Игры для развития мышления
Высшей формой деятельности человека является мышление, которое является социально обусловленным и тесно связанным с речью психическим процессом. С помощью приведённых ниже игр дети могут учиться обобщать, сравнивать, рассуждать, делать простейшие умозаключения, что в целом и является самостоятельным мышлением.
«Бывает – не бывает»
Нужно назвать какое-либо событие и одновременно бросить мяч ребёнку. Если эта ситуация реалистична, то малыш должен поймать мяч, а если она – плод фантазии, то ему следует отбить мяч. Примеры ситуаций: кошка пошла на работу, папа хочет есть, самолёт плывёт по морю, соленая груша, гуляющий дом.
«Угадай по описанию»
Дав описание какого-нибудь предмета (игрушки, животного, фрукта), взрослый предлагает ребёнку угадать, о чём шла речь. Например, про помидор можно сказать, что он круглый, красный, сочный, ароматный. Если малыш затрудняется ответить, то перед ним можно разложить изображения разных овощей, из которых он может выбрать верное.
«Что будет, если…»
Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает на них. «Что получится, если я прыгну в лужу?», «Что произойдёт, если в полную воды ванну бросить палку (мячик, камень, салфетку и пр.)». После этого можно поменяться ролями.
Неоднозначные ответы
Нужно заранее придумать фразы, продолжение которых могут быть неоднозначными. Услышав варианты детских продолжений, взрослый может сильно удивиться, ведь не всегда такое придёт в голову и ему. Варианты вопросов: «у нашей собаки шерсть очень…», «руки у людей для того, чтобы…», «на улице ночью очень…», «бабушка болеет потому, что…».
Игры для развития памяти и внимания
Игра – это способ донести до ребенка дошкольника необходимую информацию. Учитывая особенности возраста с помощью игр можно увлечь ребенка и разбудить интерес к обучению.
Игра в слова
Запишите десять пар слов, которые связаны смыслом. Пары слов прочитайте ребенку вслух три раза. Слова говорите с интонацией и эмоционально. При произношении вами первых слов ребенок называет пару к каждому слову. Игра помогает развитию слуховой памяти и способствует концентрации внимания малыша.
«Магазин»
Создайте импровизированный магазин, роль покупателя отдайте ребенку. Называйте ему по 5–7 предметов, которые нужно купить в магазине. Такого рода игры помогают улучшению слуховой памяти.
«Запомни фигуру»
Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить предмет в том цвете, который он запомнил.
Игра развивает зрительную память и помогает решать проблемы, связанные с недостатком внимания у детей дошкольного возраста.
«Чего не хватает?»
Расставьте перед ребенком в один ряд от 5 до 8 предметов. Дайте малышу 1 минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, уберите из ряда 2–3 предмета и перемешайте оставшиеся вещи. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не хватает.
Данные игры развивают зрительную память и внимание. Игра в картинки
Игра в картинки
Возьмите картинку или фотографию. Например, картинку с изображенной на ней комнатой. Дайте ребенку посмотреть на нее в течение 1–2 минут. Затем попросите малыша рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Пусть он опишет внешний вид предметов.
Эти игры развивают кратковременную зрительную память и решают проблемы с концентрацией внимания.
«Расскажи историю»
Игра развивает образную, словесную память, речь и внимание. Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы
После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел
Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел.
«Мультфильм»
У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.
«Вспоминай и показывай»
Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.
«Делай как я»
Данные игры развивают зрительную и двигательную память. Покажите малышу 3–5 движений, которые он повторит в точной последовательности. Со временем усложняйте задачу, добавляя новые движения.
Как организовать совместную игру?
В детском саду всем занимается воспитатель. Он же корректирует действия воспитанников. В остальных ситуациях требуется помощь родителей. Простой вариант: сюжетные игры. Это «Семья», «Детский сад», «Школа». Между детьми распределяют роли. Потом им остается только следовать им. Например, можно спросить, что должна делать мама или папа.
Другой вариант — игры на развитие мыслительных навыков. Например, «Что изменилось». Один ребенок выставляет на стол 5-6 фигурок. Другие запоминают их и отворачиваются. После убирается одна фигурка. Детям нужно понять, какая исчезла.
Еще нужно помнить, что в процессе игры возникают конфликтные ситуации. Взрослый должен показать способы решения. Сами по себе они не возникают.
Совместная игра может быть организована между сиблингами. В этом случае родителям нужно подтолкнуть их друг к другу. Например, можно предложить старшему ребенку помочь младшему справиться с заданием:
- покормить кукол; рассадить игрушки вокруг стола; построить башню.
Важно не превращать ребенка полностью в няньку — это вызовет негативную реакцию. Стоит привлекать его только время от времени
Еще при использовании совместной игры взрослым нужно показывать детям, как важно уметь уступать и договариваться. Только процесс должен быть обоюдным и не превращаться в ситуацию, когда уступает один и тот же ребенок.
Важно предоставлять ребенку большое количество игрушек. Тогда ему будет чем заняться с товарищами
Родителям стоит всегда поощрять совместную деятельность детей. Тогда малыши начнут стремиться к ней. Иногда достаточно показать способы развлечений. Например, вместе проще строить дома из кубиков.
Частный мини-сад идеальное место для ребенка. Небольшой коллектив, воспитатель и множество игрушек способны надолго занять его. Дополнительно проводятся учебные занятия. В детском саду ребенок приобретает массу друзей. Навык установки социальных связей пригодится во взрослой жизни.
Нужно ли заниматься с ребенком дома, если он ходит в детский сад?
Наверное, каждая мама когда-нибудь задавалась вопросом: Хорошая ли я мама? Особенно остро этот вопрос встает после общения с другими родителями на площадке, с подругами или родственниками. Часто у родителей возникают вопросы: достаточно ли ребенку занятий в саду? Или нужно после садика с ним заниматься? Чем и как заниматься, чтобы и польза была, и не переутомить?
Важно понимать, что ребенок после посещения детского сада устает так же, как взрослый после рабочего дня. Поэтому вместо развивающих занятий с пособиями и тетрадками лучше отдать предпочтение настольным играм, чтению книг и прогулкам на свежем воздухе
Тем более, что эти занятия не только развивают ребенка интеллектуально и физически, но и помогают укрепить хорошие взаимоотношения в семье.
Игра развивает творческое мышление и воображение у детей. Увидеть в обыденном что-то другое, наделить его свойствами, качествами, запрограммировать на определенные действия, вообразить, вспомнить — именно такие действия ребенок совершает во время игрового процесса.
В игре ребенок легче обучается и применяет свои знания. Например, игры-бродилки прекрасно тренируют счет и формируют стратегическое мышление
Важно также, что игры не только улучшают речь, мышление, память и внимание, но учат следовать правилам игры, так же выигрывать и проигрывать, контролировать свои эмоции
Наиболее популярные игры для детей в зависимости от возраста
4 игры для подготовки к детскому саду
Скоро ребёнок первый раз отправится в садик, и вы беспокоитесь, сложно ли ему будет привыкнуть? Наталия Дербенева, практикующий психолог и соосновательница детского сада Infant School, рассказывает об играх, которые помогут детям быстрее адаптироваться: начните уже сегодня, чтобы не терять времени.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры — это инсценировка стихов с помощью пальцев и рук: ладушки, «сорока-белобока», «коза-рогатая» или специальные потешки. Хорошо или плохо уже умеет разговаривать малыш — не имеет значения. Ребенок не всегда умеет, хочет или может разговаривать и руки для него способ взаимодействия со взрослым. Пальчиковые игры будут повторяться в детском саду и если вы порепетируете дома, то малышу легче будет ориентироваться и налаживать контакт с воспитателем.
Иди ко мне
Есть игры, которые помогут успокоить ребнка, а еще они учат его взаимодействию с воспитателем. Например, игра «Иди ко мне». Ее суть в том, что малыш бежит на зов мамы и потом его обнимают со словами: «Какой хороший Ванечка пришел, какой веселый». То же самое потом ребенок может повторять с воспитателем. Педагог будет стараться взять за ручку, погладить ребенка, установить эмоциональный контакт. Можно начать практиковаться дома, а в саду игра будет малышу уже знакома.
Игра в детский сад
Лучше всего можно подготовить малыша к новой обстановке с помощью сюжетно-ролевой игры, где ваш день будет максимально приближен к тому, что происходит в детском саду: сбор игрушек, обед, переодевания, сон Вокруг должна быть спокойная и знакомая обстановка, поэтому следует все делать дома. Во главе угла только один ребенок, все остальные — это статисты: игрушки, близкие родственники. Тогда малыш сможет все запомнить и потом сделать мысленный перенос на детский сад: дети вместо игрушек, воспитатель вместо бабушки Также хорошим подспорьем служат игры-рифмовки. Например: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем, тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля, их на место убираем»
Для взрослого это может показаться глупым, но для ребенка этот ритм помогает приучать себя к выполнению каких-то действий, а это важно в детском саду
Настольные игры
Благодаря настольным играм естественным образом закрепляется такой важный навык, как умение следовать правилам, что просто необходимо ребенку в детском саду. Например домино, лото, пазлы помогают детям освоить множество важных навыков и моделей поведения — от таких, как умение делать что-то по очереди, дружелюбно общаться с победителем или проигравшим, несмотря на то, что эмоции переполняют, до навыков мышления, когда дети делают выбор или решают возникающие проблемы. Очень хороши подвижные игры, например, паровозик с машинками; «светофор», когда ребенок учится не двигаться до загорания зеленого света В них проще правила для детей и они учатся сдерживать себя, останавливать, когда эмоционально возбуждены.
Обзор аркады
В этой игре вам предстоит не понаслышке узнать, что такое детский сад и познакомиться со всеми сторонами его жизнедеятельности. Вы будете исполнять самые разнообразные обязанности, но ваша главная задача – в полной мере удовлетворить все потребности его маленьких обитателей. А их, поверьте, ой как много – малышей в игре необходимо одеть и обуть, покормить, поиграть с ними, уделив каждому несколько минут индивидуально, ну и конечно же, уложить спать. И только потом, можно позволить себе кратковременный отдых, буквально несколько минут и снова в бой. Детки не ждут.
Ну а начинается данная игра для девочек очень красиво. Сюжет её, при всей своей непредсказуемости достаточно прост. Главный герой – молодая и отзывчивая воспитательница Оля, которая просто не представляет своей жизни без детей. Она готова отдавать им всё своё свободное время, приходя в детский сад первой и покидая его последней. Для неё это не просто работа, это самое настоящее призвание. И её юные подопечные, видя такое к себе отношение, отвечают девушке взаимностью – всегда слушаются свою воспитательницу, никогда не капризничают и не перечат ей.
Но в один прекрасный день, Оля не смогла выйти на работу. Как быть, что делать? Нельзя же оставить деток без присмотра. Конечно же нет – это именно тот момент, когда вы начинаете игру.
Несомненное преимущество этой игры для девочек состоит в том, что вначале предстоит пройти некоторую подготовку, своеобразное обучение, которое позволит вам приступить к своим обязанностям, подготовленным. По крайней мере, так вам будет казаться
Будьте внимательны, обращайте внимание на каждую мелочь, возможно в будущем вам пригодятся именно эти знания. По окончании подготовки, вы отправляетесь в детский сад
Наступает горячая пора. Начать игру вам придётся с небольшой группы детей. Будьте готовы к тому, что слушаться вас с первой минуты они не будут, чтобы завоевать их любовь и уважение вам предстоит очень сильно постараться.
По дороге в детский сад: 13 речевых игр с ребенком
1. Что из чего сделано? Дом – из кирпича или дерева, куртка – из ткани, горка – из металла, дорожка – из асфальта. Смотрите куда глаза глядят и задавайте вопросы о том, что увидите.
2. Чем похожи? Расскажите ребенку, что предметы или живые существа могут быть похожи не только внешне. Например, яблоко и мячик имеют круглую форму, лиса и заяц – лесные животные, а картофель и морковь – овощи. У кактуса и ели есть иголки, и птица, и самолет умеют летать. Приведите несколько примеров, и спросите – чем похожи? Малыши постарше могут и сами найти такие пары предметов.
3. Один и много. Такая игра научит малыша отличать единственное число от множественного. Начните с простых существительных – стол-столы, кукла-куклы, мяч-мячи. Затем перейдите к более «сложным» вариантам – стул-стулья, человек-люди, метро-метро.
4. Назови ласково. Игра похожа на предыдущую, только вместо множественного числа слово нужно преобразовать в уменьшительно-ласкательную форму. Дорога-дорожка, качели-качельки, собака-собачка и т.п.
5. Я знаю трёх девочек… И назовите их имена. Теперь пусть свои варианты назовет малыш. Играйте, пока у кого-то из вас не закончатся варианты. Вместо имен можно называть овощи, фрукты, животных, растения и что угодно!
6. Что это такое? Игра в обобщения. Называйте три предмета из какой-то группы, а ребенок должен сказать, как назвать их общим словом. Например – кастрюля, тарелка, ложка – посуда. Кот, собака, мышка – животные. Мама, папа, сестра – родственники и т. д.
7. Что будет, если… Поставить горячее в холодильник? Уйти из дома и не выключить воду? Если все лето не будет дождя? Спросите малыша, и наверняка вы получите оригинальный ответ, а малыш удивит вас своей рассудительностью. Такие вопросы заставят его задуматься о последствиях самых разных поступков и явлений, поспособствуют развитию логического мышления.
8. Игра в противоположности.Говорите слово, а малыш пусть назовет его антоним (только объясните доступно, что это). Высоко – низко, черный – белый, лето- зима и прочие.
9. Найди лишнее. Родитель говорит – я видел в зоопарке лошадь, жирафа, кабана, шкаф, страуса… Пусть малыш назовет лишний в этом смысловом ряду компонент.
10. Я вижу… И говорите какой-то признак предмета, который в вашем поле зрения. Например – я вижу красный, металлический (грибок в песочнице) или зеленое с листиками (дерево). Можете называть по очереди предметы одного цвета или имеющие другой общий признак. С малышам можно и вовсе ограничиться перечислением того, что вы и он видите.
11. Кто кем раньше был? Собака раньше была щенком, птичка – птенцом, жук – личинкой, каштан – цветком, вода в луже – облачком.
12. Сочиняем стишки. Вернее, пока только подыскиваем рифмы. Мама говорит слово, а малыш придумывает рифму, и наоборот. Машина – резина, мячик – калачик, дом – гном и т.п.
«Развиваемся, играя» консультация для родителей
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого — деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего, в игре» (А. С. Макаренко).
Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх. Игра — это жизнь ребёнка, его естественное существование, источник развития моральных качеств, его развитие в целом. С помощью игры у ребенка формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.
Предлагаю вашему вниманию игры, в которые вы можете играть со своим ребенком, каждый день, и дома и на прогулке, и по дороге в детский сад.
Игры, способствующие развитию памяти
1. «Пирамида»
Взрослый сначала называет ребенку одно слово — ребенок тут же его повторяет. Затем взрослый говорит следующее слово, ребенок должен запомнить и повторить уже два слова и так далее.
2. «Я положил в мешочек»
Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке. Сколько предметов положить, решать только вам. Тем не менее, не нужно требовать от ребенка запомнить сразу большое число предметов начинайте с малого, постепенно увеличивая количество используемых предметов.
3. «Короткий рассказ»
Взрослый читает ребенку короткий рассказ — ребенок должен повторить его. Рассказ должен быть интересен и понятен ребенку. Не используйте слова, которые ребенок ещё не знает. При необходимости и по желанию можете использовать мнемотехнические приемы для лучшего запоминания.
4. «Что ты видел?»
Ребенку демонстрируется картинка с изображением отдельных предметов, или сюжетов. Ребенок после должен рассказать, что он запомнил.
Игры, способствующие развитию внимания.
1. «Да и нет не говорите. Белого и черного не носите»
Веселая и интересная игра, в которую с удовольствием играют не только дети, но и многие взрослые.
Родитель задает ребенку вопросы ответом на который будет запретное слово, например «Какого цвета снег? Тебя зовут (имя вашего ребенка) и т. п. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
2. «Назови, что ты видишь?»
Ребенку необходимо за определенное время назвать как можно больше предметов в комнате. Со временем можно усложнить задачу, попросив ребенка называть только предметы определенного цвета или нужной формы.
3. «Буквоед»
В газете или старой книге попросите ребёнка на одной из страниц, зачёркивать карандашом, например все буквы «а», стараясь не пропускать их, задание можно постепенно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», а «к» обвести в кружок.
Игры, способствующие развитию мышления.
1. «Антонимы»
Ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например — «тяжелый — легкий», «сильный — слабый», «твердый — мягкий» и т. д.
2. «Знакомство со способами применения и использования предмета»
Ребенку предлагается перечислить как можно больше способов применения предметов.
Пример: «Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее использования?» (варианты задания: книга, тетрадь, консервы, банка, ведро, лопата, табуретка).
3. «Найди лишнее слово»
Прочитайте ребенку ряд слов, каждый из которых состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите определить слово, которое является «лишним» и объяснить, почему он так решил.
- Ложка, тарелка, кастрюля , сумка.
- Яблоко, слива, огурец, груша.
- Платье, свитер, рубашка , шапка.
- Береза, дуб, земляника, сосна.
- Мыло, зубная паста, метла, шампунь.
- Хлеб, молоко, творог, сметана.
- Час, минута, лето, секунда.
- Ласточка, ворона, курица, сорока.
4. Игра «Назови слово»
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
- Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
- Назови слова, обозначающие домашних животных.
- Назови слова, обозначающие диких животных.
- Назови слова, обозначающие овощи.
- Назови слова, обозначающие фрукты.
- Назови слова, обозначающие мебель.
- Назови слова, относящиеся к спорту.
- Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
Игровая деятельность: | | | | | в ДОУ
Игра на липучках «Детский сад»
В комплекте 3 листа А4 для САМОСТОЯТЕЛЬНОГО распечатывания.
На что направлена дидактическая игра «Детский сад»:
Дидактическое пособие для развития связной речи. Направлено на формирование умения детей соотносить слово с образом. В ходе развивающего занятия ребенок учится находить предмет или подбирать картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.
Игра развивает внимание, зрительную память, логическое и абстрактное мышление, воображение, мелкую моторику. Расширяет активный и пассивный словарь по лексической теме «Детский сад»
Через игру можно показать ребятам, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях. Таким образом игра способствует воспитанию у детей чувства любви к детскому саду.
Наглядный материал подойдет для развивающих занятий по темам: «Наш любимый детский сад», «Мой детский сад», «Игрушки».
А вспомнить какие детские игры, забавы и развлечения бывают на открытом воздухе поможет:
Как играть и изготовить игру? вы можете узнать в описании.
Как скачать и оплатить игры? вы можете узнать, кликнув здесь.
Геймплей игры Детский сад
Возьмите малыша на руки или просто посадите его на стульчик. Поговорите с ним, пожалейте. Проявите свою заботу и ласку. Поверьте, они очень сильно это чувствуют и нуждаются в подобных чувствах
Обращайте внимание на специальный значок, который периодически появляется над вашим воспитанником, таким образом игра Детский сад показывает, что малышу что-то необходимо
Не стоит игнорировать данные сигналы, чем быстрее и качественные вы будете выполнять даже малейшие прихоти своих подопечных, тем больших результатов сможете достигнуть в данной игре. Радует, что оформление в этой игре к выполнено на очень высоком уровне – прекрасная графика, отличная анимация и великолепное музыкальное сопровождение. Интерфейс также не вызывает никаких нареканий – все необходимые элементы расположены под рукой, нет надобности тратить своё время на поиски бутылочек для питья или памперсов. Несомненный плюс для разработчиков данного приложения.
Отдельно стоит отметить и прекрасную атмосферу, которая сопровождает вас в течение всего игрового процесса. Она мягко и ненавязчиво подталкивает вас к мысли, что в этой жизни нет ничего недостижимого, главное захотеть и всё обязательно получится. По мере совершенствования ваших навыков, будет увеличиваться и число деток, которых приведут в детский сад. Будьте готовы к увеличению контингента и, как следствие, ещё большему веселью и радости в прохождении игры. Ведь несмотря на все трудности, дети – это лучшее, что есть в нашей жизни.
Что дает совместная игра?
Многие не стремятся отдавать ребенка в детский сад, так как уверены: там только играют и мало чему учат. Другое дело, всякие кружки и секции. Там точно ребенок научится полезным навыкам.
Однако если обратиться к возрастной психологии, то станут очевидными некоторые моменты. Так, в дошкольном возрасте ведущим типом деятельности становится игра. Именно через нее ребенок познает мир и оттачивает навыки.
Есть еще одна особенность — совместная игра улучшает психическую устойчивость ребенка. В школьной и взрослой жизни ему будет намного проще. Еще уменьшается вероятность развития эмоциональных нарушений, таких как гиперактивность и замкнутость.
Мини детский сад предоставляет детям свободную игру. Они могут строить дома или кубиков, использовать игрушки, формировать небольшие группы. Польза совместной игры отмечена в Кембриджском исследовании. Согласно ему, дети, которые чаще играли друг с другом, и чьи родители поощряли общение, обладают большой устойчивостью.
Какие цели могут быть у совместной игры?
Игра — это не только развлечение. Это способ отработки социальных ролей. Например, через игру ребенок может примерять на себя разные профессии. Еще через совместную игру проще развивать нравственность. Так, дети могут отрабатывать разные модели — можно ли обижать младших, стоит ли уступать место в транспорте и другие.
Совместная деятельность развивает множество полезных навыков. Основной — сотрудничество. Ребенок может играть сам с собой, но стоит ему привлечь других, как в его психике происходят изменения. Он сталкивается с необходимостью учитывать мнение других детей. Еще ребенку приходится учитывать правила игры.
Подобная адаптация особенно важна для школьной жизни. Поэтому ее нельзя сбрасывать со счетов. Общение в кружках и секциях не даст опыта совместной игры. Все дело в ограниченном времени. В детском саду ребенок проводит несколько часов, а то и целый день.
В условиях работы в коллективе человеку придется сталкиваться с разными сложностями. Основная — взаимодействие с другими людьми. Не всегда это комфортно. Придется искать компромиссы и договариваться.
В ходе совместных игр развиваются навыки эмоционального контроля. С ними ребенку проще сдерживать себя. Еще в ходе игр он учится сопереживать и сочувствовать другим людям. Это развивает эмпатию.
Особенно совместные игры полезны при привлечении детей разных возрастов. Например, старшие дошкольники учатся:
- лидерству; ответственности; самостоятельности.
Младшим детям совместная деятельность тоже приносит пользу. Так, маленький ребенок приглашен в ролевую игру. Его деятельность до этого ограничивалась манипуляциями с предметами. Благодаря привлечению ребенок младшего дошкольного возраста узнает о ролевой игре, например, «Дочки-матери». Это открывает для него новые возможности.
Всегда ли игры полезны?
В целом, любая игра приносит пользу для ребенка. Однако если цель — развитие личности, то стоит вмешаться в процесс. Детям стоит предлагать игры, где можно обмениваться опытом, следовать правилам и отрабатывать навыки, которые пригодятся в жизни.
При этом ребенок может попасть в конфликтную ситуацию. Например, когда стоит спор о применении правил или выборе победителя — взрослым не стоит вмешиваться. Почему? Потому что навык решения конфликтных ситуаций тоже важен для детей.
Может показаться, что бабушка или дедушка могут стать компанией для ребенка. Однако это ошибочное заблуждение: взрослый никогда не сможет играть на том же уровне, что и дети. Как бы он ни старался, но психика изменилась и отличается от детской.
Консультация для родителей «Игра – это ведущий вид деятельности ребенка»
Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка.
Игра — это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.
Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Это такие игры как «Магазин», «Гости» и т. д. Дети подражают взрослым: манере общаться с окружающими, их поступки. И все это они переносят в игры. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Однако без руководства взрослого даже старшие дошкольники не всегда умеют играть. В детском саду мы воспитатели играем с детьми. А дома может кто-то из старших членов семьи включиться в игру, и стать связывающим звеном между детьми, учить их играть вместе. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. К этой группе относятся театрализованные игры, которые очень нравятся детям, и они с большим удовольствием принимают активное участие в них.
Вторая группа игр — игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Игры: лото, домино, парные картинки и др
открывают перед детьми возможность получить удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер. Несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьей, чтобы все партнеры были равны в правилах игры. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Игры для развития памяти у детей в возрасте от 2 до 3 лет
Младшие дошкольники еще не умеют подолгу концентрироваться, выполняя задания, их внимание быстро ослабевает и переключается. Поэтому развивающие игры для малышей можно проводить не только в специально отведенное для этого время, но и встраивать в повседневные дела: купание, одевание, прогулку
Кладоискатели
Для этой игры нужна песочница. Ведущий вместе с малышом закапывает 3–4 небольшие игрушки, помечая места «кладов» камушками. Ребенок должен вспомнить и перечислить все спрятанные предметы, определив их местонахождение. Это простое задание можно усложнить, поменяв угол зрения. Для этого нужно попросить маленького кладоискателя перейти на другую сторону песочницы и выполнить задание, глядя на карту предстоящих раскопок в перевернутом виде. Если и это упражнение не вызовет затруднений, можно увеличить количество спрятанных игрушек
Игра развивает не только память, но и внимание, пространственное воображение, логику
Попугай
Аудиальная (слуховая) память у детей развивается, когда они непроизвольно заучивают любимые песенки и стихи. Эту способность можно закрепить в игровой форме, использовав природную тягу малыша к повторению. Взрослый предлагает ребенку проговорить за ним какое-нибудь забавное слово или рифмованное словосочетание, например, «крокодил проглотил» или «мышка-шишка» (ориентироваться нужно на уровень развития речи крохи). При успешном выполнении нужно внести малозаметные на слух, но меняющие смысл изменения: «крокодил прокатил», «мышка-пышка». Затем ускорять темп, удлинять цепочку, на ходу придумывая новые слова, так, чтобы малышу было весело их повторять. Играть удобно по пути в садик или во время других повседневных дел.
Веселая зарядка
Это упражнение веселее выполнять в группе, но можно и с одним ребенком. Ведущий показывает поочередно простые забавные движения — например, как ходит мишка, как прыгает зайка, как выгибает спинку кошка. Дети старательно повторяют за ним. Потом взрослый произносит названия животных вразнобой, а играющие должны быстро вспомнить и воспроизвести соответствующее движение.
Мешок с загадками
Тактильная (осязательная) память лучше всего работает, когда недоступна визуальная информация. Повязка на глазах может вызвать дискомфорт и чувство тревоги у маленьких детей, поэтому лучше всего использовать непрозрачный мешок. В него нужно сложить 3–4 небольшие игрушки, хорошо знакомые ребенку, а затем называть по одной, чтобы малыш на ощупь узнавал и вынимал их оттуда.
Кто потерял?
В 2–3 года дети уже умеют определять по одной характерной детали предмет, которому она принадлежит: здесь включается ассоциативная память. Для занятия понадобятся разборные игрушки или карточки с изображениями крыла бабочки, хвоста павлина, шеи жирафа и тому подобных легко узнаваемых частей. Играя с группой детей, можно устроить соревнование — кто быстрее назовет животное. Более сложный вариант упражнения предполагает демонстрацию изображений животных, у которых отсутствуют важные части тела (олень без рогов, слон без хобота, кошка без хвоста). Малыши должны догадаться, чего не хватает.