Если что-то обещаете ребенку, то обязательно это выполняйте
На протяжении всего процесса воспитания ребенка вы должны выполнять свои обещания. Если дали слово что-то сделать, то в обязательном порядке сдержите его. Чтобы в подсознании ребенка отложилось: обещания нужно выполнять.
В качестве примера можем привести следующие ситуации:
-
Сказали, что завтра в 14:00 пойдете в парк аттракционов, отправляйтесь туда в обязательном порядке. Ровно в это же время. Раньше 14:00 идти в парк аттракционов можно. Позже — нет.
-
Сказали, что через неделю купите ребенку конструктор Lego. Обязательно приобретите его.
-
Пообещали, что возьмете ребенка на футбол в субботу, в обязательном порядке сдержите слово.
Это необходимо для того, чтобы ребенок стал более уверенным. Чтобы он чувствовал то, как вы его поддерживаете. И чтобы знал: если родители дали обещание, то они его выполнят. Это позволит избавиться от плаксивости в голосе ребенка за счет того, что он станет уверенным в завтрашнем дне.
Аналогичным образом нужно поступать и в отношении обещаний по поводу наказаний. Если вы сказали, что накажите ребенка, то делайте это. Вне зависимости от того, плачет он или нет.
Если вы решите наказать ребенка, он поплачет и вы его простите, то это будет иметь негативные последствия. В дальнейшем ребенок никогда не будет воспринимать ваши угрозы о наказаниях. Поскольку будет знать: от них можно легко отмахнуться, немного поплакав.
Управление детскими истериками
Как успокоить ребенка при истерике? Это ключевой вопрос большинства родителей, но перед ответом на него необходимо проследить «историю» развития подобного поведения. Первые полноценные истерические реакции у детей развиваются после первого года жизни, а пиковый период приходится на возраст 3±0.5 года. Кризис трех лет – период развития самостоятельности («я сам») и противопоставления себя родителям.
В этот период у некоторых детей истерические приступы могут разворачиваться по несколько раз на дню, хотя это будет причиной, чтобы задуматься о психическом благополучии ребенка. Это период, когда истерические реакции могут стать для ребенка мощным инструментом в плане достижения целей.
Как правило, истерика не наступает внезапно – этому предшествует период насупленности, молчаливого недовольства и хныканья. В принципе, в этот период можно попробовать отвлечь ребенка от его состояния чем-либо интересным (стараясь не потакать), чтобы предотвратить истерику.
У всех детей свои интересы – кого-то успокоит пестрая книжка, кого-то любимая игрушка. Да и простой разговор с ребенком или простая просьба способны вернуть его в нормальное состояние. Различные способы отвлечения ребенка эффективны, когда приступ не развернулся. Во время самого приступа, разумеется, подобные действия не возымеют нужного результата.
Как уменьшить риски развития истерических реакций в рутинной жизни:
- отдых и стабильный (но гибкий) режим;
- недопущение переутомления детей (т.н. раннее развитие не всегда приносит желаемые плоды);
- выделение ребенку достаточного времени на занятие своими делами: играми, рисованием и т.п.;
- помогайте ребенку выражать свои чувства приемлемым образом – посредством речи, не забывайте, что необходимо не просто слушать, но и признавать эмоции ребенка: подтверждайте его права на обиду, злость и другие неприятные переживания, чтобы ребенок чувствовал себя принятым;
- к трехлетнему возрасту научитесь давать больше свободы ребенку, не старайтесь все сделать за него – многих детей именно такое сверхопекающее поведение приводит к истерикам;
- оставляйте за ребенком право выбора;
- за неимением выбора четко сообщайте ребенку, что надлежит и будет сделано;
- при плаче – попросите ребенка сделать что-либо простое, а не старайтесь каждый раз жалеть его (хотя, безусловно, это также необходимо).
Определение болезни
Истерия у детей проявляется возбужденным состоянием, резким перепадом настроения, криками. Ребенок в этом состоянии может падать на пол, выгибаться дугой, биться головой, стучать кулаками. Подобная реакция может возникнуть на основе любой негативной эмоции – гнева, отчаяния, раздражения, и усиливается при малейших попытках со стороны взрослых успокоить его.
Истерия у детей дошкольного возраста наблюдается у 85% детей от 1 года до 3-х лет.
Уже к 4-м годам вероятность возникновения истерик снижается, ребенок начинает контролировать свою речь, может выражать эмоции.
Подобное состояние является неврологическим и психиатрическим нарушением. Никаких структурных изменений в органах, тканях и нервных волокнах не происходит, а это означает, что все симптомы и жалобы обусловлены психическими нарушениями
Родителям важно понимать, что ребенок не является симулянтом, не капризничает и не ведет себя так специально. Скептическое и не доверительное отношение к его жалобе может только усилить ее проявление.
Не менее распространена истерия у подростков. Они чаще взрослых теряют самообладание, позволяют чувствам взять верх и прорваться наружу. У подростков истеричное состояние может проявляться не только рыданием, но и агрессивным поведением к окружающим и аутоагрессией – психологическом или физическом самоповреждением. Однако взрослые в этот момент должны постараться не терять самоконтроль и помочь ребенку.
И в младшем, и в подростковом возрасте для того, чтобы легче перенести детские истерии и быстрее с ними справиться, родителям потребуется профессиональная консультация психолога в специализированной клинике.
Как справиться с детской истерикой: советы психолога
Как справиться с детской истерикой. Алгоритм действий
Психологи дают полезные рекомендации, как реагировать родителям в таких ситуациях и что делать, чтобы помочь ребенку успокоиться.
- Оставайтесь спокойными, невозмутимыми и уверенными в себе, даже если ребенок ведет себя крайне неадекватно. Если вы впадете в панику, станете метаться или начнете кричать в ответ, это может спровоцировать его еще больше.
- Возьмите за правило: никогда не кричать на маленьких детей. Ругать детей и даже говорить с ними сердитым голосом — неуместно. Когда они маленькие, это не помогает, а только заставляет вас самих разнервничаться. Кроме того, кричать на ребенка — унизительно для взрослого. Это учит ребенка злиться
и
выходить
из
себя, когда у него проблемы. Ведь дети копируют взрослых. Родители, которые контролируют свой собственный гнев, помогают детям учиться делать то же самое. - Никогда не используйте физическую силу для прекращения детской истерики, это очень вредно для вашего ребенка и может нарушать закон. Физическое насилие над ребенком может привести к вмешательству окружающих, полиции, социальных служб и т.д., что еще больше усугубит вашу ситуацию и психологические последствия для малыша.
- Если истерика происходит в публичном месте, попробуйте вывести ребенка из магазина, кафе, игровой площадки и т.д. Во время припадка он не услышит ваши замечания и объяснения. Социальные нормы для него не существуют в этот момент. Кроме того, ребенок может истерить специально «на публику», наличие которой «заводит» его еще больше. Отсутствие посторонних зрителей может значительно снизить его запал.
- Исли истерика случилась дома, попытайтесь найти безопасное место для вас и вашего ребенка, где нет вредных предметов и других опасностей. Возможно, вам понадобится отвести его в другую комнату, чтобы он смог успокоиться.
- Не оставляйте ребенка в одиночестве. Его поведение может вас сильно разозлить, но помните, что перед вами все еще ваш маленький и родной человек, который сейчас не может справиться со своими чувствами. Сядьте рядом и попробуйте обнять, если ребенок готов к физическому контакту.
- Истерика не продлится вечно. Ребенок устанет и начнет успокаиваться. Этот момент нужно дождаться, оставаясь рядом с ним. Когда плач начнет стихать, предложите малышу воды, объятия, немного отдохнуть вместе. Некоторые дети могут успокоиться, если им подать их любимую игрушку, другие нуждаются в объятиях и разговорах.
- Когда эмоциональное состояние ребенка стабилизируется, поговорите с ним. Обойдитесь без длинных проповедей и упреков. Кратко объясните, почему так поступать нельзя и почему истерика не приведет его к положительному результату. Вы также можете сообщить, какие эмоции испытываете, когда сталкиваетесь с таким поведением. Попытайтесь понять, что привело к истерике, и помогите ребенку проявить свои чувства и эмоции другим образом.
- Не наказывайте ребенка за истерику, это может сделать ситуацию еще хуже. И тем более, не поощряйте за нее («Я тебе сейчас куплю вкусное мороженое, если ты не будешь плакать, пообещаешь больше никогда так не делать и т.п.»). Это сформирует механизм подкрепления. Тогда ребенок будет доводить себя до истерики всякий раз, когда захочет сделать вам «назло», отомстить или же добиться от вас чего-либо.
- Вместо наказания лучше трефлексируйте случившееся в игровой форме. Родителям нужно подождать, пока ребенок полностью успокоится, а затем вместе с ним разыграть сценку того, что произошло. Соблюдая игривый и веселый тон, переиграть ее с позитивным финалом. Включая причины, спровоцировавшие ребенка плохо себя вести. И последствия такого поведения: «Ты сделал мне больно — ты этого хотел, да? А вот как можно было по-другому…». Такие мини-спектакли имеют не только воспитательный эффект, но и учат не поддаваться на провокации, становиться более сильными эмоционально. Они дают возможность детям поупражняться в контроле над своим гневом, когда они спокойны. Эта практика очень полезна и для детей, и для родителей. Если вы сами будете практиковать контроль эмоций в момент, когда не злитесь, у вас будет больше шансов справиться с гневом в критической ситуации.
- Если ребенок впадает в истерику слишком часто, родителям следует обратиться за консультацией к детскому психологу или психотерапевту. Особенно, если во время припадков он проявляет агрессию по отношению к окружающим его людям, предметам или животным, или же наносит физический вред самому себе. Специалист поможет разобраться с особенностями его психологического развития и назначит адекватную терапию.
Молчанов И.В.
Psyfactor.org, 2023 г.
Как родителям реагировать на истерики ребенка
Истерику ребенка бывает сложно выдержать, она сильно действует на нервы и может спровоцировать взрослого человека тоже перестать контролировать себя, перейти на крик и угрозы — и это только вредит ситуации.
Лучший способ реагирования родителей на детскую истерику — это не акцентировать внимание на происходящем и сохранять спокойствие. Помните, что ребенок таким способом пытается вызвать у родителей отрицательные эмоции
Злость, ярость, ответный крик…
Зачастую это бессознательные процессы, малыш не делает это намеренно. На данном этапе развития истерика является для него доступным методом получить желаемое и узнать границы дозволенного в окружающем его мире.
У старших детей истерика может быть манипулятивной, с целью принудить вас к чему-то (например, купить ему дорогую игрушку). Ребенок должен понять, что никая истерика не спровоцирует вас и не выведет из себя, это поможет избежать их в будущем.
У детей можно встретить самый широкий перечень разнообразных эмоций и поведенческих проявлений. У них еще не до конца развилась префронтальная кора головного мозга. Поэтому то, что мы делаем, реагируя на эмоции нашего ребенка, физически формирует его мозг.
Ребенок ушибся, громко плачет, остальные готовы последовать его примеру.
В самом начале занятий педагог должен дать родителям рекомендации по поведению взрослых на занятиях. Возможно, стоит сделать памятку для родителей, где следует прописать основные моменты. В нее нужно внести пункт о том, что ребенок до 3 лет на занятии – это зона ответственности родителя, и каждый сопровождающий взрослый должен быть максимально внимателен к своему малышу.
Дети очень подвижны, непредсказуемы, и педагог просто не в силах одновременно уследить за каждым ребенком на занятии, и при этом петь, танцевать и показывать различные упражнения.
Если неприятность все-же случилась, обычно это «недогляд» родителей. Ребенка нужно взять на ручки, при этом не паниковать, не восклицать, посмотреть ушибленное место, попробовать отвлечь любимой игрой. Если ребенок в течении 2-3 минут не успокаивается, выйти из комнаты, дать успокоится и попить водички.
Ключевые фразы для педагога: «Ничего страшного!», «Совсем не больно», «Все хорошо!», «Давай поиграем в…».
Причины, по которым дети плачут
Существует несколько причин, которые могут спровоцировать у ребенка плач. Они — следующие:
Ребенок хочет добиться с помощью плача желаемого. Слезы — очень мощный инструмент манипуляции, к которым прибегает большинство детей. Если родители не будут пресекать его в детстве, то ребенок будет пользоваться им даже в подростковом возрасте. Когда ему что-то не будет нравиться, он будет начинать плакать. Давить на жалость родителей. И заставлять их тем самым делать то, что ему хочется.
Чаду нравится быть маленьким. Существует мнение о том, что дети в более старшем возрасте используют плач из-за инфантильности. Они еще не переросли тот период, когда определенных компромиссов с родителями можно добиться диалогом. И используют плач всегда, когда им не нравится определенное решение взрослых. Или их поведение. Например, когда папа смотрит по телевизору политическую программу, взрослая дочка может попросить выключить ее. Конечно, отец не будет этого делать. Поскольку ему будет интересно, что скажут участники программы дальше. Тогда дочка начинает рыдать. Говорить маме: «Попроси папу выключить телевизор! Мне не нравится эта программа!». Мама, чтобы успокоить дочь, настоит на выключении телевизора
И девочка начнет манипулировать плачем в дальнейшем.
С помощью плача ребенок старается привлечь внимание. Слезы применяются детьми и в том случае, если родители уделяют им мало внимания
Или не общаются с ними вовсе. Если вы уделяете ребенку мало внимания, то он гарантированно будет плакать. И подобным образом будет пытаться добиться того, чтобы вы проявили по отношению к нему хоть какие-то эмоции. Пусть они даже будут негативными. Например: «Хватит плакать! Ты мне уже надоел!».
С помощью плача ребенок пытается избежать оскорблений со стороны родителей или серьезных наказаний. Этот метод может использоваться малышом как в качестве манипуляции, так и будучи защитной реакцией. Проявляется это следующим образом
К примеру, ребенок разбил мамину любимую кружку из-за своей неосторожности. Он понимает, что мама его накажет
Начинает очень громко плакать, приходит к маме в комнату, говорит: «Мамочка, я разбил твою любимую кружку, прости меня, пожалуйста, я такой неуклюжий». При этом, громко рыдает. Мама видит слезы ребенка и решает простить его только потому, что он плачет. И, якобы, раскаивается. Малыш понимает, что манипуляция сработала, его не наказали, и берет методику на вооружение. Начинает использовать ее в дальнейшем. При том, что он даже может не испытывать чувства вины за содеянное.
Что делать, если истерика началась?
Лучшим решением в подобной ситуации будет просто находиться рядом, контролировать, чтобы ребенок не причинил себе вред. Опуститесь на уровень глаз ребенка, предложите малышу помощь («Хочешь я тебя обниму?»). Если малыш отталкивает вас, не сопротивляйтесь. Отойдите немного назад, но не покидайте помещение. Подождите, пока ребенок подаст вам знаки, что его можно обнять.
Примите его эмоции, проговорите их: «Ты рассердился на меня, что я не дала тебе мороженое? Да, это очень обидно, я понимаю тебя. Ты хотел еще?» Принятие и признание эмоций малыша дает ему ощущение того, что мама (или другой взрослый) его понимает на самом деле. Это не означает, что нужно срочно выполнять желания ребенка
Наоборот, стоит оставаться при своем мнении, если это важно, но объяснять свою взрослую позицию лучше позже
Подождите, пока малыш успокоится. Читать нотации в момент истерики совершенно бесполезно, и это скорее вызовет новую порцию агрессии. Постарайтесь оставаться спокойными и уравновешенными: ребенку гораздо проще обуздать свои эмоции, когда рядом эмоционально устойчивый взрослый (это дает малышу чувство безопасности).
После того как ребенок придет в чувства, можно спокойно обсудить то, что произошло с ним.
Ошибочной стратегией будет кричать в ответ на ребенка, говорить, что уйдете, если тот не успокоится, угрожать, оставлять его в одиночестве. Подобные воспитательные стратегии только увеличат уровень тревоги и беспокойства ребенка, а значит — затянут время истерики.
Чего делать не следует, когда малыш плачет?
Переводить речь на другую тему
Отвлекая малыша от его чувств, родители упускают шанс помочь ему научиться управлению эмоциями, что пригодится ему в жизни. Они также показывают ему, что им неважны или слишком тягостны его чувства
Ребёнку же важно знать, что родители могут понять его эмоции, усмирить их и научат его делать то же самое. А переход на иную тему будет выглядеть неуважительно, ведь взрослые именно так отнеслись бы к такому приёму, если бы разговаривали со сверстниками
Это сразу бы заставило почувствовать себя ненужным, смутиться и впредь этому человеку уже не изливать наболевшее.
Наказывать
Как наказания, так и вознаграждения не входят в правильное воспитание. За чувства ребёнка никогда нельзя наказывать, унижать, угрожать, обвинять.
Использовать «Но»
Пытаясь эмоционально поддержать малыша, нужно избегать использования всяких «но»: «Ты расстроился, что хотел взять ещё одну конфету, но тебе же вредно есть много конфет». «Но» отрицает всё сказанное ранее, поэтому его желательно исключить, ограничившись сочувствием.
Засыпать вопросами
Когда малыша переполняют необоримые эмоции, он всё равно не может ответить на вереницу вопросов. Вначале его нужно успокоить, а уж затем расспрашивать.
Говорить «Всё хорошо!»
Говоря, что всё отлично, что у малыша всё будет в порядке, взрослые желают ему добра, но при этом не учитывают, что именно сейчас он совсем не в порядке. Как не вселяй в него надежду, он некоторое время будет не в своей тарелке. А так получается, что родители преуменьшают значение его эмоций. Лучше сказать, «Плакать – это нормально».
Устанавливать временные рамки
Для прекращения детского плача не следует прибегать к сочувствию, поскольку эта цель не главная. Важнее дать ему почувствовать себя понятым, услышанным и нужным. На это может понадобиться время, тем более если прежде его чувства не слишком брались в расчёт. Нельзя засекать 5 минут, пытаясь успокоить малыша, чтобы потом признать, что это не работает, раз он продолжает плакать. Сочувствие нужно не для контроля, а в качестве способа поддержки ребёнка. Лучше вспомните 10 фраз, которые можно сказать плачущему ребёнку, и тогда ребенка наконец получится успокоить.
Совет 10 — соблюдайте самоконтроль
Контролируйте собственные эмоции и поведение. Это больше взгляд на перспективу, ведь ребенок отлично считывает вашу реакцию на внешние раздражители, и если уж родитель позволяет себе неподобающее поведение, то ребенок будет делать это наверняка. В долгосрочной перспективе лучше сдержаться сегодня, чтобы не пожинать плоды в последующие десять лет.
В видеоролике психолог Ольга Товпеко, кандидат психологических наук, основатель школы психологии для мам, дает практические советы, как сохранять самообладание и не повышать на ребенка голос. Вы узнаете, почему детские истерики выводят из себя и как с этим бороться.
Совет 11 — применяйте уловки
Используйте уловки бывалых мам и постепенно нарабатывайте свои собственные. Например, вместо моментальной покупки сотой игрушки добавляйте желания в особый список с возможностью последующей реализации, имейте в сумке неприкосновенный запас сладостей для увода с площадки или из торгового центра. Для малообщительных и замкнутых детей поддержкой может послужить взятая из дома любимая игрушка. К уловкам также можно отнести иллюзию выбора, которую вы предоставляете ребенку. Если ваш малыш отказывается есть полезную, но невкусную пищу, попробуйте предложить другую, еще менее привлекательную, но не позволяйте заменять молочный суп конфеткой. Главное, чтобы ребенок осознал, что вы с его мнением, безусловно, считаетесь, но при этом имеете и свое собственное, то есть вы равноправны.
Истерика в 4-5 лет
Истерика у ребенка в 4 года является результатом неправильного воспитания или отклонений психики.
Основная ошибка в методах воспитания: один родитель разрешает, второй — позволяет, т. е. нет четко условленных границ. Малыш видит, что между членами семьи нет уважения и принимает свое поведение, как правильное. В дальнейшем малыш будет вести себя так в любом обществе, что создаст лично ему много проблем в общении.
При истерике у ребенка в 5 лет, следуйте двум основным правилам:
- если срыв произошел дома, изолируйте малыша — отправьте в другую комнату;
- скажите, что все вопросы будут решаться только, когда он успокоится.
Работайте с поведением. Покажите, как проявлять эмоции, но не заставляйте скрывать их полностью. Используйте фразы, которые помогут выразить ему эмоцию словами. Истерики у детей в 5 лет проще корректировать. Он уже способен строить логическую цепочку и лучше идет на контакт.
Если срывы повторяются часто, сопровождаются потерей сознания, изменением дыхания, беспричинной агрессией с нанесением вреда себе и окружающим, немедленно покажите специалисту.
Чего точно не стоит делать
- Потакать. Если ребёнок начал чего-то требовать с криком и плачем — не стоит кидаться немедленно удовлетворять его просьбу: так вы закрепите представление, что истерика — эффективный способ добиться желаемого.
- Стыдить. «На тебя все смотрят! Как тебе не стыдно?» — любые призывы к порядку не возымеют эффекта. Стыд может быть сдерживающим фактором для взрослого, но не для ребёнка. В момент, когда его переполняют неконтролируемые эмоции, ему абсолютно всё равно, что о нём подумают окружающие.
- Игнорировать. Сторонники «теории манипуляции» утверждают, что лучший способ реагировать на детскую истерику — не обращать внимания. Пусть ребёнок кричит, топает ногами и бьётся головой об пол — когда он поймёт, что на вас это не действует, то сам успокоится и перестанет. Это может сработать, но только в краткосрочной перспективе. При этом ребёнок перестанет чувствовать вашу поддержку и не научится нормальным способам коммуникации.
- Наказывать. С помощью наказаний отучить ребёнка от истерик не получится. Любые санкции будут восприниматься как месть, что только увеличит разрыв между вами.
Причины появления истерик
- Физическое неудобство. Малыши не всегда могут понять, что творится. Малыш голоден, устал или сонный.
-
Нехватка внимания. Когда родители постоянно заняты какими-то другими делами, а не общением с чадом, то можно ожидать, что чадо на выходных проявит себя не очень хорошо.
- Манипулирование. Карапуз благодаря нытью определяет границы разрешенного. Если однажды уступить и пойти на поводу у ребенка, это послужит основанием многочисленных повторов капризов.
- Тотальная опека. Дитя поднимает бунт. Малыш хочет самостоятельности, уважения и похвалы взрослых, и признание в нем личности. Если родители употребляют слова вроде «не трогай», «не лезь», «не подходи», то следует как можно скорее поменять отношение к малышу и научиться прислушиваться к нему.
Детские истерики вещь довольно опасная, поэтому необходимо знать, как действовать в подобных ситуациях.
Если Вы заметили, что сейчас начнется истерика, то сначала необходимо дать ответ на главный вопрос: «могу ли я исполнить желание моего малыша?».
ответ «да» — попросите малыша прийти в себя и спокойно спросить, без нытья
Важно помнить: запретов необходимо минимальное количество, они должны быть конкретными и аргументированными.
ответ «нет» — если по адекватным причинам (недостаточно средств приобрести или возможности что-то выполнить), то просто поясните это малышу.. Можно:
Можно:
Отвлечь малыша. Данный метод лучше всего срабатывает с совсем крохами
Собака, большой грузовик могут привлечь внимание малыша от требуемой вещи.
Сделать замену. У нас нет возможности купить тебе машину, но дома давай устроим конкурс или соорудим машину.
Лишить его зрителей
Если капризы начались в супермаркета, тогда стоит выйти оттуда. Дома лучше оставить его в комнате или достаточно иногда отвернуться и заняться чем-то другим.
Ребенок зашел со своей игрушкой и не хочет отдавать, другие дети тоже ее хотят.
Предварительно все родители должны быть предупреждены, что с игрушками на занятия дети не допускаются, так как это отвлекает других детей и мешает учебному процессу.
Что сделать, если это уже произошло:
- Предупредить родителей, что в следующий раз вы не сможете допустить ребенка к занятиям.
- Попросить ребенка познакомить вас с игрушкой. Познакомить детей из группы с игрушкой. Найти у игрушки глазки, ушки и т.д. Обыграть появление игрушки и включить ее в учебный процесс.
- Или предложить малышу посадить игрушку на полочку, чтобы ей все было видно. Сказать: «Игрушка хочет сверху смотреть на всех деток!» или «На полочке её никто не заберет, и игрушка так не потеряется!»