Задержка развития у детей

Картотека коррекционно -развивающих игр и упражнений для детей 5-7 лет с зпр.

Введение

Память в раннем возрасте – одна их центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. Мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью, так как мыслить для ребенка – значит вспоминать, т.е. опираться на свой прежний опыт, на его видоизменения. В самом раннем возрасте мышление обнаруживает самую высокую корреляцию с памятью, потому как развивается в непосредственной зависимости от нее.

Определение понятий у ребенка основано на воспоминании – ребенок дает сжатый очерк воспоминаний, которые воспроизводят предмет. Следовательно, предметом мышления при обозначении понятия для ребенка является не столько логическая структура самого понятия, сколько воспоминание. Конкретность детского мышления, его синкретический характер – другая сторона того же факта, заключающегося в том, что детское мышление, прежде всего, опирается на память.
Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом.
Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы; в свою очередь, нарушения деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.
Низкий уровень развития мышления неблагоприятно влияет на качество запоминания, а недостатки памяти отрицательно сказываются на развитии мыслительной деятельности, таким образом, это взаимосвязанные процессы, состояние одного непременно сказывается на состоянии другого.
Анализ характера развития детских представлений и детской памяти в раннем возрасте относится к анализу значений слов. Но исследования в этой области говорят о том, что связи, стоящие за словами, в корне отличаются у ребенка и у взрослого; образование значений детских слов построено иначе, чем представления взрослых и их значения слов взрослых. За всяким значением слов – и для ребенка, и для взрослого – скрывается обобщение, однако их отличие в том, что способ, с помощью которого ребенок обобщает вещи, отличается от способа, которым обобщает вещи взрослый. В частности, способ, характеризующий детское обобщение, находится в непосредственной зависимости от того, что детское мышление всецело опирается на память.
Таким образом, детский опыт и непосредственное его влияние, документируемое в памяти, прямо определяют всю структуру детского мышления на ранних этапах развития. Не мышление, в частности, абстрактное, а именно память является определяющим моментом в начале развития ребенка.
На протяжении детского развития происходит перелом, и решающий сдвиг наступает в подростковом возрасте. Исследования памяти этого возраста показали, что к концу детского развития межфункциональные отношения памяти изменяются в противоположную сторону: если для ребенка раннего возраста мыслить – значит вспоминать, то для подростка вспоминать – значит мыслить. Та самая зависимость, которая определяла комплексный характер мышления в раннем возрасте, в дальнейшем изменяет этот характер.

Пониженная готовность ребенка с ЗПР к обучению в школе

Определение 1

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального ритма формирования основных психических процессов и функций, приводящее к общему недоразвитию организма, снижению работоспособности и замедлению темпов освоения основных видов деятельности.

ЗПР ведет к нарушению функционирования нервных процессов и слабому соматическому здоровью. Это негативно сказывается на умственном развитии ребенка и усложняет процесс развития его познавательной сферы.

В период дошкольного возраста осуществляется формирование основных психических функций организма, которые отвечают за социальное развитие ребенка и освоение им основных видов деятельности. Ребенок начинает познавать окружающий мир, формируется его речь и мыслительные операции. Все эти функции необходимы ребенку для его полноценного развития в настоящее время и в будущем, а также для подготовки к учебному процессу.

Подготовка к школе – важный этап дошкольного развития ребенка. Он ориентирован на его успешное вступление в новую фазу развития и сглаживание процесса адаптации.

Огромное воздействие на уровень готовности ребенка к обучению в школе оказывают психические параметры его развития. При равных условиях организации воспитательного процесса, подготовка к школе приводит к разным итогам для каждого отдельного ребенка.

Поскольку, ЗПР непосредственно связана с нарушением психических процессов организма, то готовность дошкольника с ЗПР к школьному обучению, в большинстве случаев, оказывается на заниженном уровне. Это обусловлено рядом обстоятельств и условий развития дошкольника с ЗПР. К ним относятся:

Отсутствие коррекционного обучения. Если на дошкольном этапе развития ребенка не предоставить ему должного обучения: специальные коррекционные программы, методы и технологии, то высока вероятность развития неблагоприятных вариантов становления личности дошкольника и формирования его мыслительной деятельности.
Социальная обстановка. Как правило, реакция окружающих на особенности развития личности ребенка, в большинстве случаев, является неадекватной. Это приводит к тому, что дошкольник испытывает к социуму неприязнь, закрывается от него или, напротив, вырабатывает агрессивное поведение. Для нормального развития дошкольника с ЗПР должны быть созданы соответствующие коррекционные условия.
Отсутствие ведущей деятельности дошкольника. Для нормального развития ребенку с ЗПР требуется организовывать полноценную, адекватную его возрасту, деятельность. Это разные виды игры, совершенствующиеся и развивающиеся по мере роста и развития ребенка.
Нарушения работы нервной системы. Они ведут к нарушению в функционировании мыслительных операций, что усугубляет подготовку ребенка к познавательной деятельности.
Общее соматическое состояние здоровья ребенка

Оно влияет на своевременность развития отделов головного мозга, отвечающих за различные операции: память, внимание, речь и т.д.

Замечание 1

Таким образом, ребенок с ЗПР испытывает сложности с подготовкой к школьному обучению, обусловленные особенностями развития его психических процессов и условиями жизнедеятельности.

Обеспечить оптимальный уровень готовности ребенка 6-7 лет к школе возможно при построении адекватной, индивидуальной системы коррекционного развития дошкольника, основанной на построении благоприятной социальной среды для воспитанника и выборе оптимальных коррекционных методов и средств воспитательного воздействия.

Общая характеристика мнемической деятельности

Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Благодаря памяти, человек имеет возможность овладевать опытом прошлых поколений, применять свой личный опыт в практической деятельности, расширять и углублять имеющиеся знания, совершенствовать навыки и умения.

Физиологической основой памяти является образование временных связей в коре головного мозга, способных актуализироваться под воздействием различных раздражителей.
К основным процессам памяти относятся:

  • запоминание,
  • сохранение,
  • воспроизведение.

Основные характеристики

  • объем и скорость запоминания,
  • прочность и длительность сохранения,
  • точность и полнота воспроизведения.

запоминание

  • кратковременную (оперативную) и
  • долговременную.
  • вербальную (словесную) память;
  • образную память (представления);
  • двигательную память и
  • эмоциональную память.
  • зрительную,
  • слуховую,
  • осязательную и
  • обонятельную память.
  • непроизвольно (непреднамеренно) и
  • произвольно (преднамеренно).

объем.ЗабываниепроизвольногоНепроизвольноеВоспроизведение

  • непроизвольным (непреднамеренным) и
  • произвольным (преднамеренным),

избирательность

  • полнота,
  • точность
  • последовательность.

Интеллектуальные игры для детей группы компенсирующей направленности (ЗПР) 5-8 лет.

Блинова О.А.учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад комбинированного вида № 1

Интеллектуальные игры для детей группы компенсирующей направленности (ЗПР) 5 – 8 лет.

Лексическая тема Старшая группа Подготовительная группа

Первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Деревья.

Кустарники. «Все по домам!»

Дидактическая задача. Учить детей находить целое по его части.

Игровое правило. Бежать к своему «домику» по сигналу педагога.

Материал. Листья деревьев по количеству детей.

Ход игры. Педагог раздает листья и говорит детям.

Дети, давайте представим, что мы пошли в поход. Каждый отряд поставил палатку под каким-либо деревом. У вас в руках листья от дерева, под которым ваши палатки. Мы гуляем, но вдруг пошел дождь. По сигналу: «Все по домам!», бегите к своим палаткам, становитесь рядом с деревом, с которого у вас лист. Ребенку предлагается сравнить свой лист с листьями дерева, у которого он стоит.

«Деревья, плоды, листья»

Дидактическая задача. Познакомить детей с разновидностью деревьев; учить различать листья и плоды; упражнять в образовании относительных прилагательных.

Материал. Карточки с красными рамками обозначают деревья (клен, береза, липа, осина, тополь, рябина). Карточки синими рамками обозначают плоды и листья.

Ход игры. Дети, подберите листья и плоды к соответствующим деревьям. У дуба лист какой? (Дубовый). Ветка какая? (Дубовая).

«Загадайте, мы отгадаем»

Дидактическая задача. Учить детей описывать дерево и узнавать его по описанию.

Игровое действие. Рассказать о дереве, не глядя на картинку.

Материал. Картинки, на которых изображены береза, рябина, дуб, клен, липа, ель, сосна.

Ход игры. Две команды детей. Первая команда выбирает дерево и рассказывает о нем. Вторая команда угадывает его. Затем меняются ролями. «Лиственные и хвойные деревья»

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать деревья разных видов; узнавать лиственные и хвойные деревья.

Игровое действие. Называние. Объяснение.

Материал. Предметные картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев.

Ход игры. Рассмотрите с детьми картинки. Попросите показать и назвать деревья. Затем еще раз назвать лиственные деревья; почему они так называются, что общего в их строении. Также рассматриваются хвойные деревья. Потом педагог перемешивает все картинки; дети делятся на две команды. Одна команд собирает картинки с хвойными деревьями, другая – картинки с лиственными деревьями. В конце дети называют все деревья и объясняют свой выбор.

«Выбери слово»

Дидактическая задача. Учить детей согласовывать прилагательные с существительными.

Игровое действие. Называние. Объяснение.

Материал. Предметные картинки с изображением дуба, клена, березы, осины, рябины, тополя.

Ход игры. Покажите детям картинки. Предложите вспомнить названия деревьев. Предложите выбрать сначала те, про изображения которых можно сказать «высокая», затем «высокий».

Предложите детям составить предложения со словосочетаниями.

«Узнай, о чем я говорю»

Дидактическая задача. Учить детей угадывать предмет по описанию.

Игровое действие. Отгадывание.

Материал. Предметные картинки: ель, дуб, береза, ива, осина.

Ход игры. Предложите детям, глядя на картинки, догадаться о каком растении вы говорите. Стойкая, зеленая, колючая. (Ель). Могучий, развесистый, крепкий. (Дуб). Стройная, высокая, кудрявая. (Береза).

2.2. Анализ результатов

Все дети с удовольствием шли на контакт, проявляли интерес к заданиям и выполняли их. Отказов от задания не было. Проведение диагностической методики не составило труда, за указанное время дети не успевали переутомиться, работоспособность всех детей достаточно высокая. Двигательной расторможенности не наблюдалось.

По результатам методики «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена (Прил. 3) было выявлено, чтони у одного ребенка не наблюдается очень высокого и высокого уровня развития мышления, для 7 детей (А.В., Р.А, С.Т, Л.Р., Н.Е., Ю.И, А.Н.) характерен средний уровень, у остальных же (К.К, Р.У., В.А.) – низкий уровень, очень низкого уровня развития мышления ни у кого не найдено (Рис. 1).

Список литературы

  1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л.Н. Блинова. – М.: НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
  2. Борякова, Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова
  3. Вильшанская, А.Д. Условия формирования приёмов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР / А.Д. Вильшанская // Дефектология. – 2005. — № 2. – С. 57-65.
  4. Жаренкова, Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции / Г. И. Жаренкова // Дефектология. – 1972. — № 5. – С. 29-35.
  5. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
  6. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие / В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
  7. Лубовский, В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. – М.: Академия, 2005. – 464 с.
  8. Лубовский, В.И. Обучение детей с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Т.А. Власова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 329 с.
  9. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития / В.Б. Никишина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 128 с.
  10. Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии / М.С. Певзнер, Т.А. Власова. – М.: Просвещение, 1973.
  11. Переслени, Л. И. Особенности вероятного прогнозирования у детей в норме и патологии / Л. И. Переслени // Вопросы психологии. – 1976. — № 2.
  12. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия / под ред. О.В. Защиринской. – СПб., 2004. – 432 с.
  13. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия / С.Г. Шевченко. – СПб., 2002.
  14. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова. – СПб., 2004.
  15. Ульенкова, У.В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / У.В. Ульенкова. – СПб., 2004.
  16. Шипицина Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста / Л.М. Шипицина. – СПб.: РЕЧЬ, 2008. – 48 с.
  17. Венгер Л. А. Основные закономерности психического развития ребенка: Дошкольное воспитание / Венгер, Мухина. — 1973 № 5 с 29—38-№ 6, с. 32—39.
  18. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. – Т. 2. —361 с.
  19. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т., т.3: Проблемы развития психики, т.4: Детская психология, т.5: Дефектология / Л.В. Выготский. – М.Педагогика.
  20. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / Мухина. — М., 1999 г.
  21. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. М., 1998. – 488 с.
  22. Назарова Н.М. Специальная педагогика / Назарова. М., 2002г.
  23. Петрова В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / Петрова В. Г., Белякова И. В — М., 1988.
  24. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. – 624с.
  25. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998. -160 с
  26. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика / Пузанов. — М., 1998г.
  27. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии /Рубинштейн. — М., 1973.— 416 с.
  28. Специальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.:Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
  29. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Стребелева. — М., 2004. – 184 с.
  • Формы и методы розничной продажи товаров.
  • История возникновения и развития языка программирования Си (С++) и Java (История создания языка программирования C)
  • Психологические факторы, влияющие на принятие решения (Характерные особенности решений в менеджменте)
  • Детско-юношеская спортивная школа как система спортивного образования
  • Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Управление товарными потоками
  • Создание сайта по интересам
  • Отраслевые особенности предпринимательства в отрасли продаж легковых автомобилей
  • Бизнес-планирование стартап-проекта TECHBRAIN
  • Анализ реализованных инновационных проектов.
  • Демографическое прогнозирование
  • Специфика физкультурно-спортивной работы с детьми различного социального уровня
  • разработка и реализация конфигураций на базе 1с: предприятие 8.3 для тОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Картотека игр и упражнений для детей с ЗПР

Дидактический материал:

бубен, колокольчик.

Описание задания.

Во время звучания бубна ребенок дол­жен ходить по комнате, во время звучания колокольчика – бегать по ней.

«Бубен, колокольчик, дудочка»

Цель:

развитие активного внимания, умения соотно­сить свои действия со звучанием нескольких разных ин­струментов.

Дидактический материал:

бубен, колокольчик, дудочка.

Описание задания.

Вовремя звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика – бегать по кругу в противоположном на­правлении, а во время звучания дудочки – стоять на месте.

«Пульс»

Цель:

обучение способности: концентрировать вни­мание на ощущениях своего тела.

Дидактический материал:

секундомер или часы.

Описание задания.

Попросить ребенка лечь, закрыть глаза, положить руку на пульс и вслушаться в звуки «внутри себя». Можно попросить ребенка сосчитать количество ударов пульса за 1 мин.

«Узор»

Цель:

развитие слухового внимания.

Дидактический материал:

тетрадный лист в клеточку, ка­рандаш.

Описание задания.

Ребенок под диктовку воспитателя рисует узор.

Вариант задания.

Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две кле­точки вверх и так до конца строчки.

«Выложи кружочки»

Цель:

увеличение объема внимания.

Дидактический материал:

два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета.

Описание задания.

Воспитатель выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в тече­ние 10 мин запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются. Ребенку предлагается второй на­бор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил воспитатель. Повто­рить 2 – 3 раза.

«Погода»

Цель:

развитие умения переключать слуховое внима­ние, выполнять действия согласно показанной картинке.

Дидактический материал:

картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт.

Описание задания.

Воспитатель: «Сейчас ты пойдешь гу­лять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко(По­казывает картинку с изображением солнышка.) Можешь собирать ягоды. Но вдруг погода может испортиться. Пойдет дождь. Ты должен сразу, как увидишь картинку с тучкой, прибежать ко мне и спрятаться под зонтик, который я буду держать». Упражнение выполнить 5 – 6 раз.

«Мышка – птичка»

Цель:

обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструк­ции. Описание задания

Описание задания.

Воспитатель называет слово «мышка». Ребенок, услышав это слово, должен присесть на корточ­ки. Услышав слово «птичка», ребенок должен встать и помахать руками. Затем взрослый выполняет действия, не соответствующие словам «птичка» и «мышка», т.е. мешает ребенку правильно выполнять инструкцию

Ребе­нок должен сосредоточиться только на словесной инст­рукции и не обращать внимание на помехи

Варианты развивающих игр для детей с ЗПР

Положительный результат способны принести игры, которые направлены на одновременное развитие нескольких направлений психики. Задания должны быть простыми, разнообразными и интересными. 

«Повторяй за мной»

Главная цель – развить активное произвольное внимание. 

Суть игры: дети встают в круг, в центре находится взрослый, который выполняет определенные движения. Главная задача – как можно более точно повторить все, что сделал водящий.

«Угадай звук»

Цель – развивать восприятие и слуховое внимание. Для ее достижения понадобятся предметы, издающие различные звуки, это могут быть свистки, погремушки, карандаши, детские музыкальные инструменты и т.д. . Суть: взрослый показывает детям предмет и демонстрирует его звучание

Затем ребята закрывают глаза, а водящий издает те или иные звуки определенным предметом. Задача игроков – отгадать, на чем «играл» педагог. 

Суть: взрослый показывает детям предмет и демонстрирует его звучание. Затем ребята закрывают глаза, а водящий издает те или иные звуки определенным предметом. Задача игроков – отгадать, на чем «играл» педагог. 

«Летает или не летает»

Цель – развитие внимания, умения выделять основные особенности, признаки предметов. 

Суть: взрослый по очереди называет предметы (бабочка, стол, птица, лодка, собака, муха, ложка и пр.), а игроки должны определить, летает вещь или нет. Если летает, дети машут руками, если нет, руки нужно опустить. 

Варианты игр с эмоциональным взаимодействием

Для достижения максимального эффекта от подобных игр необходим близкий контакт и доброжелательная атмосфера, особую роль играет речь взрослого – она должна быть ласковой и спокойной, преисполненной похвалы. Приветствуются легкие поглаживания спины, рук, едва уловимые касания.

«Догонялки»

Участвуют 3-4 человека, водит взрослый или любимая игрушка. Вначале игрушка «приходит в гости к детям» и знакомится с ними, здороваясь за руку или поглаживая. Затем ведущий предлагает поиграть в догонялки. Задача детей – убегать и прятаться (для этого они должны самостоятельно найти укромное место)

Если ребенка нашли, важно проявить радость от этого, продемонстрировать положительные эмоции и передать их малышам

«Бери, бросай, дай, кати»

Главная цель – установить контакт с игроком и побудить его к выполнению команд.

Суть: на стол выкладываются игрушки, ведущий произносит какую-либо команду и показывает, как она выполняется. Затем он повторяет эту команду, но выполнить действие должен ребенок. Пример: нужно взять в руки мячик и подпрыгнуть, взять куклу и присесть и т.д.

Варианты подвижных игр для детей с ЗПР

Цель таких игр – развитие внимания и скорости реакции, обучение взаимодействию с другими участниками процесса.

«Совушка»

В идеале понадобятся маски: совы – для ведущего и мышей – для деток. Желательно музыкальное сопровождение.

Суть: ведущий командует «День!», дети при этом бегают и прыгают под музыку по площадке, сова же спит в своем домике. Как только ведущий скажет: «Ночь!», музыка должна затихнуть, а дети-мышки – присесть и замереть, поскольку на сцене появляется сова. Если «мышка» пошевелилась, «сова» подлетает и забирает ее в свой домик. Побеждает тот игрок, который продержался без движения дольше всего.

Заключение

Развитие детской памяти должно быть изучено не столько в отношении изменений, происходящих внутри самой памяти, сколько в отношении места самой памяти в ряду других функций. В раннем детском возрасте память является господствующей функцией, определяющей тип мышления, и переход к абстрактному мышлению приводит к иному типу запоминания.

Несмотря на наличие значительного круга нарушений, дети с ЗПР обладают достаточно высокими потенциальными возможностями интеллектуального развития. При целенаправленной коррекционной работе им можно привить необходимые навыки мнемической деятельности, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающееся у них недоразвитие процессов памяти. Сердцевиной коррекционных мероприятий является формирование у детей специальных приемов запоминания, т.е. развитие у них логической памяти

Другое важное направление – обучение детей правильной организации повседневной учебной деятельности, формирование у них прилежания и аккуратности, что позволяет преодолевать свойственные им импульсивность и неумение сосредоточивать свое внимание.
Анализ проведенных исследований приводит к выводу о том, что изучение памяти позволяет получить данные, которые могут существенно дополнить картину особенностей личности и мышления детей. Такие данные оказываются полезными и при диагностике аномального развития, в том числе при дифференцировании задержки психического развития от легких степеней умственной отсталости

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: