Ребёнок очень зависим от мультиков: давать смотреть или не давать?

Везде нужны правила: 5 советов родителям

Фото автора Anviere: Pixabay

С одной стороны, гаджеты оказывают не самое полезное воздействие на жизнь ребенка. Долгое нахождение в статической позе, чтение с маленького экрана и постоянно мельтешащие картинки прямо влияют на здоровье детей и приводят к проблемам со зрением и позвоночником, головным болям, усталости и лишнему весу. Влияют они и на когнитивные способности.

Исследования показывают, что чрезмерное увлечение смартфонами снижает обучаемость, уменьшает познавательный интерес и может спровоцировать развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

С другой стороны, смартфоны стали неотъемлемой частью нашей жизни. И если у ребенка нет гаджета, он становится белой вороной в коллективе: он не знает современных трендов, не ориентируется в знаменитостях и не знает, чем живут его ровесники.

Кроме того, гаджеты дают доступ к образовательным площадкам, помогают учиться онлайн у лучших преподавателей и развивают самые разные навыки. И, по сути, проблема не в том, что у ребенка есть смартфон, а в том, что он заменяет ему реальную жизнь. Как это исправить? Ввести несколько правил:

1. Начни с себя

Если ребенок все время видит родителей за компьютером или с телефоном в руке, он будет копировать их и посвящать все свое время гаджету.

2. Не используй гаджеты как средство отвлечения

Если ребенка с раннего возраста учат тому, что гаджет — лучший способ борьбы со скукой, со временем развлечение будет ассоциироваться только с ним.

3. Ограничивай не время, а контент

Заведи такое правило: на развивающие и обучающие приложения и видео нет ограничений, а на развлекательный контент (мультики, ленты социальных сетей и так далее) время строго ограничено. Через геймификацию и приложения можно учить языки, развивать логику и словарный запас, тренировать математические способности и узнавать о природе и истории.

4. Предлагай альтернативные развлечения

Дети не умеют занимать себя сами. Нам нужно учить их этому. Подумай вместе с ребенком, чем он может занять себя, когда ему скучно. Отвлечь от скуки могут книги, прогулки с друзьями (младшим школьникам, например, можно давать задания — найти 10 шишек или составить план района), конструкторы, развивающие задания в книгах (например, виммельбухи или книги на развитие креативности) и так далее.

5. Установи зоны без гаджетов

Например, нельзя брать телефон за стол и в кровать, а в поездках им можно пользоваться, чтобы снимать видео и фотографии или вести прямой репортаж из путешествия. Помни, что правила должны распространяться на всех членов семьи.

Если ты не разрешаешь ребенку обедать с телефоном, но сама при этом читаешь ленту новостей, это правило вызовет закономерный протест. То же самое касается и контента: если ты играешь в казуальные игры или смотришь на маникюр подруги в Инстаграме, то странно требовать от ребенка, чтобы он интересовался природой Южной Африки.

Если твоя работа связана с Интернетом и ты много времени проводишь с телефоном в руке или перед экраном ноутбука, покажи ребенку, чем именно ты занята. Он должен видеть, что ты не развлекаешься, а работаешь. В этом случае и у ребенка будет формироваться отношение к гаджетам как к рабочим инструментам, и он не будет воспринимать их как единственный источник развлечения.

Рекомендуем для изучения

Как не разрушить отношения с ребенком и помочь ему повзрослеть?

Что еще почитать:

Какие опасности скрываются за невинной игрой?

Первое, на что обращают внимание специалисты – это значительное повышение агрессивности у детей, которые играют в жестокие игры. Постоянное повторение «боевых действий» формирует установку на то, чтобы добиться результата, нужно быть максимально агрессивным. Уничтожая героев игры, ребенок чувствует наслаждение

Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. Она, в свою очередь, переноситься на взаимоотношения в реальном мире

Уничтожая героев игры, ребенок чувствует наслаждение. Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. Она, в свою очередь, переноситься на взаимоотношения в реальном мире.

Дети, которые с раннего возраста увлекаются виртуальными играми, часто имеют значительные проблемы в сфере общения. Результаты исследований показывают, что они просто не заинтересованы в установлении контактов с окружающими. Они плохо понимают чувства и эмоции других людей, не учитывают их потребности, а значит, неспособны наладить продуктивное общение.

Дошкольники, которые много времени проводили за компьютерными играми, воспринимают визуальные образы, но плохо реагируют на звуковые сигналы. Это становится причиной плохой обучаемости в школе. Они не способы адекватно реагировать на звуковые инструкции, что значительно понижает их успеваемость.

Игры, особенно в вечернее время, приводят к нарушению сна. Они сокращают глубокую фазу сна, во время которой отдыхает нервная система, перерабатывается и систематизируется полученная за день информация, что негативно влияет на развитие ребенка.

Обучающие игры

Одним из последних трендов, связанных с играми, является геймификация образования и создание образовательных игр. Существует большое многообразие обучающих компьютерных игр для разных возрастов. Есть действительно интересные и полезные игры, c помощью которых можно научить детей многим полезным навыкам, включая чтение, письмо, логику, азы иностранного языка.

Но реальная польза от таких игр возможна только в случае системного, методологически правильного подхода. То есть

при регулярной тренировке на протяжении определенного количества времени с учетом постановки целей и контролем за их достижением со стороны подготовленного взрослого.

Иначе под видом развивающих игр можно встретить и обычных убийц свободного времени, которые только расходуют ценные ресурсы времени и не приносят ребенку ровным счетом никакой пользы.

Причина № 3 – негатив и социальная составляющая

«Майнкрафт» – игра сетевая. Между игроками присутствует общение, они взаимодействуют. Поэтому родителям может показаться, что у ребенка коммуникативный навык не страдает

Естественно, это не так, ведь живое общение для детей крайне важно. В игре дети не настроены дружить, каждый ищет славу и признание

Игроки мечтают обрести чувство значимости и показать свой потенциал. А когда это не получается? Начинаются сыпаться оскорбления, угрозы, обзывательства и даже нецензурная брань. Ведь даже взрослые порой некорректно высказываются в Сети. Безнаказанность лишь подстегивает не сдерживать эмоции.

Согласно опросу чешских детей, 32 % из них сталкивались с какими-либо формами агрессии. А 5 % игроков утверждают, что периодически встречают пользователей, которые просто играют, но потом завязывают диалог и просят прислать им откровенные фотографии.

Жанр шутер

Самым распространенным среди подростков жанром является шутер. То есть игрок стреляет во все, что движется, зарабатывая при этом очки бонуса. Такие забавы могут быть весьма красочными и богатыми спецэффектами, поэтому родителей смущает такой выбор их чада.

Дело в том, что всем нормальным людям необходима разрядка, и если ребенок не желает посещать секции, то единственным для него способом выплеснуть негативную энергию считается игра. Таким образом, его разум будет отдыхать и набираться сил, а не учиться чему-то плохому. Другое дело, если подросток замкнутый и переживает школьные проблемы по-своему. В таком случае, если выбор пал на агрессивные забавы, стоит обратиться за помощью к специалисту, так как в этом варианте компьютерные игры действительно влияют на психику подростка.

Отучаем по правилам

Мамы, которые однажды решили отучить своих детей от увлечения мультфильмами, отмечают, что попытка отобрать пульт от телевизора заканчивалась истерикой. Если сил хватало выстоять “здесь и сейчас”, то последствия ещё долго давали о себе знать в виде ночных кошмаров, беспричинных слёз и агрессии.

Как же быть?

  1. Попробуйте сами провести несколько дней без телевизора. Оцените, сколько времени проводите перед телевизором вы сами. Нельзя говорить “иди поиграй”, а самим включать очередное ток-шоу и укладываться на диван. Это несправедливо как минимум, как максимум – непрактично! Малыш тут же свалится на пол и начнёт требовать “переключить”. Посмотреть фильм можно и тогда, когда ваше чадо будет спать. А включённый фоном телевизор, пока вы моете посуду, и вовсе ни к чему – это лишний звуковой хаос.
  2. Разрешайте смотреть мультфильмы, но делайте это в особом режиме. Скажем, не «посмотри, но только час», а «ты можешь посмотреть одну серию». Закончилась серия – выключаем телевизор. Главное, устоять и не дрогнуть перед воплями сына или дочки.
  3. Перед сном смотреть телевизор нельзя! Перенесите время просмотра на первую половину дня. Мультфильмы на ночь – прямой путь к кошмарам, даже если ребёнок смотрел невинного “Карлсона”. Переизбыток эмоций и впечатлений не даст малышу спокойно уснуть.
  4. Выбирайте мультфильмы сами. Запомните главное правило: малыш в возрасте до 4 лет ассоциирует себя с главным героем, поэтому отдавайте предпочтением тем сказкам, где герой не будет вызывать отрицательных эмоций, не будет слишком агрессивным.
  5. Переориентируйте интерес ребёнка. Да, банально, но другого выхода нет. Увлеките другими занятиями: лепка, рисование, книги, ролевые игры. Дети любят, когда с ними играют по-настоящему искренне, увлечённо, тогда и виртуальный мир отходит даже не на второй, на десятый план.
  6. Побольше гуляйте! Особенно это актуально в первые дни “без телевизора”. Ребёнок закатил истерику? Быстренько выходим на улицу. Смена обстановки и ваша невозмутимость отвлекут маленького человека, жаждущего продолжения истории о супермене.
  7. Если своими силами справиться не удалось, обратитесь к детскому психологу. Поверьте, это не тот случай, когда можно ждать, что “всё само рассосётся”. Мультзависимость может аукнуться в школьном возрасте, когда ребёнок не сумеет сконцентрироваться на учебе и будет числиться в отстающих. Грамотный специалист способен решить проблему. Для этого в его арсенале есть специальные приёмы и техники от арт-терапии до семейных консультаций.

Фото: pixabay.com.

Почему стоит сказать экранам СТОП. 6 научных доказательств

Почему дети так любят играть в игры и смотреть мультфильмы?

Абсолютно все дети смотрят мультики. В современном мире, детки смотрят мультфильмы с самого раннего возраста, во многом воспринимая действительность исходя из того, что они наблюдают на экране, при этом перенося различные модели поведения вымышленных персонажей в реальный мир. И по этому, многих родителей очень интересует вопорс, почему же дети любят этим заниматься.

Сила мысли

Детские психологи думают, что герои из мультипликационных фильмов могут являться настоящими учителями оптимизма, толерантности и помогают решать различные жизненные задачи.

Размышляя о роли мультиков в воспитании детей, психологи особенно отмечают, что они очень сильно помогают становлению личности будущего полноценного члена общества. Мультфильмы – это детская вещь, так как они антидокументальны. Фантазию, необычные образы, картины, наполняющие мультики по воздействию можно сравнить с книгами сказок. Детям очень часто не хватает реализации желаемых качеств, а мультфильмы помогают им справиться с дискомфортом, который вызван по этой данным фактором. 

Сила цвета 

Детям нравится все яркое. Одной из причин, почему для детей просмотр мультиков такое увлекательное занятие это именно насыщенность цвета и очень живая картинка. Помимо этого, герои мультфильмов говорят с малышами на их языке, хорошо разрешая коллизии и жизненные проблемы. Очень хорошим примером этого, является сериал от Nickelodeon Губка Боб – квадратные штаны, а что больше всего радует, дак это то, что смотреть бесплатно серии Спанч Боба можно  не только по телевизору, но и в интернете в любое удобное время с помощью сети интернет.

Помимо этого не следует забывать о том, что дети так же очень любят различные игры, в том числе и компьютерные, такие же яркие и динамичные, как и мультики. Они помогают ему не только хорошо провести время, но и научиться азбуке, основам чтения, развивают логику, моторные функции и т.п. Так же как и в случае с мультфильмами в качестве примера здесь можно привести онлайн игры Спанч Боба, где ребенку предстоит управлять как самим Губкой, так и его друзьями, решая при этом различные задачи.

Стоит так же знать, что для ребенка будет лучше, если лично родитель будет присутствовать в процессе игры или просмотра мультфильма, в таком случае можно будет не только объяснить ребенку непонятные для него моменты и проследить за качеством того, что происходит на экране, но и укрепить его отношение к родителю.

Что делать, если ребёнок постоянно требует мультики

Если возникла зависимость, то стоит следовать следующим рекомендациям:

Переключите его внимание на другие дела. Постарайтесь увлечь малыша рисованием, играми, лепкой, аппликациями.
Ограничивайте просмотр не временем, а сериями

К примеру, пусть чадо смотрит анимации не «полчаса», а «одну серию».
Почаще гуляйте и ищите развлечения вне дома.
Попробуйте ограничить именно себя и не включайте компьютер несколько дней, хотя бы на выходные. Возможно, вы сами подаёте пример, зависая часами в планшете.
Не смотрите телевизор перед сном, так как это плохо сказывается на сне.

Важная задача – переключить внимание

Если следовать перечисленным советам, то чадо постепенно начнёт отвыкать и приучаться к дисциплине. Самое главное, довести дело до конца и не вестись на капризы и слёзы. И тогда в скором времени малыша начнут интересовать другие занятия, а не только красочный экран.

Мобильные игры пробуждают интерес к учёбе

Профессиональные психологи считают, что мобильные игры полезны для ребёнка, если они являются развивающими, интерактивными, дают малышу возможность сформировать новые умения и навыки. При адекватном подборе содержания планшет становится образовательным инструментом. По мнению экспертов, которые проводят исследования в Институте современных медиа (MOMRI), попытка оградить ребёнка от новых устройств может иметь негативные последствия.

Марина Богомолова, детский и семейный психолог, эксперт в области подростковой интернет-зависимости, поясняет: «Многие родители задают вопрос, как мотивировать ребёнка учиться. Ответ такой: не уповать на школу, быть на волне новейших технологий, вместе играть, экспериментировать, обсуждать. Только в этом случае ребёнок услышит своих родителей».

Алёна Короткова, руководитель программы исследований «Дети. Подростки. Медиа» считает, что «образовательные мобильные игры, при сохранении других форм общения, досуга, открывают ряд уникальных возможностей для развития ребёнка, его социализации, совместной деятельности со сверстниками, укрепления детско-родительских отношений и достижения эмоциональной близости».

Без планшета ребёнок вовремя не получит навыки, которыми обладает большинство его сверстников, а родители упустят возможность дополнительного контакта с ребёнком.

Эффект Зейгарник

Психологический «Эффект Зейгарник» получил имя основательницы отечественной патопсихологии Блюмы Вульфовны Зейграрник. Благодаря исследованиям Зейгарник и Курта Левина в середине XX века было доказано, что

незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

В их экспериментах творческую деятельность детей прерывали и предлагали им другое занятие. В случае нереализованности остатка потенциала дети при первой возможности стремились завершить неоконченное дело. В среднем незавершённые действия у здоровых детей вспоминались на 90 % лучше, чем завершённые.

Можно легко провести параллели с прохождением бесчисленных уровней — во всех видеоиграх происходит манипуляция с принципом незавершенности.

Похожим образом влечение к видеоиграм можно объяснить »законом незавершенного гештальта». Гештальт-терапия — направление психотерапии, оформившееся в середине прошлого века. Если не вдаваться в дебри теоретической психологии, можно сказать, что гештальт — целостный образ какой-либо ситуации.

Близкое к академическому определение гештальта в переводе с научного на русский звучит примерно так: «Гештальт — это целостная структура на поле взаимодействия среды и человека, охватывающая промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением». У человека есть природная внутренняя потребность «завершить гештальт», то есть охватить целостный образ.

Никогда не завершающийся гештальт в виде нереализуемой эфемерной цели стать эльфом 80-го уровня крайне разрушительно влияет на психику ребенка, его способность ставить перед собой цели и достигать их в реальной жизни.

Катерина Ясько, психолог, эдуколог

Придумать семейное хобби

Необязательно отправлять ребёнка подальше от дома, чтобы он забыл про компьютерные игры. Вы можете подобрать такое хобби, в котором тоже будете активно участвовать.

Первый вариант — домашние увлечения. Что-то связанное с рукоделием или моделированием: вязать, валять из шерсти, плести из резинок или бисера, складывать оригами, клеить модели, паять схемы — интересных занятий очень много.

Второй вариант — совместные поездки и посещения музеев, парков развлечений, экскурсий. Поручите ребёнку поискать в интернете интересные места, а на себя возьмите организацию семейного мероприятия. Новые впечатления обеспечены.

Обработка зрительной информации и внимание

«Наши результаты по этому тесту постоянно оказывались лучше, чем должны были быть, судя из материалов предыдущих исследований, — говорил Грин. — И не на каких-нибудь 5–6 процентов, а гораздо, гораздо выше. Я только чесал в затылке, не понимая, что происходит».

Тогда тест с применением новой программы прошла сама Бавелье, ее результаты оказались в стандартном диапазоне. Протестировали еще несколько людей — и увидели тот же ожидаемый стандарт. Дело было не в программе, а в мозгах Грина и его друзей; ребятам на редкость хорошо удавалось отслеживать объекты периферийным зрением. Поэтому Грин решил выяснить, чем же он и его друзья отличаются от всех остальных; что в них такого особенного. Некоторые из них были музыкантами, но не все. Некоторые серьезно увлекались спортом, но тоже не все. «Единственное, объединявшее всех, кто исключительно хорошо выполнял задания теста, — сказал он мне, — было то, что все мы запоем играли в компьютерную стрелялку Team Fortress Classic».

Вместе с Бавелье Грин провел четыре эксперимента, в рамках которых любители стрелялок сравнивались с людьми, которые никогда в такие игры не играли, и каждый раз исследователи обнаруживали, что первая группа систематически обходит вторую по результатам тестов на зрительное внимание. Был проведен и пятый эксперимент: девятеро не-геймеров обоих полов в течение десяти дней час в день играли в стрелялку Medal of Honor: Allied Assault по мотивам Второй мировой войны. В итоге эта группа продемонстрировала на тестах на зрительное внимание заметно лучшие результаты по сравнению с группой из восьми таких же не интересующихся компьютерными играми сверстников, которых попросили столько же времени играть в игру-головоломку «Тетрис»

В итоге эта группа продемонстрировала на тестах на зрительное внимание заметно лучшие результаты по сравнению с группой из восьми таких же не интересующихся компьютерными играми сверстников, которых попросили столько же времени играть в игру-головоломку «Тетрис». 29 мая 2003 года исследователи обнародовали свои потрясающие выводы в журнале Nature

Они, в частности, писали: «Вынуждая игроков одновременно выполнять ряд разнообразных задач (обнаруживать новых врагов, отслеживать действия уже существующих, избегать их ударов и пуль и т.д.), видеоигры данного типа заставляют их на пределе возможности использовать три разных аспекта зрительного внимания. Всего через десять дней тренинга это заметно сказывается на способности выполнять новые, непривычные задачи и действовать в неподготовленной местности

29 мая 2003 года исследователи обнародовали свои потрясающие выводы в журнале Nature. Они, в частности, писали: «Вынуждая игроков одновременно выполнять ряд разнообразных задач (обнаруживать новых врагов, отслеживать действия уже существующих, избегать их ударов и пуль и т.д.), видеоигры данного типа заставляют их на пределе возможности использовать три разных аспекта зрительного внимания. Всего через десять дней тренинга это заметно сказывается на способности выполнять новые, непривычные задачи и действовать в неподготовленной местности

Потому, хотя видеоигры могут показаться довольно бессмысленным занятием, они способны радикально повысить эффективность обработки зрительной информации и улучшить внимание игрока»

С тех пор Грин и Бавелье вместе и по отдельности опубликовали целый ряд других исследований, подтвердивших и расширивших их первоначальные выводы. Некоторые скептики по-прежнему сомневаются в достоверности сотен исследований компьютерных игр, проведенных за последние годы, однако доказательств их пользы накопилось достаточно для того, чтобы на сегодняшний день эндоскопические хирурги и операторы американских военных беспилотников регулярно тренировались на стрелялках, оттачивая точность движений и быстроту реакции.

Искаженное мировосприятие – беда современных детей

Как совместить реальную и виртуальную жизнь ребенка?

Для начала решите: что значит компьютер в вашей семье, в жизни любого человека? Заветный приз? Показатель благосостояния? Окно в мир? Технический помощник? Приспособление, делающее жизнь удобней? Преувеличение значения компьютера взрослыми повышает его значимость в жизни ребенка. Преувеличенные страхи перед компьютером играют ту же роль. Сакрализуя компьютер, мы создаем вокруг него ореол сверхзначимости. Спокойное, почти равнодушное отношение к технике позволяет использовать ее с большим умом, аккуратностью и пользой. А главное, не приведет к такой деформации системы ценностей, при которой обожествляется бездушная железяка с проводами.

Низкая самооценка у ребенка — вот почва для формирования любой нежелательной зависимости. Если приятных стимулов, которые доставляют радость, успокаивают, подбадривают, удивляют, смешат, вдохновляют, в жизни слишком мало, любое удовольствие, в том числе игра на компьютере, может вызвать зависимость. Это значит, что, не только преувеличивая значение компьютера, но и недооценивая себя, своего ребенка, мы толкаем его довольствоваться ролью простого исполнителя чужих программ, в том числе компьютерных. Большего ему и не надо. А низкая самооценка — результат слабой родительской любви.
Компьютер займет особое место в жизни ребенка, если у него нет друзей и других существенных связей с миром. Это настоящая проблема в эпоху индивидуализма и жизни в больших густонаселенных городах. Если у вас есть хоть какая-то возможность создавать условия для совместных игр, пребывания в группе сверстников, не упускайте ее.
Нормативы пребывания ребенка перед экраном примерно таковы. До 3 лет никаких компьютеров и приставок! Хотя бы до 3 лет… Потому что реальности трудно конкурировать с виртуальным миром, в котором отфильтровано все неинтересное и собрано все самое «прикольное». После 3 лет время игры должно быть дозировано и составлять максимум полчаса, лучше в перебивку, по 15 минут. Вы можете завести правило: «Компьютер только по выходным!», «Или компьютер, или телевизор!», «Играем только вместе!»

Такие правила — основа культуры использования информационных ресурсов.

Правило «Играем только вместе!» особо важно, поскольку гарантирует включенность взрослого в процесс игры. Но главное, мы учим ребенка манере игры, моделируем отношение к компьютеру. Детям легче справиться с непреодолимым желанием играть еще и еще, если они видят, как останавливаются взрослые

Поставьте рядом часы, объясните, что ограничение времени — это условие игры

Детям легче справиться с непреодолимым желанием играть еще и еще, если они видят, как останавливаются взрослые. Поставьте рядом часы, объясните, что ограничение времени — это условие игры.

Как ответить на вопрос ребенка, зачем ограничивать время? В 4 года можно рассказать сказку про обезьянку, которая очень любила апельсины, но объелась, и у нее заболел животик. Напомните, что у человечков есть не только голова и руки, которые так нужны для компьютера, но и ножки, спинка, животик. Им тоже хочется поиграть, побегать, попрыгать. Иначе вырастет не человек, а головастик со слабым тельцем. На малышей это производит впечатление! Ставьте в очередь подвижные игры и компьютерные. Дети любят то и другое и спокойно переключаются с одного интересного занятия на другое.

Компьютерные игры и психика детей

Компьютерные игры также оказывают влияние на психику детей, которые являются одной из самых уязвимых групп игроков. Дети могут получать от игр как пользу, так и вред, в зависимости от типа, частоты и контекста игровой деятельности. Некоторые аспекты влияния компьютерных игр на психику детей:

Когнитивное развитие

Компьютерные игры могут способствовать когнитивному развитию детей, улучшая их память, восприятие, внимание, концентрацию, решение проблем, творческое мышление и языковые навыки. Игры также могут помогать детям учиться новому материалу, развивать интерес к науке и технологиям, а также формировать цифровую грамотность.
Социальное развитие

Компьютерные игры могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект на социальное развитие детей. С одной стороны, игры могут способствовать социализации детей, укрепляя их дружбу, сотрудничество, коммуникацию и эмпатию. Игры также могут быть средством самовыражения, идентификации и принадлежности к определенной группе. С другой стороны, игры могут негативно сказываться на социальных навыках детей, приводя к изоляции, одиночеству, агрессии, буллингу и кибермоббингу. Игры также могут вызывать конфликты с родителями и учителями из-за разногласий по поводу времени и содержания игр.
Эмоциональное развитие. Компьютерные игры могут влиять на эмоциональное развитие детей как в положительном, так и в отрицательном направлении. С одной стороны, игры могут вызывать у детей положительные эмоции, такие как радость, удовольствие, гордость, удовлетворение и восторг. Игры также могут помогать детям справляться со стрессом, тревогой и грустью, предоставляя им возможность отвлечься от проблем или выразить свои чувства. С другой стороны, игры могут порождать у детей негативные эмоции, такие как гнев, страх, фрустрация, разочарование и обида. Игры также могут приводить к эмоциональной неустойчивости, низкой самооценке и депрессии у детей.

В чём вред мультиков?

Итак, вот причины, по которым стоит ограничить время просмотра анимаций:

  1. Вред для здоровья. Когда малыш по несколько часов смотрит в экран, он практически неподвижен, что плохо отражается на его развитии. К тому же все знают о том, как просмотр мультиков негативно влияет на зрение.
  2. Набор веса. Организм малыша всегда полон энергии и многие взрослые часто удивляются, откуда у них детей столько сил на игры. Но если чадо сидит перед планшетом много времени, калории не сжигаются, а уходят в лишний вес. Это может доставлять дискомфорт, стать причиной низкой самооценки и разнообразных проблем со здоровьем.
  3. Злоупотребление мультфильмами приводит к тому, что чадо перестаёт творчески мыслить и фантазировать. А этих навыков в таком возрасте должно быть с избытком.
  4. Развитие лени и отсутствие мотивации узнавать что-то новое, играть, гулять с друзьями. Из-за зависимости от телевизора ребёнок становится пассивным и не хочет ничем заниматься.
  5. Отсутствие коммуникации со сверстниками. Имея зависимость, дети не учатся обсуждать что-то, так как им проще включить анимацию и получить новые эмоции.

Вред телевизора

Несмотря на ряд значимых причин, почему телевизор вреден, в его просмотре есть и некоторые плюсы:

  • с помощью правильных обучающих мультиков проще запоминать буквы и цифры, учить стихотворения и песенки, узнавать новое о природе и т. д.;
  • обогащение словарного запаса, развитие речи;
  • усвоение нравственных норм (при условии, что анимация несёт положительный смысл);
  • развитие эмпатии – когда ребёнок сопереживает героям, он учится чувствовать эмоции других.

Основные правила

Таким образом, у многих родителей может возникнуть вопрос, сколько времени можно смотреть мультики. Психологи утверждают, что до 3-х лет мультики желательно вообще исключить. Позже, когда мозг окончательно сформирован, можно включать их, но не более, чем на 1,5 часа в день. В это время нужно тщательно следить за смыслом и содержанием развивающей анимации, и проговаривать, чтобы малыш учился отличать фантастику от реальности.

Малышам до 3-х лет не рекомендуется смотреть ТВ

С 4 лет дошкольник уже сам умеет различать настоящую жизнь от вымышленной. Какие мультики ставить ребёнку в этом возрасте? Старшим дошкольникам к развивающим мультфильмам можно уже добавлять развлекательные и обучающие. Также стоит следить за сюжетом, чтобы в эпизодах не было жестоких сцен, грубых слов и т. д. Желательно ставить анимации без рекламы, так как она вредна. От вечерних просмотров желательно отказаться, чтобы это не повлияло на сон.

Причина № 5 – трата времени

Ребенок чрезвычайно затянут в процесс. Он не спешит удовлетворять свои первоочередные потребности, жалко времени на еду, питье и даже поход в туалет. Такие важные дела, как домашние задания, поддержание чистоты в комнате, откладываются на потом или делаются наспех.

Счет времени теряется. Режим дня сбивается. Ребенок физически присутствует дома, но мысли его далеко. Поэтому он действительно может не слышать, что ему говорят родители, забывать о своих обещаниях и бесконечно откладывать время окончания игры.  Отсюда семейные конфликты. 

Людмила Усеинова – детский психолог, основатель онлайн-центра.

— Умение работать с гаджетами и быть активным пользователем интернета – это в современном мире тождественно навыкам ходить и говорить. Поэтому выбросить из дома все гаджеты и отключить интернет равнозначно заклеить скотчем рот ребенку и связать его по ногам.

Бросаться в крайности не стоит. Сами по себе интернет, компьютеры, планшеты и телефоны не являются злом, если научить маленького пользователя ПРАВИЛЬНО фильтровать поток информации и использовать гаджеты как СРЕДСТВО в достижении своих целей, а не как возможность замещения живого общения и способ развлечения. А это уже все зависит напрямую от родителей.

Влиянием игры «Майнкрафт» на развитие ребенка, подростка и даже взрослого озабочены все психологи. Но из своей практики могу однозначно сказать, что чаще всего родители даже не знают, во что играет ребенок и, соответственно, не задумываются о влиянии игры на его психическое и физическое развитие.

А в колокол звонят, когда уже ребенок становится зависимым: агрессивным, раздражительным, интерес сводится только к игре.

Детская психика еще слишком слаба и легко поддается влиянию. Оставшись наедине с компьютерной игрой, ребенок становится беззащитным перед ней, и она поглощает его. Опасность «Майнкрафт» кроется в ее форме и содержании: мир представлен в кубическом формате и у ребенка формируется измененное восприятие действительности.

В моей практике был печальный случай, когда 10-летний мальчик видел мир кубическим, вплоть до того, что из предложенных геометрических фигур он распознавал только квадрат, а остальные были «лишние неквадраты». При этом его уровень развития до включения в игру «Майнкрафт» соответствовал возрасту.

После того как он «включился» в эту виртуальную игру, реальный мир перестал для него существовать. Конечно, это все произошло не за один день, и даже не за месяц.

Но почему тогда родители не беспокоились за здоровье своего ребенка? Потому что тогда их все устраивало – ребенок не приставал к ним с вопросами, различными просьбами, не требовал подарков, не «шлялся» по улице до глубокой ночи. Он «спокойно играл за компьютером и никого не беспокоил» — это дословная цитата мамы.

Еще в одной семье, где 14-летний подросток просто жил в этой кубической игре, незаметно для всех членов семьи весь интерьер квартиры был представлен в квадратной форме. Весь! Вплоть до посуды, аксессуаров и рисунка на обоях.

«Майнкрафт» опасен для незрелой детской психики, так как родители не могут ручаться, что смогут помочь ребенку не погрязнуть в этой игре, держать руку на пульсе и быть ему поддержкой, то лучше эту игру исключить из жизни ребенка любого возраста.

Вообще компьютерные игры я бы сравнила со знакомством ребенка с машиной. Можно просто с барского плеча купить дорогую тачку сыну и поставить себе галочку в графе «я крутой родитель». И не контролировать то, как любимое чадо пользуется столь дорогим подарком. И в этой ситуации мы понимаем, что велика вероятность лихачества за рулем и небезопасного поведения юного водителя.

А можно папе с собой с детства брать в гараж ребенка, показать устройство машины, научить слушать ее «сердце», «лечить» поломки. И тогда в свои 18 лет, заполучив водительские права и родительскую машину, сын уже иначе будет ценить ее и управлять ею, чтобы не сорвать движок, чтобы на скорости «не убить» резину и так далее. Культура вождения и безопасность вашего ребенка за рулем будет на совершенно ином уровне.

То же самое происходит и во время знакомства ребенка с любой компьютерной игрой – можно закрыть глаза на все, а можно с ребенком «правильно» познакомиться с игрой.

Создать для ребенка кубический мир или помочь стать самодостаточным, уверенным в себе и независимым от компьютерных игр – выбор за вами!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: