Вадим глухов: психолингвистика. теория речевой деятельности

Психофизиологическая структура процесса письма. проблема исследования психофизиологическая структура и операции процесса письма

Слайд 11

В педагогике под

развитием речи детей понимают психофизиологический процесс. Речь представляет собой «разные формы применения языка в различных ситуациях общения» . Она трактуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека, ребенка. Естественнонаучной основой методики развития речи ребенка является неразрывное единство первой и второй сигнальных систем — соотношение наглядного, действенного и словесного

Физиологические исследования подчерки-вают важность взаимосвязи слуховых и кинестетических ощущений, идущих от речевых органов в формировании речи .

Слайд 23

Уже в

первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих взрослых. Ребенок ориентируется на интонационный, ритмико-структурный, тембровый и фонемный состав речи взрослого Зарождение фонематического восприятия приходится на стадию развитого лепета. Еще до того, как ребенок начнет произносить слова, он уже приобретает опыт для их узнавания и различения, то есть фонематические различия — предшественники различий артикуляционных. Первоначально ребенок воспринимает лишь общий контур слов, выделяя наиболее контрастные звуковые противопоставления: согласный — гласный.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Письменная речь, чтение и письмо: психологический анализЧтение и письмо- близкие,

и психофизиологических механизмов, синхронностью обучения этим навыкам в школе.

Слайд 3ТИХОН ГЕОРГИЕВИЧ ЕГОРОВ

Слайд 4 С точки зрения методики обучения грамоте, обучение чтения первично по

отношению к письму. Ребенок сначала учится узнавать букву и соотносить

ее со звуком, называть, а затем обозначать звук усвоенной буквой

с условиямиОпределение цели______________________________________ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ: — прослеживать текст взглядом, не отвлекаясь на

посторонние воздействия, не «теряя строку» -постоянно контролировать себя!!!!! ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ – произвольная регуляция чтения

механизмы чтения тесно связаны. СЕРИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗдвижения глаз САККАДЫ;восприятие изображения регрессивные движения глазантиципирующее движение глаз

Слайд 72. ПЕРЕРАБОТКА ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ (полимодальной) информации.
Зрительное восприятие графем (букв) при чтении

сопровождается их переводом в акустический, речедвигательный аналог – звук. Процесс

перекодирования при чтении, перевода невербальной информации в вербальную.СУЩНОСТЬ ПЕРВОГО ЭТАПА ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ – УСВОЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Слайд 83. ПЕРЕРАБОТКА СЛУХОРЕЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИИПЕРЕРАБОТКА СЛУХОРЕЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ — ПЕРЕВОД ГРАФЕМЫ

слоговой (позиционный) принцип чтения (МА, МЯ, МИ, ТУ, ТЮ)

в слог необходимо:перейти от изолированного звука к позиционному, т.е. выбрать

верный АЛЛОФОН (вариант звучания);переработать кинестетическую информацию (отобрать нужные артикулемы, обеспечить плавность их слияния (серийную организацию движений).По мере овладения ребенком технической стороной чтения происходит последовательное укрупнение оперативных единиц чтения.

Слайд 10

Этапы формирования навыков чтения (по Т.Г.Егорову):

1. Ступень овладения звуко-буквенными отношениями.

слогового чтения. Единицей чтения является слог.3. Ступень становления синтетических приёмов чтения.Тип чтения – слоговой с элементами синтетического.4. Ступень синтетического чтения. Ребёнок оперирует целыми словами и группами слов, бегло и правильно прочитывает целые предложения.ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ.

речи (овладение прямым и переносным значением слов; сформированность словаря).Овладение грамматическими представлениями как условие целостного понимания предложения.Объём оперативной памятиИзбирательность активации (неспецифический компонент).

звуков).Сохранение звуков в памяти.ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ и ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ осуществляются слухо-артикуляторным путём.5. РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИИ в процессе письма.

Слайд 17Это интересноСамуэль Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей»Макдональд

дислексии, которую я создал КОРНЕВ, во многом базируется на опыте Матейчека. Зденек Матейчек считал, что разработка оптимальных методов обучения чтению, учитывающих недостатки детей с дислексией, позволила бы вообще избежать дислексии.

Слайд 9

В психологической

парадигме речевое развитие детей — это возникновение понимания речи и ее произнесения в процессе общения со взрослыми (ранний возраст), последующее обогащение словарного запаса, грамматических и стилистических структур речи уже и под влиянием дидактического общения (дошкольный и школьный возраст). В данном аспекте важным становится проблема соотношения мышления и речи. Значимость состояния мыслительных операций для развития речеязыковой системы подчеркивал Ж. Пиаже. Он утверждал, что речь возникает в результате завершения процессов развития на стадии сенсомоторного интеллекта. Речь — умение репрезентировать внешний мир с помощью символов, причем языковое становление ребенка тесно взаимодействует с его когнитивным развитием .

Слайд 30

Становление моторных предпосылок артикуляции Под процессом артикуляции понимается деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексовВ фонетической парадигме (В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова, ) лепет — это соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность с модуляцией по тембру и высоте. А.Э. Гоер и Г.Г. Гоер (Дерягина) обосновали, что в артикуляционном плане это: 1) активное включение языка; 2) «сужение продвигается до полного затвора, который теперь появляется на разных местах». Это означает, что у ребенка сформировался физиологический механизм слогообразования: распадение потока речи на отрезки, состоящие из нескольких слогов и объединенные: а)акцентуацией; б) мелодикой; в) единством уклада артикуляционных органов.

Слайд 16 Как отмечает Л.О. Бадалян: «у новорожденного затылочная

доля коры больших полушарий имеет относительно большие, чем у взрослого,

размеры». Что детерминирует сенситивную готовность новорожденного к развитию и формированию, прежде всего, зрительного восприятия. С 2-х месячного возраста ребенок не только криком и другими способами проявления эмоций (покой, удовлетворенное гуление) демонстрирует сложившиеся комфортные и дискомфортные тактильные ощущения. Таким образом, к 2-м месяцам задействована теменная доля . К 5-ти месячному возрасту относится «умение», а главное — «желание» сидеть на руках взрослого. То есть возникает первичная пространственно-координационная установка, контролируемая уже лобными долями. Сенситивный период развития акустических зон мозга наступает несколько позже. Так известно, что ребенок до полугода проходит стадии гуления и первичного лепета, которые по своему происхождению являются врожденными безусловно-рефлекторными синергиями, осуществляемыми стволово-подкорковыми ядрами . Время возникновения лепета говорит о том, что здоровый ребенок к этому периоду развития реагирует не только на шумы, издаваемые различными предметами, но и на речевые шумы при глобальном восприятии различных интонаций говорящего с ребенком человека. Первоначально речь матери или отца представляется в коре головного мозга младенца как нечленораздельный звуковой шум, окрашиваемый интонациями симпатии, поощрения и легкого порицания. Таким образом, височные (акустические) зоны коры головного мозга получают наиболее благоприятные для развития условия несколько позже затылочных и теменных. В этот период времени очень важным становится выразительная эмоционально окрашенная речь окружающих взрослых, которая и стимулирует развитие этих зон мозга.

Слайд 21

Уже на первом году жизни отмечается выделенность лепетного сегмента, которая проявляется в относительно большей длительности вокального, шумового или того и другого компонентов одновременно, что соответствует представлению о природе ударения в потоке русской речи . Ребенок первого года жизни «живет в окружении хорея — размера, который соответствует его ритмической наклонности». Хорей преобладает в речевых обращениях взрослых к ребёнку. Этот ритмический размер помогает ребенку осознать лексическое значение слова и заложить основу понимания грамматического значения. Как противопоставление акцентуации первого слога двусложных псевдослов нисходящей звучности (хореическая организация) начинают накапливаться двусложные псевдослова с выделенностью второго слога восходящей звучности (ямбическая организация). И уже к 18 месяцам эти структуры даже начинают отчетливо преобладать. В поле восприятия и воспроизведения различных интонаций и ритма развиваются первые фонологические оппозиции. Проследим становление фонематических компонентов речи в раннем возрасте.

Операции процесса письма

Автоматизированные
движения руки являются конечным этапом
сложного процесса перевода устной речи
в письмен­ную. Этому предшествует
сложная деятельность, подготавли­вающая
конечный этап. Процесс письма имеет
многоуровне­вую структуру, включает
большое количество операций.

У взрослого человека
они носят сокращенный, свернутый
ха­рактер. При овладении письмом эти
операции предстают в развернутом виде.

А. Р. Лурия в работе
«Очерки психофизиологии письма»
определяет следующие операции процесса
письма.

Письмо начинается
с побуждения, мотива, задачи. Чело­век
знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать,
сохранить на определенное время
информацию, передать ее другому лицу,
побудить кого-то к действию и т. д. Человек
мысленно составляет план письменного
высказывания, смысловую программу,
общую последовательность мыслей.
Начальная мысль соотносится с определенной
структурой предложения. В процессе
письма пишущий должен сохранить нужный
по­рядок написания фразы, сориентироваться
на том, что он уже написал и что ему
предстоит написать.

Каждое предложение,
которое предстоит записать, разби­вается
на составляющие его слова, так как на
письме обо­значаются границы каждого
слова.

Одной из сложнейших
операций процесса письма являет­ся
анализ звуковой структуры слова. Чтобы
правильно на­писать слово, надо
определить его звуковую структуру,
по­следовательность и место каждого
звука. Звуковой анализ слова осуществляется
совместной деятельностью речеслухового
и речедвигательного анализаторов.
Большую роль при определении характера
звуков и их последовательности в слове
играет проговаривание: громкое, шепотное
или внут­реннее. О роли проговаривания
в процессе письма свидетель­ствуют
многие исследования. Так, Л. К. Назарова
провела следующий эксперимент с детьми
1-го класса. В первой се­рии им предлагался
для письма доступный текст. Во второй
серии аналогичный по трудности текст
давался при исклю­чении проговаривания:
дети в процессе письма закусывали кончик
языка или открывали рот. В этом случае
они делали ошибок во много раз больше,
чем при обычном письме.

На начальных этапах
овладения навыком письма роль
проговаривания очень велика. Она помогает
уточнить харак­тер звука, отличить
его от сходных звуков, определить
по­следовательность звуков в слове.

Следующая
операция — соотнесение выделенной из
сло­ва фонемы с определенным зрительным
образом буквы, которая должна быть
отдифференцирована от всех других,
осо­бенно от сходных графически. Для
точного различения гра­фически сходных
букв необходим достаточный уровень
сфор­мированности зрительного анализа
и синтеза, простран­ственных
представлений. Анализ и сравнение буквы
не яв­ляются для первоклассника
простой задачей.

Затем следует
моторная операция процесса письма —
вос­произведение с помощью движений
руки зрительного обра­за буквы.
Одновременно с движением руки
осуществляется кинестетический контроль.
По мере написания букв, слов кинестетический
контроль подкрепляется зрительным
кон­тролем, чтением написанного.
Процесс письма в норме осу­ществляется
на основе достаточного уровня
сформированности определенных речевых
и неречевых функций: слуховой дифференциации
звуков, правильного их произношения,
языкового анализа и синтеза, сформированности
лексико-грамматической стороны речи,
зрительного анализа и син­теза,
пространственных представлений.
Несформированность какой-либо из
указанных функций может вызвать
на­рушение процесса овладения письмом,
дисграфию.

Дисграфия обусловлена
недоразвитием (распадом) выс­ших
психических функций, осуществляющих
процесс пись­ма в норме.

Для обозначения
нарушений письма в основном исполь­зуются
термины: дисграфия, аграфия, дизорфография,
эво­люционная дисграфия (для обозначения
нарушения процес­са овладения чтением
у детей).

Слайд 6 Рассмотрим понимание речевого

развития в лингвистической науке, поскольку предметом исследования данной научной

области является язык как замкнутая система, рассматриваемая абстрактно, вне связи с речевой деятельностью говорящих. Необходимо определиться, как соотносятся понятия «язык» и «речь». Первый шаг к объединению понятий «язык» и «речь» предпринял Л.В. Щерба, исследования которого многие относят к зарождению психолингвистических знаний. Он находит три аспекта объединения: речевую деятельность (речь как процесс); языковую систему (общий язык); языковой материал (речь — результат процесса). Л.В. Щерба определяет последовательность связи языка и речи в речевой организации человека: язык — речь — речевой акт — речевой материал. При этом под речевым материалом подразумевается конкретная реализация системы языка, под реч. актом — процесс, порождаемый речевым материалом , под речью — система сочетаний языковых элементов в тексте.

Слайд 20

Онтогенез словесного ударения- На стадии слогового лепета и первых слов речевая продукция ребёнка ритмически организовывается словесным ударением.- Преобладание выделенности начального сегмента в слоговой структуре псевдослова, т. е. хореическая структура, постепенно уравнивается выделением конечного сегмента, т. е. ямбическая структура.- Движение от хорея к ямбу -это первые шаги к овладению слоговой структуры слова;- К 18 мес. Преобладают ямбические организованные структуры, что в целом подчёркивает тенденцию к овладению классическим для русского языка типом мелодической фигуры со средним положением ударного слога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: