Пальчиковые игры для малышей: памятка родителям

Пальчиковая гимнастика в детском саду

Подготовка и проведение занятия по пальчиковой гимнастике в ДОУ

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

С 5 до 7 месяцев

Грудной ребенок уже активно интересуется игрушками, исследует их и сравнительно долго удерживает в руках

Чтобы продолжить развитие крохи на этом этапе, важно подбирать только полезные объекты для малыша

  1. Для рук малышей в этот период полезны игрушки с колечками и бусинами, которые можно перебирать пальчиками. Совсем не обязательно тратиться на дорогие игровые центры или развивающие игрушки — можно сделать для малыша несколько наборов коротких бус с разными нанизанными объектами.
  2. В этом возрасте деткам нравится нажимать на разного рода кнопки. Полезными в игровой зоне окажутся клавишные детские музыкальные инструменты, старая клавиатура и интерактивные игрушки.
  3. Продолжайте развивать малыша тактильно — сшейте несколько мешочков из разных на ощупь кусочков ткани, наполните их интересным содержимым — горохом, фасолью, песком, гречкой, макаронами, манкой, — зашейте крепко и давайте ребенку.
  4. Можно на мешочки нашить дополнительно яркие пуговицы, банты из лент — грудничку будет интересно и полезно ощупывать их и пытаться оторвать.
  5. Малыши в этом возрасте не только получают огромное удовольствие от пальчиковых игр, но и довольно требовательно просят позаниматься с ними, поэтому при любой удобной возможности повторяйте с крохой «Сороку-белобоку» и «Мальчик-пальчик».
  6. Окружайте младенца на игровом коврике предметами разных размеров — хватая небольшие и крупные кубики и мячики малыш продолжит активно развивать способности своих рук.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Ребёнок играет на коленях взрослого либо отдельно. Взрослый показывает движения на своих пальцах, затем на пальчиках малыша и после даёт возможность повторить их самостоятельно.

Пальчики

Первый пальчик ― дедушка,

Второй пальчик ― бабушка,

Средний этот ― папочка,

Этот ― ласковая мамочка,

Этот пальчик-крошка ― сыночек или дочка.

(Ребята по очереди загибают пальцы).

Веер

Светит солнце ярко-ярко,

Стало вдруг ребятам жарко.

Веер быстро мы достанем,

И прохладней сразу станет!

(Кулачки ― солнышко ребята разжимают и прямыми ладонями-веерами машут у лица).

Жук

Я весёлый майский жук

И летаю тут вокруг.

Над полянками кружу

И с букашками дружу.

(Дети загибают три средних пальца, мизинец и большой палец остаются прямыми. Прямыми пальцами ― усиками жука ребята шевелят).

О взаимосвязи моторики с речью

Не все родители могут понять наличие взаимосвязи рук с речью. Чтобы разобрать вопрос, следует привести пользу развитой мелкой моторики:

  • Способность хватать мелкие предметы и совершать различные манипуляции, требующих кропотливых движений, помогает в дальнейшем быстро справиться с вопросами самообслуживания. Развитая моторика влияет на возможность держать ложку, застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
  • Развитые мышцы рук позволяют быстро освоить письмо, дают возможность красиво рисовать.
  • Моторика взаимодействует с речевой функцией, что объясняется анатомическим строением мозга человека. Отработанные точные движения – это свободная речь крохи.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников предполагает выполнение следующих действий:

  • массаж рук, который проводится взрослыми;
  • работа с мелкими деталями – сборка пазла или конструктора;
  • задания с крупой или бусинами – к примеру, перемещение каждой бусины в бутылку с тонким горлышком;
  • работа с пластилином;
  • рисование карандашами и кистью;
  • вырезание простых предметов ножницами.

Порядок выполнения

Родителями должны соблюдаться не только правила проведения занятий, но и их последовательность:

  1. Для начала взрослый должен показать все движения без слов.
  2. Затем кроха повторяет каждое движение 2-3 раза.
  3. Далее все действия прорабатываются в требуемой последовательности. Если необходимо проработать сложные моменты, их оттачивают до точного выполнения.
  4. В завершении все действия проделывают еще раз, но уже со словами.

Представленная последовательность соблюдается в точности. Если крохе сразу объяснять движения и слова, у него не сформируется последовательность, он легко запутается. Если ребенок не может воспроизвести требуемые взрослым действия, пропадает желание дальше играть с родителями.

Особенности проведения гимнастики с детками 2-3 лет

Игры для пальчиков с малышами 3–4 лет

Описание игр

Наиболее удачные игры для этого возраста:

  1. Сначала нужно сложить пальчики в кулачок, а затем – показать ладошку. После этого нужно поставить на ладонь ребенка свои пальцы и имитировать ими шаги. В завершение следует аккуратно пощекотать ладошку. Во время игры нужно приговаривать «Вот кулак, а вот ладошка, на ладошку села кошка и крадется понемножку. Видно, кошка там живет».
  2. Руки ребенка нужно сцепить в замок, вращая большими пальцами. Затем необходимо соединить указательные пальцы друг с другом. Во время выполнения этого упражнения следует дважды произнести «Ехал, ехал паровоз, зацепил вагон, повез».
  3. Обоими руками ребенку нужно изобразить осьминогов, двигающихся по дну моря. Затем они должны присесть и снова вытянуться. После этого необходимо поздороваться указательными пальцами обеих рук и в завершение сцепиться большими пальцами. Упражнение сопровождается присказкой «Две веселых осьминожки по морской брели дорожки. Повстречались, удивились. Улыбнулись, подружились. И теперь они вдвоем».

Все-таки с чего начать?

Если в вашем распоряжении только книжка с описанием игр, вам обязательно надо посмотреть хотя бы на одну маму или бабушку, которая знает хотя бы одну игру, но «исполняет» ее так, что детям нравится. Имеет значение многое, в книжках иногда даже не описываемое: темп, тембр голоса, выражение лица, громкость, положение тела, а не только пальцев… Если нет даже такой возможности, остается экспериментировать. Используйте все-таки наиболее подробные описания – например, в книгах Джеки Силберг или Марты и Уильяма Сёрз очень хорошо описаны именно эти сопутствующие моменты (хотя тексты лучше брать отечественные).

Если вы можете ходить в развивающую группу, вам повезло, особенно если повезло с преподавателем. В любом случае «изустная» передача методик эффективнее книжной, если вы еще не специалист. Если нравится вам, но не нравится ребенку — учитывайте наш опыт. Кстати, наши занятия были основаны на методике Екатерины Бурмистровой, по которой занимаются многие группы в Москве. В идеале вначале дети пролезают по «полосе препятствий», а потом уже рассаживаются с мамами в кругу на ковре и играют с пальчиками. «Полоса препятствий» помогает переключиться, сконцентрироваться, перестать бояться.

Катина ученица Лада, попав в наш клуб, где полосы препятствий в заводе не было, быстро справилась и с тем, что дети привыкли к другому преподавателю, и с тем, что многие малыши поначалу боятся брать за руку чужую тётю или незнакомого мальчика и вставать в хоровод: перед пальчиковыми играми она передавала по кругу колокольчик, в который каждый мог позвенеть, а в хоровод уводила «паровозиком» (дети и взрослые берутся за разноцветные кусочки лент, последовательно связанных концами) или «солнышком» (все берутся не за руки, а за цветные ленты, привязанные к обручу). С похожими на игрушки предметы детям поначалу общаться комфортнее, чем с незнакомыми людьми, а когда группа занимается уже пару месяцев, некоторые из «ритуальных предметов» уже достаются только на праздники (непременные персонажи – только колокольчик для переключения и свечка для сказки).

История пальчиковых игр

Пальчиковыми играми принято называть показ различных историй с помощью пальцев рук. Также можно использовать термин «пальчиковая гимнастика», когда параллельно с движениями в кистях рук рассказывается стишок.

Нет точных данных, где и когда впервые возникла идея пальчиковых игр, однако, упоминания о них можно встретить в истории большинства культур.

В традициях восточных стран (Китая, Японии) с древних времен популярно учение о том, что на кистях рук расположены биологически активные точки. И, путем воздействия на них, можно развивать свое мышление и ум. Именно поэтому китайские и японские дошкольники с ранних лет занимались пальчиковой гимнастикой.

Уже упомянутая «Сорока-ворона» — старинная русская игра-потешка, история которой насчитывает не один век. Подобных было немало, и особенно распространены они были среди небогатых семей, где отсутствовала возможность покупать для детей дорогие игрушки.

А в XIX веке немецкий педагог Фридрих Фребель включил пальчиковые игры в учебный план своего детского сада, подчеркивая их важность для развития малышей. Со временем стали появляться специальные пальчиковые игрушки

Миниатюрные фигурки надеваются на палец, и благодаря им можно разыграть целое представление вместе с ребенком. Это отличный способ проявить свою фантазию, а также вдохновить своего малыша на создание новой истории (или инсценировать уже известную) с помощью минимума приспособлений, зато вдоволь применив ловкость своих пальчиков

Со временем стали появляться специальные пальчиковые игрушки. Миниатюрные фигурки надеваются на палец, и благодаря им можно разыграть целое представление вместе с ребенком. Это отличный способ проявить свою фантазию, а также вдохновить своего малыша на создание новой истории (или инсценировать уже известную) с помощью минимума приспособлений, зато вдоволь применив ловкость своих пальчиков.

В настоящее время различные виды пальчиковых гимнастик и игр для малышей используются и дома, и в детских учебных заведениях как форма занятий, развивающая воображение, логику, координацию.

Еще немного стишков для веселого и яркого общения с малышом

Игровой массаж

Собака на кухне пироги печет. (глубокое разминание спинки ладонями)
Кот в углу сухари толчет. (постукивание по спинке)
Кошка в окошке платье шьет. (пощипывание)
Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)

***

Придет киска неспеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу, — скажет киска, —
Наша детка хороша!»

***

Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
Ав-ав-ав,
Гав-гав-гав.

***

Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в ямку
Бух!

***

Расти, Тая, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не бАлуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины!

***

Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные
Все такие нужные!

***

Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком.

***

Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила!

***

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!

***

На лужайке по ромашкам
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

Также обратите внимание на следующие статьи. В них вы также найдете много замечательных стишков, которые помогут интересно общаться с малышом до года и чуть старше

Искренне ваша, Яна Разначенко.

Как развить память у малыша

Сегодня очень широко используется точечный массаж пальчиков рук и стоп малыша. Чтобы предотвратить всяческие функциональные нарушения в детском организме, вызванные недостаточной подвижностью, влекущей за собой застой кровообращения, необходимо делать ребенку профилактический массаж. Массажист воздействует на рефлекторные точки, которые, в свою очередь, активизируют работу головного мозга. Пальчиковая гимнастика выполняет ту же миссию, но еще и развивает отличную память. Вступайте в игровой диалог с малышом, показывайте ему движения, доходчиво объясняя, для чего вы это делаете, и он, несомненно, с удовольствием будет повторять их за вами.

Растираем мы ладошки (трем активно между собой ладошки),

Хлопаем, как глазки кошки (ритмично хлопаем в них),

Пальчик свой мы растираем (трем с усилием большой палец, потому что в его основании находятся точки, стимулирующие работу мозга),

В догонялки мы играем (одну ручку собираем в кулачок, другую выпрямляем, проделываем по очереди),

Фига–дрыга, и окей! (Одной рукой показываем фигушку, большой пальчик другой ручки поднимаем вверх; меняем по очереди.)

Выбирай нас поскорей! (Друг против друга меняем указательный и средний пальцы на руках).

Здрасьте, здрасьте, чмок и чмок (ладошки соединяем и скрещиваем пальчики),

Подошел к концу урок (ладошки сжимать между собой в разных направлениях).

Теперь активно, до появления красноты, растираем ушки, потому что там находятся точки, стимулирующие развитие мозга:

Ушки растираем дружно,

Слышать хорошо нам нужно.

Умеем ли мы играть с детьми

В самом начале своего пути детского психолога часто ловила себя на мысли, как же сложно просто играть. Придумывать сюжет, фантазировать… Немного снизить контроль и дать волю эмоциям. Почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, новое направление. Каких же огромных усилий стоит снова стать ребенком!

На первых встречах с родителями я интересуюсь, как и во что они играют с ребенком. Единицы отвечают, что во время совместных игр собирают конструктор, пазлы, рисуют, катают машинки или участвуют в ролевых «постановках». Большинство говорят, что рассматривают с ребенком буквы и цифры, называют животных, просят подать или принести какую-то игрушку, показать части тела — сосредоточены на интеллектуальных играх. Одним словам учат.

Когда родители узнают, что с ребенком нужно играть, причем именно в его игру, очень часто теряются. По глазам видно, что просто не умеют этого делать.

Тогда я пытаюсь оказать помощь: спрашиваю, во что мама сама играла, когда была маленькой. Мало кто может вспомнить что-то больше, чем просто куклы и дочки-матери. Память о своем детстве осталась так глубоко спрятана, что вопросы об игре вызывают недоумение.

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

Учат внимательно слушать речь взрослого, понимать её и повторять движения самостоятельно. 

Утка (Утята)

У берега утка так важно плывет,

И деток-утят увлеченно зовет:

“Бегите ко мне, пора вам купаться!

В тёплой воде идите плескаться!”.

Вот первый услышал, и сам прибежал.

Второй пас червей и чуть-чуть опоздал.

А третий утенок купальник забыл,

Он с братом четвертым домой заходил.

Как пятый утенок братишек догнал,

Он поторопиться им всем приказал.

(Мама-утка ― согнутая в локте левая рука. Четыре пальца соединены с большим наподобие клюва. Дети-утята ― это вторая согнутая рука. Когда называем утят по порядку, пальцы сгибаются к матери ― левой руке).

Очки

Очки у бабушки пропали!

Внучата, знать, озорничали.

Бегите их скорей искать,

Чтоб вам же сказку почитать!

(Соединяем большие пальцы рук с остальными и образуем колечко, подносим эти колечки к глазам).

Стул

Одна спина, четыре ножки.

Ну, посидим с тобой немножко?

(Дети держат левую ладонь вертикально, к нижней части приставляют правую руку,  которую сжимают в кулачок. Если ребята легко и быстро справляются, то меняют положения рук на счёт взрослого). 

Стол

Четыре ножки у стола,

Идём-ка чай пить, детвора! 

(К сжатой в кулачок левой руке дети сверху кладут раскрытую ладонь правой руки, образуя стол. Меняют положения рук по очереди).

Переводим наши пальчики в старшую и подготовительную группу…

5-7 лет – время активной подготовки к письму, развитию связной речи, коммуникативных навыков для будущего школьника. Это ответственный период для родителей, которые хотят, чтобы их чадо не получило стрессовый удар в школе, будучи плохо подготовленным. Даже если вы не занимались специально развитием моторики, сейчас еще не поздно!

У меня запланирована консультация для родителей на эту тему, я покажу наглядно, какие игры и упражнения помогут укрепить руки и пальчики. Стоит сказать, что для старших ребят увеличивается время гимнастики пальчиковой – не менее 10 минут

Упражнения и забавки выбираем такие, чтобы тренировать координацию, ловкость и внимание. Учимся точности движений, различаем силу нажатий пальцами и ладонями – слабее, сильнее

Перед тем, как приступить к упражнениям, следует немного размяться, например, «сварить компот», попутно повторив, какие нужны фрукты для напитка:

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много –

Вот, (ладошку делаем ковшиком, пальцами второй руки накладываем кусочки фруктов в «ковшик»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок, слив положим и песок (сахар). (При этом делаем разные движения: рубим ребром ладони по столу воображаемые фрукты, выдавливаем сок лимона и т.п.)

Варим, варим мы компот, угостим честной народ.

В качестве разминки можно выполнить упражнение «Делим апельсин»:

Мы делили апельсин! (ручки в кулачки)Много нас, (разжимаем кулачки, растопыривая пальцы)А он один. (показываем один пальчик)Эта долька для ежа, (снова кулачки и по одному пальчику отгибаем)Эта долька для стрижа,Это долька для утят,Это долька для котят,Эта долька для бобра,А для волка кожура! (растопыренный пальцы)Он сердит на нас, беда! (грозим пальчиком)Разбегайтесь, кто, куда! («бегаем» пальчиками по столу)

Кстати, стоит прочесть:

  • «Пальчиковые игры 5-6 лет. Забавные стихи с картинками и показом движений» – в комплекте 25 карт с рисунками движений и стихами – готовая картотека с картинками;
  • Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр» – здесь есть материал по блокам в виде программы для установки через Интернет: «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д. Либо аналогичное бумажное пособие.

Когда начинать делать пальчиковый массаж рук ребёнку?

Массировать ручки нужно с рождения. Правда, пока это будет мало похоже на настоящий массаж. Достаточно лёгких поглаживаний и нажатий, а также упражнений на развитие хватательного рефлекса: просто подносите палец или небольшие игрушки к ручкам ребёнка, чтобы он мог за них ухватиться.

Когда ребёнку исполнится год, можно переходить к играм-потешкам. Например, знакомой всем «Сороке-белобоке». Читайте малышу стишок: пока по сюжету сорока готовит кашку, водите указательным пальцем по спирали по ладошке, а когда птичка начнёт кормить птенцов, загибайте по очереди пальчики крохи. Такие занятия включают поверхностные рецепторы на ручках ребёнка. Благодаря тому, что вы проговариваете все действия, малыш заодно учится связывать вашу речь с действиями и предметами.

С двух лет начинаем переходить к пальчиковому массажу, стимулирующему рецепторы глубокого давления. Для этого можно использовать массажные шарики с пупырышками, которые нужно прокатывать по ладошкам и пальчикам ребёнка, слегка надавливая. В этом возрасте малыш уже способен выполнять упражнения на развитие мелкой моторики: хватать и трогать небольшие предметы

Важно, чтобы он делал это под присмотром взрослых, потому что у крохи может появиться желание проверить, сможет ли он просунуть эту деталь себе в нос или в ушко.

Детям школьного возраста, которые начинают непривычно много писать, полезно делать расслабляющий массаж рук

Для этого помассируйте руку ребёнка круговыми выжимающими движениями с тыльной стороны, затем уделите внимание каждому пальчику и также помассируйте от ногтя к основанию. После этого большими пальцами круговыми движениями помассируйте ладонь ребёнка.

Полезно научить ребёнка делать такой массаж самостоятельно, чтобы он мог воспользоваться им, если руки устанут во время уроков или выполнения домашнего задания. Если он пока не может запомнить все движения, научите его игре «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Пусть сжимает и разжимает кисти в кулак несколько секунд, это тоже помогает расслабить руки.

Памятка для родителей«Мир на кончиках пальцев»Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей

Подготовила:

инструктор по физической культуре Ярославцева Е.С.

высшая квалификационная категории

Движения пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Развивать тонкие движения пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.

Пальчиковая гимнастика в детском саду — картотека игр с целями по ФГОС на год

Наш путь

Играла ли я со старшим сыном в пальчиковые игры, сейчас и не припомню. Кажется, пресловутые «ладушки», «сорока» и «коза» все-таки присутствовали, куда ж без них. А вот описания игр из книжек казались скучными, стихи – плохими, и вообще как-то не до того было: помнится, мы все время занимались то динамической гимнастикой, то плаванием, то просто таскались вместе целыми днями по каким-нибудь моим делам (сынишка ездил на мне в различных приспособлениях и очень радовался). Когда он (возможно, вследствие больших моих усилий в области физического развития) в 4 месяца начал ползать на четвереньках (sic!) по всей квартире, ему стало попадаться очень много предметов для развития мелкой моторики…

Жизнь второго сына до полутора лет была поспокойнее – или поскучнее, выберите, что вам ближе. Педантично заниматься по нескольку раз на дню плаванием и динамической гимнастикой уже не было ни сил, ни времени, делать какую-нибудь особую развивающую среду – тоже, да и опыт по регулярному хождению на очередную интересную, но низкооплачиваемую работу с 10-месячным детенышем за спиной я решила не повторять… Но от судьбы не уйдешь! Василию было полтора года, когда мне пришлось взяться за такую же суматошную и творческую, но на этот раз не оплачиваемую уже совсем деятельность – стать председателем семейного клуба. Пришлось, потому что иначе эта полезная лично мне организация перестала бы существовать…

И тут-то мы и познакомились с пальчиковыми играми!

С 7 до 9 месяцев

«Хватательная» активность ребенка со второго полугодия значительно возрастает. Его интересуют все новые и новые объекты, которые ему необходимо потрогать, правда, и надоедают они ему довольно быстро. Продолжайте развивать малыша, предлагая ему ощупать совершенно разные предметы — для этого подойдут не только покупные дорогие игрушки, но и абсолютно любые неопасные бытовые вещи: новые кухонные губки из поролона, крышки, чистые пищевые лотки, прищепки и т.д.

Уже сейчас арсенал младенца пополняется новыми игрушками, с которыми он постепенно учится взаимодействовать. Вы можете купить крохе:

  • пирамидку, которую кроха пока будет исключительно разбирать;
  • активные развивающие центры, где требуется что-то нажимать, двигать, перебирать;
  • резиновые пищалки, которые нужно сжимать в ладони;
  • текстильные кубики;
  • плавающие игрушки для ванной.

Стихи для изучения частей тела и лица

Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.

Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)

***

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.

***

Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!

***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

***

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

***

Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.

***

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Хотите пройти больше заданий онлайн?

Перейти к занятиям

Пальчиковые игры ― уникальный способ развития детской речи. Это движения пальчиками и кистями рук, которые сопровождаются стихами или песенкой. Такие игры прекрасно развивают мелкую моторику ребёнка. А между развитием моторики и мышлением малышей существует связь, которая была доказана учёными и психологами. Разучивая стихотворные тексты, дети становятся более внимательными, а их речь ― более точной.

Простые и весёлые пальчиковые игры также хорошо расслабляют мышцы рук и снимают усталость. На занятиях рисованием или при обучении письму такие игры пальчиками станут замечательной паузой и помогут снять напряжение.

Упражнения с пальчиками укрепляют отношения взрослого и ребёнка. Дети очень любят игры, а если в них участвует взрослый, то такие занятия становятся более эффективными, потому что малыши чувствуют поддержку.

Наряду с развитием мелкой моторики и речи пальчиковые игры обучают новому, так как в них можно вплетать информацию по заданной теме. Например, существуют игры на изучение природных явлений, животных, растений, профессий, счёта, частей тела и других тем.

Польза развивающих занятий

Мелкая моторика пальцев необходима нам в быту, для письма и работы. Но на этом функционал этих жизненно важных умений не заканчивается. Физиологи давно доказали тесную связь между способностью детей выполнять мелкие действия руками и их речью.

Эта тесная связь исходит из соседствующего расположения двигательных и речевых центров у человека. Когда ребенок активно использует свои пальчики, нервные импульсы передаются в соответствующий отдел головного мозга и затрагивают расположенный рядом участок, отвечающий за умение говорить.

Развивающие мелкую моторику занятия будут полезны не только для речи ребенка. В восточных странах считают, что на подушечках каждого пальца у нас есть особые участки, стимулируя которые мы можем воздействовать абсолютно на все системы нашего тела.

Таким образом, развитие мелкой моторики не может не повлиять благотворно на здоровье и развитие малыша. Когда же начинать заниматься с дитя? Специалисты считают, что развитие пальчиков крохи должно начинаться с первых дней.

  1. Чтобы ваши занятия принесли свои плоды, они должны проходить ежедневно. Не обязательно посвящать тренировкам много времени — достаточно начинать с 2-3 минут, пока дитя в хорошем настроении.
  2. Обязательно хвалите младенца за достигнутые успехи, поощряйте его объятиями и поцелуями.
  3. Следите за чистотой и стерильностью «реквизита» — малыши первого года жизни все стремятся поместить в ротик.
  4. Используйте для занятий предметы разной величины и фактуры — так малыш и научится управлять ручками, и начнет изучать мир и свойства объектов, которые его окружают.

Виды

Пальчиковые игры делятся на три вида. Каждому возрастному периоду соответствует своя сложность игры.

  • Игры для самых маленьких (2-6 месяцев). Это простые задания, которые помогают развивать реакцию. К примеру, похлопывания, касания, повтор движений.
  • Упражнения и массаж (7-12 месяцев). Укрепляют мышцы кистей рук и пальчиков.
  • Сказки (от 9 месяцев). Этот вид отличается тем, что можно изображать героев с помощью собственной руки. Примером является популярная пальчиковая игра “Сорока-Ворона”.

Но помимо «Сороки» пальчиковых игр существует великое множество. И вашему вниманию – некоторые из них.

Условия проведения пальчиковых игр

Пальчиковые игры, как и любые другие, имеют правила. Мы познакомим вас с основными:

Желательно, чтобы игры с пальчиками были регулярными, тогда они станут более эффективными.
Перед началом игры убедитесь, что у ребёнка тёплые руки. Попробуйте до занятия похлопать в ладоши или потереть ими друг о друга.
Не забывайте включать в игры стихотворный текст или песню, которые легко запоминаются малышами.
Произносите текст игры выразительно и чётко, делая короткие паузы.
Все движения выполняются медленно, сначала одной рукой, после двумя вместе. Прежде всего детей нужно познакомить с ладонью, названиями пальцев, а после переходить к простым фигурам (например, доска, ковшик, кольцо, жук, коза) и имитирующим движениям (капли дождя, “собираем и складываем”, “едим”, “забиваем гвоздь” и др.)
Не включайте в ежедневные занятия сразу много пальчиковых игр. Желательно, чтобы их было не более 2-3 в день. Разучивайте и усложняйте репертуар постепенно, заменяя хорошо знакомые игры на новые

Важно учитывать возраст ребёнка, его багаж знаний, умений и навыков. Пальчиковые игры для детей разных возрастов немного отличаются, мы рассмотрим основные группы.

Упражнения на развитие мелкой моторики в первые 6 месяцев

Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки

Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди

Программа развития мелкой моторики

Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.

Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:

  • Тренируйтесь с малышом ежедневно ( по возможности 2-3 раза в день ). Упражнение занимает 2-3 минуты.
  • Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
  • Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
  • Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
  • Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.

С какого возраста можно приступать к пальчиковой гимнастике

Пальчиковую гимнастику с ребёнком можно проводить уже с рождения. Сначала начинайте с простых поглаживаний пальчиков. Не забывайте ласково разговаривать в это время с крохой: они очень чувствительны к интонации.

С 6-7 месяцев можно делать лёгкий и деликатный массаж кистей рук и фаланг каждого пальчика в течение 2-3 минут.

С 10 месяцев с малышами можно проводить уже ощутимую пальчиковую гимнастику, разрабатывая пальчики с большей амплитудой движения, чем раньше, вовлекая уже все пальчики.

Для ребёнка двухлетнего возраста и старше используйте разнообразные движения для гимнастики пальчиков и сопровождайте их забавными стишками, которые малыш заучит наизусть и будет повторять вместе с вами. А теперь, усвоив «теорию», самое время перейти к практике. Рассмотрим упражнения, которые включают пальчиковую гимнастику, в зависимости от возраста малыша.   

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: