Диагностика и лечение
Нужно понимать, что синдром рассеянного внимания не относится к психическим отклонениям. Это сугубо поведенческая особенность детей. Именно по этой причине иногда диагностика расстройства бывает сопряжена с трудностями.
Детский невролог использует в своей практике субъективные методы диагностики:
- специальные тесты;
- наблюдение за поведением ребенка;
- психологическое исследование;
- выявление сопутствующих патологий.
О наличии СРВ можно судить по следующим критериям:
- Повторение характерных симптомов в течение полугода.
- Демонстрация особенностей поведения ребенком не только дома, но в школе и других общественных местах.
- Плохая успеваемость, отсутствие нормальных отношений в детском коллективе.
Как развить память у ребенка: 3 способа
Ассоциации. Допустим, что нужно запомнить цифру 20. Если представить 2 как лебедя, а 0 как пруд, то образ лебедя на круглом пруду будет запомнить легче, чем ничего не означающее число. А если представить знакомое место и ощущения от него, то образ окажется еще более ярким.
Важные детали. Если для запоминания короткой последовательности цифр вы придумаете яркую историю с живыми персонажами и значимыми для малыша событиями, они могут затмить то, что вы изначально хотели запомнить. В этом случае уже сама выдуманная история станет той информацией, которая вызывает множественные ассоциации
Работает этот механизм и в ситуации механического заучивания: запоминается не только то, на что направленно внимание, но также место, где это происходит, обстоятельства, состояние, ощущения, эмоции. Например, человек сидит на кухне вечером и учит текст
При этом вокруг может пахнуть едой, воспринимаются ощущения от одежды, позы, усталости за день. Эту особенность можно использовать: хотите вспомнить информацию, которую пытались выучить — восстановите все, что сопровождало процесс заучивания.
Концентрация. Все то, что происходит вокруг, не должно быть более значимо, чем изучаемый материал. Дело в том, что в процесс запоминания вмешиваются ощущения от всех органов чувств. Легко представить человека, у которого в процессе заучивания сильно зачесалась нога или заболел живот, мимо пролетела муха и зазвонил телефон. Это, как ни странно, повлияет на усваиваемую информацию, но и не столь сильные ощущения также могут оказаться значимыми.
А что если ЗПР?
ЗПР (задержка психического развития) — обратимое явление нарушения интеллектуальных возможностей ребенка, при котором возникают трудности в его обучении и развитии. Может быть спровоцирована соматическими, наследственными, перинатальными нарушениями, а также социальными проблемами.
Симптоматика обширна — несоответствие умений и навыков возрасту, проблемы с речью, поведением, памятью, сном. Отличить реальную патологию от избалованности и гиперопеки поможет комиссия ПМПК.
ЗПР подлежит лечению или коррекции, но принимать меры необходимо оперативно, в этом случае успех будет гарантирован.
Особенности памяти у детей
Память у детей синкретична, и это главная её особенность. Другими словами, ребёнок воспринимает мир в полном его объеме: действия, предметы, эмоции и образы связаны друг с другом неразрывно. При этом полученные ребёнком впечатления выглядят намного ярче, нежели у взрослых, что позволяет памяти быть долговременной. Способность запоминать у детей тоже заметно выше. И снова это продиктовано неразрывным союзом с эмоциями.
Детская память является настоящим даром. Его получает каждый из нас в самом начале своего пути по дороге жизни. Главное – не упустить возможность воспользоваться даром сполна. Дети, получая невероятное количество информации, формируют собственное мировосприятие и мировоззрение, которое остаётся с ними на всю жизнь.
Как помочь рассеянному ребёнку?
- Предъявляйте к ребёнку умеренную требовательность;
- Стремитесь выработать у рассеянного ребёнка навык самоконтроля (на первых порах напоминайте ему и контролируйте то, что он должен был сделать);
- Соблюдайте распорядок дня;
- Создайте комфортное рабочее место и обеспечьте тишину во время выполнения домашних заданий;
- Регулярно выполняйте упражнения на развитие внимания;
- Давайте ребёнку поручения, которые будут способствовать развитию концентрации внимания (Например, дождаться, когда закипит чайник).
- Увеличивайте объём внимания ребёнка;
- Работайте над увеличением скорости восприятия информации;
- Для борьбы с рассеянностью можно использовать также всяческие подсказки в виде ярких записок на видном месте, зазвонившего в нужное время будильника и т.д.
- Пусть ребёнок больше считаем в уме. Предложите ему изучить математические фокусы;
- Поделайте упражнения для развития мозга.;
- Позанимайтесь с ребёнком по таблицам Шульте.
Не нужно путать рассеянность с плохой памятью. Рассеянность – это одна из форм невнимательности, неумение сосредоточиться. Учите ребёнка каждый раз осознанно думать о том, что он делает. Можно предложить ребёнку записывать в блокнот список дел, которые ему нужно сделать.
Эффективное упражнение против рассеянности — это лабиринты.
Лабиринты любят практически все дети. Прохождение лабиринтов – это не просто увлекательное занятие, но и очень полезное развивающее упражнение.
Когда ребёнок ищет выход из лабиринта, то:
Развивается его внимание;
Тренируются навыки чтения;
Развивается мышление;
Улучшается пространственная ориентация;
Развивается зрительная память;
Тренируется умение достигать цели;
Развивается терпение и упорство;
Формируется координация движений руки и глаза;
Развивается мелкая моторика руки;
Тренируется наглядно-образное мышление;
Развивается умение преодолевать трудности.
Причины плохой памяти
Недосып. У малышей встречается редко, эта причина больше актуальна для детей школьного возраста. Как определить, достаточно ли ребёнок спит? Сделать это нетрудно. С биологической точки зрения, организму на отдых требуется около 10 часов сна
Именно поэтому важно соблюдать режим. Если ваш школьник мало спит (неважно, по каким причинам), со временем у него появится расстройство памяти
Минимальное время сна должно составлять 8 часов. Соответственно, если у ребёнка появились проблемы с памятью, нужно дать ему выспаться. И далеко не один раз. Некоторые врачи рекомендуют перед сном отправлять чадо купаться в настойках ромашки и других успокаивающих трав
Выспавшийся ученик не будет мучиться от проблем с вниманием и памятью.
Отсутствие тренировок. Если мозг не подвергается постоянной тренировке, то он утрачивает своё развитие
Точнее, оно останавливается. Вследствие этого происходит нарушение памяти и внимательности. Причём в любом возрасте. Исправить ситуацию не так уж и трудно. Достаточно регулярно тренировать мозг на внимательность и сообразительность. Упражнения разрабатываются в зависимости от возраста детей. Как правило, детям достаточно ходить в разнообразные кружки развития. А вот школьникам чаще всего рекомендуют посещать дополнительные занятия и решать математические задачки. Они способствуют развитию не только мышления, но и логики.
Плохое питание. Как показывает практика, причиной рассеянного внимания и проблем памяти становится неправильно составленный рацион. Не так часто, но подобный вариант развития событий имеет место. Лечение простое – достаточно наладить рацион питания, особенно, если речь идёт о школьнике 8 лет. И добавить приём витаминов. Как только питание будет налажено, проблемы с памятью исчезнут. Родителям важно знать: у ребёнка должен быть разнообразный и полезный рацион, обогащенный витаминами и минералами. Только тогда мозг будет получать достаточно энергии, чтобы запоминать поступающую информацию.
Недостаток интереса. Психологи и неврологи очень часто сталкиваются с ситуациями, при которых дети могут рассказывать о том, что им интересно, запоминать важную для них информацию в мельчайших деталях. Но как только требуется что-то принудительно запомнить, возникают проблемы. Вполне распространенное явление. Чтобы ребёнок запоминал что-то, его необходимо вовлечь в процесс. Делать так, чтобы ему было интересно изучать что-либо, получать знания и развиваться. Тогда и проблем с памятью не будет. Заинтересованность – вот залог успешного развития.
Среда обитания
Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.
«Я не кормлю ребенка грудью – я плохая мама…»
Отношение к грудному вскармливанию претерпело в последние годы существенные изменения. Еще 50 лет назад питание «из бутылочки» не казалось чем-то недопустимым, главное – чтобы женщина побыстрее вернулась на производство, «к станку». Затем, уже в начале нового века, грудное вскармливание стали превозносить как наивысшую ценность; якобы оно влияет не только на физическое здоровье ребенка, но и закладывает основу детско-родительских отношений, и без грудного вскармливания нет и не может быть доверия между мамой и ребенком.
Хотя современные заменители грудного молока не могут в точности воспроизвести его состав, можно подобрать смесь, которая подойдет вашему ребенку и поможет ему расти и развиваться почти также как его сверстники, которых кормят грудью. Просто будьте чуть внимательнее к его здоровью, и со временем разница в развитии и самочувствии малышей (если вы ее вообще заметили) сойдет на нет.
Что до психологической значимости грудного вскармливания, то напомним вам о классических (хотя и весьма жестоких) экспериментах американского психолога Гарри Харлоу с громким названием «Природа любви», проведенных еще в 50-х годах прошлого века. Он разлучал малышей шимпанзе с их мамами и помещал в клетку с двумя макетами-суррогатами. Одна «мама» была жесткой проволочной конструкцией с прикрепленной к ней бутылочкой с молоком. Вторая – мягкой, теплой и уютной, но без питания. Как выяснилось, маленькие обезьянки считали «родной мамой» именно мягкую и теплую конструкцию, к ней стремились в моменты тревоги, у нее «на руках» старались засыпать.
Кстати, эксперименты Харлоу дали экспериментальный ответ на еще один важный вопрос: как долго малыш может быть изолирован от мамы без ущерба для психики? Ответ вас, возможно, удивит – 6 месяцев! Именно такой срок нужен для того, чтобы ущерб, нанесенный сознанию ребенка, был необратим
Все прочее можно компенсировать лаской, вниманием и любовью
Причины детской невнимательности
Индивидуальные особенности
Здесь можно выделить несколько факторов:
1. Биоритмы
Не зря люди делятся на «жаворонков» и «сов». Например, совам сложнее сконцентрироваться по утрам, а жаворонкам по вечерам. Стоит понаблюдать, в какое время ребенок более активный и бодрый, а когда лучше его не нагружать.
2. Незрелость участков мозга
В регулировке внимания задействованы несколько зон: мозолистое тело, таламус, средний мозг, гиппокамп, лобные доли коры и другие, которые созревают неравномерно
Если к школе у ребенка недостаточно развились какие-то участки мозга, то внимание будет страдать
3. СДВГ
Когда ребенок от природы очень активный и импульсивный
Зачастую такие дети не могут сидеть на месте и удерживать внимание на одной деятельности больше 5 минут и отличаются разговорчивостью, вертлявостью и перепадами настроения
4. Способ восприятия информации
Кому-то информация дается легче на слух, кто-то воспринимает только визуальную подачу, а кому-то нужно написать своей рукой, чтобы что-то запомнить. По восприятию информации выделяют аудиалов, визуалов и кинестетиков. Бывает, ребенку стоит лишь поменять способ подачи информации и у него с внимательностью становится все в порядке.
5. Тип темперамента
Выделяют 4 типа темперамента: сангвинический (подвижный и уравновешенный), флегматичный (инертный и уравновешенный), холерический (неуравновешенный), меланхолический (слабый тип)
Нам с рождения присущ определенный тип темперамента, поэтому на ранних годах жизни очень важно понять, какой это тип, чтобы в будущем правильно организовать процесс обучения
Физическое состояние
Если ребенок голодный, уставший или приболел, не стоит ожидать от него высокой концентрации. Лучше не усаживать его за уроки сразу после школы, а дать передохнуть пару часов. Так как на фоне плохого физического состояния сразу снижаются ментальные способности.
Если ребенку неинтересно на уроке, он пытается себя развлечь. И самый лучший выход здесь – сделать занятия интересными. В дошкольном и младшем школьном возрасте основным видом деятельности детей является игра. Поэтому для вовлечения и удержания внимания учеников следует дополнять уроки элементами игры, как мы это делаем в нашей онлайн-школе Kidskey. А для детей постарше и подростков хорошо срабатывает мотивация, когда они понимают, для чего учатся, какую цель преследуют.
Учите с ребенком стихи
Вспомните свое детство, как с вами занимались родители. Рекомендации педагогов с тех пор мало чем изменились. Учите с ребенком стихи. Можно начинать с раннего возраста, с 3–5 лет. Подбирайте сначала небольшие произведения с понятным для малыша сюжетом. Хорошо подойдут для этого стихи Агнии Барто.
Начните с одного–двух четверостиший в день и раз в неделю увеличивайте их количество. При этом обязательно повторяйте ранее выученные строки перед тем, как идти дальше.
Любое надвигающееся на вас событие или праздник ( лето, осень, зима, весна, 8 марта, Новый год или 9 мая) встречайте партией из 5–6 выученных стихотворений.
«Я родила неправильно – я плохая мама…»
Хотелось бы, чтобы рождение ребенка произошло так, как описывается в инстаблогах, посвященных естественному родительству: под пение птиц и мантр, на рассвете на берегу океана, желательно на Бали; все в эйфории – от новорожденного до случайно проходившего мимо погонщика мулов…
Не будем спорить, возможно, с некоторыми женщинами именно это и происходит, включая пляж и погонщика мулов, но на деле случается всякое: стимулированные роды, кесарево сечение, недоношенная беременность, переношенная беременность, родовые травмы и реанимация…
Подумайте еще раз: разве в сложившихся обстоятельствах ваши действия не были наилучшими, решения – оптимальными, а результат – наиболее благоприятным из всех возможных? А ведь именно так поступают хорошие мамы!
Важная информация о методах улучшения памяти
Многих родителей волнует вопрос, как улучшить память ребенку до посещения врача. Правильную терапию сможет подобрать только специалист после полного комплекса нейропсихологической диагностики. Но существует ряд рекомендаций касательно образа жизни, которые помогут малышу лучше справляться с задачей запоминания информации. Для улучшения памяти детям рекомендуется выполнить следующие действия:
Организация распорядка дня. Создание режима, в котором достаточное количество времени отведено на занятия и отдых, положительным образом влияет на психоэмоциональное состояние ребенка. Полноценный сон и распределение умственных нагрузок в течение дня помогут снизить нагрузку на нервную систему, что с большой долей вероятности улучшит функцию памяти.
Пересмотр рациона ребенка
Недостаточное количество витаминов и микроэлементов могут стать причиной плохой работы мозга, поэтому важно, чтобы в ежедневном меню присутствовали яйца, рыба, мясо, фрукты и овощи. Потребление сладостей, газированных напитков и полуфабрикатов стоит ограничить.
Регулярные физические нагрузки
Занятия спортом улучшают кровообращение во всем теле и в головном мозге в частности. Кроме того, детям важно находить выход энергии, так что идеальным вариантом будет посещение спортивной секции 2–3 раза в неделю.
Тренировка функции памяти путем заучивания стихов и выполнения специальных упражнений
Как только малыш станет способен учить и рассказывать стихи, стоит регулярно уделять внимание этому виду деятельности. Существует также огромное количество упражнений для тренировки памяти, которые может порекомендовать специалист.
Перечисленные выше меры помогут улучшить функцию памяти независимо от причины ее возникновения. Но если проблема лежит глубже и связана с хроническими патологиями, травмами или органическим поражением мозга, стоит подключить медикаментозную терапию. Специалисты нашего Центра точно и оперативно поставят диагноз, а также назначат результативное лечение плохой памяти у ребенка. Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» оборудован всем необходимым инструментарием для проведения диагностики, а врачи больницы имеют высокий уровень профессионализма и большой опыт в коррекции патологии.
В Центре разработана методика помощи детям с нарушениями речи, поведения, интеллекта. Она основывается на выявлении причин, которые вызвали проблему, и их коррекции. Это главное отличие Центра от других подобных учреждений, как в России, так и в мире. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа реабилитации, которая учитывает особенности его нервной системы. Она состоит из нейрофизиологического, педагогического и аппаратного компонентов.
Как объяснить, что к вещам нужно относиться бережно
Родителей нередко расстраивает детская беспечность, и они задаются вопросом, как объяснить, что к вещам нужно относиться бережно?
Ведь в жизни немало случаев, когда дети теряют дорогостоящие предметы и не переживают поэтому поводу. Мало того, не извлекают урок, и через некоторое время снова теряют дорогую вещь.
Если ребенок маленький и потери случаются часто, просто не давайте дорогостоящие предметы брать с собой. То, что лежит дома, не может быть утеряно.
Не скрывайте от детей стоимость игрушек, одежды, аксессуаров. Дети должны знать, что ни один предмет не падает сверху, за все родители заплатили заработанные деньги.
Провожая детей на улицу, вежливо напоминайте: не потеряй, не давай посторонним, будь аккуратнее и т.д. Напоминание не должно звучать как нотация или говор «под руку», но обозначить ценность следует.
Для того, чтобы ребенок не терял ценности вещей и игрушек, их не должно быть слишком много. Если мама или папа покупают игрушку по первому требованию, она не будет ценной для малыша. Однажды наигравшись с ней, он затребует другую. Поэтому судьба игрушки – потеряется она или сломается, — ему будет не интересна.
Приобретая предмет, обсуждайте его необходимость. Если сомневаетесь, следует ли покупать очередную куклу или машину, попросите ребенка рассказать, почему она нужна, и убедить вас в необходимости совершения покупки.
Не берите обязанности ребенка на себя: малыши должны учиться собирать и складывать одежду, игрушки, расставлять книги, наводить порядок в комнате. Только в том случае, когда дети обслуживают себя сами, они по-другому смотрят на собственное имущество и начинают ценить его.
Этапы развития ребенка до года по месяцам
На протяжении первых месяцев жизни организму ребенка приходится пройти адаптацию к новым условиям существования, приобрести множество навыков, наладить функционирование основных систем. За первый год жизни год дети проделывают колоссальный путь, скорость обучения на котором уже больше не повторится никогда в жизни.
Давая оценку развитию ребенка, нужно на несколько показателей:
- рост;
- вес;
- количество зубов;
- параметры тела;
- приобретенные функции.
Период грудного вскармливания, который в большинстве случаев длится как раз до 1 года расписан по месяцам. Это должен быть последовательный процесс без отклонений от основных природных процессов.
1 месяц – новорожденные появляются на свет с длиной тела 50-55 см и весом 3-3,8 кг. Это средний показатель, мальчики обычно на 2-3 см длиннее девочек. Ребенок пока не владеет многими функциями тела, но имеет несколько рефлексов: сосательный, хватательный, и другие. Большую часть времени занимает сон. На неприятные раздражители младенец реагирует громким плачем.
2 месяц – грудничок способен удерживать головку до 10 сек, узнает мамин голос, улыбается ей. Малыш активно гулит, следит взглядом за предметами, пытается их удержать. Он набирает 700-800 гр веса, становится более эмоциональным.
3 месяц – ребенок уверенно держит голову, лежа на животе, опирается на предплечья. К этому сроку он должен уметь переворачиваться со спины на бок. Малыш требует больше общения, изучает мир, пробуя пеленку или игрушки. Его дневной сон становится короче, а ночной удлиняется.
4 месяц – младенец проявляет личностные качества, у него появляются любимые игрушки и потешки. Он легко переворачивается, удерживает погремушку или тянется за ней. От приятных впечатлений ребенок смеется.
5 месяц – малыш развивает способность опираться на ноги, движения конечностей становятся более скоординированными. Он узнает близких людей и опасается незнакомцев, реагирует на интонации голоса.
6 месяц – ребенок заметно подрастает, его рост в среднем составляет около 70 см, вес — до 8 кг. Он научился сидеть, перекладывать игрушки, проситься на ручки. Лепет малыша напоминает слова «ба-ба», «ма-ма».
7-8 месяц – дети начинают активно ползать, самостоятельно вставать, держась за опору. Они учатся играть с простыми предметами: толкать мяч, снимать крышку, надевать кольца пирамидки. Ребенок может запоминать цифры, названия животных и показывать знакомые предметы
В этом возрасте многие дети с удовольствием танцуют.
9-10 месяцев – совершенствуются системы и функции, ребенок умеет концентрировать внимание, не только удерживать, но бросать предметы. Малыш самостоятельно садится и ползает, учится ходить с поддержкой.
11-12 месяц – к этому периоду большинство детей начинает ходить самостоятельно
В речи появляется набор простых слов, малышам интересна компания детей. Они изучают друг друга. Годовалый младенец имитирует жесты и поступки взрослых, повторяет различные звуки. Он способен надеть некоторые вещи, сам ест и пьет из чашки. До года словарный запас достигает 10-15 слов. Если ваш ребенок пока не пошел без опоры или плохо говорит, это не повод для переживаний. При нормальном физическом развитии он скоро догонит сверстников.
Коротко о проблеме
Проблемы с концентрацией внимания все чаще отмечаются среди людей разных возрастов. Если у пожилых людей забывчивость — результат возрастных изменений, то в молодом возрасте зачастую — это последствие стрессов, напряженной работы, сбоев в гормональном фоне, переполненной событиями жизни. Если взрослый человек начинает жаловаться на проблемы с самочувствием, например, быструю утомляемость, невозможность сосредоточиться на одной поставленной задачи, то дети не рассказывают о своих ощущениях, они просто забывают во дворе игрушки, оставляют дома спортивную форму, в классе забывают забрать свой учебник. И когда эта забывчивость встречается редко, с низкой частотой, то все можно списать на наличие отвлекающего фактора, увлеченность каким-то делом. Когда же забывчивость носит постоянный характер, ребенок забывает имена, не узнает людей, то необходимо срочно обращаться к неврологу за консультацией, при необходимости сдавать анализы. В большинстве случаев забывчивость объясняется наличием у малыша синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Столкнувшись с тем, что ваш ребенок о чем-то забывает, не вздумайте его ругать, критиковать или сравнивать с другими детьми
В такой ситуации необходимо обратить свое внимание на возникшую проблему, заняться тренировкой улучшения памяти и концентрации внимания. При наличии сопутствующих тревожных симптомов или при постоянных проблемах с памятью, обратиться за помощью к врачу.
Последствия персеверации
Застревание на темах или предметах зачастую является тем, что в наибольшей степени осложняет взаимодействие с аутичными детьми. Еще в 1990-х годах было проведено исследование, в котором семьи детей с тяжелыми поведенческими трудностями просили определить самые большие проблемы. И очень часто близкие называли именно персеверацию, например: «Если он еще раз споет „Колеса автобуса“, я выброшусь из окна», — хотя, казалось бы, такие проблемы, как причинение себе вреда, должны вызывать гораздо больше беспокойства. Авторы исследования считали, что это связано с тем, что специалисты в первую очередь помогали детям в отношении тяжелых поведенческих проблем и при этом не уделяли внимания персеверациям. Ведь, как правило, персеверации не опасны. Просто со временем они доводят окружающих до ручки.
Если вы встречали ученика, который хочет говорить только про «Историю игрушек», только про цирк, только про вентиляторы или только про случай двухлетней давности, то вы встречали ученика с персеверациями. Если вы встречали ученика, который не может сменить тему и может говорить только на тему своего интереса, то вы, вероятно, встречали ученика с персеверациями.
Как правило, персеверации встречаются у детей с аутизмом, но они также встречаются при других видах инвалидности. Конечно, есть множество детей без аутизма, у которых есть отдельные аутичные черты. В первую очередь я хочу поговорить о том, какую функцию могут выполнять персеверации. Затем я предложу несколько возможных стратегий в отношении них.
Снова мокрые штаны
«Наш ребенок почти год пользуется горшком. Но последние два дня у него случались „неожиданности“ в группе детского сада».
Любые перемены являются стрессом для малышей, которые могут проявляться и таким образом. В первые несколько месяцев пребывания в саду у детей начинаются проблемы с хождением на горшок. Случайные «огрехи» вполне допустимы, тем более что в новой обстановке, в море новых впечатлений ребенок может не уследить за собой, не заметить сигналов собственного тела просто потому, что он очень увлечен игрой. Есть и другие причины таких неприятностей. Ваш ребенок постепенно привыкает к незнакомой ванной комнате, обычно большой и общественной. Возможно, он чувствует дискомфорт из-за отсутствия интимности.
Что делать, если малыш потерял что-то?
Что делать, если малыш потерял что-то? Разобраться и спокойно поговорить. Следует выяснить обстоятельства, при которых совершена утрата. Не повышая голоса, попросите ребенка вспомнить, когда и где он мог оставить потерянный предмет.
Если это игрушка, выясните, где он играл, кто был рядом, кому передавал ее во время общения. Возможно, у ребенка отобрали вещь силой, пригрозили не говорить родителям. Малыш придумал отговорку, что потерял, и твердит, что не помнит где.
В таком случае ни в коем случае нельзя ругать детей, нужно беседовать очень аккуратно и по крупицам получать нужную информацию. Подобные случаи необходимо пресекать, иначе ребенок уйдет в себя, агрессия продолжится. Малыш рискует получить нервный срыв, одновременно боясь обидчиков, отбирающих вещи, и родителей, ругающих за их отсутствие.
Если же вещь действительно утеряна, нужно поговорить с детьми на предмет осознанного пользования. Учите ребенка запоминать предметы, которые берет с собой, кому-то отдает, где-то оставляет. Практику можно проводить в виде домашней игры, когда разные члены семьи получают определенные вещи (игрушки, одежду, посуду), передают их друг другу и запоминают порядок и процесс.
Симптоматика рассеянного внимания
Выделить какую-то определенную группу симптомов при СРВ трудно, поскольку проявления данного расстройства отличаются у детей разного возраста и разных социальных групп. Поэтому порой даже педагоги не могут сразу понять, что у ребенка есть проблемы с запоминанием. Выявить отклонения помогут следующие признаки:
полное отсутствие у ребенка самоконтроля;
неспособность концентрировать внимание;
небрежность при выполнении работы;
неспособность слушать и понимать сказанное;
рассеянность во всем: в быту, играх, распределении личных вещей;
склонность к беспорядку;
забывчивость;
проблемы общения;
неспособность довести рассказ до логического конца;
плохое поведение в школе, на улице, на детской площадке.
При появлении этих красноречивых признаков родителям следует без промедления обратиться к детскому неврологу в Калининграде клиники «Эдкарик». Наши квалифицированные специалисты смогут подобрать «ключик» к проблеме любой сложности. Высокий профессионализм и владение инновационными методиками коррекции помогут избавить ребенка от особенностей поведения.
Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен? Диагностируем проблему
Теперь нужно присмотреться, как именно проявляется детская невнимательность, поскольку внимание измеряется по нескольким параметрам:
- объем;
- концентрация;
- устойчивость;
- распределение.
Объем — это способность удерживать в зоне внимания одновременно несколько объектов. Для дошкольника 5-7 лет нормально замечать 3-5 предметов. В старшем возрасте объем внимания развивается до 7 объектов. Определить объем несложно: разложите на столе перед малышом несколько игрушек (карточек с картинками, цифрами, других вещей). Предложите внимательно посмотреть на них нескольких секунд, а затем накройте эти предметы. Объем внимания ребенка будет соответствовать количеству названных вещей со стола.
Концентрация — способность целиком сосредоточиться на занятии (объекте), не обращая внимания на отвлекающие факторы. Например, школьник не успел сделать письменную работу на уроке, но спокойно продолжает писать, когда другие ученики уже перешли к устным занятиям. Уровень концентрации в норме
Если же ребенок из-за каждой мелочи теряет мысль, отвлекается, начинает делать ошибки, у него есть проблемы с вниманием
Устойчивость — еще один критерий, связанный с концентрацией на объекте/занятии. Но устойчивость внимания измеряется тем, сколько времени ученик способен заниматься делом, сосредоточенно исследовать предмет изучения
Это важное качество, которое помогает детям продуктивно работать на уроках. Без него ребенку невозможно усидеть на месте, трудно решить сложную задачу или довести до конца хоть какое-то дело
Распределение — способность полноценно уделять внимание одновременно нескольким занятиям/объектам. Умение направить свое внимание на выполнение сразу двух-трех дел называется многозадачностью
Эта способность имеет большую ценность для обучения и решения сложных задач. Неспособность к распределению внимания усложняет для ребенка даже простые задачи.