитаем сколько съела обезьянка.

Дети: Нашли! Обезьянка съела 8 бананов.

— Педагог: Гав – Гав – Гав бежит щенок Звонкий, громкий как звонок Любит косточки жевать Гав – Гав – Гав считать беги

— Педагог: Давайте найдем на нашем волшебном кругу косточки и посчитаем сколько съел щенок.

Дети: Нашли! Щенок съел 9 косточек.

— Педагог: Сидел петух на лавочке Считал свои зернышки Раз, два, три, четыре, пять

Сколько насчитал?

— Педагог: Давайте найдем на нашем волшебном кругу зернышки и посчитаем сколько съел петух.

Дети: Нашли! Петух съела 10 зернышек.

— Педагог: дети вы большие молодцы, отгадали все загадки и узнали все числа на волшебном кругу.

Виды дидактических игр в старшей группе детского сада

Дидактические игры в старшей группе подразделяются на несколько разновидностей.

Виды дидактических игр

Их отличают по следующим критериям:

  • обучающему содержанию;
  • познавательной деятельности;
  • игровым действиям и правилам;
  • организации детей;
  • роли преподавателя.

Перечисленные отличия присущи всем дидактическим играм, но выступают они в одних отчетливее, нежели в других. Также игры классифицируют:

  • по сенсорному воспитанию;
  • по ознакомлению с природой и окружающим миром;
  • по формированию математических представлений;
  • словесные;
  • музыкальные;
  • по подготовке к обучению грамоте;
  • изобразительные;
  • с дидактическими игрушками;
  • псевдосюжетные;
  • настольно-печатные.

По виду деятельности игровые процессы бывают такими:

  • путешествия;
  • поручения;
  • предложения;
  • загадки;
  • беседы или диалоги.

Обратите внимание! На этом классификация не заканчивается. Весь спектр возможных игровых методик огромен

Но как показывает практика, чаще всего применяются именно перечисленные выше.

Картотека обучающих игр в старшей группе ДОУ с целями по ФГОС

Важно! Современные детские сады реализовывают свою деятельность в соответствии со стандартами ФГОС. При разработке тематического плана каждый воспитатель должен учитывать и реализовывать обучающую деятельность в соответствии с требованиями стандарта

Картотека ДИ

Дидактическая игра «Тройки» для детей старшего дошкольного возраста


Дидактическая игра «Тройки» для детей в детском саду

Вашему вниманию предлагается авторская разработка развивающей дидактической игры «Тройки» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель игры: развитие психических процессов, мыслительных операций.

Образовательные задачи:

  • продолжать учить внимательно слушать;
  • понимать и выполнять поставленную задачу;
  • вербализировать свои действия;
  • формировать грамматический строй речи;
  • активизировать пассивный словарь прилагательных;
  • упражнять в счете.

Развивающие задачи:

развивать речь, умение согласовывать числительные с существительными, изменяя их в роде, числе и падеже;
подбирать признаки предметов;
зрительное внимание;
быстроту реакции;
память;
мышление;
моторику пальцев рук.

Воспитывающие задачи:

  • воспитывать познавательный интерес, интерес к развивающим играм, выдержку;
  • коммуникативные навыки;
  • навыки самоконтроля.

Оборудование:

  • карточки на магнитах 81 шт. (27 видов по 3 шт. каждого);
  • указка;
  • магнитная доска;
  • песочные часы.

Вариант 1

На магнитной доске вразброс выставлены карточки. Детям предлагается найти три одинаковые картинки, показать их, сосчитать и назвать. Например, «Я нашла три крокодила». Или «Один глобус, два глобуса, три глобуса».

В ходе игры дети учатся концентрировать свое внимание, находить три одинаковые картинки среди множества других, зрительно выделять их, считать, правильно, называть существительные, изменяя их в роде, числе, падеже, подбирать окончания, согласовывать числительные с существительными. Задание можно усложнить: назвать признак найденного предмета и считать, называя словосочетания

Приветствуется, если ребенок называет не явно видимый признак(яблоко не красное, как изображено на картинке, а сочное, спелое, кислое, вкусное, сладкое и т.д.). Например: «Одна шустрая белка, две шустрых белки, три шустрых белки» или «Один сочный арбуз, два сочных арбуза, три сочных арбуза»

Задание можно усложнить: назвать признак найденного предмета и считать, называя словосочетания. Приветствуется, если ребенок называет не явно видимый признак(яблоко не красное, как изображено на картинке, а сочное, спелое, кислое, вкусное, сладкое и т.д.). Например: «Одна шустрая белка, две шустрых белки, три шустрых белки» или «Один сочный арбуз, два сочных арбуза, три сочных арбуза».

Вариант 2

Детям предлагается снять тройки с доски за определенный отрезок времени (можно устроить соревнования). Время отсчитывают песочные часы. Дети наблюдают за игроком, следят за часами.

По истечению времени выходит следующий игрок, который выполняет такое же задание. В одном туре может играть до 5 человек. Потом все вместе подсчитывают результаты, сравнивают их, определяют победителя.

В ходе игры таким вариантом у детей развивается концентрация внимания, память, быстрота реакции, находчивость.

Некоторые дети снимали по одной карточке, аккуратно складывали их на столе, а некоторые – снимали двумя руками сразу по три карточки, стремились победить, быстрее справиться с заданием, улучшить свой результат.


Дидактическая игра «Тройки» для детей в детском саду

Пособие для коррекционно-развивающей работы – игра «Граница»


Дидактическая игра «Граница»

В последнее время много говорят о развитии своего «Я» и мало об умении общаться, учитывать не только свои личные границы, но и чужие. И больше всего страдают от этого дети, от вседозволенности дома или от недостатка внимания они не умеют контактировать с другими людьми, как результат истерики, драки, оскорбления. Для решения подобных задач и была разработана данная игра.

С её помощью ребёнок в игровой форме отрабатывает навыки, необходимые в жизни, а именно:

  • Учится устанавливать границы пока своего игрушечного государства, продумывать правила для проживания в нём и для его посетителей.
  • Учится соблюдать правила «государства-соседа».
  • Отрабатывает на практике, при «страховке» взрослого, приёмы и навыки конструктивного поведения и общения.

Итак, из чего же состоит эта игра:

Две, совершенно одинаковые коробки с одинаковым набором игровых предметов, два игровых поля и 2 «указателя городов).


Дидактическая игра «Граница»

Содержимое коробок:


Дидактическая игра «Граница»

Как играть?

  • Обустроить свой город (расставить дома, дорожные знаки, посадить деревья, населить свой город (игрушки из киндер-сюрпризов).
  • Придумать герб своего города (рисуется на белой табличке смываемым маркером).
  • Придумать «правила-законы» для жителей города и для посетителей.
  • Приступить к игре.

На первых порах партнёром по игре у ребёнка выступает взрослый. Когда ребёнок осваивает игру, его партнёром становится другой ребёнок, а на более поздних этапах игра переходит в пространство группового помещения и участка для прогулок.

Дидактические игры с использованием дидактического пособия «Круги Луллия»


Дидактическое пособие «Круги Луллия»

«Признаки зимы»

Цель:

систематизировать знания детей о зиме, учить называть предметы по теме;
развивать связную речь, обогащать словарный запас;
формировать фонематическое внимание и восприятие;
формировать грамматический строй речи, воспитывать усидчивость и дисциплинированность.

Оборудование: дидактическое пособие «Круги Луллия».

Ход

Дети сидят в кругу и по очереди передают дидактическое пособие «Круги Луллия». Крутят пособие и называют предмет на картинке. Потом с этим предметом, который на картинке нужно составить предложения.

Задание можно усложнить составить предложения, по названным картинкам используя предлоги, местоимения и т. д.

«Назови первый и последний звук в слове»

Цель:

систематизировать знания детей о зиме, учить определять первый и последний звук в слове;
развитие памяти, внимания и мышления, формировать фонематическое внимание и восприятие;
воспитывать усидчивость и дисциплинированность.

Оборудование: дидактическое пособие «Круги Луллия».

Ход

Дети сидят в кругу и по очереди передают дидактическое пособие «Круги Луллия». Крутят пособие и называют предмет на картинке. Потом каждый ребёнок определяет первый и последний звук в словах.

«Подели на слоги»

Цель:

систематизировать знания детей о зиме, учить делить слова на слоги;
развитие памяти, внимания и мышления, формировать фонематическое внимание и восприятие;
воспитывать усидчивость и дисциплинированность.

Оборудование: дидактическое пособие «Круги Луллия».

Ход

Дети сидят в кругу и по очереди передают дидактическое пособие «Круги Луллия». Крутят пособие и называют предмет на картинке. Потом делят слова на слоги и определяют количество слогов в слове.

«Звук «ш»

Цель:

автоматизация звука «ш» в словах и предложениях;
учить делить слова на слоги;
определять место звука «ш» в словах;
развитие памяти, внимания и мышления, формировать фонематическое внимание и восприятие;
воспитывать усидчивость и дисциплинированность.

Оборудование: дидактическое пособие «Круги Луллия».

Ход

Дети сидят в кругу и по очереди передают дидактическое пособие «Круги Луллия»

Педагог обращает внимание на звук «ш». Просит детей произнести звук

Дать характеристику звуку «ш». Крутят пособие и называют предметы, в которых находится звук «ш». По очереди проговаривают слова. После педагог просит разделить слова на слоги и определить количество слогов в словах. Дети крутят, пособие называют предмет, определяют место звука «ш» в словах: в начале, в середине и в конце слова.


Дидактическое пособие «Круги Луллия»

«Какой подарок лишний»

Цель:

систематизировать знания детей о предметах и их свойствах, учить составлять предложения;
развивать память, внимания и мышления, формировать фонематическое внимание и восприятие;
воспитывать усидчивость и дисциплинированность.

Оборудование: дидактическое пособие «Круги Луллия».

Ход

Дети сидят в кругу и по очереди передают дидактическое пособие «Круги Луллия». Крутят пособие и называют предмет на картинке. Далее предложить составить предложения и рассказать какой подарок подарят маме, а какой папе.

Примеры дидактических игр в старшей группе

Все дидактические игровые процессы специально разработаны педагогами для обучения детей. Основной целью является совмещение приятного с полезным. Ребенок, играя, обучается и развивает определенные навыки. Сейчас можно найти огромное количество дидактических игр для детей старшей группы детского сада в интернете. Их можно распечатать и предложить детям.

Самыми распространенными из них являются следующие:

«Хорошо или плохо» — суть заключается в том, что воспроизводится несколько жизненных ситуаций, и ребенок должен высказать свое мнение и отношение

Развивает речь, внимание и память.
«Времена года» — на 4 картинках изображены времена года. Также имеются разрезанные карточки с их приметами

Ребенок в процессе должен определить правильно приметы зимы, весны, лета и осени, а также разложить карточки по местам.
«Учим месяцы года» — ребенок должен знать, в какой последовательности распределяются месяцы в году, и уметь определять, например, что после декабря идет январь, а после февраля — март.
«Поиск предметов на картинке» — помогает развивать детскую память, играя.

Обратите внимание! Дидактическая игра для воспитателя является одним из наиболее результативных методов достижения образовательных целей. Дети старшей группы с удовольствием выполняют поставленные задачи в процессе, развивая при этом определенные навыки и умения для последующей социализации

Дети старшей группы с удовольствием выполняют поставленные задачи в процессе, развивая при этом определенные навыки и умения для последующей социализации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: