Интерактивные игры в образовательном процессе в доу

Интерактивные игры для детей: учим коммуницировать

Интерактивные технологии в обучении дошкольников

Интерактивные технологии — означает взаимодействовать, общаться с кем-нибудь; это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники охвачены общением (каждый свободно взаимодействует с каждым, участвует в равноправном обсуждении проблемы).

Интерактивность вырабатывает у ребенка ответственность, самокритичность, развивает творческий подход к решению проблем, учит правильно и адекватно оценивать свои силы, видеть «белые пятна» в своих знаниях. Основной элемент интерактивного занятия — диалог.

Во время интерактивного обучения дети активно общаются, спорят, не соглашаются с собеседником, доказывают свое мнение.

Одним из основных условий проведения занятия в ДОУ является использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия.

Групповая деятельность

  1. Движение от доски к доске

Разделите группу на несколько подгрупп учеников и дайте им свою доску (флипчарт или интерактивную, в зависимости от того проводите вы обучение офлайн или онлайн). Распределите один вопрос/тему на одну доску. После того как группа напишет ответ на доске, она перемещается к следующей доске. Здесь они пишут свой ответ под ответом предыдущей группы. Продолжаете так, пока все группы не напишут свой ответ на каждой доске.

  1. Выбор победителя

Разделите группу на подгруппы и дайте им возможность поработать над одной темой/проблемой. Пусть они запишут ответ/стратегию на бумаге или в цифровом виде. Затем попросите подгруппу повзаимодействовать с ближайшей от себя подгруппой и позволить оценить свой ответ. И так проделать с каждой подгруппой, пока все не оценят друг друга. Затем все подгруппы должны объединиться в 1 и выбрать лучший ответ из двух вариантов, который будет представлен всей группе.

  1. Приложение «Фильм»

В группах учащиеся обсуждают примеры фильмов, в которых используется концепция или событие, обсуждаемое на занятии, пытаясь определить по крайней мере один способ, которым создатели фильма сделали это правильно, и один, в котором они сделали это неправильно. Подумайте о фильмах, показывающих исторические и географические факты, биографии известных людей и т.д.

Другие интерактивные методы обучения

Кроме вышеназванных интерактивных методов обучения дошкольников в практике работы активно используются следующие: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые и деловые, игры-имитации, игры-соревнования (старший дошкольный возраст), интеллектуальные разминки, работа с наглядными видео-и аудио-материалами, тематические диалоги, анализ жизненных ситуаций и тому подобное.

Таким образом, интерактивное обучение на занятиях (в том числе и интегрированных) происходит: в парах (2 ребенка), в микрогруппах (3-4 ребенка), в малых группах (5-6 детей) вместе с воспитателем.

При оценивании высказываний детей не стоит употреблять слово «правильно», а говорить: «интересно», «необычно», «хорошо», «прекрасно», «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

Стоит запомнить! Когда ребенок дошкольного возраста вежливенько сидит на стульчике, смотрит на тебя и просто слушает — он не учится.

Что отличает интерактивное обучение от других видов

Интерактивным называют обучение, которое подразумевает постоянное взаимодействие педагога с учащимися, учащихся друг с другом или учащихся с образовательной средой. В интерактивном обучении происходит взаимный обмен информацией, а действия разных участников образовательного процесса влияют друг на друга.

И тут возникает затруднение. Так, широко распространено деление методов обучения на активные и пассивные. В пассивном обучении главная роль принадлежит преподавателю — он выступает источником знаний, которые учащиеся должны усвоить. Типичный пример пассивного метода обучения — лекция: преподаватель объясняет тему, а студенты конспектируют этот материал, чтобы потом повторить на экзамене.

Активное обучение подразумевает, что ученик уже не объект, которому педагог передаёт знания, а самостоятельный субъект. Он конструирует свои знания, занимаясь поиском и анализом информации, проводя эксперименты и так далее. Пример активного метода обучения — проектная деятельность, в которой учащийся исследует проблему или задачу и создаёт продукт для её решения.

Тогда что насчёт интерактивного обучения? В теории и практике пока нет однозначного мнения, можно ли выделить его в качестве отдельной, третьей категории или же это подвид активного обучения. Например, исследователи из ЛГУ имени А. С. Пушкина отмечают, что во ФГОС высшего образования эти термины выступают в качестве синонимов, а в педагогической литературе к интерактивному и активному обучению нередко относят одни и те же методы — например, деловые игры, дискуссии, эвристические беседы, проектный метод и другие.

Профессор Университета Аризоны Мишелин Чи считает, что можно разграничить разные виды учебной активности (активную, конструктивную и интерактивную) по действиям, которые выполняют учащиеся. Исследовательница исходит из того, что активная деятельность — это любые физические действия ученика. Конструктивная предполагает самостоятельное создание новой информации на основе существующей. А интерактивная деятельность, по словам Мишелин Чи, строится на взаимодействии между разными участниками образовательного процесса.


Фото: Ground Picture / Shutterstock

Деятельность учащегося в интерактивном обучении может принимать такие формы:

  • Диалоговое взаимодействие — обучение происходит путём взаимного обмена идеями между субъектами. Мишелин Чи выделяет два вида диалога. Первый происходит между учащимся и экспертом (это может быть преподаватель, тьютор или даже однокурсник, который лучше владеет темой). Эксперт ведёт в ходе диалога — задаёт наводящие вопросы, объясняет, даёт корректирующий фидбэк. Второй вид диалога — между учащимися. Здесь оба собеседника занимают равную позицию: развивают идеи друг друга, дискутируют о какой-то проблеме, поочерёдно отвечают на вопросы.
  • Взаимодействие с учебной средой — например, с цифровой образовательной платформой. Интерактивность подразумевает не просто потребление контента, а обмен информацией и обратной связью. Например, когда студент смотрит видеолекцию, это пассивная деятельность, а когда он занимается в учебном симуляторе — уже интерактивная.
  • Физическое взаимодействие — оно происходит, когда учащимся нужно координировать свои моторные действия для решения какой-либо учебной задачи. Например, пара учеников вместе собирает конструктор Lego или управляет персонажем в игровом тренажёре на одном компьютере.

Как отмечает Мишелин Чи, в интерактивном взаимодействии учащийся совершает, по сути, те же мыслительные операции, как и при конструктивной активности — самостоятельно создаёт новую информацию на основе известной. Только запускают и направляют этот процесс не индивидуальные действия (скажем, анализ литературы по теме), а совместные. Например, в дискуссии ученик отталкивается от аргументов собеседника и придумывает к ним контраргументы. Или формулирует тезисы с помощью наводящих вопросов учителя.

Именно вклад других участников и отличает интерактивное обучение от прочих видов. По словам исследовательницы, такой взаимный обмен даёт важные преимущества:

Инновационные методики воспитания в свете ФГОС

Не так давно возникла насущная потребность внедрять инновации в официальный воспитательный процесс, для чего было принято ФГОС и ответственность за него. Цель таких перемен — сделать детей максимально готовыми к взрослой жизни, социализировать наших чад и минимизировать риски возможного девиантного поведения. И, естественно, такие перемены коснулись также интерактивных методик.

Подробнее об интерактивных методах обучения дошкольников

Организация интерактивного дошкольного занятия будет гораздо более продуктивной, если все смогут поучаствовать в нем, каждый автор внесет свой маленький вклад, будет стараться для общего блага. Эти методики учат активно взаимодействовать, работать в коллективе, познавать мир не только из уст взрослых, но и своих сверстников, а это, в свою очередь, учит толерантности, порождает начальный интерес принятие чужой позиции и другого мнения.

Интерактивные методы обучения, применяемые в ДОУ

Дебаты — пожалуй, один из наиболее популярных методов решения любых проблем с помощью коллективного обсуждения во всем мире. Раньше этот ограниченный вид не применяли в ДОУ, но сегодня этот инструмент используется с большим успехом.

Обратите внимание! Суть в том, чтобы дети поочередно высказали каждый свое мнение на заданную конкретную тему, а после высказываний ответили на все вопросы сверстников. Так можно услышать много разных точек зрения, выбрать самые интересные высказывания

Пример:

  • Постановка проблемы (вопроса, по которому будут вестись дебаты) — у воспитательницы заболел котенок.
  • Поочередно дети предлагают лечить его, кормить витаминами, завести к доктору, сделать укол, найти ему друга, повести на прогулку, одеть шарфик и т. д.
  • Дети определяют, что подходит и чем болен котенок.

Дебаты как интерактивное занятие это, в первую очередь, способ поиска истины, которая рождается только в процессе взаимодействия с другими детьми. Ребенок начинает понимать, что социализация важна, что положение в обществе также имеет большое значение, и что наиболее весомые предложения исходят от самых общительных деток.

Коллективные дебаты

Обратите внимание! Во время дебатов дети учатся не только вести беседу, задавать правильные вопросы, отвечать на них, но также и говорить четко, уверенно, не боясь публики, осуждения и коллектива. Ассоциативный цветок — еще одна интересная методика в арсенале современного воспитателя ДОУ

Суть заключается в том, что на доске закрепляется две картинки (центры цветков) и две группы детей заполняют цветочек листьями из других картинок, которые у них ассоциируются с центральной

Ассоциативный цветок — еще одна интересная методика в арсенале современного воспитателя ДОУ. Суть заключается в том, что на доске закрепляется две картинки (центры цветков) и две группы детей заполняют цветочек листьями из других картинок, которые у них ассоциируются с центральной.

Важно! Для детей младшего дошкольного возраста лучше выбрать обобщающие карточки (игрушки, цветы, человек конкретной профессии и т. д.), а для старшего возраста можно выбрать карточку с более узким спектром (санки, чашка, ракета и т. д.). Дерево решений — посредством подручных материалов создать общий проект-дерево

Здесь стоит использовать поэтапную работу:

Дерево решений — посредством подручных материалов создать общий проект-дерево. Здесь стоит использовать поэтапную работу:

  1. Создать условно нерешаемую задачу, вопрос, на который нет конкретного ответа, т. е. есть место фантазии.
  2. Знакомство со схемой дерева (ствол, ветки, листья) и сопоставление ее с задачей. Ствол выступает в качестве проблемы. Ее решение можно осуществить через ветки — пути поиска ответа на поставленный вопрос. А листья — это ответы.
  3. Сам процесс ответа на вопрос, когда дети предлагают варианты и рисуют/наклеивают/пишут на листьях дерева эти варианты.

Дерево решений в ДОУ

Пример:

  • Вопрос: «Что нужно дереву, чтобы найти друзей?».
  • Дети рисуют на листиках цветочки, чтобы сделать его привлекательным для пчел, наклеивают картинки с фруктами, чтобы к нему пришли детки, изображают гнезда, чтобы приманить птичек, создают импровизированное дупло для белки и т. д.

Все интерактивные технологии в дошкольном образовательном процессе, которые сегодня существуют, используются в практике воспитателей ДОУ, тем не менее, в зависимости от возраста такие методы могут быть видоизменены. Например, для старшего дошкольного возраста лучше использовать дискуссию, а младшим больше подойдет деловая игра.

Примеры интерактивных игр для дошкольников

Тематика обучающих игр может быть самой разнообразной. А форма проведения зависит от возраста ребенка

Важно подобрать тему и способ проведения так, чтобы занятие было не слишком простым, иначе оно может не заинтересовать. Задача взрослого – не вмешиваться

Можно только попытаться аккуратно подключить к игре ребенка, который остается в стороне.

Самые популярные и простые развивающие игры – по сказкам. Например, по «Репке». Детки слушают сказку, раскрашивают картинки, а потом воспитатель дает им задание: разложить на столе картинки с героями в том же порядке, какой был в сказке. Но сделать это нужно молча, помогая себе жестами и мимикой. Это подойдет для детей 3-4 лет.

Другая похожая игра – на тему домашних животных. Детям показывают сюжеты, презентации или части мультиков о каком-либо животном либо птице. А потом малышей усаживают за стол, где лежат самые разные материалы, и просят из них создать образ животного. Участвует 2-3 человека, разговаривать они тоже не должны. А материалы могут быть самые разные: цветная бумага и ножницы, веточки, мех, пластилин, элементы лего

Важно в конце обсудить ошибки и правильные решения

Для младших школьников 7 лет и старше из начальной школы игры будут уже другими. Например, им можно задать тему «Что может быть опасным в быту?». Группа делится на несколько команд: например, «бытовая техника», «мебель», «кухонная утварь». Дети сообща обсуждают, что из каждой категории может быть опасным, а потом рассказывают о своих выводах. После этого можно посмотреть презентацию о бытовой безопасности. Так же можно играть и по ПДД.

На каких принципах основано интерактивное обучение

Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании Высшей школы менеджмента СПбГУ шесть принципов проектирования занятия в интерактивном обучении:

  • Все элементы занятия, включая среду, должны помогать студенту достигнуть образовательной цели.
  • Студенты — субъекты, активные участники образовательного процесса.
  • Преподаватель — не транслятор знаний, а старший наставник, фасилитатор.
  • Работа с группой перестраивается от монологической манеры в диалогическую. То есть преподаватель не только делится информацией, но и принимает обратную связь, взаимодействует с группой.
  • Преподаватель постепенно передаёт ответственность и самостоятельность группе. Сначала студенты могут выполнять задачи под его надзором, но со временем становятся более самостоятельными и автономными.
  • Задания и форматы на занятии разнообразны. Преподаватель предлагает студентам разные виды взаимодействия, механики, инструменты среды: индивидуальную, парную и групповую работу, типовые задания и творческие, исследовательские, проектные.

Виды интерактивных и активных методов обучения

Обучение деток средствами интерактивной методологии включает множество способов: это и дискуссия, и викторина, и дерево решений, и реклама, и деловая игра, и мозговой штурм и многие другие

Сегодня же мы обратим особое внимание на два последних активных коммуникационных метода обучения

Интерактивные технологии

Деловая игра

Деловая игра является неотъемлемым элементом воспитания ребенка дошкольного возраста. С ее помощью дети имитируют различные роли: финансист, повар, водитель автобуса, няня, иностранный переводчик, учитель, педагог в вуз и т.д. Воспитатель может сам предложить тут или иную ситуацию, а маленькие «актеры» играют свои роли. Деловая игра позволяет раскрыть не только актерский талант, но и научиться, как правильно принимать решения, вести себя в коллективе, общаться и даже рассчитывать семейный бюджет.

Обратите внимание! Если провести деловой интерактив «Семейный бюджет!», то с ее помощью можно научить коллектив как правильно распределять доходы, где стоит сэкономить, какие потребности более важны, а чем можно пожертвовать

«Мозговой штурм» в дошкольном образовании

Мозговой штурм — это активная методика обучения, при которой дети взаимодействуют, обсуждая ситуацию, и принимают решение вместе. Перед тем, как приступить к дискуссии, ребятишкам дается время на обдумывание ситуации. Это может быть 1 минута, а может и 10 — все будет зависеть от сложности вопроса. И когда каждый самостоятельно обдумает вопрос, предлагается коллективно обсудить его. Такую методику нельзя отнести к новой: ее используют даже в международных компаниях, поскольку вместе проблему решить гораздо легче.

Мозговой штурм

Виды методов интерактивного обучения

Интерактивное обучение представлено следующими методами и приемами работы:

  • Мозговой штурм – представлен потоком вопросов и ответов на них, либо предложений по конкретной теме. Анализ правильности или неправильности предложений и ответов осуществляется после проведения штурма. В анализе участвуют в основном учащиеся, педагог лишь корректирует и направляет.
  • Сравнительные диаграммы, кластеры и пазлы. Суть данного метода заключается в том, что учащиеся занимаются поиском решения ключевых проблем по поставленной педагогом мини – теме.
  • Интерактивное занятие с использованием ИКТ (аудио- и видеоматериалы). Педагогом подбираются, либо самостоятельно составляются тестовые задания в онлайн-режиме, осуществляется работа с электронными учебными программами, сайтами и т.д.
  • Круглый стол, проводимый в форме дебатов или дискуссии – групповой вид метода, предполагающий коллективное обсуждение и поиск решения поставленной проблемы. Осуществляется путем высказывания идей, мнений, предположений и т.п.
  • Деловые игры (имитационные, луночные, ролевые и т.п.). Один из наиболее популярных методов интерактивного обучения. Доступен для применения даже в начальных классах. В процессе игры учащиеся играют определенные роли, согласно поставленной ситуации.
  • Аквариум – является одной из разновидностей деловой игры. По своему содержанию и проведению напоминает реалити-шоу. Суть состоит в том, что педагог задает определенную проблемную ситуацию, 2-3 участника ее обыгрывают, остальные наблюдают и анализируют. Анализу подвергаются не только действия, но и те варианты, которые были предложены для решения проблемы.
  • Метод проектов. Данный метод предполагает самостоятельную подготовку проекта, по определенной теме, и его последующая защита перед другими учащимися.
  • BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Замечание 2

Все интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься в готовом виде. Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Методы и приемы интерактивного обучения

IQsha

Возраст: сервис рассчитан для дошкольников 2-7 лет и учеников 1-4 классов.

Цель: всестороннее развитие детей разных возрастов в игровой занимательной форме. Интерактивные упражнения позволяют эффективно подготовить ребят к школе и закрепить знания учеников 1-4 классов по основным предметам. Предусмотрена система мотивации в виде медалей, кубков и дипломов, которые можно распечатывать, а также игровых квестов. Кроме этого, на почту приходят еженедельные домашние задания-распечатки для отработки знаний офлайн. 

Цена: абонементы от 3990 рублей на 6 и 12 месяцеви тариф «Вечный». Действует система скидок.

Мобильное приложение: для iOS и Android с возможностью занятий без интернета.

Недостаточное использование интерактивных методов

К сожалению, интерактивные методы обучения пока недостаточно используются в работе с дошкольниками. На это есть некоторые причины (по А. Кононко):

  • привычка многих воспитателей использовать в работе объяснительно-иллюстративные, монологические методы, проявлять конформизм, беспрекословно подчиняться требованиям и принципам других;
  • недоверие определенной части педагогов к инновационным диалоговым методам, опасения их;
  • дефицит опыта их эффективного применения, активного самоопределения, принятия ответственных решений, предоставление преимуществ кому-то (чему-то);
  • опасение выглядеть в глазах других «белой вороной», смешной, беспомощной, неумелой;
  • заниженная самооценка, чрезмерная тревожность педагогов;
  • склонность к чрезмерной критике;
  • неумение быстро переключаться, приспосабливаться к новым условиям и требованиям;
  • несформированность педагогической рефлексии, способности объективно себя оценивать, соотносить свои возможности, желания с требованиями времени.

Необходимость внедрения в образовательный процесс интерактивных методов очевидна, поскольку:

  • сегодня, как никогда ранее, повышаются требования к обновлению дошкольного образования воспитанников;
  • происходит дифференциация и индивидуализация образования дошкольников;
  • изменяются требования к качеству дошкольного образования, ее оценка не только за уровнем знаниевой подготовленности, но и элементарной жизненной компетенции выпускников ДОУ, их способности применять знания в собственной жизни, постоянно их обновлять и обогащать.

Классификация интерактивных методов обучения

  1. метод проектов, который зиждется на научной составляющей деятельности, где обучающийся учится ставить задачи и искать ключи к их решению. В данном методе также учащийся вырабатывает навык видения и распознавания актуальной проблемы для проекта, приобретая тем самым полезный опыт в деятельности подобного рода, которая станет со временем гораздо серьезнее и более востребованной;
  2. кейс-метод. Он заключается в даче и последующем разборе учащимися какой-либо неоднозначной ситуации, для решения которой нужно привлечь весь существующий багаж приобретенных знаний и найти и усвоить что-то из нового. Причем материал к поиску решений поставленных задач данного метода может находиться в совершенно разных областях и сферах науки, СМИ и пр.;
  3. исследовательский метод, различающийся от предыдущих тем, что он целиком и полностью нацелен на научную сторону процесса изучения предмета или явления. В отличие от проекта он не настолько объемный, хотя в исследовании, принадлежащим этому методу необходимо также пошагово оформлять пути и способы изучения и результаты работы;
  4. дискуссии, состоящие, как правило, из полилога на проблемную тему и коллективного поиска путей ее решения. Этот метод помогает вырабатывать, помимо исследовательских, также навыки беседы и другие необходимые навыки.

Кроме данных подметодов, в интерактивные методы и формы обучения входит: «мозговой штурм», игровые методики, различные тренинги, ролевые и деловые игры и многое другое.

Безусловно, в использовании активных и интерактивных методов обучения существуют и недостатки, которые возникают или могут возникнуть в последующем у поколения, выросшем на данной системе образования. И заключаются эти недостатки в отказе от традиционных форм усвоения знаний, так как с помощью них всегда хорошо усваивается теория и азы различных ЗУНов. При этом неоспорим и тот факт, что подобные инновационные методы обучения имеют ряд преимуществ, действительно способствующих развитию личности. Впоследствии, может быть, станет возможным органичное слияние двух подходов к обучению: традиционного и инновационного, включающего два описанных выше метода. Пока же мы наблюдаем только вытеснение одного метода другими.

Как интерактивные методы применяются в онлайн-обучении

Интерактивное обучение в цифровой среде может применяться в двух формах. Первая — перенос в онлайн взаимодействия между людьми. Например, та же групповая дискуссия может проходить на платформе для видеоконференций. Провести мозговой штурм можно с помощью виртуальной доски, обычного или пространственного чата, а дистанционную работу над проектом организовать, используя трекер задач.

Второй вид взаимодействия происходит между учащимся и интерактивным инструментом — средством обучения, которое реагирует на действия пользователя и даёт обратную связь. Правда, характеристика «интерактивный» в этом контексте стала настолько размытой, что может обозначать и презентацию, в которой ученик кликом переключает слайды, и VR-симуляцию.


Фото: Stockbusters / Shutterstock

Георгий Аствацатуров, руководитель научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии, ссылаясь на зарубежных исследователей, называет три уровня интерактивности мультимедийных технологий:

  • Реактивное взаимодействие — у пользователя очень ограниченные возможности управлять программой, а информация ему подаётся в заданном порядке. Это может быть, например, слайдовый курс или простой электронный учебник.
  • Активное взаимодействие — пользователь контролирует программу: он сам решает, в какой последовательности получать контент и выполнять задания, определяет объём и темп изучения материала. Пример такого взаимодействия — работа с базами знаний и онлайн-энциклопедиями, обучение на образовательных платформах, предполагающих самостоятельный выбор учебной траектории.
  • Обоюдное взаимодействие — пользователь и программа взаимно воздействуют друг на друга и дают обратную связь в реальном времени. Такую степень интерактивности можно встретить в игровых тренажёрах, симуляторах в виртуальной реальности и так далее.

Технологии VR и AR в своё время были вершиной интерактивности в электронном обучении, позволяя проводить эксперименты в виртуальных лабораториях и отправляя учащихся на экскурсии в космос или другие исторические эпохи. Сейчас, вероятно, революцию совершает ИИ — в частности, большие языковые модели, способные по-настоящему беседовать с пользователем. Уже сегодня такие нейросети применяют в интерактивном обучении — например, для тренировки софт-скиллов в реалистичных диалогах.

Классификация активных методов обучения

Имеются разнообразные классификации подобных методов. Мы рассмотрим только несколько из существующего огромного перечня. Наиболее интересная и подробная классификация была составлена Смолкиным А.М. Сперва он разделяет активные методы на имитационные и неимитационные. Эти названия говорят сами за себя. Имитационные предполагают воспроизведение какой-то ситуации, ее симуляции для того, чтобы познакомить с нею обучающихся. В основе их, как мы понимаем, лежит игровое начало. Исходя из этого имитационные методы подразделяются на игровые и неигровые.

К первым относится:

  • деловая игра,
  • имитация разнообразных педагогических ситуаций,
  • выполнение педагогических задач,
  • инсценировка различной деятельности.

Неигровые методы включаются в коллективной мыслительной деятельности и работе по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

К неимитационным видам активных методов относятся различного вида лекции:

  • проблемная,
  • поисковая,
  • лекция с запланированными ошибками,
  • «лекция вдвоем»,
  • пресс-конференция,
  • эвристическая беседа,
  • лабораторные работы,
  • учебные дискуссии,
  • самостоятельная работа с литературой,
  • семинар.

Тестирование тоже относят к активным методам обучения неимитационного подвида.

Иные же подразделения существующих методов обучения основаны на разделении по различным типам: например, по типу деятельности участников, который может являться совершенно непредсказуемым и оригинальным – все зависит от характера предмета и действия выбранного учителем (преподавателем).

Классифицируют также по численности участников.

В классификации по месту проведения выделяют следующие:

  • аудиторные,
  • внеаудиторные,
  • выездные
  • экскурсионные.

А в классификации по принципу использования техники выделяют методы с использованием ЭВМ и без использования таковых.

Наполнение же этих методов и непосредственную их реализацию можно выполнять по любому принципу и признаку – все зависит от креативности педагога и его свободной ориентированности в подаваемом материале. В выборе игровых методов, которые непосредственно используют как активные методы обучения дошкольников, педагог, как правило, совсем не ограничен. Разнообразные полезные и интересные игры для детей он может придумывать сам.

Но подобные методы применяются не только в сфере дошкольного, школьного или ВУЗовского образования, но используются и в подготовке работников на различных предприятиях или в разнообразных существующих организациях, где необходимо как можно теснее работать с существующим коллективом и с людьми вне его. Помогают в этом методы активного социально-психологического обучения, подразделяющиеся на дискуссионные (это и всем известный «мозговой штурм», и групповая работа по анализу ситуаций), игровые (дидактические, деловые, управленческие и другие игры) и социально-психологические тренинги, помогающие преодолеть личностные барьеры и комплексы, мешающие работе, карьерному и личностному росту, а также помогающие «влиться» в коллектив.

Исходя из всего вышеизложенного, можно с уверенностью заключить, что методы активного обучения применяются на протяжении всего длительного процесса становления успешной личности, адекватной требованиям информационного века.

Интерактивные игры, их роль в развитии и обучении детей дошкольного возраста

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: