Высокочувствительный ребенок как повод маме вырасти

Высокочувствительный ребёнок: техника безопасности

Родители в воспитании таких детей делают несколько характерных ошибок:

  1. «Раз он такой впечатлительный, то с ним нужно везде ходить, все делать, и ограждать от негатива». Но такой ребенок — не инвалид, а имеет особенности в пределах нормы. Ему, так же, как и остальным детям, надо развиваться и преодолевать трудности. Потребуются некоторые усилия в нужном ребенку направлении. Если его оградить от всего, лишь бы он не расстроился, то ребёнок не научится. 2. «Раз он такой впечатлительный, то надо его как можно чаще заставлять преодолевать разные сложности. Чем сложнее сложности и труднее трудности, тем лучше». Это часто бывает основной идей отцов, воспитывающих высокоэмоциональных сыновей. Ребенок боится змей? Идем в серпентарий и будем держать в руках разных тварей. Боится темноты? Запрем в туалете и выключим свет. В данном случае это часто заканчивается не закалением воли, а срывом. Дополнительный нажим и напор вызывает сильную волну негативных эмоций, с которой ребенок не может справиться. Здесь стоит помнить, что ребенок — не просто слабак или трус, как может казаться некоторым людям. Это существо с другим восприятием, обусловленным его нервной системой. Нервную систему сложно перестроить насилием.

Никаких телесных наказаний, тайм-аутов и прочих пережитков средневековья

Для любого ребенка это табу, в особенности для ВЧ-ребенка. Наказание телесное унизит его достоинство, оставит глубочайшую рану в сердце и разрушит привязанность. Переживая наказания глубоко (как и все остальное), такой ребенок окончательно убедится в своей неполноценности. 

Тайм-ауты также приводят к разрыву в привязанности. Лучше поговорите, объясните, усадите рядышком отдохнуть, крепко обнимите шалуна, следите за поддержанием привязанности и за режимом труда и отдыха – этим ребенок удержится в рамках правил. 

Если у вас дома приняты конкретные правила, выпишите их на доску мелом, или проинформируйте ребенка, что можно, а что нельзя.

Границы будут ему яснее, если будут очерчены и установлены четко и заранее. Иначе ваш произвол карать (если у вас плохое настроение) сделает его бессильным перед вызовами во взрослой жизни, где он окажется безвольным вместо того, чтобы дать отпор.

Так что же это за дети?

Откуда эти двоякие особенности? С одной стороны, повышенная уязвимость, с другой –
особая глубина восприятия, мышления и эмоционального переживания? В последние десятилетия двадцатого века ученые, занимающиеся исследованием темперамента, обратили пристальное внимание на таких детей и на взрослых, имеющих повышенную сенсорную и эмоциональную чувствительность, и выделили их в особый тип темперамента – высокочувствительный ребенок (в дальнейшем взрослый). С развитием нейронаук исследование людей с таким темпераментом сильно продвинулось и пришло системное понимание их особенностей, связанное с особенностями функционирования их нервной системы

Исследования со стороны генетиков подтвердили предположение, что повышенная чувствительность передается генетически и свойственна каждой популяции высокоразвитых млекопитающих, составляя примерно 15-20% от общей численности. Большой вклад в систематизацию исследований разных аспектов особенностей людей с данным типом темперамента, проводившихся в США, Японии, Австралии, Германии, провела Элейн Эйрон, работы которой сейчас уже доступны и на русском языке. 

Так почему же эти дети такие? Говоря в общих чертах, можно сказать, что нервная система такого ребенка настроена на восприятие большего количества стимулов и дифференциацию их оттенков. Также у таких людей больше ассоциативная кора головного мозга, их мозг бессознательно проделывает постоянно большое количество исследований каждой ситуации и проводит большее количество ассоциативных связей с прошлым опытом. У таких детей более развита лимбическая система, отвечающая за эмоции, больше возбудимость отделов головного мозга, отвечающих за безопасность, для многих таких детей свойственна модель – перепроверь, прежде чем реагировать. Также люди с повышенной чувствительностью обладают большим количеством зеркальных нейронов, что делает их крайне эмпатичными и восприимчивыми к эмоциональным состояниям других людей, которые они переживают в раннем возрасте очень объемно, их невозможно обмануть словами – мама не расстроилась, все хорошо!

Ученые, исследующие феномен высокочувствительных людей, отмечают, что успешность адаптации такого человека, возможность использовать свои особенности как свою сильную сторону, а не слабость, напрямую зависят от благоприятности среды, в которой он растет в первые годы своей жизни. Если эта среда дает ему поддержку, понимание, возможность действовать в своем ритме, исследовать и внешний мир, и собственный отклик на каждое явление, если ребенок имеет большее количество опытов, которые фиксируются им как положительные, тогда его ассоциативные связи формируют позитивную картину мира, а сильная система ориентирования «опасно-безопасно» делает его интуитивным, прозорливым и эффективным в социальной действительности взрослого мира. Если же внешняя среда отрицает его особенности, оказывается безучастна к его особенностям восприятия, к его запросу на качество исследования каждого факта и явления, с которыми он сталкивается, если он переживает большое количество эмоционально-болезненных коммуникаций с окружающими его людьми, если его нервная система постоянно оказывается функционирующей с перегрузкой, в состоянии непрекращающегося стресса, то тут мы действительно можем столкнуться с проблемами – стеснительностью, импульсивностью, неумением регулировать свое эмоциональное состояние, с попытками избегать коммуникации, ассоциируя ее с багажом негативного опыта, который ребенок уже успел набрать за свою жизнь. 

Как помочь высокочувствительным или гиперчувствительным детям?

И вот у нас есть такой ребенок – для которого этот мир слишком интенсивный, который воздействует на него гораздо сильнее, чем на других (и чем нам, может быть, хотелось бы). Что мы, как родители, можем сделать для такого ребенка, как мы можем ему помочь?

В первую очередь, встать на одну сторону с ребенком. У Гордона Ньюфелда есть удивительно точное описание отношений между родителем и ребенком – «танец привязанности». И вот нам нужно найти свой ритм, свой рисунок, подходящий темп, чтобы начать танцевать с ребенком, у которого мозг имеет такие особенности. Это может быть сложно, но это крайне необходимо.

Будьте по одну сторону, несмотря на отличия, а также на то, что может казаться в ребенке непонятным, может пугать. В подходе развития на основе привязанности мы даем ребенку два приглашения. Первое – просто быть в нашей жизни, и второе – быть самим собой. И принимать отличия – это как раз о втором приглашении в жизни – приглашать ребенка в свое сердце таким, какой он есть, с тем мозгом, который у него есть. И это – первое па в нашем танце привязанности! Это закладывает основу для отношений и создает контекст для развития, для раскрытия внутреннего потенциала именно этого ребенка.

Принимайте и цените уникальность своего ребенка, не подталкивайте его к норме. Если мы понимаем, что наш ребенок «устроен» по-другому, если мы видим его изнутри, то нам не нужно пытаться исправить его, сделать «нормальным». Да, мы живем в обществе, и порой очень трудно сохранять нейтралитет и не
сравнивать своего ребенка с другими детьми. Но нужно всегда держать в уме, что
сравнивать ребенка можно только с ним самим в процессе ЕГО развития.

Джонатан Муни, человек с дислексией и СДВГ, активный защитник прав людей с особенностями развития говорит:

Мы должны стать для
ребенка надежным проводником, бережно ведя его по уязвимой территории, и надежным
щитом, закрывающим от ранящих стрел внешнего мира.

И вот когда мы осознали и приняли тот факт, что у ребенка слабая или неработающая СРСИ, как только мы адаптировались к этому, ситуация сразу выглядит по-другому. Это как
с незрелыми детьми, когда мы берем на себя работу сознательной части мозга, так
и в этом случае – становимся виртуальной кожей, буфером между ребенком и
окружающим миром. Пытаемся, насколько это возможно, сами выполнять работу СРСИ.

Нам просто критически важно сосредоточиться на том, как помочь мозгу ребенка найти обходные пути и помочь раскрыться потенциалу в предлагаемых условиях. При этом мы работаем с тем мозгом, который есть у ребенка, и не пытаемся сделать его нормальным

Как говорит Джул Эпп, нам нужно «работать С мозгом, а НЕ ПРОТИВ мозга».

Роль похвалы в воспитании

Сверхчувствительного ребенка невозможно перехвалить. Эти дети реально оценивают свои возможности. Чувство собственной недостаточности не дает им понять всю ценность свойств, которые таятся в их характере. Они нуждаются в поддержке со стороны взрослых, а точнее в семейном тепле, спокойном отношении к неудачам, проговаривании различных жизненных ситуаций, радости успехам, поддержке в сложные моменты. Все эти условия помогут ребенку взрослеть в спокойной обстановке, зная, что его любят и принимают.

При воспитании ребенка, особенно сверхчувствительного, очень важно сдерживать свои эмоции, не показывать негатив, осознавать свои чувства и работать с ними. Развивать такие навыки помогает курс «Эмоциональный интеллект»

Он ориентирован на проработку собственных эмоций и развитие умения ими управлять, а также понимать эмоции других людей.

Разделяйте эмоции и чувства ребенка (вместо убегания от них или отрицания)

Это сложный пункт, ведь если наши собственные взрослые эмоции и травмы оказались неразделенными, то мы будем убегать от таких же эмоций ребенка. Конечно, бессознательно. И это защита от боли.

Но ребенку это будет непонятно. Ведь пока он маленький, он “складывает” свои чувства и эмоции в нас, взрослых, чтобы так почувствовать границы, получить поддержку, уверенность, что эмоции и чувства можно прожить, и они не “затопят” дитя, когда он не может справиться. Например, “мне так жаль, что это случилось”, “я представляю, как тебе было неприятно”, “это и вправду наглость, так тебя унижать”. 

Если ситуация требует вашего вмешательства (например, ваш ребенок стал объектом насмешек, или даже , что нередко случается с чувствительными детьми в саду или школе), примите меры, не стойте в стороне, сообщите о ваших действиях ребенку, что вы так это не оставите.

И действуйте там, где это необходимо, не игнорируя чувства ребенка, возникающие в связи с ситуацией в школе, например. Это опасная иллюзия, что, бросая детей одних в океан страстей между ровесниками, вы даете ребенку эффективно справится, не получив травму. Увы, эта иллюзия зачастую стоит очень дорого и может привести к депрессии и даже суициду.

Кроме этого, зачастую ребенок будет “отзеркаливать” вам ваши же подавленные эмоции. “Ребенок реагирует телом на тело матери, а не умом на ее слова или дела”, – пишет Александр Лоуен в книге “Предательство тела”. Поэтому стоит посмотреть, какие чувства не позволяете себе вы и почему, и как только вы дадите право себе их проживать (в особенности негативные – ярость, отвращение, ненависть, злость), ребенок не будет вынужден общаться с вами аффектами и вашими же эмоциями.

Учеба без напряжения

Сверхчувствительным дет1ям особенно нелегко приходится в школе. Чрезмерные нагрузки, ответы у доски и шумные перемены — все это источники стресса, которых практически невозможно избежать. Постоянное напряжение вредит здоровью ребенка, приводит к вспышкам раздражительности и мешает концентрироваться на учебе.

Ниже — несколько действенных способов улучшить ситуацию:

1. Продумайте стратегии, которые позволят сохранять энергию в течение учебного дня. Поговорите с ребенком о том, как эффективнее использовать перерывы между уроками. Даже в школе есть относительно тихие места (например, библиотека), где можно отдохнуть и собраться с силами. Кроме того, от шума хорошо спасают наушники и беруши.

Обсудите, какие методы релаксации стоит использовать до занятий, на переменах и во время уроков. Например, глубокое дыхание поможет быстро успокоиться, пока учитель думает, кого вызвать к доске. Утром полезно будет помедитировать, а днем — немного прогуляться или почитать художественную книгу.

2

Уделяйте особое внимание домашней работе. Сверхчувствительному ребенку трудно сосредоточиться во время урока, поэтому он может воспринимать материал хуже, чем его одноклассники

Однако в спокойной обстановке он вполне способен наверстать упущенное.

Глубокие знания помогут обрести уверенность в себе. Как следует разобравшись в теме, ребенок будет меньше тревожиться из-за проверочных работ или экзаменов.

3. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок посещал дополнительные образовательные курсы (например, учил английский в языковом центре), то выбирайте учреждения, где педагоги работают с маленькими группами из 3–5 человек. А лучше найдите репетитора для индивидуальных занятий.

Не заставляйте ребенка ходить в секции и кружки, которые ему не нравятся. Возможно, бокс, баскетбол или танцы вызывают у него стресс, зато он с удовольствием пошел бы в художественную школу.

Диагностика высокочувствительности

На самом деле достаточно банального наблюдения и знания «портрета высокочувствительного человека»!

Но все же хочу поделиться с вами двумя методиками (тестами) диагностики, один из которых, кстати, представлен в книге той самой Элейн Н. Арон.
Одна анкета для родителей и помогает определить уровень чувствительности ребёнка, а вот второй тест уже для нас, взрослых.

ДЛЯ ДЕТЕЙ (точнее для их родителей):
Пожалуйста, ответьте на каждый вопрос как можно точнее. Отвечайте «верно», если это верно или так или иначе относится к вашему ребенку или относилось в определенный период в прошлом. Отвечайте «неверно», если это вовсе не о вашем ребенке или не совсем точно.

  1. Легко пугается.
  2. Жалуется на колючую одежду, швы на носках или бирки, которые соприкасаются с его кожей.
  3. Обычно не в восторге от больших сюрпризов.
  4. Лучше запоминает сдержанные замечания, нежели строгое наказание.
  5. Кажется, читает мои мысли.
  6. Использует сложные для его возраста слова.
  7. Замечает легчайший незнакомый запах.
  8. Обладает хорошим чувством юмора.
  9. Обладает хорошей интуицией.
  10. Трудно засыпает после бурного дня.
  11. Не особенно хорошо переносит большие перемены.
  12. Хочет сменить одежду, если она мокрая или в песке.
  13. Задает много вопросов.
  14. Перфекционист.
  15. Замечает чужие беды.
  16. Предпочитает тихие игры.
  17. Задает глубокие, заставляющие задуматься, вопросы.
  18. Очень чувствителен к боли.
  19. Беспокоится в шумных местах.
  20. Замечает нюансы (что-то передвинули, что-то изменилось в облике человека и т. д.)
  21. Размышляет, безопасно ли это, прежде чем залезть высоко.
  22. Выступает лучше, если рядом нет незнакомцев.
  23. Глубоко чувствует.

Если вы ответили «верно» на 13 и более вопросов, ваш ребенок, вероятно, высокочувствительный. Однако ни один психологический тест не может быть настолько точным, чтобы вы могли определить, как вам вести себя с вашим ребенком, опираясь на его результаты. Если всего один или два признака верны по отношению к вашему ребенку, но проявляются в крайне высокой степени, вы также можете уверенно считать вашего ребенка высокочувствительным.

ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
Чтобы пройти самодиагностику, достаточно посчитать количество утверждений, с которыми вы согласны. После этого обратитесь к результатам теста.

  1. Я тонко чувствую все нюансы окружающей обстановки. На меня влияет настрой других людей.
  2. Я очень чувствителен к боли.
  3. В напряженные дни я чувствую потребность забраться в кровать, уйти в темную комнату или другое место, где смогу уединиться и ощутить облегчение.
  4. Я чрезвычайно чувствителен к воздействию кофеина.
  5. Меня легко выводят из равновесия яркий свет, сильные запахи, грубая ткань или вой сирены.
  6. У меня богатая внутренняя жизнь.
  7. Громкие звуки и шум вызывают у меня дискомфорт.
  8. Меня глубоко трогает искусство.
  9. Я сознательный.
  10. Меня легко испугать.
  11. Я нервничаю, когда мне нужно многое сделать за короткое время.
  12. Когда людям некомфортно, я знаю, что предпринять, чтобы им стало удобнее (например, рассадить их по-другому или поменять освещение).
  13. Меня раздражает, когда мне поручают сделать слишком много дел сразу.
  14. Я изо всех сил стараюсь избежать ошибок, ничего не забыть.
  15. Я предпочитаю не смотреть фильмы и телешоу со сценами насилия.
  16. Я раздражаюсь, когда вокруг меня слишком много суеты.
  17. Сильный голод вызывает у меня острую реакцию, не дает сосредоточиться и портит настроение.
  18. Жизненные перемены приводят меня к стрессу.
  19. Я замечаю тонкие запахи, звуки, способен оценить вкус изысканных блюд, изящные произведения искусства и наслаждаться ими.
  20. Одна из моих ключевых целей – избегать огорчений и ситуаций, выбивающих меня из колеи.
  21. Когда я вынужден с кем-то конкурировать или чувствую, что за моими действиями наблюдают, я нервничаю и делаю все гораздо хуже, чем обычно.
  22. Когда я был ребенком, мои родители и учителя считали меня чувствительным или застенчивым.

Результаты:
Если вы выбрали ответ «верно» для 12 и более утверждений, то, cкорее всего, вы относитесь к сверхчувствительным людям.

Трудности воспитания детей с высокой чувствительностью

Главная проблема детей с высокой чувствительностью — сильное раздражение. Им могут мешать вещи, предметы, другие люди. 

Пытаясь справиться с потоком чувств, они могут впадать в ярость или в истерику. Другие же могут забиться в угол, чтобы их не трогали. Третьи могут плакать и дрожать. Четвёртые будут стараться достичь совершенства, чтобы спрятать свои страхи или компенсировать их своими талантами. Пятые будут корчиться от боли в животе или от мигрени. Словом, от раздражителей дети обосабливаются по-разному, и чаще всего такие попытки обособиться будут сопровождаться стрессом, тревогой, а в будущем могут вызвать проблемы с социализацией.

Особенность высокочувствительных детей в том, что они воспринимают мир фрагментарно. Например, поход в кино ребёнку может не понравиться, потому что звук был слишком громким. В этом случае и сюжет, и даже ведро любимого попкорна «уплывают» куда-то вдаль и больше не вспоминаются. На завтрак каша, а не блинчики? И здесь впечатлительные дети покажут себя: это же вопиющая несправедливость!

На поведение малышей с высокой чувствительностью вообще сильно влияет окружающая среда: звуки, запахи, вкус, освещение, цвет, текстура. Почему? Попробуйте вообразить, что живете на стройке, где шум, гам, постоянный запах краски или лака, куча людей, стуки и сверление — и всё это не прекращается ни на минуту.

Признаки сверхчувствительности у детей

Высокочувствительный ребенок часто проявляет себя интровертом или кажется отстраненным, а иногда проявляет эмоции демонстративно. Специалисты выделили несколько черт характера таких детей, которые позволяют определить тип восприятия окружающего мира. Сверхчувствительный ребенок часто вздрагивает, обладает неплохим чувством юмора и широким словарным запасом, имеет развитую интуицию, размышляет над многими вопросами. Он теряется перед выбором, любит уединение, сопереживает страданиям других людей, принимает все близко к сердцу, чувствует себя лишним в многолюдных и ярко освещенных местах. Если эти утверждения подходят вашему ребенку, то он сверхчувствителен.

Изучите особенности чувствительности вашего ребенка

К чему именно он чувствителен? Двух одинаковых людей на планете, как известно, не существует. Так и с чувствительностью. Например, можно воспользоваться списком-тестом-вопросником на чувствительность Д-ра Элейн Эйрон (США), приведенным в ее книге “Высокочувствительный ребенок”. 

Или такой простой типологией ученого Д-ра Поланд (США):

  • низкий порог сенсорной чувствительности (например, остро реагирует на жесткие и колючие ткани, не переносит резких запахов и душных помещений);
  • социальная чувствительность (не переносит публичных мест, супермаркеты или концертные мероприятия больше определенного времени, например, полчаса);
  • эмоциональная чувствительность (такие дети демонстрируют большую глубину проживания чувств, если, например, умер родной человек или сильно заболело ваше домашнее животное, или в классе кто-то “задел” вашего ребенка несправедливым замечанием);
  • сложности с проживанием изменений и новшеств (например, нужно утром переодеться в другую одежду – А ни за что! Или, например, приходится переезжать в другую страну, в которой адаптация будет сложнее и более долгой).

Как проявляется сверхчувствительность

Особенности высокочувствительных людей Элейн Эйрон раскрывает аббревиатурой DOES.

Depth — глубина, задумчивость

Сверхчувствительные люди глубоко воспринимают и анализируют любую информацию. Исследования показывают, что они задействуют больше частей мозга, которые отвечают за «глубину» обработки новых данных. Им необходимо все детально обдумывать, пропускать через себя все, что они видят и слышат. Поэтому они не могут быстро принимать решения. Зато у них хорошо развита интуиция: внутренний аналитик все время активен, подмечает взаимосвязи и делает выводы.

Overstimulation — повышенная реакция на стимулы

Из-за повышенной восприимчивости и впечатлительности сложно долго находиться в эпицентре событий. Быстрая утомляемость — один из самых заметных «симптомов» высокой чувствительности. Тонко чувствующий человек быстрее устает, потому что «жесткий диск» переполняется новой информацией. Для высокочувствительных часто мир «слишком громкий» и ранит сильнее. Тяжелее переносить физический дискомфорт: духоту, громкие звуки, яркий свет. Незаметные другим факторы могут быть невыносимыми. Впечатлительный человек это воспринимает, как скрежет по стеклу.

Empathy — эмпатичность

Высокочувствительные люди обращают внимание на мельчайшие изменения в поведении окружающих и тяжело это переживают. Они способны зайти в комнату и мгновенно «считать» эмоциональное состояние у всех присутствующих

Согласно исследованиям, у высокочувствительных людей активнее зеркальные нейроны, которые помогают нам распознавать эмоции других. Поэтому чужие переживания очень сильно влияют на настроение, тяжело выносить эмоциональные перепады других, ссоры и ругань, ранит любое грубое слово. 

Sensitive — восприимчивость

Внимание к деталям и нюансам — одновременно и дар, и проклятие. У высокочувствительных людей, как правило, обостренное чувство красоты

Во время прогулки они будут постоянно останавливаться, потому что загляделись на то, как фигурно падает тень от дома (а вот тут еще дерево красивое, а вон из окошка кот выглядывает, смотри). Такое чувствительное восприятие помогает полнее ощущать жизнь. Обратная сторона — «антенны» восприятия отключить невозможно. Не получится перестать воспринимать «близко к сердцу», и очень быстро может наступить перегрузка.

Прекратите винить себя и стыдиться того, что у вас очень чувствительный ребенок

Это генетика, а также опыт рождения и условий жизни. Порицая ребенка за чувствительность, вы только еще больше обесцените его. Это не болезнь и не медицинский синдром, так как чувствительность присуща около 15-20% людей на земле (и не только среди млекопитающих), согласно исследованиям Д-ра Элейн Эйрон, ведущего мирового исследователя повышенной чувствительности. 

Высокая чувствительность – это стратегия выживания определенной части нашего вида. Недостаток же – это социальный ярлык, но вы ведь не хотите “подрезать” ребенка под кальки общества?

Вы бы хотели, например, попасть к невнимательному хирургу или дантисту, который не заметит другие симптомы или дефект в соседнем зубе? Или непорядок в другом органе? Думаю, что нет.

Чувствительность со временем и адекватной поддержкой становится точным GPS-навигатором для подрастающего ребенка в отношениях, в выборе профессии и в работе.

Если же у вас регулярно появляется стыд и вина за повышенную чувствительность у ребенка, то вам нужна поддержка, чтобы прожить эти сложные чувства в заботливых отношениях с другими взрослыми, а не за счет ребенка. Скорее всего, абсолютно бессознательно вы будете проецировать эти чувства на дитя, которое, благодаря своей глубине обработки деталей, вполне может “взять вину на себя”, хотя винить тут не за что. И некого. Чувствительность – отличный “слуга” в соблюдении своих границ, поэтому “избавляться” от нее незачем.

Встречайтесь с родителями похожих детей, которые так же интересуются высокочувствительностью

Родителям чувствительных детей очень непросто. Высокая чувствительность в нашей культуре адекватно не принимается, табуируется за нее стыдят. Поддержкой будет общение с родителями, которые разделяют ваши взгляды и стремление поддержать ребенка, а также найти нестандартные способы и подходы к такому малышу.

Подбадривайте друг друга, обменивайтесь опытом, читайте литературу по теме, образовывайте себя, делитесь опасениями и страхами с “коллегами”.

Найдите себе поддержку в лице психотерапевта, знакомого с повышенной чувствительностью, который разделит ваши эмоции. У вас будет больше ресурса на отношения с вашим ребенком. 

На русском языке уже есть несколько книг ученых-исследователей о повышенной чувствительности, например, книги Д-ра Элейн Эйрон (“Чувствительный ребенок”, “Сверхчувствительная натура”, “На перекрестках любви и власти”), а также книга Уильяма Поллака “Настоящие мальчики. Как спасти наших сыновей от мифов о мальчишестве”, где в деталях рассказано, как поддержать мальчика и защитить его от стереотипов мачо-культуры.

Хотелось бы завершить этот перечень замечательного актера Евгения Леонова: “Есть ли в твоей жизни человек, перед которым ты не боишься быть маленьким, глупым, безоружным, во всей наготе своего откровения? Этот человек и есть твоя защита”. Именно такой родитель-защитник и нужен чувствительному ребенку, который расцветет всем своим существом при внимании и заботе.

Уверена, что это неполный список “ключиков” к чувствительному ребенку. А какими пользуетесь вы?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: