Развитие графических навыков дошкольника как этап подготовки к школе

Формирование каллиграфических навыкову младших школьников. каллиграфия в обучении младшего школьника умкд каллиграфия с основами методики обучения письму

Дети 3-4 лет

О наличии отличных графических навыков в этом возрасте говорить рано, потому как точность движений пальцев овладевается детьми только ближе к старшему возрасту. Целесообразно будет использование в работе с малышами:

  • игры с бусинами, счетными костяшками, пуговицами, разной по размерам крупой (исключительно под строгим наблюдением взрослых в целях безопасности);
  • занятия с наборами конструкторов из безопасного материала;
  • занятия лепкой из композиционного пластилина;
  • игры-шнуровки;
  • рисование тематических рисунков цветными карандашами, гуашью, акварелью, фломастерами, мелками на бумаге и на асфальте;
  • пальчиковые игры и др.

Каллиграфия и смежные понятия

Каллиграфия – термин, используемый в нескольких значениях:

  1. Отрасль изобразительного искусства, которая занимается техникой красивого письма.
  2. Совокупность навыков и приемов, лежащих в основе четкого и эстетически правильного письма.
  3. Синоним чистописания, навыка аккуратного и образцового письма.

Каллиграфию следует отличать от смежных явлений: обучения письму, чистописания, леттеринга.

Обучение письму – раздел методики, входящий в систему первоначального овладения грамотой. Целью его является развитие и автоматизация навыков начертания графем, принятых в системе данного языка. Обучение письму неразрывно связано с речевым развитием ребенка, становлением навыков звукового анализа слов, а также чтения.

Чистописание – это термин, в настоящее время употребляющийся для характеристики процесса письма, отражающий его качественную сторону. В советской школе существовали уроки чистописания, на которых отрабатывались навыки четкого, аккуратного, красивого письма.

Леттеринг – это термин из дизайнерской практики, который обозначает процесс рисования букв и создания уникальных надписей в оформительских целях. Леттерингу можно учиться, однако жестких правил здесь не существует. Они обусловлены общими принципами графической системы данного языка (буквы должны быть узнаваемы) и законами композиции рисунка.

Каллиграфия базируется на уже имеющихся навыках письма, помогает улучшить почерк, сделать его правильным, образцовым. Каллиграфическое письмо основано на стандартных приемах начертаниях букв, поэтому оно не является уникальным и неповторимым, в отличие от надписей, создаваемых на основе леттеринга. В то же время каллиграфия отличается от простого чистописания тем, что она предполагает многообразие и богатство стилей начертания, в то время как чистописание ориентирует ученика на усвоение одного образца, чаще всего используемого в школьной практике.

Нарушение письма: виды дисграфии

Пособие по развитию графических навыков

Данное пособие представляет собой рабочую тетрадь  с графическими заданиями и адресовано логопедам для проведения занятий с детьми 5-6 лет в группах с ОНР

Оно окажет методическиую и практическую помощь при планировании работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи по всем лексическим темам программы логопедического детского сада, а также поможет развить восприятие, внимание, память, мыслительные процессы,  воображение и эмоционально-волевые процессы, а также графомоторные навыки и навыки конструирования. Материалы пособия помогут выстроить собственную  коррекционную работу над 26 лексическими темами и подготовить к обучению письму ребенка с нарушением речи.

Существуют специальные упражнения на постановку руки, которые также можно использовать при развитии графомоторных навыков. Упражнения  способствуют развитию кисти руки и зрительного внимания, что как нельзя лучше отразится при обучении каллиграфичным навыкам письма. Но эти упражнения больше подходят для становления руки художника.

Дети 4-5 лет

В этом возрасте многократные занятия с малышами постепенно должны усложняться, к примеру: нарисуем дождик, а теперь травку, улыбающееся солнышко, цветной воздушный шарик, веселый забор, уютный домик и т.д.

У детей более старшей группы для формирования графических умений можно использовать такие упражнения, как:

  • обведение образцов;
  • штриховка (отлично развивает умение видеть и обозначать контуры фигурок и учит ребенка при штриховке не выходить за линию контура, а также развивает глазомер);
  • рисование узоров и сложных орнаментов (часто используют рисование геометрических фигур — правильных овалов, прямоугольников, окружностей, палочек, кружочков);
  • разукрашивание картинок и др.

Дети, как правило, с интересом и удовольствием выполняют данные задания.

Дети 5-6 лет

Этот возраст — финишная прямая перед школьным обучением, поэтому воспитателям и родителям необходимо как можно глубже обучить ребенка тем навыкам, которые будут ежедневно сопровождать его в школе. Речь идет о графических навыках.

Цель проведения графических упражнений с учащимися подготовительной группы — ознакомить с тетрадями, желательно в крупную клетку и:

  • научить ориентироваться по клеточкам (например, правый/левый верхний угол и т.д.);
  • научить вести кривые и волнообразные и линии;
  • сформировать навыки и умения обводить по контуру клеточки, проводить по возможности прямые линии по следующим направлениям: например, сверху вниз и справа — налево;
  • научить соединять уголки клеточек по диагонали;
  • проводить так называемые графические диктанты (подняться на одну клеточку вверх, затем вправо, опуститься на пять клеточек вниз и т.д.).

Различные виды указанной деятельности при целенаправленном использовании способствуют:

  • правильному развитию графических умений у детей-дошкольников;
  • ускоренному развитию мелкой моторики (особенно пишущей руки);
  • усовершенствованию координации движений детских пальцев;
  • развитию мыслительных процессов;
  • развитию пространственной ориентировки, мышления и др.

Если ребенок воспитывается в дошкольном учреждении, то родители могут не волноваться о подготовке к обучению в школе, потому как в сетке часов, отведенных на занятия, предусмотрено время для подготовки к письму. Такие занятия проводятся воспитателем. Но если ребенок детский сад не посещает, то родителям необходимо в обязательном порядке самостоятельно заниматься с ним, иначе уже в первые дни учебы будут проблемы с письмом, а соответственно, отставание в усвоении материала. Это несложно, потому как сенсорные навыки развиваются посредством рисования, аппликации, конструирования, вырезания, — дети таким видом деятельности занимаются с удовольствием.

Публикация «Консультация „Развиваем графические навыки у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

  • Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
  • Консультации для родителей
  • Темочки

Без побуждения и помощи со стороны взрослого 6-7 летние дети практически не усваивают навык письма

Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, является важной задачей подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе

Формирование интереса к графических упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребё нком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй рисунок по точкам», «Соедини точки»… Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребёнка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

В подготовительной группе (седьмой год жизни) перед детьми ставятся графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам, затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно)

При этом важно обратить внимание ребёнка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребёнка к письменным упражнениям, к занятиям письмом

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приё мы и упражнения:

— массаж кистей рук;

— пальчиковая гимнастика;

— пальчиковые игры;

— лепка из различных материалов;

— выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание верёвочек, застёгивание пуговиц, вырезание ножницами);

— специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Опыт графических упражнений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приё мам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выходя за контур

При обучении графическим упражнениям особое внимание следует обращать внимание на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.

Даже если дошкольник рисует много и с увлечением, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может формироваться неправильно. Для того чтобы графические упражнения с дошкольниками были максимально эффективны, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка и при организации занятий выполнять ряд правил.

Терминологический аппарат каллиграфии

С каллиграфией связана система понятий, лежащих в основе письменно-речевых навыков. Каллиграфические умения базируются на элементарных графических навыках, то есть системе действий, связанных с воспроизведением графем. Графический навык сложное понятие, основанное на единстве психофизиологических представлений.

Буква выступает как сложный конгломерат зрительных, фонетических и кинестетических образов, усваиваемых при ее начертании. Связь буквы со звуком проявляется через фонему и артикулему, то есть звукокомплексы, лежащие в основе произнесения звука и его опознания на слух. Графема является знаком, с помощью которого звук фиксируется на письме.

Для усвоения начертания необходимо представлять себе оптический образ буквы, что невозможно без становления зрительного восприятия. В то же время в практике письма графема предстает как совокупность движений кисти руки, лежащих в основе ее начертания (кинема). Поэтому усвоение правильного отображения буквы невозможно без учета ее зрительных и двигательных аспектов.

На основе графического навыка складываются каллиграфические умения и навыки – совокупность автоматизированных операций, обеспечивающих письму четкость и правильные пропорции. Каллиграфические навыки определяют особенности почерка – индивидуальной манеры начертания букв.

С искажениями графем на письме связаны каллиграфические ошибки, которые проявляются в следующих случаях:

  1. Нарушение пропорций букв (их соотношения по ширине или по высоте).
  2. Искажение наклона.
  3. Нарушения в последовательности начертания элементов, из которых состоит графема.
  4. Неправильное соединение графем (недостаточно плавное письмо, отрыв букв друг от друга или, наоборот, письмо без соединения).
  5. Искажение размещения надписи относительно строки (выход за ее пределы).

От каллиграфических ошибок следует отличать те, которые обусловлены различными речевыми нарушениями, например, недостаточно хорошо сформированным фонематическим слухом или искажениями в произношении звуков. Такие ошибки называют дисграфическими. Их признаки заключаются в следующем:

  1. Пропуск букв или вставка лишних букв, удвоение слогов.
  2. Искажение графического облика буквы, замена ее по принципу оптического или начертательного сходства.
  3. Нарушение границы слов (разделение слов на элементы: по шел; слитное написание слов: влесу).
  4. Фонетические замены («болная почка» вместо «полная бочка»).

Дисграфические ошибки требуют логопедической коррекции и препятствуют усвоению правил орфографии и выработке навыков красивого письма.

Методика развития графического навыка

Способность отличать элементы букв, соотношение их частей, понимание того, как пространственно располагаются отдельные элементы на плоскости, как их следует расположить, — начальный этап в обучении письму. Для развития графического навыка следует использовать:

  • графический диктант на клетчатом поле (вначале с опорой на образец, затем — на словесную инструкцию;
  • обводка и рисование линий: заборчики, прямые дорожки, фигурные дорожки;
  • воспроизведение изображений: по точкам, по контурам, по клеткам;
  • воспроизведение фигур по образцу;
  • штрихование внутри контура в различном направлении.

все вышеперечисленные приемы включаются в специально разработанные рабочие тетради по развитию графических навыков. Показателями сформированности графического навыка являются:

  • графическая грамотность;
  • осознанность действий и самоконтроль за выполнением;
  • каллиграфичность и устойчивость начертания букв и их соединений;
  • связанность (безотрывность написания).

Графическая грамотность определяется тем, допускает ли ребенок ошибки, возникающие в ходе перекодировки фонем в графемы при воспроизведении на бумаге. Графические ошибки — это недописывание элементов, пропуски, перестановки и разнообразные замены букв или изменение формы, размера, пространственного расположения и количества элементов в буквенном знаке. На уроках по обучению письму выявляются характерные ошибки: неправильные нижние соединения букв, нарушение наклона при письме, искажение формы букв, несоблюдение гигиенических правил при посадке и удержании карандаша, ручки. Нейропсихология ошибок письма рассматривается как часть компенсаторного механизма и требует системного подхода.

Больше внимания уделять развитию мелкой моторики рук. С этой целью полезно организовывать следующие игры и игровые упражнения:

  • зарядка для пальчиков;
  • игры с прищепками, пуговками и шнурочками;
  • действия с сыпучими материалами (крупа, песок);
  • упражнения с откручиванием и закручиванием крышек, замков, работа с игрушечной отверткой;
  • работа с изографами;
  • игры с пазлами, мелким конструктором, мозаикой;
  • техники арт-терапии;
  • выкладывание фигур палочками.

В процессе развития графических навыков синхронизируется деятельность левого и правого полушарий мозга, формируется конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление. Как правило, все вышеперечисленные виды деятельности вносятся в планы и конспекты логопедических занятий и достаточно хорошо прорабатываются с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР).Недостаточность графомоторных умений может привести к дисграфии.

Профилактика нарушений почерка

Важно предупредить возможные отклонения в формировании навыков письма. Этому способствуют различные профилактические меры:

  1. Развитие мелкой моторики ребенка через ручной труд, упражнения на основе рисования, лепки, вырезания, конструирования.
  2. Своевременная коррекция речевых нарушений.
  3. Развитие фонематических навыков, умений наблюдать за звуковым составом слова.
  4. Чтение и заучивание стихов, скороговорок, считалок, сказок.
  5. Формирование правильной осанки, занятия физкультурой и спортом.
  6. Правильный подбор письменных принадлежностей, хорошее оснащение места для занятий и учебы, правильная посадка, достаточный уровень освещенности и проч.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: