Расстройства аутистического спектра (рас)

Расстройства аутистического спектра (рас) – «на своей волне»

МОГУТ ЛИ ИЗМЕНЯТЬСЯ УРОВНИ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ БОЛЕЗНИ?

Столкнувшись с диагнозом РАС, важно помнить, что уровни функциональности могут меняться в процессе адекватной терапии. И не просто меняться – постепенно и градуировано, но и переходить от тяжёлого к лёгкому, иногда достаточно быстро и скачкообразно

Большинство исследований сходятся  в том, что раннее вмешательство (до 3 лет) с поведенческой терапией и медикаментозной коррекцией (при необходимости) существенно повышают IQ ребёнка с РАС — до 17,6 пунктов (!)

Также раннее вмешательство широко развивает адаптивные и коммуникационные способности. Положительная динамика может коснуться всех сфер высшей нервной деятельности: социального взаимодействия, речевой коммуникации, адаптивного поведения в изменчивой среде. Именно такие улучшения становятся основанием для корректировки диагноза — с изменением степени тяжести.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В САДИКЕ

Все распространенные проблемы происходят из характерных особенностей поведения малышей с таким диагнозом. Рассмотрим наиболее распространенные далее.

СЛОЖНОСТИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ

Всем нам хорошо известно, что дети-аутисты живут в собственном мире. Это проявляется в низкой коммуникабельности, когда ребенок старается всеми силами избегать общения со сверстниками.

При этом подобная замкнутость может проявляться по-разному и порождать нежелательное поведение. К примеру, есть вероятность сильных приступов агрессии в отношении ребенка, который попытался вступить в контакт.

ПРОБЛЕМЫ С ОБЩЕНИЕМ

Истоки проблемы лежат в нарушении речи. Этот симптом характерен для большинства случаев аутизма.

У детей речь может формироваться с заметным отставанием от сверстников или же не формироваться вовсе. Встречаются и такие проявления, как рассказ о себе в первом или третьем лице, вокальные тики, использование повторяющихся цитат, которые были услышаны по телевизору.

По понятным причинам это не способствует пониманию со стороны других детей, заводить друзей в группе становится заметно сложнее, потому что ребенка попросту никто не понимает. Ситуация усугубляется по мере взросления.

ОГРАНИЧЕННОСТЬ ИНТЕРЕСОВ

Если мы обратим внимание на поведение детей в садике, то сможем заметить, как быстро они переключаются между разными занятиями и игрушками. Для аутистов более характерно пристрастие к одному занятию, одной игрушке из предложенных

Сами игры при этом оказываются однообразными. К примеру, ему доставляет удовольствие сортировка и группировка разных предметов по схожим признакам.

Такое поведение нехарактерно для большинства детей, потому влиться в игры других оказывается сложнее. Но именно в игровой форме происходит детская социализация, освоение новых навыков.

Еще одно проявление – сильный страх. Он потенциально может буквально сковывать движения. Иногда формируется фобия детского сада.

Не способствует поиску новых друзей в группе и еще один распространенный симптом аутизма – кратковременный/скользящий зрительный контакт. В большинстве случаев у детей довольно скудные эмоциональные проявления – они мало улыбаются, сохраняют статичное выражение лица вне зависимости от ситуации. По понятным причинам это делает интеграцию в коллектив более сложной – другим кажется, что аутист на своей волне, не хочет общаться или ведет себя высокомерно.

Иногда есть и обратные случаи, когда в силу особенностей психики мимика становится слишком разнообразной вплоть до неадекватности ее применения. Это может отпугнуть сверстников.

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ДЕЙСТВИЯ

Использование повторяющихся действий, которые в научной среде также называют стереотипиями – это очень частый спутник аутизма. Обычно это касается движений, к примеру, сгибания пальцев.

По мере взросления стереотипов становится заметно больше. Они могут трансформироваться в ритуалы – человек постоянно делает одно и то же.

Иногда стереотипии усложняют жизнь в детском саду. К примеру, если у ребенка есть привычка включать и выключать свет, есть одно и тоже, что осложняет пребывание ребенка с РАС в обычном детском саду.

ПРОБЛЕМЫ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

Для аутистов часто бывает характерным неравномерное умственное развитие или отсталость. Это проявляется в целом спектре проблем – сложности в сосредоточении на определенном предмете, целеполагании.

Ребенок не может концентрироваться на предмете, плохо работает с ассоциациями, которые имеют крайне большое значение для подготовки к школе.

НАРУШЕННОЕ ЧУВСТВО САМОСОХРАНЕНИЯ

Хотя в детском саду малыши постоянно находятся под присмотром, это может стать настоящей проблемой. Нередко взрослые не понимают особенностей поведения ребенка, не могут найти к нему подход. В таких условиях малыш может неадекватно среагировать на внешние раздражители, повести себя опасно для собственного здоровья или других детей.

СЛОЖНОСТИ С ПОХОДКОЙ И КООРДИНАЦИЕЙ ДВИЖЕНИЙ

Так как двигательные стереотипы у аутистов могут сильно отличаться от сверстников, в группе это может сделать их белой вороной. При этом остается актуальной проблема недоразвитости некоторых движений, плохой координации, стереотипии.

Обучение просьбам с ровесниками

После того как аутичный ребенок привык обращаться к сверстнику за поощрением, научите типично развивающегося ребенка подсказывать ребенку обращаться к нему с просьбой. Смоделируйте для ребенка правильные техники подсказки, проиграв ситуацию по ролям. Поощряйте правильные подсказки со стороны типичного ребенка.

Дети очень быстро этому учатся и становятся прекрасными учителями! Поначалу просьбы должны быть связаны с самыми сильными поощрениями ребенка и различными ситуациями, которые происходят в течение дня. Например, типично развивающийся ребенок может дать ребенку с аутизмом любимое лакомство во время обеденного перерыва или игрушку во время совместной игры.

Для детей, у которых пока очень низкий уровень навыков, или тех, кому сложно переносить присутствие других детей, адаптация к группе сверстников должна быть крайне медленным и осторожным процессом. Хотя мы мечтаем о том, чтобы в будущем все дети смогли учиться вместе, мы должны быть уверены, что ребенок с аутизмом попадет в ту среду, которую он может переносить и в которой он в состоянии учиться.

Когда нет возможности постепенно погружать ребенка в совместные занятия в детском саду, можно добиться успехов в группе, связанной с его интересами. Например, если ребенок любит музыку, можно добиться для него инклюзии в музыкальном кружке для дошкольников, а если ребенку нравится движение, то это может быть кружок гимнастики.

Это очень непростая цель, но она стоит любых усилий! 

Как работают «игровые подгруппы»?

Еще одна форма социализации детей с особенностями — игровые подгруппы. Взрослый (воспитатель или тьютор), который хорошо знает особенности аутичного ребенка, его интересы и возможности, помогает детям организовать коллектив, разработать правила взаимодействия и структурировать игры. Постепенно уровень его участия и поддержки будет снижаться, но продолжать активно поощрять общение детей друг с другом все равно необходимо.

Дети с РАС и их типично развивающиеся сверстники в таких подгруппах могут играть в активные игры (например, бросание мяча в корзину) или тихие настольные игры (сбор конструктора или лото), образовывать кружки по интересам.

Также очень важно использовать сильные стороны детей с РАС, чтобы дать им возможность для участия в жизни всего коллектива. Например, если аутичный ребенок любит систематизировать и структурировать, он может помогать воспитателю с раздачей учебных материалов перед занятиями или с разработкой расписаний и т

п.

Как отличить?

Иногда просто невозможно отличить аутичных детей от умственно отсталых. Например, у первого есть трудности с обучением, подобные ZPR, а у второго есть аутистические зависимости, такие как аутизм. Но есть некоторые особенности, которые дадут вам представление о том, что это за болезнь:

Умственно отсталый ребенок

Дети с аутизмом

Трудно говорить, неловкая речь

Он хорошо говорит (может даже опережать своих сверстников в овладении речью), но говорит только то, что ему нравится, и часто разговаривает сам с собой. Вы можете совершенно отказаться говорить.

Не знаю, как начать разговор, но хотел бы поиграть со сверстниками

Я не хочу общаться, я не хочу играть с другими детьми, я совсем не одна

Паника по поводу любого нововведения, любовь к ритуалу

Привязанность к членам семьи, ищущим их одобрения и привязанности

Эмоциональное равнодушие

Со временем при планомерной практике уходит полностью

Аутизм нельзя вылечить полностью, его можно только адаптировать к обществу

Разница между олигофренией и аутизмом понятна и ее вряд ли нужно рисовать. Исправить недостаточность участка мозга невозможно, поэтому с таким ребенком нужно обращаться таким, какой он есть.

Аутизм, если он «чистый», является полностью сознательным выбором ребенка. А умственно отсталые и умственно отсталые дети хотят быть другими, но не могут. Это как раз основное отличие.

Сложности социального взаимодействия семей аутистов

К сожалению, в нашем обществе сложился устойчивый стереотип, что аутичные дети могут представлять опасность для окружающих. Это представление, настрой распространяется и на саму семью с особым ребенком. Считая его обузой и наказанием за какие-то неведомые проступки — семью жалеют, а иногда наоборот испытывают к ним неприязнь. Конечно же, родители не могут не ощущать особого к себе отношения, что приводит к еще большему их дистанцированию от окружающих.

Справедливости ради стоит отметить, что не лучше по отношению к семье себя ведут и те, кто призваны стать первой поддержкой и опорой после постановки диагноза. Речь идет о докторах.

Диагноз аутизм, как правило, ставится ребенку не раньше 3-4 лет. Очень часто специалисты дают родителям сразу неутешительные прогнозы на будущее. Хотя на самом деле комплекс современных медицинских и психолого-педагогических мероприятий способен очень сильно приблизить ребенка к миру нормотипичных детей. Все что должен сделать врач сразу после постановки диагноза – это доступно объяснить, что происходит и дать надежду на то, что ситуацию можно изменить.

Совместная работа родителей, педагогов, психологов и врачей – эта квинтэссенция успеха в социализации и адаптации ребенка с РАС. Поддержать семью, дать ей правильные ориентиры и задать направление к исправлении ситуации – это именно та помощь, какая требуется им на первоначальном этапе.

С какими трудностями может столкнуться ребенок с РАС в инклюзивном детском саду?

Когда дети с особенностями развития приходят в детский сад, воспитателям очень важно следить за тем, насколько удачно складываются его отношения со сверстниками. Если общение ребенка с РАС ограничивается взаимодействием со взрослыми (тьюторами и другими помогающими специалистами), это может привести к изоляции

Малышам с аутизмом, как правило, не хватает социальных навыков для того, чтобы самим инициировать и поддерживать общение с другими детьми, поэтому им нужно оказать своевременную помощь.

Исследования и практический опыт показывают, что аутичным детям трудно функционировать в неструктурированной среде, когда нет четкого графика: например, во время прогулок, переменок или свободных игр. Некоторые из них просто теряются: слоняются по комнате или игровой площадке, занимаясь различными самостимуляциями.

Осложнения аутизма

Среди осложнений РАС можно выделить следующие:

  • Нарушения поведения, самоповреждения. Из-за негибкого поведения и неспособности к адекватному выражению своих эмоций ребёнок может начать кричать, плакать по незначительному поводу или смеяться без видимой причины. Нередко также бывает проявление агрессии по отношению к окружающим или самоповреждающее поведение.
  • Нарушения в когнитивной сфере. У большинства детей с РАС в той или иной степени наблюдается снижение интеллекта (за исключением синдрома Аспергера) . Степень снижения интеллекта варьируется от неравномерной задержки интеллектуального развития до тяжёлой умственной отсталости. В течение всей жизни могут сохраняться речевые нарушения от простого своеобразия речи до тяжёлого недоразвития или полного отсутствия. Из-за этого становится сложно получить образование и устроиться на работу.
  • Невротические симптомы. У многих людей с РАС развиваются тревожные, депрессивные проявления, обсессивно-компульсивный синдром, нарушения сна.
  • Судорожные приступы. Примерно треть детей с аутизмом страдают эпилепсией, которая начинается в детском или подростковом возрасте.
  • Нарушения пищеварения. Из-за избирательности в еде и необычных пищевых привычек при аутизме встречаются различные нарушения пищеварения (например, поносы и запоры), болезни желудка и дефицит витаминов. В стуле может быть непереваренная пища.
  • Проблемы с диагностикой других заболеваний. Высокий болевой порог препятствует своевременной диагностике осложнений инфекции носа и горла (отиты), что в свою очередь ведёт к снижению слуха, а отсутствие речи не даёт ребёнку корректно сообщить о болевых ощущениях и их локализации.
  • Социальная дезадаптация. С раннего возраста дети с РАС испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Во взрослом возрасте только 4–12 % людей с РАС готовы к самостоятельной, независимой жизни, 80 % продолжают жить с родителями под их опекой, либо же попадают в психо-неврологические интернаты после смерти родителей .

ХАРАКТЕРИСТИКИ МЯГКОГО ИЛИ ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АУТИЗМА

Классический пример высокофункционального аутизма – синдром Аспергера. Однако такой уровень возможен и при синдроме Каннера, и при атипичном аутизме.  Что именно определяет высокую функциональность – читайте ниже.

Нормальный или высокий уровень интеллекта

Нормальный и высокий интеллект, в том числе по показателю IQ. Вместе с тем человек может испытывать затруднения при решении неожиданных и срочных задач или недостаток в адекватной реакции на изменение привычных ритуалов жизни.

Нормальная речь, но некоторые сложности в коммуникации

Чтобы аутизм был определён как высокофункциональный, у человека должна быть развита речь и способность использовать её для коммуникации. Однако и здесь возможны затруднения в отдельных ситуациях. Например, зная несколько синонимов для слова «напиток», человеку может быть сложно заказать конкретный напиток в кафе.  Кроме того, часто отмечается монотонность в модуляциях голоса или неестественный оттенок в тоне – «словно робот».

Основные особенности в поведении

Зацикленность на одной теме или очень узкий круг интересов – частые проявления аутизма лёгкой степени. Ригидность к изменениям в рутинных моментах, что может создавать сложности в общежитии и на работе. Некоторые сенсорные проблемы обычно подконтрольны осознанному поведению (человек умеет предугадывать и/или справляться с сенсорной перегрузкой не агрессивными способами, более-менее приемлемыми в социуме).

Аномалии в социальном поведении

Возможны затруднения в долгом глазном контакте, в поддержании оживлённого диалога, в распознавании поз, жестикуляции и мимики собеседника, а также нередко страдает  общение с людьми разных возрастов — в согласии с социальными нормами. Также для людей с лёгким аутизмом довольно затруднительно соглашаться с другим человеком или принимать точку зрения коллектива.

Симптомы аутизма

Симптоматика расстройств аутистического спектра представлена тремя основными группами («триадой нарушений»): нарушениями в сфере социального взаимодействия, в сфере коммуникации и в сфере воображения .

Нарушения в сфере социального взаимодействия: отказ от общения, пассивное принятие контакта при инициативе со стороны другого человека, либо же контакт носит формальный характер.

Нарушения в сфере общения: представлены в вербальной и невербальной коммуникации

Ребёнку с аутизмом трудно привлечь внимание взрослых: не пользуется указательным жестом, вместо этого подводит взрослого к интересующему объекту, манипулирует его рукой для получения желаемого. Большинство детей с РАС развиваются с задержкой в формировании речи

При данном заболевании отсутствует стремление использовать речь в качестве средства общения, нарушено понимание жестов, мимики, интонации голоса. При общении люди с аутизмом не используют личные местоимения, в их речи встречаются неологизмы (самостоятельно придуманные слова), также нарушен грамматический и фонетический строй речи.

Нарушения в сфере воображения: эти признаки у аутиста проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на несущественных, мелких деталях вместо восприятия целого объекта. Такой признак аутизма, как стереотипные (однообразные) действия, могут носить самый различный характер: постукивание или кручение предметов, потряхивания кистями рук, раскачивания телом, прыжки, повторяющиеся удары, выкрики.

Более сложные стереотипные действия могут представлять из себя расстановку предметов в ряды, сортировку вещей по цвету или размеру, коллекционирование большого количества каких-либо предметов.

Стереотипное поведение может проявляться и в повседневных действиях: требование идти одним и тем же маршрутом в определённые места, соблюдение определённого ритуала отхода ко сну, стремление задавать по многу раз определённые вопросы и получать на них ответы в одной и той же форме. Нередко встречаются непродуктивные однообразные интересы: чрезмерная увлечённость каким-нибудь мультфильмом, книгами на определённую тему, расписанием транспорта.

Помимо основных признаков аутизма существуют дополнительные, которые могут быть не всегда: отсутствие зрительного контакта, нарушения моторики, нарушения поведения, необычная реакция на внешние раздражители (сенсорные перегрузки от большого количества стимулов, например в торговых центрах), избирательность в еде . Ребёнку могут не нравиться обычные домашние запахи, особенно бытовой химии, раздражать музыка.

Реже встречаются аффективные нарушения (маниакальные и депрессивные состояния, приступы возбуждения с агрессией, направленной как на других, так и на себя), невротические реакции и неврозоподобные состояния.

Интеллект у ребёнка с аутизмом

Вопреки распространённому стереотипу, аутизм не связан с высоким уровнем интеллекта и гениальностью, хотя в некоторых случаях расстройству может сопутствовать синдром Саванта (савантизм) — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знания, например в математике.

Симптомы аутизма у взрослых

плохо понимают, что думают или чувствуют другие люди;
испытывают трудности с тем, чтобы заводить друзей;
могут казаться грубыми или не заинтересованным в других людях;
с трудом описывают свои чувства;
воспринимают вещи очень буквально, плохо понимают сарказм;
плохо усваивают социальные правила;
избегают зрительного контакта;
не любят, когда кто-то прикасается к ним или подходит слишком близко;
замечают мелкие детали, узоры, запахи или звуки, на которые не обращают внимание другие люди;
испытывают повышенный интерес к узкоспециализированным занятиям;
тщательно планируют дела, прежде чем их начинать .

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЁЛОГО ИЛИ НИЗКОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АУТИЗМА

Обычно к такому тяжёлому течению приводит синдром Ретта, синдром Каннера и детское дезинтегративное расстройство. Так что же характерно для людей с низкофункциональным аутизмом?

Нарушение психики или когнитивной деятельности

Согласно последним исследованиям, многие люди с низкофункциональным аутизмом имеют снижение интеллекта, что приводит к разной степени умственной отсталости и невозможности осуществлять комплексное самообслуживание и адекватную коммуникацию. Уровень  IQ в таких случаях колеблется не превышает 70.

Недоразвитие речи

Правозащитная организация Autism Speaks обнародовала статистику о том, что 25% людей с РАС невербальны. Это означает, что они не могут произносить слова для коммуникации с окружающими.

Аномалии в поведении

Повторяющееся поведение (стереотипии, стиминг) – одна из отличительных черт аутизма. В случае с тяжёлым расстройством такое поведение существенно искажает режим дня и многие виды активности. Одновременно с этим реакция на сенсорную перегрузку может быть слишком бурной и содержать элементы агрессии не только по отношению к себе, но и к другим людям. При изменении рутин и шаблонов гнев человека переходит все приемлемые в обществе границы.

Социальная ригидность

Когда речь идёт о низкой функциональности, всегда подразумевается невозможность легко вступать в контакт и взаимодействовать с другим человеком. Чтобы достучаться до пациента с тяжёлым аутизмом, требуется дополнительное терпение и время.

Какие стратегии могут помочь детям наладить взаимодействие с аутичным сверстником?

  • В разговоре с детьми с РАС лучше использовать простые короткие фразы
  • Нейротипичные дети должны понимать, что сверстникам с РАС требуется больше времени для ответа на вопрос или совершение какого-либо действия (в игре, во время совместного занятия)
  • Рекомендуется вовлекать аутичных детей в игру, не дожидаясь, пока те сами проявят инициативу
  • Спокойно реагировать, если ребенок с РАС обращается к ним при помощи средств АДК

Для того чтобы завязать коммуникацию, ребенок с РАС может использовать карточки PECS, социальные истории или коммуникативную доску / программу на планшете

Воспитателям и тьюторам важно помнить о необходимости обучения всех партнеров по коммуникации. Нейротипичным детям нужно научиться действовать в ситуациях, когда дети с РАС обращаются к ним при помощи средств АДК

Обычно дети хорошо усваивают подобную информацию, если она дается в простой и доступной форме и у них есть возможность практики. Важно не забывать о позитивных подкреплениях—они помогут усилить мотивацию использования приобретенных навыков в будущем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: