Семейная арт терапия

Методы диагностики стилей детско-родительских отношений

Задачи, решаемые семейной арт-терапией

Данные занятия решают как диагностические, так и коррекционные задачи, среди которых:

  • опыт детей в отношениях с родителями или братьями и сестрами;
  • влияние родителей на детское восприятие мира;
  • проработка семейного опыта в прошлом;
  • выявление переживаний всех членов семьи, которые не были высказаны и осознаны;
  • причинно-следственные связи реакций и взаимодействий;
  • коррекция дисфункционального поведения членов семьи;
  • помощь в решении семейных конфликтов;
  • проблемы родительского поведения.

На занятиях семейной арт-терапией всем членам семьи предлагается выполнять некоторые задания, как говорили ранее, обычно они носят изобразительный характер. Нередко специалисты дополняют занятия играми или театрализацией, а также используют музыку.

Также специалисты предлагают создавать повествования, как письменные, так и устные. Обычно достаточно даже одного занятия для того, чтобы диагностировать и оценить взаимодействия между членами семьи. Для этого используют такие техники, как:

  • общая разработка и изображение герба семьи;
  • рисование или театрализация сцен из жизни;
  • совместное творчество (это может быть рисунок, коллаж или даже скульптура);
  • создание каракулей, которые позднее обсуждаются и объясняются каждым членом семьи;
  • совместное создание семейного портрета. Он может быть реалистичным или метафорическим (например, в образах животных или предметов, изображение определенными цветами, героями или картинками из журналов и книг);
  • рисование дома, в котором живет семья, а также изображение их ежедневных дел в его стенах;
  • описание семейных событий (это могут быть не только приятные события вроде торжеств и отдыха, а и трудные и неприятные моменты);
  • изображение проблем между членами семьи (конфликты, болезни, неудачи и другое);
  • прорисовка жизненных ценностей каждого человека и общих ценностей;
  • описание жизненных ситуаций внутри семье в развитии (то есть серия рисунков, фотографий, картинок);
  • обдумывание и визуализация целей семьи;
  • рисование жизненного пути семьи, что тоже включает в себя серию рисунков и изображением самых важных этапов развития семьи;
  • рисование и обсуждение индивидуальных и общих хобби;
  • изделия из песка, создание иллюстраций на разные темы.

Данные виды техник могут быть выполнены одним человеком, поочередно или совместно. Причем в последнем случае существует несколько реализаций. Например, члены семьи сначала обсуждают задание, как они видят ее исполнение, описание предмета (чаще всего в этот момент происходит описание проблемы).

Наблюдая за процессом обсуждения, специалисты нередко улавливают тонкости взаимодействий, а также видят сложности и думают над решением. В другом варианте реализации членам семьи советуют воздержаться от обсуждений.

В таком случае специалисту легко увидеть положение каждого члена семьи и его позицию. Грамотный специалист всегда сможет выявить не только семейные проблемы, но и заметит сильные стороны пациентов и расскажет, как ими пользоваться.

Ниже приведем факторы психокоррекции на занятиях подобного рода:

  • проработка дисфункциональных взаимоотношений;
  • реакции взаимодействий;
  • принятие или непринятие чувств себя или другого;
  • получение опыта, который получен впервые и совместно;
  • взаимодействия (особенно – сопереживание);
  • получение новых знаний и новых позиций;
  • обучение решения конфликтов (с помощью компромиссов, обсуждений, выражения чувств и понимания).

4.5. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

Исходя из понимания семьи как системы, как поля взаимовлияний, можно утверждать, что любые изменения, происходящие в функционировании семьи, будут оказывать влияние на существование всех ее членов и, прежде всего, на

219

развитие ребенка. Дети остро реагируют на любые изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке со стороны взрослых, их позиции по отношению к ним, к состояниям матери и отца и обычно быстро реагируют на изменения стереотипов повседневной жизни. Как правило, при переживании семьей кризиса развития, как нормативного, так и ненормативного, самыми уязвимыми членами семьи оказываются именно дети.

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате длительных отлучек одного из них или их обоих, отсутствия тепла и заботы со стороны родителей, развода, отказа от ребенка, а также при наличии выраженного внутрисемейного конфликта, влияющего на характер детско-родительских отношений и пр. Таким образом, позитивное общение с родителями — важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Исследование детско-родительских отношений свидится к решению двух основных задач, в соответствии с которыми осуществляется выбор методик (Марковская И. М., 2002):

1. Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» с точки зрения родителя.

Важнейшей сферой деятельности семейного психолога является работа с родителями, ибо взрослые, находящиеся рядом с ребенком, определяют формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития

Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» с точки зрения родителей, семейный психолог-практик обращает внимание на особенности семейного воспитания: отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Эти аспекты взаимоотношений родителей и детей исследуются с помощью следующих методик:

?  методика измерения родительских установок и реакций (PART) (E

Ше-фер, Р. Белл; в адаптации Т. Н. Нещерет);

?  опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (В. В. Юстиц-кис, Э. Г. Эйдемиллер);

?  тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Сто-лин);

?  опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (вариант для взрослых) (И. М. Марковская).

2. Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» глазами ребенка:

П проективный графический тест «Рисунок семьи»;

?  проективная методика Р. Жиля;

?  опросник «Взаимодействие родитель—ребенок» (вариант для детей) (И. М. Марковская);

?  опросник «Родителей оценивают дети» — модификация опросника «Анализ семейных отношений» (АСВ), выполненная И. А. Фурмановым и А. А. Аладьиным.

220 

предыдущая
к содержанию
следующая

А так же в разделе «4.5. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ »

  • 4.2.2. Геносоциограмма
  • 4.3. ДИАГНОСТИКА СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
  • 4.3.1. Опросник удовлетворенности браком
  • 4.3.2. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)
  • 4.3.3- Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность)  
  • 4.3.4. Опросник «Шкала любви и симпатии»
  • 4.3.5. Метод диагностики межличностных отношений  
  • 4.3.6. Методика «Мое письмо о супруге»  
  • 4.4. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ, ОЖИДАЮЩЕЙ РЕБЕНКА  
  • 4.4.1. Методика «Тест отношений беременной» (ТОБ (б))
  • 4.4.2. Методика «Цветовой тест отношений»
  • 4.5.1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
  • 4.5.2. Опросник «Родителей оценивают дети» (РОД)
  • 4.5.3. Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI)  
  • 4.5.4. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок»  
  • 4.5. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  • 4.5.5. Методика диагностики родительского отношения
  • 4.5.6. Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»  

НЕИЗБЕЖНОСТЬ БОЛИ

Завершая статью, выделим психотерапевтические
возможности психотехники «Скульптура семьи»:
— она рельефно представляет и драматизирует
ролевое поведение членов взаимодействия,
фокусируют внимание на семейной системе и ее
отдельных «фрагментах»;
— помогает усилить активность каждого из членов
семьи, повысить спонтанность его поведения и
одновременно уменьшить сопротивление;
— создает условия для получения обратной связи
от каждого из членов семьи, в том числе и от тех,
кто в домашних условиях не имеет права голоса;
— позволяет поместить в систему «здесь и сейчас»
представление о семье в прошлом, настоящем и
будущем и таким образом изменить восприятие
семейной ситуации;
— создает условия для «культуросообразного»
выражения «запрещенных» эмоций и чувств (гнев,
страх, раздражение, обида, безнадежность,
одиночество).
Вот, пожалуй, и все. Осталось лишь сказать, что в
процессе лепки и «скульптор», и «глина»
соприкоснутся с той душевной болью, о
неизбежности и целительности которой
предупреждала Вирджиния Сатир

Вслушайтесь в ее слова: «Конечно, нельзя
совершенно исключить боль из человеческой жизни.
Есть два ее вида: одна — связанная с осознанием
проблемы; вторая, которую мы испытываем,
когда нас подавляют или обвиняют. И если первой
боли избежать невозможно, то второй в
нашей жизни может и не быть. Можно направить наши
усилия на исправление того, что поддается
изменению, и найти наилучшие способы
существования с тем, что изменить невозможно».
Семейный консультант производит свою
болезненную работу именно для этого.

ЛИТЕРАТУРА

Методики оказания социально-психологической
помощи семье и детям. / Под ред. Н.Г. Осуховой.
— М.: Педагогика, 2002. Сатир В. Психотерапия семьи. — СПб.: Речь, 2001. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.:
Педагогика-Пресс, 1992

Наталия ОСУХОВА,кандидат педагогических наук

МЕТАФОРА БЛИЗОСТИ

Техника «Скульптура семьи» представляет собой
метафорическое отражение позиций членов семьи
по отношению друг к другу, а также дистанции
между ними и динамики их взаимоотношений. Она
весьма популярна среди российских психологов и
сегодня используется в практике семейного
консультирования в различных модификациях
(«хореография семьи», «работа с куклами» и др.).
Применяя эту технику (последователи Сатир
нередко называют ее «расстановкой семьи»),
необходимо физически поместить каждого из
членов семьи на подобающее ему место в живой
скульптуре, так чтобы другие могли его видеть.
Место каждого соответствует выполняемой им в
семье роли. Пространство служит метафорой
близости или отдаленности, символически
отображая границы системы.
А еще «Скульптура семьи» очень похожа на
психодраму

То же центральное понятие «роль», то
же внимание к пространственно-временному
конструкту. И это не случайность, а благотворная
преемственность: одним из психотерапевтических
учителей Сатир был создатель психодрамы Якоб
Морено

После всех необходимых предварительных
пояснений опишем саму психотехнику.
Для ее проведения вполне достаточно трех-четырех
человек. Если на консультации присутствуют не
все члены семьи, то для «замены» отсутствующих
вполне можно использовать любые подручные
средства (от мебели в вашем кабинете до игрушек).
«Расстановку» членов семьи может делать сам
психолог, но более эффективен вариант, когда в
активной позиции «скульптора» выступают сами
члены семьи

Важно, чтобы каждый побывал в роли
скульптора. Если вы применяете технику в процессе семейной
консультации, то место того члена семьи, который
в данный момент является «скульптором», не
должно оставаться пустым

Его на время занимает
сам консультант.
Инструктируя скульптора, консультант предлагает
ему создать свой вариант семейной скульптуры,
обращаясь с членами семьи так, как будто они
сделаны из глины или пластилина.
В процессе работы скульптор «выводит изнутри
наружу» свой взгляд на семью, материализует свои
представления о каждом из родственников и об
отношениях с ним (близость или отдаленность по
горизонтали и вертикали).
Для этого он ставит каждого в такую позицию,
которая, по мнению создателя скульптуры, лучше
всего характеризует роль этого человека в семье
и типичную для него модель поведения.
Когда каждый создаст свою «реальную» семейную
скульптуру, отражающую семейную ситуацию «здесь
и сейчас», можно предложить создать скульптуру
«своей идеальной семьи» (семьи, какой мы хотим,
чтобы она была).
Как правило, консультант активно участвует в
этом процессе: он может предлагать свои варианты
«измененной семьи» и инструктировать участников
по ходу дела, может задавать вопросы или
комментировать происходящее (но не слишком
жестко). И конечно, именно он организует
обсуждение каждой из скульптур.

Методы арт-терапии в практике сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: Адаптация семьи к процессу воспитания и сопровождения ребенка с ограниченными возможно- стями здоровья представляет собой сегодня серьезную социальную и психологическую проблему. В связи с этим исследование, направленное на выявление возможностей применения методов арт-терапии в практике работы с такой семьей, представляется актуальным. Цель статьи — теоретически обосновать и экспериментально апро- бировать возможности использования методов арт-терапии в рамках программы сопровождения семьи, органи- зованного в условиях Дома детского творчества. Методологической основой исследования стали обоснованные в педагогической науке системный и деятельный подходы к сопровождению семьи в условиях инклюзивного образования, антропологический, гуманистический подходы, а также интегративные подходы, отражающие суть арт-терапевтических методов. Реализация исследовательских задач достигнута на основе анализа и обобщения теории и практики педагогики, психологии, лечебной педагогики, находящихся в поле внимания отечественных исследователей, а также использования психологических методик. В статье определена социальная значимость, целесообразность привлечения и использования разновидностей арт-терапевтических техник в работе с семьей с целью гармоничного развития, оздоровления и реабилитации детей, гармонизации детско-родительских от- ношений, обучения приемам продуктивной адаптации к жизни, преодоления состояния кризиса. Рассмотрены сущность и виды арт-терапевтических методов, направленных на интеграцию и реинтеграцию личности ребенка, развитие его эмоционально-нравственного потенциала, повышение самооценки и роста самосознания. Продемон- стрированы особенности видов арт-терапии, их взаимосвязь и интегративный характер, отмечена их неклиническая и художественно-творческая направленность в реабилитационно-коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями. Результаты исследования углубят научные представления о методах и способах процесса сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивной практики, в том числе в системе дополнительного образования.Ключевые слова: сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, методы арт-терапии, инклюзивный процесс, дополнительное образование.Дата поступления статьи: 13 августа 2021 г.Для цитирования: Чемерилова И. А. (2021) Методы арт-терапии в практике сопровождения семей, воспи- тывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 15, № 4, с. 141–148. DOI: 10.17238/issn1998–5320.2021.15.4.15.

Методики диагностики детско-родительских отношений

В семейной психологии в рамках детско-родительских отношений исследуются установки родительства, мотивация родительства, ожидания родительства, типы отношений между родителями и детьми, стиль воспитания, отношение детей к родителям.

Выделяют следующие способы диагностики детско-родительских отношений:

  1. PARI (parental attitude research instrument) — это метод диагностики, ориентированный на исследование отношений и установок родителей к различных сторонам семейной и воспитательной жизни: степень оптимальности эмоционального контакта, исследование дистанцированности в отношениях с ребенком, концентрации на ребенке.
  2. Опросник эмоциональных отношений в семье — направлен на исследование основных компонентов эмоциональной структуры в диаде ребенок-родитель: чувствительность, эмоциональное принятие, поведенческое проявление эмоций.
  3. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков с ними» — это опросник, направленный на выявление установок, методов воспитания и поведения родителей глазами подростков (подростки о родителях)
  4. Стратегии семейного воспитания — это методика, определяющая основной стиль семейного воспитания (авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный)
  5. Методика идентификации детей с родителями — это опросник, выявляющий степень престижности и принятия родителя со стороны ребенка, а также определение характера эмоциональных взаимоотношений с родителями
  6. Анализ семейных взаимоотношений — опросник для родителей, используемый в двух вариантах (детском и подростковом), направленный на изучение особенностей семейного воспитания и его нарушений
  7. Опросник «Сознательное родительство» — направлен на выявление родительских установок, развитие понимания себя как родителя, анализа родительских ожиданий, стиля воспитания

Также довольно эффективными и широко используемыми методами диагностики являются проективные методы:

  1. Рисунок семьи — эффективный метод в выявлении структуры семейных отношений, степени ее конфликтности, определение ребенком своего места в семье.
  2. Детский апперцептивный тест — это проективный метод, направленный на выявление динамики детско-родительских отношений, тревожных моментов в них и способов защиты от этой тревоги. Тест представляет собой картинки с животными в разных ситуациях.
  3. Цветовой тест отношений — направлен на плохо осознаваемые или вербализованные области детско-родительских отношений. Позволяет минуя защитные механизмы определить сложные моменты в отношениях. Суть в том, чтобы подобрать цвет в отношении определенного человека, изображения или деятельности.
  4. Тест «Семья животных» — рисуночный тест, в котором ребенку или взрослом нужно изобразить семью в виде животных, что позволяет выявить отношения между членами семьи, их эмоциональное выражение, тревожные и конфликтные чувства.

Помимо того, активно используются техники незаконченных предложений, полуструктурированных интервью, как с ребенком, так и со взрослым, сочинения на тему родительства.

Как проходит процедура?

Пациентам дается чистый лист бумаги, масляная пастель и цветные карандаши. Далее им предлагается совместно создать два каких-либо рисунка, тему они выбирают сами, а потом – еще четыре, но на них специалист дает собственные инструкции.

Все рисунки создаются за один сеанс, но после каждого выполненного рисунка члены семьи должны обсудить свои эмоции от работы и результат. Вот какие работы предлагаются пациентам:

Рисунок 2

На одном листе каждый член семьи рисует всю семью, то есть себя и остальных. Существует лишь одна рекомендация – изображать людей в полный рост.

Рисунок 3

Портрет семьи. Абстракция. Это задание объясняется не самым простым способом, поэтому сначала специалист просто просит изобразить портрет семьи как абстракцию, а потом отвечает на все вопросы.

Рисунок 4

Образ из каракулей. Сначала каждый рисует свою каракулю, а потом пациенты начинают крутить лист бумаги, добавляя все новые и новые элементы. А кто-то нередко просто оставляет все, как было нарисовано изначально.

Рисунок 5

Объединение каракулей. Похоже на предыдущий рисунок, но после завершения индивидуальных рисунков, членов семьи просят все объединить в одну картину. Они должны выбрать чью-то каракулю за основу и создать что-то общее. Это задание показывает специалисту, как выстроены отношения в семье. Может ли семья проявить себя как единое целое на одном замкнутом предмете, и как они обращаются со своими и чужими границами. Также, впоследствии, специалист сравнивает 4 и 5 рисунок, что позволяет ему диагностировать некоторые семейные проблемы.

Рисунок 6

Каждому снова предлагается нарисовать свободный рисунок. Его диагностика и анализ несут в себе много полезной для специалиста информации. Теперь рисунок отражает все переживания и чувства человека после предыдущих занятий и взаимодействий. По нему можно определить уровень стрессоустойчивости и внутренней стабильности.

Вам могут предложить следующее:

  • занятия в паре: создание проекта, который создается из картин, фотографий или повествованием;
  • индивидуальные занятия: создание рисунков, фотографий, текстов, которые позднее объединяют в общую книгу или альбом;
  • занятия вместе: создание рисунка или проекта, в котором роли заранее распределены и алгоритм заранее обсужден;
  • индивидуальные консультации с родителями или детьми;
  • создание общих правил семьи;
  • занятия с чувствами, правильные способы их выражения (с помощью творчества);
  • проработка конфликтов, их изображение и поиск решений;

В последнее время набирает популярность такое направление, как фототерапия (или фото-арт-терапия). В ней, как понятно, различным образом используются фотографии, как основной источник информации о семье и ее развитии.

Этим направлением углубленно занимались несколько специалистов и создали свои методики.

Слайд 13Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера

Уровень требований к ребенку в семье. обязанности: чрезмерность требований-обязанностей — шкала Т+ или недостаточность требований-обязанностей, приводящая к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу, — шкала Т-; запреты: чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации — шкала 3+ или недостаточность требований-запретов, стимулирующая развитие гипертимного, неустойчивого типа характера, — шкала 3-. наказание: чрезмерность санкций, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения — шкала С+ или минимальность санкций, упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний — шкала С-.Неустойчивость семейного воспитания: резкая смена стиля, приемов воспитания, формиру­ющая упрямство, — шкала Н.

Заключение

С начала использования изобразительных средств эффективность метода доказывали с помощью психоанализа. Это объяснялось тем, что любой результат творчества – это результат работы подсознания. То есть пациент не может контролировать психику в момент создания творческого продукта.

На итог влияют фантазии, страхи, какие-то воспоминания и ощущения в пространстве. По сути, специалист создавал в голове пациента какой-то образ, однако он всегда был индивидуальным, в зависимости от ощущений человека. На это влиял исключительно внутренний мир и бессознательная часть психики.

Создание образа в голове, а далее на листе бумаги, имеет много общего с созданием образов во снах. Там они могут смешивать, накладываться один на другой. То есть, по сути, главная задача специалиста сводится к тому, чтобы отключить сознание пациента.

Дать волю его бессознательного самовыражения в символических образах. Сначала человек представляет образ, затем переносит его на бумагу, а только потом смотрит и оценивает его сознанием, разумом

Поэтому данная методика помогает добиться самоорганизации личности, это особенно важно для пациентов, у которых по каким-либо причинам она была разрушена или расстроена

Гуманистическая психология повлияла на распространение арт-терапии для детей и родителей. Именно с помощью нее было доказано, что во время творческого процесса проявляется активность подсознания, что обеспечивает рост и становление личности, а также раскрывает ее потенциал и скрытые таланты

Но не менее важно, что помимо проработки проблем и конфликтов, совершается внутренний психологический подъем и самовыражение

Любой из методов, описанных выше, помогает специалисту установить уровень связей между членами семьи, их близость, умение отстаивать интересы, роли, занимаемые в жизни, а также способы их общения.

Все это помогает психологу выстраивать дальнейшие занятия, прорабатывать проблемы, которые он установил по результатам арт-терапии семейных проблем, а также оценивать динамические изменения. А занятия в целом позволяли членам семьи открывать свои чувства и сближаться между собой.

Арт-терапия часто используется на занятиях с вербально ограниченными людьми, которые не позволяют психологам вмешиваться в личное пространство. В таких случаях искусство позволяет как-то вытащить наружу проблемы их подсознания

Любой специалист понимает насколько важно обсудить с пациентом его мысли и чувства о рисунке, так как это является началом понимания проблемы, с которой в дальнейшем и придется работать

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: