Особенности речевого развития детей с ОНР
- Группа детей с ОНР объединяет различные речевые расстройства (наиболее популярные — дизартрия и алалия). Выделяется 4 формы ОНР:
- 1-й уровень — отсутствие общеупотребительной речи. Широко используются звукоподражания и звукокомплексы.
- 2-й уровень — «начатки» речи. Малыш может произносить простые фразы и поддерживать диалог. Речь малопонятна.
- 3-й уровень — различные дефекты произношения (в основном сложных звуков), ошибки в словообразовании и словоизменении.
- 4-й уровень — остаточные нарушения. Хорошо развиты навыки анализа и синтеза, встречаются ошибки в согласовании и образовании малознакомых слов.
Обучение грамоте ребенка с нарушениями речи
Особенностью зрительной памяти у детей с ОНР является ее пониженный уровень. Улучшается в ходе постоянных тренировок в игровой форме. Пример игры: некоторое количество предметов разложить в ряд перед малышом, попросить его внимательно на них посмотреть и запомнить. Ребенок закрывает глаза, и убирается один предмет. Дошкольник должен назвать, какого предмета не хватает.
Игра детей с 4-м уровнем ОНР
Использование дидактических игр в процессе обучения речевым навыкам
Дидактические обучающие игры — отличный способ занятий со старшими дошкольниками. В данной деятельности присутствуют игровые действия и задачи, а также сюжет и ролевые распределения. Основные виды дидактических игр:
- предметные (мозаика, матрешки, кольца);
- настольные (домино и лото, разрезные картинки, картинки «найди пару», различные лабиринты);
- словесные (народные игры «черное и белое», «краски»;
- сюжетно-ролевые игры (аптека, школа, магазин).
Помимо речевого развития в дидактических играх преследуется цель и познавательного воспитания малышей, улучшения внимания и памяти, пробуждения творческого поведения ребенка.
Дополнительная информация! В книге Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи» подробно описан процесс знакомства старших дошкольников с грамотой, формирование словаря и правильного произношения. Логопедическое пособие включает подробное годовое планирование работы. Книга Каше по подготовке детей с недостатками речи к школе может быть полезна как практикующим логопедам, так и обеспокоенным развитием речи своего малыша родителям.
Эффективная подготовка к школе малыша с речевыми нарушениями
Обучение грамоте происходит в старшем дошкольном возрасте, именуемым «периодом языковой одаренности»
В это время ребенок максимально восприимчив к получению новых знаний, он уже способен удерживать свое внимание длительное время, и впитывает информацию «как губка». Методики обучения грамоте ребенка с речевыми нарушениями направлены не только на развитие навыков письма и чтения, но и на коррекцию звуко-произносительных умений, объема внимания и памяти, наглядно-пространственных представлений
Средства развития произвольной памяти у дошкольников с ОНР
Всю коррекционно-воспитательную работу в ДОУ проводят и на специализированных занятиях, и в повседневной жизни
Важно, чтобы помощь, направленная на развитие речи была квалифицирована, обоснована, своевременна. Воспитатель должен принимать активное участие в коррекционном процессе, способствовать устранению речевых дефектов и нормализации психики проблемного ребенка
При отслеживании динамики речевого развития ребенка, можно вовремя оказать ему помощь
Внимание и память тесно связаны с речью. Если у детей нарушено внимание, то восприятие речи не может идти в полном объеме
Проблема развития памяти у детей с ОНР решается не только на теоретическом уровне. Дефектологи и логопеды должны ставить перед собой следующий ряд задач:
- выяснить подходы и принципы, реализуемые педагогами;
- выделить предпочитаемые формы, методы и приемы работы.
Развитие памяти идет поэтапно:
- на первом этапе дети учатся произвольно запоминать информацию посредством использования разнообразных мнемотехник на примере букв и слогов;
- на втором этапе идет закрепление полученных навыков произвольного запоминания на материале слогов, незнакомых слов и слов, имеющих абстрактное значение;
- на третьем этапе протекает обучение самостоятельному выбору мнемотехник, необходимых для слухоречевого запоминания на материале отдельных предложений, коротких прозаических и стихотворных текстов.
Работа по формированию памяти должна проводиться на неучебном материале в разных жизненных ситуациях. Вне зависимости от того, хорошая у ребенка память или плохая, ее вредно перегружать.
Развитие памяти может идти следующими путями:
- метод «крокирования», когда ребенок при запоминании фраз самостоятельно выбирает, какие он будет рисовать «подсказки», чтобы позже это помогло ему вспомнить то, что было прочитано;
- «вспомни и покажи» — дети должны воспроизвести движение знакомых ему объектов – летящей птицы, ползущего червяка и пр.;
- пробы Хеда – нацелены на построение схемы своего тела, т. е. ребенок должен оценить, что расположено у него на лице и как отдельные части лица расположены относительно друг друга.
Есть и более облегченные варианты, которые включают зрительную поддержку, тактильные ощущения и ряд иных межанализаторных взаимодействий.
Проводя предлагаемые выше методики, предварительно необходимо выяснить, какие слова, обозначающие части тела и лица, ребенку знакомы и использовать именно их.
Современный процесс формирования грамматического строя языка детей – крайне важное условие его полноценного речевого и общего развития психики, так как язык и речь играют ведущую роль в развитии его мышления и речевого общения, а также планирования и организации поведения ребенка, формирования его социальных связей. Все это выступает важнейшим средством опосредствованных психических процессов, к которым относят память, восприятие, эмоции
Второй этап
После проведения диагностики с детьми проводится следующая работа:
• обрабатываются результаты, подводятся итоги;
• составляется перспективно–тематический план работы по данной теме;
• в индивидуальные планы вносится работа, направленная на коррекцию памяти;
• формируются подгруппы детей, по признаку нарушенной функции;
• составляется перечень игр, направленных на развитие каждой из функций (см. приложение);.
• игры, направленные на развитие слуховой и зрительной памяти, как элемент или организационный момент, включаются во фронтальные занятия. Работа по данной теме тонкой нитью проходит через все виды деятельности.
Система работы рассчитана на совместную деятельность ребенка и взрослого. Сначала взрослый выступает инициатором занятий и формирует живой интерес к работе. Взрослым должны быть созданы специальные условия:
1. Установка на запоминание.
2. Эмоциональная включенность.
3. Мотивация.
4. Активная работа с материалом, который нужно запомнить.
Основная цель – помочь ребенку максимально полно использовать возможности своей памяти.
Чтобы все получилось, нужно помнить ряд несложных правил:
• Не начинать занятия в плохом настроении.
• Не начинать занятия, если ребенок неважно себя чувствует.
• Не начинать занятия, если ребенок занят игрой. Попробуйте предупредить его о начале занятия минут за пять, предложив убрать игрушки и закончив игру
У ребенка должно быть время для того, чтобы перестроится с игры на занятие.
• Занятие никогда не должно восприниматься ребенком как наказание.
В процессе работы над заданием у ребенка могут появляться ошибки. Как к ним относиться? Спокойно. Ошибки – это свидетельство того, что ребенок что-то делает , что-то осваивает, развивается. А если не все сразу получается, так это трудности роста. Все получится обязательно, нужно только верить в это самому и вселить эту уверенность в ребенка. Если ошибки повторяются часто, необходимо выяснить их причину.
Многочисленные ошибки могут быть, если:
• Ребенок устал;
• Ребенку не интересно, так как задания или слишком простые или очень сложные;
• Ошибки могут быть связаны с особенностями нервно – психической организации ребенка, последствиями черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний.
На процессы памяти очень влияет мотивация
Поэтому важно, то, какой мотив формируется у ребенка. Самым эффективным является мотив, связанный с внутренним желанием ребенка расти, развиваться, общаться, задавать вопросы и искать ответы, потому это очень интересно и приятно
Если ребенок занимается , чтобы доставить удовольствие вам (кстати, не забывайте хвалить его и поддерживать), то постепенно он почувствует вкус таких занятий и будет стремиться к ним независимо от того, хвалят его или нет.
Для повышения интереса к занятиям есть очень эффективный прием, когда взрослый уступает ребенку роль учителя. Это не только необычно, но и полезно. Объясняя «ученику» задание, ребенок сам начинает лучше понимать смысл того, что он делает. Формируется функция контроля и самоконтроля.
Весь представленный практический материал состоит из трех блоков.
Первый этап
Диагностика
Чтобы начать целенаправленную работу по коррекции всех сторон памяти, проводим исследование функций данного психического процесса детей старшего дошкольного возраста.
Для наиболее точной диагностики мною использовались многократно апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя как в исследовательских, так и диагностических целях методики.
Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала, определение уровня развития кратковременной зрительной памяти.
*Методика «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия. Адаптивный вариант для детей младше 7 лет «Запоминание 8 слов» предложен Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов».
Слуховая память
(1 задание)
Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала.
Материалы: набор из 8 слов: лес, хлеб. окно, стул, вода, брат, конь, гриб,
Инструкция: «Сейчас я прочту 8 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет.»
Ход: слова предъявляются в медленном темпе с четкой интонацией. Затем слова сразу же воспроизводятся испытуемым. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.
Анализ результатов: за каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по 1 баллу. Примечание: изменение слова считается ошибкой (например, солнце – солнышко, окно – окна).
(2 задание)
Материал: таблица цифровых рядов. Вариант А (основной), вариант В (дублирующий).
Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр. Постарайся запомнить их и повторить в таком же порядке. Внимательно слушай».
Ход: после этого зачитывается ребенку ряд цифр, с интервалом в 1 сек. Между цифрами, в каждом ряду на одну цифру больше, чем в предыдущем. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.
Анализ результатов: если ошибка допущена, то ребенку зачитывается ряд цифр дублирующего варианта состоящего из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просят ребенка повторить:
Вариант А Вариант Б
3 8 6 6 1 2
3 4 1 7 6 1 5 8
8 4 2 3 9 5 2 1 8 6
3 8 9 1 7 4 7 9 6 4 8 3
5 1 7 4 2 3 8 9 8 5 2 1 6 3
Зрительная память
(1 задание)
Цель: определение уровня развития кратковременной зрительной памяти.
Материалы: таблица из шести изображений предметов и таблица из двенадцати изображений предметов.
Инструкция: «Сейчас я покажу тебе на короткое время картинку с различными изображениями. Будь очень внимательным и постарайся их запомнить». Ребенку предлагается в течение 20 секунд запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество фигур из предъявляемой таблицы. Время воспроизведения – 1 минута.
Анализ результатов: Ребенку засчитывается 1 балл за каждую фигуру. Максимальное количество правильно угаданных фигур – 6.
(2 задание)
Методика «Узнавание фигур»*.
Материалы: таблица с девятью геометрическими фигурами.
Инструкция: «Сейчас я покажу тебе на короткое время картинки с различными фигурками. Будь очень внимательным и постарайся их запомнить». Ребенку предлагается в течение 10 секунд запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество фигур из предъявляемой таблицы. Время воспроизведения – 1 минута.
Анализ результатов: Максимальное количество правильно угаданных фигур — 9, средний уровень – 5-6 фигур.
Методика для исследования кратковременной зрительной памяти.
Методика узнавания фигур
Методическая работа в детском саду
Игры и упражнения на развитие внимания и памяти
у детей с общим недоразвитием речи
Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей. Эти процессы теснейшим образом связаны с речью
Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания
У детей с ОНР внимание нарушено примерно в 90 из 100 случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно складываются на коррекции речевого недоразвития. И заниматься этим необходимо и во время непрерывной непосредственно образовательной деятельности, и во время игровой деятельности, и во время режимных моментов.
Хочу остановиться на играх и упражнениях, эффективно развивающих внимание и память детей, которые могут использовать педагоги в своей работе. Игра «Будь внимателен»
Игра «Будь внимателен»
- Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» — стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» — остановиться и стучать одной ногой об пол.
- Теперь попросите идти детей по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.
- В дальнейшем можно набор команд расширить.
Игра «Поющие животные»
- Играющим предлагается представить себя животным, любящим петь
- Дети должны по очереди «спеть» (промяукать, прогавкать, промычать и т. д.) какую-нибудь песню. Например, «В траве сидел кузнечик», «В лесу родилась елочка», а остальные — угадать их.
Игра «Земля, вода, огонь, воздух»
- Дети садятся в круг. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все опускают руки вниз, слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, а слово огонь — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
- Дети повторяют слова за ведущим и выполняют соответствующие движения. Сначала можно говорить медленно, потом быстрее и быстрее.
- Выигрывает тот, кто не сбился и выполнил все команды правильно.
Для развития внимания полезно проводить хорошо известные воспитателям упражнения: «Найди отличия», «Найди предмет, не похожий на другие», «Что изменилось?», «Лабиринт», «Исправь ошибки», традиционные игры: «Летает — не летает», «Съедобный — несъедобный».
Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Для развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рекомендуется заучивание стихов или сказок, рассказы об увиденном во время прогулок, а так же специальные игры и упражнения.
Игра «Послушай и запомни»
- Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель — сон, солнце — день, лампа — свет. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово.
- Усложняя задание, увеличивайте количество пар.
- Обязательно меняйтесь ролями
Игра «Посмотри и запомни»
На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените, расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.
Игра «Нарисуй узор»
Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.
Все эти и другие подобные игры помогают педагогу в полном объеме развивать у детей с общим недоразвитием речи внимание и память, а вместе с ними и речь. Литература
Литература
- Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности детей 5-7 лет. — Ярославль: Академия развития, 2001.
- Юрченко Е. М. Вся жизнь — игра. — Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2008.
Методическая работа в ДОУ: | | в ДОУ | | , в ДОУ | в ДОУ |
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Определение 1
Психическое развитие – это качественные и структурные новообразования психики, которые характеризуются необратимостью, направленностью и закономерностью. Развитие речи – один из показателей общего психического развития.
Определение 2
Дети с нарушением речи – это дети, которые имеют отклонения в развитии речи при условии сохранения нормального слуха и интеллекта. Нарушения речи разнообразны, они проявляются нарушением произношения, грамматического строя речи, бедностью словарного запаса, а также нарушением темпа и плавности речи.
В соответствии со степенью тяжести речевые нарушения подразделяют на те, которые не представляют препятствий к обучению в массовой школе, а также тяжелые нарушения, которые требуют специального обучения.
Дети с нарушениями речи обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС. Их поведению может быть свойственен негативизм, агрессия, повышенная возбудимость, раздражительность или, наоборот, повышенная застенчивость, нерешительность, пугливость, общая заторможенность, замкнутость и пр.
Преодоление ОНР у детей – актуальная проблема современной логопедии. Развитие словаря, уточнение значений слов, формирование лексической системы играют важную роль в процессе развития познавательной деятельности детей, так как слово и его значение – средство не только речи, но и мышления.
Своевременная коррекционно-педагогическая работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе и дальнейшей их успешной адаптации в социуме.
Развитие произвольной памяти у детей с ОНР
Исследование памяти у детей с ОНР помогло определить, что объем их зрительной памяти почти не отличается от нормы. Исключение затрагивает только возможность продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми, страдающими дизартрией. Низкие результаты проб у таких детей связывают с выраженными нарушениями восприятия формы и слабостью пространственных представлений.
Эффективность произвольной памяти во многом зависит от умения контролировать себя в процессе заучивания, в первую очередь от умения различать, как воспроизведен материал, и что осталось невоспроизведенным. Недостатки произвольной памяти у детей проявляются снижением ее объема и недостаточной точностью. Например, дословно воспроизвести несложный текст для детей с ОНР достаточно сложно. Наличие у них вторичных отклонений в развитии психических процессов создает ряд дополнительных затруднений при овладении связной монологической речью. Все это должно быть учтено при организации и проведении коррекционных занятий, направленных на обучение детей рассказыванию.
Психокоррекционная работа с детьми с ОНР должна состоять из комплекса мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия социальных факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка.