Когнитивные навыки
Нормально развивающийся, любознательный, посещающий ДОУ или занимающийся дома ребенок к 6–7 годам обычно накапливает достаточно знаний и опыта, чтобы легко начать осваивать школьную программу. И все же родителям следует убедиться, что малыш обладает достаточным интеллектуальным багажом.
Одно из главных требований, предъявляющихся к первокласснику, – чистая, правильная речь. Дефекты в произношении отдельных звуков не являются причиной отказа при поступлении в школу, но они могут существенно затруднить для ребенка процесс обучения и социализации. Особенно это касается детей, которые не посещали детский сад. Поэтому перед школой желательно поработать над дикцией, а при необходимости и позаниматься с логопедом.
Перед выпуском из ДОУ готовность детей к учебе в первом классе определяет психолог. Он задает на собеседовании вопросы, которые предполагают наличие у ребенка следующих знаний о себе и окружающем мире:
- Ф. И. О., адрес проживания, имена членов семьи;
- дни недели;
- сезоны и месяцы года, месяц рождения;
- направления — лево, право, вверх, вниз, вперед, назад;
- названия растений, овощей и фруктов, животных, цветов радуги, частей тела.
Помимо проверки общих знаний, специалист может предложить задание на проверку мышления и речи, например:
- объединить несколько предметов под одним понятием (стул, стол, кресло — мебель);
- определить лишний предмет из нескольких предложенных;
- расположить картинки в логическом порядке, составить по ним связный рассказ из нескольких предложений.
Часто во время беседы ребенку задают вопрос: «Зачем ты идешь в школу?» Ответ важен не столько психологу, сколько самому будущему первокласснику. От этого зависит то, с каким настроем он пойдет учиться, чего будет ждать от школьной жизни. Задача родителей и воспитателей ДОУ — внушить ребенку позитивное отношение к ней, пробудить тягу к учебе. Этому способствуют сюжетно-ролевые игры, интересные школьные истории, рассказанные родителями и старшими детьми, книги и мультфильмы о школе.
Многие дети в 6 или даже в 7 лет начинают волноваться перед комиссией, теряются, отвечают сбивчиво или вообще стесняются говорить. Поэтому рядом с ребенком должна находиться мама или кто-то из близких, чтобы поддержать и подбодрить его. Преодолеть волнение помогут домашние репетиции и позитивный настрой.
Основные показатели нормы развития для детей в возрасте 3, 4 и 5 лет:
3 года:
- Развитие речи: должны уметь использовать простые предложения, иметь словарь из около 1000 слов и задавать вопросы.
- Физическое развитие: могут бегать, прыгать, карабкаться, кататься на велосипеде, рисовать кружочки и линии, пользоваться ножницами для вырезания.
- Когнитивное развитие: могут считать до трех, узнавать основные цвета, отличать формы и размеры, понимать простые концепции (вверх, вниз, внутри, снаружи).
- Социально-эмоциональное развитие: могут играть вместе с другими детьми, подражать взрослым и использовать игру для выражения своих чувств.
4 года:
- Развитие речи: должны уметь использовать предложения из 4-5 слов, рассказывать истории и задавать сложные вопросы.
- Физическое развитие: могут бегать, прыгать, ловить и бросать мяч, копировать квадраты и круги, рисовать людей и дома, пользоваться ножницами для вырезания сложных форм.
- Когнитивное развитие: могут считать до десяти, узнавать дополнительные цвета и формы, решать простые головоломки, понимать понятия времени и пространства.
- Социально-эмоциональное развитие: могут понимать, что другие люди имеют свои собственные мысли и чувства, умеют совместно играть с другими детьми и проявлять сострадание.
5 лет:
- Развитие речи: должны уметь использовать сложные предложения, рассказывать длинные истории и задавать сложные вопросы.
- Физическое развитие: могут бегать, прыгать, ловить и бросать мяч, прыгать с высоты, рисовать человечков с различными деталями и перспективами, использовать кисти для рисования.
- Когнитивное развитие: могут считать до 20, узнавать дополнительные цвета и формы, решать более сложные головоломки, понимать причинно-следственные связи, использовать воображение и творчески мыслить.
- Социально-эмоциональное развитие: могут управлять своими эмоциями, проявлять социальную сознательность, устанавливать более сложные отношения с другими детьми и взрослыми.
Дети могут проявлять разную физическую активность, но важно понимать разницу между усидчивостью и недостаточным развитием
Ответы
От того как именно вы будете отвечать ребенку на его вопросы, будет в какой-то степени зависеть формирование личности крохи
Поэтому не недооценивайте важность вашего ответа. Ведь для ребенка вы авторитет и, отвечая на вопросы, вы показываете малышу, что вы его внимательно слушаете
Ведь вопросы, которые задает ребенок, для него самого считаются самыми важными.
Если у вашего ребенка начался возраст почемучек, то помните, что ответы должны быть с учетом возраста крохи. Если ребенку три года, то не надо на простой вопрос отвечать заумными терминами. Ответы всегда должны быть короткими, лаконичными и понятными ребенку.
Когда малыш задает вам вопрос, постарайтесь обратить на него внимание, сесть рядом и спокойно объяснить свой ответ. Не говорите между делом, выполняя какое-то поручение шефа
Важно, чтобы ребенок осознавал, что на его вопросы родители реагируют. Старайтесь вовлекать малыша в такую игру
Когда он задает вопрос, предложите ему самому подумать и ответить на него. Если ребенок затрудняется, то не ругайте его, а просто ответьте сами. А со временем малыш уже сможет участвовать в таких дискуссиях
Старайтесь вовлекать малыша в такую игру. Когда он задает вопрос, предложите ему самому подумать и ответить на него. Если ребенок затрудняется, то не ругайте его, а просто ответьте сами. А со временем малыш уже сможет участвовать в таких дискуссиях.
Когда кроха спрашивает «почему нельзя?», недопустимо отмахиваться, отвечая, например, «потому что», «так надо». Вы должны объяснить ребенку свою позицию, иначе он не поймет. Малыш должен убедиться в том, что этого делать действительно нельзя, и к чему это приведет.
Состав числа
Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 — это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 1 0 состоит из 10 единиц.
Для того чтобы ребенок понимал, из каких цифр состоит данное число, он должен уметь раскладывать его на два меньших числа (для начала в пределах 10 и на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее число. Например: число 8 состоит из 4 и 4 или из 3 и 5; и, наоборот, числа 5 и 5 составляют число 10. Ребенок должен уметь определять недостающее составляющее число. Например, число 7 состоит из 4 и. Ребенок должен назвать число 3.
Хорошо, если малыш умеет составлять числа в пределах 20. А в пределах 1 00 ему достаточно будет уметь составлять числа десятками. Например: 60 состоит из шести десятков и т. д.
Мелкая моторика
Специалисты отмечают взаимосвязь развития мелкой моторики ребенка, его речи и мышления. Развивая моторику, родители подготавливают руку малыша к письму. Мелкая моторика в этом возрасте должна быть достаточно развита:
- ребенок без труда показывает по отдельности указательный и большой пальцы, несколько пальцев вместе;
- нанизывает бусины средней величины на нитку;
- завязывает и развязывает узлы на толстом шнуре, застегивает и расстегивает молнии, пуговицы, крючки;
- учится правильно держать в руках кисточку, карандаш, ручку;
- проводит линию по нескольким точкам, не отрывая руки, разукрашивает картинки, не выходя за контуры;
- обводит фигуры по трафарету, может сложить из нескольких фигур одну: квадрат и треугольник – домик;
- из пластилина лепит не просто шарики и колбаски, но и собирает элементы вместе, превращая их в снеговика или цветочек.
Ребенок должен неплохо владеть ножницами: уметь вырезать определенные фигуры по контуру. Очень полезным будет вырезание снежинок к новому году. Это и совместное творчество, и развитие фантазии, и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.
Есть ли обязательный стандарт?
Государство не предъявляет особых требований к подготовке детей раннего возраста. Федеральный стандарт содержит лишь общие ориентиры, на которые должно быть направлено дошкольное воспитание. Это простейшие навыки самообслуживания, активность, стремление подражать взрослым и сверстникам, владение речью, проявление интереса к культуре и природе.
Еще одной стороной, контролирующей развитие дошкольника, является врач-невролог, наблюдающий малыша с рождения. Цель его мониторинга — отслеживание проявлений возможных заболеваний, поскольку даже небольшая задержка в развитии может являться их следствием.
Ниже приведен перечень характеристик, которыми должен обладать ребенок в 4 года. Он составлен исходя из общих требований, которые обычно предъявляются к детям этого возраста. Его пункты — настоятельная рекомендация, однако вовсе не закон, обязательный к исполнению. Главное — пробудить в малыше интерес к развитию и поддержать его интересы, придав им конструктивное направление.
Если вам кажется, что малыш в чем-то отстает и вы хотите его «подтянуть», запаситесь терпением и фантазией. Самый надежный метод для обучения четырехлетки — игровой. Все навыки и умения желательно преподать в процессе игры и творческого поиска, используя веселые уроки, направляя позитивную энергию ребенка на познавательную деятельность.
Особенности взаимоотношений дошкольника со сверстниками и «чужими» взрослыми
Чтобы малыш мог правильно выстраивать отношения вне семьи, он должен иметь позитивный пример в стенах своего дома. То, как родители относятся к нему и остальным детям, друг к другу, становится эталоном поведения.
Ощущение «спины», осознание ребенком, что его поддерживают и любят таким, какой он есть — лучший стимул для развития. В этом возрасте чадо отделяется от родителей, у него налаживаются устойчивые контакты в группе своих сверстников. Если он будет уверен в том, что в семье все в порядке, его принимают и любят, он будет тратить всю энергию на общение и развивающие занятия.
В тоже время, если он будет беспокоиться по поводу нестабильных отношений дома, переживать страхи по тому или иному поводу — это будет в значительной степени «отбирать» его энергию и тормозить его психическое развитие.
В 4 года ребенок уже должен иметь представление:
- о том, что нельзя причинять боль, обижать;
- необходимо уметь делиться, определять очередь, кому играть или взять вещь;
- нужно просить прощения, если сделал что-то плохое для другого.
Если ребенок «держится особняком» в группе своих сверстников, при этом в семье все благополучно, возможно, он просто интроверт. В случае если в детской среде постоянно возникают конфликты и разногласия, следует обсудить эту проблему с другими участниками «процесса».
С другими взрослыми, которые окружают малыша, он должен:
- проявлять уважение, говорить «вы»;
- проявлять определенную степень недоверия (без разрешения родителей не принимать подарки, не уходить с чужими и так далее);
- соблюдать правила поведения в дошкольном учреждении, в частности, называть взрослых по имени и отчеству.
Ходить на горшок
Конечно, не приученного к горшку малыша примут в ясли — это не повод для отказа. Более того, многие воспитатели признают: в коллективе этот навык прививается быстрее, ведь там всех детей высаживают на горшок одновременно, в одно и то же время.
«Если ребенок все еще в подгузниках, мы просим родителей оставлять в шкафчиках несколько комплектов запасной одежды, — рассказывает Анна Васильева. — В течение дня ходит в трусиках, на сон и на прогулку, если родители просят, надеваем памперс. Горшок — это, конечно, идеал, но не обязательное условие. Дальше многое зависит от работников сада: кто-то будет демонстративно возмущаться, понятно, что менять подгузники и мыть попы — не самое приятное занятие».
Но все же воспитатели настоятельно рекомендуют начинать процесс приучения заранее. Дома, рядом с родителями это будет менее травматично. Начинать можно примерно с полутора лет: именно в этом возрасте малыш начинает понимать, что хочет в туалет.
Что должен уметь ребенок
Особенности интеллектуального развития детей 4-х лет
В возрасте 4-х лет малыши активно интересуются окружающим миром и задают множество вопросов – что, где, почему и т.д. Они могут внимательно смотреть заинтересовавшую передачу по телевизору, с удовольствием слушают сказки, рассматривают книжки
В этот возрастной период очень важно терпеливо отвечать на все вопросы ребенка доступным ему языком
Растет познавательная способность ребенка, активно развивается память и формируется логическое мышление. Малыш учится сравнивать и группировать предметы по форме, цвету и размеру
Внимание становится более устойчивым
В этом возрасте ребенок начинает тянуться к сверстникам и интересуется различными совместными играми. Он учится общаться, дружить и всячески взаимодействовать с другими детьми. Задача родителей подсказывать малышу, как нужно поступить в той или иной ситуации.
Учимся и используем развивающие игры
- Первую игру, которую мне хотелось бы предложить «Здравствуйте, гости»!
Для нее нам понадобятся игрушки-зверушки, вырезанные из цветной бумаги зеленые, красные и желтые кружочки (в разном количестве) и тарелочки (можно пластиковые – одноразовые). Игра нацелена на освоении понятий «много», «мало», «поровну».
Вы объявляете малышу, что к нему пришли гости. Пусть это будет зайчик, мишка и лисичка. Предлагаете ребенку угостить зверей яблоками (кружочками). Спрашиваете, каких яблок у вас много, каких яблок мало? Вы ведь помните, что мы вырезали разное количество кружочков-яблок? Предложите дошкольнику разделить поровну между игрушками угощения зеленого цвета, потом красного и желтого. Спросите, сколько досталось яблок каждому из гостей. Опять же, это игра из разряда сервировки стола – просто замечательное упражнение для ребенка, которое должны взять на заметку родители!
- Следующее упражнение, которым стоит вооружиться – это игры в «магазин».
Дети ведь так любят чувствовать себя взрослыми, поэтому им очень хочется купить или продать что-либо в магазине. Игра вам в помощь и вашим воспитанникам тоже. Покупать и продавать в магазине можно все, что угодно. Но возьмем для примера пальто, у которого не хватает нескольких пуговиц. Вы можете воспользоваться настоящим плащом, предварительно срезав с него 2-3 пуговки, или нарисованным, где из десяти пуговиц не хватает, к примеру, 4-е. Подберите пуговицы не только похожего размера. Пусть они будут разные: большие и маленькие. Так вы сможете развивать математические азы по нескольким направлениям:
- Во-первых, вам необходимо сосчитать, сколько пуговиц не хватает на пальто, и объявить об этом продавцу.
- Продавец может принести не 4-е а 6 пуговиц или 3-и пуговицы. Ребенок должен вам сказать – больше продавец принес пуговиц, меньше или столько, сколько нужно.
- Во-вторых, размер ваших настоящих или вырезанных и нарисованных пуговиц может быть разный. В этом случае вы спрашиваете кроху размер пуговиц больше или меньше, чем вам нужен для пальто. Пусть ваши мальчишки и девчонки сами подберут пуговки необходимого размера.
- В-третьих, вы можете спросить юного математика, сколько пуговиц не хватает на пальто: столько же, сколько и осталось пришито или больше, или меньше.
- Подбирать пуговицы можно не только по размеру и количеству, но и по цвету – так еще интереснее!
- На вашем нарисованном пальто также могут быть дырки: круглые, квадратные, треугольные.
Для этой развивающей игры ребенку нужно будет подобрать латки нужно формы, которые вы предварительно вырезали из бумаги. Латки тоже могут быть разных размеров. Так малышу понадобится выбрать не только правильную форму, но и нужный размер бумажного лоскута.
- Для того, чтобы объяснить дошкольнику, что количество единиц в целом числе понятие весьма относительное, можно воспользоваться цветными карандашами.
Разложите перед юным учеником 5 карандашей разного цвета: красный, зеленый, желтый, синий, коричневый. Таким образом, у вас получится общее число карандашей – пять. Но так как каждый из них отличается по цвету, то это самое число «5» состоит из разных единиц. Какие цвета они имеют: 1-синий, 1-красный, 1-желтый, 1-коричневый и 1-зеленый.
На самом деле играть и учиться считать при этом можно совершенно разными способами. На помощь приходят старые добрые сказки. Например, «Три медведя», где у самого большого мишки-папы была самая большая тарелка, ложка, кроватка и самый высокий стульчик. Помните, как Машенька пробовала по очереди каждый из предметов. Это просто замечательная сказка, помогающая детям разобраться в величинах!
К этому материалу я приложила еще несколько занимательных упражнений в картинках, которые, я уверена, должны понравиться вам и вашим детям!
На этом я, Татьяна Сухих, говорю вам: «До новых встреч»! Не забывайте подписываться на обновления моего блога и приводить сюда друзей. Всем пока и удачи в математических занятиях!
Сравнение чисел
Ребенок дошкольного возраста должен уметь сравнивать числа на наглядной основе и устно. Хорошо, если малыш умеет сравнивать как рядом стоящие, так и не рядом стоящие числа. Например, шесть больше пяти, а пять меньше шести; два меньше восьми, а восемь больше двух.
Ребенок должен уметь понимать разностное сравнение чисел. Например, пять меньше шести на один, а шесть больше пяти на один.
Хорошо, если малыш умеет получать равенство из неравенства или неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет Например, пять меньше шести: если к пяти предметам добавить еще один, то будет по шесть предметов, т. е. поровну; шесть больше пяти: если из шести предметов убрать один, то станет по пять, т. е. поровну.
Внимание и память
Малыш хорошо ориентируется в знакомых местах, знает дорогу из детского сада домой или из дома до магазина. Можно притвориться, что мама забыла дорогу и предложить проводить ее. Это служит отличной тренировкой памяти и внимания. Специалисты советуют выполнять подобные упражнения ежедневно, ведь именно сейчас все психические процессы совершенствуются:
ребенок способен концентрировать внимание до 7 минут, а в поле зрения удерживает до 5 предметов;
запоминает события, произошедшие на текущей неделе, воспроизводит наиболее яркие моменты и их последовательность;
быстро запоминает стихи и тексты песен, сказки и детские рассказы;
узнает однажды прочитанное произведение по небольшому отрывку или иллюстрации к нему;
повторяет определенную сложную последовательность движений в игре, танце или гимнастике;
находит несколько признаков сходства или отличий на картинках, объясняя, в чем они заключаются;
находит и группирует предметы по определенному признаку самостоятельно;
собирает пазлы, состоящие из 6-10 элементов;
называет увиденные предметы по порядку, определяет, какой из них исчез;
повторяет произнесенную взрослыми цепочку слов;
посмотрев на сюжетные рисунки, может пересказать изображенные на них действия.
Отличия между мальчиками и девочками в четыре года
Разница в поведении и отношении к окружающим людям, вещам у детей обоих полов увеличивается. Своеобразной, более развитой логикой начинает выделяться мальчик, уметь в 4 года находить связь между разными действиями, поступками и явлениями для него является вполне естественным, ведь основные его вопросы касаются сути вещей, более глубинного познания реалий окружающего мира.
Несмотря на то, что мальчишки говорят меньше, хуже и, подчас, произношение их далеко за пределами грамотности, они способны оценивать людей более объективно.
То, что надо уметь в 4 года девочке, лежит совсем в другой плоскости – малышки более эгоистичны и, прежде всего, решают, стоит ли уделять внимание вещам, которые не нравятся, а то и вовсе бесполезны. В этом отношении, маленькие представительницы слабого пола прозаичны и практичны, а благодаря развитой разговорной речи, приспособляемы к постоянно меняющимся жизненным условиям
Невзирая на такую разницу во взглядах, девочки и мальчики положительно развиваются в плане эмоциональности, начинают понимать, как построены человеческие отношения, проявляют такие чувства, как доброта и сопереживание.
Что поможет дошкольникам в изучении математики?
Учитывая методы преподавания математики дошкольникам, помогают:
- детские игры с математической тематикой;
- демонстрационные задачи (сколько яблок осталось в корзине);
- упражнения в тетрадях и т.д.
Игровая форма
Некоторые предметы использовались всегда и являются рабочими методическими приемами.
Карточки по математике
Один из самых распространенных дидактических материалов — карточки, в данном случае это математические карточки.
Их можно купить, распечатать на компьютере или сделать самим из обычного белого картона, который продается в любом детско-развлекательном или канцелярском отделе, и изобразить на них цифры и соответствующее количество фруктов, мишек, геометрические фигуры.
Обратите внимание. Математические карточки познакомят дошколят с миром математики в легкой и непринужденной форме и покажут, как выглядят цифры
Интерактивные игры — тренажеры
Математика для малышей 4-5 лет предполагает игровой метод обучения. Он включает в себя использование интерактивных игр – тренажеров. Помогут развить:
- интерес к математике;
- желание проходить больше игр с математическим содержанием;
- внимательность;
- логику.
Интерактивные игры можно найти в виде специальных тетрадей в канцелярских магазинах или в виде приложений в телефоне, на компьютере в режиме онлайн.
https://youtube.com/watch?v=dsgKkALkjw0
Игры с пальчиками
Хорош этот дидактический материал тем, что он всегда под рукой. Не нужно что-то придумывать, а просто сесть с ребенком и посчитать. Целью таких игр является научить ребенка счету, используя подручный материал.
Обратите внимание. Чередование в процессе обучения этих методических приемов положительно повлияет на желаемый результат
Развивающие игры
Развивающих игр по математике для 4-летних детей много. Например,
- Научиться счету поможет игра «Посчитаем». Для этой игры понадобится мячик, необходимо бросить его ребенку и начать счет от 1 до 10 и в обратном порядке.
- Развить способность ориентироваться в расположении предметов. Игра «Где мяч». Необходимо поставить ребенка в центр комнаты и положить перед ним мяч. Спросить у него, где он находится сейчас, по мере поступления ответов менять расположения мяча.
- Уметь сравнивать, что больше, меньше или равно. Игра «Пуговицы». Взять 10 пуговиц и разделить их между собой и малышом. Посчитать их вместе (в следующий раз ребенок будет считать самостоятельно) и спросить, у кого больше, меньше или равно.
- Знать значение слов: высокий – низкий, широкий – узкий. Заранее вырезать из бумаги или картона 4 медвежат, зайчат или мышат. Но так, чтобы первый был выше всех, второй ниже всех, третий шире, четвертый уже. Показать ребенку, задавая вопросы, кто из них какой.
Физическое развитие ребенка в 4 года
До определённого возраста малыша физические умения и навыки свидетельствуют о его умственном и психическом развитии, особенно это актуально для детей первого года жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается в индивидуальном ритме, определяемом его темпераментом и характером, однако есть общий набор качеств и умений, отличающих поведение четырёхлетних крох, которые:
- Легко удерживают равновесие на одной или двух ногах, могут передвигаться прыжками;
- Быстро бегают, не меняя направления;
- Самостоятельно поднимаются и спускаются по лестнице;
- Умеют играть с мячом, подбрасывают и ловят его; могут вести мяч ногами;
- Катаются на велосипеде и самокате;
- Уверенно держатся на воде и с лёгкостью осваивают плавательные навыки.
Ребёнок в возрасте 4-х лет вынослив, может совершать длительные прогулки, во время которых проявляет активный интерес к окружающему миру.
Вестибулярный аппарат регулирует координацию движений малыша, его положение и перемещение в пространстве. У грудных детей отделы головного мозга, отвечающие за речь и моторику, находятся рядом, практически объединены, и тесно связаны. С развитием мозга они постепенно отдаляются друг от друга, однако хорошее развитие одной части позитивно влияет на вторую. Именно поэтому развитая мелкая моторика рук определяет набор речевых навыков у ребёнка.
Малыш в 4 года уже достаточно усидчив и легко справляется со следующими упражнениями:
- Нанизывает на леску бисер,
- Застёгивает пуговицы,
- Завязывает шнурки,
- Умеет рисовать кистью и карандашом,
- Раскрашивает картинки, не выходя за контур,
- Лепит из пластилина фигурки,
- С помощью ножниц вырезает по заданному контуру,
- Завязывает и развязывает узлы из толстых верёвок или канатов,
- Делает поделки, работает с красками и клеем во время создания аппликаций.
В этом возрасте малыши различают правую и левую руку; при выполнении заданий или во время игр понимают, где относительно предмета находится верх и низ.
Основы занятий
Для детей важно понимать, для чего изучать цифры. Задача родителей — объяснить малышу о необходимости приобретения навыка счета
Перед началом математического курса он должен обучиться основам. Этого легко достигнуть, соблюдая следующие рекомендации.
- Считаем все. При повседневном привычном общении с дошкольником необходимо считать предметы при каждом удобном случае, вовлекая его в процесс.
- Приобрести счетные палочки для домашнего использования. При чтении книги или просмотре мультфильма давать ребенку несложные задания (например, отложить столько палочек, сколько героев в сказке).
- Показывайте малышу, как выглядят цифры и выкладывайте необходимое число счетных палочек.
- Когда дошкольник поймет предназначение цифр, нужно регулярно проводить игру «Отгадай число». Ведущий задумывает цифру и дает подсказку, какие числа больше, какие меньше. Цель игрока — назвать ее. Родитель может быть как ведущим, так и участником. Дети любят загадки. Это развивает логическое мышление.
https://youtube.com/watch?v=kotNaeb_Ajg
С чего предлагают начать авторы-педагоги?
Для начала давайте обратимся к готовым пособиям, которые могут быть полезными, как воспитателям, так и заботливым родителям. И если вы не знаете с чего начать, то лучше познакомиться со сценариями занятий по математике для детей в возрасте 3-х – 4-х лет автора В.П.Новиковой. Пособие понятно и интересно рассказывает о сложении и вычитании для детей, а также учит решать элементарные задачи в соответствии с ФГОС.
Этот же автор предлагает раздаточный материал для занятий по математике в детском саду. В комплект входит 10 картонных листов с иллюстрациями и материалами для математических игр.
Новикова В.П. также создала рабочие тетради для малышей 4-5 лет, в которых будет легко разобраться и профессиональным педагогам, и мамам, папам, бабушкам и дедушкам. При помощи данного учебно-методического комплекта, дети не просто будут осваивать математические азы. Они научаться рассуждать, анализировать, развивать логическое мышление.
В противовес указанному автору, хочу предложить вам весьма занимательный материал для упражнений по математике в детском саду. Мне, например, очень понравился. Много интересных идей и увлекательных игр предлагает Михайлова-Свирская Л.В. Материал преподносится в игровой форме, а ведь только так можно приобщить малыша к новому нелегкому учению.
Сложение и вычитание
Понимать сложение как «собирать» и «добавлять в». Понять вычитание как «разбирая» и «убирая из».
Совет: применяйте математику к повседневной жизни
Особенно запоминается детям, когда они могут использовать свои новые математические концепции в своей повседневной жизни. Пусть ваш ребенок соберет своих любимых кукол в кружок для вечеринки и раздаст два или три печения каждой игрушке. Пусть он сложит общее количество распределенных печений. Попросите ребенка подумать, сколько еще печений ему понадобится, если одна из их игрушечных фигурок вступит в круг на вечеринку. Затем попросите его подумать общее количество печений, необходимых для еще одного гостя. Это дает им возможность «сложить» в своей голове, а затем посмотреть, верны ли его исчисления. В игру можно играть в обратном порядке, когда одна из фигур покидает группу, забирая с собой печения.
7. Мастер сложения и вычитания
Сложите и вычтите в пределах 5 (от 1 до 5) быстро и точно.
Всему свое время
Многих родителей информация о том, что заниматься с ребенком математикой надо начиная с трех лет, может удивить. Не рано ли? Однако специалисты утверждают, что нет. Ведь математика — это не просто умение считать, а способ развить полноценное гибкое мышление. Просто начинать процесс обучения надо в доступной для ребенка форме — игровой.
Как бы мы ни хотели все знания быстренько вложить в голову ребенка — это неправильно. Потому что наука говорит о возрастной периодизации, о том, что каждому возрасту присущи свои способности. Пока эти способности не созрели, нельзя переходить к следующему этапу. По этой же причине не нужно пичкать малыша цифрами и правилами в совсем юном возрасте: до трех лет познавательный интерес сосредоточен на совсем других предметах.
Если ребенок просто откажется выполнять задания, будет скучать и с трудом отвечать на объективно сложные для него вопросы, он просто разлюбит математику. Есть золотое правило дидактики Яна Амоса Коменского, которое он описал еще в XVII веке: двигайтесь от простого к сложному.