Гимнастика
Заведите дома мячики, много мячиков, а еще экспандеры, резинки, массажные мячики, шарики су-джок, колючие с пружинками внутри. Все это идеальные инструменты для массажа кистей рук, для гимнастики для рук.
Но для письма
важно и состояние всего тела. Когда мы пользуемся устной речью нам активно помогает
тело – мы двигаем руками, водим глазами, машем головой
Тело помогает выразить
эмоции.
А вот когда
мы пишем – письменная речь — наше тело
абсолютно расслабленно, и работает только та рука, которая отвечает за сам
процесс. у И голова работе. И вот эта наивысшая концентрация дается только тому
телу, которое физически, физиологически окрепло.
Так что
зарядка по утрам и спортивные секции – залог успеха в освоении навыка письма.
Важно отдать ребенка грамотному специалисту, но не в 3-5 лет, а в период готовности ребенка к письму, к 6-7 годам и позже, чтобы этот специалист научил ребенка писать красиво. Поставил ему красивый правильный почерк
Но, и в это время и потом на протяжении всей учебы важно поддерживать ребенка различными упражнениями. Мотивировать его
Заинтересовывать и самим увлекаться этим. Важно, чтобы ребенок не чувствовал свою брошенность, свое одиночество вот в этом трудной для него работе.
Приемы обучения письму букв
Дети усваивают написание каждой буквы на отдельном уроке. Огромная роль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее графические составных элементов, сравнению букв ошибки учащихся до составу и по начертанию. Необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв.
Хотя буквы русского письменного алфавита и не могут быть «расчленены» на какое-то количество строго определенных элементов, тем не менее часто повторяющиеся элементы могут быть выделены: это палочка короткая в букве п и длинная в букве р, палочка с закруглением внизу — элемент букв и, ш;прямая с петлей в буквах у, д; овал и полуовал в буквах о, с, палочка с двумя закруглениями — внизу и вверху в букве г, малая петля в буквах ц и щ.
В системе обучения грамоте детей обычно выделяется несколько уроков, специальная цель которых — обучение письму важнейших элементов: палочек, закруглений, петель, овалов.
В дальнейшем элементы каждой новой буквы выделяются до ее письма,—в этом и состоит аналитический подход. Он дает основу для конструктивного письма новых букв: учащиеся как бы сами «открывают» способ написания буквы, конструируют новую букву, пишут ее. Конечно, подлинного конструирования нет, учитель лишь создает такую иллюзию у детей, приучая их к самостоятельности, к поиску, к творчеству.
Например, дети уже умеют писать букву а, и им нужно научиться писать букву д. Они сами подходят к способу письма буквыд: нужно у буквы а оставить полуовал, а палочку с загибом заменить на длинную палочку (черту) с петлей внизу. Движение руки при написании буквы д такое же, как и при письме буквы а.
При обучении письму очень важна работа над формой букв, над расположением их деталей, которые взрослый человек обычно не замечает. Недооценка работы над формой буквы приводит к трудноисправимым графическим ошибкам, а в дальнейшем — к неправильному становлению почерка ученика. Что же здесь имеется в виду?
Какое расстояние нужно оставлять между словами? (Примерно равное букве и строчной.) На каком месте должно быть пересечение петли у букв у, д? (На нижней строке.) На какой высоте следует начинать поперечное соединение у буквы м? (На середине строки, если пишут по двойной разлиновке.) На какой высоте следует соединять буквы мил? (Примерно треть высоты буквы.) Какой высоты должно быть нижнее закругление у буквы в? (Примерно две трети высоты буквы). Какой, высоты должна быть петля у буквы е? (Чуть больше половины высоты буквы.) И т. д.
Такая методика обучения письму букв в целом может быть определена как аналитико-синтетическая. В практике она обычно используется в сочетании с подражанием образцу: копированием прописей, многократным переписыванием буквы, слова.
Методы улучшения качества и скорости письма у детей
Решать проблему коррекции навыков письма следует пошагово. В зависимости от причины, необходимо выбрать наиболее грамотный подход их устранения.
Занятия для улучшения мелкой моторики
- Для начала, возьмите разноцветный пластилин. Пусть ребенок катает его в ладонях, разминает и отщипывает небольшие кусочки. В дальнейшем, можно освоить навык скатывания шарика между пальцами. Это несложное задание активизирует все мозговые центры, отвечающие за координацию жестов.
- Подготовьте на листе бумаги рисунок или узор из точек. Вашему ребенку необходимо последовательно их соединить.
- Рисование и заполнение штриховкой мелких геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов) подготовят пальчики к написанию маленьких букв.
Приобретение качественных принадлежностей для письма
В выборе канцелярии для малышей необходимо учитывать следующие позиции:
- качество;
- материал;
- форма;
- безопасность.
Опытные преподаватели советуют приобретать ребенку, начинающему писать, пластмассовую ручку с резиновой накладкой, либо трехгранный карандаш с грифелем средней жесткости.
Подготовка рабочего места
В соответствии с ключевыми правилами эргономики, столешница у стола для обучения должна быть с небольшим уклоном. Для качественной поддержки осанки, выбирайте стул с прямой спинкой. В целях наиболее качественного освещения, поместите лампу напротив рабочей руки ребенка.
Коррекция захвата ручки или карандаша
Для повышения качества и скорости письма под диктовку, следует обратить внимание на положение письменных принадлежностей в руке. Для облегчения задачи, можно надеть на карандаш специальную трехгранную насадку, позволяющую разместить все три рабочих пальца должным образом
Для облегчения задачи, можно надеть на карандаш специальную трехгранную насадку, позволяющую разместить все три рабочих пальца должным образом.
Генератор прописей
Чтобы составить прописи, выберите на панели нужные вам функции.
Вид страницы: в косую линию, в узкую линию, в широкую линию.
Выбор страницы зависит от степени подготовленности вашего ребенка.
Для написания цифр используйте страницу в клетку.
Вид шрифта: пунктирный, сплошной серый, сплошной черный.
Для обводки букв выберете пунктирный шрифт или сплошной серый.
Для самостоятельного письма по примеру — сплошной черный.
Положение страницы: книжное, альбомное.
В отдельной строке напишите задание.
Например: обведи буквы, пропиши по образцу, пропиши самостоятельно по образцу и т.п.
Далее заполните форму текстом на свое усмотрение.
Это могут быть отдельные буквы, слоги, слова. Пропишите те буквы и слоги, при написании которых у вашего ребенка возникают трудности.
Вы можете вписать предложения или текст (стихотворение, загадку).
Для перехода на новую строку и корректного отображения текста используйте кнопку ENTER.
В книжном формате ширина строки порядка 40-42 знака, учитывая пробелы. В альбомном формате ширина строки порядка 55-58 знаков.
С помощью онлайн генератора прописей вы можете составить, скачать и распечатать задания для детей любой сложности.
Вы можете создать прописи не только на кириллице. Используя латинскую раскладку клавиатуры, вы можете сгенерировать прописи по английскому и немецкому языку.
Для дошкольного возраста используйте пунктирный шрифт и страницу с косой линией.
Пропишите отдельные строчные и заглавные буквы, слоги и слова для обводки.
Для первоклассников можно создать прописи уже со сплошной линией.
Вы можете написать по одному примеру, оставив строку пустой для самостоятельного письма.
Вы так же можете с помощью генератора прописей составить грамматическое упражнение для ребенка.
Напишите слова или текст с пропущенными буквами. Это могут быть словарные слова, слова с проверочными гласными, слова с приставками и т.п.
Не забудьте про цифры
Используйте страницу в клетку и пунктирный шрифт. Можно распечатать не только прописи с цифрами, но и прописи с математическими примерами, составив их самостоятельно.
Напомню, что если вам необходимы задания с математическими примерами по математике воспользуйтесь Генератором примеров, который поможет вам создать и распечатать математические примеры для детей разного уровня подготовки.
Надеюсь, что сервис по созданию прописей поможет вам в обучении ваших детей.
Данный генератор будет полезен для составления прописей, как для дошкольников, так и для школьников младших классов.
Для самых маленьких подойдут уже готовые развивающие прописи.
Буду рада обратной связи, отзывам и предложениям.
Так же буду признательна за поддержку в развитии генератора :))
Творческий подход
Всевозможное придумывание букв, написание их и вовсе не обязательно ручкой. Перо. Кисточка. Фломастер. Брашпен. Аквабраш. Сейчас столько инструментов для каллиграфии! Бери и делай.
Это может быть увлекательный поход в магазин, где ребенок выберет свой инструмент – золотые ручки с блестками, еще что-то, и ими будет писать.
Сейчас легко можно
найти множество раскрасок с буквами, витиеватых
прописей, с флоришами, вензелями и другими декоративными элементами. Гугл вам в
помощь.
В любом случае это работа рукой. Механическая память руки,
умение держать инструмент и работать разными инструментами для письма.
Методики обучения письму
Исторически методики обучения письму сложились внутри авторских школ и носят рекомендательный характер. Как правило, учитель использует в работе чередование отдельных моментов, заложенных в ту или иную методику.
Копировальная методика
Ученики обводят буквы по контуру, точкам. При этом включается механизм моторной и зрительной памяти. Однако осознанность при письме у детей формируется слабо. В последствии возникают трудности с самостоятельным письмом.
Линейная методика
При обучении используется вспомогательная сетка, которая помогает соблюсти одинаковую величину букв с одинаковыми отступами. Сетка определяет наклон почерка и пропорции буквенных элементов. В современных школах от методики остались тетради в косую линию, направляющие угол наклона и размеры букв.
Генетическая методика
Принцип обучения состоит в изучении сначала простых в исполнении букв с малым количеством элементов, затем – более сложных. В русском языке наиболее легктми для написания считаются буквы: О, С, Г и т. п. Сложные буквы состоят из нескольких мелких элементов, это Ж, Ю, Щ, Ц и др. Методика эффективна, если дети уже знают буквы и могут их печатать.
Ритмическая методика
Дети прописывают буквы под внешний ритмичный счет. Как правило, методика применяется для закрепления написания букв и освоения непрерывной плавности письма. При выполнении такого упражнения от детей требуется высокая степень концентрированности на процессе.
Методика Карстера
Автор предложил 19 специальных упражнений, так называемых росчерков. Для начального обучения такой способ достаточно сложен. Однако с помощью него можно исправлять почерк старших учеников. Из метода Карстера педагоги часто берут написание элементов букв в подготовительный период.
Методика Монтессори
Письмо по данной методике начинается раньше чтения. Дети обучаются письму без внешних стимулов и контроля. Им нравится выполнять обводки буквы, составлять из них слова. Методика вполне естественна для детского возраста, но плохо адаптирована к школьной программе.
Уроки для обучения письму
В последнее время обращается внимание на прописи. Они составляются в соответствии с букварем и включают образцы букв
Прописей в арсенале педагога большое количество. Большой популярностью пользуется пособие известного логопеда-практика Т. А. Воробьевой, которое поможет дошкольнику освоить написание печатных и письменных букв русского алфавита. Кроме того, задания 85 уроков включают в себя упражнения на развитие графомоторных навыков: штриховка, дорисовка и обводка, проведение заданных линий по образцу. Ребенок научится правильно располагать лист, ориентироваться на листе бумаги, выполнять простой звуковой анализ слов.
Пособие рекомендовано детей 5-7 лет, родителей, логопедов, дефектологов, воспитателей детских садов и будет незаменимо при подготовке к школе ребенка дошкольного возраста.
Название: 85 уроков для обучения письму
Издательство: Литера
Год: 2008
Для более подробного представления о методике обучения письму предлагаются практические рекомендации педагога начальной школы.
Различению и узнаванию букв на письме помогут упражнения предложенные в специальной рабочей тетради по развитию графических навыков. Некоторые упражнения данного пособия можно использовать для различения цифр.
Главные причины, препятствующие формированию красивого почерка
Ухудшение качества написания слов у ребенка обнаруживается в возрасте 7-8 лет. Плохие отметки за грамотность и аккуратность становятся первым признаком возникновения проблемы. Этому может быть несколько причин:
Недостаточное развитие мелкой моторики. Начиная с 6 месяцев, малыш активно познает мир с помощью пальчиков рук. Если в это время навык мелкой моторики был разработан недостаточно, впоследствии это скажется на умении рисовать мелкие детали, брать небольшие предметы и аккуратно выводить буквы.
Плохое качество письменных принадлежностей. В обучении письму мелочей не бывает. Ручка или карандаш плохого качества будет выскальзывать из пальчиков, а слишком твердый или мягкий грифель не позволят малышу регулировать силу нажима.
Неправильное положение во время занятий. На скорость и красоту письма могут влиять такие, на первый взгляд, незначительный факторы, как осанка, высота стола и стула, расположение света и многое другое.
Неверный захват письменных принадлежностей. Небольшое смещение кисти в сторону закроет ребенку обзор, а слишком сильное зажатие ручки пальцами может вызвать неприятные ощущения в руке.
Ранее обучение навыкам письма. Ученые утверждают, что обучить малыша от трех лет написанию букв под диктовку можно достаточно легко
Но, так как детям в таком возрасте очень сложно концентрировать внимание на одном занятии длительное время, малыш будет стремиться к быстрому результату. Вследствие этого есть риск формирования некрасивого почерка.
Преградой к развитию каллиграфического письма вашего ребенка может стать любая из этих причин. Но, практика ежедневных тренировок и определенных упражнений позволит устранить проблему.
Ритмические упражнения
Упражнения на выработку ритма на бумаге оставьте на потом. Начните с игр с мячом. Кинезиологических упражнений из арсенала нейропсихологов. Вспомните про прохлопывания, музыкальные инструменты – «повтори эту мелодию».
А вот уже потом переходите на бумагу. Выглядеть это будет так. Нужна простая белая бумага. Листы нужно разрезать на полоски заданной ширины, склеить их между собой, и получится длинная лента. В принципе можете у бабушки попросить завалявшийся на антресоли рулончик бумаги, которую раньше использовали для заклейки окон. Она тоже отлично подойдет.
Итак,
выкладываем ленту на столе. Ребенку дается в начале рисунок, узор. И он должен его
повторить на протяжение всей ленты.
Важно, чтобы
он не вышел за края ленты, ориентировался в пространстве, концентрировался на
амплитуде. Нужно удерживать ритм, не уменьшать и не увеличивать
Основные упражнения для развития красивого и быстрого письма
Чтобы сформировать у ребенка красивый почерк, следует начинать занятия не раньше достижения возраста 5-6 лет
В это время малыш уже может фиксировать внимание на достаточно долгое время. Второй важный момент – не превращать обучение в рутину
Большинство детских психологов утверждают, что проще привить ребенку интерес к занятиям через элементы игры.
Написание отдельных элементов
Для развития начальных навыков лучше всего использовать специализированные прописи. Согласно предоставленным в них примерам, ребенок выводит в строчках косые линии, крючки и волны
При выполнении этого задания следует концентрировать внимание не на количестве нарисованных знаков, а на их качестве
Трафареты букв
Далее, малышу необходимо научиться писать отдельные буквы. Для начала, предложите ему обвести силуэт знака по точкам. Только после того, как линия будет четкой и форма буква станет максимально правильной, позвольте ребенку писать буквы в отдельных строчках.
Слоги
Следующий шаг – сложные слоги. Сочетания «ЯЯ», «МЯ», «КЛ», «НЯ», «ОЯ», «АЯ» требуют дополнительной прилежности. Особенно в местах соединения букв. Навык написания следует отрабатывать поэтапно:
- сначала, научите ребенка прописывать элемент соединения в отдельных строчках;
- далее, используйте трафареты букв;
- после этого, приступайте к написанию слогов в отдельных строчках.
Увеличиваем скорость
После того, как ваш ребенок научился красиво писать буквы и слоги, правильно соединять буквы при письме, приступайте к следующей фазе – увеличению скорости написания.
В этом вам поможет несложное упражнение: предложите малышу написать пять коротких слов за определенный промежуток времени. Когда он станет легко справляться с заданием, количество букв в словах можно увеличить, а период процесса написания сократить.
Занятия по обучению письму достаточно сложны. Но, стоит помнить – когда ребенок выполняет задания с удовольствием и без неприязни, любой навык запоминается им намного легче.