Виды дислалии
Речевые нарушения могут быть нескольких видов в зависимости от причин, по которым ребенок неправильно произносит звуки.
Дислалия бывает механической и функциональной.
Механическая связана с особенностями строения речевого аппарата. Звуки могут произноситься неправильно, потому что этому способствует строение неба или челюстей, положение зубов, языка. Когда речь идет о механической дислалии, то в лечении, совместно с логопедами-дефектологами, часто необходимо участие ортодонта и/или челюстно-лицевого хирурга.
Функциональная дислалия делится на две разновидности: биологическая — возникает при задержках речевого развития вследствие родовых травм, гипоксии, инфекционных заболеваниях, задержках психического развития; социальная — связана с социумом и воспитанием. Она возникает в результате неблагоприятного окружения или в ситуации, когда родители культивируют у ребенка неправильное произношение.
Классификация
Из-за дефектов речевого аппарата человеку становится затруднительно артикуляторно правильно произносить различные звуки , , , , и т. д. По статистике различные виды дислалии встречаются у каждого второго обратившегося к специалисту. Данные отклонения особенно часто проявляются в возрасте до 6 лет. При отсутствии своевременного лечения дислалия может привести к нарушению письменной речи и развитию других отклонений в развитии (ребенок не сможет читать и писать).
Таблица поможет более понятно разобраться с разновидностями форм дислалии.
Органическая дислалия или механическая дислалия | Появляется из-за различных анатомических изменений и патологий речевого аппарата. |
Функциональная дислалия | Причины функциональной формы можно разделить на моторные (проблемы с речедвигательным анализатором) и сенсорные (дефекты в развитии речеслухового анализатора), при этом проблем с артикуляционным аппаратом не наблюдается. Моторная дислалия обусловлена затруднением движения языка и губ, звуки слышатся нечетко и с помехами (шипения, хрипота и т. д.). Сенсорная дислалия имеет симптомы в виде смешанного и неточного произношения звуков или их замены на похожие, например, на , на . Мягкое произношение заменяется твердым, шипящие на свистящее и т. д. Иногда встречается сенсомоторная форма. |
Возрастная дислалия или физиологическая дислалия | Звукопроизношение происходит невнятно у детей до 5 лет. Подобное явление связано с развитием артикуляционных органов. Как правило, проходит самостоятельно к 6 годам. |
В зависимости от особенности патологии воспроизведения звука, дислалия классифицируется на:
- акустическую;
- артикуляторную;
- фонетическую;
- фонематическую.
В итоге по характеру звукового деффекта, образуя например артикуляторно-фонематическую дислалию, когда у пациента неправильная постановка речевого аппарата при произношении звука и нарушен фонематический слух и восприятие. Из-за этого становится трудно правильно различать услышанные звуки. Происходит смешивание и замена гласных и согласных в речи.
Фонетические дефекты разделяют по буквам, с которыми имеются проблемы. Названия происходят от греческого алфавита:
- Хитизм проблемы со звуками и .
- Йотацизм .
- Ламбдацизм и .
- Каппацизм и .
- Ротацизм и .
- Сигматизм все шипящие и свистящие , , , и т. д.
- Гамматизм и .
- Дефекты озвончения, оглушения.
- Дефекты смягчения и твердости.
Также дислалию различают на простую (мономорфная дислалия) и сложную (полиморфная дислалия). В первом случае наблюдается нарушения только в одной звуковой группе, например среди , , . При полиморфном типе имеются проблемы с произношением сразу нескольких разных групп букв, например, ,. Такое наблюдается чаще при органической форме дислалии. По статистике, сложная дислалия у детей дошкольного возраста встречается гораздо чаще, чем простая.
В конечном заключении диагноз пациента может выглядеть следующим образом: «сенсорная акустико-фонематическая дислалия» или «механический артикуляционо-фонетический ротацизм». Как правило, врачи говорят просто: ротацизм, ламбдацизм и далее в карточку записывают, чем оно было вызвано и с чем именно наблюдается проблема (с восприятием звуков или их произношением).
Классификация дислалии
По классификации дислалия разбивается на два вида:
- Органическая или механическая.
- Функциональная.
Органическая дислалия или механическая дислалия связанна с нарушением артикуляционного аппарата анатомического происхождения, такие как, удлинение или укорочение подъязычной складки, неправильный прикус. Может быть вызвана травмой ротовой полости, наследственными факторами.
Функциональная дислалия. Причинами развития функциональной дислалии выступают такие факторы, как отсутствие речевого воспитания, фонематические слуховые расстройства, окружение иноязычной речью.
Функциональная дислалия разделяется на 3 вида:
- Артикуляторно-фонетический вид.
- Артикуляторно-фонематический вид.
- Акустико-фонематический вид.
По количественным факторам дислалия разделяется на:
- Мономорфная
- Полиморфная
Мономорфная дислалия связана с проблемой воспроизведения одного звука, при полиморфной дислалии нарушается произношения от двух и более звуков.
При дислалии отдельные звуки могут, не воспроизводится вовсе, один звук может произноситься вместо другого, возможно изолированное произношения звука, но его отсутствие при самостоятельной речи.
Существует и другая классификация дислалии:
- Причины заболевания:
- сенсорная (восприятие);
- моторная (произношение);
- физиологическая (не требующая коррекционного воздействия разновидность, характерная для раннего возраста).
- Группа звуков, произношение которых нарушено:
- ротацизм;
- гаммацизм;
- ламбдацизм;
- свистящий и шипящий сигматизм;
- хитизм;
- капацизм;
- йотацизм.
- Форма заболевания:
- механическая, обусловленная несовершенством органов звукопроизношения;
- функциональная, обусловленная изменениями в коре больших полушарий.
Причины разных форм дислалии
Речевые нарушения по типу дислалии делят на 2 группы:
- функциональная
- механическая.
В основе каждой из них лежат свои причины.
Причины возникновения функциональной дислалии
Именно такой вид нарушений встречается чаще всего и требует в основном только логопедической помощи. Первоисточником здесь могут быть биологические и социально-психологические факторы в разных сочетаниях. Чаще всего в коррекции нуждаются дети, у которых выявляют:
- Ошибки в речевом воспитании. Здесь могут быть как уже указанное ранее «сюсюкание» и другое подражание детскому лепету, так и слишком быстрая речь взрослых, когда ребенок не успевает услышать все тонкости, а значит не может и воспроизвести их. Если один из родителей сам не умеет выговаривать некоторые звуки, то и ребенок практически всегда перенимает такую модель говорения.
- Билингвистическое или полилингвистическое воспитание. Модная в последние годы модель обучения детей с рождения нескольким языкам одновременно. Практически всегда при этом происходит заимствование особенностей произношения у одного языка и перенос его в другой. В более редких случаях ребенок и вовсе предпочитает отказаться от говорения на любом из языков и замолкает.
- Снижение слуха или неразвитость слухового восприятия. Ребенок просто не различает некоторые звуки и употребляет их с ошибками. Путаница свойственна для шипящих, а также парных глухих-звонких.
- Педагогическая запущенность характерна для неблагополучных семей или детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Сюда же можно отнести ограниченное социальное окружение. Общаясь только с мамой, ребенку трудно научиться различать особенности речи других людей.
Причины функциональной дислалии почти всегда устраняемы, а нарушение хорошо поддается логопедической коррекции. Существенных результатов можно добиться всего за год работы со специалистом. Что не относится к причинам функциональной дислалии, так это любые дефекты речевого аппарата. Они свойственны для другого типа нарушений и требуют более сложной работы.
Причины возникновения механической дислалии
В основе такой проблемы всегда лежат органические нарушения речевого аппарата. Сюда относят как изменения в костном строении, так и мышечные дефекты. Чаще всего произношение звуков затруднено из-за:
- Укороченной уздечки языка. В большинстве случае этот дефект обнаруживается еще в младенческом возрасте, поскольку мешает малышу нормально сосать молоко. В этом случае он быстро устраняется. Если речь идет о дошкольном возрасте, проблем с восстановлением нормальных функций речевого аппарата становится больше.
- Маленький или большой язык затрудняет артикуляцию в целом. В первом случае язык не достает до нужных точек для воспроизведения звуков, во втором – он слишком неповоротлив, что мешает подвижности.
- Нарушения прикуса и нестандартный размер зубов способствуют неправильному положению языка во рту. Чаще всего звукопроизношение затрудняется для шипящих согласных, но страдают и другие звуки. Решить проблемы без помощи стоматолога получается редко, поэтому требуется дополнительная консультация.
Причины механической дислалии трудно устраняются, а сама дислалия поддается коррекции только совместной работой логопеда и других специалистов (дефектолога, стоматолога). Как минимум назначается специальный массаж, хотя часто ребенку проводят определенные стоматологические процедуры.
Дислалия ( Косноязычие )
Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.
Методика логопедического воздействия при дислалии
Работа логопеда с дислалией проводится с использованием множества методов и методик. Одни из них показывают максимальную эффективность при функциональных нарушениях, другие – лучше подходят при механических проблемах. Схема с основными методами и методиками представлена ниже.
Практические методики логопедического воздействия
Эта методика логопедической работы при дислалии является основной в любом возрасте, но если для дошкольника основой выставляется игровая деятельность, то школьники преимущественно осваивают упражнения и моделирование. Основные отличия практических способов работы представлены в таблице ниже.
Способ воздействия | В чем суть работы | Когда используется |
Упражнение | Многократное повторение ребенком заданий, предложенных логопедом. | Максимальную эффективность показывают при устранении артикуляционных и голосовых нарушений |
Игра | Использование в работе классической игровой деятельности, соответствующей возрасту малыша. | Эффективны для коррекции звукопроизношения и для снятия психического напряжения. |
Моделирование | Процесс создания и последующего использования наглядных моделей. | Используется на этапе формирования звукового анализа и синтеза. |
Наглядные методики логопедического воздействия
Эти способы напрямую зависят от того, какие логопедические технологии при дислалии использует специалист. В зависимости от возраста могут применяться простые учебные пособия или просмотр диафильмов, фильмов, прослушивание аудиозаписей, изучение макетов, рисунков и так далее.
Безусловным преимуществом наглядных методов можно назвать:
- Легкое усвоение материала.
- Задействование сенсорных сторон развития речи.
- Расширение общих представлений ребенка.
- Развитие познавательной деятельности.
Что касается недостатков, то главный из них заключается в том, что отвлечь малыша от интересного задания с использованием технических средств может быть трудно.
Словесные методики логопедического воздействия
Организация логопедической работы с детьми с дислалией невозможна, без использования словесных методик. Чаще всего используется чтение, рассказа, беседа, но с возрастом появляется гораздо больше способов воздействия.
Каждый из методов воздействует на разные стороны развития речи. Например, рассказ помогает развивать мыслительные процессы и воображение. Беседа способствует познавательному развитию. Чтение является самым часто используемым для развития слухового внимания.
Материал для словесных методик подбирается не только с учетом возраста, но и ориентируясь на то, какой дефект устраняется в данный момент. Если основная задача – автоматизация и дифференциация шипящих звуков, то в тексте встречается большое количество слов, содержащих именно эти фонемы.
Новые технологии в коррекции дислалии
Связь между логопедией и ортодонтологией установлена давно, особенно актуально это для механической дислалии. В этой сфере есть современные решения проблем, которые приводят к подобным речевым нарушениям. Таким примером являются миофункциональные контейнеры, вестибулярные пластинки. Контейнеры появились не так давно, а о влиянии их на речь стало известно совсем недавно – около четырех лет назад. Механическая дислалия обусловлена неправильным прикусом, аномалиями с зубочелюстным аппаратом, логопед не может влиять и тем более устранить данную проблему.
В 2008 году были проведены исследования с использованием средств миофункциональной коррекции. Это трейнеры, изготовленные из силикона. Результаты показали что у 100% детей восстановилось дыхание через нос, а 99% нормализовали речевые нарушения. На основе этой работы были сформулированы вывод, что преортодонтический трейнер доказал на практике свою клиническую эффективность и может быть использован для коррекции дыхания и прикуса у ребенка.
Причины
Причиной развития механической дислалии являются органические дефекты в анатомическом строении артикуляционного периферического аппарата, к которому относятся: челюсти, зубы, губы и язык.
Среди аномалий артикуляционного аппарата, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются:
- короткая уздечка языка или верхней губы;
- макроглоссия — массивный, язык;
- микроглоссия — узкий, маленький язык;
- толстые, малоподвижные губы;
- неправильный прикус: глубокий, перекрестный, открытый;
- аномалии зубных рядов: диастемы, редко расположенные или мелкие;
- высокое узкое или низкое плоское верхнее нёбо.
Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.
При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения.
В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы:
- педагогическая запущенность;
- «сюсюканье» взрослых при разговоре с детьми;
- косноязычная, торопливая речь окружающих;
- билингвизм в окружении;
- минимальная мозговая дисфункция;
- общая физическая слабость.
Ротацизм
Это нарушение произнесения звуков «Р» и «Рь». Ротацизм очень распространен в силу артикуляционной трудности произношения. В лепете у детей есть правильный звук «Р». Но настоящее, чистое «Р» дети начинают произносить после 2-х лет. Здесь играет роль артикуляционная подготовленность. В норме дыхательная струя идет по центру языка, кончик которого вибрирует, боковые края прижаты к верхним наружным зубам.
При отклонении от нормы выделяют:
- Боковой ротацизм – один край языка не пристает к верхним коренным зубам. Имеется хлюпающий оттенок – среднее между «р» и «л»
- Горловой ротацизм – нарушается активность корня языка
- Велярный ротацизм – вибрация происходит при сближении корневой части языка с границами твердого и мягкого неба
- Увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок увуля.
- Раскатистый – форсированное использование языка
- Одноударный или фрикатичный – произнесение английского звука «р»
- Кучерское «р» — заднеязычный звук наподобие английского «р».
Коррекция
Коррекцию дислалии обычно делят на три этапа:
- Подготовительный этап. При механической дислалии на этом этапе необходимо устранить анатомические дефекты в речеобразовательном аппарате: ортодонтическое лечение, пластика уздечки. При функциональной моторной дислалии показано проведение логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Лечение сенсорной дислалии начинается с развития фонематических процессов.
- Формирование первичных навыков произношения. Он включает в себя постановку изолированных звуков, их автоматизацию в словах, слогах, предложениях, а также дифференциацию звуков.
- Формирование коммуникативных навыков. На этом этапе необходимо сформировать у ребенка навыки правильного употребления поставленных звуков в любых ситуациях общения.
Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже трех раз в неделю
Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика
Распространенность проблемы
Болезнь является частым явлением, наиболее распространенным в практике логопеда. По разным оценкам среднее количество детей, имеющих такие проблемы в дошкольном возрасте, составляет 25-30%, в младших классах – 17-20%, и в старшем возрасте – 1%. Занятия с логопедом требуется и взрослому населению, перенесшему инсульты, ЧМТ, рассеянный склероз. Чаще всего встречаются сочетанные нарушения звукопроизношения, препятствующие дальнейшему овладению письменной речью. При этом словарный запас может пополняться согласно возрасту, все падежи используются правильно, структура формирования слогов не нарушается, речь развита на высоком уровне.
Диагностика
Логопед исследует строение и подвижность органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и при помощи специальных тестовых упражнений.
В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения, а именно отсутствие, замена, смешение и искажение звуков в различных позициях — изолированно, в слогах открытых, закрытых или со стечением согласных, словах в начале, середине или конце, а так же фразах и текстах.
Затем проверяется состояние фонематического слуха — способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.
При механической дислалии логопед может направить пациента на консультацию к стоматологу ортодонту или стоматологу-хирургу, при функциональной дислалии к неврологу.
При подозрении тугоухости проводится консультация у отоларинголога и исследование функции слухового анализатора.