// шаблон контрольных кнопок роукс ?> задания по геометрии для дошкольников

Геометрические фигуры для детей: задания, картинки, раскраски

Актуальность применения дидактических игр в математическом развитии дошкольников

Определение 1

Дидактическая игры – это эффективное средство развития сенсорных способностей ребенка.

Они позволяют познавать окружающий мир, его объекты и процессы на основании сенсорного восприятия. Дети получают представления о формах и величинах объектов через ощущения, которые активизируются в ходе дидактической игры.

Дидактическая игра является продуктивным средством познавательного развития дошкольника. Тем более, что в дошкольном возрасте происходит его активное развитие. Это обуславливает актуальность использования дидактических игр для развития интеллектуальных способностей ребенка, сенсорного развития и формирования элементарных математических представлений.

Одним из составных компонентов математического развития ребенка выступает формирование представлений о геометрических фигурах.

Геометрическая фигура – это совокупность точек, расположенных на плоскости в определенной последовательности, образующих конечное число линий, формирующих ограниченное пространство.

Знакомясь с фигурами, ребенок расширяет свои представления об окружающем мире, учится совершению разнообразных манипуляций с объектами, выделению их свойств.

Работа педагогов ориентирована на знакомство детей с простейшими фигурами, их свойствами, особенностями. Для этих целей применяются разнообразные дидактические игры.

Они позволяют:

  1. Закрепить теоретический материал в деятельности;
  2. Активизировать работу памяти и воображения;
  3. Развивать мелкую моторику рук, что положительно сказывается на речевом развитии;
  4. Развить пространственное восприятие и ориентацию дошкольника.

В дидактических играх применяется разнообразный материал: палочки, спички, пластилин, глина, бумага, из которых формируются разнообразные геометрические фигуры. Такая деятельность способствует лучшему запоминанию фигур и их свойств.

Дидактическая игра особенна тем, что она позволяет развить у детей новые знания, представления о геометрических фигурах, их формах и размерах, а также закрепить эти знания, дави им устойчивый плацдарм.

Дидактическая игра имеет увлекательный характер. Это позволяет заинтересовать ребенка, привлечь его к умственной деятельности.

В основе дидактической игры лежит определенная дидактическая задачи. Рассмотрим, какие же дидактические задачи положены в основу игровой деятельности, ориентированной на формирование представлений дошкольников о геометрических фигурах.

Упражнения для среднего дошкольного возраста

В 4 года ребенок уже знает больше названий геометрических фигур и лучше умеет находить аналоги в пространстве. На данном этапе вы можете немного усложнить занятия.

  • Кинетический песок. Его удобно использовать дома. Подберите различные формы и попросите ребенка сделать фигуры из песка. Пусть скажет вам их названия (начинайте со знакомых). Затем попросите найти похожий предмет в комнате (заранее разложите на столе предметы). Если он все назовет правильно, значит, можно включать дополнительные фигуры.
  • Придумайте сказку, где главными героями будут различные фигуры. Вырежьте героев из картона. Нарисуйте лицо. Пусть Круг и Квадрат затеют путешествие в Треугольный замок, где правит король Треугольник. По пути они встретят нового друга – Прямоугольника, и он расскажет им о таинственном сокровище, которое прячет у себя король, – Волшебном Овале. Не бойтесь импровизировать.
  • Соедини точки. Это упражнение также развивает мелкую моторику. Нужно соединить точки между собой и получить фигуру. Спросите ребенка, что это за фигура? Большая она или маленькая? Какая фигура находится сверху, а какая снизу?
  • Включайте развивающие мультики. Они не должен быть слишком долгими (5-10 мин.), иначе малыш утомится. Мультфильмы могут быть разного уровня сложности, поэтому просматривайте их сами заранее и выбирайте те, что по силам вашему ребенку.

Основная задача – сделать занятия по геометрии занимательными, чтобы малыш сам стремился изучать новое. Если вы будете заставлять его бесконечно называть вам геометрические фигуры и тела, это приведет к тому, что он вообще перестанет это делать.

Дидактические игры «Геометрические фигуры» в средней группе

Предлагаем дидактические игры для детей «Геометрические фигуры», которые можно использовать в средней возрастной группе, то есть для воспитанников 4-5 лет.

Чудесный мешок

Возьмите для игры среднего размера мешок из непрозрачного материала, подберите несколько некрупных предметов, имеющих четко определяемую геометрическую форму: мяч, клубок ниток, яблоко, коробку с карандашами, кубик, коробок спичек и прочее. Положите все в мешок, попросите ребенка вытянуть предметы только круглой формы, затем только прямоугольной.

Скачать картинку

Геометрический футбол

Игра знакомит дошкольников с двумя пространственными объектами: шаром и кубом. Соорудите на столе подобие футбольных ворот. Попросите ребенка закатить в ворота сначала шар, затем куб. Затем помогите воспитаннику сделать выводы: шар не имеет углов, поэтому легко перекатывается, куб сдвинуть с места сложнее из-за наличия граней, зато он устойчивее на горизонтальной поверхности.

Скачать картинку

Домик для ежа

Для игры вырежьте треугольники разного размера: возьмите два бумажных квадрата – один большего размера, второй меньшего, разрежьте их диагонально. Разложите получившиеся фигуры перед воспитанником, расскажите, что наступила осень, ежик готовится уснуть до весны, нужно помочь ему соорудить уютный домик из всех представленных треугольников.

Скачать картинку

Рыбка

Вырежьте из квадратных листов треугольники по вышеописанному методу. Попросите дошкольника составить из фигур рыбку. Это можно сделать несколькими способами, главное – треугольники не должны пересекаться. Если какой-то вариант геометрической рыбки понравится ребенку больше остальных, из него можно сделать с помощью клея аппликацию.

Скачать картинку

Эстафета

Разделите воспитанников на две команды. Каждая группа детей становится в ряд. В начале каждого ряда поставьте табурет. На другом конце помещения положите на стол перемешанные меж собой картонные квадраты и треугольники.

Когда прозвучит старт, игроки по очереди подбегают к столу, хватают фигуру, несут ее к своему табурету. Первая команда должна собирать квадраты, вторая – треугольники. Игра завершается, когда в одной из команд в эстафете поучаствуют все игроки. Эта команда и побеждает, но при условии, что фигуры собраны правильно.

Скачать картинку

Скажи одним словом

Для игры подготовьте группы геометрических фигур, объединенных формой, но с разными остальными признаками. Например, крупные и маленькие прямоугольники, круги разных цветов. Раскладывайте объекты на столе по 4 штуки. Ребенок должен назвать их обобщающим словом.

Скачать картинку

Разложи по размеру

Для игры сделайте парные геометрические фигуры: один объект в паре крупный, второй маленький. Положите на стол два квадрата. Задача воспитанника – положить на квадраты остальные объекты соответственно их размеру. То есть на крупный квадрат нужно класть большие треугольники, овалы и прочее, а на маленький – такие же маленькие.

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Дидактическая игра «Найди геометрическую фигуру»

Для настольной игры сделайте парные карточки, изображающие несколько геометрических форм. Одни картинки из пар заберите, вторые разложите на столе. Демонстрируйте детям карточки по очереди, а они должны отыскать на столе аналогичные изображения.

Скачать картинку

Найди домик

Для подвижной игры раздайте детям по маленькому геометрическому изображению: одним круг, другим квадрат, третьим треугольник и так далее. Расставьте в разных местах игровой комнаты табуреты с изображением соответствующих форм. Включите музыку, под которую дети должны бегать по помещению, танцевать. Когда музыка прервется, дети должны быстро отыскать свой «домик», то есть табурет, подбежать к нему. Игру можно усложнять: отодвигать табуреты так, чтобы игроки этого не заметили.

Скачать картинку

Дидактическая игра «Фигуры и формы»

Для игры распечатайте геометрические картинки. Показывайте ребенку фигуры вразнобой, а он должен назвать объект соответствующей формы. Например, увидев круг, воспитанник может назвать следующие предметы: яблоко, мяч, апельсин, колесо, солнце.

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Что спрятано

Разложите перед воспитанником геометрические изображения. Пусть дошкольник внимательно на них посмотрит, затем закроет глаза, не подглядывает. Спрячьте одну из картинок. Воспитанник, открыв глаза, должен вспомнить, какая фигура исчезла.

Скачать картинку

Игры на запоминание геометрических фигур

1. Добавь фигуру

1. Эта игра предназначена для детей, которые только начали знакомство с геометрическими фигурами. На изображениях овечки, рыбки, улиточки и черепашки расположены разные геометрические фигуры, отличающиеся по размеру. Ребёнку нужно правильно заполнить пустые места на картинке, подбирая подходящие геометрические фигуры. Сначала он может не классифицировать фигуры по размеру, главное — правильно их отобрать (круги для овечки, квадраты для черепашки и т.д.). 

2. Ещё одно подобное задание, но только с одинаковыми геометрическими фигурами — кругами. Ребёнку предлагается заполнить свободные места на изображениях насекомых кругами соответствующих цветов. Источник задания (Насекомых можно распечатать в PDF).

2. Продолжи фигуру

Нарисуйте половинки геометрических фигурок и простых предметов. Предложите ребёнку дорисовать задуманные фигуры. Например, так:

 

3. Назови геометрические фигуры

Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на изображения и назвать геометрические фигуры, из которых состоят данные предметы:

Как вариант, сделайте с малышом аппликацию, используя для создания картинки разные геометрические фигуры. 

1. Вы можете сделать из солёного теста много геометрических фигурок разного цвета, а потом из них складывать предметы, например, такой домик. Геометрические фигуры из солёного теста покрыты акриловой краской.

2. Можете сделать заготовки из картона в форме какой-нибудь геометрической фигуры (например, в форме квадрата). Пусть квадраты будут не только разных цветов, но и отличные по размеру. Тогда во время игры и составления из них большого квадрата ребёнок будет повторять еще и понятия большой/маленький, больше/меньше.  3. Помогите ребёнку сложить из предложенных заготовок не просто геометрические фигуры (квадрат из квадратиков), а более сложные формы, например, лису из треугольников, как на изображении справа.

5. Сложи квадрат

Поиграйте с ребёнком в складывание геометрических фигур из разных деталей разнообразный форм.Можно воспользоваться готовым набором «Квадрат Никитина», а можно сделать его своими руками из плотного картона. Элементы квадрата вы видите на рисунке. 

Предложите малышу сложить квадрат:

  • сортируя детали по цвету, форме;
  • выкладывая элементы по образцу или без образца,
  • выбирая нужные детали из перемешанных элементов нескольких квадратов,
  • на время.

6. Загадочный куб

Для пространственного восприятия показывайте ребёнку не только плоские геометрические фигуры, но и объёмные (круг и шар, квадрат и куб). Можно предложить такую игрушку: вырежьте в сторонах коробки геометрические фигуры. Эти фигуры можете сделать объёмными. Вырезать отверстия можно и под имеющиеся дома шарики (мячики) и кубики разных размеров

Ребёнку важно забросить в коробку все фигуры, выбирая правильные отверстия. 

 7. Составь геометрический конструктор

На рисунке изображены детали, из которых можно сложить двух лесных животных и два дерева

Скажите малышу, что важно обратить внимание на цвет фигурок

Задавайте ребёнку наводящие вопросы:1. Кто из обитателей леса имеет серую окраску? (Заяц, волк). 2. Можно ли из кружочков сложить фигуру волка? А зайца? (Пусть ребёнок попробует сложить фигуру животного из серых кружочков. Подскажите, что самый большой кружочек — это туловище. Детали можно накладывать одну на другую).3. Кто из лесных жителей рыжий? (Белка, лиса). 4. Кто по размеру больше, белка или лиса? (Пусть ребёнок попробует сложить фигуру второго животного).

5. Какое дерево можно сложить из треугольников? Одинаковые ли деревья по размеру? Когда фигурки животных и деревьев сложены, сверьте получившийся результат с картинкой-подсказкой. 

Назад

Учим геометрические фигуры с малышами: главные правила

Важно: Как научить ребенка называть и различать геометрические фигуры легко и быстро! Для этого нужно придерживаться определенных правил. При хаотичном, непоследовательном обучении малыш может путать фигуры, не видеть их похожесть и различность

  • Педагоги настаивают, при домашнем обучении сделать главными правилами систематичность, последовательность, доступность. Не надо истязать себя и ребенка какими-либо заумными заданиями и пособиями, достаточно использовать развивающие книжки, игрушки (конструкторы, кубики, машинки, кукольную посуду) и привычную окружающую обстановку (предметы мебели, быта, посуду).
  • Знакомство с новыми фигурами обязательно проводить в исследовательской деятельности: предложить крохе ощупать, обвести пальчиком контур, «прорисовать» в воздухе, сложить фигуры вместе, прокатывать, просовывать в отверстия.
  • Ребенок быстро освоит новый материал, если будет практически действовать с ним в играх, творческой деятельности, рассматривании и чтении книжек, бытовых процессах. Например, при знакомстве малыша с квадратом можно предложить ему найти квадратные предметы в окружающей обстановке: сиденье у детского стульчика, носовой платочек, грань кубика, салфетка. Во время прогулки спросить, какой формы скамейка в сквере, стена дома, сумка у мамы, мячик, в который играют старшие ребята. При этом сам взрослый четко и понятно называет все геометрические фигуры, которые встречаются малышу.
  • Хорошо, если при обучении взрослые будут использовать стишки, сказки, загадки, мультики, героями которых становятся геометрические фигуры. Можно не только читать их, но и рисовать под ритмику стиха. Эти приемы сделают обучение увлекательным, помогут активизировать процессы внимания, мышления, речи.

Загадки в стихах

Нет углов у меня и похож на блюдце я, на тарелку и на крышку, на кольцо и колесо. Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня (круг).

Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его? (квадрат).

На фигуру посмотри и в альбоме начерти, три угла, три стороны меж собой соедини. Получился не угольник, а красивый (треугольник).

Вот такая есть окружность — очень странная наружность. Круг приплюснутым стал, получился вдруг (овал).

Растянули мы квадрат и представили на взгляд. На кого он стал похожим или с чем-то очень схожим?
Ни кирпич, ни треугольник — стал квадрат (прямоугольник).

Сказка «Два брата» (взрослый рисует под ритмику стиха)

Давным-давно в темном лесу в фигурной избушке жили-были два брата, два квадрата. И были они близнецами. Убедитесь сами:
Видите на картинке – у каждого 4 стороны, 4 угла и 4 вершинки.
Гулял как-то первый квадрат между кустами, стучал по дорожке четырьмя уголками.
А звери говорят: «Кто это? Первый квадрат или его брат, второй квадрат? Как же они похожи!
Помните на картинке: 4 стороны, 4 угла и 4 вершинки.
Надоело квадрату, что его путают с братом, и решил он измениться, в другую фигуру превратиться.
Взял он ножницы и срезал себе четыре уголка. В круг превратился и по дорожке покатился.
И живется теперь братьям чудно, перепутать теперь братьев трудно:
Один катается по дорожкам, другой ходит на четырех уголках — четырех ножках.
До сих пор дружат два брата — круг с квадратом!

Важно: Особенности восприятия детьми геометрических фигур совсем не такие, как у взрослых. Например, взрослый видит предметы сообразно формам (кастрюля — цилиндр, окно — прямоугольник)

Ребенок, наоборот, сначала форму опредмечивает (квадрат — воздушный змей, треугольник — крыша дома, круг — мячик, несколько кругов — очки, бусы). При правильном обучении он начинает абстрагироваться от предметов и воспринимать в окружающем знакомую фигуру, например, стакан как цилиндр (цилиндрической формы), крыша как треугольник (треугольной формы), мяч как шар (круглой формы).

Цель дидактической игры «Геометрические фигуры»

В картотеке перечислены игры со множеством дидактических функций, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка. Но объединяющая их цель – формирование представления о геометрических формах.

Скачать картинку

Общие задачи:

  • запоминание и осмысление геометрических фигур;
  • закрепление представления о колерах и очертаниях окружающих объектов;
  • развитие зрительного, в том числе цветового, пространственного и плоскостного, восприятия;
  • совершенствование навыка сравнительного анализа, классификации, обобщения;
  • тренировка памяти, концентрации внимания, сообразительности, умения логически мыслить;
  • формирование навыка порядкового счета, первичных математических знаний;
  • улучшение моторики пальцев рук, общее физическое развитие;
  • расширение индивидуального словаря, формирование навыка развернутых ответов на вопрос;
  • воспитание усидчивости, целеустремленности, самостоятельности, наблюдательности, умения действовать по правилам и инструкциям, продуктивно работать в коллективе.

Упражнения для детей младшего дошкольного возраста

К 3 годам малыш обычно знает 3 геометрические фигуры. Чаще всего это квадрат, круг и треугольник. В этом возрасте он также знает названия некоторых цветов, поэтому можно постепенно начинать учить ребенка манипулировать этими фигурами, находить аналоги в пространстве. В этом помогут следующие упражнения.

  • Лепка из мягкого пластилина. Мелкая моторика у малыша развита еще слабо, поэтому, включив данное упражнение в распорядок дня, вы убьете двух зайцев одним выстрелом. Начните с самой простой фигуры – круга. Вылепите из желтого пластилина круг и прикрепите его к картону или доске. Скажите ребенку, что это – солнышко. Оно круглое. Покажите малышу настоящее солнце. Также поступите с зеленым пластилином и яблоком и т. д.
  • Раскрашивание. Используйте раскраски с фигурами (вы можете их сделать сами). Попросите ребенка круг раскрасить красным, а квадрат зеленым. Или большой круг раскрасить желтым, а маленький голубым. Постепенно добавляйте средние величины и наложение фигур (три круга разного размера – снеговик).
  • Пирамиды и башни. Строительство – излюбленное детское занятие. Попросите малыша построить башню из кубиков, а забор вокруг нее – из фигурок круглой формы. Вы можете придумать историю о том, что вы строите дом и вам нужна помощь. Попросите ребенка привезти вам на строительство дома кубики.
  • Постоянно упоминайте фигуры и их схожесть с другими предметами (круглая тарелка, квадратный стул и т. п.). Так малышу будет проще ориентироваться с формами в пространстве. По одной включайте новые фигуры и закрепляйте их в упражнениях.
  • Знакомить с понятиями расстояния и размера нужно именно в возрасте 2-3 лет. Это можно совмещать с перечисленными упражнениями. «Дай мне, пожалуйста, самый большой кубик». «Раскрась треугольник сверху зеленым, а круг снизу красным».

Запомните, в какую из предложенных игр малыш играет с наибольшим удовольствием. Сделайте на нее акцент. Ведь ребенку может не нравиться разукрашивание обычных фигур или раскладывание кубиков. Ему должно быть интересно, тогда от занятия будет максимум пользы.

ООД ПО ФЭМП «Геометрические фигуры» 4–5 лет

Организация: ГБДОУ №35 (филиал)

Населенный пункт: г.Санкт-Петербург

Цель:  Закрепление и расширение знаний о геометрических фигурах

Задачи

-Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

-Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: солнце — круг; окно — квадрат; крыша, лучи — треугольник и др.

-Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы.

-Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Материалы и оборудование: изображение геометрических фигур, обручи, геометрические фигуры, цветные карандаши, задания с изображением рисунка.

Ход занятия

Игра-приветствие

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Дети сели

на стульчики полукругом

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать.

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Людям я старинный друг.

Называют меня …(Круг)

Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестрёнки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это …(Квадрат)

Треугольник с полукругом
Круг дразнили «толстым другом».
Круг, расстроившись до слёз,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут. (Овал)

Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются —
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Моё имя назовите. (Треугольник)

Растянули мы квадрат,
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим,
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник —
Стал квадрат …(Прямоугольник)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Физкультминутка

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,

(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Хвостиком виляла,

Корм себе искала.

(прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так,

(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.

(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок,

(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась.

Воспитатель: Живут геометрические фигуры дружно, очень любят выполнять разные задания.

Задание «Разукрашки»

за столами

(На столе лежат карточки с изображением, а дети должны, определить на какую, геометрическую фигуру они похожи, и раскрасить каждую фигуру в свой цвет)

Воспитатель: Перед тем как приступить к работе, нам нужно размять пальцы.

Пальчиковая гимнастика

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.(плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница,(погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать.(хлопок «круглыми» ладошками)
Рыбка спинку изогнула,
(Выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла,
(имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула,
(сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла.

Воспитатель: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Теперь мы с вами поиграем.

Игра: «Найди свой домик»

Воспитатель: Ребята, возьмите себе одну из геометрических фигур. Это ваши лучшие друзья, и они вас приглашают к себе в домик. А вот в каком домике живет ваша фигура, вы должны найти сами.

Воспитатель: На полу лежат четыре обруча (домики), в которых геометрические фигуры. Как они называются?

Дети: Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Воспитатель: Когда я буду читать стихотворение, та геометрическая фигура, о которой будет идти речь, должна выбежать в домик.

Слова игры

В математику играю,

Вас в фигуры превращаю!

Раз, два, три, треугольник, в дом беги!

Проверить правильно ли ребята забежали.

Итог занятия:

Дети: Да

Дети: Да

Воспитатель: Вы были внимательными, сообразительными. Молодцы!

Опубликовано: 05.10.2023
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: