Игрушки для новорожденных. чек-лист из 14 вещей, которые точно пригодятся

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом игрушки следует выбирать а не собирать

Правило первое. Игрушка должна быть из качественных материалов.

Татьяна Богатищева, педиатр, детский невролог высшей категории: Развивающие игрушки для детей должны быть выполнены из качественных и натуральных материалов. Качество при выборе игрушек для детей от 1,5 лет — прежде всего уверенность в безопасности.

В этом возрасте дети начинают активно исследовать окружающий мир и предметы. Даже самую крепкую игрушку любознательный ребенок может разбить, разгрызть, словом — разобрать на запчасти. Поэтому при выборе подарка малышу нужно отдавать предпочтение натуральным материалам, например, дереву. Качественные деревянные игрушки сложно сломать, и, кроме того, дерево — прекрасный, натуральный материал. Оно экологично, нетоксично и абсолютно безвредно для здоровья. Шероховатость и бархатистость материала, различие на ощупь разных пород дерева способствует развитию чувства осязания ребенка.

И что же теперь – все выбросить?

Как быть, если игрушек у ребенка действительно много, они занимают кучу места и горами лежат в детской? Первым делом проведите ревизию. Все, что сломано и не подлежит починке, выбрасывайте без сожаления. Это, во-первых, небезопасно, во-вторых, формирует негативные воспоминания. Поверьте, кукла без головы и медведь с оторванной лапой еще ни одного малыша не сделали счастливым.

Затем вместе с ребенком выберите не больше 10 самых любимых игрушек: например, по одной в каждой категории – конструктор, машинка, пазл, мягкая игрушка и т. п. С малышами проще – за них выбор делаете вы.

Все, что не попало в ваш личный ТОП, убираем в шкаф или коробку как минимум на неделю: игрушкам нужно «отдохнуть». 

Договариваемся, что в один определенный день недели ребенок может обменять одну или несколько игрушек. Для малышей так же: раз в одну или две недели обновляем набор актуальных игрушек. Такой метод даст еще и экономическую выгоду: ребенку дольше будет интересно со старыми друзьями, поэтому он реже будет просить покупать что-то новое.

Как родители обманывают потребности детей с помощью игрушек

Некоторые родители, пытаются подменить желания детей покупкой игрушек. Но пытаясь их осчастливить таким способом, мы не удовлетворяем их потребности.

Покупаем любовь игрушками

Сейчас в мире тысячное количество разновидностей игрушек. У прошлых поколений таких возможностей не было и, если игрушку испортили, приходилось играть такой, какой она стала. В настоящее время у ребенка есть все, что только он захочет в своем воображении. Для мальчиков: модели всех машин, самолетов, железные дороги, для девочек: целый выдуманный мир кукол, плюшевых игрушек.

Когда в семье появляется малыш, то это приобретает настолько радостный оттенок для всей семьи, что ребенка пытаются задарить бессчётным количеством игрушек. Да и сами родители по каждому поводу могут подобрать абсолютно не похожие предметы для игр.

Особенно в праздники. И ребенок ждет этих моментов безумно. Но что, если есть и минусы, такие как потеря интереса к праздникам, ведь задаривая и в обычные дни, ребенку уже не интересно ждать особых дней. Или же потеря воображения. Раньше приходилось играть с тем, что под руку попадется и развивалось воображение. Сейчас у детей есть и мини-кухня, и искусственные деньги, и пластиковые блюда.

И вот она ошибка родителей, они скупают для ребенка самые классные игрушки в немереном количестве. Чаще всего это продиктовано тем, что они пытаются подарками заменить свое присутствие. А что дарить, как не игрушки. И чаще всего получается круговорот, родители работают слишком много, чтобы купить ребенку подарок и не видят своего малыша, и эти подарки должны компенсировать их нахождение рядом.

И, казалось бы, это лучший способ порадовать ребенка, но вот только потребности в игрушках как таковой не существует. Игрой могут послужить любые предметы вокруг, а получение игрушек, становится просто уже привычкой, и обрадовавшись пару раз, они будут радоваться постоянно, так принято.

Но счастье игрушками не купить, ведь все, что им нужно это быть вместе со счастливыми родителями. Чувствовать тепло, заботу и контакт. И если покупаете игрушки в подарок, то старайтесь выбирать то, во что вы вместе сможете играть.

От года до трёх лет

Ребёнок обнаруживает интерес к миру животных и вместе с тем оценивает собственное умение «управлять» подопечными.

Игрушка на верёвочке

Уточка крякает, собачка гавкает, кошка мяукает — малыш тянет своё «сокровище» и подражает новым звукам. Крошка начинает различать, кто как «разговаривает», у него появляются зачатки ассоциативного мышления.

Часто подобные игрушки снабжены кнопками: нажал — раздаётся мелодия, песенка или стишок. Малыш начинает пританцовывать, ему это нравится.

Игрушка на верёвке стимулирует ребёнка больше ходить, что тому также идёт на пользу.

Игрушка на верёвке развивает у малютки навыки хождения

Плюшевый мишка

Лидер по популярности в мире; именно он чаще других игрушек превращается для малыша в лучшего домашнего друга.

Место мишки могут занять собачка, кошка или обезьянка. Плюшевый друг утешит в печали, поможет уснуть или составит компанию в поездке.

Плюшевый медведь разовьёт у ребёнка навыки общения, поможет адаптироваться в обществе

Набор для песочницы

Ведёрки, формочки, совки — куда без них на прогулке? Нехитрые приспособления помогут малышу:

  • интересно провести время;
  • научиться делать что-то своими руками;
  • приобрести друзей.

На прогулке малыша обязательно потянет к песочнице, а без специального набора игрушек там делать нечего

Развивающие игрушки для ребенка от года до трех лет

В возрасте 2-3 года малыш потребует несколько сложных игрушек, ведь его логика и различные умения развиваются довольно быстро

Поэтому теперь надо обратить внимание на изучение геометрических форм, цифр, букв и составления несложных рисунков. Для этого родители покупают кубики с цифрами, мозаики и пазлы, с помощью которых ребенок тренирует память и усидчивость

Для развития мелкой моторики рекомендуется приобрести игрушки, каждую деталь которых можно собирать и разбирать, а для активных двигательных игр — шарики, мячики и игрушечные транспортные средства.

Для развития 2-3 летнего ребенка прекрасно подойдут куклы, которых надо кормить и укладывать спать, и такие, которые одевают на руку для постановки сценок — родители могут с участием своего чада совместно устраивать мини театр. Кроме того, малыш способен проявлять первые творческие способности, поэтому советуют выбирать игрушки, которые позволят развивать воображение. Отличным вариантом является расширение арсенала книг с разноцветными рисунками. Изображения должны быть достаточно большими и четкими, чтобы ребенок «познакомился», например, с различными видами растений.

Так как выбрать игрушку?

Покупать игрушки только с сертификатом. Если игрушка красивая, но дешевая, то она может быть вредна для здоровья ребенка, ведь неизвестно какой материал использовался при ее изготовлении. Выбирать игрушки от проверенных производителей. Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка. К сожалению, родители не всегда понимают, что игрушки из мелких деталей могут быть опасны для малыша. Ребенок может проглотить деталь игрушки. Для самых маленьких подойдут: Пирамидки с крупными деталями. Мягкие игрушки. Машинки. Конструкторы. Различные наборы.

Для каждого возраста существуют соответствующие игрушки, но родители должны понимать, что для ребенка не так важны игрушки, как время, которое вы ему уделяете. Если вы будете играть вместе с ребенком — это доставит ему огромное удовольствие и принесет намного больше.

Какие нужны игрушки детям в зависимости от возраста

Главное правило в вопросе, какие игрушки действительно нужны ребенку в месяц или в 6 лет — отвечающие нормам безопасности. Нежелательно присутствие в изделии острых углов, мелких деталей. Краска должна держаться крепко, когда провести по поверхности ногтем.

Малыши до 1 года

Главная цель игрушек для грудничков — стимуляция слуха, зрения и обоняния. Изделия должны при контакте с ними быть приятными на ощупь, визуально яркими. Детишкам подобной возрастной группы полезными станут такие виды изделий:

  • тактильные мешочки;

  • специальный коврик с дугами;

  • музыкальные образцы (бубны, погремушки, колокольчики);

  • рамки-вкладыши;

  • мячики;

  • кубики;

  • игры для ванной.

Когда новорожденный совсем маленький, ему требуется небольшое количество развивающих изделий. Главное — это эмоциональное общение с мамой и папой, происходящее в процессе игры.

1-3 года

Для таких детей характерной в их развлечениях является предметно-манипулятивная деятельность. По этой причине полезными игрушками становятся простые бытовые предметы. Кроме того, малыши проявляют интерес к изделиям, которые способствуют формированию наглядно-действенного мышления, познавательной активности и мелкой моторики. Популярными идеями в таком возрасте становятся следующие предметы:

  • игрушки-каталки;

  • кубики;

  • шнуровки;

  • сортеры;

  • машинки;

  • рамки-вкладыши;

  • бизиборды;

  • музыкальные детские товары

  • кинетический песок;

  • матрешки;

  • пирамидки;

  • конструктор, имеющий крупные механизмы и детали;

  • сенсорные коробки;

  • развивающие карточки;

  • спортивные образцы игр;

  • книжки;

  • наборы для творчества (рисования, лепки, аппликации);

  • лопатки, совочки, сита.

Дети такой возрастной группы пытаются стать максимально независимыми и самостоятельными, поэтому малыши обязательно должны быть обеспечены возможностью играть одному. Предметы для манипуляций требуется выбирать безопасными и качественно исполненными. Хранение игрушек требует тщательного подхода. Следует все изделия рассортировать по категориям. Каждый предмет уложить в соответствующий органайзер, корзину или коробку. Малышей необходимо с юного возраста приучать к порядку. Зная, где что лежит, кроха накапливает навыки самостоятельности, поддержки чистоты.

Дошкольники

Эти дети особенно любознательны и энергичны. Игрушки для них должны быть также разнообразными

В процессе игры важно обеспечить ребенка сюжетно-ролевыми играми. Когда кроха занимается в специальных заведениях либо ходит в детский сад, где задействована система Монтессори, следует обеспечить его пособиями и игрушками, дополняющими развивающие материалы

Среди них обязательны такие предметы:

  • Книги. Для ребят до 5 лет лучше всего подойдут сказочные истории, у которых сюжет незамысловатый. Дошкольникам, которые уже осваивают азы чтения самостоятельно в домашних условиях, можно предложить иллюстрированные журналы, в которых текст набран крупно.

  • Предметы для творческой деятельности (картон, цветная бумага, тесто или пластилин, простой клей, цветные карандаши, детские ножницы, акварельные краски).

  • Настольные игры.

  • Сенсорные коробки.

  • Конструкторы.

  • Театр с кукольными персонажами. С помощью такой игры у ребенка лучше происходит развитие фантазии и речевых способностей. В процессе также раскрываются творческие таланты.

  • Спортивные предметы для занятий физическими упражнениями и разными видами тренировок. Для того, чтобы малыш развивался гармонично, требуется обязательная мышечная активность.

Конструктор (в младшем возрасте – кубики)

Самые популярные конструкторы в мире – конструкторы Лего. Если все до сих пор выпущенные Лего кубики разделить между людьми на планете поровну, то каждому из нас достанется их около семидесяти штук. Всего из 6-ти деталей Lego можно составить более 120 миллионов комбинаций!

Возможно, столько комбинаций ваш малыш и не составит, но конструктор (классический Лего, простой деревянный или пластмассовый) будет способствовать развитию у ребенка трехмерного мышления, логики, чувства симметрии; стимулировать фантазию, улучшать мелкую моторику и математические способности. В самом раннем возрасте малыша с ролью конструктора отлично справятся кубики (мягкие, деревянные, пластмассовые), ведь принцип игры с ними такой же, как игры с конструктором, — создать нечто новое из ничего.

Правило третье. Игрушка должна быть полезной.

Татьяна Богатищева: Игрушки для детей от 1,5 до 3-х лет должны нести, прежде всего, развивающие функции

В этом возрасте важно всестороннее развитие моторики, координации и фантазии ребенка. В этом могут помочь пазлы, но они не должны быть очень сложными

Деревянные пазлы с крупными яркими деталями заинтересуют ребенка. Также подойдут пирамидки и кубики, игрушки, в которых мелкие детали нужно вставлять в более крупные, передвигать или застегивать и расстегивать элементы. Они помогают развивать логическое мышление ребенка, знакомят его с такими важными понятиями, как форма и цвет. Главное — чтобы и родители играли вместе с детьми, налаживая общение и помогая исследовать мир вокруг.

Игрушки на руку

Тут все просто — это мягкая резинка или манжета, на которой закреплена небольшая погремушка. Она шуршит, бренчит или звенит — вариаций много. Игрушка фиксируется на ручке или ножке ребенка

Основная ее задача — привлекать к себе внимание. Для новорожденных, которые пока не умеют даже переворачиваться, — отличный вариант

При выборе смотрим на качество крепления браслета. Если она будет постоянно спадать с руки, то теряется весь «смысл» игрушки.

Для новорожденных выбираем максимально простые игрушки-манжеты. Это, по сути, переносная погремушка.

После 6-ти месяцев можно подобрать игрушку-манжету посложнее. Со вставками разных форм и фактур.

Советы при выборе игрушек для детей

Безопасность ребенка — главное! Это то, на что стоит обратить внимание в первую очередь. Никаких мелких деталей, острых углов, плохо обработанных краев

Краска не должна сходить с игрушки, когда по ней проводите ногтем. Ребенок, особенно маленький все тянет в рот, пробует на вкус и это может ему навредить.

Сертифицированные игрушки. Не стоит доверять непонятным производителям, только потому что их игрушки выглядят нормально и дешевле. Неизвестно из чего сделаны эти игрушки, и какой вред они могут нанести ребенку.
Производитель. Лучше выбирать игрушки известных производителей, так как они очень серьезно подходят к качеству своего товара. Погрешности в производстве им могут подпортить репутацию.
Возраст ребенка. Не стоит покупать малышам игрушки с мелкими деталями. А взрослым ни к чему погремушка.
Тактильные ощущения. Потрогайте игрушку, подерите ее в руках, если она тяжелая ребенок не сможет ее поднять.
Набивка игрушки. Смотрите на то из чего сделана набивка у мягких игрушек. Правильнее всего будет — синтепон. Ни в коем случае не поролон, так как он спустя время начинает выделять вредные вещества.
Запах

На него стоит обратить внимание при покупке. Ведь если вам он не нравится, то возможно игрушка сделана не качественно.
Этикетка

Читайте этикетку на игрушке. Все те, которые проходят сертификацию в России имеют значок Ростеста и к ним прилагается инструкция на русском языке.

Помните, что выбор игрушки по возрасту, не такой уж и простой процесс. Ведь она не только влияет на здоровье ребенка, но и психику. Не скупайте все подряд, лучше проведите время вместе. Придумайте игру из того, что есть, а игрушки дарите по праздникам.

«Агрессивные» игрушки

Первые игрушки-пистолеты появились после первой мировой войны, когда некоторые производители переделывали свою продукцию для нужд детворы. Те игрушки, конечно, не соответствовали требованиям безопасности, впрочем, и сейчас за детьми нужен глаз да глаз, когда они играют в «войнушку».

Многие родители стараются не покупать игрушки, связанные с военной тематикой, — пистолеты, ружья, солдатиков, мечи и т.д., опасаясь, что такие игрушки сделают малышей излишне агрессивными. Однако психологи, наоборот, рекомендуют такие игрушки как выход для детской агрессии. Если военная «атрибутика» совершенно неприемлема, можно купить игрушечный боулинг, кегли, неопасный дартс (на липучках) — заодно они разовьют у малыша меткость и координацию движений.

Какими бывают развивающие игрушки

Видов игрушек для развития ребенка существует масса, а именно поэтому родителям очень сложно сделать выбор при покупке подарка для своего чада. Самыми распространенными можно назвать такие разновидности:

1. Интерактивные

Эти игрушки помогают развивать речь и внимание – так как они могут издавать звуки и гореть разными цветами. При их выборе нужно основываться на возраст своего ребенка

Если он не умеет говорить, то лучше остановить выбор на моделях с отдельными звуками, если он уже разговаривает, то стоит присмотреться к игрушкам с фразами и песенками.

2. Пазлы. Такой тип развивающих игр подходит для детей любого возраста, смотря на то, сколько лет вашему ребенку выбирайте сложность картинки и количество пазлов. В магазинах вы можете найти пазлы на дощечках, мозаики разного цвета, 3Д модели.

3. Кубики, пирамидки. Это необходимая игра для каждого ребенка, с ее помощью можно строить дома, города, учиться считать, различать формы. Это универсальные игрушки, которые будут интересны детям любого возраста. В магазинах можно встретить не только деревянные модели, кубики и пирамидки могут быть мягкими, пластмассовыми.

4. Бусы и шнуровки

Еще один вид игр, которые отлично тренируют моторику и внимание ребенка. Их можно использовать и до года, чтобы развить у младенца хватательный навык

Они, как и кубики могут быть выполнены из разного материала и иметь отличный размер.

5. Настольные игры. Такие развивающие игры подходят для детей постарше, так как требует определенных навыков и внимания. При покупке таких игрушек нужно руководствоваться такого совета: чем младше ребенок, тем проще должны быть правила.

От 9 до 12 лет

У подростков начинают развиваться их собственные личные увлечения и интересы, кто-то любит рисовать, кто-то петь и играть на музыкальных инструментах, собирать модели, показывать фокусы и разыгрывать разные роди, собирать сложные конструкторы, сложные головоломки, устраивать научные (включая химические) опыты, изучать животных.

Спортивное оборудование для улицы и защитное снаряжениеВелосипед и шлемСложные наборы конструкторовПазлы / 3D пазлыАвтомобили с дистанционным управлениемКвадрокоптерыМоделированиеНаучные наборыНаборы для сложных фокусов, книги и карточки с оптическими иллюзиямиКомплекты для творчестваСтратегические настольные игрыНастольный спортЭлектронные игры

Каркассон, одна из игр от Hobby World.

Советы по выбору

Многие родители интересуются, какие игрушки выбрать детям. Ведь от этого зависит правильное развитие ребенка. Игрушка должна развлекать, но замечено, что малышей не надолго занимают музыкальные игры или другие малофункциональные развлекательные игрушки. Перед покупкой нужно хорошо подумать, нужна ли она ребенку, что она даст для его развития.

Есть несколько советов, которые помогут родителям:

  • приобретать нужно игрушки, соответствующие возрасту детей; они должны быть реалистичными; желательно не покупать пластмассовые игрушки, лучше их будет меньше, но из натуральных материалов; не должно быть неприятного запаха или ярких красок, которые могут полинять; желательно проверить выбранную вещь на прочность, чтобы малыш не сломал ее и не поранился; если ребенок чем-то увлекается, нужно поощрять это, приобретая то, что ему нравится; игрушки для детей после 2-3 лет должны быть многофункциональными: разбирающимися, с открывающимися дверцами; не стоит ограничивать игрушки по полу малыша, у девочек и мальчиков должно быть разнообразие.

Как играют дети по возрастам

Груднички (до года)

Когда малыш появляется на свет ему хочется исследовать этот удивительный мир. Первые игрушки создают условия для развития малыша. Их хочется за одну игру получить сразу все ощущения. Поэтому они трогают, пробуют, кидают, наблюдают.
Затем игра начинает усложняться. Схватить предмет, потрясти. Этот этап появляется около 4 месяцев. К 6 месяцам ребенок умеет перекладывать игрушку с одной руки в другую. А в 9 месяцев усовершенствованные навыки дают возможность поднимать мелкие игрушки. Ребенок может в этом возрасте изучать все сам, около года ему уже необходима помощь. Малыш начинает подражать. И самое для него – это взрослый человек, а не игрушки.

К году ребенок уже начинает понимать взаимодействие вещей, их запах, вкус, звук. Следующая стадия развития — это исследование функционала предметов. Т.е. для чего они нужны.

Ясельки (дети от года до трех)

Ребенок этого возраста настоящий исследователь и экспериментатор. Ему уже интересен не просто предмет, а его функции, назначение. Это уже игры с моторикой, которые развивают мозг очень быстро. Если вы замечали, как ребенок говорит по телефону, точнее изображает это, пытается сделать, что-то из кубиков, подражает – значит ваш ребенок достиг этого этапа развития, и очень хорошо, если это происходит раньше, значит развитие вашего ребенка опережает возраст.

После года ребенок уже четче различает цвета, и новые яркие игрушки будут радовать его. Он может рисовать мелом, если вы купите доску. В три года он может уже кататься на трехколесном велосипеде.
Ошибки этому возрасту характерны, ведь малышу хочется попробовать абсолютно все. И Игрушки для его возраста подобрать не сложно.

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)

В этом возрасте все действия уже более осознаны. Они не только могут использовать предметы по назначению, но и фантазировать, придумывать собственные миры. Для них игра – это использование предметов по максимуму.

Таким детям очень нравится представлять себя кем-то. Мальчики настоящие супергерои, космонавты, которые должны защитить мир, с помощью своих сверхспособностей.
Девочки чувствуют себя принцессами, волшебницами. Этому еще и способствуют мультики, сказки.
Вполне вероятно, что у ребенка появится воображаемый друг. Это вполне нормально, с помощью него ребенок учится справляться со стразами, переживаниями, мечтами.

Еще дошкольный возраст — это целое представление. Дети очень любят показывать и хвастаться, так что смотрите внимательно, если он прибежит вам показать свое достижение. Детям в этом возрасте нравится устанавливать контакт, они учатся дружить. Плюс игры переходят на физический уровень развития. Им нравится бегать, скакать.

Школьники (от 6 до 10)

Когда ребенок идет в школу он уже имеет запас огромного количества знаний. Теперь задачи усложняются, вырабатывается система обучения. Социализация происходит в более сложных условиях. И игры тоже становятся сложнее. Те навыки, которые приобретались ранее начинают развивать в ребенке таланты, и это могло произойти через простую игру. Теперь некоторые игры заменяют хобби. Дети больше тянуться к командным играм в мяч, догонялки, казаки-разбойники и т.д. Семейные игры в этот момент помогают ребенку чувствовать себя в своей зоне комфорта, так что не пренебрегайте временем общения, только потому что ребенок подрос.

Зачем они нужны

Игра — это основа развития ребенка до семи лет. Так он познает мир и осознает взаимосвязи между своими действиями и результатами

Игрушки помогают детям проходить этапы развития по порядку, поэтому важно для каждого возраста подбирать разные.

Что важно в игрушках:

Количество. Игрушек должно быть не слишком много, четыре–пять в постоянном доступе достаточно для полноценной игры. Можно разложить их по коробкам и выдавать по одной, периодически меняя. Когда игрушек мало, ребенок дольше играет с каждой и придумывает новые роли для привычных предметов

Большое количество развлекательных стимулов одновременно рассеивает внимание, снижает концентрацию и не дает проявить и развивать фантазию.

Качество. Игрушки должны быть из прочных материалов, не крошиться и не ломаться

Важно, чтобы с них не слезала краска и не отваливались мелкие детали.

Цвета. Детям помладше нужны яркие привлекательные игрушки, которые можно рассматривать и изучать. Детская в пастельных тонах может радовать родителей, но при этом не развивает цветовосприятие ребенка. Также удобно показывать на игрушках разные цвета, чтобы не учить их специально по карточкам или пособиям.

К каким игрушкам нужно относиться осторожнее:

Электронные игрушки можно покупать ребенку, но в минимальном количестве. Американская академия педиатрии не рекомендует детям до двух лет смотреть телевизор или играть в компьютерные игры.

По словам , если на протяжении всего детства давать аналоги компьютеров, то мозг приучается к тому, что можно получить удовольствие от простого действия. И если таких игрушек много, то мозг привыкает искать простой источник удовольствия. Это прямой путь к зависимостям

Поэтому важно, чтобы кнопочных игрушек было немного.

Развивающие игрушки. Основная задача рекламы детских игрушек — убедить родителей, что ребенок не получит достаточного количества стимулов без их продукции. Хотя на самом деле многие игрушки подобного типа только мешают развитию. Они созданы для игры по определенной схеме, а это мешает развивать фантазию.

Если ребенок собирает по инструкции, это развивает у него произвольность и способность выполнять что-то так, как написано взрослыми

Но для развития творчества важно применять одну и ту же игрушку разными способами. Так ребенок учится фантазировать

Готовые предметы, которые можно взять и тут же использовать тормозят развитие мышления.

Зачем ребенку игрушки?

Игровые развлечения представляют собой основу формирования личности крохи до 7 лет. Посредством взаимодействий с предметами карапуз знакомится с окружающим миром, учится улавливать связь между движениями и результатами. Игрушки улучшают восприятие, способствуют развитию моторики и памяти, воображения и мышления. Также они помогают общаться

Выбирая подобный инструмент игры, важно обратить внимание на следующие нюансы:

Качество. Изделия должны быть безопасными, сделанными из прочных материалов, не поддающихся воздействию, от которых бы они быстро ломались.

Цвета. Яркие образцы полезны для совсем маленьких детей

Они привлекают внимание крохи. В дальнейшем с помощью красочных изделий можно постепенно приступить к обучению цветам.

Покупаем игрушки грамотно

До 3 лет – предметно-манипулятивные игры. Учим ребенка манипулировать предметами, выполнять разные действия и команды с ними: собрать пирамидку, поставить кубики друг на друга, продеть веревочку в кольцо… 

Самая главная и универсальная развивающая игрушка для детей этого возраста – мячик. Это простейший, но эффективнейший нейротренажер. С ним можно придумать миллион игр, он не занимает много места, актуален и дома, и на улице. В играх с мячом развивается координация, вестибулярный аппарат, взаимодействие системы «глаз – рука», которая будет важна дальше для отработки почерка.

Легкие, тяжелые, разного размера и фактуры – выбирайте мячи в зависимости от возраста ребенка.

От 3 до 6 лет на первый план выходит сюжетно-ролевая игра и фраза «А давай, как будто…» Тут, помимо развивашек, нужны наборы для игр: набор врача, детская кухня, игрушечный магазин. У детей постарше это могут быть сложные модели замков, кораблей или кукольные дома, книжки, пазлы, настольные игры. В этом возрасте ребенок учится, с одной стороны, фантазировать, а с другой стороны, соблюдать правила – сначала игры, а затем чтения, орфографии и прочих школьных премудростей.

И, конечно, пусть ваши дети больше бегают, прыгают, лазят, трогают все, что можно потрогать, и познают этот мир не по книжкам и планшету, а в реальности.

Игрушки по возрастам

Игрушки для малышей до года

  • Подвесные игрушки (желательно с движением). Такие игрушки развивают зрение ребенка.
  • Отражение в зеркале. Малышу будет безумно интересно познакомиться со своим отражением, он не сразу поймет, что это он. Ему будет нравится смотреть на себя и меняющиеся рожицы. Такая игра помогает изучить самого себя, свое тело.
  • Легкие конструкторы. Такими игрушками называются пирамидки, это самый первый вид конструктора в жизни ребенка. Он не сразу научится понимать, что ему нужно сделать, будет пробовать на вкус кольца и перекладывать их с места на место. Такая игра развивает мелкую моторику.
  • Игрушки, которые можно передвигать. Чаще всего у таких игрушек две функции: потянуть и толкнуть. Они развивают мышцы и равновесие ребенка.

Игрушки для малышей от 1 до 3

  • Мячик. Игры с мячом развивают крупную моторику, координацию малыша, ловкость, зрение. Даже если он будет просто катать мячик туда-сюда.
  • Собирательные игрушки. В эти игрушки входят пазлы, формы, кубики, что развивает хорошо зрение, логику.
  • Игрушки на механику. Например, игрушки с кнопками на доске. Развивает мелкую моторику
  • Игрушки, подражающие реальной жизни взрослых. Это игрушки, которые имитируют жизнь родителей: кастрюли, пластмассовые фрукты, бытовая техника. Они помогают ребенку с социализацией, а куклы и мягкие игрушки показывают, как надо заботиться.

Игрушки для детей от 3 до 6

  • Творческие игрушки. Так мелкая моторика развивается, то развивается и творчество. Здесь играми выступает рисование, лепка, плетение, создание аппликаций.
  • Конструкторы. Создание фигур из мелких деталей, помогает находить решение ребенку в сложной ситуации.
  • Игры головоломки. Идеальной головоломкой в этом возрасте станет игра с пазлами. Они также активно развивают логическое мышление.
  • Игрушки на воображение. Кукольные дома, куклы, костюмы, игры, подражающие уже действиям взрослых.

Игрушки для детей от 6 до 10

  • Мячи. Игры с мячом, подходящие для детей постарше. Футбол, волейбол, горячая картошка и т.д. Они развивают уже мышцы ребенка.
  • Скакалка. Учит соблюдать очередь, если игра на несколько персон. Развивает моторику, координацию, вестибулярный аппарат.
  • Настольные игры. Это учит развивать стратегическое качество, умение находить компромисс, держать эмоции под контролем.
  • Музыкальные инструменты. Развивает слух ребенка, мелкую моторику, умение слушать.
  • Экспериментальные игрушки. Наборы химика, физика, телескопы, наборы выжигания по дереву и т.д. помогают развивать качество любознательности, пробуждают интерес к чему-то новому, развивают воображение

Для каждого возраста характерны свои подходящие игрушки, они могут повторяться, но функции в каждом возрасте будут у одной и той же игрушке свои. Более подробный список игрушек по возрастам смотрите тут.

Кукла или машинка

Самую древнюю куклу нашли на территории Чехии: по оценкам специалистов, ей 30-35 тысяч лет. Даже наши первобытные предки понимали, как необходима их деткам эта игрушка! Первые египетские куклы уже имели настоящие волосы, подвижные руки и ноги, одежду и головные уборы.

Куклы и машинки/солдатики помогают детям осознать свою половую принадлежность и социальные роли. Девочка с удовольствием будет изображать маму, ухаживая за куклой-«дочкой», — кормить, одевать и заботиться о ней. А мальчик с готовностью «поедет» на машинке на работу, «как папа», или пойдет с солдатиками «Родину защищать». Эти игрушки полезны еще и тем, что упрощают адаптацию малыша в коллективе сверстников: один «водитель» другого увидит издалека – машинками можно будет поменяться, отправиться в «поездку» по детской площадке вместе, да мало ли еще интересных занятий, когда у тебя в руках такой бесценный инструмент для игр!

Пластилин

Пластилин вдохновляет на творчество не только детей, но и взрослых. Вспомните известный советский мультфильм «Пластилиновая ворона» — волшебные превращения одних героев в других прямо на глазах у зрителей заставляют улыбнуться уже не одно поколение. На создание этого мультфильма ушло около 800 кг пластилина, причем из-за блёклых цветов «рабочий материал» приходилось раскрашивать красками.

Хорошо, что нашим детям для развития мелкой моторики, фантазии, абстрактного мышления столько пластилина не нужно! Однако хотя бы одна пачка пластилина ребенку просто необходима. Ученые из Детского центра города Филадельфия (США) после пятилетних исследований пришли к выводу, что самой полезной игрушкой для детей от 3 до 5 лет (из всех ныне существующих!) является пластилин. Психологи также отмечают, что пластилин – это отличное средство психологической разгрузки, особенно для деток, которые еще не научились хорошо говорить.

Добавьте в компанию к пластилину краски, карандаши, альбом, цветную бумагу, клей, глину – и ваш малыш будет счастлив!

Игрушки, развивающие конструктивное и пространственное мышление, воображение, крупную моторику и координацию движений

От 3 до 6 лет

Что говорят психологи

Игрушки выполняют две главные задачи — развлекают и развивают юное поколение. Однако часто случается, что дорогая кукла или машина «с наворотами» заброшена, скучает в коробке, не сумев заинтересовать ребёнка.

Изучая детей, психологи пришли к выводу, что:

не так опасен дефицит игрушек, как их избыток; ребёнок теряется среди игрушечного изобилия, внимание рассеивается; малышу хватит десяти разных игрушек;
идти в магазин за новой вещью лучше вместе с её будущим обладателем — ребёнку понравится, что его мнение учитывают; да, сюрприза не получится, но больше шансов на удачный выбор;
чем проще игрушка, тем больше фантазии развивает у ребёнка;
после покупки новой игрушки родителям не стоит «расслабляться»; взрослые должны показать сыну или дочке, как играть с новинкой, проследить, чтобы тот повторил движения — в общем, заинтересовать малыша.

Игрушки нужны и младенцам, и подросткам — только разные.

Требования к игрушкам

По мнению психологов и врачей многие игрушки, продающиеся в современных магазинах, вредны для детей. Они могут не соответствовать гигиеническим правилам или вредить психологическому развитию ребенка. Выбрать ребенку правильную игрушку сейчас сложно. Для этого нужно знать, какой она должна быть.

Игрушки должны быть изготовлены из безопасных, натуральных тканей, не вызывающих аллергии

Особенно это важно для малышей, которые берут их в рот

Обеспечивается отсутствием острых краев, мелких деталей, прочностью конструкции, чтобы ребенок не смог ее сломать.

Они не дают правдивой информации о реальном мире.

Для малышей не рекомендуется приобретать кукол с половыми признаками или машинки с большим количеством деталей.

Также она должна способствовать выработке определенных навыков или знакомить с окружающим миром. Не рекомендуется покупать детям монстров, мутантов, зеленых зайцев.

Какие выбрать

Особенно сложно понять, как выбрать развивающиеся игрушки для детей. В этом вопросе разбираются педагоги и психологи, можно проконсультироваться с ними. В детском центре «Клякса» есть разнообразные развивающие игрушки, рассчитанные на любой возраст ребенка.

А что же должно быть у ребенка дома?

  • Психологи рекомендуют, чтобы у ребенка был свой игрушечный друг – кукла, мишка или солдатик. Такая игрушка учит его общаться, справляться со страхами.
  • Нужны игрушки, повторяющие реальную жизнь — домики, кукольная мебель, посуда, муляжи фруктов.
  • Необходимы развивающие игрушки. Это кубики, пирамидки для малышей. Для более старших детей — конструкторы, пластилин, головоломки, настольные игры, пазлы.

Важность игрушек в жизни малыша неоспорима. Но необходимо знать, как правильно выбрать, чтобы они не принесли вреда

Лучше игрушек будет немного, но ребенок будет играть с удовольствием.

Мобиль на кроватку

Большую часть времени грудничок проводит в кроватке, пока не научится ползать. Поэтому нужен мобиль, который крепится к кроватке. При выборе смотрим на количество предметов на нем — достаточно 3-4 свисающих вниз игрушек

И конечно, важно качество крепления «деталей». Мелодия — спокойная и негромкая

Мобиль не только развлекает. Он еще помогает развивать слуховое восприятие и учит следить за передвигающимися предметами. Мобили могут быть разными — с мягкими или пластиковыми игрушками, со звуком и без, световые, полностью механические.

Кстати, классический мобиль можно заменить подвеской на кроватку. Но такая игрушка будет более актуальна, когда новорожденному пойдет 3-4-й месяц, и он уже начнет переворачиваться и хватать все руками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: