Подходы к воспитанию ребенка в семье и школе

Воспитание детей

Сэр Фредерик Кинг Трубе

Фредерик Трубе Кинг был новозеландским реформатором системы социальной защиты детей. Благодаря ему в стране резко сократилась детская смертность, значительно улучшилось питание детей. За заслуги перед обществом его в 1925 году посвятили в рыцари.

Но также Трубе Кинг вошел в историю как один из первых апологетов строгого воспитания — с акцентом на дисциплину и эмоциональную сдержанность.

Основные положения его метода следующие:

Кормить новорожденных следует строго по расписанию: раз в четыре часа, и стоически игнорировать их требования в другое время.

Ночью желательно не кормить вообще.

Детей сразу после рождения следует помещать в отдельную комнату, а также оставлять на длительное время в садике — для закалки.

Обнимать и ласкать малышей можно не дольше чем десять минут в день.

Воспитание по Трубе Кингом — это дисциплина и режим. Первые месяцы жизни даны маленькому человеку для еды, сна и роста, а не формирования привязанностей.

Эта философия может показаться жесткой, но историк Хью Каннингем говорит, что тогдашние отцы были склонны слушаться авторитетов.

«Не каждая мать следовала этим предписаниям, но каждая о них, без сомнения, знала. Люди верили, что это научные, а значит — правильные взгляды», — говорит он.

Комплексный подход к раннему развитию детей: варианты и нюансы

Папы и мамы, зараженные идеей раннего развития малыша, в первую очередь обращают свое внимание на методики Монтесорри, вальдофскую педагогику, идеи Масау Ибуки, методики Никитиных и Зайцева, подход Глена Домана. Среди соотечественников набирает обороты ранее развитие по методу : результативность-то налицо!. Заметьте: далеко не каждый из этих умнейших людей развивает все стороны личности ребенка

Поэтому редко их методики в наше время используются в чистом виде. Судите сами!

Заметьте: далеко не каждый из этих умнейших людей развивает все стороны личности ребенка. Поэтому редко их методики в наше время используются в чистом виде. Судите сами!

Монтесорри делает акцент на интеллектуальном развитии через тактильные ощущения, знание расположения предметов в порядке убывания (или возрастания) его характеристики и т. д. Поразительные результаты в развитии мыслительных процессов, самостоятельности, любознательности! Но в физическом плане и умении мыслить творчески такие дети проигрывают.

Вальдорфская педагогика довольно широко подходит к разностороннему развитию: здесь формирование и эстетической, и физической, и трудовой сторон личности. Но интеллектуальное развитие малышей методика откладывает на более поздний возраст: 12 лет. Не поздно ли? «Поздно», ̶ говорят реалии сегодняшнего дня.

Масару Ибука
призывает к высокой интенсивности занятий, начиная с 2-3 месячного возраста малышей. Но дает им полную свободу действий по принципу «можно всё», начиная с года. Для всех ли культур приемлем такой подход?

Супруги Никитины
одни из первых огромное внимание уделили здоровью ребенка. По их мнению, регулярные упражнения, строгая диета, хождение босиком по морозу, специальный массаж ̶ ключи к развитию интеллекта

А умственный уровень их учеников ̶ феноменальный. Это результат совместных с родителями решения головоломок для развития образного мышления и логики. Недостатки методики ̶ недостаточное внимание формированию эстетического вкуса, творческих способностей.

Н. А. Зайцев
̶ пример успешного обучения малышей чтению, счету, иностранным языкам. Творчество и физическое воспитание здесь также остаются в стороне.

Вот и получается, что самый лучший вариант ̶ мудро комбинировать разные подходы к раннему развитию ребенка. А ещё лучше ̶ использовать уже проверенные годами методики, где дети развиваются всесторонне.

Индивидуальный подход к развитию ребенка: ключевые принципы и методы

В данном разделе мы поговорим о важности индивидуального подхода к развитию ребенка и представим основные принципы и методы, которые помогут достичь оптимальных результатов. Каждый ребенок уникален и имеет свои особенности, поэтому именно индивидуальный подход позволяет обеспечить ему максимальное развитие и успех в обучении

Учет потребностей и интересов ребенка

Первым ключевым принципом является учет потребностей и интересов ребенка. Необходимо внимательно изучить его индивидуальные особенности, чтобы определить в каких областях он проявляет наибольший интерес и силу. Такой подход позволяет создать оптимальную образовательную среду и выбрать наиболее эффективные методы обучения, которые будут стимулировать его развитие.

Гибкость и адаптивность

Вторым принципом является гибкость и адаптивность

Развитие каждого ребенка происходит в индивидуальном темпе, поэтому важно создать гибкое расписание и подходить к каждому уроку или занятию с пониманием его текущих возможностей и потребностей. Это позволяет адаптировать образовательную программу и методики обучения, чтобы ребенок мог достичь максимальных результатов

Важно помнить, что индивидуальный подход к развитию ребенка — это не только обучение, но и воспитание. Необходимо создать доверительные отношения с ребенком, прислушиваться к его мнению и многогранно развивать его личность, учитывая его уникальные особенности и потребности

Принципы Методы
Учет потребностей и интересов Выбор индивидуальных заданий и проектов
Гибкость и адаптивность Проведение дифференцированных занятий
Взаимодействие и доверие Регулярные беседы и консультации
Целенаправленность Определение индивидуальных целей и задач

Понятие воспитания

Кратко рассмотрев вехи развития воспитания в историческом ракурсе, можно обратиться к понятию воспитания как такового в педагогической науке.

За всю свою эволюцию термин воспитание претерпел ряд изменений. Прежде всего, следует отметить, что воспитание и образование сблизились настолько, что синонимичное использование стало встречаться повсеместно. Это соответствует мнению таких педагогов как Т.И.Шамов, П.И.Третьяков, Н.П.Капустин, так и взглядам К.Д.Ушинского, Н.П.Дубинина. По их мнению, воспитание имеет глубокий образовательный смысл и трактуется следующим образом: воспитание – это специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении .

Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский трактуют воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности.

Согласно действующей редакции ФЗ «Об образовании» под воспитанием понимается педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка.

Однако в современной науке воспитание рассматривают как с широкой, так и с узкой стороны. Данный подход отражен в таблице 1.

Таблица 1. Подходы к термину «воспитание».

Воспитание

В широком смысле

В узком смысле

Социальный

Педагогический

Социальный

Педагогический

Передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. При этом под «опытом» понимают знания, умения, навыки, способы мышления, нравственные, эстетические и правовые нормы – т.е. всё духовное наследие человечества.

Воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива и воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач, например, говорят о «физическом воспитании», «нравственном воспитании» как составных частях целостного воспитательного процесса .

Признаки воспитания

Воспитание невозможно без воспитательного процесса. Он является частью воспитания как педагогической категории. Другим элементом воспитания является воспитательная работа.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации .

Традиционная система воспитания и ее применимость в современном мире

Дональд Виникотт

Примерно тогда же, когда в моду вошли книги Спока, появился и цикл передач влиятельного психоаналитика Дональда Винникота. Он вел их на BBC с 1943 года в течение почти двух десятилетий.

Виникотт пытался донести до женщин идею, что они не совершенны, но «достаточно хорошие» матери. Ошибки и трудности в воспитании не просто неизбежны, говорил он, а является его частью.

Как и Спок, Виникотт советовал родителями полагаться на интуицию. «Воспитание дается матери лучше, когда она верит в правильность своих взглядов», — утверждал он.

Педиатр не был сторонником режима и строгих инструкций. Он верил в понимание, а не наставления.

Основательница сайта Mumsnet Жюстин Робертс говорит, что много родителей и в наше время разделяют схожие взгляды.

«Мне нравится идея полагаться на интуицию. Мамам действительно следует меньше переживать по пустякам», — говорит она.

Индивидуальные методы воспитания в детском саду

В детском саду различные методики и подходы используются для эффективного воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Каждое учреждение имеет свои особенности и применяет свои методы, учитывая потребности и возможности каждой детской группы.

Одним из таких методов является индивидуальный подход

В рамках этого подхода каждому ребенку уделяется особое внимание и разрабатывается индивидуальная система обучения и воспитания

Индивидуальный подход в детском саду позволяет учителям и воспитателям находиться в непосредственном контакте с каждым ребенком, а также лучше понимать его потребности и способности. Основная цель такого подхода – создание комфортной и благоприятной обстановки для развития ребенка.

В рамках индивидуального подхода используются различные методы и системы обучения. Одной из них является система дифференцированного обучения, которая предполагает разделение детей на группы с учетом их возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей. Это позволяет проводить занятия с учетом потребностей каждой группы.

Другой метод, применяемый в детском саду, – методика индивидуальных образовательных планов. Каждому ребенку разрабатывается индивидуальный план, в котором учитываются его интересы, способности и потребности. Такой подход позволяет развивать индивидуальные таланты и способности каждого ребенка.

Индивидуальные методы воспитания в детском саду способствуют развитию личности каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и потребности. Это помогает создать благоприятные условия для развития и обучения детей дошкольного возраста в детском саду.

Франсуаза Дольто: уважайте в первую очередь ребёнка

Франсуаза Дольто — французский психоаналитик прошлого столетия. Она активно развивала детский психоанализ и стала автором нескольких хороших книг для родителей, которые до сих пор не потеряли свою актуальность.

Главная мысль всех рассуждений Дольто — ребёнка надо уважать с того момента, как только мама узнала о своей беременности. Ребёнок чувствует её состояние, слышит её голос и начинает усваивать правила этого мира. Отсюда и главное правило — говорить с ребёнком честно и на равных.

Основные рекомендации, которые дает Франсуаза Дольто своим читателям, следующие:

Не существует универсальных правил воспитания. Никто не сможет сказать, как именно вам поступать с вашим ребёнком. Лучший помощник родителя — это интуиция, критический ум, креативность и смелость. Сама Дальто неоднократно говорила, что со временем её труды могут устареть и будут пересмотрены, поэтому не надо слепо верить всему, что написано в книгах.
Ваше общение дороже всех подарков и родительских жертв

Ребёнку по большому счёту не так важно, ел он яблоки покупные или с дачи, чистая у мамы плита или нет. Но прогулки по парку, вечерние беседы и совместное приготовление чего-нибудь вкусного запомнятся надолго

Главное, чтобы родители были рядом.
Безоговорочное уважение. Слушайте ребёнка, старайтесь не нарушать его границы — не обнимайте и не трогайте его, если он против. То же касается и погружения ребёнка в мир взрослых — не стоит обнажаться перед малышом или принимать душ, ведь ребёнок — тоже личность. Здесь же речь пойдёт о телесных наказаниях — избегайте подобного воздействия. Франсуаза пишет, что честный шлепок в эмоциональном порыве (что, безусловно, плохо) гораздо менее травматичен для психики ребёнка, чем хладнокровное наказание (игнорирование или эмоциональное насилие).
Не обсуждайте ребёнка в его присутствии. Ребёнок, который не участвует в беседе, но про которого постоянно говорят, становится предметом обсуждения, осуждения или насмешек. Не всякая детская психика спокойно это вынесет.
Учите себя и детей говорить «нет». Отказать ребёнку — это нормально. Невозможно дать абсолютно всё, как и невозможно получить абсолютно всё. Это важные уроки, которые постигают дети постепенно. В этом им помогают родители. Но в данном случае родительское «нет» имеет более широкую расшифровку. Важно не просто отказать малышу, но и сообщить, что вы услышали желания своего ребёнка и готовы говорить об этом, хоть и не можете выполнить его просьбу.
Родители не обязаны нравиться своим детям. Родители в первую очередь должны воспитывать детей и учить их самостоятельности. В конце концов, дети не центр семьи, и однажды они уйдут жить своей взрослой жизнью.

Все эти идеи сильно перекликаются с современными подходами в детской психологии. Возможно, потому, что идеи Франсуазы Дольто легли в основу многих современных взглядов на воспитательный процесс.

Современные подходы в воспитании детей

Подход в воспитании детей играет важную роль для комфортного и полноценного развития. В дошкольном периоде важную роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок, она напрямую воздействует на него и его развитие.

В современной педагогике активно используют подход воспитания жизнью. В рамках этой методики воспитание и обучение ребенка происходят за счет его собственного опыта, а также с учетом правильных и неправильных поступков. Условия жизни напрямую влияют на личность ребенка.

При воспитании детей дошкольного возраста можно использовать трудовой подход, в состав которого может входить как трудовая деятельность дома, в детском саду и других дошкольных заведениях, так и занятия спортом. Тренировки и спортивные упражнения помогают закалить характер ребенка, воспитать в нем выносливость, силу воли и духа, трудолюбие и терпение.

Современные подходы в воспитании детей заключаются в постепенном прививании ребенку основных жизненных навыков.

При выборе определенных подходов в воспитании детей следует подбирать соответствующее направление – авторитарное, либеральное, демократичное и индифферентное.

Авторитарный подход предполагает воспитание ребенка в жесткости и строгости, безоговорочном подчинении и соблюдении строгих правил. Ребенок находится в пассивном состоянии, он зависит от родителей и не принимает решений. Серьезным недостатком авторитарного подхода в воспитании детей является утрачивание творческого начала и безынициативность, отсутствие самостоятельности и способности к принятию серьезных решений.

Противоположным направлением в воспитании является либеральный подход, в котором важную роль играет личность ребенка. В процессе воспитания отсутствуют запреты, правила и ограничения. В педагогике этот подход называют «методом вседозволенности». Недостатком данного подхода является отсутствие ограничений, которое может привести к эгоизму и избалованности, отсутствию цели в жизни.

Демократичный подход в воспитании детей подразумевает равноправное отношение между родителями и детьми. Решения принимают на семейном совете, а на всех этапах развития ребенок является равноправным участником воспитания, высказывает свое мнение и отстаивает личные интересы.

Индифферентный подход в воспитании детей является методом свободного развития ребенка, в котором родители не принимают участия. Ребенок считается независимой и свободной личностью, которую не следует обременять различными правилами, ограничениями и проблемами. Родители, используя этот подход, не участвуют в жизни ребенка, в его внутреннем и внешнем развитии. В результате такого воспитания у ребенка отсутствуют ориентиры в жизни, он не чувствует поддержки и защиты, а также у него нет духовной связи с родителями. В конечном итоге такого воспитания дети становятся закрытыми и асоциальными.

Для того чтобы ребенок вырос полноценной личностью, подходы в воспитании необходимо выбирать с учетом особенностей ребенка. При воспитании не должно быть большого количества запретов, но родителям и педагогам необходимо быть направляющей и контролирующей стороной.

Результаты применения индивидуального подхода в воспитании и обучении детей

Эксперименты по использованию индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения детей привели к значительным положительным результатам. Отказ от стандартных общих методов и переход к индивидуальной работе с каждым ребенком позволил достичь глубокого и устойчивого влияния на его развитие. Более того, использование индивидуального подхода способствует укреплению самооценки и мотивации учащихся, что положительно сказывается как на их учебной успеваемости, так и на формировании их личностных качеств.

При применении индивидуального подхода в воспитании и обучении детей отмечается значительное улучшение качества образования. На основе анализа индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка, педагоги могут создавать индивидуальные программы обучения, которые наиболее эффективны для каждого конкретного ученика. Это позволяет оптимизировать процесс обучения, улучшить усвоение материала и достигнуть более глубокого понимания учебных предметов.

Кроме того, индивидуальный подход способствует формированию у детей самостоятельности и ответственности за свое обучение. Ребенок, чувствуя, что педагог внимательно прислушивается к его потребностям и стремится максимально удовлетворить его запросы, начинает проявлять большую активность и самостоятельность в учебном процессе. Это не только развивает их способности и навыки, но также укрепляет их веру в собственные силы и возможности.

  • Повышение мотивации к обучению
  • Улучшение усвоения материала
  • Развитие самостоятельности и ответственности

Таким образом, практика применения индивидуального подхода в воспитании и обучении детей показывает впечатляющие результаты. Главное достоинство этого подхода заключается в том, что он учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка и позволяет создать оптимальные условия для его развития. Внедрение индивидуального подхода в образовательную систему является одним из ключевых факторов успешного воспитания и обучения детей в современном мире.

Что почитать о позитивном родительстве?

Пенелопа Лич

Психолог Пенелопа Лич, получившая известность в 1970-х и 1980-х, продолжила либеральные тенденции в воспитании.

Ее книга «Младенец и ребенок: от рождения до пяти лет» (1977 г.) разошлась двухмиллионным тиражом и остается популярной среди части родителей.

Подход Лич — «дитиноцентричный». Если вы уже родили ребенка — то должны пойти на определенные жертвы, считает она.

«В любом деле если вы прислушиваетесь к ребенку и к своим чувствам, то всегда найдете правильное решение или вынесете ценные уроки из ошибок», — пишет во вступлении автор.

Недавно Лич выступила против позиции «пусть поплачет», когда требования детей игнорируют ради соблюдения режима.

В то же время кое-кто говорит, что Лич имеет «легендарную способность навязывать родителям комплекс вины».

Комплексный подход к раннему развитию детей: варианты и нюансы

Папы и мамы, зараженные идеей раннего развития малыша, в первую очередь обращают свое внимание на методики Монтесорри, вальдофскую педагогику, идеи Масау Ибуки, методики Никитиных и Зайцева, подход Глена Домана. Среди соотечественников набирает обороты ранее развитие по методу : результативность-то налицо!. Заметьте: далеко не каждый из этих умнейших людей развивает все стороны личности ребенка

Поэтому редко их методики в наше время используются в чистом виде. Судите сами!

Заметьте: далеко не каждый из этих умнейших людей развивает все стороны личности ребенка. Поэтому редко их методики в наше время используются в чистом виде. Судите сами!

Монтесорри делает акцент на интеллектуальном развитии через тактильные ощущения, знание расположения предметов в порядке убывания (или возрастания) его характеристики и т. д. Поразительные результаты в развитии мыслительных процессов, самостоятельности, любознательности! Но в физическом плане и умении мыслить творчески такие дети проигрывают.

Вальдорфская педагогика довольно широко подходит к разностороннему развитию: здесь формирование и эстетической, и физической, и трудовой сторон личности. Но интеллектуальное развитие малышей методика откладывает на более поздний возраст: 12 лет. Не поздно ли? «Поздно», ̶ говорят реалии сегодняшнего дня.

Масару Ибука
призывает к высокой интенсивности занятий, начиная с 2-3 месячного возраста малышей. Но дает им полную свободу действий по принципу «можно всё», начиная с года. Для всех ли культур приемлем такой подход?

Супруги Никитины
одни из первых огромное внимание уделили здоровью ребенка. По их мнению, регулярные упражнения, строгая диета, хождение босиком по морозу, специальный массаж ̶ ключи к развитию интеллекта

А умственный уровень их учеников ̶ феноменальный. Это результат совместных с родителями решения головоломок для развития образного мышления и логики. Недостатки методики ̶ недостаточное внимание формированию эстетического вкуса, творческих способностей.

Н. А. Зайцев
̶ пример успешного обучения малышей чтению, счету, иностранным языкам. Творчество и физическое воспитание здесь также остаются в стороне.

Вот и получается, что самый лучший вариант ̶ мудро комбинировать разные подходы к раннему развитию ребенка. А ещё лучше ̶ использовать уже проверенные годами методики, где дети развиваются всесторонне.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста

Педагоги часто говорят о важности гендерного подхода в воспитании детей детсадовского и младшего школьного возраста, ведь проблемы пола в современном мире очень актуальны. По мнению специалистов именно отсутствие грамотного гендерного обучения приводит к тому, что мужчины все чаще становятся слабыми, трусливыми и беспомощными, а женщины, вынужденные взваливать на свои плечи мужские проблемы становятся агрессивными, могут дать сдачи обидчикам не хуже мужика

Родители должны понимать, что их чадо уже в возрасте двух-трех лет ощущает себя человеком определенного пола, но окончательное становление и закрепление гендерных ролей у детей происходит только к семи годам. Если за этот период своей жизни ребенок не получит правильного гендерного воспитания, различия между полами могут быть попросту стерты.

По мере взросления проблема будет только усугубляться, и повзрослевший ребенок уже не сможет выполнять своих функций в обществе. Такая ситуация приводит к тому что в обществе все больше появляется агрессивных женщин, не желающих иметь детей, и ленивых мужчин, не берущих на себя никакой ответственности. Именно поэтому психологи всерьез озабочены этой проблемой и настоятельно рекомендуют уделять гендерному воспитанию дошкольников как можно больше времени.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста это далеко не новинка в педагогике. Издавна воспитание подрастающего поколения производилось в соответствии с их полом: мальчики старше трех лет воспитывались гувернерами или дядьками, в крестьянских семьях они всегда помогали отцу. Девочки воспитывались мамами, бабушками и нянями, которые их обучали рукоделию и основам ведения хозяйства.

Комплексное развитие ̶ это комплекс чего?

Прежде всего, давайте дадим определение термину «комплекс». Это связь, если перевести с латинского. Связь чего, если речь идет о раннем развитии детей? Это совокупность методов, приемов, подходов, целью которых является единое целое: образованный, воспитанный ребенок, который умеет и любит быстро овладевать новыми знаниями, умениями и навыками.

Кто-то удивится, но даже в советское время задачей общества было воспитание всесторонне развитой личности в интеллектуальной, духовной, физической, трудовой и эстетической сферах.

И ничего не изменилось с той поры! Вот только время с его разросшимися информационными источниками, стремительно усложняющимися технологиями всё настойчивее требует человека, имеющего знания во всех областях.

Многие родители уверены, что комплексное развитие ребенка в раннем возрасте необходимо для успешной учебы в школе
. Но вспомним, что на эту тему говорил известный детский психолог Л. А. Венгер: «Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться».

А научиться «всему этому» и возможно только, получая жизненные навыки в комплексе.

Педагоги всех времен отлично понимают свою задачу. Если рассмотреть отдельные известные методики раннего развития, то каждая из них обязательно включает в себя развитие комплекса целой системы возможностей мозга ребенка от 3-4 мес. до 6-7 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: