Психофизиологическая готовность ребенка к школе

Проверяем психологическую готовность ребёнка к обучению в школе – лучшие методики

Как быть, если ребенок не готов?

Сегодня очень часто педагоги получают жалобы от мам и пап о том, что их ребенок оказывается не готов к школе. Недостатки, имеющиеся у чада, на их взгляд, не позволяют ему пойти в первый класс. Дети отличаются плохой усидчивостью, рассеянностью и невнимательностью. Такая ситуация сейчас бывает почти у всех детей в возрасте 6-7 лет.

Паниковать не стоит. В 6-7-летнем возрасте совершенно необязательно отдавать ребенка в школу. Можно немного подождать и отдать его с 8, тогда большинство проблем, волновавших мам и пап раньше, пройдут. Готовность старших дошкольников к обучению в школе можно оценить либо самостоятельно, либо прибегнув к помощи психологов и педагогов.

Родительские обязанности

Родители, в свою очередь, не должны попустительски относиться к занятиям с малышом. Предпочтительно обучить ребенка письму и чтению еще до школы. Выяснив, что у крохи имеются упущения в плане мышления или памяти, нужно взять для работы задачи и упражнения, коих сейчас продается немало. Наличие некоторых отклонений требует обращения к специалистам, поэтому не избегайте посещения логопеда или иного узкопрофильного эксперта.

Важно помнить, что современные дети чрезвычайно подвластны трем главным «врагам»: телевизору, компьютеру и еде. Огромная часть детей все свободное время проводят перед мониторами

Жесткий режим в этом плане просто необходим. Совет: ограничьте время просмотра телевизора или время для игр в компьютере до 1 часа в день.

Увлекайте ребенка интересными и полезными занятиями, чаще бывайте на свежем воздухе. Памятка для мам: вредные продукты под строгим запретом. Никакой химии и канцерогенов! Включайте в детский рацион больше натуральных и полезных продуктов.

Достигнув возраста 8 лет, ребенок все еще не имеет показателей готовности к школе? Пришло время конкретики, а именно тщательного разбирательства в причинах такого отклонения. Больше занимайтесь дома, проводите специальные упражнения. Видя, что ребенок с чем-то совсем не справляется, не давите на него. Такое негативное отношение лишь разочарует его окончательно в учебе.

Добавим, что плохо подготовленный малыш будет хуже приспосабливаться к меняющимся условиям. Начало школьной жизни – огромный стресс для ребенка, потому как весь привычный уклад меняется. К огромной радости и волнению добавляются растерянность и тревога. Крайне необходима в это время родительская поддержка. В задачу взрослых входит подготовка чада к школе и проведение диагностической проверки.

Тест «Чего не хватает?»,Р. С. Немов

Задание от сайта про школу:
Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно. Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера

Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.

Оценка результатов:

10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.

8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд.

4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.

2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.

0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд.

Готовность ребенка к школе – в чем выражается?

Многочисленные психологические и педагогические исследования показали, что готовность к школе является сложным по структуре многокомпонентным понятием. Научные представления в разное время отличались и дополнялись. Л. И. Божович отмечала следующие факторы, определяющие необходимый уровень развития:

  • познавательные интересы;
  • произвольное поведение;
  • мыслительная деятельность;
  • готовность принять социальную позицию школьника.

Похожих взглядов придерживался А. И. Запорожец. В свою очередь, он отмечал такие компоненты готовности к обучению в школе:

  • сформированность механизмов волевой регуляции действий;
  • мотивация;
  • аналитико-синтетическая деятельность;
  • познавательная деятельность.

Л. А. Венгером были внесены дополнения:

установление отношений со сверстниками и взрослыми, определяемых общей деятельностью.

Е. Е. Кравцова и М. И. Лисина отнесли к важным критериям коммуникативную готовность к обучению.

Психологическая готовность

Чтобы чувствовать себя в классе комфортно, успевать за программой без потери мотивации и снижения самооценки, ребенку нужно быть достаточно зрелым психологически.

Выделяют два компонента:

  • активность в стремлении учиться (личностная, мотивационная готовность);
  • объективные показатели развития (интеллектуальная, эмоциональная, социальная зрелость, волевая готовность).

Как определить, что ребенка пора отдавать в школу:

  1. У ребенка появилось осознание, что роль дошкольника уже не соответствует его новым возможностям.
  2. Дошкольник проявляет мотивационную готовность: хочет получать новые знания, хорошо относится к занятиям в ДОУ, пользуется опытом, интересуется систематической учебной деятельностью.
  3. Проявляет личностную готовность: сознательно ставит цели и соответственно действует, самостоятельный, активный в учебно-игровых занятиях, стремится узнавать новое. Его самооценка адекватная, высокая. Ребенок стремится поступать нравственно.
  4. У ребенка достаточная степень эмоциональной зрелости. Он показывает хорошую устойчивость, способен продолжительно выполнять не самые интересные задания. Импульсивные реакции практически отсутствуют.
  5. Ребенок проявляет социальную зрелость. Умеет общаться со взрослыми в рамках учебы, задания понимает и выполняет. При необходимости сотрудничает и считается с другими. Может уступать, приспосабливаться, если этого требует ситуация. Ему несложно соблюдать режим и правила, которые есть в школе. Может самостоятельно обслужить себя и решить простые проблемы. Сам желает стать учеником.
  6. Присутствует интеллектуальная зрелость. Дошкольник интересуется обобщенными научными знаниями о мире вокруг, замечает связи между явлениями. Над образным мышлением начинает преобладать словесно-логическое, а запоминаемый объем информации достаточно большой. Кроме того, ребенок логически выстраивает свою речь, повторяет задания и проговаривает действия, ориентируется в числовом ряде, пространстве листа, различает искомое и данное в задаче, выделяет в персонажей и смысловые части в сказке.
  7. Имеется достаточная волевая зрелость. Ребенок осознанно решает учебные задачи и контролирует свое поведение. Может поставить цель и двигаться к ней. Принимает решения, способен преодолевать трудности и оценивать результаты собственных действий.

Когнитивные способности и навыки

Еще один немаловажный критерий готовности ребенка к школе

К когнитивным способностям относят внимание, концентрацию, память, восприятие, воображение, логическое мышление, эмоциональный интеллект и т. д

Учителю первоклассников важно сложить представление об уровне развития сенсорики, образных представлений, наблюдательности. Он оценивает запас знаний

Что это за предпосылки:

  • устная речь, соответствующая возрасту;
  • словарный запас;
  • состояние слухоречевой памяти;
  • состояние связной речи;
  • уровень общего развития, обученность;
  • уровень развития неречевых функций: зрительное и пространственное восприятие, моторика и т. д.

Тест для родителей.

Пройти тест стоит и для того, чтобы оценить сиюминутную ситуацию и наметить путь преодоления «пробелов» в дошкольной подготовке.

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам?
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.
Проверка готовности:
15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу

Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий, дабы школьная готовность повысилась
9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет, чаще предлагайте задания для самостоятельной работы дома

Задание 2.

Отношение к школе.
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
3. Как по-твоему, лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?

Оценка результата.

Задания 1:

По результатам беседы после каждого вопроса ставится знак «+», «-».
Знак » + » ставится при следующих ответах:

  • вопрос 1-4: правильный ответ (в том числе и уменьшаемые имена);
  • вопрос 5: названо не менее двух домашних и двух диких и не названы дикие животные, вместо домашних — и наоборот;
  • вопрос 6: весной, когда зима кончилась и т.д.;
  • вопрос 7: лужи, грязь, мокрота, вода, слякоть….;
  • вопрос 8: днем свет, солнце, а ночью луна, ночью все спят.

Задания 2:

Знак » + » ставится при таких ответах:

  • вопрос1: положительный ответ;
  • вопрос 2: указывается на занятия, получение знаний, то есть ответы, в которых называются только «игры с ребятами» и «перерыв», отмечается, что в школе не надо спать днем и другие оцениваются знаком «+»;
  • Вопрос 3: преимущества школьного обучения перед домашним.

Итоговый уровень: ориентировка в окружающем, запас знаний определяется на основе подсчета числа «+» по вопросам 1-8: «высокий»- 7-8 плюсов; «средний»-5-6, «низкий»- меньше 4.

Задание 3. Оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе.

Тест «Веселый — грустный».

Материалы: 6 рисунков, на которых изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учебой.

Инструкция: “Рассмотри эти рисунки, на них изображены дети — школьники, но у них нет лиц, вместо них – пустые кружочки. Опиши, каким, по твоему мнению, должно быть выражение лица ребенка в каждой ситуации – веселым или грустным – и объясни почему”.

Мальчикам целесообразно есть предложить карточки с изображением девочек, а девочкам — с изображением мальчиков.

Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит : “Не знаю», в этом случае задайте ему дополнительные вопросы: «Как ты считаешь, что здесь вообще происходит? Кто нарисован на картинке?” др.

Примеры картинок:

Оценка результатов.

Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:

  • У мальчика, смотрящего из окна, очень грустное лицо, потому что он плохо учится и его наказали.

  •  Мальчика вызвали в школу отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо.

  • У этого мальчика грустное лицо, потому что учительница поставила ему неудовлетворительную оценку.

  • Мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный.

  • Мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много, он боится, что не успеет все сделать, поэтому он очень грустный.

  •  Мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.

Ответы, в которых описывается веселый или серьезный ребенок, свидетельствуют о том, что малыш настроен позитивно, ад оценивается как эмоционально благополучные.

Если ребенок дает 5 – 6 “тревожных” ответов, это свидетельствует о том, что он «болезненно» относится к будущей школьной жизни, для него этот этап в жизни связан
с сильными эмоциональными переживаниями, и их нужно “сглаживать”.

Тест 13. Большие движения.

При низком уровне развития больших движений (то есть рук, ног, всего тела) у школьников часто возникают трудности на занятиях по физкультуре, а также в общении со сверстниками (от невозможности полноценно участвовать в подвижных играх). Поэтому развитие больших движений –
один из важных показателей подготовлены к школе. Их оценка происходит на основе наблюдений за ходом ребенка (чтобы наблюдать за ним, можно попросить его принести какую-либо вещь, лежащую в другом конце комнаты), а также по тому, как он бросает мяч взрослому, ловит мяч, который ей бросил взрослый.

Оценка результатов.

Показателями низкого уровня больших движений служат:

  • шатающаяся, неровная походка;
  • наличие большого количества лишних движений, сопровождающих основное движение и мешающих его выполнению;
  • нарушение координации движений, приводящее к невозможности поймать и удержать мяч, бросить его взрослому.

Развитие больших движений оценивается как «недостаточное» только в том случае, когда какие-либо из указанных нарушений ярко выражены, заметно отличают ребенка от большинства его сверстников (развитие больших движений сильно зависит от местных условий: от того, насколько много дети двигаются, какие подвижные игры в них распространены и т.п.). В противном случае развитие больших движений характеризуются как «достаточное».

Тестирование дошкольника

Готовность ребенка к школьному обучению обязательно проверяется. Все будущие первоклассники проходят специальное тестирование, которое не имеет своей целью разделить учащихся на сильных и слабых. Родители не получат отказа в приеме ребенка, если он не пройдет собеседование. Такие педагогические принципы указаны в законодательстве РФ.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен знать будущий первоклассник: советы родителям

Подобные тесты нужны для педагогических целей, чтобы иметь понятие, каковы сильные и слабые стороны ученика, уровень его развития в интеллектуальном, психологическом, личностном и социальном плане. Проверить интеллектуальную подготовленность к средней школе можно по следующим задачам:

  • посчитать от 1 до 10;
  • решить простейшую задачу по арифметике;

  • просклонять существительные;
  • сочинить небольшой рассказ по картинке;
  • с помощью спичек выложить некоторые фигуры (см. также: изучаем геометрические фигуры для детей вместе с ними);
  • разложить картинки по порядку;
  • прочитать текст;
  • сделать классификацию геометрических фигур;
  • нарисовать какой-либо предмет.

Психологические аспекты

Готов ли ребенок в психологическом плане? Психологическая оценка готовности ребенка к школе будет показателем общего развития и способности начать новую деятельность. Об уровне подготовленности поможет судить выполнение заданий для оценки уровня развития мелкой моторики, способности работать внимательно, не переключаясь на посторонние вещи, умение подражать образцу. Степень готовности ребенка к школе будет определяться путем тестирования, для чего могут применяться подобные задания:

  • нарисовать человека;
  • воспроизвести буквы или группу точек по образцу.

Данный блок может также включать в себя ряд вопросов для определения, насколько хорошо ребенок умеет ориентироваться в действительности. Социальная подготовленность будет проверяться путем рисования картинки по зеркальному отражению, решением ситуационных задач, раскрашиванием фигур по заданным параметрам, не забывая уточнить, что потом его рисунок будет продолжен другими детьми.

Уровень личностной подготовленности выявляется путем диалога. Вопросы могут касаться жизни в школе, возможных ситуаций и проблем, а также путей их решения, желаемых соседях по парте, будущих друзьях. Также педагог может попросить малыша рассказать немного о себе, перечислив качества ему присущие или же дать малышу для выбора некий список.

Готовность к обучению в средней школе проверяется по различным составляющим. Благодаря такой детальной диагностике педагог получает максимально возможную информацию о степени развитости каждого ученика, что в итоге упрощает протекание учебного процесса. Нужно чтобы ребенок обязательно прошел подобные тесты.

Примеры тестов на готовность детей к школе

Чтобы узнать степень подготовленности ребенка к будущему тестированию в ДОУ, родители могут проводить обучение дома с детьми самостоятельно.

Тесты на развитие внимательности:

  • Находить отличия между двумя рисунками (их можно рисовать самостоятельно, намеренно делая несколько разных элементов).
  • Копирование узоров на бумаге или движений.
  • Игра «хлопок»: перед началом нужно договориться, на какое слово ребенок должен хлопнуть в ладоши. Родитель может что-то рассказывать, а ребенок внимательно слушать, пока не услышит нужное слово. Кстати, этот тест можно преобразовать и на занятие по развитию памяти: после рассказа можно предложить ребенку пересказать, что он запомнил.

Умение находить отличия на картинках — один из главных тестов на внимательность

Отлично развивают память и следующие упражнения:

  • Запоминание 8 картинок (например, в каком порядке они были или что на каждой было изображено).
  • Запоминание на слух 10 слов в том порядке, в котором они назывались.
  • Запоминание не менее трех последовательных предложений (и слова должны быть именно в том порядке, в котором взрослый называл ребенку).
  • Рассказывание по памяти стихов, рассказов, сказок, изображений на картинках.

Тесты на повышение уровня мышления:

  • Найти и объяснить различия между предметами, природными явлениями.
  • В дошкольных тетрадях есть отличные тесты на мышление: из предложенных предметов нужно выбрать лишний и объяснить свой выбор.
  • Сложить из бумаги определенные фигуры (например, самолетик). Взрослый должен один раз показать, как это делать, ребенок — повторить.
  • Вырезание предметов, нарисованных взрослым.
  • Создавать аппликации самостоятельно или по образцу в детской книжке.
  • Определять последовательность событий.
  • Складывать пазлы без помощи взрослых.
  • Находить лишнее слово в предложенной группе, уметь объяснить свой выбор.

Тесты на развитие кругозора:

  • Назвать основные профессии, что они дают людям и чем полезны.
  • Сказать, как называется наша планета, в какой стране ребенок живет, столицу Родины, а также свой город и конкретный адрес дома.
  • Назвать фамилии, имена и отчества свои и родителей.
  • Назвать времена года, что характерно для каждого из них, в какой последовательности идут.
  • Назвать основные цветы и геометрические фигуры.

Обратите внимание! Кроме вышеперечисленных тестов, с ребенком нужно регулярно заниматься на умение пространственного ориентирования: право-лево, сзади, спереди, снизу, сверху. А также тренироваться с ребенком в рассказах, чем он увлекается и зачем идет в школу

Физическая готовность к школе

Дети в здоровом состоянии более легко проходят процесс адаптации к изменившимся условиям жизни, которые всегда сопровождают первоклашек. Физическая готовность ребенка к школе будет выражаться именно в физическом развитии.

Что подразумевает под собой физиологическая подготовленность? Это нормы общего физического развития: вес, рост, объем грудной клетки, пропорциональность частей тела, состояние кожи, тонус мышц. Все данные должны соответствовать нормативным критериям мальчиков и девочек в возрастной категории 6-7 лет. Подробные значения можно найти в тематических таблицах. Важными являются также следующие физиологические составляющие: зрение, слух и моторика, особенно мелкая. Проверяется и нервная система: насколько возбудим или уравновешен ребенок. Составляется итоговая характеристика об общем состоянии здоровья.

Специалисты проводят такое обследование, основываясь на имеющихся нормативных показателях. Такая оценка необходима для выноса заключения о том, способен ли ребенок перенести увеличенные нагрузки, среди которых интеллектуальная работа и физические нагрузки.

Функциональная готовность

Данный вид, носящий также название психомоторной подготовленности, подразумевает под собой уровень развития определенных мозговых структур и психоневрологических функций, дабы составить представление о зрелости организма к началу обучения. Функциональная подготовленность включает в себя следующие компоненты: развитый глазомер, способность ориентироваться в пространстве, умение подражать, а также возможность координировать сложные движения рук. Среди особенностей психомоторного развития следует назвать увеличение работоспособности, выносливости и функциональной зрелости. Перечислим основные из них:

  1. возрастная зрелость позволяет умело балансировать между процессами торможения и возбуждения, что способствует длительному сосредоточиванию на отдельной деятельности, а также формированию на произвольном уровне поведения и процессов познания;
  2. развитие мелкой моторики и улучшение зрительно-моторной координации, что способствует более быстрому овладению техникой письма;
  3. функциональная асимметрия мозга становится более совершенной в своем действии, что помогает активизации процесса становления речи, которая является средством логического и словесного мышления и познания.

Подготовленность малыша к новому этапу в его жизни можно определить по следующим показателям:

  • хороший слух;
  • отличное зрение;
  • способность сидеть небольшой временной промежуток спокойно;
  • развитие моторных навыков, смежных с координацией движений (игры с мячом, прыжки, спуск и подъем по ступеням);
  • внешний вид (здоровый, бодрый, отдохнувший).

Основные компоненты психологической готовности к обучению

Необходимо выделить основные компоненты психологической готовности к обучению.

физическая готовность – это результат физподготовки, достигнутый при выполнении определенного упражнения. Школьные успехи ребенка зависят от готовности организма к систематическому обучению. В случае если ребенок физически слаб, то ему будет трудно соблюдать осанку за партой, работать на уроке из-за утомляемости.

мотивационная готовность – это отношение к учебе как к общественно значимому делу, а также стремление к получению знаний

Ребенок должен стремиться к школьной жизни, на такое стремление влияет отношение родителей к учебе, как важной деятельности. Однако влияние имеют и сверстники, ребенок хочет подняться на новую ступень развития в глазах младших

Дети, готовые к обучению в школе, адекватно ведут себя на уроках, соблюдая дисциплину. Педагоги судят о готовности ребенка к школе по его поведению на групповых занятиях.

умственная готовность – достижение высокого уровня развития познавательных процессов. Дошкольники получают определенный кругозор, запас знаний, им доступно понимание общих принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Ребенок дошкольник, приобретя черты обобщенности, все же мыслит образно, опираясь на реальные действия с предметами и их заместителями. Итог интеллектуального развития дошкольника — высшие формы наглядно-образного мышления.

интеллектуальная готовность – умение выделять учебную задачу и ее превращение в самостоятельную цель, формирование начальных умений в области учебной деятельности. Развитие интеллекта предполагает появление аналитического мышления, рационального подхода к действительности, логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение разговорной речью, развитие зрительно-двигательной координации.

эмоционально-волевая готовность – умение действовать в соответствии с образцом, осуществление сопоставления с ним как с эталоном. Такая готовность считается сформированной, когда ребенок ставит цель, принимает решение, составляет план действий, преодолевает препятствия. Для развития волевых качеств взрослый должен организовывать деятельность ребенка так, чтобы волевое действие зависело от трудности задания и отводимого на него времени.

готовность к общению – произвольно-контекстное общение со взрослыми и кооперативно-соревновательное со сверстниками. Развитие способности к общению актуальна и востребована в наши дни, поскольку школа предъявляет к выпускникам ДОУ высокие требования. Готовность к общению предполагает развитие у детей потребности в общении с другими.

Итак, у ребенка, прежде всего, должно быть желание идти в школу, получать знания, то есть важна мотивационная готовность.

§ Методические рекомендации родителям будущих первоклассников или как подготовится к тестированию

Для поступления в первый класс ребенок должен уметь связно высказывать свои мысли, ориентироваться в пространстве и времени, обладать элементарными знаниями по математике (сложить числа, назвать геометрические фигуры), работать с письменными принадлежностями.

Приведем некоторые рекомендации для родителей будущих первоклассников, составленные на основании опыта учителей начальных классов. Благодаря этим рекомендациям родители смогут самостоятельно подготовить своего ребенка к тестированию.

Ребенок, идущий в первый класс, должен уметь составить простой рассказ о себе и своей семье, знать, чем занимаются родители по долгу службы, ориентироваться во времени и пространстве. Плюсом к знаниям ребенка будет умение отличать разные профессии, знать, кто и чем может заниматься. Малыш должен понимать отличие между дикими и домашними зверями и птицами, знать основные виды деревьев, кустарников, цветов, понимать, какие из них относят к комнатным, а какие к уличным.

Для подготовки ребенка к тестированию можно пользоваться тетрадями с печатной основой для дошкольников. В них составлены понятные упражнения на развитие внимания, логического мышления, развития памяти.

Для развития математических знаний ребенка учите его считать палочки, кубики, ступеньки, выполняйте арифметические упражнения, не забывайте, что заниматься с дошкольниками нужно в игровой форме.

Для развития письменных способностей давайте ребенку рисовать, писать, раскрашивать картинки, лепить из пластилина и заниматься аппликацией. Чем лучше будет развита у него мелкая моторика, тем лучше будут его успехи в письме.

Настройте ребенка на то, что в тестировании нет ничего страшного и сами ведите себя спокойно. Ваша взволнованности передастся ребенку, и он тоже начнет переживать.

Задание 6. Оценка умения действовать по правилу.

Тест “Да и нет”

Инструкция: “Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова “да” и “нет”. Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить (ребенок повторяет их). Теперь будь внимательным, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить
слова “да” и “нет”. Понятно?» (Ребенок подтверждает, что ему все ясно).

Когда вы убедитесь в том, что ребенку понятны правила игры, ставьте ему вопрос:

1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь, когда тебе читают книги?
3. Ты любишь смотреть мультфильмы?
4. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?
5. Ты любишь гулять?
6. Ты любишь играть?
7. Ты хочешь учиться?
8. Ты любишь болеть?

Оценка результатов.

Оценивание проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки, под которыми понимаются только слова “да” и “нет”. Употребление детьми просторечной лексики (слова “ага” и т.п.) не рассматриваются как ошибка. Каждая ошибка оценивается 1 балом.

В группу с относительно высоким развитием произвольности относятся дети, получившие не больше одного балла. При этом берется лучший результат из двух попыток. Вторая попытка дается ребенку, если в первый раз он потерпел неудачу в игре. Перед второй попыткой проводится дополнительная беседа об условиях игры.

Хороший результат для ребенка 6-7 лет, если он сделает не более двух ошибок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: