Развитие ребёнка дошкольного возраста: особенности и методики

Игровая деятельность дошкольников

Содержание

Слайд 1

Презентацию подготовила воспитатель детского сада Суржина Татьяна Викторовна
Кривковская начальная школа-сад

Слайд 2
«Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»
Сухомлинский В.А.

Слайд 3
Классификация детских игр
Игры
Творческие
С правилами
режиссёрские
сюжетно-ролевые
театрализованные
строительные
дидактические
подвижные

Слайд 4
Задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.
Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решить.
Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе, и задачи, которые касаются отдельных детей.

Слайд 5
Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.
Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника.

Слайд 6
Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом.
Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности.
Педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

Слайд 7
В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника:
стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых;
потребность в познании окружающего мира;
потребность в активных движениях;
потребность в общении.

Слайд 8
В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности.
По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности.

Слайд 9
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи.
Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики

Взрослым важно реализовать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией.

Слайд 10
В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Слайд 11
С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него

Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности.
Заботиться об оснащении театрализованных игр
Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Слайд 12
Реальные отношения, возникающие у детей в ходе игры, играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии

Дефицит групповой совместной игровой деятельности является фактором риска развития личности ребенка, выражается в коммуникативных проблемах на последующих возрастных стадиях.

Слайд 13
Особенностью строительных игр является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, поэтому они в большей степени приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности.
Главная идея – вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.

Слайд 14
«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет на работе, когда вырастет.»
Макаренко А.С.

Посмотреть все слайды

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Роль игры в развитии ребенка».Воспитатель

Слайд 2Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора

в жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так

важны для ребенка-дошкольника умные, полезные игры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни.

Слайд 3Игра – это ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. В

игре развиваются все психические процессы (память, мышление, творческие способности и

т.д.). Огромное влияние игра оказывает на умственное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Т.е. игра способствует гармоничному развитию личности ребенка-дошкольника.

Слайд 4Игры детей характеризуются следующими особенностями:
1. Игра представляет собой форму

активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
2.Отличительной особенностью игры

является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности.
3. Игра , как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности.
5. Игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.
6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность.
7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

Слайд 6

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения. Влияние игры

на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее

он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащиеся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Игра «Доктор»

Игра «Поварёнок»»

Слайд 7
Пальчиковые игры

Пальчиковые игры являются одними из самых важных в

развитии ребенка. Благодаря им дети быстрее знакомятся с окружающим миром,

учатся писать и рисовать, осваивают азы математики, обучаясь счету, осознают понятия «выше», «ниже», «сверху», «снизу», «справа», «слева». Такой вид игр незаменим для развития мелкой моторики, воображения, тренировки памяти и, конечно, речи. Благодаря пальчиковым играм пальцы и кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

«Сороконожки»

Слайд 8Подвижные игры

У детей огромное количество энергии, им необходимо постоянно

двигаться . Малыши развиваются, познавая мир, приобретая двигательные навыки и

рефлексы. Для того чтобы выплеснуть накопившуюся энергию , детям дошкольного и младшего школьного возраста необходимы подвижные игры, которые, помимо прочего, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно- сосудистую систему, повышают активность головного мозга, снимают нервное напряжение, повышают способность к концентрации и т.д.

Слайд 9Дидактические игры

Развивающие (дидактические) игры помогают детям с помощью взрослого или

самостоятельно развивать свои интеллектуальные и творческие способности , а также

уже имеющиеся коммуникативные навыки.

Слайд 10

Игры- конкурсы

Игры-конкурсы великолепно подходят для проведения детского досуга. Подобные игры

дадут ребятам не только радость и смех, но и станут

полезными для развития многих способностей , которые пригодятся во взрослой жизни.

Построй «Домик из карандашей»

Построй «Башенку»

его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

Характеристика игровой деятельности.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

В игре находят выражение основные потребности ребен­ка-дошкольника.

Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоя­тельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осоз­наваемый им мир, возникает внутренняя потребность уча­ствовать в такой деятельности взрослых, которая в реаль­ной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохра­нились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятель­но, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п. Таким образом малыш, как указывал К. Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.

Ребенку первых лет жизни свойственна потреб­ность в познании окружающего мира, на­званная психологами ненасыщаемой. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, вы­ражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «се­рьезной форме учения».

Ребенок — существо растущее и развивающееся. Движе­ния — одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлет­воряется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настоль­ным крокетом, мячом и др. Большими возмож­ностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструк­торы, снег, песок и др.).

Очень велики возможности игры в удовлетворении при­сущей ребенку потребности в общении. В усло­виях дошкольного учреждения обычно складываются иг­ровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к боль­шей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в дей­ствительной жизни. Играя, дети вступают в такие отноше­ния, до которых в других условиях еще «недоросли», а имен­но: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» (А.П.Усова).

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выде­ляются) другие виды деятельности (труд, учение).

По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущи­ми любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в дру­гие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

В свое время А. С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят от­ветственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Кроме того, по словам А. С. Макаренко, игра готовит детей к тем нервно-психи­ческим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила дети становятся орга­низованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что об­легчает формирование прочных навыков трудовой дея­тельности.

Являясь ведущей деятельностью, игра

в

наибольшей сте­пени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов,

в том числе воображения. Од­ним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский

Он об­ратил внимание на воспитательную ценность образов во­ображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства

Признаком игры, как отмечал Л. С. Выготский, являет­ся наличие мнимой или воображаемой ситуации.

Виды и формы игровой деятельности в дошкольном возрасте

Игра и развитие детской речи

Игра значительно влияет даже на развитие речи ребёнка. Минимальный уровень навыков общения необходим уже для того, чтобы малыш мог уверенно подключиться к игровой ситуации. Благодаря необходимости объясняться с другими детьми стимулируется развитие связной речи. В игре, которая является в этом возрасте ведущей формой деятельности, усиленно развивается знаковая функция речи благодаря замещению одного объекта другим. Объекты-заместители служат обозначениями отсутствующих предметов. Знаком может служить любой реальный объект, замещающий другой объект. Объект-заместитель трансформирует словесное определение, связывая слово с отсутствующим предметом.
Благодаря игре ребёнок начинает воспринимать индивидуальные и иконические знаки. У иконических знаков чувственные свойства виртуально приближены к замещаемому предмету, а чувственная природа индивидуальных знаков мало связана с обозначаемым предметом.
Также игры важны для развития рефлексивного мышления. Например, играющий в больницу ребёнок плачет и страдает, словно пациент, хотя внутренне он получает удовольствие от исполнения роли.

Место игры в жизни дошкольника

Игра в том или ином виде практически постоянно присутствует в жизни ребенка дошкольного возраста. Подавляющее большинство действий происходит в игровой форме, даже обычные бытовые и воспитательные. Значительно проще уговорить дошкольника поесть или лечь спать, используя игровые элементы.

Через игровые действия дошкольник познает реальные отношения людей, многому научается и всесторонне развивается. С помощью игры происходит психическое развитие, социализация дошкольников, значительно расширяется кругозор и развивается речь, повышается физическая активность.

Через игровую активность детям проще научиться понимать переживания и чувства других людей. Моделируя различные ситуации, которые они видели в жизни, и выполняя роли, дошкольники поневоле испытывают те чувства, которые переживаются и в реальной жизни.

Дополнительная польза – психотерапевтический эффект

Взаимодействия с игрушками или друзьями научают сопереживать, помогают избавиться от отрицательных эмоций, выплеснуть огорчения и переживания, что важно для детей, чьи психологические особенности делают их восприимчивыми к обидам и страхам

Публикация «Консультация „Возможности дидактических игр в развитии младших дошкольников“» размещена в разделах

  • Дидактические игры
  • Игрушки. Консультации для родителей
  • Консультации для родителей
  • Развитие ребенка. Консультации для родителей
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Средняя группа
  • Темочки

•Игры-занятия;

•Дидактические игры.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений и включает в себя:

— обучающую и игровую задачи;

— игровое действие и игровые правила.

Обучающая (дидактическая) задача позволяет воспитателю добиваться в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств детей (формирование сенсорных способностей, развитие воображения, слухового восприятия и т. д., на закрепление знаний, умений, навыков и представлений.

Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи, имеющей характер практических заданий.

Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную перед ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре.

Игровое действие направлено на выполнение игрового правила, которое, в свою очередь, ограничивает своими рамками проявление активности детей в игре, указывает, как должны выполняться игровые действия.

Дидактическая задача, игровое действие и игровые правила тесно взаимосвязаны. Каждый компонент дидактической игры напрямую зависит от обучающей задачи и подчиняется ей: игровое действие невозможно определить, не зная поставленной задачи; игровые правила способствуют решению обучающей задачи, но чем больше ограничений в игре, тем сложнее решить поставленную задачу.

Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяются программой.

Дидактические игры могут содержать сразу несколько обучающих задач (например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, согласовывать слово и действие).

На характер игрового действия влияет дидактический материал и дидактическая игрушка.

Педагог должен контролировать развитие игровых действий, постепенно разнообразить их, придумывая новые интересные повороты в игре. Для развития игровой деятельности необходимо всякий раз ставить перед детьми новые задачи, побуждающие их усваивать новые правила и действия.

Для того чтобы дидактическая игра была полноценной, в ее структуре должны присутствовать все указанные выше компоненты, иначе она превращается в дидактическое упражнение, целью которого является оттачивание различных навыков, действий, операций. Такая тренировка сама по себе тоже имеет важную роль в умственном и практическом развитии детей в том случае, когда необходимо в чем-то поупражняться.

В педагогической литературе встречается несколько классификаций дидактических игр : по игровому действию и правилам, по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. Для того чтобы дидактические игры дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы. Среди них — принцип систематичности и последовательности. Исходя из него, дидактические игры должны проводиться в определенной последовательности, распределятся от простого к сложному.

Для прочного усвоения сенсорных эталонов необходимо неоднократное повторение игр.

Виды игровой деятельности

Первично все игры можно разделить на две большие группы, различающиеся формой активности детей и участию в них взрослых.В первую группу самостоятельных игр входят такие занятия, в подготовке и проведении которых непосредственного участия взрослые не принимают, а на первый план выдвигается активность самих детей. Они сами ставят цели игры, развивают её и самостоятельно действуют. В подобных играх дети могут проявлять инициативу, что повышает уровень развития их интеллекта. Сюда же можно отнести сюжетные и познавательные игры, направленные на развитие детского мышления.Во вторую группу входят обучающие игры, требующие участия взрослого человека, который устанавливает правила игры и направляет работу детей вплоть до достижения требуемого результата. Цель этих игр состоит в обучении, воспитании и развитии ребёнка. В эту группу входят игры-драматизации, игры-развлечения, подвижные, дидактические, музыкальные игры. С обучающих игр деятельность ребёнка проще плавно переводить к процессу обучения. В этой группе обучающих игр можно выделить много разновидностей с различными целями и сценариями.

Воздействие игры на становление разнообразных психических функций организма

Презентация на тему: » Значение игры для психического развития ребенка. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,» — Транскрипт:

1

Значение игры для психического развития ребенка

2

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский

3

Игра это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата. Для ИГРЫ характерно наличие прямых или косвенных правил, отражающих (регулирующих) содержание (ход) игры. Игровая деятельность носит творческий импровизационный характер. Игровой деятельности сопутствуют эмоциональная приподнятость, соперничество, состязательность.

4

В игре развиваются — способности к воображению; — произвольной регуляции действий и чувств; — приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания с другими.

5

Существует 2 основных типа игр С открытыми (фиксированными) правилами (дидактические, подвижные, развивающие и т.д.) Творческие или игры со скрытыми правилами (сюжетно-ролевые игры, в которых действия и поведение играющих определяется сюжетом и ролью, правила содержатся в них в скрытом виде).

6

Классификация игр Фридриха Фребеля «Полезные» игры — сюжетно-ролевые; «Изящные» игры -конструктивные, строительные; Игры «внутренней правды» — дидактические с правилами.

7

В современной дошкольной педагогике принята классификация игр С.А. Козловой, Т.А. Куликовой творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры драматизации, режиссерские, строительные); дидактические игры (игры с предметами, настольно- печатные, словесные); подвижные игры.

8

Творческие игры отражают стремление детей к активности, самостоятельности; детское подражание; удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений; своеобразие взаимодействия в детском коллективе.

9

Значение сюжетно- ролевой игры происходит интенсивная Ориентация в основных направлениях человеческой Деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми вызывает качественные изменения в психике ребенка

10

Режиссерская игра Это детская игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребенка, чем обширнее его информация об окружающем мире.

11

Дидактическая игра Эти игры используются в самостоятельной деятельности детей. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми. Каждая дидактическая игра решает учебную задачу, которая предполагает развитие моторных, сенсорных и мыслительных способностей.

12

Подвижные игры Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыт.

13

Значение игровой деятельности При использовании игры как дидактического средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков, игровые методы обучения помогут раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия.

14

Игровая деятельность поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир. Развивает ребенка физически, т.к. он осуществляет разнообразные движения, развивает его мускулы, освобождает от избытка энергии.

15

Игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития. Она важна как школа морали, как переход на новый период развития. По мере развития игровой деятельности ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

16

«Для дитяти игра действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. К.Д. Ушинский

17

Спасибо за внимание !

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: