Маскированная депрессия

«депрессивная триада», горе и меланхолия

Симптомы: как проявляется «послеродовой блюз»

Tero Vesalainen/Shutterstock.com

Представьте, что вы были счастливы и радостны, а в одну секунду у вас эту радость отняли? При этом вам все говорят, что эта радость должна быть! Что вы почувствуете? Примерно так же чувствует себя женщина, погружаясь в бэби-блюз.

Какие проявления характерны для этого периода:

Плаксивость — женщина начинает плакать без явной причины. Ситуации, которые раньше легко разрешались, теперь вызывают слёзы и сильные негативные переживания

Перепады настроения. Поскольку гормональные механизмы находятся в стадии «отладки», женщину «кидает» от радости к грусти от любой мелочи.

Вина. Это чувство в принципе частый спутник материнства. Но в первые дни оно ощущается особо остро: «Я же хотела, но я не справляюсь…» Вина ощущается перед ребёнком, перед мужем, перед другими детьми, если они есть.

Дезориентация и потерянность: «А что мне делать? Как справиться? Правильно ли я делаю?..» — даже опытные мамы могут начать нервничать из-за бытовой рутины, связанной с уходом за младенцем, что уж говорить про мам с первенцем.

Злость и раздражение. Уязвимое состояние, забота о младенце, желание защитить себя и его делают женщину агрессивной. И это нормально. Прибавьте сюда желание избавиться от этого мучительного состояния тоски и вины — и вы получите раздражённую мать, которая «огрызается» на все предложения и замечания. Также в этом состоянии хочется доказать окружающим и себе, что «я справляюсь», из-за чего женщина может агрессивно отказываться от помощи, чтобы не чувствовать себя беспомощной.

Тревога. В первую очередь тревога и страх за жизнь ребёнка. Женщина слушает его дыхание, хочет накормить правильно, уложить спать вовремя, проверяет памперсы и цвет кожи, чтобы убедиться, что с малышом всё в порядке.

Кошмары и бессонница. Нарушение сна — частый спутник нарушения работы психики

Маме важно высыпаться, однако тревога не даёт ей это сделать качественно. А постоянный недосып запускает ещё большее чувство тревоги.

Замкнутость и подавленность

Тревога и страх, что её не услышат, часто побуждают женщину закрыться и не рассказывать окружающим о своём состоянии. Она отмалчивается и делает вид, что ничего не происходит.

Симптомы и причины расстройства

Депривация личности характеризуется широким спектром признаков социально-психологической дезадаптации.

К основным симптомам депривации личности относятся:

  • нарушения развития (у детей);
  • агрессивность;
  • импульсивность;
  • замкнутость, молчаливость;
  • подозрительность;
  • непослушание (у детей);
  • извращение пищевых пристрастий;
  • трудности с проявлением привязанности;
  • низкий уровень доверия;
  • проблемы в выстраивании межличностных отношений; 
  • эмоциональная неустойчивость (плач, вспышки гнева и т.д.);
  • социальная дезадаптация;
  • сниженная самооценка, негативное представление о себе;
  • повышенная тревожность и беспокойство;
  • поведенческие расстройства;
  • аутоагрессия (склонность к самоповреждениям);
  • синдром зависимости (алкоголь, наркотики);
  • суицидальные наклонности.

Основной причиной психической депривации является отсутствие возможности удовлетворения основных потребностей человека (в любви, общении и т.д.). 

Данное состояние может возникнуть у детей в результате эмоциональной холодности родителей, недополучения ласки и любви, жестокого обращения, длительной разлуки с матерью, алкоголизме или наркомании родителей, проживания в неблагополучной обстановке, полной изоляции, нахождения в детском доме или интернате, наличия сенсорных дефектов (глухота, слепота и т.д.).

Депривацию у взрослых может вызвать: социальная изоляция, одиночество, длительное нахождение в больнице, тюрьме, смерть близкого человека.

В патогенезе расстройства депривации ключевую роль играет привязанность ребенка к матери.

Ранняя детская депривация способствует развитию защитных действий, направленных против отвергающего ребенка окружения. Защитные действия закрепляются, препятствуя позитивному восприятию и взаимодействию ребенка с окружающим миром, и еще больше изолируют его, искривляя ход психического развития.

Патогенез заболевания

Для развития скрытой депрессии большое значение имеет связь между соматическими симптомами и психологическими процессами. В норме, ощущения тела, которые были спровоцированы пережитыми эмоциями, не остаются в сознании. Но при патологии (депрессия, эмоциональное выгорание) они ощущаются очень сильно и запоминаются. В результате пациент словно закрепляет болезненные проявления эмоций в теле. Впоследствии при столкновении с аналогичными чувствами, он начинает «искать» отклик в теле, но при этом не связывает между собой боль и эмоции, поскольку ощущает только физическое недомогание в теле. С каждым разом процесс «поиска боли» становится все более автоматизированным.

Все эмоции, которые человек подавляет, сохраняются в теле в форме «комка» спазмированных мышц, поскольку подавление всегда происходит на уровне физиологии. Также привести к развитию маскированной депрессии может снижение концентрации «гормонов счастья»: серотонина, дофамина и норадреналина. При их достаточной выработке человек чувствует себя хорошо, испытывает положительные эмоции. Если синтез гормонов снижается или меняется чувствительность синаптических окончаний к ним, то пациент теряет способность ощущать радость. Жизнь для него становится скучной и бессмысленной. 

Немалую роль в развитии скрытой депрессии у подростков (особенно при наличии психоэмоциональных нарушений) играет нехватка полезных элементов и витаминов, хроническая усталость, недосыпание.

Определение в психологии

Депривация – это частичная или полная невозможность удовлетворить потребности, например, социальные или психофизиологические. Материнская депривация – это отрыв ребенка от матери, негативные последствия более выражены, если событие затрагивает детей в возрасте до 1 года. Процесс сопровождается обеднением эмоциональной и психической сферы ребенка. Депривированный младенец – это ребенок, который лишен условий, необходимых для полноценного развития.

Активное взаимодействие с окружающим миром лежит в основе нормального взросления и формирования личности ребенка. Полнота, разноплановый характер связей и социальных контактов определяют успешность адаптации индивида в рамках социума. Основа для отношений с другими членами общества закладывается на генетическом уровне. Коммуникативные связи с окружающими людьми и средой совершенствуются на протяжении всей жизни.

Невозможность удовлетворения жизненных потребностей, в частности материнская депривация – это факторы, которые в психологии считаются основной причиной специфических отклонений в развитии личности у детей. Решающим фактором в возникновении нарушений психоэмоциональной сферы служит длительность лишения возможности удовлетворения потребностей.

Степень выраженности нарушений существенно варьируется. У одних детей они носят легкий, малозаметный характер, у других – выражаются в грубых поведенческих и психических расстройствах.

Материнская депривация – это в психологии процесс, отражающий ограничение или отсутствие условий для реализации жизненно важных потребностей:

  1. Набор стимулов, представленных в разносторонней модальности.
  2. Адекватные условия для активной познавательной деятельности.
  3. Коммуникативные связи с матерью и другими близкими людьми для поддержания процесса социальной интеграции личности.
  4. Самореализация, проявляющаяся в возможности освоить социальные роли, определить жизненные ценности, наметить значимые цели.

Жизненные потребности индивидуальны для каждого члена социума. Изоляция детей от семьи по-разному отражается на психической деятельности, что связано с разными конституциональными особенностями психики и имеющимся уровнем психического развития. Материнская депривация возникает на фоне длительной разлуки матери и ребенка, вследствие ослабления привязанности матери к малышу, при отсутствии внимания и действий воспитательного характера со стороны матери.

Привязанность – взаимное образование эмоциональной связи. Устойчивая привязанность сохраняется долгое время после разрыва личных контактов. Формирование полноценной личности в детском возрасте невозможно без привязанности ко взрослым, которая в данном случае ассоциируется с безопасностью, защищенностью малыша. Привязанность влияет на взаимоотношения с объектами окружающей среды, восприятие мира, формирование мировоззрения. Здоровая привязанность способствует появлению качеств и свойств:

  • Логическое мышление.
  • Чувство собственного достоинства, самоуважение.
  • Совесть, ответственность.
  • Умение контролировать аффективные вспышки.
  • Навыки понимания чувств и эмоций других людей.
  • Навыки продуктивной коммуникации с окружающими.

Психическая депривация у ребенка выражается в невозможности удовлетворить потребности в любви и контактах с окружающей средой, что приводит к социальной дезадаптации – неспособности вести полноценную жизнь, заниматься какой-либо созидательной деятельностью.

Скрытая депрессия – что значит, как проявляется

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с депрессивным настроением, которое сопровождается развитием необоснованного пессимизма, снижением самооценки и появлением чувства вины. Люди с таким расстройством заторможенные и подавленные. Легкие нарушения проходят самостоятельно, а вот в сложных случаях не обойтись без медицинской помощи. 

Одной из форм патологии является скрытая депрессия. Определить ее очень сложно, поэтому чаще всего пациент оказывается у врача уже на запущенной стадии. Маскированная депрессия – это особая разновидность аффективного расстройства, когда на первые план выходят соматические признаки (маски). При этом симптоматика депрессивного расстройства полностью отсутствует или выражена слабо. 

Главная проблема состоит в том, что сам человек даже не догадывается о настоящей причине плохого самочувствия. Все проявления недуга – маски – пациент принимает за признаки соматической патологии. Он посещает узконаправленных специалистов или терапевта, которые в исключительном случае могут поставить верный диагноз. В результате больной в течение долгого времени получает неправильную терапию, а нарушение лишь усугубляется. И только визит к психиатру поможет понять истинную причину расстройства. 

При отсутствии грамотного лечения, рано или поздно скрытая форма депрессии перерастает в психосоматическую патологию.

Маскированное депрессивное расстройство может скрываться за:

  • ипохондрией;
  • проблемами со сном;
  • истерией;
  • функциональным сбоям в работе внутренних органов;
  • кожными патологиями;
  • нарушением пищевого поведения;
  • тревожно-фобическими проявлениями.

Маскированная депрессия в МКБ-10 обозначена кодом F32.8 и относится к иным депрессивным нарушениям, не внесенным в раздел F32.

История и определение

В годы после войны, в 1945 году, клинические исследования привели Рене Шпица к тому, чтобы показать, что «отсутствие материнской заботы» было источником серьезной депрессии , о которой он сообщил , вспоминает Серж Лебовичи , под названием «анаклитическая депрессия». Или «госпитализм», «когда дефицит был связан с госпитализацией очень маленького ребенка и его разлукой с матерью» .

По словам Жана Лапланша и Жана-Бертрана Понталиса , Шпиц создает термин «анаклитическая депрессия» для обозначения расстройств, напоминающих депрессию у взрослых и «которые постепенно возникают у ребенка, лишенного матери после того, как у него сложились нормальные отношения с ней в течение длительного периода времени. минимум первые шесть месяцев ее жизни » .

По мнению Элизабет Рудинеско и Мишеля Плона , анаклитическая депрессия отличается от госпитализма , еще один термин, придуманный Рене Шпицем, который обозначает длительное разлучение матери и ребенка из-за длительного пребывания последнего в больнице и может привести к «глубоким расстройствам». , иногда необратимого и психотического характера  » . С другой стороны, анаклитическая депрессия может пройти, когда ребенок воссоединится со своей матерью.

Два вектора

Среди психоаналитиков есть два главных направления в понимании депрессии. 

Сторонники первого идут вслед за Фрейдом и рассматривают ее с точки зрения либидо. На что направлено либидо пациента, какие особенности инвестирования Я и объектов окружающего мира. 

Приверженцы второго направления продолжают развивать идеи Карла Абрахама и Мелани Кляйн, они смотрят на стадии психосексуального развития и при этом обращают внимание на первичные отношения с объектом. Периодически два эти течения соприкасаются друг с другом

В современном представлении депрессия и меланхолия не рассматриваются как нечто противоположное, обе они всегда связаны с потерей в самом широком смысле слова (потерей объекта, отношений, работы, идеалов).

__________

Занятия в рамках курса французского психоаналитика и психиатра Вассилиса Капсамбелиса по психоаналитической психопатологии продолжатся в следующем году. В рамках обучения на нашей программе есть курсы по работе горя Аурелии Ивановны Коротецкой и Аси Семеновны Лейкиной. Слушатели подробно разбирают работы Фрейда, Карла Абрахама, Мелани Кляйн, Рене Шпица, Маргарет Малер, Марии Торок и других.  Прием документов уже идет! Подробный алгоритм — на нашем сайте.

__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях  или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ДОКУМЕНТЫ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.

Истоки исследования анаклитической депрессии

Анаклитическая депрессия была впервые описана в журнальной статье 1945 года Рене Спитцем. В 1946 году она описала свое исследование 123 младенцев в возрасте от 6 до 8 месяцев, которые были разлучены со своими матерями на 3 месяца. Шпиц заметила то, что она назвала «поразительным синдромом».

Примерно через 6 месяцев ранее счастливые дети стали плаксивыми, а затем ушли в себя. Они отказывались общаться с окружающими.

Сначала они плакали или кричали, когда их заставляли заниматься, но примерно через 3 месяца они стали настолько невосприимчивыми, что даже плач и крик прекратились. Некоторые младенцы потеряли вес, плохо спали и были более восприимчивы к простуде или экземе. Постепенно их общее развитие снижалось.

Что такое анаклитическая депрессия?

Люди с анаклитической депрессией придают большее значение отношениям, а не самим себе. Они зависят от другого человека в оказании поддержки и удовлетворении своих потребностей. Анаклитическая депрессия зачастую проявляется глубоким страхом быть отвергнутыми, разлученными или брошенными, что может повлиять на отношения. У людей возникают проблемы с доверием, тревожное расстройство, вызванное разлукой или развивается тревожный стиль привязанности.

Важно отметить, что анаклитическая депрессия не является официальным диагнозом. Это скорее теория с психодинамической точки зрения, помогающая сформулировать развитие депрессивной личности человека

Это означает, что людям не будет поставлен официальный диагноз анаклитической депрессии, но психиатр может выяснить, является ли депрессия человека анаклитической. Это затем будет определять подход к лечению.

По расширению: понятие «анаклитизм».

Путем экстраполяции симптома зависимости ребенка от матери была определена анаклитическая депрессия у взрослых: психическое состояние зависимости, чаще всего от другого человека. В более широком смысле, мы находим общие симптомы и разветвления между анаклитической депрессией и пограничными состояниями, особенно у так называемых «пограничных» людей, у которых развиваются фатальные импульсы, поведение колеблется между депрессией и агрессией, когда у них нет ощущения контроля над своим объектом зависимости. .

На практике эта зависимость выражается в пассивном и постоянном подчинении объекту зависимости, что приводит к различным патологическим характерным чертам:

  • Сильный аппетит к отношениям, часто сочетающийся с тревогой покинутости, одиночества, потери;
  • Нарушения в обучении  ;
  • Нарушения поведения;
  • Задержка эмоционального развития.

У пограничных людей наблюдалось несколько ощущений, которые неразрывно связаны с пограничным анаклитическим состоянием:

  • чувство одиночества , замкнутости  ;
  • чувство тщетности;
  • агрессивные, настойчивые требования;
  • безнадежность, относительная апатия  ;
  • образ жизни «автоматический, механический» или, наоборот, гиперактивность для заполнения пустоты.

Структурные компоненты

Отклонения в психическом развитии ребенка, который пребывает в условиях депривации, прослеживаются на 4 уровнях – когнитивном (интеллектуальном), социальном, сенсорном (сфера восприятия), эмоциональном. Нарушения на сенсорном уровне отражаются в неадекватном восприятии мира. Отказ от новорожденного или равнодушное отношение к нему сопровождаются сокращением слуховых, зрительных, тактильных стимулов, которые в норме способствуют умственному и психическому развитию, стимулируют функцию адаптивности.

Когнитивная депривация у детей проявляется в расстройстве формирования поведенческих моделей. Нарушения обусловлены сокращением контактов с окружающей средой, ослаблением познавательной деятельности. Дети, воспитывающиеся в домах малютки, детских домах, менее активно передвигаются, осваивают окружающее пространство.

Они получают меньше развивающих стимулов из внешней среды, что приводит к замедлению интеллектуального развития, уменьшению объема накопленного опыта в результате осуществленных проб и совершенных ошибок. Обычно они начинают разговаривать позже сверстников, совершают грубые грамматические ошибки, не способны выстраивать логичные, сложные речевые конструкции.

Психоэмоциональное состояние отражает повышенную тревожность, настрой на пессимистический сценарий текущих событий и жизни в целом. Такие дети постоянно ожидают неизбежных неприятностей, с которыми они не смогут справиться. Они ориентированы на негативную информацию, одновременно игнорируют, с недоверием относятся к позитивным известиям.

Социальная депривация у детей – это отклонения в исполнении социально одобряемых ролей. Социальные последствия материнской депривации выражаются в отсутствии образцов для подражания, что приводит к затруднению выбора адекватных поведенческих моделей при построении отношений в семье, группе людей.

Эмоциональная депривация у детей – это ослабление или отсутствие эмоциональной близости, доверия к другим людям. Пережив ситуацию расставания с матерью, такие дети испытывают недоверие ко всем взрослым, независимо от наличия или отсутствия воспоминаний о психотравмирующем событии. Им нелегко вступать в доверительные, эмоциональные отношения.

Сложности коммуникации связаны со страхом очередной утраты, нежеланием вновь переживать душевную боль, интуитивной попыткой защитить себя от психотравмирующих ситуаций. Такие дети отгораживаются от внешнего мира, пряча свою неуверенность и страх за агрессивным поведением.

Нередко они плохо, неправильно интерпретируют мимику окружающих, расценивая ее, как враждебную, что обуславливает доминирование агрессивного компонента в поведенческих реакциях. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации приводит к преобладанию в структуре характера качеств:

  1. Бедность эмоциональных проявлений.
  2. Повышенная чувствительность, уязвимость к внешним раздражителям.
  3. Повышение уровня безосновательной тревожности.

В ходе взросления у таких детей в характере часто выявляется склонность к насилию, жестокость, отсутствие эмпатии к окружающим. Такие дети постоянно пребывают в состоянии психологического дискомфорта, неразрешенных внутренних конфликтов. Подобные отклонения в совокупности с пониженной самооценкой, противоречивостью, неопределенностью и спутанностью «Я-концепции» провоцируют склонность к правонарушениям.

Последствие материнской депривации в детском возрасте нередко способствует закреплению девиантных (отклоняющихся от нормы) форм поведения в пубертатный период. Девиантное поведение рассматривается такими подростками, как единственная возможность для самореализации и самоутверждения.

Причины бэби-блюза

Lopolo/Shutterstock.com

До конца все причины бэби-блюза не изучены, однако можно выделить несколько основных:

  1. Резкое изменение гормонального фона у женщины. С окончанием беременности, в процессе родов и в начале грудного вскармливания работают разные гормоны, чтобы обеспечить работу каждого из этих процессов. Но гормоны имеют влияние не только на внутренние органы, но и на эмоциональное состояние человека. После родов резко снижается уровень прогестерона, который оказывает на женщину эффект антидепрессанта, а стимуляция сосков при грудном вскармливании снижает уровень дофамина (гормон радости), что тоже негативно воздействует на эмоциональный фон роженицы.
  2. Уменьшение количества прогестерона влияет на концентрацию натрия в организме женщины — его становится больше, что приводит к задержке жидкости в межклеточном пространстве, в том числе и в мозговых тканях. Это замедляет передачу нервных импульсов, что может привести к депрессивному состоянию.
  3. Стресс и психическое напряжение. Женщины, чья жизнь наполнена нестабильностью и неопределённостью чаще подвержены таким состояниям. Отсутствие финансовой стабильности, поддержки со стороны семьи, проблемные роды и патологии у новорождённого усиливают послеродовую меланхолию.

Для возникновения бэби-блюза достаточно изменений гормонального фона, которые естественным образом происходят после рождения ребёнка. Если в этот момент поддержать маму и сказать, что так бывает и это пройдёт, вы сможете пережить послеродовой блюз с наименьшими последствиями для семьи.

Усугубляет бэби-блюз также и низкая самооценка молодой матери. Изначальная неуверенность в себе усиливается в процессе ухода за малышом, что в свою очередь ухудшает психологическое состояние мамы.

Симптомы или как проявляется заболевание

Обнаружить скрытую депрессию весьма сложно. Клиническая картина расстройства маскируется под иные недуги. Самым первым симптомом нарушения считается появление болевого синдрома. Пациент ощущает сильную боль в груди, животе и иных местах. При этом прием обезболивающих медикаментов не дает никакого эффекта. От болей при соматических недугах их можно отличить по следующим признакам:

  • болевые ощущения не усиливаются при пальпации;
  • отсутствие четкой локализации, к тому же боль может перемещаться по всему телу;
  • дискомфорт возникает и пропадает неожиданно, без видимых причин.

Иногда признаки скрытой депрессии имеют сходство с паническими атаками. Приступ тоже начинается спонтанно, чаще всего в утреннее время. Дыхание становится прерывистым и поверхностным, возникает одышка. Пациент испытывает ком в груди и удушье. Такое состояние зачастую сопровождается тревожностью и психомоторным возбуждением. Еще одним ярким проявлением патологии является беспричинное повышение температуры тела.

Также к признакам маскированной депрессии относят:

  • учащенное сердцебиение;
  • потеря аппетита;
  • апатичность;
  • проблемы с дыханием (появляется ощущение недостатка воздуха, наиболее сильные приступы развиваются ночью);
  • скачки кровяного давления;
  • головокружения;
  • резкое похудение или стремительный набор веса;
  • сложности с засыпанием (пациент часто просыпается, его мучают тревожные сны);
  • эмоциональная нестабильность;
  • расстройства менструального цикла;
  • постоянный поиск у себя новых патологий;
  • сексуальные нарушения.

Скрытая депрессия у женщин приводит к появлению хронической усталости. Пациент перестает радоваться жизни. Свое будущее он видит безнадежным и мрачным. Острые проявления нарушения достигают пика ночью, реже утром. После пробуждения человек не чувствует себя отдохнувшим, что приводит к возникновению тревожных мыслей. Меланхолия и апатичность зачастую сочетаются с раздражительностью и агрессией.

Несмотря на то, что при скрытой депрессии нарушения в психоэмоциональной сфере выражены слабо, стоит обратить внимание на следующие проявления патологии:

  • перепады настроения;
  • сложности с концентрацией внимания;
  • заторможенность реакции;
  • беспочвенная тревожность и волнение;
  • ощущение уныния и подавленности;
  • постоянные рассуждения о собственной бесполезности и отсутствии перспектив;
  • возрастающая тревога о своем здоровье (вплоть до развития фобий).

Также есть вероятность развития моральной анестезии. Это патологическое состояние сопровождается утратой способности испытывать какие-либо эмоции. На этом фоне у пациентов зачастую возникают мысли о самоубийстве.

Диагностика

Вариабельность клинической картины вызывает сложности при диагностике. Состояние человека отслеживается по нескольким критериям. Прежде всего это итоги психологического тестирования. Проводится оно с помощью специализированных опросников и анкет и направлено на выявление особенностей характера человека.

Также диагностика маскированной депрессии включает в себя:

  • опрос пациента для выявления жалоб и уточнения симптоматики нарушения;
  • визуальный осмотр, который помогает обнаружить наличие/отсутствие связи с имеющимися проявлениями недуга и внутренними органами;
  • выполнение лабораторной диагностики;
  • проведение ЭКГ.

Для исключения соматических патологий назначаются УЗИ, рентген, анализы мочи и крови, КТ.

Для каждого пациента составляется индивидуальный план лечения скрытой депрессии. Обычно он включает в себя:

  1. Подбор лекарственных средств. Использование медикаментов специалисты стараются свести к минимуму, но в некоторых случаях без них не обойтись. В зависимости от жалоб прописывают успокоительные или транквилизаторы. При запущенной патологии назначают нейролептики.
  2. Психотерапия. Наиболее важный этап в лечении патологии. Для переориентации пациента используют множество разных методик: семейная терапия, групповые занятия, арт-терапия и иные варианты.

К чему приводит разрыв с мамой?

Возможные последствия разрыва с мамой для ребенка:

  • Эмоциональное неудовлетворение и психологическое страдание
  • Социальная изоляция и чувство одиночества
  • Потеря ориентации и стабильности
  • Проблемы в учебе и снижение успеваемости
  • Риск развития депрессии и тревожных расстройств

Возможные последствия разрыва с мамой для матери:

  • Ощущение вины и утраты
  • Потеря эмоциональной поддержки и понимания
  • Снижение самооценки и уверенности
  • Стрессовые состояния и повышенная тревожность
  • Потеря связи с ребенком и проблемы воспитания

Разрыв с мамой может оказать огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Он может испытывать грусть, печаль, злость, а также страдать от недостатка личной связи и поддержки. Безусловно, анаклитическая депрессия может возникнуть в результате разрыва с матерью. Это серьезное психическое заболевание, которое требует внимания и лечения со стороны профессионалов.

Для матери разрыв с мамой также может быть травматическим. Она может испытывать ощущение потери и глубокой вины. Это может привести к ухудшению ее психического состояния, снижению самооценки и самодовольства

Поэтому важно, чтобы матери заботились о себе и обращались за поддержкой к специалистам, чтобы они могли помочь им справиться с этой трудной ситуацией и вернуться к эмоциональному благополучию

Стадии анаклитической депрессии

Детский психиатр описывает стадии анаклитической депрессии в определенной последовательности:

  • Протест. Ребенок кричит, плачет.
  • Отчаяние. Почти не плачет, на лице малыша тоскливое выражение.
  • Отчужденность. Становится вялым, не хочет контактировать с людьми, плохо ест, развивается расстройство сна, отстает в развитии.

Рене Шпиц делил психогенные болезни младенцев на две группы:

  • Психотоксичные. Отсутствие нормальных отношений мать-ребенок действует на развитие младенца как токсин.
  • Психические заболевания из-за недостатка эмоциональных отношений. Заболевание развивалось, если мать недостаточно уделяла ребенку внимания или отсутствовала.

Его исследованиями доказано, что отсутствие матери на первом году жизни более чем на 5 месяцев приводит к деградации младенца. Он отстает в росте, весе, мало двигается, вялый, появляются аномальные движения пальцами. Ребенок не может стоять, ходить, сидеть, говорить. Психотоксичные отношения матери с малышом также вызывают развитие анаклитической депрессии. Существует два вида таких отношений:

  • Пассивное отвержение.
  • Активная открытая враждебность.

Если мать отвергает малыша пассивно, она не может нормально ухаживать за ним, не принимает его полностью. В результате постоянных неудачных попыток сосания в первые часы и дни после рождения у малыша может начаться кома. Активная враждебность матери приводит к развитию рвоты и заболеваний дыхательной системы на первом месяце жизни ребенка. У матерей, дети которых болеют атопическим дерматитом и находятся в возрасте старше шести месяцев, обнаруживают скрытую враждебность. Она завуалирована гиперопекой и является проявлением сильной тревоги. Активная враждебность матери к ребенку проявляется в постоянном укачивании психопатическим способом, такие мамы резко переходят от чрезмерной опеки и балования своих детей до активной враждебности.

По заключению Шпица, у почти 90% матерей, имеющих малышей (в возрасте около года), часто игравших с фекалиями, диагностированы психозы и маниакально-депрессивные состояния, враждебное отношение к малышу. Многолетние исследования показали, в семьях с матерями, страдающими депрессией, впоследствии нередко диагностируется депрессия у ребенка. Депрессивное состояние матери приводит к нарушению нормального взаимодействия мать-ребенок, что негативно влияет на развитие психики малыша.

Заключение

Когда человек теряет или разлучается с человеком, к которому у него сильная привязанность, у него может развиться анаклитическая депрессия. Это связано с печалью, социальной замкнутостью и плохим здоровьем. Анаклитическая депрессия может возникнуть у младенца, если его на длительный период разлучить с родителем. Обычно симптомы исчезают, когда они воссоединяются.

Взрослые с анаклитической депрессией могут иметь тревожный стиль привязанности и придавать большое значение отношениям, принятию и одобрению. Терапия может помочь им научиться развивать независимость, формировать здоровые модели взаимоотношений и вносить позитивные изменения в образ жизни.

Научная статья по теме: Мужчины подвергаются риску психических заболеваний после разрыва отношений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: