Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе по ФГОС с целями
Картотека упражнений по артикуляции состоит из множества упражнений, среди которых такие игры, как «Бегемотик», «Мостик» и «Вкусный мед». В процессе упражнения «Бегемотик» ребенок просто должен научиться широко открывать и закрывать рот, а во время «Мостика» малышу следует открыть рот и выгнуть спинку языка таким образом, чтобы его кончик упирался в нижние зубы изнутри ротовой полости. В таком положении нужно держать язык 5 сек., после чего потихоньку сблизить и сжать зубы, полностью закрыв рот. «Мостик» находится за закрытыми зубами.
Упражнение «Мостик»
На следующем этапе малыш должен расслабить и выпрямить язычок, сглотнуть слюну и отдохнуть. Упражнение следует повторить не менее 4-5 раз. Что касается упражнения «Вкусный мед», то здесь дошкольнику нужно широко открыть рот и кончиком язычка провести по верхней губе, сначала по направлению справа-налево, а потом наоборот. Нижняя челюсть при этом должна находиться в неподвижном состоянии. После 5-8 подходов язык нужно убрать, закрыть рот и расслабиться.
Для формирования и отработки правильного произношения звуков артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет очень важна
Разрабатывая эффективный комплекс занятий в детском саду, логопед обязательно должен брать во внимание тематику упражнений в каждый конкретный промежуток времени
Занятия для детей 2-3 лет
Чтобы в дальнейшем не возникали дефекты в произношении ребенка следует обучать с раннего возраста. На этом этапе занятия направлены на развитие артикуляционного аппарата и слухового внимания малышей.
Упражнения выполняются без логопедического вмешательства при условии отсутствия отклонений. Работать с мамой ребенку в таком возрасте будет намного комфортнее.
Примеры уроков:
- Шарик. Ребенку предлагают набирать воздух в щеки. Потом просят выдувать его. Если сразу выполнить задание не получается, то на щечки легонько надавливают, чтобы воздух вышел.
- Домик. Малышу нужно открыть ротик, и высунуть язычок. После спрятать его и сомкнуть губы.
- Ворота. Широко открыть рот насколько это возможно. Удерживать такое положение 5 секунд.
Примеры конспектов занятий
Конспект занятия включает в себя:
- Предлагаемую тему занятия («Отработка звука «С»).
- Группу и возраст детей («Подготовительная группа, 6-7 лет).
- Форму проведения (Групповое/ Подгрупповое / Индивидуальное занятие).
- Цели и задачи комплекса.
- Ход занятия с таймингом:
Организационный момент – 30 секунд;
Упражнение «улыбка» – 30с;
«Хоботок» – 30с;
Чередование «улыбка-хоботок» – 45с;
Упражнение «шарик» – 20с;
«Шарик сдулся» – 20с;
Чередование «шарик – шарик сдулся» – 30с;
Упражнение «лопатка» – 1 мин
«Наказать непослушный язычок» — 30с;
«Маляр» — 1 мин
«Чашечка» — 30с
Подведение итогов – 1 мин
- Используемый наглядный материал и техническое оснащение (презентация, ПК, альбом по развитию речи).
- Используемая при составлении плана методическая литература.
Например, история про кота Рыжика:
- Упражнения на зевок – «Котик рыжик заскучал, ни с кем дома не играл»
- Улыбка – «Чтоб друзей он нашел, в детский садик кот пошел»
- Маятник – «Потянулся влево, вправо»
- Варенье – «Съел варенье из кармана»
- Хлопки в ладоши – «Замурчал: Малыши! Веселитесь от души!»
Обратите внимание! Из специальных дидактических пособий логопеды часто применяют альбомы Ирины Волошиной. Особенность их — наглядное оформление материала. Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы
Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы
Особенность их — наглядное оформление материала
Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы
Вторая книга – для девочки – здесь господствуют феи, принцы и принцессы. Помимо развития речевого аппарата красочные дидактические материалы позволяют пополнять как активный, так и пассивный словарь ребенка. Хватает данного материала, как правило, на месяц активных занятий. Стоимость пособия – от 255р до 300р*.
Важно! Прекрасно знакомят дошкольников с правильной постановкой звуков и «Сказки о Веселом Язычке». В них артикуляторный орган как живой – кушает, спит в кровати, дружит с котенком и делает еще множество интересных вещей. Все слова стихотворений сопровождаются соответствующими движениями языка
Все слова стихотворений сопровождаются соответствующими движениями языка.
Пример занятия ребенка
Если занятия по развитию артикуляторного аппарата будут проводиться регулярно, начиная с младшего дошкольного возраста, то существенно сократится количество неправильно сформированных сложных звуков (свистящих, сонорных, шипящих). И это значит, что малыш будет радовать родителей правильно поставленной, красивой речью без особого логопедического вмешательства.
*Цены актуальны на 3.05.2019
Артикуляционная гимнастика по возрастам
Артикуляционная гимнастика в 2 года
В этом возрасте можно делать самые простые артикуляционные упражнения, не дольше 5-7 минут.
Малышам будет особенно интересно заниматься, если взрослый расскажет забавный стишок про язычок или покажет подходящую картинку, при этом задорно выполняя упражнение.
Можно попробовать такие задания.
- «Прятки». Надо показать язык (высунуть как можно дальше), затем спрятать. Повторить несколько раз.
- «Маятник».
- «Буря».
- «Варенье».
- «Заборчик».
- «Лошадка».
- «Воздушный шарик».
- «Сытый хомячок».
- «Дом». Ротик малыша — это «дом». Взрослый стучит по щеке ребенка («Тук-тук»), малыш открывает рот. Взрослый говорит «Пока-пока», и ротик закрывается.
- «Воображули». Взрослый и малыш перед зеркалом начинают гримасничать — широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губы, показывать язык и т.д.
Артикуляционная гимнастика в 3-4 года
В этом возрасте комплекс упражнений можно немного усложнить. Но он должен оставаться коротким по времени, и в нем нужно чередовать статические и динамические упражнения.
- «Змейка». Вытянуть напряженный и узкий язык как можно дальше, как будто змейка выползает из норки.
- «Блинчик».
- «Маятник».
- «Чистим зубы».
- «Качели».
- «Сытый хомячок».
- «Голодный хомячок».
- «Бегемотик». Надо широко раскрыть рот и держать в таком положении 10-15 счетов.
- «Улыбка».
- «Трубочка»
Артикуляционная гимнастика в 5-7 лет
К этому возрасту артикуляционный аппарат ребенка достаточно развит, поэтому упражнения могут занимать большее время, чем раньше. Можно оставить предыдущий комплекс упражнений и дополнить его следующими, усложненными, заданиями.
- «Заборчик»;
- «Чашечка»;
- «Парус»;
- «Маляр»;
- «Индюк».
Описание артикуляционных упражнений
Описание основных артикуляционных упражнений
1. «Окошко».На слово «Жарко» рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5. На слово «Холодно» рот закрыть (сначала зубы, затем губы).2. «Лягушка» или «Улыбка».Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5.3. «Хоботок».Зубы сомкнуть, губы плотно сомкнуты, вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5.4. «Заборчик».Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5.5. «Бублик» или «Трубочка».Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы сомкнуты. Удерживать под счет от 1 до 5.6. «Лопата» или «Блинчик».Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5.7. «Иголочка».Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.Удержать под счет от 1 до 5.8. «Чистим зубы».Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние и верхние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5. 9. «Качели».Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.10. «Вкусное варенье».Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.11. «Ступеньки».Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.12. «Чашечка».Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет от 1 до5.13. «Индюшата».Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть неподвижна.14. «Маляр».Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.15. «Дятел».Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним зубам с внутренней стороны (английское Д). Нижняя челюсть неподвижна.16. «Лошадка».Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна.17. «Грибок».Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка.18. «Гармошка».Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая языка от неба. Губы в улыбке.19. «Катушка».
Кончик языка «цепляется» за нижние резцы. Остальную часть языка вытолкнуть вперёд и сверху прикусить зубами. Язык шершавый как катушка с нитками.
20. «Горка»
Упражнение выполняется как «Катушка», только кончик языка за верхними резцами. Видна внутренняя часть языка скользкая, как горка.
21. «Прятки» – открыть рот, язычок выглядывает изо рта, затем прячем язык глубоко в полость рта, но не закрываем рот (повторить 2 -3 раза)
Комплекс упражнений для заднеязычных звуков К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й
1. «Месим тесто»• Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.2. «Наказать непослушный язык»• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)3. «Лопаточка»• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.4. «Мостик»• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.5. «Мостик построим — мостик разрушим»• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.6. «Ветерок дует с моста»• Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «мостиком», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
Общие принципы артикуляционной гимнастики
Картотека артикуляционных упражнений для подготовительной группы с целями по ФГОС
Упражнения артикуляционной гимнастики направлены на развитие подвижности и силы артикуляторных органов, мимических мышц и органов дыхания. Планируемый комплекс в идеале должен совпадать с тематикой занятий подготовительной группы. Ниже представлены артикуляционные упражнения с целями по ФГОС.
Название | Цель по ФГОС | Описание |
Лопатка | Выработать умение удержать язык в статичном спокойном положении | Приоткрыть рот и немного улыбнуться. Широкий распластанный язык положить на нижнюю губу и удерживать от 5 до 10 секунд |
Маляр | Научить малыша при движении языка оставлять его за нижними зубами | Немного улыбнуться и с внутренней стороны зубов провести по ним слева – направо и наоборот. Губы при этом неподвижны. |
Чашечка | Укрепление мышц языка | Немного приоткрыв рот, улыбнуться и сделать язык в форме чашечки |
Качели | Выработать способность к быстрому изменению положения языка (необходимо при соединении сонорных с гласными) | Широко открыть рот и двигать языком вверх-вниз |
Лошадка | Научить кончик языка подниматься наверх и укрепить мускулатуру | На легкой улыбке пощелкать язычком, как лошадка |
Зайчик | Развитие подвижности верхней губы | Малыш слегка приоткрывает рот и поднимает верхнюю губу, обнажая зубы. Упражнение статичное, позиция держится от 10-15 секунд |
Лягушка | Развитие подвижности нижней губы | Зубы сомкнуты, нижняя губа приоткрывает нижние зубы. Позиция неподвижная в течение 15 секунд |
Артикуляционное упражнение на логопедическом занятии
Как стать логопедом для своего ребёнка?
Подготовка к проведению гимнастики
Главная цель, которую необходимо достигнуть в процессе работы, – это тренировка основного расположения органов артикуляции, развитие подвижности, помощь в дифференциации определенных движений
При выполнении артикуляционной гимнастики важно подобрать упражнения, отвечающие потребностям конкретного малыша. Задания предпочтительны в определенной последовательности, чтобы сложность была нарастающей
Что важно учитывать при подготовке к занятиям:
Мотивацию ребенка. Если занятия не интересны ребенку, польза от них будет минимальная. В работе обязательно должны использоваться картинки, звуки, зеркало и другие подсобные материалы.
Зеркало помогает ребенку видеть положение языка, губ. Он видит взрослого, повторяет за ним, затем соотносит постановку своих органов
Ему крайне важно видеть свои губы и язычок, так как осознать их положение он пока не может.
Занятия должны выполняться циклом. Сначала задаются простые задания, затем посложнее
Важно ориентироваться на темп конкретного ребенка. То, что один усваивает за 2 недели, другой дошкольник может не понять в течение нескольких месяцев.
Обязателен повтор предыдущих упражнений. Навык формируется после усвоенных умений. Поэтому эти умения нужно освежать в памяти.
В постановке правильной речи важно постоянство
Поэтому упражнения должны выполняться в идеале 2 раза в день, и занимать 5-10 минут – это время высокой концентрации внимания дошкольника 3-4 лет.
В 3-4 года важно уделять внимание разработке языка – упражнения направлены на мышцы органа.
Хорошим бонусом занятия является музыкальное сопровождение.
Есть много упражнений и концепций их проведения. Кто-то проводит их в сказке, кто-то отдельными заданиями. Специалисты индивидуально подходят к каждому ребенку, подбирая, что для него будет приемлемым.
Правила проведения артикуляционной гимнастики
Для того, чтобы гимнастика приносила свои
результаты, важно соблюдать ряд правил
- Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это
можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку
и выполняя упражнения виде игры. - Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
- Гимнастику не стоит проводить чаще
2-3 раз в день. - Артикуляционный комплекс
выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут. - В занятии может быть 3-4 уже
отработанных упражнения и одно новое. - Для самых первых занятий не надо
делать более 2-3 упражнений. - Не нужно повторять артикуляционное
движение более 5 раз за подход. - Упражнения выполняются перед
зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка. - Взрослому надо стоять/сидеть за
ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем
маленькое). - Сперва упражнение делает взрослый,
а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно. - Упражнения в комплексе даются от
простого к сложному. - Родитель контролирует правильность
выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например,
подвинуть язык в сторону ложкой или
другим безопасным предметом. - В артикуляционный комплекс нужно
включить и динамические, и статические упражнения. - При выполнении статических
упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10
счетов.
Анализ и оценка
Выполнение артикуляционной гимнастики как систематический аспект образовательного процесса нуждается в регулярном мониторинге. Так можно сделать вывод об уровне владения малышом речью, а также о прогрессе качества звукопроизношения. Промежуточный анализ проводится каждый месяц, а итоговый — раз в полгода по одному и тому же образцу. За каждый критерий оценивания выставляются баллы в количестве от 1 до 5.
Оценка качества выполнения гимнастики зависит от правильности её проведения, в частности, обеспечены ли малышам комфортные условия, зеркала и пр. для работы
Таблица: схема оценки качества выполнения артикуляционных упражнений
Критерий анализа движений органов речи | Фамилия ребёнка | |||
Иванов | Никитина | Петров | Сидорова | |
Плавность (без толчков, дёрганий, а плавно, без пауз) | ||||
Разграничение (работает только язык, без участия губ, нижней челюсти) | ||||
Симметричность (движения выполняются одинаково и вправо, и влево) | ||||
Точность (необходимое положение органов речи достигнуто) | ||||
Чёткость (малыш знает положение всех органов артикуляционного аппарата в каждом из упражнений) | ||||
Устойчивость (ребёнок может задерживать положения губ, языка и др. под счёт) | ||||
Переключаемость (способность переходить от одного положения к другому) |
Речь — это то, что приобретается ребёнком в процессе развития. И основной этап этого психофизического роста приходится на время, когда малыш начинает посещать дошкольное детское образовательное учреждение. Артикуляционная гимнастика для средней группы детского сада играет важную роль в формировании и отработке правильного произношения звуков. При разработке комплекса упражнений педагог должен руководствоваться требованиями к выбору заданий, а также тематикой занятий в конкретный временной отрезок.
Упражнения для артикуляционной гимнастики
- «Улыбка». Это база для каждого последующего упражнения. Для правильного выполнения ребенку нужно будет удерживать губы в широкой улыбке. Так давайте улыбаться! Губы широко растянуты, зубы соединены. Варианты — с сомкнутыми губами и приоткрытыми.
- «Слоник». Слоненок тянется хоботком к цветочку. Губы сомкнуть и вытянуть вперед трубочкой. Тянемся изо всех сил. Удерживать положение на счет до 5, постепенно увеличивая время до 10 секунд.
- «Лопатка». Делаем широкий язычок. Немного вытянуть язык между зубов, не прижимая сильно. Сам язык должен быть расслабленным и широким. Настоящая большая лопата для уборки снега!
- «Змея». А теперь можно превратиться в длинную змею. Язык также расположен между зубов, но теперь он должен быть напряженным и вытянутым, тонким. Пусть ребенок представит, как кончик языка тянется вперед, как у змейки. Такое положение, как и предыдущее, удерживать по 10 секунд.
- Если упражнения хорошо освоены, предложите ребенку научиться чередовать их в определенном темпе. Вы будете чародеем, который взмахом волшебной палочки превращает лопату в змейку и обратно. А может быть, вы придумаете какую-то другую историю про волшебство?
- Переходим от статики к действиям. Делая «Улыбку» с сомкнутыми зубами под счет взрослого, ребенок должен разомкнуть зубы на пару сантиметров, то есть открыть рот. Двери открываются — двери закрываются. Придумайте, от кого запирается дверка?
- «Вправо — влево». Язычок решил прогуляться, но не знает, куда же ему пойти. Рот приоткрыт в улыбке, язык двигается из одного угла губ к другому.
- Ваш ребенок любит играть в футбол? Упражнение «Мяч». Пусть ребенок упирается кончиком языка то в одну, то в другую щеку. Вы можете контролировать точность и напряжение языка, «толкая» щечки. Очень весело!
- Еще одна вариация футбола — только мяч будет надувной. Научите ребенка надувать то одну щеку, то другую по очереди. Задача непростая, но для того, чтобы поднять настроение, вы можете «лопать» воздушный шарик, нажимая на надутую щеку.
- Ох, язычок ушел гулять, но ведь он еще не умывался! Чистим язык, прокатывая его вперед-назад при сомкнутых зубах.
- Теперь надо еще почистить и зубы — пусть язычок позаботится о них. Плавным движением слева-направо и наоборот провести языком по наружной поверхности верхних зубов, потом нижних.
- Качаемся на качелях. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а потом — внизу, за зубами нижними. Рот полуоткрыт в улыбке.
- Поскачем на лошадке? Все дети любят воспроизводить цоканье. Давайте соревноваться — кто дальше ускачет, вы или ваш ребенок?
- Еще одно статическое упражнение — «Грибок». Оно хорошо растягивает короткую уздечку. Язык нужно приклеить («присосать») к верхнему небу как при цоканье лошадкой и оставить в таком положении на 10 секунд.
- Усложняем «Грибок» — играем на гармошке. В положении «Грибка» ребенок должен двигать нижней челюстью вверх и вниз. Язык при этом не отпускаем!
Упражнения для активной работы артикуляционного аппарата можно найти много. Придумывайте сами, играйте — вместе веселее! Занимаясь регулярно, вы скоро увидите, что ваш ребенок намного лучше вас умеет сворачивать язык в трубочку, тарахтеть как моторчик и — ура! — рррычать как тигр.
Не забывайте только, что если что-то не получается, не надо сердиться. Возможно, ребенок не понимает, как правильно выполнять то или иное упражнение. А может быть, следует проконсультироваться с логопедом и подобрать наиболее подходящий комплекс для занятий.
Примеры конспектов занятий
Конспект занятия включает в себя:
- Предлагаемую тему занятия («Отработка звука «С»).
- Группу и возраст детей («Подготовительная группа, 6-7 лет).
- Форму проведения (Групповое/ Подгрупповое / Индивидуальное занятие).
- Цели и задачи комплекса.
- Ход занятия с таймингом:
Организационный момент – 30 секунд;
Упражнение «улыбка» – 30с;
«Хоботок» – 30с;
Чередование «улыбка-хоботок» – 45с;
Упражнение «шарик» – 20с;
«Шарик сдулся» – 20с;
Чередование «шарик – шарик сдулся» – 30с;
Упражнение «лопатка» – 1 мин
«Наказать непослушный язычок» — 30с;
«Маляр» — 1 мин
«Чашечка» — 30с
Подведение итогов – 1 мин
- Используемый наглядный материал и техническое оснащение (презентация, ПК, альбом по развитию речи).
- Используемая при составлении плана методическая литература.
Важно! Лучше всего проводить занятия под тематическую песенку или стишок. Вслушиваясь в слова педагога, дети не обращают внимания на сложность упражнений и проявляют меньше негативных эмоций в случае неудачного выполнения
Например, история про кота Рыжика:
- Упражнения на зевок – «Котик рыжик заскучал, ни с кем дома не играл»
- Улыбка – «Чтоб друзей он нашел, в детский садик кот пошел»
- Маятник – «Потянулся влево, вправо»
- Варенье – «Съел варенье из кармана»
- Хлопки в ладоши – «Замурчал: Малыши! Веселитесь от души!»
Обратите внимание! Из специальных дидактических пособий логопеды часто применяют альбомы Ирины Волошиной. Особенность их — наглядное оформление материала
Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы
Особенность их — наглядное оформление материала
Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы
Вторая книга – для девочки – здесь господствуют феи, принцы и принцессы. Помимо развития речевого аппарата красочные дидактические материалы позволяют пополнять как активный, так и пассивный словарь ребенка. Хватает данного материала, как правило, на месяц активных занятий. Стоимость пособия – от 255р до 300р*.
Важно! Прекрасно знакомят дошкольников с правильной постановкой звуков и «Сказки о Веселом Язычке». В них артикуляторный орган как живой – кушает, спит в кровати, дружит с котенком и делает еще множество интересных вещей
Все слова стихотворений сопровождаются соответствующими движениями языка.
Пример занятия ребенка
Если занятия по развитию артикуляторного аппарата будут проводиться регулярно, начиная с младшего дошкольного возраста, то существенно сократится количество неправильно сформированных сложных звуков (свистящих, сонорных, шипящих). И это значит, что малыш будет радовать родителей правильно поставленной, красивой речью без особого логопедического вмешательства.
*Цены актуальны на 3.05.2019
Правильное произношение звуков «ш», «ж»
Рот при произнесении шипящих звуков следует держать слегка открытым, губы – скруглять, а конец язычка – приподнимать к верхнему своду, касаясь его краями жевательных зубов сверху. При таком положении под языком появляется небольшая чашеобразная выемка, через которую на выдохе проходит воздух. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту.
Параллельно тренировке артикуляционного аппарата необходимо работать с ребенком над определением различных шипящих и свистящих звуков на слух. Делать это можно в игровой форме – например, взрослый произносит тот или иной звук, после чего начинает проговаривать различные слова. Услышав слово с загаданным звуком, малыш должен показать это взрослому – например, хлопком. Научиться правильно произносить данные звуки помогут следующие упражнения:
- «Вкусное варенье» – открываем рот, растягиваем губы в улыбке и проводим языком 2 – 3 раза по верхней губе, облизывая ее.
- «Сдунь вату с носика» – кладем немного ваты на кончик язычка. Складываем тот в «чашечку», приподнимаем им вату наверх, и сдуваем ее на выдохе.
- «Усыпляем язык» – располагаем широкий, находящийся в расслабленном состоянии язык на нижней губе.
Артикуляционная пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика проводится в игровой форме. Преподаватель зачитывает стихи, под них ребенок показывает движения пальчиками. При этом пальцы 2 рук должны действовать синхронно, в паре. С каждым упражнением нагрузка должна повышаться. После проведенного задания руки ребенка должны отдохнуть, чтобы снять напряжение и подготовить их к новым действиям.
Упражнения пальчиковой гимнастики должны повторяться ежедневно. 10-15 минут в день будет достаточно для регуляции речи. Уже много лет психологи, логопеды, невропатологи сходятся во мнение, что мелкая моторики и речь взаимосвязаны при становлении правильного произношения. Тактильные упражнения для пальцев и кистей рук способствуют развитию речи. Вместо стихов в комплексе пальчиковой гимнастики для младшей группы используют картинки. Вот некоторые из них.
Упражнения для губ
Артикуляционная гимнастика в стихах
Стихотворная форма занятий легко усваивается детьми. Помимо моторики, речи, у них развивается память. Для упражнений достаточно 5-6 стихов, которые будут узнаваться детьми с чтения первых строк. Круг можно повторить. С каждым днем ребятишки будут комфортнее воспринимать знакомые мотивы и с легкостью повторять работу мимики и пальчиков. Каждое стихотворение направлено на определенную группу мышц, ниже буду приведены методические указания. Мамы в домашних условиях, как и профессиональные педагоги, могут тренировать своих деток.
Методическое упражнение «Улыбка». Выполняется с закрытыми зубками (стиснутыми) 15 секунд. Лучше делать задание перед приемом пищи, чтобы мышцы не успели устать;
Методическое упражнение «Гармошка». Выполняется с прикрепленным к небу широким языком. На каждый счет необходимо открывать и закрывать рот. Выполнять 20 раз;
Методическое упражнение «Месим тесто». Перед чтением стихотворения все дружно улыбаются, на каждой строчке чередуется кусание языка и пошлепывание между губ;
Методическое упражнение «Расческа». Между зубами пропускаем язык и просовываем вперед-назад на счет до 15. При этом ребенок должен улыбаться. Сложность заключается именно в улыбке, при выполнении упражнения задействованы все необходимые мышцы;
Методическое упражнение «Чашечка». Выполняется с улыбкой и широко открытым ртом. На счет 15 упражнение заканчивается;
Методическое упражнение «Качели». Выполняется с открытым ртом и высунутым языком с чередованием. Кончик языка касается поочередно нижней челюсти, на следующий счет верхней челюсти.
Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей
Артикуляционная гимнастика проводится комплексно. Только ежедневные упражнения могут исправить речевые недочеты. Проводя несколько минут в день утром и вечером за гимнастическими упражнениями через 2-3 недели ребенок увидит свои первые успехи. Достаточно 5 увлекательных минут, чтобы ребенок не потерял интерес.
В комплексе упражнений для гимнастики используются тренировочные занятия для развития мышц щек, губ, языка. Выбирается она согласно имеющейся проблеме. Проводятся упражнения в игровой форме, без принуждения. Занятия предусматривают использование развивающих игр, карточек с картинками, стихотворных произведений. На этих самых занятиях задействованы мимические мышцы, пальцы рук. За время занятий дети не успевают устать и получают неоспоримую пользу.
Как проверить подвижность органов артикуляционного аппарата у ребенка?
Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. Существуют базовые движения, которые нужны для произношения всех звуков родного языка. Именно об этих движениях мы сейчас и поговорим.
Сначала нужно выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а затем – может ли плавно, быстро и легко переключиться от одного движения на другое, ему противоположное.
Ниже даны основные, базовые упражнения артикуляционной гимнастики, в которых можно тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата. Проведя данные упражнения с ребенком, Вы также сможете проверить и оценить, насколько развит у него артикуляционный аппарат.
Комплекс №3
«Вот какой наш язычок».
- В море рыба – кит живет,
По волнам она плывет,
У нее огромный рот. Вот такой!
( Широко улыбнуться, показывая зубы, зубы тоже приоткрыты, подержать рот в таком положении некоторое время)
- В поле мотылек живет,
Он нектар цветочный пьет
Тонким, длинным хоботком. Вот таким!
(Вытянуть губы узкой трубочкой вперед, «полюбоваться» на хоботок)
- Под пеньком живет змея,
Длинный хвост и голова,
Вынет, спрячет язычок… Вот так!
( рот открыт круглым окошечком, острый язычок показываем и прячем)
- В роще заинька живет,
Травку, ветки он грызет,
Носик морщит он смешно.
Получилось? То-то, вот!
( морщить носик, приподнимая верхнюю губу, показывая верхние зубы,
но зубы сомкнуты)
- В будке Шарик наш живет,
Дом прилежно стережет,
Вертит весело хвостом.
Как? Покажем язычком! Смотри!
( рот улыбается, зубы приоткрыты, острый узкий язык быстро движется вправо – влево)
Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет картотека
Для 3-летнего ребенка существуют определенные речевые нормы. К 2 годам дети должны уметь складывать из 2-3 слов короткие фразы и выражать с их помощью свои мысли. Помимо фраз, у маленького человека в этом возрасте формируется правильное произношение звуков. Это касается не всего алфавита, лишь легких согласных и всех гласных букв. В 3 года большинство детей по-прежнему не умеют говорить букву «р», «л» в некоторых словах, «ч-щ», «с», «з», «ж», «ш». Для правильной речи используется артикуляционная гимнастика в карточках.
На каждое упражнение отводится не больше 15 секунд. В целях успешного закрепления задания на каждом занятии повторяются. Затем меняются на новую порцию карточек с иными разработками.