Социальная и психологическая готовность
Социальная готовность тесно связана с психологической готовностью к школе.
Критерии социальной готовности:
- умение вести себя сдержанно на уроке;
- умение взаимодействовать с учителем, подчиняться правилам поведения и дисциплины даже если не хочется;
- умение взаимодействовать со сверстниками;
- позитивное отношение к получению новых знаний и школе. Оно напрямую зависит от родителей. Это тот случай, когда «что посеешь, то и пожнешь».
Чтобы у ребенка развивалась правильная самооценка, не нужно сравнивать его с другими детьми, а его результаты и достижения нужно сравнивать с его же результатами, достигнутыми в другой раз. Например, «Вчера это задание у тебя получилось лучше, чем сегодня. Но если ты постараешься, то и сегодня может получиться хорошо. Давай попробуем еще раз.»
Обязательно хвалите ребенка при достижении успеха, даже самого незначительного на ваш взгляд.
Добавим еще критерии психологической готовности ребенка к школе:
- адекватное восприятие себя (отсутствие завышенной или заниженной самооценки);
- соответствующий возрасту уровень развития памяти, внимания, мышления.
Если вы заметили, что у вашего ребенка в первом классе начались проблемы с памятью, а именно скачки при запоминании, например, в один день ребенок все схватывает на лету, а в другой — не может запомнить и пары слов, то обратите внимание на общее состояние здоровья ребенка. Такое часто случается с ослабленными и болезненными детьми
Контролировать свое поведение ребенок учится в течение всего дошкольного периода. И от того, насколько успешно он овладел навыками самоконтроля, зависит успешность его учебы и протекание адаптационного периода в 1-ом классе.
Излишняя строгость, так же как и чрезмерная опека могут привести к неумению выполнять требования взрослых, соблюдать правила поведения в зависимости от ситуации, регулировать свое поведение.
Навыками самоконтроля и самостоятельности ребенок овладевает в процессе общения и совместной деятельности со взрослыми. Вы замечали, что когда ребенок чем-то увлечен, то он может заниматься этим длительное время, не отвлекаясь на посторонние факторы.
Задача родителей — прививать интерес к получению новых знаний, к процессу обучения
Важно учить ребенка доводить начатое дело до конца, даже если не очень интересно. Ребенок должен уже понимать, что бывают важные, необходимые дела, которые нужно выполнять независимо от желания, например, убирать за собой игрушки, приводить одежду в порядок, помогать маме и т.п
В последнее время дети зачастую не проявляют восторга по поводу поступления в школу и не горят желанием учиться. А ведь это целиком и полностью заслуга родителей. Нужно очень трепетно отнестись к воспитанию у детей заинтересованности процессом обучения и школой, желанию стать учеником, уважению к учителю.
Взаимоотношения с подростком
Когда ребенок становится подростком, меняется не только его физиология, но и социальный статус. Все это отражается на эмоциональном состоянии ребенка и на его взаимодействии с окружающими. Уже не ребенок, но еще не взрослый. Готовый совершать взрослые поступки, но не готовый нести за них ответственность.
1.Уважайте пространство подростка
Подростки остро ощущают потребность в личном пространстве. Стремление к одиночеству — еще одна особенность переходного возраста. Это означает, в числе прочего потребность в отдельном пространстве, в идеале в собственной комнате, чтобы побыть одному. Многие родители, понимая эту необходимость, интуитивно решают эту проблему исходя из возможностей семьи, однако забывают поддерживать идею личного пространства в мелочах. Например, не стучат в дверь комнаты подростка (а если подросток меняет белье), диктуют, какие плакаты можно вешать, а какие нет, и так далее. Но ребенок вырос и стал отдельной личностью, поэтому, если вы готовы выделить ему персональную территорию, ее границы надо уважать. Разрешать ребенку разводить в его комнате костер не стоит, но стучать в дверь — обязательно, если, конечно, вы хотите, чтобы он стучал, заходя к вам. Возможно, чтобы доверительно поговорить.
2.Уважайте чувства подростка
Не ставьте под сомнение ценность переживаний подростка. Это может навсегда разрушить доверие между вами. В переходном возрасте ребенок обладает острой чувствительностью к сторонним оценкам. Хотите доверительного разговора, когда ребенок станет взрослым? Начинайте разговаривать с ним в двенадцать.
3.Для ласки нужно настроение
Подросток не должен быть всегда готов к крепким родительским объятиям. Постарайтесь понять, когда это действительно нужно. Потребность в ласке у подростка почти так же сильна, как и у ребенка младшего возраста. Маленькие дети всегда подходят «погладиться» сами. От подростка вы этого не дождетесь, хотя он также в этом нуждается. Получать ласку — это право, а не обязанность подростка. Поэтому не обижайтесь, если в ответ на проявление вами нежности, он недовольно бубнит: «Я не маленький». Значит, сейчас ему не надо. Поймите, когда надо и подойдите. Так вы завоюете доверие ребенка. Одно объятие в нужное время равно тысяче слов.
4.Замените критику обсуждением
Объясните, что такое критика и для чего она нужна. Объясняйте и обсуждайте то, как вы видите проблему и как ее можно решить. Переходный возраст обостряет чувствительность к критике, поэтому прекратите «ругать ребенка». Взрослые люди не ругают друг друга. Они выясняют отношения, ищут точки соприкосновения, но один взрослый человек не отчитывает другого из позиции «сверху». Вы хотите, чтобы ваш сын (или ваша дочь) делился с вами своими победами и чувствами? Для этого достаточно четырех первых пунктов. Но если вы хотите знать о бедах и проблемах подростка, перестаньте его критиковать.
Основная задача родителей не только передать ребенку ответственность, но и помочь с ней справиться. Ученик 5-6 класса не может полностью отвечать за свою жизнь, однако, за какие-то ее сферы — вполне. Например, решать вопрос с «двойками» должен сам ребенок, а иметь домашние обязанности не только правильно, но и полезно на будущее.
Уважая чувства, желания и личные границы подростка, прислушиваясь к тому, о чем он рассказывает, вы не только сможете завоевать его доверие, но и поможете преодолеть самые сложные моменты переходного возраста.
Помните: что откровенность не выбивают полицейскими методами. Нельзя заставить быть откровенным, как нельзя заставить полюбить. Нельзя перелюбить и переобнимать ребенка, его можно только недолюбить. Скандалами и угрозами можно, конечно, добиться того, что сын или дочь расскажут все, но это не будет откровенностью, это будет вынужденное признание, и в следующий раз в ответ на очередную порцию криков вы услышите звук хлопнувшей двери.
Фото из свободного доступа.
Подготовка к школе: что должен знать и уметь ребенок
- Знать имена всех членов семьи и, конечно, свое. Уметь рассказать о себе, своих интересах.
- Иметь представление о времени: утро, день, вечер, час, минута, неделя, месяц, год. Знать названия дней недели и месяцев, времен года. Уметь объяснять, чем одно время года отличается от другого.
- Ребенок должен уметь классифифцировать предметы, объединять их по общему признаку: стул, стол, шкаф — это мебель; голубь, ворона, утка — это птицы и т.п.
- Уметь обслуживать себя: одеваться, застегивать пуговицы и замки, завязывать шнурки.
- Знать и различать цвета.
- Уметь вести себя в общественных местах, проявлять внимательность и усидчивость на уроке.
- Понимать значение слов «Где?», «Когда?», «Почему?».
- Уметь общаться со старшими и сверстниками.
Подготовка к чтению и развитию речи
- умение узнавать и выделять звук в слове на слух;
- умение понимать прочитанное;
- умение отвечать на вопросы к тексту;
- умение выражать свои мысли.
Подготовка к математике
- владение счетом в пределах 10;
- развитие пространственного восприятия (вверх — вниз, слева — справа, больше — меньше, горизонтальный — вертикальный и т.п.);
- умение находить лишний предмет, объединять предметы в группы по какому-либо признаку.
8 шагов к доверительным отношениям с ребенком
Слушайте ребенка. Маленький ребенок еще не сомневается в авторитете родителя и хочет делиться с ним всем. Не упустите этот период. Будьте внимательны и включены в то, что малыш вам говорит. Это бывает непросто, проблема трехлетки зачастую кажется ничего не стоящей, но главное, что она важна для ребенка. Если он с раннего детства чувствует заинтересованность родителей в его словах и мнении, вероятность того, что и в более взрослом возрасте он расскажет о своей проблеме, возрастает.
Любите ребенка безусловно и демонстрируйте ему это
Детям важно понимать, что родители их любят и будут любить всегда не за заслуги, а просто потому, что они — их дети. В этом случае ребенок не вырастет с ощущением того, что родительскую любовь надо заслуживать хорошим поведением или оценкой
Он не перенесет эту нездоровую модель в другие отношения. Педагог и педиатр Януш Корчак писал: «Любить своего ребенка нужно абсолютно любым. Неважно, талантливый ли он, красивый ли — главное, что в нем течет ваша кровь, и сильнее, чем он, вас вряд ли будут любить».
Поощряйте естественное развитие ребенка. Базовая потребность детей — познавать мир. Не мешайте ребенку изучать его и будьте терпимы к бесконечным вопросам, которые он задает. Ведь это тоже демонстрация доверия.
Не мешайте проявлять самостоятельность. Отслеживайте моменты, когда ребенок стремится сделать что-то сам — одеться, помешать тесто для блинчиков, загрузить посудомоечную машину — и поощряйте его. При этом не навязывайте помощь, если он не просит ее. Так вы покажете, что доверяете ему и не считаете несмышленышем. К тому же детское желание подражать взрослым и помогать — это первый шаг к привлечению ребенка к домашним обязанностям по возрасту.
Позволяйте столкнуться с естественными последствиями. Когда мы постепенно даем ребенку больше самостоятельности, а вместе с ней и ответственности, он неминуемо сталкивается с последствиями, иногда неприятными. Не сделал уроки — получил двойку. Не собрал рюкзак вечером — наутро опоздал в школу. Метод естественных последствий хорош тем, что дает детям возможность учиться на своих ошибках. Главное здесь — следить, чтобы ситуация не угрожала здоровью ребенка.
Не ругайте за правду. Если ребенок совершил проступок или ошибку и рассказал об этом вам — это ценно, ведь так он демонстрирует доверие. Бывает сложно удержаться от соблазна отругать или прочитать нотацию, но удержаться важно. Иначе в следующий раз он может и не прийти к вам с тем, что беспокоит.
Используйте «я-сообщение». Эта тактика работает в любых отношениях, в том числе детско-родительских. В конфликтной ситуации вместо «Ты опять разбросал игрушки по всей квартире, сколько можно!» скажите «Я очень устала сегодня и расстроена, что повсюду игрушки. Давай уберем их вместе». Так вы покажете, что готовы искренне делиться чувствами, и ребенок ответит вам тем же.
Обеспечьте совместную деятельность. Найдите хобби, которое будет по душе и вам, и ребенку. Может, вы любите хоккей и с удовольствием будете посещать матчи и болеть за любимую команду. Или договоритесь раз в неделю вместе готовить на ужин необычное блюдо, которое никто из вас не пробовал. Совместная деятельность сближает и имеет шансы стать доброй семейной традицией, о которой уже повзрослевшие дети с теплом вспомнят или перенесут в будущую семью.
Будьте последовательны. Ваше слово — не пустой звук, оно должно иметь вес. Если обещаете ребенку сходить с ним в кино на выходных — сдержите обещание. То же касается и правил, принятых в семье. Если вы договорились не пользоваться гаджетами за столом, придерживайтесь этой договоренности. Правила действуют для всех членов семьи, а не только для детей.
Как наладить отношения с ребёнком
Если описанные выше правила не помогли вам, то, вероятно, ухудшение отношений и потеря доверия со стороны ребёнка могут лежать глубже — в вашем поведении.
Отношение родителей к ребёнку
Иногда родители забывают, что их ребёнок — это личность со своими особенностями. Дети не должны соответствовать ожиданиям родителей, бабушек и дедушек, интересоваться вещами, которые интересны их близким. Они могут заниматься тем, чего вы не понимаете, и отказываться от того, что кажется вам очевидным.
Все родители хотят только самого лучшего для своих детей. К сожалению, некоторым родителям проще отвергать новые интересы ребёнка, ведь новое и неизвестное пугает. Давайте своим детям возможность выбора, следите за искоркой в их глазах, побуждайте их к новым знаниям, рассказывайте о возможностях.
Как установить контакт с ребёнком
Существует несколько простых способов, которые помогут родителям установить контакт с детьми.
— Не начинайте разговор с фразы: «Нам нужно с тобой кое-что обсудить. Давай сядем и поговорим». Она сразу вызовет в ребёнке встревоженность, агрессию и желание защищаться. Вместо этого попробуйте провести разговор во время интересной совместной деятельности, например гуляя за городом или после похода в кино. Скажите ребёнку, о чём вы хотите поговорить, и поинтересуйтесь, что он об этом думает: «Какие у тебя мысли по поводу этого?»
— Стремитесь выражать свои мысли кратко и чётко при конфликте. Избегайте повторений и длительных обсуждений.
— Разговаривайте с ребёнком без спешки и делайте паузы. Позвольте ему подумать и выбрать момент, когда он будет готов продолжить разговор. Можете обнять его, если ему это нравится, или предложите выпить чай с его любимыми вкусностями.
— Используйте фразы, которые помогают проявить сочувствие и понимание: «Я тебя понимаю», «Как ты думаешь, почему это произошло?», «Понимаю, ты сейчас обижен и рассержен», «Могу я сейчас что-то для тебя сделать?».
— Не разговаривайте с ребёнком, когда у него истерика. В этот момент он не услышит вас, поэтому попробуйте поговорить, когда он будет спокоен и готов всё обсудить.
— Не выводите ребёнка на неприятный разговор перед сном. Измотанный и уставший, он точно не захочет говорить о серьёзных вещах, и, скорее всего, разговор просто перерастёт в ссору. Так же происходит и в ситуациях, когда вы пытаетесь обсуждать проблемы с голодным ребёнком. Поговорите тогда, когда вы оба будете сыты, бодры и в хорошем состоянии, чтобы общаться без раздражения.
Методы общения с детьми
Существуют методы общения с детьми, благодаря которым ребёнок будет чувствовать, что его слушают, понимают и любят.
1. Активное слушание
Это метод общения, в котором родитель демонстрирует интерес и внимание к тому, что говорит ребёнок. Он активно слушает, делает паузы для ответов и задаёт уточняющие вопросы. .
Важный момент активного слушания — перефразирование, пересказ того, что было озвучено собеседником, но своими словами. Для этого подходят такие фразы: «Правильно ли я тебя поняла, что…», «Что ты имеешь в виду, когда говоришь…», «Ты считаешь, что…».
Ещё вы можете отразить чувства ребёнка и тем самым проявить сопереживание: «Вероятно, ты сейчас очень расстроена…», «Ты, наверно, сильно разозлился…». Своё понимание и сочувствие вы можете выразить подобной фразой: «Если бы со мной случилось такое, я бы тоже расстроилась…».
По окончании разговора попробуйте резюмировать сказанное или озвучить договорённости: «Теперь я понимаю, что произошло», «Давай с тобой договоримся, что если…», «Как думаешь, что мы можем сделать в этой ситуации?»
2. Я-сообщения
Принцип я-сообщений — ещё один аспект конструктивного общения. Это разговор от первого лица с использованием таких слов, как «я», «мне», «меня», «моё». Говорящий выражает своё мнение и переживания вместо оценки другого человека и его поведения, которая часто может вызывать раздражение и обиду.
В любой конфликтной ситуации попробуйте говорить о том, как эта ситуация переживалась вами, а не о том, как вёл себя другой человек:
— Я устала и хочу побыть в спокойствии и тишине;
— Мне очень приятно, когда я вижу на кухне вымытую посуду;
— Меня огорчает, когда я вижу в гостиной разбросанные по полу носки.
Как понять, что доверие ребёнка утрачено
Увы, часто родители не замечают первых признаков потери доверия в семье. Им кажется, что у ребёнка просто испортился характер, или он переживает подростковый кризис. В результате родители не считают нужным менять своё поведение, а пытаются «исправить» детей всё теми же наказаниями или долгими лекциями об их поведении. Или просто смиряются с тем, что им «достался» такой недоверчивый ребёнок. В результате дети ещё сильнее чувствуют одиночество, становятся замкнутыми и совсем перестают верить взрослым.
Перечислим признаки, по которым можно легко понять, что доверительные отношения с ребёнком нарушены:
- ребёнок постоянно закрывается в комнате и категорически запрещает вам туда заходить;
- перестал разговаривать с вами, рассказывать о себе;
- не знакомит со своими друзьями, перестал приглашать их в гости;
- огрызается в ответ на безобидные вопросы;
- на вопрос «как дела» отвечает односложно;
- сам перестаёт задавать вопросы и о чём-то просить;
- не рассказывает о проблемах, у него всегда «всё нормально»;
- о неудачах в учёбе вы узнаёте от учителей, а не от ребёнка.
Если изначально не удалось выстроить доверительные отношения с ребенком, то, возможно, эти признаки все время сопровождают вас. В этом случае также может помочь поведенческая терапия или консультация психолога.
Советы родителям по подготовке ребенка к школе
- Проводите занятия в форме игры или общения.
- Не используйте принуждение и наказание, если ребенок не хочет заниматься. Постарайтесь вызвать интерес и чувство радости от получения новых знаний.
- С 5-6 лет в качестве подготовки к школе можно проводить мини-уроки, если ваш ребенок психологически к этому готов (проявляет интерес и усидчивость. Занятие не должно длиться более 10-15 минут. Между занятиями активный отдых в течение 20 минут.
- Не переходите к новым знаниям, пока ребенок не усвоил предыдущее.
- Используйте яркие, красочные учебные материалы, красиво иллюстрированные. Сказки, тексты и задания должны быть интересны ребенку и соответствовать его возрасту.
Почему ребёнок может не доверять родителям
С самого рождения дети доверяют своим родителям, ведь именно они первыми встречают их при появлении на свет и защищают от голода, дискомфорта и одиночества. Но иногда родители, сами того не замечая, поступают так, что это чувство испаряется.
Это происходит по нескольким причинам.
1. Родители непоследовательны в действиях
Детям очень важно ощущать стабильность и предсказуемость в поведении родителей. Если вы говорите: «Мы не смотрим телевизор во время еды», то не меняйте правила и не разрешайте это делать даже в редких случаях.
2. Родители нарушают обещания. Если вы не выполняете обещанного, то ребёнок может сделать вывод, что ваше слово не имеет веса. Кроме того, ребёнок копирует поведение родителя: раз взрослым разрешено так делать, то почему ему нельзя?
3. Родители осуждают переживания ребёнка. Если к родителю приходит заплаканный ребёнок и просит поддержки, а его вместо этого делают виноватым, то ему не захочется больше открывать свои переживания.
4. Родители высмеивают детей. Небрежное отношение к чувствам ребёнка, например насмешки и разглашение личных разговоров, отрицательно влияет на доверие между детьми и родителями.
5. Родители не доверяют друг другу. В доме, где родители неискренни друг с другом, царят недопонимание и конфликты. В такой среде ребёнок не будет открытым.
6. Родители не считают важным объяснить свои действия ребёнку. Некоторые родители не проявляют уважения к правам младшего поколения. Они используют фразы вроде «мал ещё» или «вырастешь — поймёшь», не думая, что дети не всегда понимают причины поступков взрослых.
<<Блок перелинковки>>
Как сохранить, вернуть или выстроить с нуля отношения с подростком?
fizkes/Shutterstock.com
Самый сложный период, который вскрывает проблемы в общении, — подростковый возраст. На место открытого, готового всё простить и понять ребёнка, приходит маленький взрослый. У него появляются собственные границы, он больше не хочет стоять смирно и слушать нравоучения.
Подросток хочет, чтобы его уважали и считались с его мнением. И хорошо, если к этому моменту родитель уже имеет с ребёнком доверительные отношения. Тогда их останется только поддерживать:
Продолжайте слушать, если у подростка возникло желание пообщаться, но не лезьте с лишними расспросами, если он не готов к беседе или хочет побыть один.
Будьте старшим товарищем, помогайте с поиском выхода из сложной ситуации, аргументируйте свою позицию, но не навязывайте своё решение. И делайте это, только если подросток сам пришёл за советом.
Обращайтесь к нему за помощью и поддержкой (возможно, он разбирается в технике или умеет печь тортики), привлекайте для решения семейных задач. Этим вы подчеркнёте его значимость для семьи.
Уважайте личные границы: не заходите в комнату без стука и разрешения, не требуйте объятий или поцелуев, не трогайте личные вещи. Конечно, хочется, чтобы в доме был порядок и всё лежало по полочкам, но не стоит наводить порядок в чужих вещах.
Установите правила совместного проживания. Договоритесь об обязанностях, которые вы отдаёте ребёнку. Если вы совместно решили, что мусор выносит он, то не надо каждые две минуты напоминать, что он этого не сделал
Просто спросите, когда это случится и объясните, почему для семьи важно, чтобы было место для мусора в ведре.
Учитесь разговаривать с ребёнком по-взрослому, без позиции авторитета. Не бойтесь признавать свои ошибки и просить прощения.
Будьте честными с подростком и он ответит вам взаимностью.
Сложнее общаться с подростком, когда доверие было утрачено. Но его всё ещё можно попробовать восстановить. Помните, что вы будете подвергаться проверке снова и снова. Постарайтесь запомнить всего четыре простых правила, которые помогут вернуть взаимопонимание и наладить отношения:
- Спрашивайте спокойно, по-взрослому, вежливо и с уважением.
- Слушайте внимательно и не перебивайте.
- Уважайте граница свои и ребёнка, чётко их показывайте.
- Уважайте его чувства и эмоции.
Если вам кажется, что отношения разрушены и вы не справляетесь, обратитесь за помощью к психологу — он поможет найти способ восстановить доверие и мир в доме.
Физическая готовность ребенка к школе
Подразумевается, что общее физическое состояние и развитие ребенка соответствует возрасту и не имеет отклонений. У ребенка должен быть нормальный рост, вес, пропорции и другие показатели, которые определяются медицинской комиссией.
Также проверяется состояние слуха, зрения и даже зубов. Отсутствие постоянных зубов свидетельствует об отставании в физиологическом развитии. Проверяется моторика и речь ребенка, правильное произношение звуков.
Особое внимание следует уделить нервной системе. Ее нарушения в первую очередь скажутся на утомляемости и успеваемости ребенка, а также на отношениях со сверстниками
Детям с ограниченными возможностями рекомендуется обучаться в специальных образовательных учреждениях или коррекционных классах, если таковые имеются в вашей школе. Это делается с согласия родителей при наличии направления от медико-педагогической комиссии.
Перед тем, как отдавать ребенка в школу, следует вспомнить, что уроки в первом классе всегда проводятся в первую смену. И если ваш ребенок не посещал детский сад и не приучен к режиму, то первое время все его силы будут уходить на то, чтобы не уснуть на уроке.
Чтобы приучить ребенка вставать рано, постепенно сдвигайте время пробуждения и отхода ко сну на 10-20 минут в день. Нужно добиться, чтобы ребенок укладывался спать в 9 часов, а вставал в 7.
Приучать к режиму нужно заблаговременно, а придерживаться его постоянно. Чем раньше начнете, тем лучше. Иначе недосыпание скажется на ребенке сильнейшим стрессом. А ведь первокласснику итак очень тяжело адаптироваться: новые знания, новое общение, новый образ жизни.
После уроков ребенку необходимо устроить сончас, погулять на свежем воздухе и поиграть в подвижные игры, чтобы привести в норму уставшие мышцы и немного прийти в себя от непривычно большого количества новой информации.
Кстати, на период адаптации ребенка к школе (а у многих детей он занимает до полугода и более), не рекомендуется его записывать ни в какие кружки, секции, художественные и музыкальные школы, чтобы избежать еще большего стресса.
8 шагов для построения доверительных отношений с ребенком
Спрашивайте малыша о его переживаниях, обсуждайте события прошедшего дня, прочитанную книжку или просмотренный вместе мультфильм. Также не забывайте делиться своими мыслями и чувствами. Если хотите построить доверительные отношения, учитесь и вы доверять и открываться ребенку.
Учитывайте мнение ребенка.
В общении с ребенком старайтесь относиться к нему, как к равному. Спрашивайте его мнение, советуйтесь. Для начала пусть это будут не очень значительные вопросы: «Что сегодня хочешь надеть?», «С каким запахом мыло ты бы хотел?», «Пить будешь чай или молоко?». Таким образом, ребенок будет чувствовать, что с ним общаются на равных, его уважают, к его мнению прислушиваются.
Следите за данными обещаниями.
Часто мы даем обещания, которые точно не собираемся сдержать
Даны ли они в момент, когда мы очень заняты и нам хочется, чтобы нас оставили в покое, или в надежде, что ребенок скоро забудет о своей просьбе, так как это не очень-то и важно/необходимо. В любом случае, несдержанное общение вызовет обиду и непонимание со стороны малыша, т
к. по его детским меркам это могло быть действительно что-то важное.
Будьте честны.
Если ваш «почемучка» спрашивает вас о чем-то, отвечайте ему честно. А если не знаете правильный ответ, лучше поищите его вместе. Главное не придумывайте ничего, иначе, когда малыш узнает правду, вы можете лишиться своего авторитета и доверия ребенка.
Играйте вместе в игры.
Совместное времяпрепровождение с родителями очень важно для детей любого возраста. Им важно, чтобы мы разделяли их интересы, играли с ними
К тому же, игра – лучший способ вернуться ненадолго в беззаботное детство.
Не сравнивайте малыша с другими детьми. Фразы вроде: «А вот соседский мальчик уже сам умеет …», «Ира хорошая девочка, не то, что ты!» обижают и задевают малыша. Он начинает думать, что хуже других, а в будущем будет сомневаться в правильности своих действий. Лучше найдите, за что похвалить свое чадо.
Будьте последовательны в наказании и в поощрении.
Особенно важно соблюдать это правило, если у вас больше одного ребенка. Наказание за конкретный поступок должно быть для всех равным, не выделяйте кого-то одного, чтобы избежать ревности среди детей
Учитесь хранить секреты.
Если малыш рассказал вам что-то сокровенное, какой-то секрет (пусть даже самый простой и незначительный, на ваш взгляд, а на самом деле, очень важный для ребенка), постарайтесь сохранить его. Иногда даже не следует делиться с вашей половинкой, ведь малыш доверил секрет именно вам. К тому же, вы подадите хороший пример ребенку – не разбалтывать чужие секреты.
Критерии готовности к обучению в школе
К началу обучения в школе дети должны уметь:
— строить сложные предложения разных видов;
— составлять рассказы, небольшие сказки по картинке, серии картинок;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— составлять предложение из 3—4 слов;
— расчленять простые предложения на слова;
— расчленять слова на слоги (части);
— различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение;
— самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
— уметь различать по внешнему виду растения данной местности;
— иметь представление о сезонных явлениях природы;
— знать свой домашний адрес, телефон, фамилию, имя и отчество родителей.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Нужно знать и уметь:
— числа первого десятка, прибавлять единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним;
— цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
— знаки +, -, <, >, =;
— названия месяцев, последовательность дней недели;
— называть числа в прямом и обратном порядке;
— соотносить цифру и число предметов;
— составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
— пользоваться арифметическими знаками;
— измерять длину предметов с помощью условной меры;
— составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
— делить круг, квадрат на 2 и 4 части.
Критерии психологической готовности ребенка к школе
1. Социально-психологическая готовность к школе:
— учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
— умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых).
2. Школьно-значимые психофизические функции:
— развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами);
— пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше — ниже, больше — меньше, вперед — назад, справа — слева);
— координация в системе глаз — рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
— логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам);