Как научить ребенка понимать смысл текста: упражнения для детей от 4 лет!

Развитие навыка грамотного чтения у школьников | статья в сборнике международной научной конференции

Структура чтения

Каждый год родители стараются обучить своих чад читать еще до школы. В школу приходят две категории детей: читающие и не читающие. Помнится, как удивлял меня на заре моей карьеры тот факт, что часто не читающие дети очень быстро обучались и оставляли далеко позади некоторых читающих сверстников. Почему так? Для эффективного и быстрого чтения нужна соответствующая умственная база. Ведь по существу быстрое чтение — это быстрое мышление.

Разбираясь в структуре навыка, мы обнаружим следующее:

Чтобы оно стало быстрым, можно и нужно:

  1. совершенствовать все компоненты вместе и каждый по отдельности;
  2. создавать у ребенка положительную мотивацию к чтению.

Как умение читать быстро помогает ученику? Вот школьный пример из далеких  90-х годов прошлого века. Денег не было. Учебники были только в школе и выдавались на кабинеты. Как правило, один учебник на двоих.

Однажды ко мне пришла ученица 8 класса и попросила научить ее быстро читать. Свое желание, объяснила так: «Я только читать начинаю, а Аня (соседка по парте) уже прочитала и отвечать руку поднимает. Я тоже хочу научиться».

Что такое техника чтения и зачем она нужна?

Когда учитель устраивает поголовную проверку этой самой техники, он обращает внимание на:

  • скорость чтения;
  • выразительность;
  • понимание;
  • правильность.

А не только на скорость, как думают очень многие. Хотя и скорость чтения тоже имеет значение.

Оптимальной для человека, максимально приближенной к возможностям его речевого аппарата считается скорость чтения – 120 слов в минуту. Это та самая цифра, к которой нужно стремиться и которой нужно достичь по окончании начальной школы. Если этого не произойдет, то в пятом классе готовьтесь к снижению успеваемости по всем фронтам.

Если хромает чтение, то вместе с ним за компанию будут хромать и математика, где приходится читать задачи прежде чем их решать, и русский язык, и окружающий мир и другие предметы, за исключением разве что физкультуры. Но на одной физкультуре далеко не уедешь.

Для учащихся начальной школы установлены разные нормативы техники чтения. Для 1 класса они одни, а для 2 класса совсем другие. Для учеников 3 класса установлена своя планочка по чтению, и она чуть ниже чем норма для 4 класса. Более конкретные цифры по нормативам для чтения, соответствующие ФГОС, найдете здесь.

Переходим к чтению

Тренировка почти завершена. Остается только почитать и зафиксировать результаты.

Итак, тренер вооружается секундомером, школьник склоняется над книжкой

На старт! Внимание! Марш! Ребенок читает. До тех пор пока родители не скажут слово «Стоп»

Это должно произойти, когда секундомер отсчитает ровно одну минуту.

Ну а теперь самое интересное — оценка результатов.

Оцените качество чтения

Были ли ошибки в словах? Если без этого не обошлось, то нужно вернуться к тексту и еще раз обратить внимание ребенка на эти «ошибочные» слова. Оцените понимание прочитанного

Для этого нужно задать школьнику три — четыре простых вопроса по тексту. Оцените скорость чтения. Посчитайте слова.

И в конце обязательно зафиксируйте результаты. Заведите специальный журнал тренировок и записывайте результаты в нем. А еще лучше табличку с результатами на стену повесить. Чтобы ребенку было наглядно видно, что он двигается вперед. Чтобы он точно знал, что все это не зря. И чтобы было стремление подняться еще выше.

Ну вот и все! Тренировка окончена! А когда следующая?

Как проверить технику чтения у ребенка — второклассника дома?

А теперь о самой проверке и как проверить технику чтения ребенка дома.

Выбираете пять разных текстов из разных книг. Или скачиваете и распечатываете с этой страницы. Почему пять — один и тот же ребенок тексты с разным шрифтом, разной сложностью прочитает по-разному, при этом разница может колебаться от 10 до 20 слов, и судить по одному тексту об актуальной техничке чтения не объективно. Сразу успокойте ученика, что читать нужно будет всего по 1 минуте с каждого текста, а не все принесенные книжки.

Тексты должны быть все посильными для ребенка конкретного возраста, но быть написаны разным шрифтом, размером букв, среди них один должен быть стих (читается легче). Тексты не должны содержать сложных оборотов, а также, по возможности, диалогов. Так как диалоги читать детям сложнее.

Все тексты должны быть новыми, то есть ранее не знакомы ребенку.

 Каждый текст ребенку нужно будет прочитать по одной минуте. Поэтому заранее приготовьте секундомер (таймер на телефоне подойдет).

Ребенок не должен быть утомлен другими интеллектуальными нагрузками и чтением в том числе

Предупредите, что читать сейчас нужно будет на время, поэтому важно читать, абсолютно не отвлекаясь, ни на рисунки, ни на слова. Если что-то хочется спросить по тексту, то сделать это можно будет сразу по истечении минуты.

 Во время чтения ребенок может следить за строкой пальчиком, карандашом или любой другой указкой.

 Вы нажимаете “Пуск” на таймере не тогда, когда Вы сказали “Начали”, а тогда, когда ребенок начал читать, так как у младших школьников между словом “Начали” и реальным началом чтения может пройти несколько секунд.

 Ребенок читает текст, вы засекаете 1 минуту, останавливаете ученика и подсчитываете количество прочитанных слов.

Считать нужно ВСЕ прочитанные слова, в том числе предлоги и союзы, а также слова, написанные через дефис, считаются за два слова

Если в тексте есть слово, перенесенное на другую строку, то эти две части слова считаются как два прочитанных слова. Знаки препинания считать не нужно.

Во время проверки не нужно исправлять ребенка. Если он допустила две-три технические ошибки при чтении, не страшно. Если же от спешки ребенок начинает путать, переставлять местами буквы, остановите его и скажите, что нужно читать максимально быстро, но при этом разборчиво. Тот, кто слушает, должен понимать, о чем читают. Я еще говорю, что нужно читать не так, будто бежишь, а просто быстро идешь.

Количество прочитанных слов во всех текстах записываете на листочек, потом добавляете все значения и разделите на 5. То есть ищете среднее арифметическое. Например, ребенок первый текст прочитал 40 слов, второй 39, третий – 50, четвертый – 53, пятый – 41, то его скорость чтения за минуту равна 45 слов. Это и есть объективная картина на данный момент.

 Часто проверять технику чтения не нужно. Разве что вы работаете над ее улучшением.

Задание на скорость восприятия

Вернемся к формуле

Первое, на что надо обратить внимание, – это восприятие текста. Какие упражнения полезно выполнять с дошкольниками и младшими школьниками для его развития?

Я использую материал А. М. Ильина, но в его варианте он не очень удобен, поэтому мне пришлось эти игры и задания модифицировать под свои цели.

Обычно к пяти годам, а то и раньше дети знают все буквы. Полезно просматривать их вместе с ребенком следующим образом.

  1. Разложите карточки с буквами на столе.
  2. Поговорите с ребенком, какой предмет каждая буква ему напоминает. Ответы напишите карандашом на обратной стороне карточки.
  3. Если вы занимаетесь с дошкольниками, то буквы называйте, как звуки: не «Эр», а «Р», не «Це», а коротко «Ц». Делается это затем, чтобы не осложнить слияние букв в слоги.
  4. Буквы мы повторили. А дальше я делаю так. Собираю все карточки в стопку. Говорю ребенку: «Я покажу тебе букву, а ты назови ее так быстро, как только можешь». Время показа подбираем по темпераменту ребенка. Но каждую неделю уменьшаем его. Все время спрашиваю ребенка: «А еще быстрее можешь?»

Просматривайте многократно с максимальной скоростью весь алфавит 2-3 мин. до наступления легкого утомления. Похвалите ребенка. Выполняйте упражнение ежедневно. Применяйте буквы из практического материала по Монтессори. Достоинство его в том, что ребенок может научиться быстро узнавать не только печатные, но и письменные варианты букв.

Далее работу усложняем. Как? Читайте в следующей статье.  

Разминка

Целью разминки является включение ребенка в процесс занятия и подготовка к работе необходимых для чтения «инструментов». А именно артикуляционного аппарата.

Нужно разбудить язычок, губки, щечки, голосовые связки. Лучшим пробуждающим средством является зарядка. Хочу порекомендовать вам свою зарядку, которую я выполняю на работе перед каждым выходом в прямой эфир. Для тех, кто не в курсе сообщаю, я работаю ди-джеем на радио.

Артикуляционная гимнастика

Предложите ребенку выполнить следующие несложные упражнения:

  1. «Потягушки» Высунуть я зык изо рта и постараться дотронуться до носа, потом до подбородка, потом до левой щеки, ну и до правой.
  2. «Вкуснятина» Высунуть язычок и сделать движения по кругу, как будто облизываясь. Сначала проходим по нижней губе, потом через уголок перейти на верхнюю губу и вернуться к нижней. А потом в другую сторону.
  3. «Ку-ку» При сжатых губах толкаем языком изнутри одну щеку, а потом вторую.
  4. «Лошадь Пржевальского» Это упражнение для губ, когда через не сильно сомкнутые губы с силой выдуваешь воздух. В результате губы от потока воздуха должны завибрировать и издать специфический звук, похожий на фырканье лошади.
  5. «Улыбайся» Губы растягиваем в улыбку, а потом вытягиваем в трубочку.
  6. «Толстощек» Надуваем одну щечку, сдуваем, потом надуваем вторую щечку, сдуваем, а потом надуваем сразу две щечки. Да и сдуть потом не забудьте.

Для занятий артикуляционной гимнастикой приготовьте зеркало. Во-превых, чтобы можно было контролировать процесс. А во-вторых, иногда такие смешные рожицы получаются, что настроение поднимается.

Чистоговорки и скороговорки

Чистоговорки — это такой наборчик из нескольких слогов и коротенькой фразочки следом за ними, например:

Чистоговорки можно самим придумать, это не сложно. Главное следите, чтобы все буковки проговаривались качественно и чтобы сохранялся ритм чистоговорки. А чтобы с ритма не сбиваться, можно постукивать по столу ручкой.

Скороговорки – это уже вполне осмысленные фразы, слова в которых, подобраны таким образом, что произнести их вместе бывает не просто.

Их очень много, наверняка и вы сможете вспомнить пару штук, своих любимых. Когда ребенок в первый раз видит скороговорку и пытается ее прочитать, то не требуйте от него скорости. Пусть читает медленно, но чистенько, проговаривая все звуки. Со временем скорость будет увеличиваться.

Читать скороговорки можно по разному:

  • сначала про себя;
  • потом шепотом;
  • потом тихим голосом;
  • а потом уже громко.

Единственное на что здесь не стоит обращать внимание, так это на выразительность. Разминка окончена, можно приступать к СЧУ — специальным читательным упражнениям

Разминка окончена, можно приступать к СЧУ — специальным читательным упражнениям.

Применение

Найти определённую информацию из источника (книги, журнала, газеты и т.д.) очень быстро, не затрачивая при этом много времени на чтение.

Необходимо научить обращать внимание на:

Заголовок текста (книги).
Имя автора.
Оглавление книги.
Аннотацию.
Заключение.
Иллюстрации (для ребёнка ученика очень важно).
Иногда на выходные данные (где и когда она издана, важная информация при выборе научно-познавательной литературы).

Просмотровое чтение часто называют «сканирующим» чтением. При сканирующем чтении приходится просматривать весь материал, чтобы увидеть, есть ли в нём то, что нам нужно.

Формирование просмотрового чтения

Просмотровое чтение необходимо формировать у ученика точно так же, как и любое другое, поэтому это должна быть целенаправленная и систематическая работа на любых уроках, а не только на уроках литературного чтения.

Учителю необходимо самому чётко представлять технику формирования просмотрового чтения, умения, которые необходимо формировать у ученика и иметь копилку упражнений и заданий для работы.

Какие же умения нужно сформировать у ребёнка для просмотрового чтения?

Быстрый темп чтения, то есть скорость чтения «про себя» должна быть высокой (до 500 слов).
Предугадать по заголовку, иллюстрации текста важность информации текста.
Просмотрев текст, определить его тематику и основную цель.
Научиться выделять смысловые опорные пункты и важную информацию, при этом исключать второстепенную информацию.
Определять, насколько просматриваемый текст интересен и полезен для будущего чтения. Уметь быстро оценить содержащуюся в нём информацию с точки зрения правдоподобности, актуальности и перспективности её использования.
«Читать по диагонали»

Вспомним, как работали глаза, когда мы искали в тексте имена собственные. Чаще всего мы перемещаем при чтении свой взгляд в горизонтальном положении. Это не всегда рационально.

При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. При чтении мы можем распознать в среднем 4-5 букв слева от точки фиксации и 8-11 справа при обычных размерах шрифта. Всё, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане

При просмотровом чтении важно научиться видеть не строчку, а отрезок текста. Психологи доказали, что объём фиксации взора и размер оперативного поля зависят от систематического выполнения упражнений и заданий, именно поэтому на уроках учителем должна быть выстроена система работы по формированию любого вида чтения, в том числе и просмотрового

Для формирования просмотрового чтения в практике можно и нужно использовать специальные таблицы.

  1. Зафиксируйте взгляд в центре таблицы.
  2. Медленно опускайте взгляд вниз строго по центральной линии.
  3. Стремитесь прочитать цифры, находящиеся по сторонам, не переводя взгляда ни влево, ни вправо.
  4. Проделайте то же, поднимая взгляд вверх.

Кроме подобных таблиц можно использовать таблицы Шульте. Начинать нужно с самых простых, постепенно усложняя.

Горизонтальное поле чтения – отрезок строки, воспринимаемый за одну фиксацию.

Вертикальное поле чтения – отрезок текста, воспринимаемый за одну фиксацию.

Для отработки стратегии просмотрового чтения необходимо расширять вертикальное поле чтения текста, отрабатывать умение перемещать взгляд в быстром темпе с установкой на достаточно полное усвоение содержания текста

Для этого надо научиться воспринимать и обрабатывать информацию периферическим видением, а не центральным видением, на котором концентрируется внимание при обычном чтении

Глядя на представленные таблицы, становится понятно, каким образом следует расширять поле зрения.

Для того чтобы достичь положительного результата по формированию просмотрового чтения, одним из важнейших условий является систематическая практика, которая обеспечивается системой заданий к текстам.

Чтение вслух оценивается по таким критериям

Уровень учебных достижений учащихся Критерии оценивания учебных достижений учащихся
Начальный (2) Ученик (ученица) читает отрывными слогами, допуская многие ошибки в окончаниях, ударениях в словах, пропускает, меняет местами буквы и слоги; ошибается в интонировании предложений; есть ошибки речевого характера. Ученик частично понимает значение отдельных слов, словосочетаний, предложений в тексте. Темп чтения значительно ниже нормативного.
Средний (3) Ученик (ученица) читает плавно, допуская отдельные ошибки в окончаниях, ударениях в словах, пропускает, меняет местами буквы и слоги; ошибается в интонировании предложений. Осознает фактическое содержание произведения лишь с помощью учителя.
Темп чтения ниже нормативного.
Достаточный (4) Ученик (ученица) читает плавно словам, отдельные (многосложные) слова —по слогам в темпе, что соответствует нормативному, допуская незначительные отклонения от нормы в ударениях, произношении слов, интонировании предложений.
Осознает фактическое содержание произведения с незначительной помощью учителя основную мысль — только под его руководством.
Высокий (5) Ученик (ученица) читает плавно, правильно целыми словами, с соблюдением соответствующего темпа, нормативного произношения слов, самостоятельно осознает фактический смысл произведения, основную мысль – с помощью учителя.
Во время чтения обнаруживает умение пользоваться интонационными средствами выразительности (правильно делает паузы, регулирует силу голоса и тон в зависимости от знаков препинания и содержания, интонирует конец предложения).

Упражнение 6

Детям предлагается выставка книг. За 2 минуты выберите те книги, в которых вы найдёте нужную информацию о том, как животные приспосабливаются к условиям проживания в пустыне.

При отборе учебного материала для формирования просмотрового чтения учителю не обязательно подбирать дополнительные тексты для работы, нужно использовать материал учебно-методического комплекта. Главное чтобы обучающиеся овладели системой действий, приводящих их успешному освоению нужного вида чтения, и заложить основы самостоятельной читательской деятельности у каждого ученика в начальной школе.

Расписание тренировок

В этом деле главное — постоянство! Тренироваться нужно часто. Желательно каждый день. По 15 — 30 минут. А что такое полчаса по сравнению со всей жизнью, в которой чтение пригодится не раз и не два, и не только в школе? Полчаса — это сущая ерунда! Но даже и этой ерунды будет достаточно, чтобы уже совсем скоро и вы, и ваш любимый ученик заметили, что буквы складываются в слова, а слова в предложения все быстрее, все красивее.

Ах, да! Чуть не забыла. Говорят, что увеличить скорость и качество чтения помогает чтение книг перед сном. Так что прежде чем поцеловать своего ребенка на ночь и пожелать ему приятных снов, почитайте с ним книгу.

Итог начальной школы

Заканчивая начальную школу, ученик должен продемонстрировать владение изучающим чтением. Значит

  1. осознанно, правильно и выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (70-90 слов в минуту)
  2. и «про себя» (на 50 и более слов быстрее, чем вслух).

Это  минимальный уровень. Разумеется, требования к навыку этим не ограничиваются.  То есть для полноценного обучения дальше надо читать быстро и качественно.

Поскольку техника чтения легко проверяется и много времени не занимает, то из рядового контрольного теста он превратился в бич для детей, до этих требований по каким-то причинам не дотягивающих.

Мне, как школьному психологу, приходилось проверять этот навык. Даже хорошо читающие дети испытывают стресс. А уж те, кто не укладывается, вообще приходят в полуобморочное состояние. Желание читать разрушает однозначно!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: