Структурированные перемены для аутичных школьников

Методы обучения детей-аутистов

Этапы введения визуального расписания

Для начала определимся с типом расписания

  • Из предметов. Выберем предметы, которые могли бы обозначать определенное занятие. Например: мыло – поход в ванную, тарелка – приём пищи, занятия за столом – колокольчик.
  • Из рисунков или фотографий. Карточки с изображениями видов деятельности располагаются в линию на ленте — «липучке» (лента велкро), на магнитной или пробковой доске и т.д.. Ребенок берет карточку, стоящую первой в списке, и выполняет то, что на ней изображено. Если возникают сложности при перемещениях, попробуйте продублировать картинки из расписания рядом с теми местами, где будет происходить эта деятельность: рядом с раковиной разместите изображение зубной щетки, а на шкаф с уличной одеждой – фотографию детской площадки.
  • Письменные расписания. Подходят для тех, кто владеет навыком чтения. На начальных этапах для облегчения понимания можно совмещать написанное слово и картинку.

Выберем длину расписания

Продолжительность времени, охваченного расписанием, зависит от конкретных потребностей и возможностей ребёнка. Для некоторых детей комфортнее, когда виден план сразу на целый день, а для других — лучше владеть информацией об одном-двух предстоящих событиях.  Начинать лучше с короткого расписания.

Научим пользоваться расписанием

Использование визуального расписания – тоже навык, которым необходимо овладеть. Начать вводить расписание можно в максимально структурированной среде, использовать подсказки. Например, расположитесь за столом и продемонстрируйте ребенку две карточки: первую – с простым и быстрым заданием, вторую – с любимой игрушкой. Затем помогите ребенку последовательно сделать задание и поиграть с игрушкой.

Усложнения должны происходить постепенно, и только когда вы убедитесь, что текущий этап освоен.

Другим этапом будет снижение подсказок.

Стремимся к самостоятельности

Навык использования визуального расписания считается освоенным тогда, когда, ребенок сможет сам, без подсказок, может переходить от выполнения одного пункта к другому, опираясь на заданную последовательность.

Расписание можно менять

При отсутствии прогресса можно и нужно вносить корректировки. Возможно, ребенку нужно меньше пунктов расписания подряд, так как он перегружен информацией, или наоборот – слишком малое их число дезориентирует. Можно также попробовать заменить картинки на предметы. Основная задача состоит в том, чтобы расписание было понятным для вашего ребенка.

Осторожнее с неожиданностями

Даже небольшие изменения в привычной жизни могут заставлять людей с РАС испытывать серьезный стресс. Зачастую это приводит к нежелательному поведению.

Пользуясь расписанием, вы можете заранее подготовить ребенка к грядущим переменам, так как наглядно демонстрируете, с какими изменениями предстоит столкнуться в ближайшее время. Таким образом, изменения станут менее неожиданными, что позволит ребенку легче к ним приспособиться и научиться быть более гибким.

 Визуальное расписание – это простой и эффективный инструмент, помогающий детям с РАС лучше адаптироваться к окружающей среде. Применение этого инструмента в повседневной жизни поможет создать легко прогнозируемую действительность, снизить уровень стресса, научит ребенка менее зависимым от участия взрослых в его жизни!

Помните о том, что программы поведенческого вмешательства должны составлять квалифицированные поведенческие аналитики. Если у Вас возникают сложности с тем или иным методом, Вам нужно получить консультацию.

На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть видео, демонстрирующее использование визуального расписания на занятиях АФК.

Что важно учесть во время структурированной перемены

Тьюторов нужно учить тому, что делать на перемене

Тьюторам класса нужно дополнительное обучение по тому, как поощрять и поддерживать учеников с их разными потребностями во время структурированной перемены и как правильно облегчать социальное взаимодействие между детьми.

Структурированные перемены — это не дополнительная физкультура

Физкультура может быть очень важной для обучения детей, если она направлена на приобретение новых двигательных навыков, знакомство с разными видами спорта и мотивацию физической активности. Перемены не могут ее заменять

Они могут обеспечивать дополнительную физическую активность для детей, но не надо превращать их в дополнительные уроки.

Структурированные игры могут быть разных уровней

В зависимости от потребностей ваших детей в данный момент занятия во время перемены могут быть полностью структурированными (взрослый полностью руководит детьми), частично структурированными (взрослый только предоставляет первоначальные инструкции и наблюдает за процессом) или неструктурированными (взрослый лишь наблюдает за детьми и предоставляет подсказки по социальным навыкам при необходимости).

Как организовать структурированную перемену

1. Обучение простым совместным играм

Прежде чем я начинаю структурированные перемены с учениками, мне обычно нужно обучить их тому, как играть в ту или иную игру. В каждой школе есть своя культура среди учеников, поэтому посмотрите, во что обычно играют дети на переменах. Вот примеры некоторых игр, которые обычно популярны в школах:

  • Классики.
  • Прыжки через скакалку.
  • Футбол.
  • Тетербол.
  • Салки.
  • Перетягивание каната.

Когда я понимаю, во что любят играть нейротипичные дети в нашей школе, я учу этим играм моих учеников. Для этого я готовлю визуальные правила игр и часто адаптирую игры, чтобы их правила были понятнее для них. Например, однажды я поговорила с администратором школы, и мы нарисовали большой круг на нашем тетерболе в качестве визуальной подсказки о том, где бить по мячу. А потом мы практикуемся в играх!

Иногда я использую время перемены для того, чтобы учить детей тому, как играть в эти игры. В других случаях мы устраиваем «перерыв» на 10–15 минут во время урока и учимся играть в эти игры. Как только ученики освоят новые игры, у них будет больше возможностей для общения на переменах.

2. Создайте расписание перемены

Когда мои ученики научились тому, как играть в новую игру, я стараюсь создать для них визуальное расписание перемены. Обычно поначалу это расписание включает только 2 пункта. Сперва идет новое занятие, а потом обычные, привычные для них занятия для перемены. По мере того как мы учимся новым играм, расписание может расширяться до 3 занятий, иногда даже до 4, в зависимости от особенностей ученика.

По мере того как ученики учатся все новым играм и занятиям, я часто предлагаю им составить расписание на перемену самостоятельно. Это отличный способ вовлечь ученика в разные игры и занятия.

Расписание лучше всегда подкреплять визуальной поддержкой. Я люблю делить расписание на зеленую и красную полоску. Карточки на зеленой полоске — это «надо сделать», на красной — «сделано». Обычно я делаю доску для выбора с карточками того, чем можно заняться во время перемены, а уже из этих карточек составляю расписание. Но все зависит от ученика.

Маленький совет: белая маркерная доска — ваша лучшая подруга! Просто запишите список занятий на ней и стирайте их по мере выполнения.

После использования расписания какое-то время ученики начинают присоединяться к занятиям самостоятельно, и обычно я уменьшаю его использование. Я снова достаю расписание для перемены, если кажется, что ученики не понимают, что делать, но это не что-то, чем мы пользуемся вечно.

3. Предоставляйте поддержку коммуникации

Даже если мои ученики начинают больше общаться и играть с другими, они не всегда могут инициировать игру с ровесником. Поэтому я начинаю предоставлять поддержку коммуникации для моих учеников. Конечно, для каждого конкретного ученика она будет разной.

В моих материалах для перемены я всегда держу отдельную доску коммуникации с карточками для перемены. Во время перемены мы всегда ее достаем.

На этой доске коммуникации есть карточки разных занятий и игр, которые бывают на наших переменах, а также разные фразы для начала разговора. Ученики могут использовать доску коммуникации для составления предложения, и (очень часто) они используют ее, чтобы попросить ровесника поиграть.

Обучение играм, визуальное расписание и доска коммуникации — это то, что я всегда использую для поддержки учеников на переменах, но вы можете использовать много других методик!

В чем польза «структурированной перемены»?

К сожалению, я очень часто вижу, что даже если аутичные дети проявляют интерес к занятиям ровесников, они сталкиваются с изоляцией. Вместо того, чтобы прыгать, бегать или играть, многие дети грустно бродят по краю площадки всю перемену. При этом перемена — это период для физической активности, которая помогает ребенку «сбросить» напряжение и привести свое состояние в норму. Структурированные перемены помогли моим самым неактивным ученикам начать получать много физической нагрузки в течение дня.

Хотя нередко учителя ворчат, что необходимость организовывать игры и одновременно следить за тем, чтобы никто из детей не покинул безопасное пространство, — это слишком сложно, в этом нет ничего невозможного. Конечно, в одиночестве вам вряд ли удастся провести структурированную перемену, но если ваш тьютор класса займет детей общей игрой, а вы будете наблюдать за оставшимися детьми, то все получится.

Помимо физической активности, структурированные перемены — это возможность улучшить социальные навыки, снизить социальную изоляцию и предотвратить случаи школьной травли.

Что такое «структурированная перемена»?

По определению это организация каких-то занятий или игр во время перемены. Эти занятия заранее планируются и целенаправленно инициируются взрослым. Как правило, это продуманные, инклюзивные игры, которые проводятся под активной супервизией взрослых. Например, это может быть игра в какие-либо догонялки или перетягивание каната. Иногда для структурированных перемен требуется дополнительное оборудование от школ или доступ к детской площадке. Даже если ученики просто катаются с горки и лазают по оборудованию площадки, во время «структурированной перемены» педагог выполняет роль «лидера», который координирует процесс и поощряет ребенка за игру с ровесником или за то, что он вообще решил поиграть. Звучит знакомо? Конечно, педагоги детей с особыми потребностями и так занимаются этим каждый день!

Примеры игр для перемены в классе

Вы можете обращать внимание на интересы детей в вашем классе, чтобы придумать игру для структурированной перемены. Например, недавно у нас был урок о транспорте, и я решила попробовать поиграть в полет на самолете и включить в него элементы нашего урока

Каждый ребенок сделал свои крылья из бумаги, выбрал пункт назначения и написал его в «паспорте», сказал, сколько людей полетят на его самолете и как долго он будет лететь. Это было так весело, что они начали просить поиграть в самолет снова и снова! Вот еще примеры игр, которые очень им понравились.

Поиск ископаемых

Это очень просто устроить. Ископаемыми могут быть ракушки, галька и красивые камушки, которые вы можете заранее раскидать на площадке. Опишите, что именно они должны найти. Например, цвет, форму или размер. Вы можете раздать им лупы — это сделает игру во много раз интереснее! Конечно, вы можете поручить искать «динозавров», которые спрятались в вашем классе или на площадке! Эта игра помогает детям больше двигаться, и ее легко можно использовать для закрепления академических навыков.

Пассажирский поезд

Это классика. Поезд можете вести вы, или вы можете быть кондуктором. Поезд может «ехать» быстрее или медленнее и высаживать пассажиров на их остановках. Если ученики умеют читать, то можно выдавать им «билеты», где написана их остановка. Для не читающих детей это могут быть билеты с картинками. Учитель определяет последовательность «остановок».

Детективы

Это вариант игры «Я шпион», когда дети встают в круг. Вы (ведущий) встаете в центр круга, выбираете что-то, что всем видно, и называете его характеристику. Например: «Я заметила что-то желтое/круглое/на букву С». Можете подсказывать, если думаете, что детям будет трудно догадаться, например: «А что вы замечаете слева?» После того как каждый ребенок угадывает, он встает в центр круга.

После того как я начала устраивать игры во время структурированных перемен, я заметила, что ВСЕ ученики начали в них участвовать. Даже ученик, который не терпел никаких физических усилий, начал бегать и веселиться. Ребенок, который не выносил близости с другими детьми, начал присоединяться к нам минут на 5. Так что хорошей вам игры!

Зачем нужно визуальное расписание

Вот некоторые из задач, которые способно решить визуальное расписание:

  • Улучшение коммуникации: визуальное расписание для детей с аутизмом отличное подспорье в общении с окружающими людьми.
  • Повышение уровня самоорганизации: визуальное расписание дает детям возможность лучше понимать, что и когда нужно делать.
  • Регулирование эмоций: сокращается число ситуаций, которые могут вызвать эмоциональный дисбаланс.
  • Улучшение навыков социальной адаптации: визуальное расписание для детей с РАС полезно тем, что помогает лучше понимать социальные ожидания и правила поведения, улучшая их навыки социальной адаптации.
  • Улучшение когнитивных навыков: развивает логическое мышление, пространственное восприятие и понимание причинно-следственных связей.

Как обучать детей с РАС

Что такое cтруктурированное обучение (1)

Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Структурированное обучение — это определенные условия, в которых должен обучаться ученик, а не «где» и «когда» его нужно обучать (т.е. скорее, учит тому, как учиться).

Структурированноеное обучение — это система организации среды обучения для аутистов, развития необходимых навыков и помощи аутистам в понимании требований учителя.

Структурированное обучение использует зрительные опорные сигналы, которые помогают аутичным детям сосредоточиться на актуальной информации, учитывая то, что для них бывает сложно отделить важную информацию от несущественной.

Структурированное обучение — это конструктивный подход к сложностям поведения аутистов и создание такой среды обучения, которая минимизировала бы стресс, тревогу и фрустрацию, характерные для этих детей. Трудно контролируемое поведение может быть результатом следующих особенностей аутистов:

— трудности с пониманием языка;
— трудности с употреблением языка;
— трудности с построением социального контакта;
— трудности, связанные с нарушением обработки сенсорного импульса;
— отказ от перемен;
— предпочтение привычных схем действий и распорядка;
— трудности в организации деятельности;
— трудности сосредоточения на предмете, актуальном на данный момент;
— отвлекаемость.

Структурированное обучение повышает уровень самостоятельности ребенка (выполнение задания без подсказки взрослого), что является важным и универсальным умением.

В статье рассматриваются характеристики данного подхода

Важно помнить, что для эффективного его использования необходимо оценить индивидуальные сильные стороны и персональные нужды учащегося

Совместное занятие с поддержкой тьюторов в классе, организованном по принципам структурированного обучения.

Критерии сформированности стереотипа коррекционно-педагогического занятия

Стереотип коррекционно-педагогического занятия считается сформированным, если ребенок:

  • охотно приходит на занятие;
  • не прерывается во время занятия (не убегает, не отказывается от игровых действий и др.);
  • выполняет предложенные задания и может принимать помощь взрослого (соглашается на совместную деятельность);
  • соглашается на некоторые изменения привычного задания;
  • выделяет начало и окончание задания;
  • может сделать выбор из двух предложенных вариантов;
  • выполняет простые инструкции в привычных заданиях;
  • хотя бы кратковременно смотрит в лицо взрослому (в том числе в ситуациях, когда взрослый использует специальные приемы для привлечения внимания, например, подносит к своему лицу предмет или картинку, используемые в задании).

Постепенно, по мере того как ребенок привыкает к занятиям, охотнее выполняет новые задания, количество заданий может возрасти до пяти-шести или остаться прежним — два-три, но в этом случае увеличивается сложность заданий, а соответственно и время их выполнения.

Конечной целью посещения ДОО ребенком с РАС является обеспечение возможности максимально самостоятельного участия в общей деятельности (организованной взрослым или свободной), что важно для обучения в школе. При этом мы не рассматриваем это обучение как самоцель

Безусловно, среди детей с РАС есть дети, которым сложно усваивать учебный материал, находясь среди других детей, а значит, должны существовать разные варианты школьного обучения, в том числе индивидуальное и дистанционное

Однако посещение детского сада для ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится важной ступенькой, позволяющей входить в мир других людей

Специальная организация начального этапа проведения индивидуальных занятий специалистов с аутичными детьми способствует более успешному освоению ими содержания занятия, переносу знаний в новую ситуацию и включению детей с РАС во взаимодействие со сверстниками

Важность этой составляющей образовательного процесса для социализации сложно переоценить

Источники

  1. 1. Гилберт К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: Кн. для педагогов-дефектологов / Пер. с англ.; под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. М.: ВЛАДОС, 2005.
  2. 2. Караневская О.В. Начальный этап коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми // Материалы Международной научно-практической конференции «Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды». М.: 2008.
  3. 3. Маккланнахан Л.И., Крантц П. Дж. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению / Пер.с англ. М.: СигналЪ, 2003.
  4. 4. Нуриева Л.Г. Развитие речи аутичных детей: Метод, разработки. М.: Теревинф, 2005.
  5. 5. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004.

Браткова М., Караневская О. Методические рекомендации для организации и проведения педагогических занятий с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОО // Дошкольное воспитание. 2015. № 5. С. 76-80.

Предметно-развивающая среда

Требования к предметно-развивающей среде.

Специалистам необходимо осуществлять широкий выбор предметно-игрового материала. Для поддержания интереса к действию с предметами следует предъявлять (особенно на начальном этапе) игрушки с дополнительными сенсорными стимулами и другими характеристиками, значимыми для ребенка.

У многих аутичных детей, как правило, есть любимые игры, связанные с получением впечатлений, которые захватывают ребенка полностью. При этом он имеет четкие представления, как все должно происходить, и в такие моменты не может взаимодействовать со взрослым и не принимает никаких изменений. Более того, вмешательство взрослого в большинстве случаев вызывает негативизм и агрессию

Поэтому важно выбирать задания по аналогии с любимыми играми ребенка, но не использовать на занятии уже знакомые. Для этого нужно определить, какие свойства выбранной ребенком игрушки ему наиболее интересны, и подобрать предметы с аналогичными критериями

Большое значение для развития восприятия отводится включению предметов натуральной наглядности, что позволяет избежать формального усвоения материала (возможность покормить рыбок в аквариуме, действовать с яблоком — с настоящим фруктом, который можно вымыть, найти на ощупь в мешочке, попробовать на вкус, а не только видеть его на фото в альбоме или на карточке лото и пр.).

Важно использовать один и тот же материал в разных заданиях и, наоборот, разный игровой материал применять в целях решения одной задачи (например, задача сличения цвета сегодня решается с помощью карандашей или кубиков, а завтра — с использованием магнитов, крупных разноцветных скрепок или прищепок и т.п.), что способствует освоению различных действий (построить башню или гараж из кубиков, прикрепить к доске рисунки при помощи магнитов, сложить в стопку и скрепить несколько карточек при помощи скрепки и пр.)

5. Структура индивидуального занятия

Ниже мы предлагаем структуру индивидуального занятия, которая используется по мере освоения ребенком учебного стереотипа.

Вводная часть

Первая часть (вводная) — введение в ситуацию занятия. Позволяет ребенку настроиться на занятие. Налаживанию взаимодействия и поддержанию интереса способствует использование сюрпризных моментов, заводных, музыкальных игрушек и др. Вводная часть способствует вызыванию у ребенка ориентировки на взрослого, его голос, инструкции; постепенному усвоению простых требований и т.п. Время, отводимоеыа вводную часть, непродолжительное — около 10-15% времени занятия. Как правило, в качестве первого предлагается интересное и довольно простое задание (для которого ребенку не нужна помощь специалиста).

Основная часть

Вторая часть (основная) — решение задач основных линий развития с акцентом на развитие познавательной, предметно-игровой деятельности. Эта часть самая большая: 50-60% времени занятия

Чтобы не перегрузить ребенка, удержать его внимание, интерес к предложенным заданиям и работоспособность, предлагаемые игры чередуются; внимание переключается с одного вида деятельности на другой. При этом более сложные задания проводятся в начале занятия (после вводного игрового задания)

Между двумя-четырьмя игровыми познавательными заданиями необходимо предложить ребенку простое задание. Выбор его определяется индивидуально: для подвижного ребенка, которому трудно сидеть за столом, это может быть задание на полу; для пассивного ребенка, устающего от необходимости выполнять задания по инструкции и отвечать на вопросы специалиста, — невербальное задание: прикрепить наклейки на страницу, найти в банке с крупой стеклянные шарики и пр.

Заключительная часть

Третья часть (заключительная) — поддержание и закрепление усвоенных ранее умений и навыков. Как правило, эти задачи решаются при выполнении заданий по продуктивным видам деятельности, а также по игровому виду. В завершение подводится итог. Взрослый помогает вспомнить ключевые и эмоциональные моменты занятия (например, для ребенка с недостаточным уровнем речевого развития и формальным отношением к занятию можно предложить выложить задания в ряд, чтобы вспомнить, что делали сначала, а что потом), убрать игрушки на свои места. Заключительная часть —10-15% времени занятия.

Таким образом, структурированное, заранее продуманное индивидуальное занятие согласно описанным требованиям способствует эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с РАС.

Ссылки

1. Division TEACCH. Division TEACCH Training Manual, revised January 1998. Chapel Hill, NC.

2. Division TEACCH. Visually Structured Tasks: Independent Activities for Students with Autism and Other Visual Learners, March 1996. Chapel Hill, NC.

3. Harris, Sandra L. and Jans S. Handleman. Preschool Programs for Children with Autism. Austin, Pro-Ed, 1994.

4. Johnson, Kathleen. “Autism 101” Training. CESA 6, Oshkosh, WI. March 16-17, 2000.

5. “Structured Teaching”, 15 August, 1998. Division TEACHH, Chapel hill, NC http://www.unc.edu/depts/teacch/

6. Trehin, Paul. “Some Basic Information about TEACCH”, Autisme France. 23 March 2000. http://www.unc.edu/depts/teacch/

Часто задаваемые вопросы

Вы имеете государственную лицензию?

АНО «ИПАП» имеет государственную лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования. Это означает, что права и обязанности нашего института аналогичны государственной образовательной организации. Проверить данные лицензии можно на сайте Рособрнадзора.

Как проходит обучение?

Наши курсы проходят в виде серии вебинаров в режиме реального времени 2-3 раза в неделю согласно расписанию. После оплаты курса вы получите персональную ссылку на подключение к вебинарам, в ходе которых будете видеть и слышать преподавателя вживую, сможете задавать ему вопросы и оперативно получать ответы, участвовать в интерактивных заданиях и онлайн-практикумах, а также проходить электронное тестирование в удобном для вас режиме. Мы ведем запись большинства вебинаров, поэтому если вы опоздаете или не сможете посетить занятие, у вас будет возможность просмотреть его в записи. Все слушатели получают электронные материалы по каждой теме курса и могут использовать их в профессиональной практике.

Как оплатить курсы?

Выберите интересующий вас курс и нажмите на кнопку «Записаться». Корректно заполните все поля платежной формы и нажмите на кнопку «Оплатить». После оплаты курса вам будет предоставлен доступ на подключение к вебинарам.

Могу ли обучиться за счет бюджета?

Педагоги бюджетных учреждений могут обучиться на курсах и программах Института за счет средств своего учреждения, однако им необходимо предварительно согласовать свое обучение с администрацией учреждения.

Какой документ я получу по окончании обучения?

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07. 2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», слушатели, успешно завершившие обучение по курсам повышения квалификации (от 16 ак. часов), получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Слушатели, успешно завершившие обучение по программам профессиональной переподготовки (от 250 ак. часов), получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Кто ваши преподаватели?

Преподаватели наших курсов – это эксперты и практики высочайшего уровня, обладающие огромным опытом успешной работы с различными категориями детей с ОВЗ, включая аутизм, сертифицированные согласно международным стандартам аналитики поведения уровня ВСВА и QBA.

Кто может учиться?

Граждане Российской Федерации имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Для поступления на обучение гражданам России необходимо предоставить копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (для студентов – справку с места учебы), копию паспорта, копию свидетельства об изменении фамилии (при необходимости), и заявление на обучение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: