Уроки тишины по монтессори: идеи для занятий

Игры на слуховое восприятие. игры для развития и коррекции слухового восприятия

Говорим шепотом

Реквизит: не потребуется.

Подготовка: найдите просторное помещение — самая большая комната в доме подойдет. Усаживайтесь в разных углах лицом друг к другу.

Упражнение: разговаривайте с ребенком шепотом — сначала довольно громким, но постепенно делайте свой голос тише. Попросите ребенка тоже говорить как можно тише. Старайтесь услышать речь друг друга, вести диалог.

Также можно постепенно увеличивать сложность задания: рассаживаться дальше друг от друга, разговаривать с закрытыми глазами, чтобы не видеть мимики собеседника.

Такое занятие учит слушать собеседника — ребенок не вырастет неутомимой тараторкой.

Лучшие спокойные игры для детей всех возрастов

“Волшебный мешочек”. Ведущий рисует на большом листе бумаги мешок и говорит, что это магия. Каждый может нарисовать в мешке все, что ему нравится. Дети и взрослые по очереди рисуют в мешке. Как показывает опыт, такой вид совместной работы очень сближает. Кроме того, помимо успокаивающего эффекта, эта игра помогает родителям узнать о сокровенных мечтах и желаниях своего ребенка, а также о его возможных скрытых страхах.
“Молчание”. Все молчат 2-3 минуты и прислушиваются к окружающим звукам: пению птиц, гудению машин за окном, тиканью часов. По истечении времени вы должны рассказать о том, что услышали. Дети начинают первыми

Такая игра развивает внимание, помогает замечать детали в повседневной жизни.
“Сундук с сокровищами”. Соберите в коробку разнообразные мелкие предметы (фасоль, цветные скрепки, обрывки бумаги, тыквенные семечки, окрашенные в разные цвета, макароны разных форм, блестящую фольгу, маленькие игрушки и т.д.) Используя ножницы, клей и нитки, соберите из всего этого богатства полезные или забавные вещи: бусы, картинки, фигурки.

“Доктор Айболит”. Выбирается врач и несколько пациентов. Врач должен осмотреть каждого больного и назначить ему “лечение”: например, положить ему на живот подушку и заставить несколько раз глубоко вдохнуть, или попросить выпить чашку воды с закрытыми глазами, или погладить больного по всему телу павлиньим пером.

Постарайтесь заранее собрать чемодан с “лекарствами”, чтобы дать врачу возможность поработать. Эта игра развивает воображение и расслабляет, особенно если пациент – ребенок.

 Карты и головоломки. Совместная игра в карты, игры на память и простые головоломки также помогут вам успокоиться перед сном.

Классическая детская игра — «Молчанка»

Молчание (или молчаливые игры) – хорошая игра для развития терпения и усидчивости. Как вы можете догадаться, название игры происходит от слова “тишина”. Несмотря на простые правила, выиграть (вернее, не проиграть) довольно сложно. Особенно приятным в старые времена был вариант тишины в тихий час в лагере пионеров.

Правила игры в Молчанку

В классическом варианте игры в молчанку игроки садятся в круг так, чтобы видеть друг друга. Но, конечно, играть можно не только сидя, но и занимаясь своими делами, играя с игрушками. Игра начинается со стихотворения:

Или проще:

Существует еще более политкорректная “народная” версия:

  1. После произнесения последнего слова стиха все игроки замолкают.
  2. Проигрывает тот, кто, забыв говорить, смеется или даже просто улыбается.
  3. Он должен будет выполнить желание своих товарищей.
  4. Победителем объявляется тот, кто продержится дольше всех, будет лучшим.

Наконец, еще несколько вариаций безмолвного стихотворения. В скобках указаны различные варианты слов:

Чок, чок, чок, чок, чок,

Зубы на крючке,

Кто бы ни произнес это слово,

(Кто будет говорить) –

Это пощечина!

Шел Молчан

Вверх по крутой горе.

Кто не молчал…

Его таскали за уши!

Лошади, мои лошади, мы сидели на балконе,

Пьют чай, моют чашки, разговаривают по-турецки:

“Чуб чалаби, чуб чалаби!”.

Прилетели журавли и сказали всем: “Стоп!”

И тот, кто умрет первым, получит шишку на лоб!

Не смейтесь, не говорите, но продолжайте бороться!

На балконе сидели лошадиные рога,

Чай пили, чашки били,

Они разговаривали:

“Чоби, ачоби, челаби и чоби”.

Игра началась!

Мы набрали в рот воды и рассказали всем:

– Стоп!

Тише, мыши, кошка на крыше:

Кошка за уши,

Кошка сморщилась, хвост исчез….

Тот, кто говорит, тот и ест!

Бесшумный как ниндзя

Реквизит: цветной скотч, стулья, любые другие предметы для «полосы препятствий».

Подготовка: наклейте цветной скотч полоской через всю комнату. Это будет маршрут, который нужно пройти ребенку. На пути поставьте препятствия: стулья, подушки, всё, что найдете — но, так, чтобы их свободно можно было обойти.

Упражнение: попросите ребенка пройти по цветной полоске, огибая препятствия. Но так, чтобы его не было слышно.

Чтобы было еще интереснее, можете сесть на другом конце «цветной полосы», положить перед собой предмет-награду (например, яблоко) и закрыть глаза. Скажите, что вы будете слушать очень внимательно и, если ребенок будет вести себя
громко, ему придется начинать с начала.

Как правило, дети не умеют тихо ходить или, например, вставать со стула — это упражнение поможет малышу научиться контролировать свое тело.

Звуки внутри нас

Реквизит: аналогично предыдущему занятию. Обычные сухарики или сушки.

Подготовка: усаживайтесь поудобнее, устраните источники посторонних звуков.

Упражнение: попросите ребенка закрыть уши ладонями и снова прислушаться. Первое, что он должен услышать — шум и биение собственного сердца. Затем дыхание.

Переходите к следующей части занятия — попросите ребенка положить в рот сухарик. Потом сесть в первоначальную позу, закрыть уши ладошками и прожевать сухарик. Спросите ребенка, на что был похож звук в его голове, каким он был, тихим или громким?

Занятие знакомит ребенка с удивительным миром внутри него самого, учит направлять внимание внутрь себя, анализировать

Какие нарушения неречевого слуха могут возникать?

Проблемы с неречевым слухом возникают достаточно редко. Определить неладное можно по следующим симптомам:

  • Ребенок слышит звук, но не способен определить, что или кто его издает. Он не понимает, где находится источник шума, не различает мужской голос от женского (слуховая агнозия).
  • Ребенок не воспринимает музыку цельной – не различает высоту звуков, ритм, паузы. Не узнает знакомые мелодии, не помнит, что слышал уже, а что нет. Отношение к музыке негативное (амузия).
  • Ребенок различает звуки, их высоту и громкость, но не запоминает их комбинации (дефект слуховой памяти).
  • Ребенок не правильно оценивает и воспроизводит ритм. Количество воспроизводимых им ударов либо меньше, либо больше, чем в оригинале, либо нарушена их последовательность (аритмия).

Причины нарушения

Причина проблем с неречевым слухом обычно мультифакторная:

  • Нарушения неречевого слуха возникают при поражении правой височной области коры головного мозга, органов слуха, нервной системы.
  • На его развитии могут сказаться перенесенные в раннем возрасте менингит, отит, скарлатина, грипп, травмы головы.
  • Имеет значение протекание беременности у матери – были ли серьезные осложнения, переносила ли мать инфекции, принимала ли сильнодействующие препараты.
  • Низкий уровень развития неречевого слуха отмечается при педагогической запущенности, когда ребенок с раннего возраста растет преимущественно в тишине, а его развитием никто не занимается.

Способы коррекции

При видимых нарушениях неречевого слуха следует обратиться к специалистам – логопеду-дефектологу, нейропсихологу, неврологу, отоларингологу

Важно исключить возможные заболевания, а при их выявлении – пройти лечение и коррекцию. Только после этого ребенку назначается коррекционная программа. Дефектолог подбирает специальные упражнения, которые учат ребенка более тонко различать неречевые звуки

Дефектолог подбирает специальные упражнения, которые учат ребенка более тонко различать неречевые звуки.

В становлении неречевого слуха важнейшую роль играет окружающая среда. Она должна быть развивающая, и с раннего возраста наполненная разными звуками

Стоит обращать внимание ребенка на шум ветра, стук капель дождя, шуршание листвы под ногами, знакомить со звуками животных, звучанием разных музыкальных инструментов. Слушая шумы, ребенок накапливает багаж, который впоследствии позволит ему правильно говорить. Неречевой слух – это основа развития речи, которую можно и нужно развивать

Неречевой слух – это основа развития речи, которую можно и нужно развивать.

Игра «Тишина и шум»

Играть можно и в детском саду, и дома. Занятие предназначено для коррекции поведения. Оно помогает сделать ребенка организованным, дисциплинированным, также развивает слуховое восприятие и концентрацию внимания.

Когда родитель говорит тихо, малыш должен двигаться на цыпочках, не шумя. А когда громко, то можно шуметь, носиться, кричать

Важно объяснить, что ориентироваться в своих действиях нужно не на слова, а на силу голоса. Если родитель приказывает шуметь, но говорит негромко, то малыш должен вести себя спокойно

Скачать картинку

Сложность повышайте постепенно. Сначала давайте указания, соответствующие громкости. Например: «Походи на цыпочках» тихим голосом или «Попрыгай» громким. Далее усложните занятие, давайте задания, не соответствующие громкости. Например: «Хлопай в ладоши» тихо или «Походи на цыпочках» громко. Чтобы еще больше усложнить игру, начните менять задания и громкость внезапно.

Угадай, что за звук

Реквизит: разные предметы из вашего дома, которые издают звуки. Условие: это должны быть знакомые ребенку предметы.

Подготовка: усадите ребенка напротив вас, попросите закрыть глаза.

Упражнение: по-очереди берите каждый предмет и извлекайте из него звук. Если это погремушка — встряхните ее, если лист бумаги — сомните и так далее.

Ребенок должен угадывать, что предмет издает этот звук. Если с первого раза не получается угадать — издайте предметом другой звук. Например, если у вас в руках был лист бумаги, разорвите его.

Игра учит прислушиваться к звукам и сидеть молча. А в глобальном смысле — помогает быть терпеливым и тренирует воображение.

Что нужно знать о неречевом слухе?

Неречевой слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира. А также различение звуков по громкости, длительности, высоте, количеству, определению источника и направления звука. За неречевой слух отвечает доминантное полушарие мозга (у правшей – правое), его височная область.

Этапы развития

Слуховое восприятие человека начинает формироваться с момента рождения. От различения примитивных, громких звуков ребенок постепенно переходит к дифференциации тональностей, фонем и звуков речи.

Наиболее важный этап развития неречевого слуха приходится на первые 3 года жизни:

  1. Новорожденный слышит громкие звуки и реагирует на них вздрагиванием.
  2. В 1–2 месяца ребенок пытается определить источник звука, поворачивает глаза и голову на шум.
  3. На 3–4-м месяце малыш дифференцирует разные по качеству звуки (рояль и колокольчик), а также однородные звуки различной громкости.
  4. В 3–6 месяцев развивается способность различать интонации, а следом и выражать свои эмоции с помощью оттенков голоса.
  5. С 6 месяцев и до года ребенок воспринимает все более тонкие звуки окружающей среды (шорох пакета и шорох бумаги), улавливает ритм слова (часы – тити, карандаш – тататат). Он отличает голоса людей и реагирует на них различным образом.
  6. В 1 год ребенок накапливает свои представления о предметах и их звучании. Он узнает и запоминает, как лает собака, как падает его любимая игрушка. Малыш начинает понимать родную речь, но все слова и фразы слышит все еще недостаточно расчленено.
  7. На 2–3-м году жизни активно формируется речевой слух. Ребенок дифференцирует разные звуки в слове, звуковой состав слова. К концу 3-го года он уже знает все звуки, но пока воспроизвести их не может в силу неразвитости артикуляционного аппарата. К примеру, дошкольник без проблем отличит фальшь, если взрослый произнесет «каландаш» вместо «карандаш», хотя сам еще не выговаривает «р».

В дальнейшем неречевой и речевой слух совершенствуются путем многократного повторения и проговаривания звуков и слов. Развитие слуха и речи – двусторонний процесс. Они продолжают активно оттачиваться до 9-10 лет. Но даже во взрослом возрасте развитие не останавливается. Можно улучшать слуховое восприятие и в 20,и в 30 лет. Только придется приложить к этому больше усилий.

Нужно ли его развивать и зачем?

Узнавание и различение неречевых звуков – первый этап формирования речи. Неречевой слух позволяет уловить ритм слов, интонацию, высоту, тембр. С его помощью ребенок узнает знакомый голос, ориентируется в пространстве и познает мир. Он помогает определить, что и где упало, как далеко едет машина, какая погода за окном (ветер, дождь). Таким образом, от неречевого слуха зависит качество познания окружающего мира, развитие речи, взаимодействие с другими людьми, безопасность. Например, при развитом слухе, переходя дорогу, ребенок вовремя услышит шум приближающейся машины.

Детские спокойные игры перед сном – залог тихого вечера

Вечер – это особое время суток, когда организм готовится к долгожданному отдыху. Однако часто в семьях с детьми вечер превращается в самое шумное и активное время суток. Люди говорят, что вечером на детей нападает “гоп-стоп”, из-за которого они не могут успокоиться и бродят по дому.

Такое поведение связано с тем, что в течение дня у детей накапливается напряжение, которое они не могут снять.

Дети еще не умеют справляться с избытком впечатлений и событий, произошедших за день, поэтому они высвобождают этот стресс в виде повышенной активности.

Такие игры могут стать частью вечернего ритуала для всей семьи или быть подготовительным этапом на пути ко сну. Они хорошо влияют на психику детей и помогают им безболезненно войти в привычный распорядок дня после поездок или других отвлекающих факторов.

Игра «Звоночки»

Играют детсадовцы средней группы. Для занятия необходимо подготовить коробку с погремушками.

Цель музыкально-дидактической игры «Тихие и громкие звоночки» – развитие музыкального слуха, восприятия звуков разной высоты.

Задачи:

  • обучение умению различать тихо и громко звучащую музыку;
  • обучение навыку тихой и громкой игры на музыкальных инструментах;
  • развитие концентрации внимания;
  • воспитание интереса к музыке и музыкальным инструментам;
  • обучение навыку коллективной работы.

Воспитанники рассматривают погремушки. Правило музыкально-дидактической игры «Громко-тихо»: когда воспитатель исполняет музыку тихо, так же должны играть и дети. Когда педагог начинает играть громко, тогда дети должны сильнее греметь погремушками.

Воспитатель начинает исполнять музыку, воспитанники гремят игрушками в такт в соответствии с силой звучания. Дальше педагог усложняет задачу: начинает петь, а участники по силе его голоса должны определить, как им трясти погремушками.

Скачать картинку

Дидактическая игра «Тихо-громко»

Цель занятия – обучение способности менять громкость голоса, закрепление правильного проговаривания звуков.

Скачать картинку

Играют дети младшей группы детского сада. Воспитателю необходимо подготовить разноразмерные пары игрушек: большие и маленькие – барабаны, погремушки, машинки, колокольчики.

Скачать картинку

Скачать картинку

Педагог берет пару предметов, объясняет воспитанникам: «Большая машина сигналит громко «БИ-БИ», а маленькая – тихо «би-би». Участники повторяют за воспитателем звуки машин. Далее педагог, спрятав машинки, дает задание: «Когда увидите большую машину, бибикайте громко, когда маленькую – тихо».

Когда дети, увидев игрушку, начнут произносить звук, следите, чтобы их голос не превращался в шепот.

Аналогично проводятся занятия с другими игрушками.

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: