Что это за навык, пространственное мышление, как он помогает, и как его развивать?

Развиваем пространственные представления

Зачем нужно пространственное мышление

Множество профессий подразумевает отличное владение пространственным мышлением — дизайн и инженерия, сфера строительства и конструирования. Оно отвечает за мысленное представление предметов, за возможность ориентироваться или распределять их в пространстве.

Способность визуализировать — воображать разные вещи, менять их, перемещать — нужна и в такой деятельности, как:

  • рисование,
  • спорт,
  • математические дисциплины,
  • танцы.

Научиться ориентироваться в пространстве важно и для повседневных проблем — так можно найти удобный короткий маршрут, водить машину, не опасаясь ДТП при парковке, переставлять мебель или фотографировать

Диагностика

Чтобы понять уровень развития визуально-пространственного интеллекта, специалисты используют фигуры Рея —Тейлора и Рея — Остеррица.

Иногда такой тест проводят на собеседовании перед школой, чтобы оценить степень готовности ребёнка пойти в 1-й класс. Тестируемого просят точно скопировать фигуру, не поворачивая лист с образцом. Примерно с пяти лет дети способны с этим справиться в той или иной степени.

Если при копировании изображения ребёнок искажает пропорции, теряет или отзеркаливает некоторые детали — это нормально. Но если он не в состоянии воспроизвести цельное изображение, значит визуально-пространственная функция мышления работает с нарушениями. 

Помощь специалиста также требуется ребёнку, если он:

  • Плохо ориентируется даже в хорошо знакомом пространстве: например, не может запомнить дорогу от дома до детского сада, а внутри помещения не может сам отыскать дверь в свою группу.
  • Не умеет играть с конструктором: например, если детали не крепятся друг к другу в данном положении, он прилагает силу, а не пробует соединить их другим способом.
  • Рисует заметно хуже сверстников, обучающихся по той же программе. Конечно, таланты к рисованию у всех разные, но если на рисунках ребёнка сложно распознать даже простые объекты — проблема, скорее всего, есть.
  • Испытывает трудности при обучении письму: путает элементы букв, отзеркаливает их, пишет слова в обратную сторону.
  • Часто путает понятия «право» и «лево».    

Последние две проблемы очень характерны для левшей

На что важно обратить внимание, если ребёнок левша, мы подробно писали ранее. . Если что-то в поведении ребёнка вас настораживает, стоит как можно скорее обратиться к психологу. Специалист расскажет, как помочь ребёнку, и подберёт специальные развивающие упражнения

Специалист расскажет, как помочь ребёнку, и подберёт специальные развивающие упражнения

Если что-то в поведении ребёнка вас настораживает, стоит как можно скорее обратиться к психологу. Специалист расскажет, как помочь ребёнку, и подберёт специальные развивающие упражнения.

Трудности с визуально-пространственным интеллектом лучше решать до поступления в школу, пока они не повлекли за собой проблемы с учёбой. Поэтому начнём с развивающих занятий для самых маленьких. 

<<Форма демодоступа>>

В каком возрасте формируется пространственное мышление?

Формироваться указанная способность начинает уже с самого момента рождения. До двух-трех лет малыш постепенно учится воспринимать сигналы из внешнего мира, поступающие от органов чувств. В основе восприятия пространства и ориентации в нем лежит именно взаимодействие всех сенсорных анализаторов.

К третьему году жизни начинает развиваться осознание своего местоположения в окружающем мире, умение давать оценку положению других объектов.

В дошкольном возрасте появляется умение решать задачи, связанные с пространством. Например, ребенок учится совмещать, группировать объекты, а также дополнять и трансформировать их. По мере дальнейшего взросления дошкольник научится сознательно оперировать понятиями, связанными с пространством.

А кому из дизайнеров особенно важно обладать пространственным мышлением?

Всем, но для некоторых дизайнеров объёмно-пространственное мышление ― один из ключевых элементов работы. В первую очередь это специалисты, работающие с 3D-моделированием, дизайном интерьера, графическим и промышленным дизайном. Умение создавать точные и реалистичные модели необходимо в визуализации данных, геймдизайне.


Свет, тени текстуры и композиция в этом 3D-изображении расставлены и отрисованы реалистично, в том числе потому что у дизайнера хорошо развито пространственное мышлениеИзображение: Bureau Benjamin
Фотографы тоже должны обладать пространственным мышлением, чтобы делать качественные снимки — особенно сложных многосоставных композицийИзображение: makelove agency / Aleksandra Romanova / Anastasia Bashanina / Behance

А как понять, развито ли у меня пространственное мышление?

Пространственное мышление есть у каждого человека, однако у всех оно развито по-разному. Одни люди отлично ориентируются в пространстве, другие плохо соотносят объёмы предметов и оценивают расстояние между ними, третьи ― настолько точно работают с пространством и объёмом, что могут легко их моделировать.


У детей обычно пространственное мышление развито ещё не очень хорошо, поэтому они рисуют цветы размером с домИзображение: zorina_larisa / Shutterstock

Самый простой способ проверить своё пространственное мышление ― представить знакомое помещение: с мебелью, деталями оформления, в правильных пропорциях. А потом попробовать мысленно развернуть это помещение на 90 градусов ― получается ли сохранить эти детали, их положение относительно друг друга?

В повседневной жизни мы выполняем разные задачи, связанные с пространственным мышлением, понаблюдайте за собой. Удаётся ли вам удачно выстроить композицию, когда вы делаете фото, легко ли ориентируетесь в локации компьютерной игры.

Как работает пространственное мышление?

Есть разные механизмы, которые связаны с пространственным мышлением.

  • Зрительное восприятие и анализ ― при первом взгляде на какой-то объект или пространство человек оценивает пропорции, расположение, расстояние/соотношение между разными элементами.
  • Визуализация ― используя свои знания об объекте, можно мысленно его дорисовать, переместить в пространстве, покрутить, представить скрытые от взгляда части.
  • Абстрагирование и преобразование ― человек может изменить или дополнить объект новыми деталями, представить, как он будет сочетаться с другими предметами. И всё это ― с учётом их реальных параметров.

Человек работает с этими образами и решает разные задачи ― от бытовых вроде выбора маршрута до профессиональных (рисование, конструирование объектов).

Задачи и задания на пространственное мышление

Постепенно переходите от простых задач к более сложным.

Простые игры на развитие пространственного мышления для детей от 3 лет

Основная цель игровой деятельности, начиная с 3 лет – формирование новых навыков и развитие уже полученных

Важно предоставить ребенку как можно больше знаний о существующих геометрических фигурах, их возможном расположении в пространстве

  • Игра «Помести кошку». Суть: попросите ребенка представить любое насекомое или животное и предложите подумать, куда оно может поместиться (коробка, кружка, шкаф и так далее).
  • Игра «Расставь правильно». Положите перед ребенком предметы и попросите расставить, исходя из ваших указаний – левее, правее, дальше или ближе. Можно взять для этой игры.

«Метаморфозы». Суть проста: нужно нарисовать круг за квадратом, прямоугольник за треугольником и так далее. Задание можно усложнить, перейдя к объемным фигурам (кубам, цилиндрам, сферам).

  • «Спецагент на задании». Ребенку нужно внимательно посмотреть на комнату, в которой он находится, чтобы запомнить предметы в окружении. Затем нужно задавать ему вопросы, пока ребенок, с закрытыми глазами, пытается воспроизвести в уме то, что увидел.
  • «Рисунок на спине». Игра проста: вы рисуете на спине ребенка фигуры, он пытается отгадать их.
  • «Муха». В игре принимают участие 3 человека: 2 игрока и 1 ведущий. Суть: представляется поле 9х9, в верхний угол справа помещается муха. Ведущий, отмечая на схеме, рассказывает путь мухи, после слова «стоп» участники озвучивают предполагаемое место мухи. Побеждает тот, кто назвал правильное положение.
  • «Маршрут движения». С помощью карты вы показываете ребенку начальный и конечный пункт, он, в свою очередь, называя каждый поворот, рассказывает свой маршрут из пункта А в пункт Б.

  • «Волшебный мешочек». В небольшой мешочек нужно сложить разные объемные фигурки, чтобы затем ребенок на ощупь смогу угадать, что находится внутри.
  • Простые задания с бумагой. Так как перечисленные выше игры требуют определенные расходные материалы и время, можно воспользоваться максимально простым вариантом – взять бумагу и ручку и придумать свои простые игры:
    • Фигуры из точек по образцу
    • Повторение узоров из линий
    • Дорисовывание зеркальной половинки картинки
    • Математические диктанты и так далее

Упражнения для детей среднего дошкольного возраста

  • Сюжетные игры:
    1. «Дом игрушек»: в шкафу располагают игрушки, затем детям предлагают поиграть с ними (мол, игрушки устали и хотят развлечься), после игры нужно поставить игрушку на то место, где она стояла до этого.
    2. «Кто где живет?»: создается дерево, на котором располагаются животные, нужно попросить детей рассмотреть внимательно изображение и ответить на вопросы, кто и где живет.
    3. На подобный манер можно придумать множество сюжетов.
  • Игры в прятки. Прятки развивают пространственное мышление в форме игры. Для того, чтобы победить, нужно хорошо спрятаться, а для этого требуется найти выгодное место, уметь ориентироваться на месте, чтобы избежать ведущего.
  • Подвижные игры. Активные игры основаны на умении ориентироваться в пространстве. Догонялки – хорошее ориентирование на месте и скорость позволяют победить в игре. Также этот вид активности поможет избавиться от информационной перегрузки у детей.

Задания для детей старшего школьного возраста на развитие пространственного мышления

Целый набор развивающих настольных игр для детей и взрослых

  • Графический диктант – одна из развивающих игр, направленная на детей в возрасте 6-11 лет. Диктанты помогают развить не только мелкую моторику с координацией, но и пространственное мышление.
  • . Тренируют навык концентрации, стратегическое и пространственное мышление.
  • Игра «регулировщик». С помощью карты вы показываете ребенку начальную и конечную точку, а он, называя каждый поворот маршрута, описывает свой маршрут до пункта назначения.
  • Лабиринт. Ребенок с закрытыми глазами следует за инструкцией, чертя на листе бумаги путь со слов ведущего.
  • Зеркало наоборот. Правила просты: вы показываете определенные действия, ребенок повторяет, как бы становясь вашим отражением.
  • Словесные игры.  Существует множество различных словесных игр (города, две правды и одна ложь, ассоциации и многие другие). Все они используют воображение и умение воспринимать информацию на слух. Также важна внимательность, чтобы соблюдать правила игры.

Частые вопросы

Для чего нужно пространственное мышление?

Этот тип мышления помогает человеку четко представлять определенные образы в деталях и трехмерном формате

Пространственное мышление позволяет: Отделять важное от малозначительного. Синтезировать элементы в единое целое

Когда развивается пространственное мышление?

Шестой год жизни дошкольника – сенситивный период дошкольного детства. В этот период развиваются и совершенствуются многие психические процессы, в том числе пространственное мышление. Пространственное мышление необходимо при решении задач, которые требуют ориентации в пространстве (видимом и воображаемом).

Можно ли развить пространственное мышление?

Развитие пространственного мышления возможно и во взрослом возрасте, главное — практиковаться. Что приятно ― делать это можно в игровом формате. Хорошо работают головоломки и задачи: искать взаимосвязи между разными объектами, выбирать недостающий элемент в 3D-модели, расставлять разные фигуры в определённом порядке.

Какие игры развивают пространственное мышление?

Грузовички Возраст: от 3 лет Число игроков: 1 — 2. Застенчивый кролик Возраст: от 3 лет Число игроков: 1. Цветовой код Возраст: от 5 лет Число игроков: 1. Сумасшедший лабиринт Возраст: от 7 лет Саграда Возраст: от 13 лет Катамино Возраст: от 3 лет

Как пространственное мышление поможет первокласснику

Навык пространственного мышления формируется в ходе определенных видов деятельности: лепка, аппликация, рисование и т.д. На уроках же математики, которые даются в младшей школе, разбирается узкий круг задач: детей обучают понятиям формы, длины, положения в пространстве. Но в рамках школьной программы рассматривается недостаточное количество геометрических задач, что оказывает негативное влияние на понимание фигур и задач, связанных с ними.

В ходе исследований предположение о важности повышения количества знаний по математике и геометрии в начальных классах школы подтвердилось, так как именно на этих уроках происходит:

  • Приобретение запаса геометрических образов
  • Формирование двух видов воображения: плоскостного и пространственного
  • Формирование базовых понятий о геометрии
  • Применение геометрических фигур в решении задач
  • Заложение базового навыка мышления с помощью методов геометрии (сравнение, анализ и т.д.)
  • Получение навыка конструирования
  • Приобретение творческого навыка

Умение мыслить в пространстве поможет первокласснику:

  • Достигнуть спортивных успехов
  • Организовать свое рабочее пространство
  • Научиться концентрироваться
  • Быстрее воспринимать информацию

Как развивать ребенка: советы психологов

Начиная занятия с дошкольником, следует помнить о том, что двигаться нужно от простого к сложному. Не следует сразу же требовать невозможного и предлагать трудные задания, стоит сперва проверить, какие навыки характерны для конкретного возраста.

Ребенка нельзя торопить, у каждого индивидуальный темп развития, разная скорость запоминания и восприятия информации.  Не следует видеть проблему в том, что в какой-то момент малыш отстает. Чтобы уроки пошли на пользу, нужно создать комфортную атмосферу, сохранять благожелательный тон, набраться терпения.

Эко-система Leoni помогает совершенствовать разнообразные умения и навыки, предлагает подходящие игры и задания. Родители могут опробовать и сформировать для них индивидуальный курс развития.

Ребенок с развитым пространственным мышлением

Пространственное мышление отвечает за ориентирование в окружающем мире, решение геометрических задач и представление объектов в объеме. Закладывание подобных навыков происходит еще в дошкольном возрасте, так как в этот период развития обучение происходит наиболее просто и эффективно.

Пространственное мышление в возрасте от трех до восьми лет приобретает особое значение. Оно отвечает за ориентирование в окружающем мире, воспроизведении пространственных образов и их использовании при решении разного рода задач.

Не стоит бояться начать развивать навыки пространственного ориентирования у ребенка  слишком рано. Ученые, занимающиеся изучением нейрофизиологии, выяснили, что в самом раннем детстве происходит развитие отделов головного мозга, которые влияют на  размышления о пространственном положении объектов. Так младенцы в возрасте четырех месяцев показывают умения, которые связаны с мысленным вращением различных вещей.

Математика

Желательно, чтобы ребёнок получил начальные представления о геометрии до того, как этот предмет начнётся в школе. Познакомьте его с плоскими и трёхмерными фигурами, их особенностями и различиями, учите их названия, пробуйте рисовать их и складывать из бумаги. 

Но геометрия — не единственная область математики, где абстрактные цифры переходят в раздел обозримого. Построение графиков и диаграмм позволяет по-настоящему увидеть числа. Для ребят с ведущим визуально-пространственным типом интеллекта это иногда лучший способ разобраться в сложной теме. Учите ребёнка строить графики на компьютере в Google Таблицах или MS Excel — позже это пригодится и в учёбе, и в работе.

Покажите ребёнку фракталы: пусть знает, что математика — это ещё и красиво. 

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Игровые методы развития ПМ у детей младшего возраста

Игра – одно из лучших образовательных средств. Она не только формирует нужный навык, но и не позволяет ребенку заскучать. Дошкольник будет активно вовлечен в игровой процесс.

Существует множество игр, развивающих ПМ у дошкольников и детей более младшего возраста. Например, игровая методика «Размести животное». Так, малышу предлагается представить в уме любое животное – будь то слон, собака или жук. Он должен подумать и ответить, сможет ли выбранное им животное уместиться в конкретный предмет – в картонную коробку, в шкаф, в телевизор и т. д.

