Развитие ребенка дошкольного возраста в продуктивной деятельности

Занятия лепкой в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – самый пластичный, «впитывающий» и творческий. В это время ребенок в полной мере осваивает речь, получает знания о мире, развивает мелкую и общую моторику. Кроме того, именно дошкольники считаются самыми творческими натурами. Они фантазируют, выдумывают, творят на уровень выше, чем взрослые люди. Поэтому все виды изобразительной деятельности актуальны и важны в дошкольном возрасте.

Одним из видов изобразительной деятельности является лепка. Лепка развивает у ребенка мелкую моторику, что благотворно сказывается на развитии речи, помогает усвоить малышу цвета и формы, поддержать в нем творческое начало.

Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.

Значение лепки для развития ребенка огромно. Это — искусство детей — очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.

Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.

Лепка это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей, художественного вкуса, способности фантазировать, представлять, воображать, активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.

Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки помогают ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.

На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.

В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами (глина, пластилин, пластик, тесто, снег, воск, влажный песок, бумажная масса для папье-маше и др.).

Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

Н. Б. Халезова подчеркивает: «Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс. Так шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов столбик — кольцом, браслетом, баранкой и т. д».

Занятие лепкой очень полезно для ребенка. Это прекрасная возможность развлечь малыша и активизировать процесс его индивидуального развития.

Во время работы с любым пластическим материалом ребенок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки

Лепка по своему характеру требует, с одной стороны развитых ощущений и восприятия, а с другой – сама совершенствует эти восприятия и ощущения.

На занятиях лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы.

Лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, его роспись.

Лепка позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально-активной личности.

Преимущество лепки заключается в следующем:

— способствует развитию мелкой моторики;

-концентрирует внимание и усидчивость;

-снимает напряжение и стресс;

-помогает раскрыться творческим сторонам личности

Во время занятий лепкой в детском саду существуют определенные задачи для воспитателей: воспитание детского творчества, обучение детей изобразительным и техническим умениям, развитие интереса к этому виду деятельности.

Также лепка в детском саду имеет особое содержание. Практически всегда дети, в отличие от скульпторов, лепят не живых существ, а окружающие предметы. Ведь чаще всего дети лепят не объект эстетического наслаждения, а предмет, с которым после можно играть.

При надлежащем обучении и наставлений воспитателя дети в процессе лепки используют стеку, осознанно производят подбор каркаса и употребляют их для соединения разрозненных элементов и для передачи специфических особенностей формы.

Виды продуктивной деятельности

В дошкольных образовательных учреждениях дети осваивают следующие виды продуктивной активности:

  • рисование (кроме традиционной техники, малыши осваивают целый ряд нетрадиционных — рисование ватными палочками, пальчиками, штампами и пр.),
  • лепку (из пластилина, кинетического песка, полимерной глины, теста),
  • конструирование (в младшем дошкольном возрасте это в основном кубики, природный материал, в среднем и старшем список пополняется моделированием из бумаги, конструкторов),
  • пение, хореографию, театрализованную деятельность,
  • занятия с макетами (этот вид продуктивной деятельности практикуется в основном в старшем дошкольном возрасте, например, когда ребята создают вместе с родителями макет проезжей части и с его помощью отрабатывают ПДД, подключая театрализованную деятельность с картонными куклами).

Введение в практику тех или иных видов продуктивной деятельности (кроме макетов) происходит параллельно начиная с младшего дошкольного возраста. Только формы заданий варьируются в зависимости от темы занятия и уровня развития детей.

Например, при изучении темы «Домашние животные» в средней группе на занятии лепкой мои воспитанники получают задание сделать козлёнка. Фигурку можно сделать объёмной, если малыши хорошо освоили навык раскатывания «колбасок» между ладошек, создания «шариков», умеют сглаживать, прищипывать места соединений. Если же создание пропорциональных объёмов через «колбаски» и «шарики» вызывает у ребят затруднение, отработать эти навыки я им предлагаю в процессе выполнения поделки на плоскости, то есть разместив её на картоне. При этом обязательно нужно обсудить с ребёнком недостатки в выполнении элементов (несоблюдение пропорций, неравномерное приложение усилий для прищипывания и пр.).

Подключая к продуктивной деятельности родителей, педагог реализует важную цель образовательного процесса, связанную с вовлечением семьи в ход учебно-воспитательной работы с детьми

Картотека тем по продуктивной деятельности

Важное значение

Продуктивные виды деятельности детей играют одну из основных ролей в процессе всестороннего развития дошкольника. Наряду с игровым видом они составляют единый комплекс работы по дошкольному образованию, проводимый под руководством взрослых людей (педагогов, воспитателей). Результатом данной деятельности должен стать определенный продукт.

Многочисленные исследования, проведенные специалистами в разных концах планеты и с различными категориями детей, не достигших еще младшего школьного возраста, показали эффективность продуктивной деятельности среди этой возрастной группы детей.

Установлено благоприятное влияние на дошкольников в сфере развития графических навыков, а также выработке настойчивости и целеустремленности при овладении важными навыками.

Картотека тем по продуктивной деятельности

Поскольку практическая деятельность реализуется во всех направлениях образовательного процесса, картотека тем составляется в рамках учебно-воспитательных курсов и совпадает с тематикой занятий, на которых этот вид активности вводится. Например, в курсе формирования целостной картины мира (ФЦКМ) при изучении в старшей группе темы «Космос» дети выполняют аппликацию планет солнечной системы «Космос». А вот, так сказать, в концентрированном виде продуктивная деятельность представлена в планировании образовательных курсов этого направления:

  • рисования,
  • лепки и аппликации,
  • физической культуры, хореографии (если в ДОУ есть специалисты для занятий с детьми танцами),
  • музыки,
  • конструирования и моделирования (в программе «От рождения до школы», по которой работает бо́льшая часть детских садов в стране, этот курс называется «конструктивно-модельная деятельность»).

Таблица: перспективный план по рисованию в средней группе (фрагмент)

Автор — Каштанова Е.П., воспитатель МБДОУ «Детский сад №5», г. Саранск.

№ и дата Тема Цели
Декабрь
1 Рисование декоративное Укрась юбку дымковской барышни
  • продолжать знакомить с народным декоративным искусством,
  • упражнять в приёме росписи,
  • закреплять навык работы с красками.
2 Рисование кистью. Гуашь Зимний пейзаж
  • начинать знакомить с пейзажем,
  • учить рисовать деревья всей кистью и кончиком кисти,
  • учить рисовать контрастный зимний пейзаж, используя белую и чёрную гуашь.
3 Оттиск скомканной бумагой. Гуашь Снежная баба
  • продолжать рисовать предметы, используя оттиск скомканной бумаги,
  • учить доводить образ кистью.
4 Рисование Снегурочка
  • учить изображать Снегурочку в шубке,
  • закреплять в рисовании кистью и красками, накладывать одну краску на другую после высыхания.
Январь
1 Рисование ватными палочками. Гуашь Чашка
  • учить крупно рисовать предметы посуды с натуры простым карандашом,
  • учить самостоятельно подбирать цвета, обводить точками карандаш ватными палочками.
2 Рисование цветными карандашами Мишутка
  • продолжать рисовать простым карандашом, а потом оформлять работу в цвете,
  • учить рисовать стоящего медведя, стоящего на задних лапах, правильно располагать части тела, соотнося их по размеру.
3 Рисование Кто в каком домике живёт Учить создавать предмет, состоящий из прямоугольных, квадратных, треугольных частей.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/01/18/perspektivnyy-plan-po-risovaniyu

Виды продуктивной деятельности

В дошкольных образовательных учреждениях дети осваивают следующие виды продуктивной активности:

  • рисование (кроме традиционной техники, малыши осваивают целый ряд нетрадиционных — рисование ватными палочками, пальчиками, штампами и пр.),
  • лепку (из пластилина, кинетического песка, полимерной глины, теста),
  • конструирование (в младшем дошкольном возрасте это в основном кубики, природный материал, в среднем и старшем список пополняется моделированием из бумаги, конструкторов),
  • пение, хореографию, театрализованную деятельность,
  • занятия с макетами (этот вид продуктивной деятельности практикуется в основном в старшем дошкольном возрасте, например, когда ребята создают вместе с родителями макет проезжей части и с его помощью отрабатывают ПДД, подключая театрализованную деятельность с картонными куклами).

Введение в практику тех или иных видов продуктивной деятельности (кроме макетов) происходит параллельно начиная с младшего дошкольного возраста. Только формы заданий варьируются в зависимости от темы занятия и уровня развития детей.

Например, при изучении темы «Домашние животные» в средней группе на занятии лепкой мои воспитанники получают задание сделать козлёнка. Фигурку можно сделать объёмной, если малыши хорошо освоили навык раскатывания «колбасок» между ладошек, создания «шариков», умеют сглаживать, прищипывать места соединений. Если же создание пропорциональных объёмов через «колбаски» и «шарики» вызывает у ребят затруднение, отработать эти навыки я им предлагаю в процессе выполнения поделки на плоскости, то есть разместив её на картоне. При этом обязательно нужно обсудить с ребёнком недостатки в выполнении элементов (несоблюдение пропорций, неравномерное приложение усилий для прищипывания и пр.).

Подключая к продуктивной деятельности родителей, педагог реализует важную цель образовательного процесса, связанную с вовлечением семьи в ход учебно-воспитательной работы с детьми

Разновидности

Направления продуктивной деятельности

Есть несколько направлений продуктивной деятельности:

  • создание предметов, годных для исследовательской и познавательной деятельности, а также для игр;
  • наполнение художественной галереи собственноручно изготовленными предметами;
  • создание макетов;
  • создание и оформление «книги», наполненной рассказами детей, дневником природы, летописью группы, сказками;
  • изготовление сувениров и украшений к праздникам в виде афиш, пригласительных билетов, поздравительных открыток, ёлочных украшений, гирлянд и т. д.;
  • придумывание коллективного рассказа, необычного тем, что там все слова начинаются с одной буквы (подобная деятельность отлично развивает у детей навыки устного творчества, помогает им освоить письмо и чтение);
  • создание театральных материалов для своего спектакля — изготовление элементов костюмов, декораций и т. д. Продуктивная деятельность здесь успешно связывается с сюжетной детской игрой или чтением художественной литературы.

Проделанная работа даёт следующие результаты:

  • для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью;
  • у детей развиваются творческие способности;
  • в группе у детей улучшается психологическое самочувствие;
  • дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.

Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь.
На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова.Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей.
В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:

  • активности;
  • наблюдательности;
  • самостоятельности
  • целеустремлённости;
  • способности доводить до конца начатое;
  • умения усваивать полученную информацию;
  • терпения.

При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным.
Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.

Почему для дошкольника важна включенность в деятельность

Различные виды деятельности дают возможность детям дошкольного возраста активно познавать окружающий мир, пробовать свои силы, приобретать первый опыт.

Под детской деятельностью понимают процесс, образованный потребностью и конкретными действиями. В идеале еще важен результат, сверенный с начальным желанием (получилось то, к чему стремился, или нет). Но дети дошкольного возраста далеко не всегда ориентированы на результат, им полезны непосредственные действия, к которым они испытывают интерес.

Особая ценность деятельности состоит в том, что идет двухсторонний процесс. Развиваясь, дошкольник научается выполнять более сложные действия, а включаясь в деятельность, он погружается в условия, стимулирующие его развитие.

Создаются условия для речевого развития дошкольников через различные виды деятельности. Чем бы ни занимался ребенок, он сопровождает свое занятие словами. С помощью речи дети раскрывают причины поведения, выражает цели своих действий: «строю дом», «буду причесывать кукол» и т.д.

Перечень умений

Рассмотрим, какими именно умениями должен обладать дошкольник, чтобы можно было говорить о его нормальном всестороннем развитии. Прежде всего, кроха должен знать цифры и буквы, уметь совершать простейшие арифметические действия.

Кроме того, к числу навыков, имеющих отношение к продуктивной деятельности, относятся:

  • умение рисовать геометрические фигуры и делить их на части линиями на рисунке или ножницами;
  • знать цвета и оттенки, называть и показывать их;
  • собирать пазлы, несложные модели из конструктора или кубиков, используя образец;
  • раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
  • лепить мелкие детали;
  • рисовать фигурки или буквы по клеточкам, используя образец;
  • использовать разную силу нажима на карандаш.

Анализ продуктивной деятельности в ДОУ

Найдено научных статей по теме — 15

Продуктивная интеллектуальная деятельность учащихся

Ивлев Виктор Иванович

Рассмотрена проблема терминологии в сфере исследовательской и проектной деятельности учащихся. Введено понятие продуктивной интеллектуальной деятельности, предложена классификация ее видов.

Новый метод оценки продуктивности научной деятельности

Котляров Иван Дмитриевич

Предложена классификация показателей продуктивности научной деятельности, составлен перечень критериев, которым должны удовлетворять такие показатели, выполнен анализ используемого в России показателя результативности научной деят

Субъектная продуктивность человека в учебной деятельности

Галиуллина Ольга Юрьевна

В статье рассматривается взаимосвязь дивергентного мышления и успеваемости в учебной деятельности. Дж. Гилфорд и некоторые отечественные ученые, дивергентное мышление понимают как общую творческую способность.

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника

Дюжакова Марина Вячеславовна, Лавлинская Ольга Игоревна, Коломеец Алена Владимировна

В современных дошкольных организациях работа с детьми организуется в соответствии с принципами развивающего образования; акцентируется внимание на личностноориентированном, интегративном подходах.

Типологические факторы продуктивности деятельности дизайнера

Крыгина Елена Вячеславовна

Работа посвящена анализу типологических факторов, своеобразие которых создает экологические «ниши» индивидуальности дизайнера.

Социализация дошкольников в процессе продуктивной деятельности

Соловьева Ю.Н.

Социализация детей, постижение общественных отношений вопрос сложный и многоаспектный, наклaдывающий особую ответственность на педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Развитие внеурочной деятельности методами продуктивного обучения

Башмаков Марк Иванович, Горяев Михаил Александрович

В статье рассмотрены вопросы научно-методического обеспечения внеурочной работы при реализации ФГОС нового поколения. Обсуждаются продуктивные технологии игровых конкурсов и параметрического тестирования

Характеристики продуктивной учебной деятельности студентов вузов

Байдикова Наталия Леонидовна

В статье рассматривается номенклатура и содержание характеристик учебной деятельности в контексте современной гуманистической образовательной парадигмы исходя из сложившегося в отечественной педагогике в середине XX в.

Новые методы оценки продуктивности исследовательской деятельности

Шапошникова Татьяна Леонидовна, Романов Дмитрий Александрович, Киселёва Елена Сергеевна, Терюха Роман Викторович

Цель исследования разработка новых методов оценки продуктивности исследовательской деятельности.

Технология научной деятельности: подход к повышению продуктивности

Ильин Владимир Дмитриевич

Статья содержит постановочную часть концепции технологии научной деятельности в человеко-машинной среде символьного моделирования произвольных объектов (s-среде ).

Организация продуктивной деятельности студентов средствами математики

Маклаева Эльвира Владимировна, Фёдорова Светлана Владимировна

Статья посвящена применению активных методов обучения математике в педагогическом вузе. В ней рассматриваются особенности организации продуктивной деятельности студентов на различных этапах усвоения математических знаний.

Система внутришкольного управления и продуктивная деятельность учителя

Бочкарева А. Г.

В статье рассматриваются управление продуктивной деятельностью учителя как фактора формирования его профессиональной компетентности, выбор управленческих технологий, содействующих личностному развитию учителей, их самореализации в

Особенности музыкально-продуктивной деятельности детей раннего возраста

Волчегорская Е. Ю, Ногина О.А.

Целью статьи является рассмотрение специфики музыкально-продуктивного развития детей раннего возраста, опирающегося на базисные музыкально-интонационные комплексы.

Психологическая обеспеченность продуктивной деятельности будущего офицера

Тарасов Дмитрий Юрьевич

Автор выделяет структурные компоненты психологического обеспечения продуктивной деятельности будущего офицера.

Единичное и общее в контексте продуктивности групповой учебной деятельности

Степанова Е. Д.

Статья восполняет недостаток методологии психологического анализа деятельности для групповой учебной работы.

Конкретные категории

Выработка художественно-эстетических качеств в процессе занятий по развитию ребенка, соответствует модулирующему типу продуктивной деятельности. Именно этот способ позволяет наилучшим образом дошкольнику отображать окружающую его действительность по своему собственному усмотрению.

И уже на основании сделанных выводов, полученная в итоге характеристика дает возможность самостоятельно формировать и создавать те или иные образы. Такой подход наилучшим образом влияет на развитие образного мышления детей, их умение применять воображение.

Совершенствовать у дошкольников эстетическое отношение ко всему их окружающему, — важная задача комплексного подхода к воспитательному процессу

Важность данной задачи переоценить трудно. Ведь только гармонично развивающаяся личность способна уметь видеть и чувствовать все, то прекрасное, что их окружает

Немаловажная роль отведена данной методике развития детей и для достижения и формирования у дошкольников эстетических чувств.

Простое, казалось бы, занятие, — рисование. Однако именно такой способ занятий открывает перед воспитателями совершенно новые возможности для выработки собственного взгляда у малышей, развитии их эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности.

Продуктивная деятельность открывает для дошкольников как будто новый мир красоты, существующей на самом деле, находящийся постоянно рядом с нами. Происходит формирование тех или иных убеждений, определяет поведение ребенка.

Сложно переоценить важность правильного нравственного воспитания детей дошкольного возраста, осуществляемая посредством применения продуктивного метода. Такая связь формируется и осуществляется в процессе выполнения различного рода практических детских работ

Направлены они на закрепление полученных сведений из окружающего мира, и выработку таких качеств, как:

  • наблюдательность,
  • активность,
  • целеустремленность,
  • самостоятельность,
  • терпение, умение слушать и усваивать полученную информацию,
  • способность доводить все начатое до конца.

Не остается в стороне и физическое развитие ребенка, и важную роль в этом процессе также играет испытанная продуктивная методика. Благодаря этому повышается уровень жизненного тонуса, улучшается настроение, общее состояние поведения и характера. Ребенок становится более подвижным, жизнерадостным, активным.

В процессе занятий вырабатывается правильная осанка, походка и другие важные физические качества маленького человечка. Кроме того, укрепляется мускулатура, улучшается общая координация движений.

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста продуктивной деятельностью подробно описана Мариной Шекалиной.

Итог

Помимо перечисленных положительных факторов, есть еще много других, прогрессивных показателей правильного развития ребенка дошкольного возраста

А сама продуктивная деятельность является важной составной частью правильного, всестороннего обучения и воспитания дошкольников

Благодаря, казалось бы, простым занятиям, — обучению рисованию и лепке, конструированию и созданию аппликаций, — происходит наиболее полная и гармоничная выработка положительных качеств в следующих направлениях:

  • умственное воспитание,
  • эстетическое развитие,
  • физическое укрепление организма,
  • нравственное и духовное становление личности.

Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности — продуктивный

В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость.
Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики

Занятия по рисованию

Самый простой и полезный способ помочь ребенку заняться продуктивной деятельностью в дошкольном возрасте – предложить ему порисовать. Причем вовсе необязательно использовать стандартные краски (карандаши, фломастеры) и лист бумаги, можно смело проявлять фантазию, давая крохе все новые необычные задания. Такие виды занятий способствуют всестороннему развитию личности дошкольника, формируя у него не только художественный вкус, но и представление о цвете, гармонии. Со временем у ребенка, который регулярно занимается рисованием, выработается чувство стиля, умение сочетать цвета и размещать фигуры в пространстве, а также будет развиваться мелкая моторика.

Какие же формы необычного рисования можно использовать дома?

  • Рисование мячиком на ватмане. Берется любой небольшой мяч, например теннисный, погружается в краску. После этого малыш прокатывает его по белому листу, оставляя всевозможные дорожки и линии. Можно завершить рисунок, дорисовав что-то кисточкой или карандашом, чтобы линии обрели смысл.
  • Граттаж. Очень интересная техника, которая поможет сделать домашнее рисование веселым и необычным. Делается так: лист бумаги закрашивается цветными восковыми мелками, после чего как следует натирается свечкой. Далее основа под рисунок покрывается густым слоем гуаши, делают это родители при помощи толстой кисти. Когда краска подсохнет, но не высохнет окончательно, в работу включаются дети. Им дается задание процарапать специальным стрежнем или заостренной палочкой рисунок. Острый предмет сотрет верхний слой, благодаря чему проявятся цвета мелков. А малыши могут либо использовать трафареты, либо же сами создавать композицию.
  • Рисование по льду доставит удовольствие даже самым флегматичным детям. Сначала родитель делает заготовку: наливает кипяченую воду в пластиковую емкость (например, контейнер), замораживает ее. Малыш рисует акварелью, ее структура позволяет краске без проблем проникать в лед. Для создания необычного шероховатого эффекта можно использовать соль.
  • Монотипия. Очень интересный метод, хотя используется нечасто. Ребенок рисует на обычном целлофановом пакете некую композицию, используя яркие краски. После этого пакет прикладывают к листу бумаги, проводят по нему ладонью, чтобы на белой поверхности остался оттиск. Это и будет новое «творение» малыша, необычное, а потому – очень интересное.

Использовать можно различные техники. Родителям следует заранее в ненавязчивой форме показать крохе, как смешиваются цвета:

  • синий + желтый = зеленый;
  • красный + синий = фиолетовый;
  • красный + желтый = оранжевый.

Можно предложить ему самому смешать краски на палитре и посмотреть, что получится. Такое «маленькое открытие» подарит крохе хорошее настроение и гордость.

Картотека тем по продуктивной деятельности

Поскольку практическая деятельность реализуется во всех направлениях образовательного процесса, картотека тем составляется в рамках учебно-воспитательных курсов и совпадает с тематикой занятий, на которых этот вид активности вводится. Например, в курсе формирования целостной картины мира (ФЦКМ) при изучении в старшей группе темы «Космос» дети выполняют аппликацию планет солнечной системы «Космос». А вот, так сказать, в концентрированном виде продуктивная деятельность представлена в планировании образовательных курсов этого направления:

  • рисования,
  • лепки и аппликации,
  • физической культуры, хореографии (если в ДОУ есть специалисты для занятий с детьми танцами),
  • музыки,
  • конструирования и моделирования (в программе «От рождения до школы», по которой работает бо́льшая часть детских садов в стране, этот курс называется «конструктивно-модельная деятельность»).

Таблица: перспективный план по рисованию в средней группе (фрагмент)

Автор — Каштанова Е.П., воспитатель МБДОУ «Детский сад №5», г. Саранск.

№ и дата Тема Цели
Декабрь
1 Рисование декоративное Укрась юбку дымковской барышни
  • продолжать знакомить с народным декоративным искусством,
  • упражнять в приёме росписи,
  • закреплять навык работы с красками.
2 Рисование кистью. Гуашь Зимний пейзаж
  • начинать знакомить с пейзажем,
  • учить рисовать деревья всей кистью и кончиком кисти,
  • учить рисовать контрастный зимний пейзаж, используя белую и чёрную гуашь.
3 Оттиск скомканной бумагой. Гуашь Снежная баба
  • продолжать рисовать предметы, используя оттиск скомканной бумаги,
  • учить доводить образ кистью.
4 Рисование Снегурочка
  • учить изображать Снегурочку в шубке,
  • закреплять в рисовании кистью и красками, накладывать одну краску на другую после высыхания.
Январь
1 Рисование ватными палочками. Гуашь Чашка
  • учить крупно рисовать предметы посуды с натуры простым карандашом,
  • учить самостоятельно подбирать цвета, обводить точками карандаш ватными палочками.
2 Рисование цветными карандашами Мишутка
  • продолжать рисовать простым карандашом, а потом оформлять работу в цвете,
  • учить рисовать стоящего медведя, стоящего на задних лапах, правильно располагать части тела, соотнося их по размеру.
3 Рисование Кто в каком домике живёт Учить создавать предмет, состоящий из прямоугольных, квадратных, треугольных частей.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/01/18/perspektivnyy-plan-po-risovaniyu
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: