Дислалия (нарушение произношения)

Дислалия у детей

4 Коррекция

Медикаментозного лечения дислалии не существует. Нарушение звукопроизношения осуществляется с помощью лечения в три этапа:

  • подготовка;
  • формирование первичных навыков произношения;
  • формирование коммуникации пациента.

При механической форме недуга на первом этапе нужно устранить анатомические дефекты в строении речевого аппарата с помощью оперативного вмешательства или стоматологического лечения

Кроме этого, на первых занятиях логопед развивает внимание и слуховую память, что позволяет добиться лучшего эффекта в коррекции дислалии. Это связано с тем, что недостаточный уровень восприятия и понимания чужой речи способствует формированию неправильного произношения. Если у ребенка наблюдается моторная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе нужно развивать речевую моторику с помощью логопедического массажа и артикуляционной гимнастики

Этот способ позволит выработать правильные движения речевого аппарата и правильно произносить звуки

Если у ребенка наблюдается моторная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе нужно развивать речевую моторику с помощью логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Этот способ позволит выработать правильные движения речевого аппарата и правильно произносить звуки.

При сенсорной функциональной дислалии необходимо уделить внимание работе с фонематическими процессами. Для правильного звукопроизношения нужно развивать мелкую моторику пальцев у ребенка и постоянно отрабатывать произношение опорных (основных) звуков. Ученые доказали, что двигательные акты напрямую связаны с речевыми функциями в детском возрасте

Ученые доказали, что двигательные акты напрямую связаны с речевыми функциями в детском возрасте.

Для коррекции этого недуга ребенок может собирать паззлы, конструкторы. Лепка из пластилина также может помочь в лечении дислалии

Важно с ребенком проговаривать действия вслух и контактировать с ним. Если малыш допускает ошибки в произношении слов, то нужно это корректировать. Второй этап заключается в постановке изолированного звука различными методами:

Второй этап заключается в постановке изолированного звука различными методами:

  • способом подражания;
  • механическим (использование логопедических зондов);
  • смешанным.

Необходимо формировать автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и различение звуков.

Заключительный этап характеризуется тем, что проводится формирование безошибочного употребления отработанных звуков в ситуации общения.

Занятия с логопедом проводятся от 3 раз в неделю. Длительность 1 занятия составляет обычно 60 минут. Если логопед дает домашние задания, то их надо выполнять, в противном случае эффекта от коррекции не будет. Все задания делаются под контролем родителей. Курс коррекции составляет 1-3 месяца. Если наблюдается сложная форма дислалии, то 3-6 месяцев. В домашних условиях можно выполнять упражнения на улучшение звукопроизношения. Их может подсказать логопед. После регулярных домашних заданий эффективность коррекции будет более заметна.

Из-за наличия речевых дисфункций у детей отмечается нарушение социальной адаптации. Чтобы ребенок научился принимать себя таким, какой он есть, необходимо обратиться к психологу за помощью. Специалист поможет ребенку наладить контакт с окружающими, несмотря на наличие дефектов.

Причины

Причины механической дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

Причины функциональной дислалии

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.

Функциональная дислалия

Проблемой целиком и полностью занимается логопед. В отдельных случаях требуется посещение невролога и нейропсихолога. Родителям необходимо будет выполнять «домашние задания» — заниматься с ребенком дома, вырабатывая правильное произношение.  Программа и интенсивность занятий разрабатывается логопедом-дефектологом индивидуально в зависимости от тяжести нарушений.

Лечение дислалии необходимо — без коррекции в подавляющем большинстве случаев нарушения не проходят (ведь мозг «запоминает» неправильное произношение), а только усугубляются, что может привести к трудностям в социализации ребенка, его заиканию и другим различным психологическим нарушениям. Легче научить правильному произношению, чем переучить.

Своевременно начатая коррекция — лучшее решение проблемы.

Стоимость консультации врача-невролога 3 600 рублей 1800 рублей

План работы с логопедом

Коррекционные мероприятия с логопедом происходит поэтапно:

  1. Подготовительный. Суть заключает в подготовке артикуляционного аппарата к правильному произношению звука. Этап разделяют на направления для коррекции звука
  • постановка правильного дыхания во время речевой деятельности;
  • развитие восприятия фонемы на слух;
  • работа с артикуляционным аппаратом во время воспроизведения звука;
  • развитие мелкой моторики;
  • работа с вспомогательными звуками.

Ребенка обучают правильному движению органов речевого аппарата при произношении определённых звуков

На ряду с этим тренируют память, мыслительный процесс, внимание и т.д

2. Постановка. Этот этап подразумевает закрепление предыдущего (правильная артикуляция, дыхание). Он происходит в игровой форме с помощью специальных приспособлений. В итоге ребенок осваивает воспроизведение звука без посторонней помощи.

3. Автоматизация. Суть заключается в постановке проблемного звука в разные положения. Сначала его ставят в открытые слоги (ми, па, шу). После между двумя одинаковыми согласными (ара, ошо, ака). Далее в пары слогов с согласными (бра, кру, глу).

Завершительная стадия автоматизации – постановка звука на разные позиции словах, проговаривая каждое из них не менее 6 раз.

4. Дифференциация. Дифференциальные упражнения основываются на обучении ребенка различать фонемы, которые он смешивает

Специалист акцентирует внимание на положении органов речевого аппарата при произнесении похожих, по мнению малыша звуков

С помощью такого приема логопед указывает на разницу между ними. Занятия происходят в 2 этапа. Сначала звук учатся различать отдельно, а после в слогах и словах. На завершительной стадии в предложениях.

Для закрепления материала во время этапов обучения и по их завершению логопед выдает домашние задания, чтобы ребенок обучался с родителями. Близким необходимо учитывать, что избавится от дислалии намного проще, чем от недугов (дислексия, дисграфия тут), которые она может спровоцировать в процессе обучения ребенка в школе.

Post Views: 541

Диагностика

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Дифференциальная диагностика

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Основные причины заболевания

Симптомы дислалии у детей могут проявиться при влиянии таких факторов:

  • наследственные факторы могут играть роль в развитии дислалии, поскольку нарушения речи могут быть связаны с генетическими аномалиями, влияющими на развитие артикуляционных органов и речевого аппарата;
  • поражения речевого аппарата, такие как аномалии небных дуг, губы, языка или других артикуляционных органов, могут привести к дислалии и затруднениям в артикуляции;
  • невозможность полноценного развития речи и мозговой активности в раннем возрасте может вызвать проблемы в артикуляции и обработке речи;
  • получение травм.

Чтобы определить наличие нарушений, необходимо провести диагностику дислалии у дошкольников.

Постановка звукопроизношения

Работа над звуковым произношением при дислалии представляет собой поэтапную постановку проблемных звуков. Основными этапами постановки звуков являются:

  1. Подготовительный этап. Он связан с подготовкой органов артикуляции к произношению. Используется дыхательная гимнастика и упражнения на фонематическое восприятие. Используются упражнения, тренирующие работу языка, губ, челюсти. Отрабатывается правильность движений, отрабатывается направлении воздушной струи.
  2. Постановка звука. Она осуществляется в игровой форме. Логопед демонстрирует постановку органов артикуляции в нужное положение, избегая называния звука. Ребенок называет звук сам и тренируется в этом навыке.
  3. Автоматизация поставленного звук. Чтобы автоматизировать произношение звука, требуется отработать его произношения в разных словах и позициях слова, в разных сочетаниях с гласными и согласными. Также, звук отрабатывается при его постановке в начало, середину и конец слова. Упражнения повторяются многократно.
  4. Дифференциация звука. Она ориентирована на различие тех звуков, которые ребенок путает. Для этого, демонстрируется разница в работе органов артикуляции при их произношении и воздушной струи, а также совершения дыхательных действий. Сначала происходит дифференциация изолированных звуков, а затем, они отрабатываются в словах и фразах.

Классификация

В зависимости от тяжести протекания болезни дислалия делится на:

  • простую – характеризуется неправильным произношением только одной группы звуков, например, шипящих или свистящих;
  • сложную дислалию – отличается тем, что дефектно воспроизводится более двух групп звуков. В таких случаях говорят о полиморфной дислалии.

В зависимости от причин возникновения патология имеет несколько форм:

  • механическая дислалия – имеет под собой органическую основу;
  • функциональная дислалия – обуславливается влиянием социальных факторов или наличием обратимых нейродинамических нарушений в коре головного мозга.

Каждая из вышеуказанных форм имеет собственную классификацию. Таким образом, механическая форма подобного нарушения речи делится на:

  • сенсорную дислалию – формируется на фоне нейродинамических сдвигов с локализацией в центральных отделах речеслухового аппарата. В таких случаях ребёнок не может различить похожие звуки;
  • моторную дислалию – обуславливается аналогичными изменениями в речедвигательном анализаторе. Это означает, что малыш неправильно двигает губами или языком.

Кроме этого, выделяют следующие формы дислалии функционального характера:

  • артикуляторно-фонематическую – выражается в замене звуков на наиболее похожие;
  • артикуляторно-фонетическую – отличается тем, что ребёнок не может правильно на слух определить все составляющие слова;
  • акустико-фонематическую – характеризуется искажённым произношением звуков.

Виды дислалии

Фонетические нарушения произношения звуков, которые относятся к разным группам, при дислалии зачастую обозначаются терминами, образованными от букв, характерных для греческого алфавита. Таким образом, они выражаются в:

  • ротацизме;
  • ламбдацизме;
  • сигматизме;
  • йотацизме;
  • гаммацизме;
  • каппацизме;
  • хитизме.

К такой классификации также стоит отнести нарушения со стороны озвончения и оглушения, а также смягчения и твёрдости. При наличии такого нарушения речи в подавляющем большинстве случаев наблюдается присутствие сложных комбинированных дефектов.

Логопеды выделяют физиологическую дислалию – она объясняется возрастными ответвлениями фонематического восприятия. Подобная разновидность нарушения самостоятельно исчезает примерно в пятилетнем возрасте.

Диагностика

Первым делом при диагностическом обследовании речи выясняют подробности беременности и родов у матери, заболевания, которые перенес ребенок. Специалисты изучают медицинскую документацию, чтобы выявить раннее психомоторное и речевое развитие, состояние слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата. Далее логопед изучает строение и подвижность органов речевого аппарата.

Диагностика устной речи представляет собой обследование состояния произношения звуков, выявление дефектов с использованием специального дидактического материала. Во время обследования можно выявить характер нарушений (отсутствие или замена, искажение или смешение звуков) как изолированно, так и в разного вида слогах, словах, фразах и текстах. После этого врач проверяет состояние фонематического слуха, т.е. способность ребенка различать на слух все коррелирующие фонемы.

Диагноз логопеда содержит в себе следующие сведения:

  • форма дислалии: функциональная/механическая;
  • вид: артикуляторно-фонетическая/артикуляторно-фонематическая/акустико-фонематическая;
  • разновидность неправильного звукопроизношения: сигматизм/ротацизм и пр.

Механическая дислалия может потребовать консультацию стоматолога или ортодонта, а функциональная – детского невролога

Чтобы исключить тугоухость, потребуется пройти консультацию детского отоларинголога, также важно исследовать функции слухового анализатора. Дифференциальная диагностика дислалии проводится со стертой дизартрией

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции (, , , , , , , , , , ), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Виды дислалии

Дислалия, как форма речевой патологии у детей, имеет различные виды и формы. Классификация зависит от причин из-за которых появляется нарушение звукопроизношения. Специалисты выделяют две формы дислалии: механическую и функциональную.

Механическая (органическая) дислалия — форма речевой патологии, вызванная наличием дефектов строения артикуляционного аппарата.

Причины функциональной дислалии, в отличии от механической, связаны либо с социальными факторами, либо с обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

Функциональная дислалия имеет следующие разновидности:

  • моторная дислалия: для данной патологи характерны неточные и недифференцированные движения языка и губ, из-за чего происходит возникновение фонетических дефектов (искажение звуков);
  • сенсорная дислалия: при данном нарушении затрудняется слуховая дифференциация акустически схожих звуков (твердых/мягких, глухих/звонких и пр.) из-за чего ребенок смешивает и заменяет звуки в устной речи.

Кроме того, имеют место случаи, когда специалисты выделяют наличие сенсорной и моторной речевой недостаточности, такой вид нарушения получил название «сенсомоторная дислалия».

Несформированность тех или иных признаков звуков и характер речевого дефекта позволяют выделить следующие виды дислалии:

1. Фонематическая дислалия — причиной данного вида дислалии является несформированность операций отбора звуков по их артикуляторным признакам. При такой форме дислалии артикуляторная база может быть сформирована, либо не полностью сформирована. В первом случае, ребенок просто неправильно подбирает звуки; второй вариант предполагает, что при отсутствии нужного звука, ребенок заменяет его более простой фонемой.

2. Фонетическая дислалия — возникновение такой формы дислалии связано с формированием неправильных артикуляторных позиций. Подобное речевое нарушение проявляется в том, что ребенок произносит звук, который не существует в фонетической системе языка.

С учетом количества нарушенных звуков могут быть выделены следующие виды нарушений:

  • простая дислалия (мономорфная дислалия) — характеризуется неправильным произношением одного звука или нескольких звуков из одной группы;
  • сложная дислалия (или же «стертая» дислалия, или полиморфная дислалия) — характеризуется неправильным произношением нескольких звуков из разных групп.

Также специалисты выделяют физиологическую дислалию (или возрастную), для которой характерно нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. Такое речевое нарушение проходит самостоятельно после 5 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: