Игры на обогащение словарного запаса у дошкольников

«Город ЗВУКОВ и БУКВ»

Закономерная гордость каждого родителя, чей ребенок в 2, 3, 4 года уже знает буквы. Мамы и папы тут же стараются научить его складывать слоги. Но это не всегда получается. К сожалению, простое запоминание букв — а ведь ребенок, имеющий прекрасную зрительную память, запомнил их легко, как рисунки, — это еще не показатель развития. И, если ваш ребенок таков, значит, стоит попробовать обучать его глобальному чтению,

Развесив дома таблички с короткими подписями, обозначающими предметы, их признаки и действия. Метод глобального чтения — это интересная методика. У нее есть много достоинств. Есть и недостатки. Мы не будем их сейчас обсуждать. Мы работаем с детьми, которые не произносят, смешивают или заменяют звуки в собственной речи. Поэтому перед нами, наряду с другими, стоит задача развития слухового восприятия, звукового анализа и фонематического слуха. Следовательно, первоначальный материал для нашей работы — не БУКВЫ, а ЗВУКИ речи.

Давайте вспомним и разберемся: БУКВЫ мы ВИДИМ, ЧИТАЕМ и ПИШЕМ. Можем ощущать рукой, если буква пластмассовая, сможем вылепить из пластилина или сложить из палочек. ЗВУКИ мы СЛЫШИМ и ПРОИЗНОСИМ. «Мой ребенок не умеет выговаривать букву Р», — слышим мы от встревоженной мамочки. «У ребенка звуки Р, РЬ — нулевые. В речи заменяет Р на Л, РЬ на ЛЬ», — так выглядит заключение учителя-логопеда. Уловили разницу?

Ребенок любит сказки и веселые истории, в которых звуки невидимки шутят и шалят, а буквы-непоседы, меняя свой облик, превращаются в другие буквы.

Звуки, буквы…

Дай им волю

Нашалятся они вволю»

Вот что писал детский поэт А. Шибаев:

А ну-ка, буквы, станьте в ряд: И сразу три, четыре, пять

Я — командир, —
вы мой отряд! Спросили осторожно:

Сказала буковка одна: — Немножко можно поиграть?

Ты приказал — мы стали. — Ну что ж, немножко — можно

Уже чуть-чуть устали… Я поиграть и сам не прочь…

Давайте пригласим наших детей в необыкновенное путешествие, в ГОРОД ЗВУКОВ и БУКВ. Только представим, что такой город существует, и вот уже шагаем по его улицам. Смотрите, все улицы и дома здесь разноцветные. Вот красная улица, на ней указатель ГЛАСНЫЕ. А вот район СОГЛАСНЫХ. В синих домиках здесь проживают ТВЕРДЫЕ согласные. В зеленых

— МЯГКИЕ согласные. А здесь есть дома со звонкими колокольчиками на парадных. Догадались? Правильно, здесь живут ЗВОНКИЕ согласные. А на других домиках вообще нет колокольчиков, ведь здесь поселились ГЛУХИЕ согласные. Но что такое, почему мы не встречаем никого на улицах этого города? Город пуст? Нет, он полон невидимых обитателей. Слышите? Вот голоса ГЛАСНЫХ звуков:

А на улице СОГЛАСНЫХ слышится перекличка твердых и мягких:

ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ звуки отзываются из своих окон на звон колокольчиков

А ГЛУХИЕ глухо вторят им:

Долго ходили мы по улицам загадочного пустынного города, пока не очутились на главной площади КРАСИВОЙ РЕЧИ. Здесь у фонтана, где собрались все обитатели города, мы услышали историю, которая многое нам объяснила. Оказывается, город этот не всегда был населен только звуками — невидимками. Жили здесь и буквы. Но однажды напал на город злодей БУКВОМОР с целой свитой жуков БУКВОЕДОВ и погубил все буквы, только голоса-невидимки от них остались.

Как же помочь жителям этого города? Как выручить их? Мне кажется, выход есть. Он хоть и не мгновенный, хоть и требует известных усилий и стараний, зато беспроигрышный и очень результативный. Надо всем детям срочно научиться правильно говорить свои звуки и приступить к изучению букв.

Господа родители! Помогите нам, пожалуйста. Перед нами карта страны Письма. Сколько здесь интересных названий, они подсказывают, чем и где можно писать:

Выучили буквы, узнаем их в ряду других, умеем превращать одну в другую, меняя расположение их элементов? Правильно произносим звуки, не путаем и не смешиваем артикуляцией но близкие? Теперь самое время задуматься о слиянии букв в слоги:

Так, длительно протягивая М до А, постепенно сокращая
путь, ребенок научится читать слоги-слияния. А что обозначает
этот слог? Ничего. Но вот сколько слов, в состав которых он
входит:
мама, машина, малина, матрешка, зима

Бессильным окажутся злые чары любого колдуна перед такой совместной работой и заботой друг о друге. Перефразируя М. Шварца, можно будет сказать о вас: «Если вы родители «учители», «любители» и «сказкорассказатели», «примероподаватели», тогда вы не родители, а просто «восхитители»!»

Готов ли Ваш ребёнок к обучению в школе?

Уважаемые господа!

Беседуя со своим ребёнком, выясните, пожалуйста:

  • Знает ли он своё полное имя (Иван, Юлия, Александр, Роман)?
  • Знает ли он свой возраст, число, месяц и год своего рождения?
  • Знает ли он свой домашний адрес, адрес детского сада?
  • Знает ли он имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек, их профессии, пользу их труда?
  • Хочет ли учиться в школе?
  • Что
    знает о школе, о труде учителя?
  • Что больше всего любит делать:
    • играть;
    • заниматься;
    • трудиться?
  • Умеет ли печатными буквами писать своё имя и фамилию?
  • Как относится к своим сверстникам? С кем любит играть?
  • Как общается со взрослыми? Умеет ли слушать, не перебивая?
  • Владеет ли прямым и обратным счётом в пределах десяти. Может ли назвать соседей числа (у 5 — 4 и 6)? Решает ли простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах десяти?
  • Знает ли основные геометрические формы? Умеет ли видеть их в предметах окружающей действительности?
  • Знает ли последовательность частей суток, их характерные особенности?
  • Называет ли последовательно дни недели? Потренируйтесь называть, начиная не только с понедельника, а с любого из них (среда, четверг и т.д.). Попросите назвать соседей определённого дня — предыдущий и последующий дни.
  • Знает ли названия времён года, их отличительные признаки и месяцы, их составляющие? Умеет ли связно рассказывать о лете, осени, зиме, весне?
  • Умеет
    ли ориентироваться в пространстве:
    • относительно себя: что
      справа, слева от него, над, перед, за ним и т.д.;
    • относительно заданного объекта: что
      справа от стола, слева от окна и т.д.;
    • на листе бумаги:
      середина, верхний, нижний, правый, левый края;
    • разбирается ли в схеме своего тела, может ли показать свою ведущую руку, правый локоть, левое колено, правой рукой левый глаз, левой рукой правое плечо и т.д.
  • Может ли после одной демонстрации взрослого запомнить и повторить серию движений: руки в кулак, на ребро, ладонью вниз на стол (и так 3 раза)?
  • Может ли отхлопать ритмический рисунок:
    • простой — ! — !!!
    • сложный — !! — !!!.
  • Знает ли стихи и сказки?
  • Какая любимая книга, почему?
  • Умеет ли передать содержание услышанного рассказа?
  • Сможет
    ли разложить последовательно серию картини составить рассказ?
  • Сумеет
    ли понять и объяснить скрытый смысл рассказа?

На мосту два козла стукнулись рогами. И упали два козла в
речку вверх ногами. Почему? Мостик был слишком узкий, а козлы очень упрямыми.

Кто это? Что это?

Цель: уточнение, обогащение словообразования словаря детей, обучение детей правильному пользованию в речи словами, обозначающими живой и неживой предмет.

Оборудование: живые или неживые предметы. (Стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т. д.)

Описание игры:

Логопед обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом из них мы можем спросить. Я буду вас спрашивать, а вы мне отвечайте вопросом: Что это?». Логопед указывает на разные неодушевленные предметы: книги, игрушки, стол. «Как можно спросить про эти предметы?» (Что это?)

Логопед говорит: «А сейчас я спрошу вас иначе: кто это?». Логопед указывает на живые предметы: птицу, рыбку, няню, детей – и спрашивает детей: «как можно спросить? (Кто это?) Я вам буду называть разные предметы, а вы мне к этим предметам будете задавать вопросы». Логопед называет живые предметы, а дети ставят вопрос «кто?». Таким образом логопед постепенно подводит детей к понятиям «живой» – «неживой».

Логопед ставит рядом девочку и куклу и спрашивает, чем девочка отличается от куклы. Дети называют разницу и вместе приходят к выводу, что кукла неживая, игрушка, а девочка – живое существо. Далее сравнивают медведя-игрушку, и живого медведя, нарисованного на рисунке. Проясняется, что игрушка-медведь – неживая, а рисунок изображает живого медведя. Подводя итог, логопед делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы – на вопрос «кто?».

Игры и пособия на развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

Люсова А.В., учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №257» г.Новокузнецк, Кемеровская

область.


Д/и “Страна Логокубиков”

Цель:

Серия состоит из 12 кубов. На гранях куба картинка с заданием или

символом. Каждый куб имеет свое название и цель, может использоваться как отдельная

дидактическая игра, так и в сочетании с другими кубами. Дети выбирают водящего, передовая

куб по считалочке. Водящий вращает куб с закрытыми глазами, произносит:

-Раз, 2,3,4,5. Буду кубик я вращать и игру выбирать!

Какая грань куба выпала, то задание выполняют дети.

Д/и “Угадай, что — ты? кто — ты?”

Цель: развитее словарного запаса, связной диалогической речи.

Пособие может использоваться как в работе с одним ребёнком, так и с

группой детей. Ребёнок берёт рамку с прорезью для глаз и подносит к лицу. В карман

вкладывается предметная картинка, которую сам ребенок не видит. Что изображено на ней он

узнает по ответам на свои вопросы, которые ему надо задать другим участникам игры (другие

участники видят картинку и могут отвечать на вопросы односложно ДА или НЕТ) Например: — Это

живой предмет? – Да. – Это человек? – Нет. – Это животное? – Да. и т.д.

«Игра ‘Угадай, что — ты? кто —

ты?”’»Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Д/и “Страна Гномия”

Цель: знакомство с предлогами: В НА ЗА К ОТ НАД ПОД ОКОЛО МЕЖДУ ПО,

закрепление умения составлять предложения с предлогами.

Пособие состоит из 10 квадратов с фигурками гномиков на каждом. При

знакомстве с гномиком дети запоминают его имя (Гномик НА, Гномик ПОД и т.д.) На задней

стороне квадрата есть прищепка, поэтому пристегивая квадрат к одежде, ребёнок может

“превратиться” в гнома и придумать предложение о своем гномике и т.п. игры

«Игра ‘Страна Гномия’»Нажмите на рисунок, чтобы

увеличить

Д/и “Придумай предложение”

Цель: закрепление предлогов В НА ЗА К ОТ НАД ПОД ОКОЛО, закрепление

умения составлять предложения с предлогами.

Пособие состоит из нескольких карточек, в каждой из которых

расположены две картинки и символ предлога. Ребенок должен составить предложение с

опорой.

«Игра ‘Придумай

предложение’»Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Д/и “Поле-чудес”

Цель: формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной

речи, развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Пособие состоит из комплекта “полей”: предлоги, цвета, цифры, слова-

предметы, слова-действия, слова-признаки, предметные картинки, блок формирования

лексико-грамматических представлений, артикуляционная гимнастика блок работы со звуками,

блок развития словаря и связной речи. Игра представлена в двух видах: 1) ребенок крутит

юлу, которая ставится на “поле”, 2) “поля” – компакт-диски вставляются в коробку для дисков

и ребенок пальцем крутит “поля”. Стрелка указывает задание: придумать предложение с данным

предлогом, согласование прилагательных с существительными, числительных с существительными,

подбор слов, формирование относительных и притяжательных прилагательных, работа со звуками и

др.


«Игра ‘Поле-чудес’»Нажмите на рисунок, чтобы

увеличить


«Игра ‘Поле-чудес’»Нажмите на рисунок, чтобы

увеличить

Д/и “Части предметов”

Цель: развитие словаря; закрепление знаний о частях предмета.

Пособие состоит из набора карт, на которых изображены части предмета.

Дети должны назвать части, и определить предмет, который состоит из данных частей.

«Игра ‘Части предметов’»Нажмите на рисунок,

чтобы увеличить

Д/и “Бумажная сказка”

Цель: развитие связной речи, развитие мелкой моторики.

Пособие состоит из бумажных фигурок и бумажных пальчиковых масок,

выполненных в технике оригами. Дети разыгрывают сказки. Старшим детям можно предложить

выполнить фигурки из бумаги самим.

«Игра ‘Бумажная сказка’»Нажмите на рисунок,

чтобы увеличить

Д/и “Пальчиковый театр”

Цель: развитие связной речи, развитие мелкой моторики.

Пособие состоит из вязанных крючком фигурок героев сказок. Дети

инсценируют сюжеты сказок и рассказов.

«Игра ‘Пальчиковый театр’»Нажмите на рисунок,

чтобы увеличить

Таблица всех глаголов курса

Прослушайте и повторите вслух, пока не старайтесь их запомнить — этим мы займемся на следующих страницах

to swim плавать
to dance танцевать
to work работать
to be быть
to have иметь
to do делать
to get получать
to know знать
to take брать
can могу
need нужно
should должен
to think думать
to see видеть
to give давать
to like нравиться
to buy покупать
to eat есть (кушать)
to sleep спать
to drink пить
to understand понимать
to write писать
to read читать
to speak говорить
to learn учиться
to forget забывать
to dream мечтать
to play играть
to drive водить
to travel путешествовать
to start начинать
to stop останавливаться
to clean чистить
to help помогать
to run бегать
to cook готовить (еду)
to open открывать
to close закрывать
to sing петь

Вам необязательно проходить уроки по порядку, но таким образом вам будет удобнее возвращаться на эту страницу для быстрого повторения уже изученных глаголов.

Дочитайте страницу и переходите к первой тройке!

Как мы одеваемся?

Цель: активизация словообразования словами по лексической теме «Одежда». Обучение верному использованию существительных в речи.

Оборудование: предметы детской одежды.

Описание игры:

Каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например, платок, юбку, трусики, майку и тихо называет его логопеду, чтобы другие дети не подслушали. (Педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же) Затем педагог рассказывает о чем-то, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя….» прерывая рассказ, он указывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, который задумал. Другие дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик.

Азбука вежливости

Наша первая игра заключается в том, что участники попеременно называют вежливые слова и обращения. Выигрывает тот, за кем последнее слово… Хотя… Проигравших в этой игре нет, в выигрыше все: и дети, и родители!

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» -я кричу. «Добрый день!» — кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» — так

Встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

Дорогие друзья, в нашей игротеке есть незатейливая игра. Игра совсем простая, но играют в нее и дети, и взрослые с удовольствием. Количество зависит от возраста играющих, помните нашу формулу; возраст ребенка ± 1. Для игры нужны 5-7 разноцветных сигнальных кружков, сердечек, условно (произвольно) обозначающих «волшебные» слова. Может быть, для удобства припоминания с обратной стороны вы напишете первую букву слова: С — спасибо, 3 — здравствуйте. Ведущий по очереди предъявляет сигналы. Участники называют «волшебные» слова. Каждому ребенку хочется быть ведущим в этой игре!

Стихи о школьнике одном.

Его зовут…, а впрочем,

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте»,

«простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече

«Добрый день».

Казалось бы, слова простые,

А он стесняется, молчит,

И, в лучшем случае, «здорово»

Он вместо «здравствуйте!»

И даже вместо «до свиданья»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел… пока…

Всего…»

Талантливый детский поэт А. Шибаев даже загадки-складки сочинил о «дорогих словах». Наш опыт показывает, что дети с удовольствием

их и отгадывают, и загадывают:

Рассказал он вот о чем:

Видел Настю-октябренка

Я на улице сейчас.

Настя — славная девчонка,

Настя ходит в первый класс.

Но… давно уже от Насти

Я не слышу слово

А слово-то какое —

очень
дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада –

Я портфель ей подарил,

Вижу — очень рада!

Но
нельзя ж молчать,

Как рыба,

Ну сказала бы

Слово-то какое —

Очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа…

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла…

Но — представьте! — зря

Ждал я слова

А слово-то какое —

Очень дорогое

А вот уже другой поэт спрашивает, какое слово забыла Маша:

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

А оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

За подарок, за обедом

Это слово говорят,

Когда вас благодарят.

Обучая детей вежливости, нужно предупреждать и агрессивное поведение, и жадность, и неаккуратность. Вот пара ситуаций:

  • Мальчик в детском саду забрал все игрушки себе, жадничает, играет один,
  • Мальчик принес игрушки в детский сад и поделился ими со своими друзьями.

Был вежлив этот мальчик Нет, ежели вы вежливы,

И, право, очень мил: То вы благодарите,

Отняв у младших мячик, Но мячиков у мальчиков

Он их благодарил, Без спросу не берите!

«Спасибо» говорил.

С малых лет нужно учить детей правильно обращаться к взрослым, говорить им не «ты», а «вы». Ваш ребенок — это Ваш полномочный представитель. Глядя на него, окружающие могут судить о взаимоотношениях в Вашей семье. Бывает, что малышам трудно правильно выговорить имя, отчество воспитателя. Извинитесь за него и найдите компромисс. Приятно, когда дети сами придумывают ласковые имена. Автоматизируя поставленный звук «Ш», мы играем в игры «Назови ласково»:

Договорились? Отлично!Маша — Машенька, Машутка (дети не останавливаются и добавляют: Машуля, Машуленька), Даша — Дашенька, Дашутка, Миша — Мишенька, Мишутка, Паша — Пашенька, Пашутка. Красиво, не правда ли? И еще. Немного о «пустых» словах. Давайте вместе исключим их из употребления.

Игры и упражнения для формирования лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста

Практическое усвоение способов словообразования

1. Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксовДидактическая игра «Большой-маленький»
Огурец-огурчик, помидор-помидорчик и т.д.
Игра «Назови ласково»
Птица-птичка, перо-, птенец-, журавль-, крыло-, воробей-.

Дидактическая игра «Два брата ИК и ИЩ»
Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ – он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, а Ищ- домище. Какой дом был у брата ИК – маленький, а у братца ИЩ – большой. У ИКа был носик, а у ИЩа – носище.
Ротик – ротище, лобик – лобище, глазик –глазище, ручки — ручищи, ножки- ножищи.

2. Усвоение притяжательных местоимений с существительными;Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?»
Это чья шапка? – Моя шапка.
Это чьи перчатки? – Мои перчатки.
Это чей шарф? – Мой шарф.
Это чье пальто? – Моё пальто.

Упражнение на правильное употребление притяжательных местоимений с существительными, отвечая на вопросы.
Мой апельсин, а яблоко твоё.
Мои бананы, твои лимоны.

Игра с мячом.
Про что из вещей в группе ты можешь сказать МОЯ?

3. Дифференциация глаголов совершенного вида.Предлагается показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается.
Мыла — вымыла, умывается — умылся, одевается — оделся, поливает — полил, вешает — повесила, рисует — нарисовал.

Игра «Чем отличаются слова
Взрослый просит показать на картинках, кто…
Умывает – умывается, обувает – обувается, купает – купается, одевает – одевается, вытирает – вытирается.
Делается вывод – Слова: умывается, одевается, вытирается, расчесывается, обозначают, что человек делает что-то сам с собой и в конце каждого слова слышится общая или одинаковая часть — СЯ.

4. Согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один-одна-одно, два-две.Игра «Веселый счет»
Одно яблоко – два яблока – пять яблок
Один лимон – два лимона – пять лимонов

Игра «Овощной магазин»
Дети выбирают продавца, который объявляет, что в магазин привезли много фруктов и овощей. Дети – покупатели подходят за покупками:
«Взвести мне пять апельсинов, два лимона, один банан».
Продавец отвечает: «возьмите пять апельсинов, два лимона, один банан».
Таким образом, обыгрываются все картинка. Логопед или воспитатель работает «контролером» и следит за правильностью речи детей.

Игра «Выбери только те предметы, про которые можно сказать ОДИН (ОДНА)»
Ребенку можно предложить картинка из одной лексической темы или разных (Посуда, мебель, овощи)

5. Согласование прилагательных с существительными в числе.Дидактическая игра «Сосчитай до пяти»
Один большой кабачок – два больших кабачка – пять больших кабачков
Одна сочная груша – две сочные груши – пять сочных груш.

6. Употребление предлогов «В, НА, ПОД, ИЗ»
После объяснения детям, когда появляется «маленькое слово – предлог» предлагаетсяИгра «Найди маленькое слово НА в тексте»
Воробей сидел на ветке у окна,
Ну, а я на табуретке у окна.
Посидели, посмотрели, покачались полетели:
Воробей на крышу ветки,
А я на пол с табуретки.

Уточнить для ребенка пространственные отношения, выраженные предлогом НА,
Учить детей составлять предложения по наглядной ситуации.
Взрослый расставляет перед ребенком различные мелкие предметы (баночку с клеем, книгу, ножницы и т.п.) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит назвать только те предметы, про которые можно составить предложение с «маленьким словом НА»

7. Образование глаголов с помощью приставок;Игра «Лото»
Взрослый называет слова, обозначающие действия, дети должны найти соответствующую картинку и закрыть ее фишкой.
Входит-выходит влетает-вылетает
Подлетает-отлетает переходит перебегает
Подходит-отходит наливает-выливает

«Раз, два, три, четыре, пять… Про кого хочу сказать?»

Она читала — он читал добрый — добрая

Она рассказывала — он рассказывал заботливая -заботливый

Он смотрел — она смотрела старенькая — старенький

Он слушал — она слушала любимый -любимая

Она жалела — он жалел моя – мой

Покупал – покупала

Готовила — готовил

Дарила — дарил

Смеялся — смеялась

Для второй игры
нужны фотографии мамы и папы.

Милый —
милая он работал — она
работала

Ласковая —
ласковый она убирала — он убирал

Красивый — красивая он гладил — она гладила

Спокойная — спокойный он стирал — она стирала

Хороший — хорошая он подметал — она подметала

Заботливый – заботливая она мастерила -он мастерил

Любимый — любимая она устала — он
устал

Спал — спала

Читала — читал

Пел — пела

Танцевал — танцевала

Бегала —
бегал

Плавал — плавала

Смеялся —
смеялась

Жалела — жалел

Для этой игры
понадобятся фотографии брата и сестры.

он
играл — она играла жалела —
жалел

Она училась — он учился смеялся —
смеялась

Он занимался — она занималась хохотала — хохотал

Она читала — он читал пел —
пела

Он считал — она
считала бегала – бегал

Она решала — он решал прыгала – прыгал

Он трудился —
она трудилась рисовала –рисовал

Он помогал — она помогала лепил -лепила

Она убирала — он убирал танцевала — танцевал

Не устал — не устала

Родной -родная

Милая — милый

Забавный — забавная

Младшая — младший

Старший — старшая

Бабушка, мама, сестра, дочь -женщины

Дедушка, папа, брат, сын — мужчины

Мужчины во всем помогают женщинам, женщины заботятся о мужчинах.

Предварительный просмотр:

Рецензия на дидактическую игру.

1.Фамилия: Касьянова Лариса Анатольевна

2.Должность: воспитатель.

3.Название методической разработки: дидактическую игру «Кто как передвигается»

4.
МДОБУ детского сада №38 мо Кореновский район

Автор представляет дидактическую игру «Кто как передвигается » для использования детьми старшего — подготовительного дошкольного возраста. Игра может быть использована педагогами. Родителями, специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста.

Цели и задачи игры:

1.Активизация словаря, расширение употребления глаголов в речи.

2.Развитие умения соотносить название предмета и действия.

3.Закрепление навыка правильной постановки вопроса к действию (гл.)

4.Развитие умения опираться на опыт. Развитие наблюдательности.

На большом центральном столе беспорядочно разложены картинки с изображением животных.Дети делятся на две команды. Каждому участнику предлагается выбрать себе картинку с изображением животного и объяснить,как оно передвигается.Например, ребенок кладет на стол своей команды картинку. Объясняет: «Улитка ползает» и т.п. После того, как основное задание будет выполнено, воспитатель предлагает детям быстро назвать животных, которые «ползут», «летят», «плывут» и т.д.побеждает команда, участники которой допустили меньше ошибок.

Заведующий МДОБУ д/с № 38

С.Л. Бурлакова

(Документ)

Волкова Л.С. Логопедия (Документ)
Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах (Документ)
Практическая работа по курсу Психолингвистика (Лабораторная работа)
Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей (Документ)
Волкова Л.С., Шаховская С.Н. и др. Логопедия (Документ)
Епифанова В.И. Разделение воздуха методом глубокого охлаждения. Том 1 (Документ)
Беккер Н.П., Coвaк M. Логопедия (Документ)
Якобсон Р. Язык и бессознательное (Документ)
Епифанова В.И. Разделение воздуха методом глубокого охлаждения. Том 2 (Документ)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Игра «Кто как передвигается»

Цель: обогащение и уточнение глагольного словаря.

Инструкция: Скажи, кто как передвигается?

Оборудование: предметные картинки.

Ход проведения. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и сказать, кто как передвигается. (Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает).

Игра «Кто как голос подает»

Цель: обогащение и уточнение глагольного словаря.

Инструкция: скажи, кто как голос подает?

Оборудование: предметные картинки.

Ход проведения. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и сказать, кто как подает голос. ( Голубь воркует, корова мычит, воробей чирикает, кош­ка мяукает, петух кукарекает, собака лает, курица кудах­чет, свинья хрюкает, гусь гогочет, мышка пищит, утка кря­кает, волк воет, кукушка кукует, медведь рычит).

Игра «Узнай по описанию»

Цель: обогащение и уточнение словаря прилагательных.

Инструкция: послушай загадку и скажи, о ком она. 

  • Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая?
  • Желтый, овальный, кислый. Что это?
  • Про что можно сказать: круглый, сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий?
  • Зеленый, продолговатый, твердый, вкусный. Что это?

Оборудование: предметные картинки.

Ход проведения. Ребенку предлагается послушать загадки и отгадать их. При правильном ответе предъявляется предметная картинка и ребенка просят еще раз назвать прилагательные, описывающие ее. 

Игра «Сравни и объясни»

Цель: работа над многозначными словами.

Инструкция: подумай, как появилось слово?

Оборудование: предметные картинки.

 Ход проведения. Дети должны самостоятельно предположить, как появилось данное значение слова, уточнить его, подобрать синонимы, включить словосочетание в предложение.

Лексический материал: Сыплет черемуха снегом – сыплет муку – сыплет дождь – сыплет частушки. Сыплет – роняет что-то частое, мелкое, сеет. Можно ли сказать «сыплет ливень»? Нельзя, потому что во время ливня капли крупные, сильные, как струи. Поэтому ливень бьет, хлещет.

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Инструкция: Отгадай предмет по названию его частей. 

Оборудование: предметные картинки.

Лексический материал: Носок, пятка, голенище, каблук, молния, подошва – сапог.

Ход проведения. Ребенку предлагается послушать названия частей предмета и отгадать, что это за предмет. После правильного ответа предъявляется картинка с отгадкой, ребенка просят заново назвать все перечисленные части и показать их.

ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Игра «Из чего – какой?»

Цель: обучение словообразованию относительных прилагательных с суффиксом –Н-.

Оборудование: картинки с изображением свеклы, моркови, томата, яблока, картофеля.

Инструкция: послушай и ответь на вопросы.

Ход проведения: ребенку показывают картинки с овощами и фруктами и просят ответить на вопрос:

— Сок из моркови какой?

— Паста из томата какая?

— Салат из свеклы какой?

— Суп из картофеля какой?

— Пюре из яблок какое?

Игра «Кто что делает?»

Цель: обучение словообразованию приставочных глаголов.

Оборудование: картинки с изображением действий.

Ход проведения и инструкция: ребенку показывают картинки и предлагают ответить на вопрос:

— Что делает мальчик?

— Что делает девочка?

— Что делает попугай?

Игра «Назови ласково»

Цель: обучение употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Инструкция: сегодня мы пойдем в гости к кукле. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

Оборудование: кукла и вещи из кукольного домика.

Ход проведения. Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

Игра «Два брата ИК и ИЩ»

Цель: обучение употреблению существительных с суффиксами -ик и -ищ.

Инструкция и ход проведения:

— Жили два брата. Одного звали ИК, он был малень­кий и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)У ИКА был носик, а у ИЩА?..

В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ро­тик — ротище, лобик — лобище, глазик — глазище, ручки — ручищи, ножки — ножищи. Делается вывод: если в слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, а если ищ — значит предмет большой.

А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете от­вечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.

Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст (кустище), маленький ковер (коврик), большая изба (избища), маленький винт (винтик), большой помидор (помидорище).

Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детены­шей)?»

Цель: обучение употреблению названий детенышей животных.

Оборудование: предметные картинки с изображением семейки животных.

Инструкция и ход проведения: На доске картинка по сказке «Три медведя».

— Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказ­ку «Три медведя»)

— Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа — медведь Михаил Иванович, мама — медве­дица — Настасья Петровна, детеныш — медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя — это медведь, медведица и мед­вежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш на­зываются по-разному.

Дети называют по картинкам папу, маму и детены­ша (можно и детенышей во множественном числе) живот­ных: лис — лиса — лисенок, заяц — зайчиха — зайчонок, волк — волчица — волчонок, еж — ежиха — ежонок, лев — львица — львенок, тигр — тигрица — тигренок, слон — слониха — слоненок.

— А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык — корова — теленок, пес — собака — щенок, кролик — крольчиха — крольчонок, кот — кошка — котенок)

Публикация «Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря глаголов» размещена в разделах

  • Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
  • Дидактические игры
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Темочки

Ход игры : «Незнайка» произносит словосочетания, подбирая слова неправильно. Ребенок исправляет ошибку, подбирая слова правильно (с точки зрения ребенка).

Инструкция: «Посмотри, к нам в гости пришел Незнайка, но он как всегда все напутал. Давай с тобой попробуем исправить его ошибки. Я тебе буду говорить словосочетания, а ты внимательно послушай и скажи мне, что же здесь не так, какую ошибку допустил Незнайка: самолет скачет (летит, лошадь рисует (скачет, дятел плавает (долбит, мальчик летит (рисует, мальчик капает (умывается, девочка долбит (моет посуду, молния идет (сверкает, солнце моет посуду (светит, рыба прыгает (плавает, дождь ползает (льет, капля ходит (капает, часы умываются (идут, птица сверкает (летает, человек летает (ходит, змея светит (ползает, кузнечик льет (прыгает)».

Примечание: правильная подборка слов указана в скобках.

Игра: «В мире животных»

Цель: развивать умение детей называть действия животных и самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия.

Материал: предметные картинки с изображениями животных, птиц и насекомых: корова, лошадь, коза, свинья, кошка, волка, медведь, тигр, змея, ворона, кукушка, голубь, соловей, утка, курица, лягушка, комар, жук.

Ход игры : На столе лежат предметные картинки изображениями вниз. Ребенок тащит любую карточку и называет действия животных, в соответствии с инструкцией. Правильный вариант ответов: а) корова — мычит, лошадь — ржет, коза -блеет, свинья — хрюкает, кошка — мяукает, волк — воет, медведь — ревет, тигр -рычит, змея — шипит, ворона — каркает, кукушка — кукует, голубь — воркует, соловей — поет, утка — крякает, курица — кудахчет, лягушка — квакает, комар -звенит, жук — жужжит; б) собака кость грызет, кошка молоко лакает, курица зерно клюет, корова траву жует.

Инструкция: «Посмотри, сколько у нас картинок, давай посмотрим, что же на них изображено. Переверни любую картинку, скажи мне: а) «Кто как голос подает?», б) «Кто как ест?»

Игра: «Кто чем занимается?»

Цель: закрепить знание детьми основных профессий и умение самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия.

Материал: предметные картинки с изображениями людей разных профессий: повар, врач, учитель, строитель, художник, пианист, писатель, портниха, прачка, уборщица, фотограф, продавец, покупатель, ученик.

Ход игры : Ребенок вытаскивает одну из карточек и называет, кто что делает.

Инструкция: «Ты знаешь, сколько в мире всяких разных профессий. Давай с тобой посмотрим, кто чем занимается. Вытащи из мешочка одну карточку, скажи мне кто это? А чем он занимается?» Правильные варианты: повар варит, врач лечит, учитель учит, строитель строит, художник рисует, пианист играет на пианино, писатель пишет, портниха шьет, прачка стирает, уборщица убирает, фотограф фотографирует, продавец продает, покупатель покупает, ученик учится.

Игра: «Что может делать это животное?»

Цель: активизировать в речи детей словарь глаголов.

Материал: предметные картинки с изображениями животных: собака, волк, медведь, заяц, змея, лягушка.

Ход игры : К карточкам с животными ребенок подбирает слова-действия, которые отвечают на предложенные вопросы. Правильный ответ засчитывался при подборе не менее 3 правильных слов-действий. Близкий по значению ответ засчитывался при подборе не менее 2 правильных слов-действий или при назывании близких по значению слов. Отсутствие ответа считалось, когда ребенок называл менее 1 правильного слова.

Инструкция: «Посмотри на карточку, кто это? А теперь скажи: «как она (он) подает голос?; Как передвигается?; Как ест?. Например: это кошка, она мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лакает, лазает, царапает».

Игра «Кто больше!»

Цель:

• обогащение глагольного словаря дошкольников;

• закрепление умения согласовывать слова в роде и числе.

Оборудование: кубик, предметные картинки.

Кто быстрее принесет предметы?

Цель: уточнение и активизация словообразования у детей. Развитие навыков классификации лексических тем «Овощи-фрукты».

Оборудование: муляжи овощей и фруктов.

Описание игры:

Игроки садятся на стулья, напротив ставится 2 стула, на них кладутся 5-6 предметов из двух разных категорий: овощи – морковь, капуста, огурец; фрукты – яблоко, груша, вишня. На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды становятся возле стульев с предметами и по сигналу: один, два, три – овощи бери! – начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто вернее и раньше перенесет все предметы, которые относятся к названной категории, и назовет их.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: