Всё будет хорошо: как помочь ребёнку справиться с тревогой

Стресс у подростков: чем родители могут помочь

Образ идеальных родителей – как ему соответствовать

Идеальными родителями хотят быть все, но далеко не все способны признать, что они еще и способны принять своего ребенка таким, какой он есть. Именно в таких семьях, где взрослые считают себя образцовыми, часто и происходят конфликтные ситуации, и дети испытывают стресс.

Конечно, всем хочется быть безупречными, чтобы в который раз показывать ребенку пример, ведь мама и пап никогда не ошибаются, они всегда знают, как нужно поступить, а результаты их работы всегда на высоте. К этому нужно стремиться – показывают они всем своим видом, чтобы дети наследовали их качества: уверенность, настойчивость и другие. Но дети не могут быть точной копией родителей, поэтому они имеют всех их достоинств, и часто получают от родителей взгляды осуждения за те или иные поступки. Это подавляет ребенка, делает его более закомплексованным, нести такое бремя становится очень тяжело, ведь соответствовать высоким стандартам способен не каждый.

Психологи отмечают, что дети успешных родителей чаще подвержены стрессу из-за неудач. Если ребенок начинает какое-то дело, и оно не спорится, сразу же возникает комплекс – я неспособный, я подвел родителей, у меня никогда не получится так, как у них. Многие дела после этого просто умирают в зародыше, ведь ребенок заранее обрекает себя на неудачу. От желания угодить родителям он перенимает завышенные стандарты и, конечно же, не может достичь совершенства. В дальнейшем, уже во взрослой жизни, детский опыт оставляет неприятный осадок и человек становится менее инициативным, старается прятать свои таланты, потому что боится неудач, осуждения, несоответствия высоким стандартам.

Подобные факторы, присутствующие в детской жизни, подавляют все положительные аспекты развития детей успешных родителей. вместо поддержки в таких семьях доминирует статус мамы и папы, который они незаметно для себя переносят в семью. Очень часто в семьях юристов дети вышколены по струнке, а в семье врачей они тщательно соблюдают режим дня, занимаются зарядкой и правильно питаются. Это все хорошо, но не стоит перегибать палку и давить своим авторитетом. Нужно помнить, что, возвращаясь домой, вы не врач или адвокат, а в первую очередь мама или папа. От вас ребенок ждет тепла, общения, совета, а не указаний и выполнения распоряжений. Помогите ему показать свои способности, оцените малыша, похвалите и поддержите, тогда лучшей атмосферы для комфортного развития не может и быть.

Решение проблемы — технология изменения поведения 7Spsy

Практические советы для управления эмоциями ребенка

Базовым советом родителям будет работа над собой. Как научить ребенка справляться с эмоциями, если не можете совладать с ними сами? Начав с себя, вы покажете пример поведения, который обучит лучше многочасовых нотаций и советов. Развивайте контроль над своими эмоциями и применяйте по отношению к себе все советы, которые даете своим детям.

1. Назовите эмоции.

Чтобы научиться управлять, нужно знать правильное название для каждого переживания. То, что испытывает ребенок, может показаться вам несерьезным, однако для малыша это всепоглощающее ощущение, с которым он не в состоянии справиться сам. Озвучив переживания малыша и перечислив физические ощущения от эмоции, вы уже помогаете ему осознать, что происходит. Когда ребенку или вам кажется, что эмоции вот-вот выйдут из-под контроля, остановитесь, задайте друг другу вопрос : “Что я сейчас чувствую? Что сейчас происходит?”

Например, ребенок увидел, что чужой малыш взял его машинку. Он возмущенно кричит, старается силой забрать машинку и готов действовать агрессивно. Скажите за ребенка : “Ты разозлился, ты не разрешал брать твои игрушки, что ты хочешь сделать? Забрать машинку? Давай скажем это словами”. Осознание своих переживаний и желания действовать определенным образом, озвучивание эмоций и намерений вслух уже является началом управления эмоциями. Прежде всего, ребенок хочет, чтобы его услышали.

2. Разрешение на негативные эмоции.

“Хватит плакать! Прекрати кричать! Не бойся! Чего ты злишься!” – слова, которых ребенок слышать не должен. Огорчение, гнев, страх имеют право на внешнее проявление. Назовите вслух текущее эмоциональное состояние малыша, придав фразе соответствующую переживаниям интонацию. “Страшно, очень страшно. Это может напугать, ты испугался, я рядом, я могу тебя обнять. Можешь поплакать, это нормально, тебе скоро станет легче, я буду тут, если тебе нужна помощь. Злишься, сильно-сильно злишься! Хочется драться, кусаться, все ломать и кричать. Давай покажем, как мы злимся?” Самая “проблемная” эмоция – злость, которая очень интенсивна и требует внешнего выражения. Предложите побить подушку, зарычать, как тигр, потопать ногами изо всех сил. Адекватная реализация эмоции – важный навык в обучении их контролю.

3. Экологичное выражение эмоций.

Толкать сиблинга из-за ревности или зависти, что в данный момент мама уделяет внимание ему, – характерная ситуация для семьи с несколькими детьми. Эмоции маленьких детей достаточно интенсивны

Малыш может не понимать, почему он “ненавидит” сестру или брата. Помогите ему осознать первопричину злости. “Ты хочешь, чтобы мама сейчас поиграла с тобой? Ты боишься, что мама любит тебя меньше? Ты злишься, что мама дольше носит на руках не тебя?” Объясните, что страхи и переживания напрасны, но они тоже нормальны. Покажите, что можно вслух сказать, что вызвало огорчение, злость и обиду, а не выражать эти эмоции на других.

Обговорите, что можно сделать в подобной ситуации. Как ребенок хотел бы выразить эмоции? Как лучше поступить и как действовать не стоит? Сообща подберите подходящий способ выражения эмоции, который не нанесет вреда малышу и окружающим.

4. Готовность обнять и пожалеть 24/7.

Ребенок, который знает, что его примут и поймут, легче и быстрее учится справляться с сильными переживаниями. Объятия и тактильный контакт помогают ребенку успокоиться и пережить интенсивные эмоции. Ребенок, который уверен в родительской любви и абсолютном принятии, растет уверенным в себе и своих чувствах.

5. Качественное общение.

Физическое пребывание рядом, уткнувшись в гаджеты, не является качественным времяпровождением. Посмотрите на своего ребенка, поговорите с ним. Чем больше вы разговариваете о его интересах, переживаниях, желаниях, тем лучше ребенок сам осознает свои чувства. Делитесь с ребенком своими переживаниями: расскажите об общении с друзьями, разных ситуациях на работе, своих чувствах и действиях в ответ на события. Такое общение может помочь ребенку справиться с эмоциями, научит его осознавать свое состояние и справляться с переживаниями даже если вас не будет рядом.

Признаки стресса у ребенка

Понять, что ребенок находится в стрессе, можно по изменению его поведения и самочувствия. Они проявляются следующим образом:

Агрессия.
Ранее спокойный и уравновешенный ребенок вдруг становится раздражительным и злым, пытается причинить вред окружающим. Проявления агрессивности у детей зависят от возраста – дошкольник бьет сверстников, кусается, кидается игрушками, школьник грубит родителям и учителям, нападает на одноклассников

Невозможно просто запретить ребенку быть агрессивным – важно научить его находить безопасный способ демонстрации негативных эмоций. Энергичных детей имеет смысл записать в спортивную секцию – там он сможет безопасно для окружающих «сбрасывать пар».

Регресс

Регресс психики – это такое состояние, при котором ребенок дошкольного возраста вдруг начинает себя вести так, будто «вернулся в раннее детство». Он может начать сосать палец или плакать, когда мама уходит из дома. Как правильно поступать в таких ситуациях? Уделяйте ребенку еще больше внимания, проявляйте свою любовь и заботу.

Проблемы со сном.
На фоне длительного стресса появляются ночные кошмары, возникает бессонница или наоборот – сонливость, слабость, быстрая утомляемость. Чтобы справиться с такой проблемой, нужно наладить жесткий режим дня и не перегружать психику в вечернее время – за 3 часа до сна выключать телевизор, компьютер, планшет и смартфон. Для нормализации режима полезнее вечерами гулять на свежем воздухе или читать.

Резкие смены настроения.
Неожиданные перемены в характере – тревожный сигнал для родителей. Оптимистичный и спокойный малыш вдруг стал капризным, часто плачет и закатывает истерики по любому поводу? Возможно, это – стресс. В таком случае важно оставаться «в контакте» – не срываться и не кричать в ответ, а постараться выяснить причину нового поведения. Если ребенок еще слишком мал, чтобы точно формулировать свои ощущения и мысли – лучше показать его специалисту. Врач обследует малыша и назначит мягкие противотревожные препараты.

Плохое самочувствие2.
О стрессе могут сигнализировать и частые проблемы со здоровьем. Ребенка преследуют головные боли или дискомфорт в животе, быстрая физическая утомляемость. Зачастую такое состояние корректируется грамотным режимом дня и здоровым образом жизни – сбалансированным питанием, регулярными прогулками на свежем воздухе, достаточной активностью и полноценным отдыхом. 

Психомоторные и вегетативные признаки.
Заикание, недержание мочи, нервные тики, прерывистая речь – верные признаки длительного психоэмоционального напряжения. Помимо них могут возникать трудности с дыханием в сочетании с судорогами или сведением мышц рук и ног, повышенной чувствительностью или наоборот онемением в области ладоней и стоп. Во всех этих случаях не обойтись без помощи врача-невролога.

Снижение успеваемости.
Плохие оценки и сложности с концентрацией внимания могут сигнализировать о том, что ребенок переживает стрессовую ситуацию. Задача родителей в это время – поощрять успехи и быть внимательными к потребностям. Возможно, стоит пересмотреть расписание и немного снизить нагрузку.

Замкнутость.
Еще одна особенность стресса у детей – нежелание общаться с окружающими. Ребенок вдруг становится тихим, уходит в себя, не хочет играть со сверстниками или проводить время с друзьями. Не стоит насильно его социализировать – лучше дать возможность побыть наедине с самим собой.

Если вы заметили у ребенка один или несколько признаков из этого списка –  обязательно покажите ребенка специалисту.  Организм детей и подростков не может так же эффективно как взрослый противостоять стрессовым нагрузкам. Поэтому даже кратковременные негативные ситуации, пережитые в детстве, могут негативно отразиться на здоровье. А длительный стресс существенно повышает риск возникновения хронических заболеваний. Постоянное напряжение вызывает проблемы со стороны самых разных систем органов: сердечно-сосудистой, обменной, дыхательной, ЖКТ.  Даже сложный период адаптации к детскому саду или переживания за результаты ЕГЭ могут привести к развитию мигрени, ожирения, аллергии, астмы, депрессии и других заболеваний.  

Причины детской тревожности

  1. Генетическая предрасположенность. Одна из основных причин детской тревожности — генетика. Если в семье были случаи тревоги или других психических расстройств, вероятность того, что ребенок также столкнется с подобными проблемами, значительно возрастает.
  2. Семейная обстановка. Семейная атмосфера играет ключевую роль в развитии эмоционального состояния ребенка. Конфликты между родителями, чрезмерная критика или недостаток внимания вызывают у детей чувство беспокойства и неуверенности.
  3. Школьные стрессы. Школьные нагрузки, страх перед контрольными работами и экзаменами, сложности в общении со сверстниками – все это может вызывать у детей стресс и тревогу.
  4. Травмирующие события. Травмы — как физические, так и эмоциональные — оставляют глубокий след в психике ребенка. Это может быть что-то однократное или продолжительное: от потери близкого до постоянного издевательства со стороны других детей.
  5. Навязанные страхи. Иногда тревожность у детей формируется под воздействием страхов или опасений, которые навязывают им окружающие – например, со стороны родителей или же через информацию из СМИ.
  6. Недостаточное развитие навыков саморегуляции. Для того, чтобы успешно справляться со стрессом и эмоциями, необходимы определённые навыки саморегуляции. Если эти навыки не развиваются должным образом (что иногда происходит из-за перебарщивания в заботе), то любая стрессовая ситуация вызывает у ребёнка чрезмерную тревогу.

Причины возникновения тревожности у детей многообразны. Разумеется, каждый конкретный случай индивидуален

Важно быть внимательными к изменениям в поведении ребёнка и при первых признаках беспокойства обратиться за помощью к специалистам – психологам или психотерапевтам. Эффективная помощь на начальных этапах поможет предотвратить серьезные последствия для его будущего благополучия

Рис. 1 — Диагностика и лечение тревожных расстройств у детей

Тест: уровень тревожности вашего ребёнка

Иногда родителям бывает трудно определить, не перешло ли тревожное состояние ребёнка допустимые нормы. Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем опросник «Уровень тревожности ребёнка», основанный на наблюдениях. Прочитайте предложенные утверждения и отметьте те, с которыми вы согласны:

  1. Ребенок не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

Если количество плюсов превысило 15, скорее всего, у вашего ребёнка тревожное расстройство. Если вы положительно ответили на 7 и более утверждений — ваш ребёнок в зоне риска

Мы советуем обратить внимание на проблему и принять меры по профилактике и лечению повышенной тревожности

Как с этим бороться?

Когда отношения современных молодых людей с такими родителями не складываются или же когда школьники вырастают и их ценности меняются, у молодежи сразу возникает вопрос: «Как изменить родителя? Как объяснить ему? Как его исправить?»

Давайте сразу дадим четкий и ясный ответ: никак. Не нужно никого менять и исправлять только потому, что вы не можете найти общий язык. Взрослые поколения «сэндвич» привыкли так жить, и их такая жизнь вполне устраивает. Они именно так видят мир, и не нужно рушить их картину, пытаясь навязать свою.

Во-первых, работайте над собой: развивайтесь, прорабатывайте свои страхи и неуверенность, улучшайте самооценку. Избавляйтесь от установки о том, что ваша ценность зависит от похвалы родителей и окружающих людей. Не нужно зависеть от родителей и их взгляда на жизнь. У вас своя жизнь, у них — своя.

Во-вторых, работайте над отношениями с родителями. Вопрос «Как изменить родителя?» лучше заменить на вопрос «Как понять родителя? Как принять его? Как наладить с ним взаимоотношения?» Поймите, что они любят вас и ценят вас, но по-другому проявлять свои чувства они не умеют. 

К какому бы поколению вы ни относились, перестаньте пытаться исправить других людей. Возьмите на себя ответственность за развитие ваших взаимоотношений в настоящем, постарайтесь понять друг друга, принять и полюбить друг друга такими, какие вы есть.

Работа над своими ошибками

Учиться на чужих ошибках – непозволительная роскошь, считали мудрецы

Человек в своей жизни допускает очень много мелких и крупных промахов и ошибок, поэтому важно не зацикливаться на их наличии, а искать возможности для того, чтобы больше не допускать их. Нужно анализировать те причины, которые привели к ошибкам и устранять их

Родители четко помнят, как выписывали красивые буквы, учились считать в столбик, увлеченно читали литературу на лето. К сожалению, или к счастью, время изменилось, пришли новые стандарты, а половина ограничений и вовсе признаны ошибочными. Сейчас никто не будет переучивать левшу или ругать ребенка за почерк – это его индивидуальные особенности, с которыми он может отлично жить и добиться успеха. А альтернативная литература приносит ничуть не меньше правильных выводов, нежели рекомендуемая классика

Цените ребенка в комплексе, не выделяйте негатив и не акцентируйте на нем внимание. Даже мелкие трудности приносят пользу, но учите ребенка с ними справляться, а не говорите, что ты не способен, не можешь, хуже других

Если трудно принять своего ребенка, попытайтесь заняться самовнушением. Разорвите ту цепочки долженствования, когда вы ждете от него того, что нужно вам. Внушайте себе, что вы воспитали его правильно, горды за него и ощущаете себя счастливым родителем. Такие формулировки кардинально изменят вас и ваше отношение к происходящему. На глазах поменяется и ребенок, ощущая поддержку от родителей.

Советы и рекомендации психолога родителям

Воспитание ребёнка с тревожным расстройством — непростая задача для любого родителя. Понимание и поддержка со стороны взрослых играют ключевую роль в преодолении трудностей, связанных с этим состоянием. 

  1. Проявляйте терпение и понимание: Постарайтесь проявлять терпение, когда ваш ребенок испытывает тревожность. Поймите, что его чувства – это результат расстройства, а не упрямства или нежелания следовать указаниям.
  2. Обучайте методам самопомощи: Научите своего ребёнка методам саморегуляции и способам борьбы с тревогой, таким как дыхательные упражнения или медитация.
  3. Устанавливайте четкие границы: Четкие правила и ожидания помогут вашему ребенку чувствовать себя более уверенно и безопасно.
  4. Используйте поощрения вместо наказаний: Позитивное подкрепление за хорошее поведение будет более эффективным способом обучения, чем строгость.
  5. Практикуйте социальные навыки: Работайте со своим ребенком над развитием социальных навыков через игры и другие дружелюбные активности.
  6. Обеспечьте здоровый образ жизни: Здоровый образ жизни включает в себя достаточный отдых, правильное питание и физическую активность – все это поможет уменьшить тревожность.
  7. Не избегайте вызывающих тревогу ситуаций полностью: Избегая всего, что вызывает стресс у вашего ребенка, вы лишаете его возможности научиться справляться со своей тревогой; лучше делать это постепенно под вашим контролем.
  8. Оставайтесь последовательными: Дети лучше всего функционируют при наличии стабильного распорядка дня и последовательных ожиданий от взрослых.
  9. Ведите диалог: Общение – ключ к пониманию причин беспокойства ребенка; говорите о его чувствах открыто и без осуждения.
  10. Ищите профессиональную помощь: Не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью к психотерапевту или психологу для получения индивидуализированных стратегий поддержки.

Требуется консультация детского психиатра
Позвоните врачу

+7 (495) 162-66-16

Как подготовить ребенка к кризисным ситуациям и помочь их преодолевать?

На этот вопрос нельзя ответить одной короткой фразой. Точно не стоит опекать ребенка на каждом шагу и ограждать от любых проблем. Во-первых, за всем уследить и всё держать под контролем невозможно, а во-вторых, человек не научится самостоятельно преодолевать кризисные ситуации, и это доставит ему в будущем массу проблем. Ведь мама и папа не всегда будут рядом.

Как я отмечал выше, доверительные отношения и крепкая эмоциональная связь с родителями сами по себе хорошо защищают от стрессов

Важно выработать у ребенка здоровую самооценку, умение чувствовать свои желания и потребности, коммуникативные навыки, способность противостоять агрессии, буллингу. Проблема в том, что не все взрослые сами владеют этими навыками

Не обязательно дожидаться, когда кризис уже произойдет. За помощью психолога можно обратиться в целях профилактики. Специалист поможет понять, какие качества стоит развить у ребенка и как это сделать мягко, ненасильственно.

Как помогает психолог ребенку, когда кризисная ситуация уже произошла?

Чтобы обозначить помощь психолога в кризисной ситуации, есть специальный термин – кризисная интервенция. Специалист обучает ребенка или подростка важным навыкам: снимать эмоциональную напряженность, выбирать из нескольких альтернатив, осознавать и переопределять мотивы и пр. Помощь во время кризиса может потребоваться в любой момент, поэтому специалист всегда на связи.

Как реагировать на истерику подростка в моменте?

Если подросток начал вести себя слишком возбудимо, нужно помочь ему выплеснуть эмоции максимально цивилизованно.

Подросток на грани нервного срыва

У него уже глаза на мокром месте, он с трудом сдерживается, чтобы не зарыдать. В этой ситуации, если ребенок в целом не склонен к разрушительным действиям, имеет смысл дать ему прорыдаться. Плач и бурная истерика помогает избавиться от стрессовых гормонов.

Не упрекайте ребенка и не пытайтесь запретить ему плакать. Лучше сделайте акцент на том, что вы не осуждаете его и понимаете, что чувства иногда надо выплеснуть.

Если ребенок сдерживает агрессию и вообще склонен не жалобно плакать, а гневно орать, это тоже нужно не “затыкать”, а помочь выразить в приемлемых формах. Агрессия — это нормально, запрет на агрессию не помогает стать добрее или мягче. Это касается и девочек, от которых общество ожидает большей покладистости, что приводит к нарушению границ в целом. Лучше  с точки зрения ее права чувствовать и проявлять себя, но осознанно применять разные стратегии.

Признавайте его эмоции, называйте их своими именами: гнев, злоба, ненависть, — но не осуждайте. Даже если вам и ему кажется, что он злится на вас. Скажите, что вы видите, что он злится, это его право. Назвать эмоцию по имени очень полезно — это само по себе снимает накал страстей.

Подросток слетел с катушек

Если ребенок уже вошел в состояние аффекта, важно правильно быть с ним. Хорошие новости: если он уже рыдает навзрыд, хуже уже не сделаешь — фонтан прорвало, процесс пошел

В острой стадии важно не оставлять его одного (то есть, не уходить), но и не пытаться вступить в физический контакт. Лучше всего молчать — он нормально никого воспринимать все равно не может.

Когда рыдания ослабевают, можно аккуратно сократить физическую дистанцию: сесть поближе, укрыть пледом — но важно чутко следить за готовностью подростка принять ваш физический контакт и приближаться постепенно. Обнять подростка можно только тогда, когда он не отказался от аккуратного сближения

Помните о том, что в таком состоянии человек эмоционально близок к маленькому ребенку и утешать его нужно так же. Не объяснять что-то умное, не читать нотации, а обнимать молча или говорить глупые нежности. Попытки воззвать к разуму причиняют в этом состоянии эмоциональную боль и ощущение, что тебя не понимают.

Если вы не можете быть с подростком в этот момент, лучше оставьте его одного

Очень важно самому не срываться, а быть максимально спокойным

Как разговаривать после срыва?

Не нужно торопить события и стремиться обсудить нервный срыв подростка и его истерику по горячим следам. В идеальном раскладе после истерики человек засыпает и успокаивается.

Когда подросток придет в себя, самое главное — не осуждать, не упрекать, не делать и не говорить того, что может вызвать у него чувство вины. И не накладывать запрет на проявление чувств. Лучше обсудить причины того, почему подростку плохо, и как он сам ощущает себя после истерики. С этого и стоит начать, с простого вопроса: “Как ты?”

В процессе разговора помогайте ему назвать своими именами чувства и эмоции, которые он испытывал и испытывает и избегайте оценок.

Если он сожалеет о случившемся, поговорите о том, как помочь ему стать более устойчивым.

Способы преодоления стрессовых ситуаций

Родители должны знать, как снять нервное напряжение у своих детей и как помочь справиться со стрессом:

Разрешите детям напрыгаться.

Ещё вчера Вы ругали любимое чадо за прыгание до потолка на кровати? Вы были не совсем правы. Психологи заявляют, что прыжки идеально снимают психологический стресс. Во время прыжка уходит напряжение, стопа чувствует опору, а «невесомость» чудесным образом оказывает положительной воздействие на стволовые клетки мозга. С каждым прыжком тревог и забот в душе ребёнка дошкольного возраста становится все меньше. Отведите его в игровой центр на батут, который  идеально подойдет для снятия стресса.

Раскрасьте каждый день.

Если ребёнок 5 лет испытывает стресс, фиксируйте внимание на настоящем.  Нарисуйте все дни недели и раскрасьте каждый в определённые яркие цвета: понедельник – розовый, четверг – оранжевый, пятница – зеленая и так далее. Пусть в четверг Ваше чадо обращает внимание на предметы и вещи оранжевого цвета, ест оранжевые фрукты, носит оранжевые вещи

Снимите с ребёнка маску. 

Часто у детей 7 лет теряется мимика после того, как они испытали стресс, как будто лицо превращается в маску

Психологи рекомендуют начать с лепки из пластилина, затем осторожно переходите на маленькое личико ребёнка. Чистыми руками, смазанными маслом, потеребите его щёчки, подёргайте за ушки, погладьте лоб, а затем устройте соревнование, кто лучший кривляка

Корчите рожицы от души. Расслабьтесь – будет весело!

Отпустите стресс по течению.

Зачастую отрицательный опыт так глубоко западет в душу, что его сложно забыть, он как будто цепляется за наши мысли, не желая уходить в прошлое. Отпустите стресс в небо или по течению реки. Делайте это с осознанной радостью. Пусть ребёнок смастерит кораблик, соберёт все негативные мысли в кучу и с лёгким сердцем отпустит поделку по течению. Такое же можно сотворить и с надувным шариком, предложите чаду самому надуть шар.

Соберите гирлянду дружбы.

У каждого ребёнка свой темперамент и характер. Бывает, что ему не хочется общаться, помогите пережить неприятное событие.  Пусть подросток вырежет из бумаги маленьких человечков, нарисует им глаза, рот, нос, даст имена членов семьи, знакомых и друзей, а затем склеит таким образом, как будто они держатся за руки – получится гирлянда дружбы.  Это создаст образ объединения, даст ребёнку понять, что он не один.  

Игра в важное имя. Помогите ребёнку самоидентифицироваться через имя

Пусть он напишет своё имя в столбик и на каждую букву придумает красивое прилагательное с положительным смыслом. Например, Таня – Талантливая, Аккуратная, Нежная, Яркая

Помогите ребёнку самоидентифицироваться через имя. Пусть он напишет своё имя в столбик и на каждую букву придумает красивое прилагательное с положительным смыслом. Например, Таня – Талантливая, Аккуратная, Нежная, Яркая.

Пальчиковые рисунки.

Испытав сильный стресс, ребёнок закрывается, создаётся впечатление, что он боится чувствовать даже положительные эмоции. «Разморозьте» его с помощью работы пальцев. Окуните их в краску, и пусть подросток поставит несколько отпечатков. Затем включите фантазию, просите его дорисовать любимых сказочных героев, зверюшек, да что угодно.

Здесь и сейчас.

Чтобы ребёнок не фокусировался на плохих событиях в прошлом и не тревожился за будущее, важно научить его осознанно ощущать себя в настоящем. Время от времени задавайте вопрос: «Ты где?»

Ответ должен состоять из нескольких предложений и начинаться со слов: «Я здесь». Объясните, что нужно говорить об ощущениях, запахах, звуках. Ответ может быть таким: «Я здесь. Сижу на кухне за столом, приятно пахнет только что приготовленным пирогом, читаю маме книгу, с улицы доносится музыка».

Выпустить пар.

Человек так устроен, что всем нашим эмоциям нужен выход. Нервный стресс у ребёнка – повод выпустить пар. Для выплеска негативных эмоций подойдёт борьба подушками. Из этой же серии забивание гвоздей, щёлканье пузырьков упаковки, сбивание кеглей.

Если из-за стресса ребёнок боится тактильного контакта, поиграйте в дождик. Сначала слегка бейте своими пальцами по его ладошкам, затем переходите на плечи, голову, спину и всё тело. Ваш дождик должен быть разной силы: то сильнее, то слабее.

Играйте чаще с ребёнком, балуйтесь, кривляйтесь, прогоняйте плохие мысли в окно, учите фокусироваться на настоящем, и тогда он будет здоров, а в семье воцарится здоровая психологическая обстановка. Скажите сыну или дочери, что Вы его или её любите и цените. Пусть ребёнок будет уверен, что Вы заботитесь о нём и всегда поможете в трудную минуту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: