Эти-дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Игры и игровые упражнения
для развития коммуникативных
способностей детей дошкольного
возраста | методические разработки  | воспитатель детского сада / всероссийский журнал

Играем с музыкой

Любите ли вы музыку? А знаете ли вы что её можно взять в помощники для развития навыков общения? Музыкальные коммуникативные игры, называемые ещё орф-педагогикой, по имени автора – немецкого композитора Орфа, успешно справляются с социальным и нравственным воспитанием дошкольников.

К ним можно отнести всё – от частушек до песен, от танцев до музыкальных сценок. Такие игры несут в себе вместе с музыкой речь, мимику, движения, тактильные ощущения и зрительное восприятие.

  • Самой популярной музыкальной игрой является танец со сменой партнёров, который имеется в фольклоре любого народа. Думаю, вы знаете, как это происходит. Простые движения, легко запоминающиеся детьми: два притопа, три прихлопа – повернулись, поменялись.
  • А кто не знает именинный «Каравай»? Чем не коммуникативная игра? Дети часами готовы друг друга хвалить!

Такие музыкальные игры помогают убрать барьеры между теми, кто чувствовал себя звездой и теми, кто старается быть в сторонке. В них все дети становятся равными. Ведь любой танец и песня – это, прежде всего, доброжелательный настрой и радостные эмоции.

Ну что, готовы развиваться, играя? Давайте все вместе будем ставить спектакли, петь песни и танцевать и станем самыми коммуникабельными! Пойдём в первый класс, заведём себе кучу новых друзей и будем общаться!

Желаю вам и вашим деткам легкого и приятного общения!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Роль игры в развитии общения детей

Известные психологи (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и др.) писали о игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются и совершенствуются качества, которые подготавливают переход детей к новой, школьной деятельности. И подчеркивали, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому.

Любая игра предусматривает наличие трех компонентов: действия, знания и общения.

Действия ребенка с предметами в игре носят преобразующий характер. Ребенок в игре – неутомимый исследователь: он узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними и в зависимости от замысла игры, от развития сюжета он «переплавляет» жизненный материал, заменяет одни предметы другими, комбинирует знания, переплетая реальность с выдумкой, фантазией. Приобретение знаний об окружающем мире, способов действий с предметами осуществляется, естественно, на занятиях. Игра же – показатель того, как ребенок усвоил эти знания, насколько интересно, увлекательно он преобразует полученную информацию в связи с усвоенным.

Самое сложное и важное в игре – это общение: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить задуманное до конца. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удовлетворением открывающий для себя весь огромный и удивительный мир вокруг себя. Он стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удовлетворением открывающий для себя весь огромный и удивительный мир вокруг себя

Он стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления

Наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности – это игра, общение с взрослыми и сверстниками, художественно-театральная деятельность и др.

Именно в этих видах деятельности у ребенка происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, способность к логическому мышлению и самоконтролю, творческому воображению, произвольность поведения, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет функции:

—    развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

—    коммуникативную: освоение диалектики общения;

—    игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

—    диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

—    коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

—     социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Цель и значение коммуникативной игры

Замечание 2

Цель коммуникативной игры – развивать коммуникативные навыки, активный словарь, сформировать умение вступать в диалог, умение договориться и работать в команде и умение согласовывать свои действия, развивать наблюдательность, доверие, моторную ловкость, навыки общения, интерес к сверстникам.

Коммуникативные игры – это своего рода школа, направленная на освоение навыков сотрудничества: они предполагают отработку и умения действовать по правилам, и способность давать эмоциональный отклик на состояние другого, переживать за партнера. Идет формирование навыка взаимовыручки и чувства поддержки, а также развитие совместной деятельности детей, способа самовыражения, взаимного сотрудничества, в котором партнеры занимают позицию на равных, стремятся учесть особенности и интересы друг друга, также развивая массу других качеств, которые необходимы ребенку, чтобы полноценно чувствовать себя в детском коллективе.

Коммуникативными играми развиваются динамические стороны общения:

  • легкость вступления в контакт,
  • инициативность,
  • готовность общаться.

Также формируется эмпатия, сочувствие к партнеру, эмоциональность и выразительность невербальных средств общения, позитивные самоощущения, связанные с состоянием раскрепощенной и уверенной в себе личности, ощущением собственного эмоционального благополучия, собственной значимости в детском коллективе, а также сформированной положительной самооценкой.

Наоборот, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей выполняет дезорганизующую роль, вызывая задержку общего психического развития ребенка, а позже отмечается формирование негативных жизненных установок.

Существует несколько классификаций коммуникативных игр, одна из таких классификаций включает следующие типы коммуникативных игр:

пластические импровизации, которые развивают творческое воображение и эмоционально выразительные движение, например, игра «Бабочка и ветерок»;
игра-зеркало, пластические диалоги в парах, которые предполагают развитие навыка невербального общения, например, «Море волнуется», «Зеркало», «Позы», «Водители машин» и пр.;
тактильные игры, в которых дети играют вместе, держась за руки;
ритмо-интонационные игры с именам – своеобразные тренинги, которые предоставляют ребенку возможность представлять себя в разных ролях, примерять на себя эти роли, находить свой образ и стиль

В таких играх каждому ребенку уделяют внимание всех, то есть представляемый им образ тут же копируют все остальные дети

Такие игры дают возможность каждому ребенку взглянуть на себя со стороны, но и ощутить свою значимость внутри коллектива. Помимо этого, звучание своего имени из уст окружающих вызывает у ребенка положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с другими детьми. При громком и четком произнесении имени, ребенок может справиться с робостью и почувствовать в себе силы и уверенность.

Коммуникативные игры предоставляют для детей возможность сближения и более близкого узнавания друг друга, учат проявлению заботы, внимания, сочувствия к ровесникам, продуктивному общению, созданию эмоционально-положительного микроклимата внутри группы, а также умения любить себя и принимать со всеми особенностями. Также взрослые должны уметь доброжелательно относиться к окружающим факторам, которые определяют судьбу ребенка, предоставляя ему возможность стать в будущем достойным членом общества, полностью реализоваться как личность. Коммуникативная игра, как и любая другая, выполняет различные воспитательные функции и может выступать в качестве средства приобщения детей к нравственному воспитанию, являясь эффективным средством формирования навыков общения детей-дошкольников.

Также коммуникативные игры помогают успешно решить задачи, считающиеся уже традиционными для формирования навыка общения. Для активации игрового общения между детьми, их инициативных высказываний, воспитатели, составляя сценарии активизирующего общения стремятся подобрать конкретный языковой материал, специальные игровые задания, а также проблемные ситуации разного уровня сложности.

Иными словами, коммуникативные игры для детей несут мощнейший воспитательный и обучающий эффект

Они дают возможность детям сблизиться, учат проявлять заботу, сочувствие и внимание к сверстникам, формируя у детей позитивное отношение к себе и другим детям, повышают уверенность в себе. А также способствуют взаимному сотрудничеству и доброжелательному отношению к окружающим людям, развивая совместную деятельность детей

Каковы трудности общения в дошкольном возрасте?

Педагоги детских учреждений постоянно напоминают родителям, что сегодня в общении дошколят с окружающим миром возникает много проблем. Это вызвано разными причинами: появлением интернета и всевозможных гаджетов, заменяющих порой общение не только со сверстниками, но и с близкими. Кроме того, сами родители недостаточно общаются со своими малышами, мало кто из них может похвастаться тем, что в семье принято совместно обсуждать какие-либо события, мирно разрешать конфликты, выслушивать мнение детей. Все это отрицательно влияет на коммуникативное развитие дошкольников и вызывает у специалистов серьезную тревогу. Дошкольник, плохо общающийся со сверстниками или не умеющий вообще включаться в общение, не интересен для окружающих, вырастает замкнутым, со сниженной самооценкой, высокой тревожностью и даже агрессивным поведением. Поэтому для родителей все средства для обучения деток азам общения будут хороши, но особая роль отводится коммуникативной игре.

Общаемся играя

Игры на развитие коммуникации бывают разные:

  • пластическая импровизация – она развивает воображение, в ней ребёнку даётся задание сыграть определённую роль,
  • игра-зеркало, при которой повторяются движения, развивая навыки невербального общения при помощи жестов и мимики,
  • тактильная игра, когда коммуникации происходят через прикосновения.

Вот несколько самых простых коммуникативных игр, позволяющих без труда сформировать  социальное развитие и коллективное сотрудничество.

Вежливость

Для этого нужен обычный мяч и дружная компания. Становимся в круг и бросаем мяч друг другу, но не просто так, а говоря при этом вежливые приветствия, извинения, благодарности и прощания.

Подарок

Такая игра позволит научить делиться и уметь радовать других. Детям даётся задание стать волшебником и придумать подарок для всех. При подведении итогов выбирается самый лучший подарок для компании.

Ситуации

Такой сценарий помогает научить выражать своё мнение и вступать в разговор, переживать и чувствовать. Каждому даётся определённая ведущая роль, от которой зависит разрешение жизненной ситуации. Это может быть задание помирить двух поссорившихся друзей или познакомиться с незнакомыми детьми, пожалеть блудного щенка или попросить поиграть понравившейся игрушкой.

Руки общаются

Эта тактильная игра учит понимать друг друга без вербального общения. В ней разбиваются на пары, садясь на расстоянии вытянутой руки, и при закрытых глазах выполняют команды: руки поссорились, руки знакомятся, руки подружились, руки расстаются.

Море волнуется

Замечательная игра из нашего детства, которая учит внимательности и воображению. Напомню, в ней дети сначала замирают в позе задуманного ими морского жителя или предмета на морскую тематику, а при прикосновении ведущего оживают и начинают его показывать. Все остальные участники пытаются догадаться, кто это.

Зачем ребёнку коммуникативные игры?

Формирование необходимых будущему первокласснику способностей общения с окружающими происходит посредством специально разработанных коммуникативных игр. Благодаря таким занятиям дети начинают владеть своими эмоциями, учатся сопереживать, позитивно настраиваются по отношению к окружающим. В общем, плавно готовятся влиться в коллектив.

Они все вместе одной командой знакомятся с вербальными и невербальными средствами коммуникаций и складывают в свой багаж знаний нормы и правила поведения, которые пригодятся в будущем. К таким средствам социального взаимодействия относятся слова и интонация, мимика и жесты, позы и движения. Кто из вас не знает, как можно одну и ту же фразу при помощи интонации сделать из позитивной агрессивной? И сколько можно увидеть в одном только взгляде!

Играя в коллективе по сценарию дети:

  • легко адаптируются к школе,
  • снимают зажатость и эмоционально раскрепощаются,
  • развивают фантазию и воображение,
  • повышают внимательность,
  • тренируют навыки использования мимики и жестов,
  • познают чувства и учатся их различать.

Самое интересное, что для развития способности открыто общаться и сотрудничать с людьми совсем не нужно «изобретать велосипед». В коммуникативные игры можно поиграть на прогулке во дворе, в свободную минутку дома, на детском празднике либо на семейном отдыхе на природе. Всё, что необходимо для этого – позитивно настроенный коллектив.

Необходимость в обучении коммуникациям

Ни для кого из нас, взрослых, не секрет, что уметь общаться – это очень важно. Согласитесь, здорово, когда человек умеет доходчиво объяснить и договориться, а также не менее значимо слушать и слышать

Все ли мы умеем правильно общаться? В привычках ли у нас здороваться при встрече и прощаться при расставании, извиняться при ошибках и радоваться при успехах?

Каждому родителю хочется, чтобы его малыш был окружён друзьями и не слыл отшельником, умел играть и работать в команде и не был одиночкой

Особенно важно это, когда наступает момент выйти в самостоятельное плавание при начале школьной жизни. Новый коллектив, незнакомые учителя – как найти общий язык, когда родители не могут быть рядом ежеминутно?

Коммуникабельность как средство взаимодействия с окружающими приходит к ребёнку по мере его развития. Можно ли привить эти навыки и помочь ребёнку стать более открытым к обществу и менее замкнутым? Психологи убеждают, что конечно можно! И как всегда, рекомендуют это делать через игру. Именно игровая деятельность позволяет ребёнку проще и более эффективно обучиться чему-то новому.

Коммуникативные навыки общения

Целесообразно кратко остановиться на специфике коммуникативного развития ребенка.

Исследования показали, что стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным; коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Ученые пришли к поразительному выводу: ребенок уже при рождении знает, что он – человек и что все люди – его друзья.

Эти сведения вселяют оптимизм: если коммуникативная способность оказывается врожденной, то в случаях, когда ребенку трудно самому развернуть коммуникативную программу, речь может идти не о формировании новой способности, а о ее развитии, которая, по сути, является «родовым» человеческим свойством.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение и к сверстнику, и к себе. Если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными способами.  Среди них важнейшими являются:

— жестовые,

— мимические,

— речевые,

— интонационные.

К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово.

Развивающие игры для детей 7-9 лет

1. Рисуем общую картину

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Инструкция. Сейчас мы все будем рисовать общую картину. На столе лежат лист бумаги и карандаши.

Кто хочет быть первым? Он должен что-нибудь нарисовать на этом листе (время — не больше минуты). Теперь каждый по очереди будет подходить к листу и в любом месте дорисовывать рисунок или рисовать что-то свое (исправлять товарища не нужно). А теперь посмотрим, что получилось. Что это может быть? Как это можно назвать? Что с этим можно сделать?

2. Не слышу

Инструкция. Все участники разбиваются на пары. Представьте, что один из вас уезжает и уже вошел в вагон. Вас разделяет толстое стекло

Вы не слышите друг друга, но кто- то из вас забыл сказать что-то очень важное. Попробуйте, не произнося ни слова и не договариваясь, передать через стекло свое сообщение

И получить ответ.

Поделитесь своими впечатлениями от выполнения этого задания.

3. Фраза по кругу

Инструкция. Давайте выберем какую-нибудь простую фразу, например: «Зимой бывают сильные морозы». Мы все по очереди будем произносить эту фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивленной, безразличной, рассерженной, грустной, испуганной, радостной и т. д.). Если участник не может придумать ничего нового, он выбывает из игры.

4. Тихий разговор

Инструкция. Для этой игры необходимо подготовить карточки с фразами. Все участники игры тянут карточки и по очереди показывают без помощи слов содержание написанной фразы. Остальные должны догадаться об этом содержании. Варианты фраз:

«Не расстраивайся, все будет хорошо…»

«Меня возмущает твое поведение».

«Я очень рад тебя видеть!»

«Неужели?! Этого не может быть!»

«Этого я от тебя не ожидал!»

«Как я рад!»

«Как вы все мне надоели!»

«Поторопись, а то мы опоздаем…»

«Ты сегодня прекрасно выглядишь!»

«Я очень сожалею, что так случилось, прости меня…»

«Мне это очень не нравится!»

5. Фотография на память

Инструкция. Из группы выбирается ведущий — «фотограф». Он должен сделать групповой фотоснимок большой семьи. Члены семьи — все участники игры. Фотограф сам выбирает для них роли — «бабушка», «сын», «мама» и т. д. Можно сказать что-либо о каждом участнике: «Это бабушка, она очень добрая» и т. д. При этом фотограф расставляет игроков в таком порядке, в каком захочет, и «делает фотоснимок на память».

6. Подарки

Инструкция. Все стоят в кругу, и ведущий просит каждого придумать подарок для стоящего справа соседа (это могут быть различные предметы, цветы и т. д.). Игра проходит в полной тишине. Ведущий первым передает свой подарок соседу справа с помощью выразительных движений (пантомимика, мимика), не называя предмет. Ребенок должен догадаться, что это, и принять подарок, затем показать и передать подарок для соседа и т. д.

7. Альпинист

Инструкция. Дети разбиваются на две команды. На полу чертятся две параллельные линии на расстоянии 2—8 метров. Команды выстраиваются вдоль линий, изображая различными статичными позами камни и скалы. Первый стоящий в шеренге исполняет роль «альпиниста». Он должен пройти вдоль линии скал, не свалившись в пропасть (не заступить за черту). Если «альпинист» «падает в пропасть», он возвращается на свое первоначальное место и начинает движение заново. Успешно пройдя маршрут, он становится последним в шеренге и превращается в скалу. После этого «альпинистом» становится второй стоящий в шеренге «скал» ребенок.

По сигналу ведущего «альпинисты» обеих команд начинают движение. Выигрывает та команда, все участники которой быстрее проходят маршрут «альпиниста».

8. Карта неизвестной страны

Инструкция. На полу расстилается большой лист бумаги, на котором детям предлагается нарисовать карту неизвестной страны. Надо стремиться к тому, чтобы в этой игре принимали участие все дети. Затем можно придумывать название этой страны, ее жителей и обычаи.

9. Сыщики

Инструкция. Все играющие расходятся по комнате и в течение трех минут делают все что угодно: могут прогуливаться, разговаривать и т. п. Причем на это время каждый должен превратиться в «сыщика» — наметить себе объект наблюдения (одного из членов группы). Нужно постараться увидеть и запомнить об объекте наблюдения следующее: какое у него настроение, какие действия и в какой последовательности совершил за это время наблюдаемый, почему и для чего он их совершил, за кем он «следит» и как маскирует свою слежку.

После этого все делятся своими впечатлениями от выполненного упражнения.

Коммуникативные игры в средней группе

Котенок

Один из детей — маленький котенок. Он сворачивается в клубочек на четвереньках так, чтобы оставить спинку сверху. Другие дети нашли “котенка” и ласково гладят его по спине, приговаривая нежные слова.

Хвост дракона 

В этой игре необходима координация движений, внимание к другому, умение весело относиться к возможным падениям. Позволяйте оставаться наблюдателями детям, которым неприятны подобные физические взаимодействия

Игра очень веселая, азартная, подвижная. Играть в нее необходимо в свободном помещении или на открытом пространстве. Дети встают гуськом и держат друг друга за талию

Важно следить, чтобы руки не обхватывали живот, не держались за резинку шорт или юбки, а именно лежали ладонями на талии впереди стоящего. Один из детей — рыцарь, он хочет отрубить дракону “хвост”, то есть добежать до самого последнего участника шеренги и дотронуться до него рукой

Задача “головы” дракона — помешать рыцарю добраться до “хвоста”. “Туловище дракона”, то есть стоящие гуськом дети, ни при каких обстоятельствах не должны расцепить руки. Как только цепочка разрывается, выбирается следующий “рыцарь” и следующая “голова”. Если играть в эту игру регулярно, дети убедятся, что с каждым разом они играют лучше и лучше, держатся друг за друга крепче и не дают “дракона” в обиду

Игра развивает внимание к другому, учит думать об общем коллективном деле

Воздушный шарик (с 4 лет)

Почему только с 4 лет: детям более раннего возраста физиологически трудно заботиться друг о друге на уровне тела.

Не смотря на то, что в этой игре дети работают в парах, необходимо, чтобы в комнате одновременно находилось несколько детей. Один из пары — “воздушный шарик”, а другой — его “проводник”. Дети сжимают одну руку в кулачок и выставляют вперед указательный палец, чтобы соприкасаться только подушечками указательных пальцев. “Воздушный шарик” закрывает глаза (лучше их завязать), и “проводник” должен водить за подушечку пальца свой “шарик” через комнату так, чтобы избежать столкновения с предметами и другими ребятами. Игра проводится в тишине и медленном темпе. Через 1-2 минуты “шарик” и “проводник” меняются местами. Игра развивает чуткость, формирует понимание заботы о другом, способствует формированию самоконтроля, эмпатии.

Игры с детьми 5 лет

“Через стекло” 

Почему только с 5 лет: необходимо применить фантазию, чтобы изобрести способы невербальной коммуникации, а также потребуется самоконтроль, чтобы проводить игру в тишине.

Игра проводится в тишине. Выбирается ребенок, который будет находиться “за стеклом”. Ему в тайне от других детей сообщают действие или послание, которое нужно передать другим детям. Можно пользоваться жестами и мимикой, но не словами. Действия и послания совершенно простые: “принесите мне варежки со стула”, “надо приседать 5 раз”, “постройтесь все рядом с окном” и т.д. Остальные дети тоже находятся за стеклом, а значит, водящий их “не слышит”, и они также могут пользоваться только жестами и мимикой, чтобы задавать уточняющие вопросы.

“Что за животное” 

Почему только с 5 лет: необходимо соблюдать достаточно строгие правила игры (1 ребенок = 1 вопрос), а также выстраивать в уме логическую цепочку признаков, которые должны привести к правильному ответу.

Каждому ребенку на голову надевается бумажный обруч с изображением какого-либо животного. Сам ребенок не знает, кто нарисован на его голове, а вот другие дети это видят. Передвигаясь по комнате, ребенок может задать каждому игроку только один вопрос, на который можно ответить “да” или “нет”. Например: я большой? Я лохматый? Я живу в лесу? Я умею лазать по деревьям? Обменявшись вопросами и получив ответы, дети должны найти другую пару для “беседы”. В конце игры можно провести рефлексию: пусть дети выберут самый интересный вопрос.

Игры для детей от 6 лет

“Тайное движение”

Почему только с 6 лет: необходимо соблюдать правила и признавать ведущие роли, оставаться в пассивной подражающей роли, хранить тайну.

Один из детей назначается водящим (тем, кто угадывает), а другой — ведущим (тем, кто задает движение). Водящий не должен знать, кого выбрали ведущим, это тайный предводитель. Водящий становится в центр круга и наблюдает за тем, как все дети выполняют одно и то же движение. Иногда движение меняется на другое, и задача водящего — угадать, кто же тайный предводитель, кто первый начинает другое движение. Задача остальных ребят — “краем глаза” наблюдать за предводителем и сразу же подражать его новому движению, в то же время смотря прямо на водящего, чтобы он не заметил, на кого же смотрят дети. Игра учит внимательности друг к другу, сплоченности действий, наблюдательности. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: