Консультация для педагогов «игровая деятельность детей»

Консультация для воспитателей «современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников» | контент-платформа pandia.ru

Сравнение традиционных и современных игр детей дошкольного возраста

В последнее время репертуар игр детей дошкольного возраста претерпел значительные изменения. Из обихода практически исчезли традиционные игры, изменилось и отношение детей к игрушке. Изменения коснулись игрового набора современного дошкольника и общим принципам организации окружающей его игровой среды.

Изменения связаны с тем, что значительно сократилось физическое пространство для организации игр в условиях города, а порой и сельской местности. Это приводит не только к территориальной разобщенности детей, но и разрыву между поколениями.

Деформации подвергается и детская субкультура, в которой отмечается обеднением репертуара детского фольклора, утраты устных текстов и существенным изменением игрового репертуара.

Традиционные игры направлены на сплочение детского коллектива, они предусматривают вариативность поведения ребенка «от индивидуального к коллективному». Это позволяет детям усвоить правила поведения в обществе. Кроме того, в традиционных играх дети изначально выбирают лидера (ведущего), то есть учатся статусному поведению. Такое сочетание одновременного и равноправия (коллектив) и соподчинение (ведущий) развивает в детях чувство уважения к чужому мнению, свободы, ответственности, самостоятельности и осмыслению собственных действий.

Однако следует отметить, что традиционным играм приходят на смену современные игры, зачастую это разнообразные компьютерные игры. В отличие от традиционных они несут в себе значительную нагрузку на глаза ребенка, его опорно-двигательный аппарат (длительная неподвижная поза), эмоциональную перегруженность, отсутствие свежего воздуха и «живого» общения.

Замечание 2

Таким образом, непонимание взрослыми значимости педагогического влияния традиционной игры на развитие ребенка, пренебрежение ею приводит к тому, что дети все больше и больше погружаются в мир современных компьютерных игр. Итог их воздействия не гарантирует желаемого положительного воспитательного результата.

Воздействие игры на становление разнообразных психических функций организма

Посредством игровой деятельности происходит всесторонне развитие личности ребенка, а также формирование необходимых для его полноценного развития психических функций. К ним относятся:

Речевое развитие. Игра способствует формированию всех сторон речи ребенка. Это обусловлено тем, что в ходе игры, ребенку необходимо взаимодействовать с другими ее участниками, общаться с ними. Поэтому, игра помогает расширению словарного запаса ребенка, стимулирует его активную речевую деятельность. Также, в ходе игры происходит активное развитие невербальных средств общения. Дети обмениваются жестами, совершая их пальцами или мимикой, учатся передачи, восприятию и анализу невербальной речи. Игра помогает формированию знаковой стороны речи. Предметы и объекты реального мира отражаются в игровом действии их заменителями, которые и выступают знаками. Роль знак может выполнять любой объект или предмет, на который возложены функции заменителя.
Рефлексивное мышление. В игре реализуется развитие навыков анализа и оценки своей деятельности

Это имеет важное воспитательное значение. Такой навык помогает ребенку сопоставлять свою деятельность с нравственными нормами и моральными принципами общественного поведения, контролировать соответствие своих поступков общечеловеческим ценностям, сравнивать свои поступки и поступки своих товарищей, соотносить свою деятельность с определенным социальным образцом.
Мотивационная деятельность

В ходе игры реализуется развитие мотивов деятельности ребенка, формируются его цели и стремления. Выполняя определенную игровую роль, ребенок руководствуется достижением какой-то цели, имея, при этом, стимулы для выполнения этой роли. Например, ребенок желает получить поощрение за выполнение значимого для коллектива действия или хочет научиться чему-то новому, что необходимо в его других видах деятельности и т.д.

Рисунок 2. Значение игры для психического развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Игровая деятельность и её влияние на развитие ребенка дошкольного возраста

Организация: ГБОУ Школа № 1678

Населенный пункт: г. Москва

Игра занимает значительную роль в развитии психики детей и является неотъемлемой частью детства. Через игру дети познают мир, учатся и развиваются. Игровая деятельность влияет на детей дошкольного возраста, оказывая непосредственное воздействие на их психическое состояние

В процессе игры они развивают произвольное внимание и непроизвольную память, улучшая свою концентрацию и способность к запоминанию, проявляются на различные стороны развития умственных способностей детей

Рисунок 1 – Формы игровой деятельности

Дети заменяют разные предметы, примеряют на себя роли, тем самым насыщая свое воображение разными образами. Также без игры не получиться развить речь и моторику, так как именно игровой процесс стимулирует развитие рефлексивного мышления и учит их контролировать свое поведение.

Кроме игры, искусственные виды деятельности, такие как рисование, лепка и конструирование, также оказывают свое специфическое воздействие на развитие детей, требуют освоения определенных навыков и способствуют созданию различных продуктов. Дети вкладывают в рисунки свой опыт и восприятие мира, изображая как зрительные образы, так и собственные представления, полученные через общение с материалом и обучение со стороны взрослых.

По игровому процессу можно проанализировать поведение и характер ребенка, а анализ детских работ показывает, что дети чутко реагируют на события и настроения взрослых в обществе.

Разнообразие форм игровой деятельности предлагает множество способов разить ребенка и обучить новым навыкам. Такие формы игровой деятельности, как аппликация, лепка, рисование имеют психологическое значение. Во время игры у детей дошкольного возраста формируются личностные и психологические качества личности.

Игровая деятельность помогает развить у детей дошкольного возраста: мелкую моторику, речь, координацию, память, мышление, воображение, внимание и другие навыки, необходимые для полноценного развития умственной деятельности ребенка.  . В заключение можно добавить, что игровая деятельность оказывает сильнейшее воздействие на развитие ребенка дошкольного возраста

Игра помогает сформировать новые навыки, научиться коммуницировать со сверстниками и окружающим миром, понимать и предвидеть последствия своих действий

В заключение можно добавить, что игровая деятельность оказывает сильнейшее воздействие на развитие ребенка дошкольного возраста. Игра помогает сформировать новые навыки, научиться коммуницировать со сверстниками и окружающим миром, понимать и предвидеть последствия своих действий.

Литература

  1. Алиханова Г.Г.  РОЛЬ ИГРЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 2010 г. — file:///C:/Users/User/Downloads/rol-igry-v-psihicheskom-razvitii-rebenka%20(1).pdf
  2. Матюхина, М. В. Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников / М. В. Матюхина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6 (23). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4262/ (дата обращения: 28.12.2023).
Опубликовано: 01.02.2024

Приёмы в игровой деятельности

В работе над играми педагог использует все приёмы взаимодействия с детьми, комбинируя их в зависимости от вида игры и этапа освоения игровых действий. Так, на вводном этапе дидактических игр преобладающими будут объяснение и демонстрация, а на основном этапе театрализованных игр акцент будет на практической деятельности малышей.

Словесные приёмы

Речевое взаимодействие в игровой деятельности реализуется при помощи:

  • объяснения, которое может быть представлено в виде сказочного сюжета (например, условия обучающей игры «Буква растёт» педагог может разъяснить с помощью сюжета о том, что буква хорошо кушала и стала расти — дети показывают, как из маленькой буквы в одном углу листа, она превращается в большую в противоположном конце листа);
  • загадок и стихотворений (обычно этот приём используется педагогом для мотивации малышей, так, перед театрализованной игрой «Зеркало» своим воспитанникам старшей группы я загадываю загадку «Висит Окошко. В Окошке — Антошка. Отошёл Антошка — Пустое Окошко»);
  • чтения, практикуемого в группах, где есть дети, умеющие читать (суть приёма в том, что условия игры дети читают сами в «волшебных инструкциях» или «письмах» сказочных персонажей).

Наглядные приёмы

Визуальные образы для детей играют ключевую роль во всех видах деятельности, так как именно через зрительный канал восприятия малыши познают мир. Наглядность в играх может быть представлена:

  • картинками с иллюстрациями хода игровых действий (например, для подвижных игр);
  • демонстрацией, то есть презентацией всех действия педагогом перед самостоятельным повторением детьми (этот приём используется и в обучающих играх — лото, пазлах и др. – и в подвижных, особенно тех, где много сменяющих друг друга видов движений, и в театрализованных, в которых педагог показывает, например, мимику и жесты изображаемого малышом персонажа);
  • показом — воспитатель показывает образец выполнения задания при помощи видеоролика (обычно этот приём применяется в подвижных играх, например, с мячом).

Если игра хорошо знакома детям, то напоминание условий может быть в процессе игровой деятельности

Атрибуты для игр

Отдельного внимания заслуживает реквизит для игр, в частности, игрушки, которые в этом виде деятельности могут быть трёх типов:

  • готовые (куклы, машинки, животные и т. п.) для знакомства с окружающими объектами, развития фантазии и чувственной сферы;
  • полуготовые (кубики, пирамидки, пазлы и др.), призванные активизировать интеллектуальную сферу малыша через расположение деталей пирамиды по размеру, выстраивания объектов при помощи конструктора и пр.;
  • материалы для изготовления игрушек (кинетический песок, глина, картон и т. п.), целевое назначение которых заключается в стимуляции творческого подхода и воображения (лепке посуды из песка или глины, выкладывания машинок камушками и пр.);
  • театрально-игровые атрибуты (куклы для фланелеграфа, пальчиковые игрушки, элементы костюмов и пр.), с помощью которых дети дополняют тот или иной выбранный образ.

Практические приёмы

Посредством рисунков, аппликаций и поделок дети закрепляют информацию, полученную в ходе игры. Например, изготовление аппликации «Светофор» в средней группе может быть вариантом закрепления знаний сигналов светофора из подвижной игры «Автомобили».

Поделка с сигналами светофора может быть частью закрепления содержания игры Автомобили

Значение игры в жизни дошкольника

Определение 1

Игра – это важная составляющая в организации обучения и досуга людей разных возрастов.

Игра является основным видом деятельность ребенка дошкольного возраста

Именно в процессе игровой деятельности у дошкольника развиваются физические и духовные силы, память, внимание, дисциплинированность и ловкость. Кроме того, игра способствует усвоению детьми необходимого социального и общественного опыта

Игровая деятельность имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста. Связано это с тем, что игра представляется для ребенка некоторой экспериментальной площадкой, на которой он может подвергнуть анализу собственный опыт, имеющуюся информацию об окружающем мире, а также расширить и углубить их.

Значимость игровой деятельности для воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста состоит в следующем:

  1. Предоставление ребенку суверенности, независимости и самостоятельности в выборе действий.
  2. Экспериментальность – возможность проверить собственный накопленный ранее социальный опыт.
  3. Игра – это одна из важнейших ступеней познания жизни.

Замечание 1

Таким образом, игровая деятельность для детей дошкольного возраста является жизненной необходимостью, одним из условий их успешного развития. В процессе игры дети познают и исследуют окружающий мир, учатся взаимодействовать с социумом.

Классификация игр дошкольников

Игры отличаются содержанием, характерными особенностями, местом, занимаемым в жизни детей, их воспитании и обучении.

Так, выделено несколько групп игр, направленных на развитие интеллекта и познавательной активности ребенка:

  • 1 группа – предметные игры, проявляющиеся манипуляциями с игрушками и предметами. Через такие действия, дети могут познавать форму, цвет, материал и пр.;
  • 2 группа – творческие игры, сюжетно-ролевые, в которых сюжет выступает формой интеллектуальной деятельности.

В Программе воспитания и обучения в детском саду приводится следующая классификация игр дошкольников:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • театрализованные;
  • подвижные;
  • дидактические.

Главный компонент сюжетно-ролевой игры – сюжет, без которого не может быть самой сюжетно-ролевой игры. Игровой сюжет является той сферой действительности, воспроизводимой детьми. На основании этого выделяют следующие сюжетно-ролевые игры:

  • с бытовым сюжетом – семья, дочки-матери и пр.;
  • с производственными и общественными темами, в которых отражен труд взрослых – школа, магазин и пр.;
  • с героико-патриотическим сюжетом, отражающие героические подвиги народа – полет в космос и пр.;
  • с сюжетом литературных произведений или передач – Чебурашка и Гена, моряки и пр.

Театрализованные игры предполагают разыгрывание определенного сюжета литературного произведения и отображение посредством выразительных средств – интонационных, мимических, жестовых – конкретных образов.

Среди театрализованных игр отдельно выделяют игру-драматизацию. В играх-драматизациях содержание и роли обуславливаются сюжетом и содержанием определенного литературного произведения или сказки и пр. Все они схожи с сюжетно-ролевыми играми, так как в основе тех и других лежит условное воспроизведение явлений, действий и взаимоотношений между людьми, а также присутствуют элементы творчества. Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что сюжет рассказа или сказки предполагает исполнение детьми определенных ролей, воспроизведение событий в точной последовательности.

Определение 2

Творческие игры – это игры, в которых могут проявляться образы, вмещающие в себя условное превращение окружающих предметов.

К показателям игрового интереса достаточного уровня развития относят:

  • длительную заинтересованность ребенка в игре, развитии сюжета и исполнении роли;
  • желание ребенка примерить на себя ту или иную роль;
  • наличие любимой роли у ребенка;
  • нежелание заканчивать игру;
  • активное участие ребенка в разных типах работ;
  • стремление поделиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

Определение 3

Дидактическая игра – это специально создаваемая или приспособленная для целей обучения игра.

В дидактической игре перед ребенком стоят определенные задачи, для решения которых необходимо сосредоточиться, проявить внимание, умственные усилия, умение осмысливать правила, последовательность действий, преодолевать трудности. Они помогают развивать у дошкольников ощущения и восприятие, формировать представления, усваивать знания

Такие игры позволяют обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решать умственные и практические задачи. В этом заключается их развивающая роль.

Подвижные игры – это сознательная, активная и имеющая эмоциональный окрас деятельность детей, которая характеризуется точным и своевременным выполнением заданий, которые связаны с правилами, обязательными для всех играющих.

Источник подвижных игр с правилами – народные игры, которым характерна яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры определяют движения, входящие в ее структуру. Программа воспитания в ДОУ предполагает подвижные игры, подобранные для каждой возрастной категории детей, в которых развиваются движения всех видов – бег, лазанье, прыжки и пр.

Правила в подвижных играх играют роль организатора – они определяют ход игры, последовательность действий, взаимоотношения между игроками, поведение каждого ребенка. Правила предполагают обязательное подчинение цели и смыслу игры. Детям необходимо уметь пользоваться ими в разных условиях.

Взаимосвязь между отдельными видами игр

Содержание творческих игр и игр с правилами — своеобразное отражение окружающей действительности, однако более непосредственное. Цель игры может меняться, отношения между людьми неустойчивы, условны и не всегда обязательны для каждого. В отличие от творческих, содержание дидактических игр всегда известено заранее. Характеристика правила игры одинаково обязательны для каждого. Цель дидактических игр — развитие умственных способностей.

Общей для обоих видов игр является деятельность детей, благодаря которой дидактические игры приближаются к творческим. Интерес к действию — основной фактор, который захватывает детей. При этом действия качественно различаются. Так, в творческих играх действие стихийное, не связанное с обязательными правилами. Дети сами создают, изменяют, приспосабливают правила для своих действий, решают, нужны ли они. В дидактических играх игровое действие всегда связана с заранее установленными правилами. Другое отличие в игровых действиях проявляется в их функциях, творческие игры способствуют общему развитию ребенка, а в дидактические — достижению конкретной цели с помощью различных интересных задач.

Взрослые должны корректировать проведение всех видов игр. В частности, руководство творческими играми заключается в обогащении представлений и впечатлений детей, подборе соответствующих игрушек и материалов, сохранении непосредственных переживаний детей, развития их инициативы и т.д.. Когда воспитатель проводит дидактические игры, он является инициатором, организатором, должен обязательно объяснить правила игры, следить за ее ходом, а иногда и принимать в ней непосредственное участие.

Отличие обоих видов игр не исключает их взаимодействия. В дидактических играх дети учатся разным видам игровой деятельности, соблюдают правила игры. Они как бы проходят школу организованного поведения, справедливых отношений, в значительной мере переносят это в творческие игры. Дидактические игры как метод обучения в детском саду помогают закреплять полученные знания, применять их на практике, перенося обрабатываемый материал в творческие игры и обогащая их содержание. Примером взаимообогащения могут быть дидактические игры «Школа», «Путешествие» и т.п., элементы которых часто встречаются и в творческих играх детей. С другой стороны, непосредственность переживаний, свободное включение ребенка в действие, характерные для творческой игры, легко переносятся в дидактические игры, что делает их оживленными и интересными.

Несравненно больше взаимосвязаны дидактические и подвижные игры. Они имеют одинаковую структуру. Как в дидактических, так и в подвижных играх детям дается задание. Различие между дидактическими и подвижными играми заключается, главным образом, в смысле: выполняются задачи умственного или физического характера. Общий признак этих игр — заинтересованность детей в ходе и результатах игры.

Условия эффективного обучения предметной деятельности

Поскольку предметная деятельность очень важна для развития личности ребенка, его сознания и мышления, то ее организации отводится значимое место. Чтобы процесс обучения взаимодействию с предметами был результативным, необходимо соблюдать следующие условия ее формирования:

  • Начинать с малого количества предметов, постепенно его увеличивая и, создавая условия для заинтересованности ребенка ими, их применением и вариантами действий с ними;
  • Формирование предметных действий должно носить пошаговый характер и производится при непосредственном взаимодействии и сотрудничестве с ребенком;
  • Развивать активность, самостоятельность, любознательность, проявление инициативы ребенка в выполнении действий с предметами;
  • Взрослый должен проявлять терпимость и выдержку, не навязывать своего мнения ребенку, давая ему возможность выбирать и проявлять активность в деятельности.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Диагностика игровой деятельности

Игра является главным видом деятельности у дошкольников, поэтому динамику всех направлений развития личности можно проследить на основе мониторинга игровой активности. В диагностическую карту мониторинга, который проводится вне зависимости от возраста детей два раза в год (в начале и в конце учебного года) включаются такие показатели развития игры, как:

  • содержание (источники замыслов и их разнообразие, число игровых задач, уровень самостоятельности в решении задач игры);
  • виды взаимодействия с материалами для игр (разнообразие сюжета, самостоятельность в действиях с объектами-заместителями и ролевых высказываниях);
  • характер и время взаимодействия малышей в игре (с кем ребёнок вступает в игровое взаимодействие, кто ставит игровые задачи, как долго происходит взаимодействие).

Ознакомиться с образцами карт для мониторинга игры можно здесь. На основании карты составляется аналитическая справка. Пример аналитической справки по игровой активности можно увидеть в публикации воспитателя Семейкиной А.Ю.

Диагностика позволяет проследить развитие игровой деятельности у детей

Влияние современных игр на развитие ребенка в дошкольном возрасте

В настоящее время отмечается разрыв в передаче игрового содержания и средств игровой культуры между поколениями. Это связано с тем, что в кризис 90-х годов в семьях преобладало по одному ребенку, а также со значительным возрастным разрывом между детьми. Отрицательное влияние оказало и упразднение некоторых игровых площадок, а порой и их полное отсутствие в новостройках. Все это привело к тому, что в современных городах на время практически исчезли дворовые играющие группы, которые и являлись основными носителями детских игр.

Значительное влияние на формирование современных игр и вхождение их в мир ребенка оказала и жизнь взрослых. Игра является отражением жизни общества, в игре дети стремятся «примерить» на себе разнообразные социальные роли. Так, если буквально лет 20-ть назад дети играли в «Казаки-разбойники», «Разведчиков», «Путешественников» и т.п., то в настоящее время дети играют в компьютерных героев. То есть можно отметить смену смысловой нагрузки современных игр.

Роли компьютерных, сказочных и киношных героев дети не всегда играют в подвижных и сюжетных играх. Основной игрой современного ребенка дошкольного возраста является компьютерная игра. Дети предпочитают часами просиживать за гаджетами, погружаясь в мир иллюзий и компьютерных игр.

Негативное влияние современных компьютерных игр выражается в первую очередь тем, что дети не учатся самостоятельно создавать сюжет, развивать его, распределять роли. Все это уже продуманно за них разработчиками игр. Задача ребенка действовать по намеченному плану, без возможностей его изменения, проявления собственной инициативы или креативности. Это приводит к инфантилизации детей.

Помимо компьютерных игр, изменениям подвергаются и игры на площадке. На смену традиционным сюжетным и подвижным играм приходит коллективная «беготня», в которой дети имитируют определенные события, увиденные ими в компьютерной игре. Особенностью таких игр является то, что каждый ребенок изображает конкретного героя, но при этом он может быть вовсе не привязан к общему сюжету. То есть, каждый играет «сам по себе», в общей массе бегающих. Дети не выстраивают сюжет, не взаимодействуют друг с другом и не согласовывают свои действия с иными играющими.

Замечание 3

В настоящее время наблюдается реформирование Российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является внедрение в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий.

Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:

  1. правильная речь;
  2. непроизвольная память;
  3. анализирующее восприятие;
  4. наглядно-образное мышление;
  5. творческое воображение;
  6. зачатки произвольной памяти;
  7. словесное мышление;
  8. эмоциональная регуляция поведения.

Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет

Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.

Игра предметная

В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.

Игра сюжетно-отобразительная

К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра. Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля.

Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.

Сюжетно-ролевая игра

Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.

Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.

Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует.

Особенности игровой деятельности у малышей с отклонениями в развитии

Для особенных ребят игра не менее важна, чем для здоровых. Однако средством нравственного, умственного и речевого развития она становится только при систематическом и грамотном руководстве взрослых.

Игровая деятельность у детей с нарушениями слуха

Основные сложности:

  • плохо слышащие дети сами не начинают игру;
  • освоение предметно-действенного замещения, то есть значение игрушки может быть оторвано от реальности, например, деревянная палочка выполняет и роль градусника в игре «Больница», и указки в игре «Школа» (любые замещения педагог проговаривает, а слабослышащим детям это оказывается недоступным);
  • усвоение значения слов и фраз через формирование предметной соотнесённости, возникающей в процессе игрового общения (например, дети в процессе игры узнают, что на куртке Незнайки есть молния, но соотнести это слово с природным явлением во время грозы не могут);
  • механическое повторение знакомых игр, так как дети не постигают смысловые отношения в сюжете (если малыш в подвижной игре привык бегать, то ему сложно перестроиться и добавить ещё ходьбу в разном направлении, темпе).

Особенности работы со слабослышащими малышами:

  • акцент на сюжетно-ролевые игры, где ребятам проще постигать и принцип замещения, и пополнять словарный запас через предметную соотнесённость (белый халат — и для «Магазина», и для «Больницы»);
  • расширение списка игр за счёт разных способов организации игровой активности, например, один и тот же сюжет дети представляют и на фланелеграфе, и в виде драматизации, тем самым малыши видят вариативность игровых действий в разных обстоятельствах;
  • систематическое проговаривание взрослым и детьми игровых действий, добавление новых.

Игровая деятельность у детей с нарушениями зрения

Основная проблема плохо видящих малышей, как и плохо слышащих в том, что сами они игру не инициируют. Для объяснения того, как играть здоровым детям нужно словесное разъяснение в сочетании с наглядностью. Второй компонент в работе с малышами, у которых есть нарушения зрения, теряет свою актуальность. Слово становится важнейшим приёмом, тем самым способствуя слиянию игры с обучением.

Для слабовидящих детей в играх очень важно развивать мелкую моторику, чтобы у малышей не появились задержки речевого развития

Игра у детей с ЗПР

Игровая деятельность у этих ребят определяется степенью выраженности задержки психического развития. Но в целом, в младших и средней группах акцент делается на сюжетные игры, в которых дети постигают разнообразие отношений: дети-родители («Дочки-матери»), пациенты-врачи («В больнице») и т. д. В старшем дошкольном возрасте ребят привлекают к предметным играм: с природными материалами, игрушками, которые помогают детям осваивать важный для игры принцип замещения. Основная задача педагога: помочь детям сформировать воображаемую ситуацию, так как у больных детей образная сфера очень бедна, и сами, без руководства педагога, сделать это они не смогут.

Игровая деятельность у умственно отсталых детей

Этот вид активности является основным направлением коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Однако у малышей с нарушением интеллекта игра не является ведущей деятельностью. Более того, без руководства взрослого, больной ребёнок может не продвинуться дальше простых действий с игрушками. Основная задача педагога — сформировать простые элементы сюжетно-ролевой игры к концу дошкольного детства (например, играть роль кассира в игре «Магазин» или гостя в игре «К нам пришли гости»)

При этом важно наблюдать за тем, чтобы игровые манипуляции не повторялись ребёнком многократно, а варьировались, так как для особенных малышей смысловой нагрузки они не несут, то есть мальчик, катающий машинку из угла в угол и имитирующий звуки мотора, никакой цели не преследует

К концу дошкольного периода дети с нарушениями интеллекта должны перейти от простых манипуляций с игрушками к элементам сюжетно-ролевой игры

Игровая деятельность в детском саду является неотъемлемым элементом содержания и организации образовательного процесса. С одной стороны, игра ценна само по себе тем, через неё ребята расширяют сферу познания, постигают нормы и правила поведения в обществе. А с другой, воспитатель использует игру как структурную основу учебно-воспитательной работы, облекая в её форму разные виды активности и варианты взаимодействия

Это определяет важность методически выверенного подхода к выбору, подготовке и проведения игр с дошкольниками

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: