Доклад выступление на семинаре по «ранней помощи» «как развивается малыш от 0 до 3 лет»

Что должен уметь ребенок в 2-3 года: нормы развития

Развитие речи ребенка 2 лет

Второй год жизни – сенситивный (наиболее значимый) период для развития речи. Если до полутора лет малыш только познает функцию, значение речи, то к двум годам он уже активно пополняет свой словарный запас.

В присутствии незнакомых людей ребенок этого возраста, как правило, молчит, будто ощущая, что понять его может только мама. Мама знает, что «ка» — это машинка, «зи-зи» — муха и т.д. Но после полутора лет родители должны стимулировать малыша к произношению слова целиком, точному выражению желаний.

Словарный запас малыша к концу второго года жизни возрастает до 300 слов. В нем появляются не только названия предметов, но и их признаки, далее появляется и фразовая речь.

Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Ребенку уже доступен рассказ о событиях, знакомых по предыдущему разговору или чтению взрослого.

Совершенствуется слуховое восприятие речи. Улучшается способность правильно слышать и узнавать звуки, которая называется фонематическим слухом. Именно от него впоследствии будет зависеть грамотность письменной речи малыша.

Своевременное и качественное развитие речевых возможностей ребенка сильно влияет на его интеллектуальное развитие, развитие мыслительных функций.

Если ребенок в 2 года плохо говорит…

Типичный вопрос родителей: почему ребенок в 2 года не разговаривает так, как другие дети?

Это наиболее характерно для мальчиков, которые обычно начинают говорить позже. Если ребенок в 2 года не говорит бегло, то это еще не значит, что у него есть отклонение. Но все же надо обязательно проверить сына или дочь у врача на предмет аномалий речевого развития.

В этот период возрастает роль речи в освоении способов употребления предметов, различных видов деятельности.

Развитие речи

Формирование речи является этапом становления человеческой личности. Особые мозговые структуры ответственны за способность человека к артикуляции. Но развитие речи происходит лишь при общении ребенка с другим человеком, например, с матерью.

В развитии речи выделяют несколько этапов.

Подготовительный этап. Развитие гуления и лепета начинается в 2—4 месяца.

Этап возникновения сенсорной речи. Под этим понятием подразумевается способность ребенка сличать и связывать слово с конкретным предметом, образом. В 7—8 месяцев ребенок на вопросы: «Где мама?», «Где киса?», — начинает глазами искать объект и фиксировать на нем взгляд. Могут обогащаться интонации, которые имеют определенную окраску: удовольствие, неудовольствие, радость, страх. К году уже имеется словарный запас из 10—12 слов. Ребенок знает названия многих предметов, знает слово «нельзя», выполняет ряд просьб.

Этап возникновения моторной речи. Первые слова ребенок произносит в 10—11 месяцев. Первые слова построены из простых слогов (ма-ма, па-па, дя-дя). Формируется детский язык: собака — «ав-ав», кошка — «кис-кис» и т.д. На втором году жизни словарь ребенка расширяется до 30—40 слов. К концу второго года ребенок начинает говорить предложениями. А к трем годам в речи появляется понятие «я». Чаще девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков.

Роль импринтинга и воспитания в нервно-психическом развитии детей

У детей с периода новорожденное формируется механизм мгновенного контакта — импринтинга. Этот механизм в свою очередь связан с формированием нервно-психического развития ребенка.

Материнское воспитание очень быстро формирует у ребенка чувство защищенности, а кормление грудью создает ощущение безопасности, комфорта, теплоты. Мать является незаменимым человеком для ребенка: формирует его представления об окружающем мире, о взаимоотношении между людьми. В свою очередь, общение со сверстниками (когда ребенок начинает ходить) формирует понятие социальных отношений, товарищества, тормозит или усиливает чувство агрессивности. Большая роль в воспитании ребенка отводится и отцу. Его участие необходимо для нормального построения отношений со сверстниками и взрослыми, формирования самостоятельности и ответственности за то или иное дело, образа действий.

Психологическое развитие ребенка в 2 года

Психика в этом возрасте открывается полностью для познания мира. Раньше малыша тоже все интересовало, но это было больше младенческое любопытство под влиянием инстинктов. В 2 года ребенок осознанно исследует мир и обследует пространство вокруг.

Новые навыки усваиваются мгновенно и часто запоминаются на долгое время.

Многие дети в этом возрасте умеют обращаться с карандашами, и это отличное время посветить больше времени творчеству. Малыш уже в состоянии высидеть короткие занятия с пластилином, красками, карандашами. Можно и нужно познакомиться с различными конструкторами, мозаиками. Малыш учится выполнять ряд логических простых операций, надо поощрять его попытки самостоятельно выполнять простые действия.

Развиваем ребенка в 2 года правильно

Перед тем, как развивать 2-летнего ребенка, родителям следует выработать для себя определенные правила, ведь занятия с детьми раннего возраста имеют особенности, которые невозможно не учитывать.

Проводятся занятия в игровой форме

У малыша еще не развито произвольное внимание. Ребенку трудно делать то, что не вызывает у него интереса

Взрослый должен пробудить интерес к занятию и поддерживать его.
С целью поддержать интерес ребенка к занятию можно устраивать сюрпризы: неожиданные появления, исчезновения игрушек и предметов.
Все, что используется на занятиях: картинки, атрибуты, игрушки – должно быть ярким и привлекательным.
В то же время необходимо соблюдать меру. Развлечение и игра призваны решать педагогические и развивающие задачи, а не являться самоцелью.
Для усвоения материала детям раннего возраста одно и то же занятие необходимо повторять несколько раз.
Нервная система двухлетнего карапуза отличается слабой выносливостью. Поэтому одно занятие не должно превышать 5-15 минут.
Ребенка утомляет статичность и повествовательность.
Нельзя заставлять малыша заниматься насильно. Нужно суметь возбудить его интерес, увлечь. Только так можно воспитать в ребенке тягу к познанию и любовь к учебе.
Развитие ребенка двух лет через какие бы то ни было виды деятельности невозможно осуществить без участия взрослого. Малышу необходима положительная оценка его усилий и достижений. Нельзя ругать, если что-то не получается. Нужно дать стимул и надежду.

Интеллектуальная сфера

Ребенок «схватывает на лету» то, что ему интересно

Двухлетний малыш активно изучает окружающий мир. Его интересует самая разнообразная информация, ему хочется освоить новые умения. Причем ребенок буквально “схватывает на лету” то, что ему интересно.

Развитие психических процессов ( в частности, воображения и памяти) играет большую роль в освоении новых навыков. Например, в лепке, конструировании, сюжетной игре.

Также в этом возрасте развивается самосознание. Оно проявляется не только в назывании себя по имени и узнавании себя в зеркале. К 3 годам малыш говорит о себе в первом лице и стремится подчеркнуть свою значимость и самостоятельность.

Внимание

Ребенок может сосредоточиться на предмете только до тех пор, пока его интерес не угаснет

Затем его внимание отвлекается на новый предмет. . Детей может привлечь только, что им действительно интересно

Детей может привлечь только, что им действительно интересно.

Ребята в 2-3 года могут долгое время оставаться внимательными в процессе игры. Например, они рассматривают картинки 6-8 секунд, а в одну и ту же игру могут играть все 15-30 минут. 

Память

После 2 лет ребята уже могут запоминать значимые события в их жизни. 

Например, они могут вспомнить поездку в гости или поход в цирк, которые были неделю или месяц назад. 

Память в этом возрасте остается зрительно-эмоциональной. Она зависит от интереса и мотивации.

Мышление

В 2 года основной вид мышления — наглядно-действенное. Это значит, что детям нужно иметь перед собой наглядный предмет, чтобы совершать мыслительные действия с ним. 

Ближе к 3 годам появляется наглядно-образное мышление. Этому способствует развитие воображения. Они начинают играть в такие игрушки, которые по своим свойствам могут заменить нужный предмет. Например, коробок спичек может “послужить” машинкой. 

В ходе игры ребенок ставит перед собой цель, намечает план действий и играет в воображаемой ситуации.

Восприятие

В 2-3 года восприятие все еще непроизвольное. 

Ребенок может обратить внимание  не на основной признак предмета, а на какой-то отдельный, незначительный. Например, двухлетнего ребенка вполне может увлечь не сам самокат, а яркая картинка на нем

Малыш уже умеет различать и сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Этому умению способствуют игры с матрешками, вкладышами, пирамидками, сортерами.

Основной способ познания мира в 2-3 года — разбирать игрушки и предметы на составные части.

Воображение

Воображение начинает зарождаться примерно в 2 года. 

К 3 годам оно совершенствуется настолько, что малыш без труда может изобразить, как топает в лесу медведь, как скачет зайка и т.д. Это происходит оттого, что он уже умеет управлять образами в своей голове и изменять их в зависимости от ситуации..

От сформированности воображения зависит, насколько хорошо развито будет наглядно-образное мышление.

Навыки самообслуживания

В два года малыш уже далеко не беспомощный. Он многое умеет делать сам

Степень самостоятельности зависит от того, насколько взрослые уделяют этому внимание. Дети, которые уже посещают детский сад, обычно умеют больше своих сверстников, сидящих дома

Хотя и дома можно без труда обучить малыша элементарным навыкам самообслуживания.

В два годика ребенок должен уметь:

  • мыть и вытирать руки (можно с небольшой помощью взрослого);
  • одеваться и раздеваться с помощью взрослого;
  • складывать вещи;
  • расстегивать крупные пуговицы;
  • развязывать шнурки;
  • держать ложку, есть, пить из чашки;
  • пользоваться салфеткой за столом;
  • пользоваться носовым платком с помощью взрослого.

Чтобы малыш быстрее заучил новый навык, нужно не просто показывать ему действия, но и объяснять каждый этап. Например, «сначала закатим рукава, затем откроем воду, возьмем мыло, намочим руки» и т. д.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

В 2 года вес и рост девочек и мальчиков уже различаются. Вот таблица показателей по данным отечественных педиатров:

2 года Мальчики Девочки
Рост, см 83,5 — 93.0 84,0 — 90,4
Вес, кг 11,0 — 14,5 10,8 — 14,0
Окружность груди, см 48,4 — 54,7 48,5 — 54,0
Окружность головы, см 47,6 — 50,9 46,6 — 50,0

Данные Всемирной Организации Здравоохранения приводят свои данные, которые не слишком отличаются.

2 года Мальчики Девочки
Рост, см 81,7 — 93,9 80,0 — 92,9
Вес, кг 9,7 — 15,3 9,0 — 14,8
Окружность головы, см 45,5 — 51,0 44,4 — 50,0

Детки не просто передвигаются без цели, как раньше, а осознанно и с удовольствием играют в песочнице, катаются на качелях, с горки, бегают друг за другом. Ребенок уже многое умеет делать. При этом уже идет четкое разделение полов, и ребенок точно знает, какие игры для девочек, а какие для мальчиков. Принадлежность к полу уже демонстрируется в общении с другими людьми, со взрослыми и со сверстниками.

Мальчики

  • У них быстрее идет развитие крупной моторики: бег, прыжки, удерживание равновесия, активные и подвижные игры в приоритете. Малыши нередко более импульсивны, самостоятельны и даже агрессивны.
  • Центр удовольствия мозга мальчиков сильнее реагирует на риск и решительные поступки. Сильнее выражена исследовательская позиция.
  • Развитие речи происходит немного медленнее, чем у девочек. Меньше словарный запас. Предложения и фразы короче и лаконичней.
  • При чтении книг рекомендуется рассказывать малышу, что чувствует герой, как он переживает, почему смеется или плачет. Делайте акцент на эмоциях и их выражении, особенно, что касается других людей.
  • Во взрослых непоседы больше ценят способность поучаствовать в подвижных играх.

Девочки

  • Лучше развита мелкая моторика: рисование линий, умение держать карандаш или ручку. Раньше, чем у мальчиков, развивается интерес к рукоделию: лепке, рисованию.
  • Юные принцессы уже присматриваются к маминым нарядам и косметике, красивым заколкам и бантикам, начинают кокетничать и просто обожают, когда взрослые замечают их новое платье или красивые туфельки.
  • Девочки не меньше, чем мальчики, любят физические подвижные игры, но все-таки более спокойны и не так сильно любят риск.
  • Зато девочки более сильны в выражении чувств и других невербальных признаках. Они больше любят чтение, передают легче тон и тембр голоса, могут описать эмоциональное состояние героя. Часто лучше разговаривают, и словарный запас у них больше.
  • Многие девочки уже стараются помогать маме: месить тесто, мыть посуду и пол. Подражая родителям, кормят и одевают кукол, воспитывают и лечат их. Если понаблюдаете, то во многом узнаете и себя.

Родителям стоит почаще говорить, как ребенок красиво и хорошо выглядит, какие сильные руки и ноги (мальчикам), какое красивое платье и глаза, волосы (девочкам).

Если мальчик начинает драться с детьми на прогулке или проявляет другие виды агрессии, то не пугайтесь и не говорит фразы типа: «Думай, что делаешь!». Это не даст результатов. Такие словесные конструкции пока не понятны малышу.

Лучше попробуйте вылепить из пластилина, как выглядит злость или страх, или придумайте коробку, куда можно положить рисунок с нарисованной злостью или вылепленную фигурку, обозначающую негативную эмоцию. Потом можно дружно выкинуть коробку вместе со всем «плохим». А можно оставить вылепленный образ, а через время спросить: не поменялся ли он в лучшую сторону?

Девочки не меньше нуждаются в поддержке, поэтому можно сделать из бумаги корону. Украсить ее, желательно вместе. Выучите вместе стишок. Ритмика поэзии оказывает на детей магическое влияние:

Ну и что, что нету трона —

будет у тебя корона.

Примеряй ее скорей.

Спинку ровно. Взгляд бодрей.

Расскажу тебе секрет

(если вдруг короны нет) —

сила вся в тебе живет.

Спинку ровно… и вперед.

Развитие самостоятельности у ребенка двух лет

Развитие ребенка к 2 годам предполагает формирование у него некоторых бытовых навыков. Приучайте его к самостоятельности, не следует делать за него то, что он может сделать сам: снять колготки, убрать свои игрушки, умыться.

Уже сейчас необходимо воспитывать любовь к порядку и аккуратности. Правда, необходимо помнить, что ребёнок подражает взрослым, поэтому если в вас нет стремления к порядку и дисциплине, то трудно будет воспитать эти качества у малыша.

Еще раз проверьте свои комнаты, уберите все, что может навредить малышу. Не стоит целыми днями не спускать глаз с малыша, постоянно останавливая: «Не трогай, не бери, не ходи…» — это приведет к нервозности малыша, а ваша жизнь превратится в ад.

Критерии задержки психического развития у детей третьего года жизни.

  • Недоразвитие речевых функций – отсутствие фразовой речи, ограничение словарного запаса, неправильное произношение, трудности речевого подражания, ребенок испытывает трудности называния предметных картинок, хотя может их показать.
  • Недоразвитие навыков самообслуживания – неопрятность, трудности при одевании и раздевании, возможен неаккуратный прием пищи.
  • Недоразвитие познавательных процессов – ребенок испытывает трудности понимания инструкции и трудности самоконтроля своих действий. Объем памяти снижен. Повышенная утомляемость и отвлекаемость.
  • Недоразвитие игровой деятельности – игра отличается примитивностью, однообразием сюжета, наблюдается замедленный темп ее развития. Выраженная избирательная активность (предпочтение любимой игре).
  • Несформированность возрастных форм поведения – в связи с недоразвитием речи возможны трудности усвоения слов: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо.
  • Моторные функции могут оставаться незрелыми – ребенок затрудняется перешагивать через препятствия, не сформировано умение двигаться приставным шагом, трудности с освоением велосипеда.

Развивающие игры и игрушки в 2 года

На втором году жизни малыш не только любит играть в свои игрушки, он также хочет активно участвовать в жизни взрослых. Необходимо предоставить ему больше свободы. Например, можно разрешить передвинуть стулья, так как нравится ему, переложить что — то на полочке, в своем шкафчике. Если в комнате безопасно, все опасные предметы убраны, можно ненадолго оставить ребенка одного в комнате.

Двухлетние дети достаточно усидчивы. Интересным делом ребенок может увлеченно заниматься до получаса. Его может заинтересовать даже цветные карандаши или краски. Самое время для родителей поучаствовать в этом процессе, можно показать, как рисовать простые фигуры, сначала помогать ему, а затем дать попробовать самому. Конечно, все сразу не получится и не запомнится, но если повторять эти действия ежедневно малыш все быстро усвоит.

Отличное приобретение для развития — пальчиковые краски. Дети этого возраста очень любят рисовать. Кроме этого можно при помощи красок познакомить его с цветами. Каждый малыш будет наслаждаться процессом смешивания красок и нанесением их на бумагу. Очень скоро родители будут замечать, что картинки становятся более «осмысленные».

Для самостоятельной игры можно предложить двухлетнему малышу сделать простые аппликации. Вырезанные из бумаги кружки и квадратики при помощи воды можно приклеить на дверь или кафельную плитку. Это безопасное и не маркое занятие увлечет юного художника, а у мамы может появиться несколько свободных минут.

Освоенные новые навыки и умения

Какие двигательные навыки (способность управлять своим телом) обретает малыш?

  • Уверенная ходьба.
  • Бег.
  • Прыжки.
  • Ходьба по лестнице (вверх, вниз).
  • Преодоление препятствий (обходит, перепрыгивает или перешагивает препятствия высотой 20 см).
  • Удар ногой по мячу, броски мяча.
  • Умеет ловко лазить и пятиться назад.
  • Прыгать на одной ноге.
  • Проходить сквозь обруч.
  • Удерживать равновесие на перекладине.

Умения

  • Использование предметов по прямому назначению (карандашом рисовать, совком копать, есть ложкой, расчесываться расческой).
  • Листать страницы книжки.
  • Стоять на цыпочках.

В этом возрасте двигательная активность ребенка интенсивно развивается. Физическое развитие оценивается с точки зрения координации и согласованности движения. Развивайте у детей физические навыки, а также крупную и мелкую моторику.

Отдайте предпочтение прогулкам, вместо многочасового просмотра мультиков. Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, совмещая прогулку с посещением детских игровых площадок. Игровые комплексы с каруселями, качалками, лазами — прекрасные помощники для физического развития.

Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни

Нормы психического развития детей – речь

Что касается речи, важнейшей коммуникативной составляющей, она также начинает развиваться практически с рождения. Крик новорожденного – это уже в своем роде «речь». Здесь, как и в случае со слухом и зрением, тоже следует сперва исключить чисто физиологические факторы задержки развития. Например, у ребенка может быть слишком короткая уздечка языка, и это препятствует движению языка во рту в полном объеме, а в будущем – правильной речи. Осмотр ротовой полости в 1 месяц педиатром может выявить эту проблему.

Сперва в речи ребенка появляются гласные, потом, постепенно – согласные. Двухмесячный ребенок начинает гулить, затем, к полугоду – лепетать, выговаривать отдельные слоги («ма», «ба»).

Годовалый ребенок в норме использует не менее 2-3 слов

Не менее важно развитие указательного жеста пальцем, который появляется примерно в 11-14 месяцев. Третий признак правильного развития речи в этом возрасте – понимание речи, обращенной к ребенку, простых инструкций

Центр понимания речи у ребенка формируется быстрее, чем центр собственной речи – последний формируется только к трем годам. Поэтому даже если ребенок понимает обращение к себе, указывает на предметы пальцем, но при этом не использует более двух слов, это вполне может быть вариантом нормы. А вот если к двум годам ребенок все еще не указывает пальцем на предметы, это может быть признаком задержки психического развития.

К двухлетнему возрасту дети уже существенно различаются между собой по уровню развития речи. Кто-то может использовать только несколько слов, а кто-то читает стишки и использует предложения из нескольких слов

Важно, чтобы оценку развития ребенка проводил невролог, потому что около двух лет ЗПР и ЗРР встречаются достаточно часто, но могут быть скорректированы при своевременной диагностике

Для правильного психического развития ребенка, в том числе и речевого, важно, чтобы он не был изолирован. В течение первого года жизни он должен слышать разную речь, голоса, интонации

В более старшем возрасте помочь развитию речи может общение с детьми, которые уже говорят. Даже если родители замечают в поведении ребенка что-то тревожное, главное – сохранять спокойствие, не давить на ребенка и обязательно показать его детскому неврологу.

Советы родителям

Отличие детей от взрослых в том, что родители думают о конкретных задачах, а дети воспринимают мир на эмоционально-чувственном уровне

Поэтому важно давать ребенку защиту в виде фраз: «Я тебя люблю. Ты наш любимый ребенок

Мы семья».
Когда малыш испытывает стресс или критику, то теряется и теряет контакт с информацией и рациональными знаниями. Родители начинают нервничать и раздражаться, что ребенок «тормозит»
В таком случае следует медленно проговорить еще раз просьбу, после ее выполнения повторить другую.
Если вы хотите привлечь внимание ребенка, когда важно, чтобы он «включился», и видите, что он волнуется, а ситуация выходит из-под контроля, а вы готовы дать подзатыльник или крикнуть, сделайте простое действие — положите малышу руку между лопаток на спинке («зона поддержки»). Он почувствует, что вы с ним, защищаете и успокаиваете его.
Ваше присутствие рядом с малышом не должно оцениваться количеством, а именно качеством: что вы делаете рядом, в какие игры играете, какие книги читаете, о чем разговариваете
Если вы критичностью и агрессией заставили ребенка быть послушным, он перестал говорить «нет!», «я сам!», то особо не радуйтесь. Пассивность и безынициативность ребенка говорит о том, что вы перебарщиваете с «директивностью». Малыш начинает чувствовать, что его не слышат. Слово «нет», сказанное корректно и вовремя, говорит о проявлении уверенности человека в себе.
Исправляйте ситуацию, пока не поздно: играйте в ролевые игры, где ребенок становится капитаном корабля или волшебником, где он главный. В будущем такой человек будет уметь брать на себя ответственность за поступки и противостоять обстоятельствам.
Специалисты называют возраст от 1,5 до 3-х лет сенситивным к освоения речевых навыков, то есть ребенок чувствителен к освоению речи. Он активно учится говорить логически построенными фразами, многие выговаривают все звуки и буквы. Если видите, что малыш не общается, практически не говорит, то не затягивайте и обратитесь к логопеду и неврологу, которые выяснят причины отставания, найдут приемлемую методику для малыша.

Психическое развитие детей второго года жизни.

У ребенка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем на первом году жизни. Увеличивается длительность бодрствования до 4-5 часов, совершенствуется ходьба и другие моторные навыки. Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов. Продолжается его сенсорное развитие.

Второй год жизни является важным этапом для формирования различных бытовых навыков. Это сенситивный период для развития речи: до 1,5 лет развивается функция понимания речи, а далее – до 2 лет — идет увеличение словарного запаса и активной речи.

Развивается подражательная игра

Но по-прежнему велика потребность у ребенка в общении с взрослым. Его эмоциональное состояние, активность, его развитие находятся в прямой зависимости от того, часто ли играют, разговаривают с ним взрослые.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: