Как пишется буква ы для малышей

Как пишется буква ы для малышей - как пишется то или иное слово или словосочетание

Методические приемы для запоминания буквы Ы

Главная задача на этапе знакомства с буквой Ы – запечатлеть в памяти графический образ, научить распознавать его, соотносить со звуком . Сначала малышу необходимо запомнить пространственную конфигурацию, затем закрепить, регулярно повторяя на последующих занятиях.

Методы запоминания буквы Ы не будут отличаться от тех, что использовались при изучении других гласных звуков. Классическими приемами запоминания можно воспользоваться и здесь.

  • Графический анализ (определение частей, из которых состоит буква Ы: две палочки, полукруг).
  • Визуальное сравнение с другими литерами (И, Ь, Ъ: чем схожи и чем отличаются).
  • Мнемонические приемы: на что похожа?
  • Поиск буквы: в картинках, текстах, цепочках, домиках.
  • Воспроизведение образа тактильными, изобразительными способами.
  • Прописывание, печатание, обводка шаблонов буквы Ы.
  • Фонематическое вычленение слов с из устного текста.

Положительные результаты ожидаются при сочетании разных приемов. Малыш должен видеть, слышать, ощупывать букву. Задействовав несколько органов чувств, взрослый помогает усваивать информацию быстро, интересно, легко. При таком комплексном подходе развивается креативность мышления дошкольника, позволяющая узнавать символы в усложненных модификациях: перевернутыми, в зеркальном виде, недорисованными.

Пропись в наши дни

С развитием компьютерных технологий буквы, написанные изящным округлым почерком, стали уже не столь важны. Многие работы можно теперь выполнять с помощью технологий, значит, красиво выписывать буквы на бумаге уже не обязательно.

Русский алфавит переживает новую эпоху в своем существовании. Чтобы выучить алфавит, теперь не обязательно обращаться к букварю. Эту роль могут принять на себя видео пособия, магнитные и говорящие электронные азбуки.

И почему-то становится жаль наш алфавит и его прошлое

В Древней Руси особое внимание уделяли красоте выписанных букв, а монахи посвящали года переписыванию одной книги. Конечно, сегодня никто не будет этим заниматься, но пропись хранит не только нашу историю и весь русский алфавит, но и создает отпечаток характера человека. И хотя буквы прописью на компьютере не напишешь, не лишайте ребенка удовольствия почувствовать волшебное прикосновение руки к бумаге

Как бы ни развивалась техника, рукописи не отойдут в прошлое!

И хотя буквы прописью на компьютере не напишешь, не лишайте ребенка удовольствия почувствовать волшебное прикосновение руки к бумаге. Как бы ни развивалась техника, рукописи не отойдут в прошлое!

Источник статьи: http://steshka.ru/uchimsya-pisat-propisnye-bukvy

Задание для дошкольников: печатная буква Ы

После устной работы ребенку предлагается внимательно рассмотреть графическое изображение «Ы». Затем — написать ее в воздухе, а потом в тетради. «Ы» пишется по клеточкам, для написания подойдет как шариковая ручка, так и карандаш.

Если перед дошкольником стоит задача написать букву на протяжении всей строки, то взрослый сам должен вывести в начале строки «Ы» как образец.

При возникновении затруднений у детей взрослый может помочь им двумя линиями или опорными точками для проведения линий. В крайнем случае можно написать ребенку всю букву, чтобы он просто обвел ее цветным карандашом или ручкой.

3 техники постановки звука «С»

1. Подражание

Наиболее часто применяемым методом постановки звука «С» считается подражание. Простота данного способа объясняется предрасположенностью дошкольников к копированию действий. Расположившись перед зеркалом вместе с ребенком, логопед демонстрирует правильное положение органов артикуляции и правильную силу и направленность воздушной струи. Нормированное произнесение звука «с» — рот открыть, кон­чиком широкого языка упереться в нижние зубы.

Техника является эффективной в случае незначительных дефектов звукопроизношения.

Данную технику можно применять в игровой ситуации, например, раздувая паруса кораблика, сдувая воздушный шарик, дуя в горлышко узкой бутылки и т.д.

2. Постановка от опорных звуков

Определение опорного звука: опорным звуком называется звук, который исполняется ребенком правильно или может явиться исходной точкой. Логопед определяет этот звук на основе наблюдений и анализа речи. Способ отлично помогает, когда в качестве опоры выступают межзубный или мягкий . Если имеют место подобные формы произношения звука, то ребенку предлагаются следующие инструкции:

При мягком «С’»

При языке, поднятом вверх, ребенку предлагается правильный образец звука, а затем можно попросить повторить следом за вами.

Обратите внимание, что при правильном произношении звука воздушная струя должна быть холодной и направляться вниз. Проверить это можно расположив тыльную сторону ладони малыша перед его губами

При твердом «С»

Можно получить, также используя звук «Ы» и, сомкнув зубы, направить воздушную струю вниз. Получится сочетание «ЫС».

При межзубном «С»

При языке между зубами и выраженном желобке, можно попросить ребенка произнести звук, расположив язык за зубками.

Если желобок не выделяется, а язык слабый и широкий, то ставим межзубный «С». Лишь затем формируем правильную артикуляцию звука. Для закрепления правильной артикуляции ребенку нужно расположить язычок между зубами и можно даже слегка прижать его кончик резцами. Сформировать желобок поможет упражнение «Ветерок».

3. Постановка с механической помощью

В качестве помощников можно использовать ручку чайной ложечки, обломанные спичку или зубочистку, ватную палочку.

На язык посередине положить тонкую палочку или спичку (серу предварительно счи­стить) таким образом, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку, зубы сжать. Равномерно с силой выды­хать воздух, следя за тем, чтобы воздушная струя была сильная и холодная. При правильном вы­полнении всех подготовительных упражнений и этого должен слышаться звук «С». При произне­сении звук «С» может звучать неясно и нечет­ко — значит, палочка лежит неправильно или воздух выдувается с недостаточной силой. При правильном выполнении упражнения получается звук «С». В дальнейшем звук отрабатывается с предметом, а затем без него. Повторять данное упражнение необходимо много раз, обязателен контроль перед зеркалом. Постепенно палочку вынимают и проделывают это же упражнение уже без нее.

При выполнении этого упражнения необходимо учесть несколько моментов:

  • предмет необходимо положить ребенку на язык не более 2 см. в глубину;
  • при шепелявом свисте нужно прижать предмет губами, а не зубами, но воздушная струя при выдохе проходит между зубами;
  • на начальном этапе необходимо контролировать нажим предмета, чуть глубже или сильнее;
  • обязательно используйте игровые ситуации, например, помочь герою или спасти принцессу, иначе ребенку будет скучно.

При закреплении произношения звука на на­чальных этапах работы разрешается использо­вать палочку при произнесении слогов и слов.

Речевые упражнения для закрепления произношения звука «С»

Произнесение твердого звука «С» в прямых слогах

1. Произнесите или прочитайте слоги, протягивая звук «с»:

  • «са-са-са»; «сы-сы-сы-сы»; «су-су-су-су»; «со-со-со-со».
  • «са-сы-со-су»; «сы-со-су-са»; «со-су-са-сы»; «су-са-сы-со».

2. Игра «Запомни и повтори»:

«са-са-со»; «со-са-со»; «со-са-еа»; «сы-са-сы»; «са-сы-сы»; «са-сы-са»; «са-са-сы»; «сы-со-су»; «су-еы-су».

3. Повтори потешку и запомни ее:

  • Са-са-са — вот бежит лиса.
  • Со-со-со — она катит колесо.
  • Сы-сы-сы — рыжий хвостик у лисы.
  • Су-су-су — не боимся мы лису.

Произнесение слогов

  • «Со»: сок, сом, сон, Соня, сода, сокол, сор, соп­ка, босой, косой, песок, носок, лесок, поясок, колосок, колесо, фасоль, высокий, осока.
  • «Са»: сам, сад, сало, сани, Саша, сахар, сайка, санки, оса, лиса, коса, роса, кусать, писать, краса, колбаса, полоса, самбо, посадка, уса­тый, садик, написать.
  • «Су»: суп, сук, суд, сумка, судно, посуда, несу, рисую, несут, сосуд.
  • «Сы»: сыр, сын, сыч, сыт, весы, усы, носы, ко­сынка, посылка, сыпь, насыпь.

Произнесение слов

1.С безударными слогами:

Салат, сады, сапог, салют, касса, масса, само­лет, сарафан, Лариса, крыса, суметь, сундук, сувенир, сырок, сынок, сырой, осы, бусы, рельсы, волосы, русые, посылать.

На данном этапе рекомендуется использовать наглядный материал, картотеки предметных картинок, игровые приемы работы.

2.  Произнесите правильно слоги:

  • «ска-ско-ску-скы»; «сла-сло-слу-слы»; «сма-смо-сму-смы»;
  • «сва-сво-сву-свы»; «спа-спо-спу-спы»; «ста-сто-сту-сты».

3. Прочитайте или произнесите «трудные» слова — со стечением согласных:

Свая, свалить, свалишь, свой, небосвод; скал­ка, скатить, скатерть, скамья, скорый, Слава, сладкий, слон, слово, слух; смог, сможем, смыть, сметь, сноп, снова, сны; спать, спор, спорт, спутник, спутать, стан, сталь, ставить, поставить, старик, стакан, достать, привстать; сто, стол, столько, стойка; настойка; стул, стук, ступеньки, проступок, поступок.

Произнесение предложений и текстов

1. Закончите предложения:

И пришла к Айболиту (лиса):

«Ой, меня укусила (оса)!»

И пришел к Айболиту (барбос):

«Меня курица клюнула в (нос)!»

2. Произнесите или прочитайте предложения.

Лиса живет в лесу. Посуда стоит в серванте. У Со­ни русые косы. Не бойся, собака не кусается. Санки упали в снег. У скалы стоит маленькое судно. Высоко в небе парит самолет. Саша нарисовал красивый рисунок. На нем синий  небосвод и солнышко. Собака лает на синицу. В нашем саду выросли абрикосы и сливы. Света, надень резиновые сапоги, на улице стало  сыро. В школьной столовой продают сыр, сало и сахарную вату. В суп пускают  фа­соль, капусту и мясо. На сломанном суку сидит сова.

3. Выучите стихотворение.

Солнце село за селом, спят сороки, сойки спят.

Спит в реке усатый сом, спят и лес, и пруд, и сад.

Стадо спит в траве  и пес. Смолкли звуки, песни, смех.

Сон в страну свою унес всех. (В. Лунин)

4. Отгадайте загадки и загадайте их своим родителям, друзьям:

  • Красное коромысло над рекою повисло. (Радуга)
  • Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой)

5. Произнесите текст и затем перескажите его. Попробуйте составить вопросы к тексту.

В лесу

Саня со Славой были в сосновом лесу. С ними была собака Сокол. В лесу сыро, мало солнца. Соба­ка заметила на суку сороку. Сорока увидела со­баку и улетела. Под сосной Саня увидел ежа. Саня не смог его схватить. Слава встал и стал смотреть вверх. Высоко над лесом летел пассажирский самолет. Са­молет напугал хитрую лису. Мимо ребят лисица  проскочила  в нору. Потом Саня и Слава развернулись  домой. На опушке леса сохла скошенная  трава в стогах. Ребята у высокого стога. Скоро они были у своего дома.

6. Составьте предложения со словами: песок, сумка, колесо.

Прописная Ы не нужна ?

Эта буква то и дело сталкивается с разного рода дискриминациями: некоторые специалисты считают, что пропись Ы должна учитывать только строчную Ы, ведь слов на нее нет. В ряде прописей для первоклассников можно заметить, что встречается только маленькая письменная Ы, так как будто заглавная буква Ы не существует вообще.

Многие могут вспомнить, как на уроках, когда изучалась прописная буква Ы, отсутствовала в учебнике и во вспомогательных материалах большая буква Ы, как во всем алфавите при изучении прописи все буквы стояли по парам, и только Ы прописная и еще мягкий и твердый знаки скромно стояли без пар, только маленькие.

Сейчас же в интернете можно встретить на форумах в общении между родителями просьбы помочь найти, как пишется прописная буква Ы.

На самом деле очень странно не учить писать большими все буквы, включая твердый и мягкий знаки, ведь эти знаки, так же как и прописная Ы образец лишили бы сомнений по поводу написания, например, слова в верхнем регистре по какой-либо причине, например, для передачи художественной выразительности.

Как произносится Ы

Тем, для кого русский родной, произношение Ы не проблема, а вот тем, кто только учит великий и могучий, русская буква Ы дается нелегко. Буква Ы гласная, которая указывает на твердость предыдущей согласной.

Специалисты по постановке произношения обычно учат произносить Ы через корректировку У или И. Согласно первому приему нужно произнести У, пытаясь растянуть губы как при произношении И. Или проговаривать «УИ», меняя только положение губ: последний звук будет звучать как Ы. Согласно второму приему, следует проговорить И, оттягивая язык назад, можно даже придержать его каким-то предметом, например, карандашом или ложкой.

Развитие фонематического слуха

Цель — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Игры для развития фонематического слуха при постановке звука «Ы»:

  • Взрослый произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Ы». Пример цепочки звуков: Ы, А, Ы, Э, Ы, И, О, Ы, И, Ы, А, О, Ы и так далее.
  • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Ы». Пример цепочки звуков: Пы, Ты, Бу, Ды, Ва, Кы, Мы, Вэ, Ка, Бэ, Гу и так далее.
  • Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Ы». Пример цепочки слов: дым, кот, тым, пыль, ком, дуб, сын, быт, дом, ноты, выкопать, снег и так далее.
  • Мама произносит слова, а задача малыша определить местоположение звука «Ы» в слове (в середине или в конце): бобы, дыня, пыл, бык, кусты, годы, выть, газеты, еноты, мыть, вагоны, бананы, выгода и так далее.

Правильная артикуляция звука «Ы»:

  • губы раздвинуты, углы рта напряжены;
  • нижняя челюсть слегка опущена, рот открыт приблизительно на полтора–два сантиметра;
  • язык находится у нижних резцов;
  • мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;
  • голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Способы постановки звука «Ы»:

  • По подражанию: попросить малыша показать как гудит пароход — ы—ы—ы. Если у малыша не получается произнести звук «Ы», то попросите его закусить зубами карандаш: при произнесении звука язык должен располагаться внизу и не должен касаться карандаша.
  • От звука «И»: малыш приоткрывает рот, губы растягиваются в улыбке, язык упирается за нижние зубы. Ребёнок начинает произносить звук «И», затем язык начинает «убегать» назад, образуя горку: получается звук похожий на «Ы».
  • От звука «И» механическим способом: кончик языка отодвигают от передних зубов, а среднюю часть спинки языка опускают шпателем несколько ниже.
  • От звука «У»: малыш начинает произносить (тянуть или петь) звук «У», а затем, не меняя положение языка, медленно растягивает губы в улыбке.
  • От звуков «К» и «Г»: попросить малыша энергично и напряжённо произносить сочетание звуков «К», «Г», «Кы», «Гы».

Ход занятия.

1. Организационный момент

(дети стоят в кругу)

-Здравствуйте, ребята. Настал новый день. Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните свежесть, доброту и красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. (3 раза)

— Ребята, мы сегодня с вами продолжим путешествие в страну звуков и букв. А что такое звук? буква?

— Дети: Звуки слышим, говорим.

Буквы видим и читаем.

С какими звуками и буквами познакомились на прошлых занятиях?

Дыхательная гимнастика: пропеть звуки «А», «О», «У», «Э», «ы».

Мальчики сядут за стол, когда назовут слова, в начале которых слышится звук «А», а девочки слова, в начале которых звук «О».

2. — Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и новой буквой.

Слышится ржание лошади: «и-и-и-го-го», в группе появляется игрушечная лошадка.

Ребята, кто это? (ответы детей) Эту лошадку зовут Искорка.

Как зовут лошадку? И-и-и-скорка. (индивидуальные ответы детей)

Какой звук слышится первым в имени лошадки» (ответы детей)

— Давайте ещё раз позовём лошадку. (И-и-и-скорка)

— Можно ли протянуть, пропеть, проголосить звук «И»?

Есть ли во рту «преграда» при произнесении звука «и»?

Каким одним словом можно назвать такие звуки? (гласные)

(дети сравнивают артикуляцию звука с карточкой)

3. Игра «Внимательные ушки»— дети определяют позицию звука «И» в словах, названиях картинок.

4. Игра «Ловим звук»

— Если услышите звук «и», то хлопните в ладоши

А О И Э ы И А И О ы Э О И ы Э А А Э ы И О ы И О Э А Э О ы А И

5. Знакомство с буквой И.

Звук «И» обозначается буквой И (показ буквы)

На что похожа буква И? (ответы детей)

На калитку посмотри

Чем она не буква И

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок. (повтор стихотворения всеми детьми)

Нарисуем букву И кистью, как художники, носом – как Буратино, ногой – как футболист.

6. Игра «Найди место звука» (работа в рабочей тетради)

(индюк, вилка, кит, очки, коньки, малина, игла)

7. Физкультминутка.

Конь меня в поездке ждёт –и-го-ог, и-го-ог!

Бьёт копытом у ворот -и-го-ог, и-го-ог!

Весело кивает гривой и -го-ог, и-го-ог!

Пышной, радужной, красивой -и-го-ог, и-го-ог!

8. Звуковой анализ слова игла (работа в рабочей тетради)

— Сколько слогов в слове игла? (2)

— Сколько звуков? (4)

— Назовите первый звук. «И»

— Какой он? (гласный)

— Каким цветом обозначим? (красным)

— Назовите второй звук. (г)

— Какой он? (согласный, твёрдый)

— Каким цветом обозначим? (синим).

— Назовите третий звук. (л)

— Какой он? (согласный, твёрдый)

— Каким цветом обозначим? (синим)

— Назовите четвёртый звук. (а)

— Какой он. (гласный)

— Каким цветом обозначим? (красным)

9. Гимнастика для глаз (карточка)

Раз – налево, два –направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть будем лучше,

убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмём немножко

Точки возле своих глаз

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тысячу раз.

10. Составление предложений по картинке

«Повернись, покружись,

На лугу окажись».

_Ребята, вот мы с вами оказались на лугу, где пасётся Искорка.

(дети рассматривают картину)

Волшебник Дели подарил волшебную трубу, в которую виден только один предмет. Наведите её на картину и назовите кто что видит (дети делают из кулачков волшебную трубу и называют предметы, нарисованные на картине).

— А теперь к нам пришёл волшебник «Слушай». Закройте глаза. Что вы слышите? (ответы детей)

— С волшебником «Понюхай» мы узнаем, чем пахнет на лугу (дети делают глубокий вдох). (ответы детей)

— С волшебником «Потрогай» мы почувствуем, какое вокруг всё на ощупь.

— Как оказалась Искорка на лугу и что с ней случится потом, вам поможет узнать волшебник «Прошлого и будущего». (ответы детей)

— Поиграем в живую картину – поможет нам волшебник «Оживляем».

— Расскажите,о чём вы узнали после встречи с волшебниками?

(Дети составляют небольшой рассказ по картине)

— Пора нам возвращаться в детский сад.

Все вместе произнесём волшебные слова :

«Повернись, покружись,

В детском саду окажись»

9. Итог занятия.

Нам пора прощаться с Искоркой.

Правила употребления буквы «ы»

Русский язык

  • После большинства согласных буквы И и Ы отражают фонетическое явление смягчения согласных: бить — быть, вить — выть, следи — следы, грози́ — грозы́, клик — клык, мило — мыло, пил — пыл, сгори — с горы, сир — сыр, ти́кать — ты́кать, графи́ — графы́.
  • После шипящих, как мягких, так и твёрдых, в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧИ, ЩИ употребляется буква И, а не Ы, поскольку в древности шипящие буквы произносились мягко, поэтому после них писали только мягкие гласные, хотя уже тогда стали отступать от этого. Позже, в некоторых случаях, после шипящих стали писать Ы (для отличия одних форм слов от схожих с ними других форм), но написание шипящих с И всегда являлось основным; таким же основным оно стало и для русского языка. Отступления от этой системы допустимы в иноязычных именах и названиях: Жылыойский район, Чыонг Тинь, Шымкент.
  • После Ц, мягкость которого также от контекста не зависит, употребление букв И и Ы описывает гораздо более сложная исторически сложившаяся система правил; они приведены в статье «Ц».
  • После велярных согласных Г, К, Х, которые бывают как твёрдыми, так и мягкими, Ы тем не менее практически не употребляется. Объяснение историческое: в древности эти согласные не могли смягчаться; точнее, вместо смягчения они переходили в шипящие (стол — сто́льный, но друг — дру́жный, век — ве́чный, пух — пушно́й) или свистящие (ср. с ц.-сл. оборотами речи: почить в БозеБогъ; темна вода во облацехоблакъ, на воздусяхвоздухъ; такое чередование осталось, например, в украинском склонении: нога — на нозі, рука — на руці, муха — на мусі) и использовались только с Ы. Позже в русском языке в этой позиции Ы перешло в И. В настоящее время сочетания гы, кы, хы встречаются в звукоподражаниях и просторечии (гыгыкать, кыш, Кыся, Олегыч, Маркыч, Аристархыч), либо в заимствованиях и вообще в иноязычных именах и названиях (кок-сагыз, акын, такыр, Мангышлак, Кызыл, Архыз).
  • После гласных и в начале слов Ы также встречается только в звукоподражаниях, собственных именах и заимствованиях (ыкать, ых; Ыгыатта, Ыджыдпарма, Джайаыл, Суыкбулак, Хабырыыс, ыр, ынджера), хотя звук в начале слов вполне обычен, если начинающееся на И следует без паузы за оканчивающимся на твёрдую согласную (вот всё, Иван ваныч). Это же самое фонетическое явление на стыке приставки и корня отражается на письме (подытожить, cыграть, безымянный), за исключением иностранных приставок (постинфарктный, хотя предынфарктный), приставок на гортанные и шипящие (межигровой, сверхизысканный) и слова взимать с производными.
  • После Й буква Ы встречается только в транслитерированных иноязычных именах и названиях: Тайынша, Чыйырчык.
  • После Ъ буква Ы, вероятно, не встречается вообще (хотя теоретически в транскрипции и транслитерации не запрещена). После Ь может встречаться во вьетнамских заимствованиях (Тьы-ном, Тьы куокнгы).

Церковнославянский язык

Употребление букв Ы и И (І) близко к русскому, хотя частично отражает старославянскую ситуацию:

  • после большинства согласных употребление Ы и И смыслоразличительное и фонетически обусловленное (бити — быти и т. п.); но, в отличие от русского, в склонении одного и того же слова могут одновременно встречаться окончания и , например: раби (им. пад. множ. ч. от рабъ) — рабы (вин. и твор. пад. множ. ч.);
  • упомянутый выше переход гы, кы, хы в ги, ки, хи в ц.-сл. также состоялся, то есть Ы после гортанных не бывает;
  • после шипящих бывает и Ы, и И; произносится это одинаково, разница только смысловая: мужи́ (им. пад. множ. ч. от мужъ) — мужы́ (вин. и твор. пад. множ. ч.); юноши (род. и дат. пад. ед. ч. от юноша) — юноши (им. и зват. пад. множ. ч., а также им., вин. и зват. пад. двойств. числа) — юношы (вин. пад. множ. ч.); нищимъ (твор. пад. ед. ч.) — нищымъ (дат. пад. множ. числа) и т. п.;
  • написание ци (ці перед гласными) бывает только в заимствованиях (Цицеронъ, Констанція);
  • после приставок на согласную И может как переходить в Ы, так и не переходить; возможны также написания с ъи вместо Ы (подъимати/подымати, но ѿимати с И), для разных приставок и корней преимущественное написание может быть разным.

Другие языки

В кириллических алфавитах для тюркских, монгольских и финно-угорских языков Ы обозначает либо звук, идентичный русскому , либо близкие по артикуляции заднеязычные или среднеязычные гласные: в казахском , в татарском и др.

Буква «Ы»

Веселые стихи

Сказала буква Ыуныло:– Я в слове сыр, и в слове мыло,

И в слове рысь, и в слове тыл…

Дым из трубы весь день валил.

Толстячок, играя тростью,Буквой Ы шагает в гости.

Необычной красоты

Купит он сейчас цветы.

А бедняжка буква ЫБродит с палочкой, увы.

А. Шибаев

Твердый знак и буква Ы

В нашей азбуке нужны.

Твердый знак – в подъемном кране,

Ы – в мышонке на диване.

А вот шагает буква Ы.Без Ы не выучитесь ВЫ.

*   *   *

Бык мычит две буквы: – МУ!

– МЯУ! – кот сказал ему. –

Слышал? Значит, мы, коты,

Знаем больше букв, чем ты.

Г. Виеру

*   *   *Бывает эта буква

В конце и середине,

В конце капусты, брюквы,

А в середине дыни.

*   *   *

Ы – мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю

с ухмылкою.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его наконец бы отмыло.

*   *   *

Смешно мальчишкам и девчонкам:

Проходят мимо толстый с тонким.

Они идут, не понимают,

Что букву Ы напоминают.

*   *   *

– Ты – худой, а я – толстяк.

– Ешь поменьше натощак!

Г. Виеру

В маленькую книжкуНе поместим мишку.

Мы заменим И на Ы –

Нарисуем мышку.

*   *   *

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать ее должны.

В. Степанов

– Кто же вымоет тарелки?

– Вы, конечно, вы, вы, вы.

– Почему же мы, мы, мы?

– Может, лучше ты, ты, ты?

Отдохните, вы и ты:

Все тарелки вы-мы-ты.

Я и ты, мы и вы –

Все мы знаем букву Ы.

Скороговорки

1. Мама Милу мыла с мылом,Мила мыло не любила. 2. Мыла Мила мишку мылом,Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла.

Игры

Игра  «Кто внимательный?».

1. Какой одинаковый звук есть в словах: дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь?

Игра  «Кто больше?».

Назовите как можно больше слов со звуком в середине.

О т в е т : дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.

Игра  «Веселые звуки».

Сказала Ы: – Давным-давноМы с вами дружим, буква О.

Я вас сменить готова,

Но не в начале слова.

Охотник пел: «Над речкой Рось

В лесу я встретил…   (рысь)».

Она рычит: «Ружьишко брось!»

А я кричу ей: … («Брысь!»).Услышав это, за бока,

Смеясь, схватились

Два…   (быка).

И во дворе мочало

От радости… (мычало).

Игра  «Слоговой аукцион».

1. Бросая мяч, учитель называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно учителю. Н а п р и м е р : лы (-жи),  мы (-ло),  сы (-рок),  тык (-ва),  малы (-ши).

2. Вставьте пропущенные слоги со звуком .

Ум (-ный),  ост (-рый),  аккурат (-ный),  че (-ты-) ре,  во-пер (-вых),   во-вто (-рых),   цве (-ты),   фрук (-ты),   тра (-вы).

Игра  «Один – много».

Образуйте множественное число от слов: лев – (львы), шарф – (шарфы), зонт – (зонты), стол – (столы), пол – (полы), сыр – (сыры).

Игра «Буква потерялась».

Найдите потерявшуюся букву.

С – р, м – ло, кур – .

Игра «Сквозная буква».

– ы – –                                          – ы – – –

– ы – –                                          – ы – – –

– ы – –                                          – ы – – –

– ы – –                                          – ы – – – – –

– ы – –                                          – ы – – – – –

– ы – –                                          – ы – – – – –

О т в е т : дыра, лыко, мыло, пыль, рысь, лыжи;

                выход, вызов, рыбак, рытвина, пылесос, мышонок.

Игра  «Дополните слово».

Сыт (досыта), вдох (выдох), зов (вызов), рыло (крыло), вина (рытвина), рыба (рыбак).

Игра  «Превращение слов – волшебная цепочка».

Подберите слова, содержащие букву «ы». Каждое последующее слово должно начинаться с конечной буквы предыдущего.

Рысь – сыр – рыбак – крыжовник – крыло;

Тыл – лыко – обыск – корыто.

Кроссворд

1. Детеныш курицы.
2. Электроприбор для уборки помещения.

3. Воин в доспехах.
4. Огородное растение.

5. Что, кроме меда, собирают пчелы?
6. Канал для выхода дыма из печи.
7. Гриб.

О т в е т : цыпленок, пылесос, рыцарь, тыква,
пыльца, дымоход, сыроежка.

Загадки

Сама крошка, боится кошки,

Под полом живет, туда все несет.

(Мышь.)

Явился в желтой шубке:

– Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок.)

Мы, проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы.

В дождь – лежим,

В мороз – бежим:

Уж такой у нас режим.

(Лыжи.)

Всегда он в работе,

Как мы говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

(Язык.)

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет.

(Рыба.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

(Часы.)

Кто по снегу быстро мчится,

Провалиться не боится?

(Лыжник.)

Две новые, кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги.

(Лыжи.)

Пыль увижу – заворчу,

Заворчу и проглочу.

(Пылесос.)

Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были.

(Пылесос.)

Рассыпался горох на тысячи дорог.

(Звезды на небе.)

Спасибо, что посетили мою страничку!

Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: