Взросление на спектре: переходный возраст и пубертат у людей с рас

Что такое расстройство аутического спектра (рас) у детей

Причинение вреда самому себе

В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.

  • Может вырывать у себя волосы клочьями
  • Может сильно стучать головой о твердую поверхность (пол, стены)
  • Царапать и отдирать кожу и раневые поверхности (корочки)
  • Может кусать себя

Нарушение чувства опасности

Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности

В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт. Это поведение тоже встречается не очень часто, многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны

Если же у ребенка чувство опасности снижено, то за ним нужно очень внимательно наблюдать: такое поведение может приводить к серьезным травмам.

Почему людям с аутизмом трудно вести разговор

Много тренировок и практики могут определенно улучшить беглость и мастерство в речи. Но очень немногие люди с РАС становятся настолько свободными в разговорных навыках, что звучат и кажутся абсолютно обычными. Есть также некоторые проблемы, которые на самом деле могут быть вызваны обучением социальным навыкам. Вот некоторые из проблем, с которыми сталкиваются Ваши собеседники, имеющие РАС:

Мозг многих людей с РАС не обрабатывает услышанную речь так же быстро, как у их нормотипичных сверстников. В результате им может потребоваться больше времени, чтобы понять смысл услышанного, придумать соответствующий ответ, а затем произнести его. Большинство разговоров протекает быстро, и поэтому люди с РАС часто не в состоянии поддерживать беседу.

Большинство людей с РАС испытывают трудности с отличием сарказма или юмора от констатации фактов. Такие же трудности обстоят с пониманием абстрактных идей и идиом. В результате, скорее всего, их ответ будет не по делу — если только говорящий не пояснит, что имеет ввиду.

Люди с аутизмом часто говорят с другим ритмом, просодией и/или громкостью, чем их нормотипичные сверстники. Таким образом, даже если сами слова уместны, они могут звучать плоско, громко, мягко или как-то еще иначе.

Нет ничего необычного в том, что люди с аутизмом планируют заранее свои разговоры. Другими словами, они могут заимствовать фразы из телевизора, видео или даже из групп развития социальных навыков или социальных историй. Эта стратегия позволяет им быстро реагировать соответствующим ответом — но когда кто-то узнает фразы, взятые из Губки Боба или Лунтика, это может вызывать конфуз.

В некоторых случаях люди с аутизмом могут зацикливаться на повторении одной фразы. Поэтому вполне обычный вопрос («Когда мы будем ужинать?», например) может превратиться в припев, когда этот вопрос монотонно задается снова и снова.

Люди с аутизмом часто чрезмерно сосредоточены на своих узконаправленных интересах. В результате они могут применять разговорные тактики в качестве «клина», чтобы создать возможность подробно поговорить о своей любимой теме («Кто твой любимый персонаж Диснея? А моя-Белль. Белль-француженка, и она…»). Это нормально в некоторых ситуациях, но часто это может раздражать собеседников.

Обучение социальным навыкам, хотя оно полезно, может также создать недопонимание относительно того, как уместно применять выражения и язык тела в различных ситуациях. Например, рукопожатия — уместны в формальных ситуациях, они редко уместны в группе детей. И хотя вопрос «Как прошли твои выходные?” — вполне обычен в офисе, он не очень уместен на игровой площадке.  

Некоторые социальные навыки настолько чрезмерно подчеркиваются терапевтами, что это приводит к странному поведению

Например, хотя и важно поддерживать зрительный контакт со своим собеседником, по крайней мере секунду или две, чрезмерно интенсивный зрительный контакт может вызвать дискомфорт у большинства людей. Не смотря на старания терапевта правильно научить нужному навыку, люди с РАС не всегда способны управлять новыми или нехарактерными им навыками адекватно

И, либо научаются этому постепенно, либо так и остаются неестественными, в зависимости от глубины их расстройства.

Мало кто из людей с аутизмом способен овладеть искусством устной речи до такой степени, чтобы она была неотличима от речи их сверстников. Однако, большинство из них вполне способны развить хорошие разговорные навыки и, в большинстве случаев, успешно взаимодействовать в различных ситуациях. Для большинства людей с РАС ключом к успеху является сочетание методов терапии, видеомоделирования, современных неврологических методик развития мозга и большого количества практики.

Как вовлечь аутичного ребенка в игру?

Сотрудники лаборатории доктора психологии и сооснователя Центра исследований аутизма при Калифорнийском университете Конни Казари (Kazari Lab) провели интересное исследование. Его целью было выяснить, какой тип вмешательства наиболее эффективен для вовлечения детей с РАС в игру на детской площадке. В нем принимали участие дети в возрасте от 4 до 9 лет, обучающиеся в инклюзивных группах. Сравнивались следующие виды вмешательства:

  • Сопровождение аутичного ребенка тьютором, который обучает его игровым навыкам и вовлекает во взаимодействие с нейротипичными сверстниками во время перерывов или прогулок (этот вид вмешательства наиболее распространен).
  • Вовлечением ребенка в игру с РАС занимаются сверстники, прошедшие специальное обучение.

Результаты оказались впечатляющими: каждый раз, когда во вмешательстве участвовали сверстники, показатели вовлеченности аутичных детей были очень высокими. Еще один любопытный вывод: даже если у аутичного ребенка в группе был друг, то такой ребенок оказывался вовлечен в коллективную игру наравне с другими детьми с РАС, у которых друзей не было.

Особенности восприятия – обостренная чувствительность

Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности.

Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов. По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.

  • Может демонстрировать неприятие всего нового или редкого, например, свечей на именинном пироге или шариков
  • Ребенок может не переносить прикосновения к коже (сопротивляться раздеванию или мытью)
  • Может не переносить прикосновения к голове и волосам, которые неизбежны при стрижке и мытье волос
  • Может не переносить музыку
  • Может иногда казаться глухим, не вздрагивать и не оборачиваться на громкие звуки, но в другое время реагировать на обычные или слабые звуковые раздражители
  • Может не переносить обычные домашние запахи, особенно бытовой химии
  • Может отказываться переодеваться или вообще надевать любую одежду, кроме нескольких определенных вещей
  • Может отказываться от ремней безопасности в детском кресле машины

Индивидуальная коррекционная программа по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Ребенок 4,5 года, РДА.

Детский сад посещает с 4 лет. Воспитывается в неполной семье

Мама с заботой и вниманием относится к ребенку. Регулярно возит на лечение

Данных об отклонениях в физическом здоровье не имеется. Раннее развитие — по возрасту.

У ребенка отмечается значительная неравномерность в развитии, отставание в формировании основных психических функций. Нарушена произвольная концентрация внимания, его целенаправленность.

Мальчик мало заинтересован в контактах с другими людьми. Редко проявляет инициативу в общении (подходит к взрослому и использует его как инструмент, чтобы достать нужный предмет). На собственное имя ребёнок откликается редко. На поручения, команды взрослого чаще не реагирует. Очень любит различные музыкальные инструменты. Большую часть времени, находясь в группе, занят различными аутостимуляциями: бегает, «поёт» и громко кричит, хватает различные предметы и разбрасывает их, любит мерцание света и цвета перед глазами; может периодически проявлять агрессию к детям (толкает).

Не любит носить обувь. У мальчика снижена болевая чувствительность, при этом он может наносить себе травмы (до крови кусает и рассасывает верхнюю губу). Настроение переменчивое от уравновешенного до вспышек агрессии сопровождающихся громким плачем. Очень возбудим и эмоционально лабилен, может неожиданно, без причины начинать сильно плакать или смеяться. Зрительный контакт не устанавливает. К тактильному воздействию практически равнодушен.

Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности кратковременный (5мин). Мышление наглядно-действенное. Способен собирать коробку форм и доску Сегена, действуя для простых форм методом зрительного соотнесения, для сложных-методом проб и ошибок. Пирамидку собирает без учета величины колец. Навыки соотнесения и различения не сформированы (инструкцию «Дай такую же» не выполняет).

Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные.

Ребенку практическине доступны простые классификации, обобщения. Работа с простыми контурами затруднена. Цвета соотносит с многочисленными ошибками. Хорошо развито зрительное восприятие и память.

Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает манипуляция с одними и теми же игрушками.

Общая координация движений снижена, мелкая моторика развита недостаточно.

Понимание речи частичное,на обиходно-бытовом, ситуативном уровне.

Экспрессивная речь представлена постоянными вокализациями, среди которых могут мелькатьзвукосочетания, похожие на обрывки слов и фраз. Однако для коммуникации он их не использует. Имеется жест прощания (пока!)-машет рукой по просьбе матери.

В целом способность к подражанию практически не развита.

Базовые учебные действия у ребенка не сформированы

Он не может достаточное для занятия время находиться за столом, концентрировать внимание на педагоге и материалах. Игровая деятельность представлена манипуляциями с предметами

В социальные игры типа пряток не играет. В предметно-практической деятельности — может «играть» на металлофоне, пианино, дудочке, любит облизывать и обнюхивать различные предметы. Может строить башню из кубиков, многократно раскладывать по порядку различные предметы и собирать их.

Математические представления не сформированы.

Ребенок самостоятельно пользуется туалетом, кушает ложкой, пьет из чашки. Однако в умывании, мытье рук, одевании-раздевании нуждается во взрослом (сам не умеет).

Мальчик нуждается в постоянном уходе и присмотре.

Организованность

Возможно, вы уже собрали много информации о вашем ребенке и об аутизме в целом. Организация документации и пометок о вашем ребенке поможет вам отслеживать реабилитацию ребенка и ее прогресс. Используйте простую систему, чтобы хранить всю информацию в одном месте. 

Контакты. Контактные данные врачей, педагогов и других специалистов, которые могут понадобиться в процессе реабилитации ребенка.

Расписания. Это напоминания и информация о датах. Вы можете вести расписание вручную, в блокноте или органайзере, или в приложении на смартфоне. В него можно включить данные:

  • о терапии и других назначениях;
  • о сроках начала и окончания тех или иных мероприятий.

Диагностика. Данный раздел включает медицинские документы и информацию о рецептах, если ваш ребенок принимает лекарства от каких-либо симптомов аутизма или других физических или психических заболеваний.

Терапия. Это раздел может включать информацию о методах лечения, коррекции и обучения, которые получает ваш ребенок. Кому-то может быть удобно сделать отдельный подраздел для каждого из них, например:

  • ESDM-терапия;
  • ABA-терапия;
  • логопедия;
  • эрготерапия;
  • сенсорная интеграция.

Индивидуальная программа обучения. В этот раздел включены документы, относящиеся к индивидуальной программе обучения вашего ребенка (для детей в возрасте от 3 лет). Сюда мы включили пример списка контактов, журнала звонков и еженедельного планировщика, чтобы вы могли повторять их и использовать по мере необходимости. Вы также можете обобщить успехи вашего ребенка в терапии и в школе с помощью титульных листов в каждом разделе.

Использование еженедельного планировщика. Недели и действия в этом планировщике могут отличаться от фактического ухода за вашим ребенком. Это нормально, ведь все дети разные. Ваши планы зависят от таких аспектов, как:

  • возраст вашего ребенка;
  • симптомы вашего ребенка;
  • место проживания;
  • сколько времени требуется для получения диагностики и услуг.

Вы можете настраивать свой планировщик по мере необходимости, чтобы контролировать и удовлетворять потребности вашего ребенка. Выполните шаги, перечисленные для каждой недели. В процессе вы также можете добавлять свои собственные шаги и заметки.

1 неделя

Полная диагностика состояния ребенка 

Если ваш ребенок еще не прошел полную диагностику его состояния, вы можете запланировать ее, чтобы узнать как можно больше о сильных сторонах, проблемах и потребностях вашего ребенка в различных областях.

Диагностика аутизма вне больницы возможна. Есть опросники и диагностические методики, которые позволяют с точностью определить состояние ребенка – к ним относятся ADIR и ADOS-2. Обе методики проводятся только сертифицированными специалистами.

Мы также советуем уделить отдельное внимание обучению и коррекции состояния ребенка. С чего начать в этом вопросе? С определения соответствия норме имеющихся навыков у ребенка

Такую оценку можно провести со специалистом по ESDM или другим специалистом по раннему вмешательству. 

Нарушения в сфере коммуникации

Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты.

Вместо этого, они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят повзаимодействовать или указывают на них рукой мамы.

Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться.

Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

Итак, самые яркие симптомы в сфере коммуникации, на которые стоит обратить внимание:

  • Избегают контакта «глаза-в-глаза»
  • Автоматически повторяют слова, не обращенные к другим (эхолалии)
  • Используют «управляемую руку» взрослого

Чему инклюзия учит типично развивающихся детей?

Благодаря инклюзивному образованию типично развивающиеся дети учатся понимать и принимать особые потребности своих одногруппников, становятся более информированными, внимательными, ответственными, начинают больше уважать и ценить индивидуальность каждого ребенка

Опыт общения с аутичными сверстниками позволяет им выработать терпимость и сострадание, развить эмпатию (качество, очень важное для современного человека)

Необходимо помнить о том, что значимыми ролевыми моделями для типично развивающихся детей являются не только сотрудники детского сада, но и их собственные родители. Работа с ними играет важную роль в развитии инклюзивной модели образования. Администрация и сотрудники детского сада должны быть абсолютно открытыми и готовыми к обсуждению всех аспектов жизни коллектива и работы инклюзивных групп

Всех родителей детей, посещающих детский сад, следует заранее проинформировать об аутизме и его особенностях, важности и пользе инклюзии и о том, какие навыки могут приобрести их дети, когда учатся играть, дружить и общаться с детьми с РАС

Как детей с аутизмом учат общаться

У детей с аутизмом часто бывает задержка речи или «беспорядочная» речь. Они могут декламировать сцены из телевизора, не понимая их смысла, повторять фразы или издавать звуки, которые не имеют никакого значения. Большинство из них работают с логопедами и поведенческими терапевтами, чтобы научиться правильному произношению. Более продвинутых учат правильно и интерактивно использовать разговорную речь.

Терапевты и педагоги, специализирующиеся на развитии социальных навыков, также работают над речевыми и разговорными навыками. Например, некоторые из специфических навыков, которым они учат — как задавать вопросы и отвечать на них; как выбирать подходящие темы для разговора; как устанавливать зрительный контакт; как использовать и читать язык тела. Например, специалисты по социальным навыкам могут научить человека с аутизмом распознавать сарказм и юмор, наблюдая за выражением лица и положением тела собеседника.

Как нейротипичным детям рассказать об особенностях развития?

Детей лучше с самого раннего возраста информировать о различиях, которые делают нас уникальными. Можно начать с рассказа о физических / физиологических особенностях: например, люди бывают высокие и не очень, светловолосые и с темными волосами, кто-то любит вставать пораньше, а кто-то попозже и т.д. Различия в функционировании мозга точно такие же. У всех нас мозг устроен по-разному, и у всех нас есть разные сильные стороны и дефициты. Аутизм—это еще одна особенность развития, которая так же нормальна, как и любая другая.

Предоставление детям более специальной информации об аутизме — это следующий шаг. Рассказ о характерных для РАС особенностях позволит скорректировать заблуждения и опасения относительно этого нарушения. Очень помогают диалог и обмен знаниями с родителями аутичного ребенка. Большинство родителей детей с РАС готовы делиться своим опытом общения с аутичными людьми, рассказывать об особенностях своих детей, о том, как конкретно они проявляются.

Стоит отметить, что при этом далеко не все аутичные дети знают о своем диагнозе и особенностях, и задача специалистов — объяснить родителям, насколько это важно. Исследования показывают, что понимание и принятие своих особенностей позитивно влияют на самооценку ребенка и способствуют развитию у него способности справляться в трудных ситуациях

Чем более детализированными будут сведения об особенностях ребенка, тем лучше

Также важно, чтобы информация, которую получают дети, и навыки, которым их обучают, соответствовали их возрасту и коммуникативным способностям. Нужно объяснить типично развивающимся детям, почему у аутичного ребенка могут возникать трудности в определенных ситуациях

Это особенно важно, если у него есть повышенная сенсорная чувствительность. Можно предложить детям подумать о том, как они могут помочь своим сверстникам с аутизмом избежать сенсорной перегрузки. Например, если аутичному ребенку не нравятся громкие звуки, ребят в группе можно попросить не хлопать дверьми шкафчиков. Нужно объяснить им, почему поведение некоторых аутичных детей может выглядеть странно (например, взмахи руками или повторение звуков или фраз). Стоит рассказать, что такое поведение служит определенной цели — саморегуляции: оно помогает детям успокоиться, контролировать свои действия

Нейротипичные дети могут обсудить, что они делают сами в подобных стрессовых ситуациях: может быть, кто-то из них вертит в руках карандаш, трясет ногой или ерзает на стуле в попытке удержать внимание?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: