СДВГ и его причины
Синдром дефицита внимания и гиперактивности описывают как неврологическое расстройство, приводящее к когнитивным, поведенческим и эмоциональным нарушениям. Оно характеризуется стойкими трудностями с поддержанием концентрации внимания, импульсивностью и снижением способности к обучению. СДВГ значительно влияет на повседневное функционирование и вызывает трудности в различных сферах жизни, включая учебу, профессиональную деятельность и межличностные отношения.
Факторы, играющие роль в развитии заболевания:
Генетика. СДВГ имеет тенденцию передаваться в семьях, что предполагает наличие выраженного генетического компонента. За развитие расстройства отвечают несколько генов, связанных с развитием головного мозга и регуляцией дофамина. Болезнь не обусловлена отдельной генетической мутацией.
Структура и функции головного мозга. Различные исследования показывают, что пациенты с СДВГ имеют определенные различия в структуре и функциях церебральных тканей по сравнению с людьми без этого диагноза
Эти различия затрагивают префронтальную кору — область, отвечающую за исполнительные функции, включая самоконтроль, внимание и принятие решений. Нейротрансмиттеры, вроде дофамина, норадреналина и серотонина, также участвуют в патогенезе, поскольку они играют роль в регулировании внимания, мотивации и контроле импульсивности.
Факторы окружающей среды
Определенные факторы пренатального периода и раннего детского возраста связаны с повышенным риском развития болезни. Табакокурение, употребление алкоголя или наркотиков во время беременности, низкий вес при рождении, преждевременные роды и воздействие токсинов окружающей среды (например, свинца) связаны с более высокой вероятностью возникновения СДВГ. Также на развитие расстройства может влиять высокий уровень стресса или травмы в детстве.
Заболевание не возникает по причине неправильного воспитания, отсутствия дисциплины или чрезмерного потребления сахара, несмотря на распространенные заблуждения. Эти факторы могут усугубить симптомы, но не являются основной причиной.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности негативно сказывается на жизни людей, влияя на их способность концентрироваться на решении определенных задач, организовывать свою деятельность, соблюдать сроки и контролировать импульсы. При условии правильного лечения и всесторонней поддержки дети и взрослы с таким диагнозом справляются со своими симптомами и ведут полноценную жизнь.
Подробнее о причинах
Исследования показали, что люди с СДВГ имеют различия в структуре и функционировании определенных областей мозга. Эти различия в первую очередь затрагивают префронтальную кору, базальные ганглии и сети, соединяющие их
Префронтальная кора отвечает за различные исполнительные функции, включая внимание, контроль импульсов, принятие решений
Дофамин участвует в регуляции мотивации, вознаграждения, внимания и движения. Исследования показали, что пациенты с СДВГ могут иметь более низкие уровни дофамина или изменения в плотности и функционировании дофаминовых рецепторов
Это может повлиять на способность концентрировать внимание на решение определенных задач. Норадреналин способствует возбуждению и бдительности
При таком расстройство может наблюдаться нарушение регуляции или дисбаланс уровня вещества.
Роль других нейромедиаторов, включая серотонин и глутамат, при СДВГ все еще исследуется. Серотонин участвует в регуляции настроения, агрессии и контроле импульсивности, а глутамат считается основным возбуждающим нейромедиатором, участвующим в обучении и памяти. Изменения уровня этих вещество способствуют возникновению различных симптомов.
Изменения в головном мозге и различия в уровне нейромедиаторов, наблюдаемые при заболевании, не всегда одинаковы у всех людей, поскольку существует значительная вариабельность патогенеза. Конкретные механизмы, посредством которых эти изменения в ЦНС и биохимии приводят к расстройству, требуют дальнейшего исследования.
Причины
Современные специалисты обозначают синдром ММД, как повреждение ограниченных участков коры головного мозга или аномалии в развитие ЦНС, протекающих из-за различных факторов. Если подобный синдром у ребёнка формируется достаточно рано, то есть в возрасте от 3 до 6 лет, то специалисты списывают это на проблемы с проявленной педагогикой и запущенностью в эмоциональной и социальной сфере. Учитывая ранний возраст ребёнка и этиологию заболевания, принято выделять 3 группы факторов, воздействующих на мозг и являющихся катализаторами синдрома ММД: антенатальные, интранатальные, постнатальные.
Первая группа характеризуется острыми вирусными заболеваниями или обострением хронической патологии у матери ребёнка, для которой свойственна долгая интоксикация, плохое неправильное питание, нарушения в обмене белков, жиров, углеводов. При патологиях беременности проявляются в виде преэклампсии, эклампсии, угроз к непроизвольному прерыванию беременности. В список многочисленных факторов также можно занести загрязнённую окружающую среду, возможный радиационный фон (зависит от местности), неправильное употребление фармацевтических средств, частый приём алкоголя, курение табака, употребление наркотиков, прочие инфекционные заболевания.
Минимальная мозговая дисфункция может сформироваться у ребёнка прямо во время родовых процедур. На это влияет множество факторов, но самые главные – это стремительность в родах, слабая сократительная функция матки, кесарево сечение, ошибки в работе акушеров, не до конца раскрытые родовые пути. Но даже, если роды прошли успешно и никаких патологий не появилось, всё равно стоит понимать, что ММД может настигнуть в любой момент. С взрослением ребёнка меняются и факторы, влияющие на синдром. К примеру, в возрасте от 3 до 6 лет ключевую роль в формирование синдрома является качество педагогической и социальной работы. Если они запущены, то это может привести к неприятным последствиям…
Эффективное лечение минимальной мозговой дисфункции в Саратове
Эффективность комплексного лечения минимальной мозговой дисфункции (ММД), которое может включать в себя рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, лазерорефлексотерапевтические, моксатерапевтические, нетрадиционные и другие методики, достигает 95%. Лечение в Сарклиник проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны.
Приходите, и Сарклиник поможет Вам! Врач Сарклиник проводит лечение ммд у детей. Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей в Саратове позволяет улучшить память, логику, речь, письмо, ум ребенка. ММД нужно лечить.
Сарклиник знает, как лечить инимальную мозговую дисфункцию!
Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.Фото 1: sarclinic. Фото 2: Legaa | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Как диагностируется и лечится синдром
Диагностика расстройств активности и внимания
Дифференциальный диагноз с синдромом Аспергера – до 35% людей могут иметь проблемы, характерные для синдрома Аспергера.
СДВГ невозможно диагностировать в раннем детстве. Однако есть несколько симптомов, указывающих на развитие нарушения в следующие годы:
- постоянная физическая активность;
- ребенок не учится на собственных ошибках;
- задержка или ускоренное развитие речи;
- проблемы со сном;
- проблемы с питанием, включая рвоту или слабый сосательный рефлекс;
- приступы колик, которые могут быть следствием аллергии, но также могут быть результатом синдрома дефицита внимания;
- гиперактивные дети не любят (по мнению многих родителей), когда их обнимают (это связано с сопутствующей тактильной гиперчувствительностью, но не с СДВГ).
Проблемы со сном
В школьном возрасте:
- сложность адаптации к требованиям школы (занятия в сидячем положении);
- затруднение в удержании внимания на протяжении всего урока, «летает в облаках»;
- излишняя разговорчивость и импульсивность.
Признаки СДВГ у детей
Как можно заподозрить СДВГ у своего ребенка?
Ребенок легко отвлекается. Многие родители жалуются на то, что малыш практически никогда не заканчивает начатое дело и быстро переключается на что-то другое.
Снижена концентрация внимания. Ребенок может по несколько раз перечитывать две строки в книге, но суть понять ему будет очень сложно.
Импульсивность. Детям с СДВГ тяжело контролировать свое поведение и эмоции, нарушение правил и запретов — частая ситуация. Практически всегда для детей с СДВГ свойственны перепады настроения.
Трудно выполнять инструкции, особенно состоящие из нескольких задач. Ребенок быстро забывает, о чем его попросили.
Чрезмерная двигательная активность. Движения, как правило, хаотичные, резкие, бесцельные
Ребенку трудно усидеть на одном месте как дома, так и на занятиях в школе или детском саду.
Иногда это, напротив, очень спокойные дети, однако их внимание трудно сконцентрировать на чем-то. Про таких ребят говорят «витает в облаках».
Безусловно, тот или иной признак можно найти практически у каждого ребенка. Но при данном расстройстве у детей наблюдается их комбинация, наличие сразу нескольких признаков. Также важным критерием является возраст: диагноз СДВГ можно поставить только после 5–7 лет
До этого момента в силу незрелости нервной системы (и конкретно префронтальной коры головного мозга, которая отвечает за самоконтроль, внимание и мотивацию) практически все дети в той или иной мере имеют данные признаки
Помимо этого, существуют диагностические критерии DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, fifth edition), на которые должны ориентироваться врачи при постановке диагноза.
В каком возрасте проявляется гиперактивность
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это состояние, которое обусловлено наличием трёх симптомов: невнимательности, гиперактивности и импульсивности. У детей с СДВГ может присутствовать один или несколько из этих симптомов. Частота их проявлений и характер могут меняться по мере взросления ребёнка.
Гиперактивное поведение обычно проявляется к тому времени, когда малышу исполняется 4 года, и усиливается в течение следующих 3-4 лет. Эти симптомы могут достичь своего пика к возрасту 7-8 лет, после чего они нередко начинают затухать. В подростковом возрасте они иногда становятся незаметными, хотя СДВГ может сохраняться.
Полезная информация для родителей детей с СДВГ
Помимо помощи детям, страдающим СДВГ, помощь требуется и их родителям. Воспитание ребенка, имеющего те или иные особенности в развитии, требует больше сил, терпения и вовлеченности.
Трудности в коррекции поведения, сложности в обучении, медленное получение результатов от вкладываемых усилий, непонимание окружающими особенностей ребенка зачастую накладывают отпечаток на эмоциональное состояние взрослых. Поэтому многим родителям требуется поддержка, помощь специалистов для того, чтобы справиться с грузом ежедневных задач.
Получение достоверной информации относительно диагноза, причин его возникновения и коррекции очень важно для родителей. Сегодня на просторах интернета можно найти много данных о СДВГ — правда, качество источников не всегда проверяется
Большое число специалистов из разных сфер обещают «вылечить» ребенка самыми разными методами, в том числе диетами, биологически активными добавками к пище (БАДами), физиопроцедурами и прочими иногда совершенно ненаучными методами.
Именно поэтому психообразование, группы поддержки, тренинги для родителей являются важной частью терапии СДВГ, чтобы сохранить время и ресурсы семьи. Ведь понимание природы этого состояния, механизмов возникновения и путей коррекции снижает уровень тревожности и избавляет от чувства вины мам и пап («Это я виноват(а), что он такой, потому что мало уделял(а) внимания ему», «Как же он будет во взрослой жизни!» и т. д.)
Существует большое количество книг и интернет-ресурсов для семей, где растут дети с СДВГ. Вот лишь малая часть из них:
Книги:
-
Ирина Лукьянова «Экстремальное материнство. Счастливая жизнь с трудным ребенком».
-
Екатерина Мурашова «Дети-тюфяки и дети-катастрофы».
-
Эдвард Хэлловэлл, Джон Рэйти «Почему я отвлекаюсь».
Как себя ведут такие дети?
Поведение детей с СДВГ имеет отличительные признаки. Неврологи часто ставят таким детям диагноз «гиперкинетическое расстройство» — они не могут усидеть на месте ни минуты. Есть даже тест: ребенка просто сажают на стул перед неврологом и ждут, наблюдают. Проба со стулом (она так и называется) выявляет двигательную гиперактивность.
Кроме этого, родители часто ругают таких детей за невнимательность
Ребенок с СДВГ не может сконцентрировать свое внимание на чем-то достаточно долго. . Пример
Школьный урок длится 45 минут. По словам Светланы, это много даже для обычного первоклассника, среднее время концентрации которого составляет не больше 20 минут. А у первоклассника с СДВГ это время сокращается до 5 минут, максимум 10. Причем это с учетом волевого усилия ребенка сосредоточиться на уроке
Пример. Школьный урок длится 45 минут. По словам Светланы, это много даже для обычного первоклассника, среднее время концентрации которого составляет не больше 20 минут. А у первоклассника с СДВГ это время сокращается до 5 минут, максимум 10. Причем это с учетом волевого усилия ребенка сосредоточиться на уроке.
А еще дети с СДВГ гипервозбудимые, эмоциональные, реагируют за долю секунды, не успев проанализировать, что произошло. Такая гиперчувствительность приводит к тому, что ребенок часто злится, плачет или обижается.
Стандартный набор фраз, которые слышат дети с СДВГ:
«Вечно ты витаешь в облаках!»
«Опять ворон ловишь?»
«Вот если бы ты был немного повнимательнее, был бы полным отличником!»
Фото: Thomas Park / Unsplash
Типы ММД
Типы ММД у детей различаются исходя из выраженности и сочетания трех основных факторов, к которым относится: ослабленность мозговой деятельности, рассогласованность, общая неуправляемость отдельных подструктур мозга, а также дисбаланс нервных процессов.
Наименее выражены симптомы ММД у детей субнормального типа. Присутствует значительная утомляемость, появляющаяся как за счет незначительной ослабленности мозговой деятельности, так и стремление нервной системы уравновесить повышенные процессы торможения и возбуждения, активирующиеся одновременно
Соответственно, страдает внимание, возможность быстро запоминать новую информацию в больших объемах, а также способность к длительной концентрации
Средний уровень выраженности симптомов у ригидного и активного типа ММД. Они заключаются в том, что внутренняя рассогласованность значительно ослабляет деятельность мозга, а значит, произвольное управление практически отсутствует. То есть ребенок не может контролировать многие процессы работы мозга. При этом к признакам ММД у детей активного типа относится быстрый отклик на желаемые действия. Они выполняются сразу же и на максимуме возможностей, однако такой всплеск длится недолго. Основная проблема в том, что ребенок хоть и может самостоятельно выбирать цель для своей деятельности и максимально на ней фокусироваться, но не способен произвольно продлевать время своей продуктивности.
Ригидные дети ММД: характеристика «долго запрягает, да быстро едет». Замедленная реакция на необходимость любых действий спустя некоторое время работы сменяется достижением нормального уровня работоспособности, ничуть не уступающим сверстникам без особенностей.
Наиболее выражены особенности детей с ММД у астеничного и реактивного типов. Они практически не способны на произвольное управление, так как внутренняя рассогласованность структур мозга чрезмерно велика. Как правило, такие дети не могут делать что-либо в одиночестве, им требуется внешний стимул. При этом за короткий промежуток времени пик работоспособности проходит, уступая место общему перевозбуждению (реактивный тип) или апатии (астеничный тип).
Как проявляется?
С проявлениями гиперактивности родители могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка. Дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету или шуму. Именно гиперактивные дети часто «выпрыгивают» из колясок на глазах матери, выламывают прутья кроваток, опрокидывают на себя чайник с кипятком
В 4–5 лет ребенок не способен сосредоточиться на одном занятии, его внимание рассеяно: например, ему не хватает терпения дослушать до конца сказку или играть в «тихие» игры, требующие концентрации внимания. Ребенок не может ни минуты спокойно сидеть на стуле, ерзает, шумит
Родители не случайно говорят, что к их детям «словно прикрепили моторчик», и те готовы бегать и прыгать сутками. Но полагать, что это всего лишь следствие большого запаса энергии у ребенка, неправильно. Это разрядка, которая необходима ребенку из-за особенностей его организма. К тому же гиперактивность часто сопровождается беспокойными движениями, вычурностью моторики и чрезмерной вспыльчивостью ребенка.
Культура невнимательности и распространение СДВГ
С развитием цифровых технологий наша способность концентрировать внимание сталкивается всё с большим количеством препятствий. Бесконечные уведомления в мессенджерах, культ многозадачности, клиповый формат потребления информации не позволяют вниманию задерживаться на чем-то одном, если не прилагать сознательных усилий к ограничению цифрового воздействия
Возникает вопрос: может ли чрезмерная подверженность воздействию цифровой среды провоцировать развитие симптоматики СДВГ и объяснять наблюдаемый рост его распространения?
Предварительный ответ на этот вопрос был дан в рамках недавнего исследования. В нем приняли участие школьники 15–16 лет, которые на момент начала исследования не имели симптомов СДВГ. На протяжении двух лет оценивалась частота, с которой подростки взаимодействовали с цифровыми технологиями. Через два года оказалось, что высокая частота взаимодействия с ними была сопряжена с повышенными рисками возникновения симптомов СДВГ. На статистически значимом уровне с симптомами СДВГ оказались связаны частота проверки социальных сетей, просмотр изображений и видео, прослушивание музыки, чтение блогов и т. д.
Важно подчеркнуть, что причинность у этого эффекта могла быть обратной: исходное наличие СДВГ, еще не проявившегося на момент начала исследования, но проявившегося по прошествии двух лет, могло повышать предрасположенность участников к интенсивной стимуляции посредством цифровых технологий. В связи с этим важно проведение дополнительных исследований
Основные симптомы СДВГ
К основным признакам патологии относятся:
- Нарушение внимания. Ребенку не удается сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности, он избегает выполнения рутинных занятий.
- Гиперактивность. Ребенок выполняет много бесцельных движений, разговаривает без остановки, имеет очень выразительную мимику.
- Импульсивность. Не умеет соблюдать последовательность действий, планировать, ждать, руководствуется только своими желаниями. У таких детей отмечается эмоциональная лабильность, то есть быстрый переход от смеха к плачу и наоборот. Они не чувствуют опасность, из-за чего часто совершают действия, приводящие к травматическим повреждениям.
Уровень интеллекта ребенка с СДВГ, как правило, соответствует возрасту или даже превосходит его. Однако, он трудно взаимодействует со сверстниками, являясь слишком навязчивым или агрессивным. Страдает эмоциональное развитие. Ребенку свойственны такие качества, как неуравновешенность, капризность, чрезмерная эмоциональность. Взрослые его часто сравнивают с другими, более послушными, детьми. В связи с этим развивается низкая самооценка, ребенок отстраняется от общества или протестует, становится агрессивным.
1 Минимальная мозговая дисфункция: описание заболевания
Минимальная мозговая дисфункция (ММД , МЦД) — комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, который возникает по причине недостаточности ЦНС (центральной нервной системы ). Этот недуг появляется у детей и характеризуется расстройствами поведения и эмоций, а также вегетативных функций. Причинами возникновения этого заболевания считаются поражение участков коры головного мозга и аномалии центральной нервной системы. Факторами развития этого недуга являются острые вирусные болезни и обострения различных соматических патологий матери, которые сопровождаются длительной интоксикацией организма.
К причинам возникновения относятся плохое питание, нарушения обменных процессов. Патологии беременности, неблагоприятная экологическая обстановка, вредные привычки, недоношенность плода также влияют на развитие ММД. Спровоцировать это заболевание могут стремительные роды, нейроинфекции. В возрасте 3-6 лет ММД может быть следствием воспитания в неблагополучной семье.
О лекарствах: что работает, а что нет
Конечно, итоговое решение о назначении препарата остаётся за врачом, но мы и сами стараемся придерживаться только научно обоснованных методов коррекции гиперактивности, поэтому считаем необходимым предоставить такую информацию. Иногда врачи назначают лекарства, которые не обладают доказанной эффективностью и не используются нигде, кроме постсоветских стран. Сюда можно отнести глицин, актовегин, тенотен, мексидол и другие ноотропы и гомеопатические препараты. Однако ни одно из этих лекарств не было исследовано должным образом: клинические испытания либо не проводились вообще, либо не показали каких-либо значимых результатов.
Поэтому велика вероятность, что такое лечение СДВГ не поможет, и симптомы у ваших детей сохранятся. Отзывы на форумах также очень противоречивы. Некоторые мамы отмечают улучшения, однако в этих случаях приём лекарств практически всегда сопровождался активными занятиями с детьми.
В США, Израиле и Европе используются психостимуляторы (первая работа об их использовании опубликована в 1937 году), которые доказали свою эффективность, однако в России они запрещены, поэтому одним из наиболее эффективных препаратов для лечения СДВГ, с точки зрения доказательной медицины, является атомоксетин (торговое название «Страттера»). Это ингибитор обратного захвата норадреналина, то есть препарат, который нормализует «химию» мозга. Не назначайте лечение самостоятельно! Принимайте препарат только по назначению врача!
Также для лечения синдрома дефицита внимания, и у детей в том числе, могут назначать антидепрессанты, которые нормализуют работу гормонов и нейромедиаторов. В очень редких случаях, например, для лечения тиков или контроля сильно выраженной жестокости, могут назначить нейролептики.
Сомневаться в назначении врача — нормально. Если что-то смущает или остаются вопросы — обсудите с ним свои опасения и сомнения или обратитесь за вторым мнением к другому специалисту.
- Статистика: распространенность СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25733754/)
- Статистика: СДВГ у взрослых (https://www.webmd.com/add-adhd/adhd-adults#1)
- МКБ-11 (https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http%3a%2f%2fid.who.int%2ficd%2fentity%2f821852937)
- DSM-5 (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
- Особенности работы мозга при СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4893880/)
- Наследуемость СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4574913/)
- Связь курения родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
- Курение родителей (в том числе и отцов) и порок сердца (https://nplus1.ru/news/2019/03/25/Quit)
- Депрессия у родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
- Плохое питание во время беременности и СДВГ (http://neuronovosti.ru/adhd-pregnancy-omega/)
- Недоношенность, низкий вес и влияние экологии (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/adhd-causes)
- Типы и симптомы СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
- Псевдо-СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/guide/adhd-conditions-similar)
- Конфликты с братьями и сёстрами (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17494830/)
- Связь сна и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4340974/)
- Развитие тревожно-депрессивных и вызывающих оппозиционных расстройств https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16127966/
- Гнев и враждебность и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18597170/)
- Проблемы с контролем за эмоциями (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20686097/)
- Гиперактивность и риск возникновения зависимостей (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17909126/)
- Ребёнку о СДВГ (http://www.adhd-kids.narod.ru/articles/kids_guide.html)
- Лучшее лечение СДВГ — поведенческая терапия + медикаменты. Обзор МТА (https://www.nimh.nih.gov/funding/clinical-research/practical/mta/the-multimodal-treatment-of-attention-deficit-hyperactivity-disorder-study-mta-questions-and-answers.shtml)
- Препараты с недоказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783055&postcount=4)
- Препараты с доказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783054&postcount=3)
Терапия СДВГ
В лечении СДВГ чаще всего используют комбинацию лекарственных средств и психотерапевтических методик . Если в приоритете медикаментозная терапия, назначают только проверенные и безопасные для детей и подростков препараты . Когда эффект от лекарственной терапии (без добавления психотерапии) стабильный или назначенные препараты почти полностью купируют проявления СДВГ, считается, что медикаментозного лечения достаточно . Однако Американская ассоциация педиатров (AAP) рекомендует начинать терапию СДВГ с психотерапевтических методик, особенно это касается детей раннего возраста .
Авторы работы перечисляют практические рекомендации при СДВГ :
- Оценивать и проводить диагностику состояния больного нужно с учётом его развития и сред влияния.
- Начинать терапию рекомендуется с психотерапевтических методов, а если назначено медикаментозное лечение, то психотерапию продолжают.
- Фармакологическое вмешательство следует осуществлять строго в контексте клинического диагноза, учитывая выраженность функциональных нарушений.
- Согласие родителей и близких родственников имеет большое влияние на эффект от лечения лекарственными препаратами.
- После 6‑месячного курса лекарственной терапии рекомендуют прекратить приём медикаментов.
- Не рекомендуется использовать дополнительные препараты для устранения нежелательных эффектов от медикаментозной терапии СДВГ. Для купирования побочных проявлений лучше скорректировать дозу назначенных препаратов основного курса лечения.
AACAP (Американская академия детской и подростковой психиатрии) считает, что поведенческая терапия, как единственный вид лечения может применяться только при лёгких случаях СДВГ, а также у пациентов младшего возраста .
Плохое воспитание или генетика?
Чтобы победить СДВГ, нужно менять работу мозга!
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе не занимаются лечением СДВГ, а проводят его коррекцию. Суть коррекции при СДВГ заключается нормализации работы головного мозга, а точнее – в обеспечении согласованной работы его полушарий при закреплении доминации левого полушария.
Для коррекции СДВГ используются авторские методики и техники Татьяны Гогуадзе, основные из которых – это графокоррекция, специальные психофизические упражнения, направленные на:
изменение работы мозга, формирование в нём новых нейронных связей;
развитие концентрации внимания и усидчивости;
«остановку» тела, то есть ребёнок/взрослый учится контролировать и управлять своим телом;
развитие эмоционально-волевой сферы, так как при СДВГ важно научить мозг управлять поведением, контролировать эмоциональные реакции на трудности саморегуляции тела.
Опыт проведения программ Татьяны Гогуадзе, в первую очередь «Mind-ретрит», показывает, что решить проблемы с СДВГ можно всего за 10 дней. За это время удаётся изменить работу мозга, преодолев рассогласованность его полушарий, «остановить» тело ребёнка и научить его управлять им.
Мозг при СДВГ у здорового человека перестраивается быстро, его нужно только научить правильно работать!
Причины развития СДВГ у детей
Точная причина развития СДВГ не определена медицинской наукой. Ученые считают, что данное состояние появляется при воздействии комплекса факторов. К ним относятся:
1. Негативные влияния во время внутриутробного развития (загрязнения окружающей среды, продуктов питания, интоксикация организма, инфекции, резус-конфликт, угроза выкидыша, патологические роды и т. д.).
2. Факторы, негативно воздействующие на головной мозг малыша в самом раннем возрасте (гипоксия, наркозы, прием антибиотиков).
3. Отягощенная наследственность.
Вышеперечисленные причины способны вызвать органическое поражение головного мозга ребенка, что и выражается характерным поведением.
Полезный шум
Как еще можно объяснить то, что «мешающая» и «ненужная» физическая активность помогает людям с СДВГ? Обратимся к принципу стохастического резонанса, который предполагает, что если любой стимул предъявляется с интенсивностью ниже порога обнаружения, то его возможно обнаружить в присутствии небольшого шума, потому что шум, наложенный на сигнал, помогает последнему преодолеть порог (см. рис. 2). Если же шум оказывается слишком мощным, возможность обнаружить сигнал снова понижается.
Рисунок 2. Демонстрация стохастического резонанса. Красная прямая обозначает порог интенсивности сигнала, выше которого он может быть обнаружен. На графике (d) сигнал почти не превышает этот порог, и паттерны едва различимы на изображении (a). С добавлением гауссова шума с небольшой мощностью (b, e) прямоугольные паттерны начинают различаться. Но если мощность шума увеличить (c, f), паттерны в нем теряются. Источник
Принцип стохастического резонанса соблюдается в любых физических системах, в том числе в системах восприятия человека и животных. А в контексте исследований СДВГ стохастический резонанс лег в основу так называемой модели умеренного возбуждения мозга (moderate brain arousal model). Ее авторы опираются на свидетельства дисбаланса в дофаминовой системе людей с СДВГ. Если упростить формулировку, то этот дисбаланс предполагает, что у людей с СДВГ пониженный уровень дофамина во внеклеточном пространстве приводит к повышению чувствительности к окружающим стимулам
Это усложняет управление вниманием и прочие важные процессы. Недостаточная внеклеточная дофаминовая активность сопряжена с низким внутренним уровнем шума нервной системы
Поэтому, предполагают авторы, для хорошего выполнения когнитивных задач людям с СДВГ требуется дополнительный шум, поступающий из внешней среды в качестве компенсации. В качестве шума с разной эффективностью могут выступать сторонние звуки, двигательная активность и т. д. Именно этот шум и должен улучшать передачу нейрональных сигналов по принципу стохастического резонанса.
Ранние признаки СДВГ
Как же можно выявить заболевание и своевременно приступить к лечению синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка? У детей первых лет жизни отмечаются определенные симптомы патологии, появление которых должно насторожить родителей:
- Быстрое физическое развитие (раньше срока начинают держать голову, не ползают, а сразу стремятся вставать и ходить и т. д.).
- Тяжело и подолгу засыпают, спят меньше положенной нормы в сутки.
- При утомлении не успокаиваются, а впадают в истерику и капризы.
- «Полевое» поведение – невозможность сконцентрироваться на одном деле более 1-2 минут; бросают игрушки до того, как их рассмотреть.
До 3-х лет еще трудно определить, являются ли вышеперечисленные проявления признаками патологии. К 5-12 годам симптомы становятся видны отчетливо. Поэтому лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка необходимо проводить в обязательном порядке.