Что такое активное слушание?:
Это способ слушания, при котором на передний план выступает полное отображение услышанной информации. Это такой вид восприятия своего малыша, при котором родители своими словами повторяют сказанное ребенком, тем самым давая ему понять, что они его полностью понимают и разделяют его проблемы и чувства.
Активное слушание подразделяется на нерефлексивное и рефлексивное.
Нерефлексивное слушание
Это самый простой способ слушания. Родители просто словесно отражают мысли и слова своего малыша. В процессе этого вида активного слушания широко используется очень внимательное молчание, а также минимальная реакция короткими словами по типу: «Ага», «Угу», «А?», «Так – так», «Давай дальше», «Да?», «Понимаю», «Правда?».
Рефлексивное слушание
Иногда только реакции словами недостаточно. Тогда необходимо вступать в разговор и высказывать свою, родительскую точку зрения, то есть перейти к следующему виду активного слушания — рефлексивному. Родитель просит у малыша пояснений, которые дублируют, обобщают, отражают его чувства. В этом случае рекомендуется активно использовать такие фразы: «Мог бы ты объяснить (пояснить)?», «Что бы ты хотел этим сказать?», «Мог бы ты еще раз повторить (напомнить)?».
Важным шагом в данном виде слушания является пересказывание. Это повторение своими словами содержания услышанного от своего ребенка. Взрослый перефразирует суть услышанного для того, чтобы малыш полностью оценил, насколько верно родитель его понял
Важно передать сказанное ребенком именно своими словами. Здесь активно используйте такие выражения: « Ты имеешь в виду…», «Насколько я смог тебя понять…», « Итак, ты думаешь…», «Другими словами, ты думаешь…».
Так взрослый показывает своему ребенку, что он полностью понял его сообщение. Если обсуждение темы затянулось, необходимо подвести итог такой фразой: «Если я тебя верно понял…». Необычайно важным считается отражение чувств ребенка. Одновременно родитель может выразить малышу свое искреннее сочувствие. Нужно обязательно в утвердительной форме назвать переживаемые ребенком эмоции и ощущения: «Ты обиделся (-лась) (раздражен, огорчен)», «Ты переживаешь…», «Понимаю, как тебе трудно», «Бедняжка, как же тебе досталось».
Рефлексивное слушание предполагает более активное общение с ребенком («Ты думаешь, что мальчик специально это сделал, чтобы тебя обидеть»).
Активно слушая ребенка, взрослый дает ему понять и почувствовать, что его поняли и что он не одинок в своей проблеме и переживаниях. Такой стиль общения помогает ребенку распознать собственные чувства и снять эмоциональное напряжение.  
Активное слушание поможет малышу быть понятным и очень близким родителям. Активно слушать малыша – это перефразировать информацию, которую кроха сообщил. Применяя эту методику, родители четко озвучивают чувства ребенка в утвердительной форме.
Вот некоторые примеры использования методики активного слушания между родителями и детьми:
Ребенок: «Она забрала у меня карандаш». Мама: «Ты обижена на нее».
— Ребенок: «Я не буду идти в детский сад». Мама: «Ты больше не желаешь ходить в детский сад».
— Ребенок: «Я не буду надевать этот костюм». Отец: «Ты не любишь этот костюм».
Родители, озвучивающие чувства и эмоции своего ребенка, всегда получают весьма неожиданные результаты.
Вот пример: отец заходит в комнату сына и обнаруживает сильный беспорядок. Отец: «Сынок, ты не навел порядок в комнате?» Сын: «Потом». Отец: «Ты не хочешь сейчас убирать». Сын: «Папа, ты у меня самый лучший!».
Основные законы активного слушания:
Чтобы методика активного слушания стала по-настоящему эффективной и помогла наладить взаимоотношения со своим малышом, родители обязательно должны придерживаться следующих правил:
Родители должны соблюдать спокойствие;
— Родители должны иметь желание слышать своего малыша, проникать в его внутренний мир, понимать его чувства, а также искренне помочь ему в решении проблем, возникших в настоящее время;
— Родители должны научиться по-настоящему принимать все чувства и эмоции своего ребенка такими, какими они есть;
— Родители должны иметь полное доверие к своему ребенку;
— Родители не должны бояться проявлять все свои чувства по отношению к малышу;
— Воспринимайте своего ребенка как особенную уникальную личность;
— В процессе общения с ребенком проявляйте доброжелательность;
— Избегайте в общении с малышом личных оценок, постоянный упреков и замечаний к сказанному ребенком. Уважайте его точку зрения;
— Не задавайте очень большое количество вопросов;
— Давайте малышу достаточно времени подумать. Не подгоняйте и не торопите его;
— Оставьте в покое малыша в том случае, если вы заметили, что он не имеет желания в настоящее время общаться. Это нормально. Не упрекайте и не ругайте его за это. У детей, как и у взрослых, может быть разное настроение;
— Не критикуйте своего малыша или, в крайнем случае, делайте это очень редко! Тем более критиковать и поучать детей нельзя при посторонних.
Основное требование активного слушания к родителям: на время общения с ребенком отложите в сторону все свои чувства и мысли. Вы должны выслушивать только сообщение вашего малыша и максимально на нем сосредоточиться. Только в этом случае методика будет работать и ваше общение станет по-настоящему искренним (помните, что наигранность и неискренность дети очень сильно чувствуют).
Выдерживайте достаточные паузы, чтобы дать вашему малышу некоторое время побыть наедине с собой, своими мыслями и прислушаться к собственным чувствам.
Во время общения с ребенком, старайтесь расположиться таким образом, чтобы Ваши глаза были прямо напротив уровня глаз малыша (общение глаза в глаза).
7 способов научить ребёнка давать отпор обидчикам
Как не делать конфликт острым
Исследования показали, что дети, обладающие навыками разрешения конфликтов, не только реже участвуют в физических и словесных стычках в школе, но и склонны мирно разрешать споры с другими людьми. Умение решать конфликты также дает детям попять, что говорить о своих проблемах — это нормально. А общение — действенный способ выхода из затруднительных положений. Обучение детей способам решать конфликты также помогает сделать жизнь в доме спокойнее.
Успешное разрешение конфликтов требует множества навыков как от детей, так и от взрослых. Дипломатичность, общительность, готовность к компромиссу и способность отстоять свое мнение — все это лежит в основе умения хорошо вести переговоры. Бесстрашно смотреть на конфликт и достойно разрешать его — то, чему вы должны научить ребенка. Если вы научите детей всем этим навыкам, то наставите их на путь мирных диалогов с другими людьми. Тренируясь дома со своей семьей, дети делают шаг навстречу умению достойно решать конфликты.
Помехи для активного слушания
Во время слушания человек сталкивается с определенными сложностями, которые мешают восприятию информации.
Внутренние помехи
— это собственные мысли, переживания. Они мешают восприятию, заставляя концентрироваться на одной мысли или целом комплексе размышлений. Мечтательное или сонливое состояние также препятствует активному слушанию.
Внешние помехи
— раздражители, которые заставляют отвлекаться от беседы. Это может быть неумение собеседника доносить информацию (несвязность и невнятность речи, ее темп и громкость), посторонние люди или отвлекающие шумы (телефон, ремонтные работы, звуки транспорта).
Детские конфликты или буллинг?
В клубке отношений со сверстниками часто разгораются и гаснут конфликты, это естественно. Но встречается и более жесткая форма — целенаправленная травля. Отличить эти явления довольно просто. Конфликт — явление одномоментное. Он может быть достаточно острым, но иметь все признаки развития: основание, участников, процесс выяснения отношений и завершение.
Буллинг — это беспричинное преследование конкретного человека с целью причинить боль, унизить, подорвать авторитет среди сверстников. Явление безжалостное, может нанести серьезный вред психике. При этом те, кто пытаются заступиться за жертву, тоже часто попадают в категорию отверженных. Ребенок может скрывать травлю от родных, если его запугали или в семье нет доверительных отношений. В этом случае наблюдается отказ от посещения занятий, прогулы, а в сложных случаях, и трагический исход.
Ваш ребёнок часто ссорится с кем – либо? (в детском саду, в школе)
Не часто. Мой ребёнок дружелюбный и с мягким характером 15.38%
Никогда подобного не замечал(-а) или может я просто об этом ничего не знаю 23.08%
У моего ребёнка довольно часто происходят конфликты со сверстниками 61.54%
Проголосовало: 13
Чтобы не допустить подобное, нужно четко представлять отличие конфликта от травли и вовремя принимать адекватные меры, чтобы уберечь ребенка от такого развития ситуации, научив его противостоять давлению, решать конфликтные ситуации без применения силы. Когда не удается наладить отношения со сверстниками в конкретном учебном заведении или во дворе, то придется принимать решительные меры вплоть до перевода в другую школу или переезда.
Конфликт «подросток — родитель»
Суть. Конфликты подростков с родителями — одни из самых частых в этот период. Не потому, что родители плохие. Просто это самые близкие люди, которым можно излить раздражение, гнев, бессилие и усталость в надежде на понимание и принятие.
Но часто родители не знают, как помочь ребёнку, и вступают в противостояние с ним. Большинство конфликтов «подросток — родитель» происходят от непонимания, что ребёнок становится взрослым и с ним нужно обращаться иначе, чем раньше. Иногда не получается выслушивать друг друга и вникнуть, как выглядит ситуация с разных сторон.
Как решить. Для решения конфликта между родителем и подростком всем сторонам нужно дать выход чувствам — например, если хочется побыть одному и поплакать. Не стоит обсуждать конфликтные вопросы на эмоциях: так дискуссия превратится в крики и скандал.
Сбивайте агрессию ребёнка неожиданными приёмами: например, задайте успокаивающий и вразумительный вопрос о чём-то существенном. Попросите сформулировать конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать. Подходите к конфликту с практической точки зрения.
Отражайте претензии подростка «эхом»: «Правильно ли я поняла, что…», «Ты имеешь в виду, что…», «Ты хотел бы, чтобы…». Но не просто повторяйте, а переформулируйте. Это устраняет недоразумения и демонстрирует ваше желание вникнуть в ситуацию. Важный момент — не стоит таким образом выдавать свои мысли за мысли ребёнка.
Соблюдайте свои же правила. Если вы хотите, чтобы подросток перестал орать, не кричите ему об этом, а скажите вполголоса.
Как предотвратить. Вот несколько советов, которые помогут минимизировать конфликты в будущем.
Совет 1. Осознавайте, что подростку трудно. Он уже не ребёнок, но ещё и не совсем взрослый. Хочет сепарироваться, самостоятельно принимать решения и идти наперекор — но по-прежнему нуждается в сильной родительской поддержке. Это противоречие провоцирует на конфликты. Но взрослым, уже давно пережившим переходный возраст, не нужно вестись на бурлящие гормоны подростка. Погасите в себе недовольство и раздражение, чтобы не плодить конфликты подростка в семье.
Совет 2. Не вторгайтесь в территорию подростка. У тинейджера должно быть личное пространство — во всех смыслах. По возможности выделите подростку отдельную комнату или отгороженное пространство. Никогда не заходите без стука, не проводите ревизию вещей ребёнка, оставьте ему право выбора друзей и круга общения.
Совет 3. Сохраняйте долю контроля. Важен баланс — не стоит оставлять ребёнка совсем без ориентиров и структуры. Элементарные моральные, нравственные, внутрисемейные правила должны быть по-прежнему актуальны.
Совет 4. Избегайте попыток казаться чересчур понимающим родителем. Слова «я понимаю, каково тебе» могут только раззадорить подростка. В этот период ребёнку кажется, что он неповторим и уникален, а его проблемы родителям не под силу понять по-настоящему.
Совет 5. Не изображайте из себя равного подростку. Часто родители, пытаясь найти общий язык с тинейджером, подражают молодёжи: щеголяют сленговыми словечками или пытаются следить за модой зумеров. Как правило, это не помогает найти взаимопонимание: попытки лишь выглядят комично. Оставайтесь взрослым и разговаривайте с подростком с этой позиции.
<<Форма бесплатного курса>>
Что свидетельствует о положительном результате использования методики:
Полностью и бесследно исчезают все негативные переживания малыша;
— Ваш кроха начинает очень активно рассказывать о себе, он раскрывается перед родителями;
— Малыш делает первые и уверенные шаги в самостоятельном решении собственных проблем.
Дети дошкольного возраста, которые лишены нормального и полноценного общения со взрослыми, достаточно плохо развиваются как физически, так и психически.
Дети, имеющие проблемы такого характера — это результат неправильных взаимоотношений в семье!
Только в руках мудрых и неравнодушных родителей выбрать правильный и эффективный стиль общения со своими детьми, чтобы обеспечить им гармоничное развитие и счастливое будущее!
Как вести себя во время ссоры дома: как правильно решать конфликты
Цель разрешения конфликта — поладить с другими людьми и найти мирное решение вопроса. Это не зависит от того, в школе ли ваш ребенок или дома. Однако способы ее достижения, скорее всего, будут разными в зависимости от ситуации. Например, эмоциональное или физическое насилие дети склонны направлять скорее на братьев и сестер, чем на друзей. Причин этого несколько
Близость между родственниками, необходимость постоянно делить территорию, игрушки и родительское внимание. И наконец просто то, что драться в кругу семьи безопасней
Если вы хотите, чтобы дети прекратили драться, то им придется научиться навыкам поведения в трудной ситуации. Которые должны практиковаться всеми членами семьи.
Активное слушание в общении с ребенком
В детском возрасте важно знать, что родители понимают переживания ребенка. Ему иногда бывает сложно выразить словами все то, что он чувствует
Внимательные родители должны помочь ребенку грамотно объяснить свое состояние, внятно рассказать о произошедшем событии.
Приемы активного слушания детей — это помощь в озвучивании чувств и эмоций. Родителям не только следует понимать ребенка, но и научиться сопереживать ему, поддерживать его. Это сблизит и укрепит отношения в семье. Научит ребенка не бояться негативных чувств, справляться с ними. Приведет к взаимному активному слушанию: родители — ребенка, ребенок — родителей.
Отцу и матери следует узнать виды слушания. Приемы активного слушания детейзаключаются в их демонстрации. Необходимо показать малышу, что его хотят выслушать и помочь.
В беседе с ребенком следует находиться на одном с ним уровне, глаза в глаза. Отложить все дела, не разговаривать с ним из разных комнат
Показать важность диалога доброжелательным взглядом.
Постараться объединить смысл слов ребенка с его чувствами. Это поможет разобраться в ситуации
Предпочесть утвердительную форму (не вопрос) в описании внутреннего состояния ребенка. «Ты расстроился, потому что…», «ты злишься, потому что…».
Делать паузы, чтобы ребенок мог собраться с мыслями и продолжить диалог.
Повторять своими словами основную мысль ребенка. Так ему станет ясно, что родители его услышали и поняли.
Не оставлять ребенка один на один с его страхами, проблемами, переживаниями.
Бывает и так, что от собеседника следует как можно быстрее избавиться. Причины могут быть разные: от нежелания общаться с конкретным человеком до нежелания выслушивать длинные монологи. На основе приемов активного слушания можно создать альтернативную технологию. С ее помощью собеседник почувствует нежелание общаться с ним. Какие понятия не относятся к приемам активного слушания?
- Молчание, отсутствие эмоциональной реакции на слова, игнорирование собеседника.
- Постоянные ответы вопросом на вопрос.
- Пренебрежительная поза, мимика.
- Перебивание собеседника, переход на свои личные темы.
- Во время беседы отвлекаться на телефонные звонки, заниматься другими делами.
- Резко критиковать собеседника, сразу же указывая на его ошибки и просчеты.
Такую альтернативную методику не стоит использовать постоянно. Людям необходимо общение и сочувствие. Только в редких исключениях следует вспоминать о том, какие понятия не относятся к приемам активного слушания. Лучше всего вежливо объяснить, что визави выбрал неподходящее время для беседы. Постараться избежать назойливых собеседников, отдавая предпочтение позитивным людям.
Основные приемы активного слушанияспособствуют благожелательному С их помощью собеседник почувствует внимание к его словам, переживаниям. Знание приемов и умение пользоваться ими создаст у визави чувство собственной значимости, что поможет быстрее прийти к консенсусу
- Не следует перебивать, прерывать человека. Такой прием активного слушания позволит довести основную мысль до конца.
- После вопроса обязательно дождаться ответа собеседника, не отвечать за него.
- Поддерживать визуальный контакт, повернуться к говорящему лицом.
- Установить обратную связь, задавать вопросы, кивать.
- Не следует сразу опровергать услышанную информацию. Сначала вникнуть в суть беседы, разобраться в мотивах собеседника.
- Не поддаваться на агрессию говорящего. Терпением и спокойствием постараться нивелировать ее.
Примеры активного слушания
Активное слушание может быть использовано везде, где встречаются два человека. В большей степени оно играет важную роль в сфере работы и взаимоотношений. Ярким примером могут стать продажи, когда продавец внимательно слушает, что нужно покупателю, предлагает возможные варианты, расширяет ассортимент.
Активное слушание в продажах, как и в других сферах жизни, нужно, чтобы позволить человеку довериться и выговориться о своих проблемах. Вступая в контакт, у людей есть определенные мотивы, которые зачастую не произносятся. Чтобы помочь человеку раскрыться, нужно с ним установить контакт.
Другим примером активного слушания является общение с ребенком. Его следует понять, распознать его переживания, выяснить проблемы, с которыми он пришел. Нередко активное слушание полезно для побуждения ребенка к действиям, когда он не только жалуется, но и получает полезный совет, что можно делать дальше.
Активное слушание используется во всех видах взаимоотношений, где важным становится элемент доверия и сотрудничества. Между друзьями, между родственниками, между бизнес-партнерами и прочими категориями людей эффективно активное слушание.
Детские конфликты и способы их преодоления
Выберите время, чтобы поговорить про пути решения конфликта, когда в доме все мирно и спокойно; попытка сделать это в разгар битвы обречена на провал, потому что эмоции слишком накалены. Лучше воспользуйтесь примером конфликта, произошедшего накануне, чтобы начать разговор о действенных способах работы с конфликтами в будущем. Вот что можно сделать:
- Установить основные правила. Подумайте всей семьей и определите, какое поведение не допускается даже во время конфликта. Например, ни в коем случае нельзя бить друг друга, обзываться, ябедничать, повышать голос.
- Определить наказание. Пусть ваши дети принимают тоже наказание, которое справедливо для всей семьи. Обговорите, что случится, если правила будут нарушены. Например, детям запрещается играть вместе в течение нескольких часов. Запретить играть в компьютерные игры, или они должны принять на себя дополнительные обязанности по хозяйству.
- Изучить чувства. Пусть каждый спокойно выскажет свое мнение о конфликте. Расскажет о том, что он в связи с этим чувствует. Вы как родители расскажите, как вас расстраивает, что ваши дети ссорятся из-за компьютерного времени. А затем попросите каждого ребенка рассказать о том, что он чувствовал. Уважайте чувства каждого ребенка и не принимайте ничью сторону.
- Поощрить альтернативные методы решения проблем. Исследования показали, что дети, у которых есть несколько решений для одной задачи, разрешат ситуацию скорее, чем дети, у которых есть только одно решение.
- Предложить компромисс. Компромисс лежит в основе любых хороших отношений. Научите своих детей идти на компромисс, поочередно соглашаясь друг с другом.
Стоит ли вмешиваться в конфликты детей
Как родители, вы должны решить, требует ли конфликт между вашими детьми вашего вмешательства. Очень часто вы оказываетесь в центре каждой стычки. Если идет физическая драка или разница в возрасте между детьми исключает справедливое решение вопроса, то вам надо вмешаться. Но если дети сражаются за игрушку, место у телевизора или личное пространство, дайте им возможность самостоятельно разобраться в своих противоречиях. Помните, что каждый раз, когда вы вмешиваетесь, вас будут призывать разрешить конфликт. Это не даст детям возможность разбираться в своих разногласиях самостоятельно и постоянно ставит вас в положение судьи. Чем больше вы вмешиваетесь, тем лучше они усваивают, что таким образом можно добиться вашего внимания.
Как и при обучении любому другому уроку, вашим детям понадобятся напоминания. Пройдет время, прежде чем дети запомнят, что надо следовать навыкам, которым вы их обучили. Предложите своим детям рассказывать друг другу о своих чувствах. Пусть не приходят к вам при каждой размолвке. Если только дети не нарушили основные правила. Напоминайте им думать о предложениях, которые вы обсуждали всей семьей. Спрашивайте, что они должны сделать, чтобы разрешить конфликт. Когда дети оказываются уже в центре разгоревшегося конфликта, спросите их, что, надо сделать, чтобы установить мир.
Наконец, хвалите каждого ребенка, когда он успешно разрешил конфликт. Все дети получают удовольствие от родительской похвалы за хорошо проделанную работу. Скажите своим детям, что они молодцы, и не забудьте упомянуть, что вы не сомневались в их способности найти выход из конфликтной ситуации. Это придаст вашим детям уверенность, которая нужна, чтобы разрешить следующий конфликт, который не за горами.
Типы детских конфликтов
В педагогике и психологии принято рассматривать 2 типа детских конфликтов. Они могут иметь внешнюю и внутреннюю природу.
Конфликты внешнего плана могут возникать в области деловых отношений детей. За ее пределы они чаще всего не выходят и не способны захватить более глубокие пласты отношений. По этой причине такие столкновения обладают преходящим, ситуативным характером и, как правило, разрешаются самими детьми благодаря самостоятельному установлению норм справедливости.
Этот тип конфликтных столкновений иногда бывает полезен, поскольку предоставляет детям право на ответственность, творческий подход к решению сложной проблемы. Внешние конфликты представляют собой регулятор справедливых и полноценных отношений в детском возрасте.
Конфликты внутреннего характера возникают у детей в условиях ведущей игровой деятельности. Чаще всего эти конфликты скрыты от наблюдения. Они отличаются от внешних конфликтов, поскольку вызваны противоречиями, которые относятся не к организационной части деятельности, а к самой деятельности ребенка, противоречиям между требованиями сверстников и объективными возможностями (противоречия в мотивах игры детей). Данные противоречия невозможно преодолеть без помощи взрослого человека.
Конфликты в детской среде
Столкнуться с разногласиями со сверстниками дети могут в любом возрасте.
Малыши и дошкольники
Prostock-studio/Shutterstock.com
В 2-3 года конфликты между малышами могут возникнуть из-за:
- неловкости и неуклюжести, когда один малыш нечаянно толкает другого;
- желания обладать чужой игрушкой;
- «войны» за территорию (ребёнок «облюбовал» горку и никого туда не пускает).
Предугадать появление таких ситуаций невозможно. Поэтому мамам и папам стоит быть особенно внимательными, отправляясь гулять на детскую площадку, чтобы вовремя предотвратить назревающую ссору.
В возрасте 4-6 лет причинами раздоров между детьми становятся:
- зависть к чужим успехам;
- ревность к вниманию взрослого;
- обида на сверстника за то, что тот не поделился игрушкой или сладостью.
В этом возрасте дошкольники нередко сами могут спровоцировать конфликты, а накажут того, кто первый применил силу.
Младшие школьники
Prostock-studio/Shutterstock.com
В младшем школьном возрасте причины разногласий между детьми остаются такими же, как и в детском саду. К ним добавляются зависть к хорошим оценкам и расположению учителя, а также неприязнь к тем детям, которые чем-то отличаются от других: носят очки или имеют проблемы с лишним весом.
Ребята начинают придумывать обидные прозвища, дразнить «белую ворону»
Это происходит как с целью привлечь к себе внимание и повеселить окружающих, так и с желанием самоутвердиться за счёт слабого
Подростки
Prostock-studio/Shutterstock.com
Желание унизить соперника за счёт собственной значимости возрастает к подростковому возрасту.
Многие сталкиваются с таким явлением, как буллинг или травля, которая может происходить в реальной жизни (вспомним фильм «Чучело») и в интернете (это явление носит название «кибербуллинг»).
Как правило, жертвами травли становятся тихие, застенчивые дети, не умеющие дать отпор обидчикам. Причинами буллинга может быть любая деталь, отличающая ребёнка от сверстников.
И если в младшем школьном возрасте травля ограничивается придумыванием обидных прозвищ и дразнилок, то подростки зачастую применяют к «жертве» физическую силу.
Как показывает практика, нравоучительные беседы с зачинщиками травли и призывы к совести не спасают. Если в ситуацию вовремя не вмешаются взрослые и не прекратят конфликт, всё может закончиться очень печально.
Кроме травли разногласия между подростками могут быть вызваны:
конкуренцией за внимание понравившегося мальчика или девочки;
попытками добиться расположения авторитетного учителя или тренера;
желанием занять определённый статус в группе.
Как вы уже поняли, любой конфликт между детьми требует разрешения. Но каким способом это лучше сделать? Стоит ли давать обидчикам сдачи или лучше всё решить с помощью слов?
Об этом поговорим далее.