Еще одна интересная игра – «Задание для спецагента». Ребенку предлагается осмотреть и запомнить все, что находится вокруг него. После этого ему задаются проверочные вопросы. К примеру, «Какого цвета кресло, которое стоит около окна»?

Не менее эффективной игрой является и «Рисование на спине». Пальцем необходимо «рисовать» на спине малыша определенные фигуры и дать ему шанс угадать их.

Формирование

На что же нам, родителям, сделать акцент?

Дети до трех лет

Формирование трехмерного мышления у детей до 3 лет неотъемлемая часть развития мышления в целом, так что уже в раннем возрасте на это стоит обращать внимания. Если вашему ребенку год, то уже в таком возрасте вы вполне можете развивать его пространственное мышление.

Во-первых, это всевозможные конструкции из кубиков. Например, сначала можно показать малышу, как строить домик, а затем попросить его построить  гараж для своей машинки.

Во-вторых, это рисование фигур из точек, повторяя образец. К трем годам ребенок уже способен распознавать кривые и прямые линии.

В-третьих, это, конечно же, рисование и лепка. Самое главное — занимайтесь вместе с малышом, помогайте ему, поощряйте все новые начинания и хвалите за его успехи. Тогда результат не заставит себя ждать.

Дети трех-пяти лет

Что касается детей 3-5 лет, то будут полезны такие занятия, как складывание пазлов, оригами, создание геометрических аппликаций. Также не забывайте про задания, где малыша просят охарактеризовать местоположение одного объекта относительно других. В таких случаях можно применять картинки для наглядности, а также проецировать такие задачи на реальную жизнь.

Дошкольники

Для дошкольников (5-7 лет) существует масса специальных развивающих настольных игр (например, Танграм), которые вы можете купить в любом детском, книжном или специализированном магазинах. Предложите поиграть ребенку в шашки, шахматы или нарды, где его задача просчитывать шаги наперед и держать все это в голове.

Более того для ребенка очень важна ваша вовлеченность в этот процесс. В этом возрасте развивайте внимательность ребенка разными играми.

Например, он запоминает внешний вид комнаты, а затем вы задаете ему различные вопросы на эту тему. Допустим: «Где находится шкаф? Какого цвета шторы?» и т. д. Также вы можете искать с ребенком «клад», предварительно нарисовав карту местности.

Младшие школьники

Оно заключается в том, что вы просите нарисовать ребенка тот или иной объект относительно другого. Например: «изобрази стакан, тарелку и нож так, чтобы нож оказался справа от тарелки и слева от стакана». Что касается рисования, можно попросить сына или дочь составить маршрут от школы до дома. В этом возрасте опять возвращаются кубики, но уже с более сложными конструкциями.

Конструкторы Lego

Отдельно большое внимание хочется уделить Lego. В настоящее время существует огромное количество различных видов Lego, для всех возрастов (от года и до 99), для мальчиков и девочек, на разные тематики и вкус, в разном ценовом сегменте

Такие конструкторы считаются одними из лучших в развитии трехмерного мышления. Они дают детям развить не только данный вид мышления, а также выявить свое видение и стиль.

Дорогие друзья, надеюсь моя статья станет для вас полезной информацией. Вот вам мой последний и, на мой взгляд, самый важный совет: любите своих детей, поощряйте все их начинания, занимайтесь с ними различными видами деятельности. Ведь дети — это то, что вы в них вкладываете.

Ориентация в пространстве у ребенка

Чаще всего, уже в 3 года ребенок свободно ориентируется в пространстве, соотносит размеры, различает далекое-близкое, левое-правое.

После 4-х лет он начинает осознанно манипулировать в воображении объектами и их положением в пространстве. Задумать постройку по размеру, а потом сделать ее. Запомнить дорогу и рассказать, как шел. Поразмышлять над игрой и сделать то, что задумал – на такие действия теперь способен ребенок, и это новый этап развития наглядно-образного мышления.

С 4 до 7 лет ребенок осваивает пространство стремительными темпами и к школе умеет многое – от составления несложных рисунков-чертежей окружающих его предметов до воплощения в конструкторе задуманной постройки.

Картография

Есть города, но нет людей, есть моря, но нет воды, есть леса, но нет деревьев — что это? Это географическая карта — целый мир, помещённый на плоскость. Читать карты очень интересно: они содержат огромное количество информации, которую не охватить единым взглядом. Просто разглядывая карту, ребёнок получает представление о расстояниях и направлениях, узнаёт новые для себя понятия и систематизирует знания об окружающем мире, ведь карта позволяет будто бы возвыситься над ним. Люди, с детства увлекающиеся картами, никогда не страдают «топографическим кретинизмом». 

Привить любовь к этому занятию нетрудно — попробуйте повесить большую подробную карту над кроватью ребёнка. Пусть это будет карта вашего региона, страны или карта мира: разглядывая её перед сном, ребёнок раз за разом будет открывать что-то новое. 

Ребёнку с шести лет можно предлагать нарисовать собственную карту, например вашей квартиры, двора или дачного участка. Ребёнок сможет изучить знакомую территорию с точки зрения пространственных отношений: как расположены объекты относительно друг друга, на каком расстоянии.   

Что такое пространственное мышление?

Пространственное мышление (ПМ) признается основополагающим компонентом интеллектуального развития. Именно с помощью этого навыка люди способны «осознавать» пространство – понимать, где они находятся, трехмерно мыслить, разгадывать геометрические загадки и задачи. Поскольку это не врожденный, а приобретенный навык, развивать его можно и нужно уже с раннего детского возраста.

По-другому можно определить этот вид человеческого познания как умение детально представлять тот или иной объект, мысленно его трансформировать.

Малыши, имеющие высокоразвитые навыки пространственного мышления, впоследствии делают серьезные успехи даже в естественных науках. В частности, в физике и химии. Способность ориентации помогает дошкольнику формировать в уме масштабные динамические картинки.

Формирование объемно-пространственного мышления

Психология рекомендует развить этот навык, который не только является основой развития малыша, но и поможет ему в дальнейшей учебе.

Как развить пространственное мышление в дошкольном возрасте

Мышление ребенка должно приобрести конструктивный типаж. Для этого существуют различные упражнения и занятия.

  • Рисование набросков. Все просто – в процессе рисования малыш может владеть пространством. В этот момент он осознает размеры предметов, может выстроить форму и местонахождение их в пространстве. Рисуя, он прорабатывает эти связи, тем самым позволяет навыку развиваться активнее. Попутно малыш развивает мелкую моторику.
  • Игры с дроном. Играя с такой игрушкой, можно также получить более развитый тип мышления. Ведь в процессе управления игрушкой можно рассчитать, долетит ли она, ударится ли. Ребенок начинает сопоставлять ее скорость с окружающей средой и делать собственные выводы.
  • Разгадывание головоломки. Основной упор в этих видах занятий идет на обширную область воздействия задачек. Чтобы решить головоломку, малышу требуется использовать весь свой умственный потенциал. Ребенок осваивает функции анализа и улучшает восприятие образов, что помогает ему в будущем. Хорошо помогают головоломки, которые требуют перенести что-либо в другое место или переделать форму объекта.

Представление объемных фигур полезно для развития

  • Мысленное вращение предметов. Урок формирует образное мышление. Достигнув мастерства в этом занятии, ребенок может строить образы в своей голове, понимать пространство, не измеряя его. Мысленно определяются форма и иные свойства предметов без измерительных приборов и иных видов помощи.
  • Настольные игры. Урок проводится от простого к более сложному. В процессе игр может потребоваться пройти лабиринт или найти дорогу. Главное, чтобы ребята учились анализировать ход игры и следить за действиями в пространстве. Игровая форма помогает лучшему усвоению информации.
  • Игры и упражнения для ориентирования в пространстве помогают малышу освоиться и улучшают мышление. В игре можно использовать мини-задачи, которые требуют от ребенка сосредоточиться и показать, где лево, право. Осознать понятия вперед, назад, выше или ниже. Можно играть, прося малыша найти предметы в центре или сверху, задействовать понимание формы и цвета.

Внимание! Если у ребенка дизартрия, следует уделять внимание конструктивным занятиям. Ребенок может лепить что-нибудь, заниматься конструированием

Ответив на вопрос, в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается какое мышление, следует уделить внимание развитию малыша. Кроха в некоторых вопросах напоминает тесто в руках родителей, поэтому следует всячески помогать ему познавать современный мир, из года в год совершенствуясь

https://youtube.com/watch?v=3hb4lToq_7Q

Задачи и упражнения на пространственное мышление

Какие задания можно найти в том числе и на нашем сайте? Подобные занятия в принципе можно начинать с 4,5 лет, но все дети разные. Если не пошло, упростите. И упрощённый вариант не пошёл – откажитесь на некоторое время. Потом сможете предложить опять.

  1. Копирование орнаментов. Рекомендуемые нами узоры подойдут для 6-7 лет.
  2. Зеркальное дорисовывание предмета (дорисовать вторую половину точно также).
  3. Вырезание симметричных фигур (возможно уже со средней группы).
  4. Диктанты по клеточкам. Их можно выполнять по-разному: графические диктанты (простые и сложные), рисование по клеточкам.
  5. Словесные диктанты.
  6. Соединяя точки по последовательности цифр, получить рисунок объекта.
  7. Зеркально перерисовывать любые нарисованные вещи, буквы.
  8. Рисовать по заданию взрослого: нарисуй в левом верхнем углу листочка домик, в правом верхнем – солнышко, левом нижнем – флажок, правом нижнем кораблик. С этого задания мы начинаем.
  9. Всем известные лабиринты. Для малышей просто найти путь мишке к бочке мёда. Ребятам постарше 6-7 лет лабиринты проходить с условием. Например, проходя лабиринт не отрывать карандаша от бумаги от начала и до конца.
  10. Рамки-вкладыши (тоже разные).
  11. Описывать положение предмета, используя предлоги (кошка сидит на крыше, спрыгнет с крыши, спрячется под крыльцо и т. п.)

Игры для 5-7 лет

Для детей постарше 5-7 лет задания можно усложнить.

Точки в клетках

У психологов есть простой тест на выявление двигательного темпа шести-семилеток. На листе в клетку он выполняется построчно. Надо проставлять точки в каждой клетке строчки в максимально возможном темпе. Этот тест легко превращается в развивающее задание. Дополним простое проставление точек условиями:

  1. В первой строчке точки проставляются слева направо, во второй наоборот, в третьей снова слева направо и т. д.
  2. Точки можно проставлять чередуя сверху вниз и снизу вверх
  3. А можно как-то наискосок или как придумаете.

После такого упражнения дети прекрасно запоминают ещё до школы расположение в строчку и в столбик, упрощая себе школьную жизнь.

Расставь игрушки

Предложите детям набор мелких игрушек. Поставьте какую-нибудь игрушку на стол. Вы говорите, а они расставляют относительно её другие игрушки: слона дальше, кошку слева, свинью ближе и так далее.

Разложи фигуры

Приготовьте несколько геометрических фигур ( усложнение: разных по цвету и размеру). Пусть малыш по вашей инструкции их располагает. Аналогично предыдущему заданию. Только там объемные фигуры, а здесь плоские.

Разведчик

В этом упражнении тренируется ещё и память.

Инструкция. Посмотри внимательно на всю комнату. Запомни. Отвернись. Отвечай на вопросы: что стоит справа от дивана, какого цвета стол под телевизором, что стоит справа (слева) от кресла, сколько диванных подушек на диване, сколько на кресле, какого цвета диван и т. д.

Рисунок на спине

Рисуйте пальцем на спине малыша простые геометрические фигуры, буквы, цифры. Его задача понять, что нарисовано.

Волшебный мешочек

Играем с ясельной группы. В мешочек из ткани сложите мелкие фигурки животных, других игрушек. Задача дошкольника узнать предмет на ощупь.

Муха

Тоже известное упражнение. Разные варианты есть в интернете. Есть поле 9*9 клеток (для дошкольников 7*7 или 5*5). Игра в два этапа.

1 этап. Муха (игрушка или пуговица) садится в левый верхний угол и двигается по клеткам. Взрослый диктует: две клетки вниз, одна направо. Играющий передвигает муху согласно инструкции. И так далее.

2 этап. Движения мухи дошкольник производит в уме и сразу передвигает её в нужную клетку. усложнение: все действия, и саму муху, и поле игрок держит в уме. Положение мухи он говорит взрослому, и то отмечает его на игровом поле, а в итоге оно сравнивается с заготовкой. Когда игра освоена, можно играть 2-3 игрокам с ведущим.

Пространственное мышление и 1 класс

Чем поможет пространственное мышление ученику в школе?

  1. Он будет быстро ориентироваться в помещении и на местности, что придаст ему уверенности в себе.
  2. Будет легко запоминать местонахождение своих вещей. Не будет их терять.
  3. Сумеет быстро концентрироваться и легко запоминать информацию.

Это минимум, обеспечивающий успешность обучения на самом первом его этапе.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо).

  • Прочитайте ряд в обратном порядке (т.е. справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).
  • Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5). Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4?
  • Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают). Аналогично рассматриваются и другие числа.
  • «Показать соседа слева» Ведущий называет с паузами числа: 7, 3, 9, 5… Учащиеся показывают соответственно: 6, 2, 8, 4…, после чего повторяется вывод о величине числа, стоящего левее в ряду чисел.
  • «Показать соседа справа» — проводится аналогично. В зависимости от школьного опыта детей такие задания в пределах 20 и 100 могут выполняться письменно.
  • «Вернуть число на место». На наборном полотне демон­стрируется числовой ряд, в котором пропущено любое число, например: 1 2 3 4 5 6 8 9.

Образец ответа: «Пропущено число 7. Оно больше 6 на одну единицу, а значит, должно стоять справа от него». Или: «Число 7 на единицу меньше 8, его надо поставить слева от 8».

Графическое воспроизведение направлений.

  • Предварительно показать рукой в воздухе направления: сверху вниз; снизу вверх; справа налево; слева направо.
  • Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в тех же направлениях. «Прочитать» направления.

Работа в тетрадях (исходные точки размечаются заранее).

Обозначить на строке четыре точки. Задание — поставить знак «+»:

от первой точки — снизу,  от второй — сверху, от третьей — слева, от четвертой — справа

Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении:

1 — вниз, 2 — вправо, 3 — вверх, 4 — влево

На двух строчках отметить по 8 точек.

  • Мысленно сгруппировать точки в квадраты, обведя пальцем каждый из них (четыре квадрата).
  • В первом квадрате выделить карандашом первую верхнюю точку, затем первую нижнюю, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогично выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.
  • Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Аналогично нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.
  • В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо — сверху вниз.
  • В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх.
  • «Прочитать» направления стрелок во всех выполненных заданиях.

Как показывает практика, все эти упражнения хорошо сочетать с упражнениями для развития мозга, а также рекомендую подключить графические диктанты, различные математические игры, игры на развитие внимания, мышления, логики.

Характеристики

Профессор Якиманская выделяет следующие характеристики пространственного мышления:

  1. Анализ. Данная особенность заключается в разделение объекта на составляющие его части. Например, умение малыша разобрать конструкции из Lego.
  2. Синтез – противоположный анализу процесс – объединение частей объекта в единое целое. Например, построение какой-либо конструкции из кубиков.
  3. Абстрагирование. Эта характеристика включает в себя способность разделить задание на несколько ступеней. На этом уровне возникает формирование понятий. Данная особенность подходит для малышей старше трех лет.
  4. Обобщение. Эта черта касается определения и выделения важных частей объекта или предмета, которые нужно сопоставить между собой. Для этого этапа можно привести в пример «изобразительный диктант», суть которого будет изложена ниже в описаниях вариативных задач.
  5. Конкретизация –процесс противоположный обобщению – выделение характерных заданию шагов. То есть, малыш в голове выстраивает последовательность этапов, из которых состоит решение той или иной задачи.

Исходя из вышеперечисленного, мы можем сделать вывод, что процесс данного вида мышления довольно сложный, но необходимый для ваших детей, так как мы сталкиваемся со всеми этими видами деятельности каждый день.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: