Польза чистоговорок:
- Чистоговорки со звуком «С» построены таким образом, чтобы позиция звука в слогах, сочеталась с позицией звука «С» в словах.
- Эти упражнения помогут вашему малышу также развивать словотворчество, т.к. можно придумывать и свои окончания чистоговорок.
- Для того, чтобы материал был интересен и понятен детям он представлен в виде картинок, моделей и слогов. Детям постарше можно предлагать самостоятельно читать слоги или повторять за взрослым. А вот с картинками малыши справятся и самостоятельно или с небольшими подсказками.
- Автоматизация звука «С» в чистоговорках будет полезна и тем, что поможет познакомить детей с предлогами (при помощи моделей), а также разовьет ассоциативное мышление.
- Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
- Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.
Модели предлогов:
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков вы найдете по выделенной .
У нас на сайте вы можете скачать, распечатать и использовать дидактический материал для своих занятий. А можно заниматься прямо у нас на страничке.
ПОМНИТЕ! Говорить нужно неспеша, четко проговаривая необходимые звуки.
Автоматизация звука в чистоговорках
- СА – СА – СА — длинная коса;
- СА – СА – СА — хитрая лиса;
- СА – СА – СА — вот летит оса;
- СА – СА – СА — укусила в нос оса;
- СЫ – СЫ – СЫ — у дедушки усы;
- СЫ – СЫ – СЫ — лисёнок у лисы;
- СЫ – СЫ – СЫ — хвост красивый у лисы;
- СЫ – СЫ – СЫ — новые весы;
- СЫ – СЫ – СЫ — заведи часы;
- СЫ – СЫ – СЫ — не боюсь я злой осы;
- СУ – СУ – СУ — воду я несу;
- СУ – СУ – СУ — дом стоит в лесу;
- СУ – СУ – СУ — я осу в руке несу;
- СО – СО – СО — у Сони колесо;
- СО – СО – СО — стал мой нос, как колесо;
Чистоговорки на слог АС
- АС – АС – АС — дети входят в класс;
- АС – АС – АС — дети пили квас;
- АС – АС – АС — свет у нас погас;
- АС – АС – АС — я корову пас;
- АС – АС – АС — вкусный ананас;
- ОС – ОС – ОС — на поляне много коз;
- ОС – ОС – ОС — я несу поднос;
- УС – УС – УС — я несу арбуз;
- УС – УС – УС — у Сони много бус;
- ЕС – ЕС – ЕС — автобус едет в лес;
- ИС – ИС – ИС — на суку Борис повис;
- АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы;
- ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ — на столе подносы;
- ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ — заплетали косы;
- УСЫ – УСЫ – УСЫ — подарим маме бусы;
- ИСТ – ИСТ – ИСТ — наш Борис танкист;
- ИСТ – ИСТ – ИСТ — вот зелёный лист;
- ОСТ – ОСТ – ОСТ — у Васьки длинный хвост;
- АСТА – АСТА – АСТА — вот зубная паста;
- АСКА – АСКА – АСКА — у Сони маска;
- АСКА – АСКА – АСКА — у Сони коляска;
- АСКИ – АСКИ – АСКИ — мы купили маски;
- ИСКА – ИСКА – ИСКА — на столе записка;
- ИСКА – ИСКА – ИСКА — спит киска;
- ИСКА – ИСКА – ИСКА — на столе редиска;
- ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ — мы купили миску;
- ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ — мы носили доски;
- ИСТО – ИСТО – ИСТО — посуду мыли чисто;
- УСТА – УСТА – УСТА — вкусная капуста;
- УСТО – УСТО – УСТО — в огороде пусто;
- ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО — мы месили тесто;
- ОСКА – ОСКА – ОСКА — высокая берёзка;
ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ — у скалы сосны;
Чистоговорки на слог СТЫ
- СТЫ – СТЫ – СТЫ — длинные хвосты;
- СТЫ – СТЫ – СТЫ — строили мосты;
- СТЫ – СТЫ – СТЫ — зелёные листы;
- СТЫ – СТЫ – СТЫ — улетели аисты;
- СТЫ – СТЫ – СТЫ — мяч летит в кусты;
- СТА – СТА – СТА — у Сони два листа;
- СТА – СТА – СТА — стояли у моста;
- СТА – СТА – СТА — мы видели аиста;
- СТА – СТА – СТА — сели на места;
- СТУ – СТУ – СТУ — стояли на мосту;
- СТУ – СТУ – СТУ — едем по мосту;
- СТУ – СТУ – СТУ — солдаты на посту;
- СКИ – СКИ – СКИ — новые носки;
- СКА – СКА – СКА — длинная доска;
- СКУ – СКУ – СКУ — мы несли доску;
- СНЫ – СНЫ – СНЫ — стояли две сосны;
- СНА – СНА – СНА — на улице весна;
Звук «С» в чистоговорках — это следующий этап автоматизации. Звук «С» поставлен, автоматизирован изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях? Тогда самое время приступить к автоматизации звука «С» в чистоговорках.
Автоматизация звука «С» в чистоговорках при помощи наглядности поможет родителям и педагогам ввести звук «С» в активную речь ребенка.
Вам также будет интересно:
- Артикуляционная гимнастика
- Автоматизация звука Р
- Автоматизация шипящих звуков
- Дифференциация звуков
- Развитие речи
- Обучение грамоте
- Дидактические игры
Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!
Чистоговорки для детей 3 лет
И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й
Чистоговорки на И
- И И И санки в горку ты вези.
- И И И прилетели соловьи.
- И И И птиц зимою покорми.
Чистоговорки на Ы
- Ы Ы Ы в поле выросли цветы.
- Ы Ы Ы не хватает нам весны.
- Ы Ы Ы мы отважны и добры.
Чистоговорки на У
- У У У в садик скоро я пойду.
- У У У много травки на лугу.
- У У У не дадимся комару.
Чистоговорки на звук В
- ВА ВА ВА опадает вся листва.
- ВО ВО ВО жук живое сущетсво.
- ВУ ВУ ВУ мы приехали в Москву.
- ВЫ ВЫ ВЫ в джунглях обитают львы.
- ВИ ВИ ВИ мяч скорее ты лови.
Чистоговорки на Н
- НА НА НА длинный хобот у слона.
- НУ НУ НУ санки в горку я тяну.
- НИ НИ НИ сегодня мне ты позвони.
- НЕ НЕ НЕ вижи солнышко в окне.
- АН АН АН стучу я в барабан.
- ИН ИН ИН зашли мы в магазин.
- ОН ОН ОН зазвонил вдруг телефон.
- УН УН УН только в сказках есть колдун.
Чистоговорки на К
- КО КО КО дети любят молоко.
- КА КА КА бежит быстрая река.
- КИ КИ КИ белоснежные носки.
Чистоговорки на Г
- ГА ГА ГА гуси вышли на луга.
- ГУ ГУ ГУ много сена на лугу.
- ГИ ГИ ГИ разукрасили круги.
- ГЕ ГЕ ГЕ есть начинка в пироге.
Чистоговорки на Х
- ХА ХА ХА накормили петуха.
- ХУ ХУ ХУ дружно варим мы уху.
- ХИ ХИ ХИ подарили мне духи.
- ОХ ОХ ОХ мы посеяли горох.
- УХ УХ УХ крыльями хлопал наш петух.
Чистоговорки на Ф
- АФ АФ АФ сложим вещи в шкаф.
- АФ АФ АФ в Африке жираф.
- ИФ ИФ ИФ прилетел к нам гриф.
- ФЭ ФЭ ФЭ мы пойдём в кафэ.
Чистоговорки на звук Т
- ТА ТА ТА в доме чистота.
- ТО ТО ТО поиграли мы в лото.
- ТИ ТИ ТИ книжку умную прочти.
- ТЫ ТЫ ТЫ сметану любят все коты.
- ТЯ ТЯ ТЯ говорите не шутя.
- ТУ ТУ ТУ очень быстро я расту.
Чистоговорки на звук Д
- ДУ ДУ ДУ я гулять сейчас пойду.
- ДА ДА ДА по трубе течет вода.
- ДЫ ДЫ ДЫ все собрали мы плоды.
- ДИ ДИ ДИ в гости к нам ты приходи.
- ДО ДО ДО на дереве гнездо.
Чистоговорки Й
- АЙ АЙ АЙ вижу едет наш трамвай.
- ЕЙ ЕЙ ЕЙ чай ты в кружечку налей.
- ОЙ ОЙ ОЙ приходи скорей домой.
Чистоговорки для детей 5 лет
Ш Ж Ч Щ
Чистоговорки на звук Ш
- ША ША ША уложили малыша.
- ША ША ША у меня лапша.
- ША ША ША мама моет малыша.
- ША ША ША выплывай из камыша.
- ША ША ША каша хороша.
- ША ША ША наша школа хороша.
- ША ША ША наша Маша хороша.
- ША ША ША наша шуба хороша.
- ША ША ША вкусная лапша.
- ША ША ША нет у нас карандаша.
- ША ША ША выходи из камыша.
Автоматизация звука Ш в чистоговорках
- ШЕ ШЕ ШЕ как прекрасно на душе.
- ШЕ ШЕ ШЕ это утка в камыше.
- ШЕ ШЕ ШЕ сидит кошка в шалаше.
- ШЕ ШЕ ШЕ пляшем с радостью в душе.
- ШЕ ШЕ ШЕ подарили шарфик Даше.
- ШЕ ШЕ ШЕ забочусь о малыше.
- ШЕ ШЕ ШЕ шепчет Маша в шалаше.
- ШЕ ШЕ ШЕ страшно на крыше.
Чистоговорки на звук Ш для дошкольников
- ШИ ШИ ШИ наши дети хороши.
- ШИ ШИ ШИ в нашей шубе попляши.
- ШИ ШИ ШИ поздравленье напиши.
- ШИ ШИ ШИ зашумели камыши.
- ШИ ШИ ШИ ну-ка, Маша, попляши.
- ШИ ШИ ШИ Миша с Машей малыши.
- ШИ ШИ ШИ в садик ходят малыши.
- ШИ ШИ ШИ у меня карандаши.
- ШИ ШИ ШИ что нам шепчут камыши?
- ШИ ШИ ШИ шейте шубы от души.
- ШИ ШИ ШИ кашу любят малыши.
- ШИ ШИ ШИ спать ложаться малыши.
- ШО ШО ШО в нашей шубе хорошо.
- ШО ШО ШО пляшет Маша хорошо
- ШО ШО ШО летом хорошо.
- ШО ШО ШО посуду моем хорошо.
- ШО ШО ШО поют ребята хорошо.
- ШО ШО ШО говорим мы хорошо.
- ШУ ШУ ШУ Мише я письмо пишу.
- ШУ ШУ ШУ шапку новую ношу.
- ШУ ШУ ШУ я для Маши попляшу.
- ШУ ШУ ШУ я флажком машу.
- ШУ ШУ ШУ дам я мишку малышу.
- ШУ ШУ ШУ маме помашу.
- ШУ ШУ ШУ в школу я спешу.
- ШУ ШУ ШУ я старательно пишу.
- ШУ ШУ ШУ пою песни малышу.
- ШУ ШУ ШУ я под музыку пляшу.
Чистоговорки на звук Ж
- ЖА ЖА ЖА есть иголки у ежа.
- ЖУ ЖУ ЖУ я на веточке сижу.
- ЖЕ ЖЕ ЖЕ дождь прошел уже.
- ЖИ ЖИ ЖИ в речке плавают ужи.
- ОЖ ОЖ ОЖ на кого же я похож.
- ЯЖ ЯЖ ЯЖ пойдём вместе мы на пляж.
Чистоговорки на звук Ч
- ЧО ЧО ЧО повешу сумку на плечо.
- ЧА ЧА ЧА нет с собой ключа.
- ЧИ ЧИ ЧИ лечат нас врачи.
- ЧУ ЧУ ЧУ мы пойдём к врачу.
- ОЧ ОЧ ОЧ наступила ночь.
- ЧЕ ЧЕ ЧЕ сумку носят на плече.
Чистоговорки на Щ
- ЩУ ЩУ ЩУ я тебя ищу.
- ЩИ ЩИ ЩИ грибочки ты ищи.
- ЩА ЩА ЩА в речке два леща.
- ЩЕ ЩЕ ЩЕ в дождь гуляем мы в плаще.
- ЕЩ ЕЩ ЕЩ в речке рыба лещ.
- АЩ АЩ АЩ у меня новый плащ.
- ЩЁ ЩЁ ЩЁ попьём молочка ещё.
Как научить ребенка 3-4 лет правильно говорить свистящие звуки С и З? Видео
Если у ребенка хорошо получаются движения артикуляционной гимнастики, то, как правило, несколько нехитрых приемов позволяют ему практически сразу научиться правильно говорить свистящие звуки с и з. О том, как можно научить ребенка дома правильно говорить звук с и исправить его произношение, Вы узнаете из видео Ирины Денисовой. Она делится некоторыми профессиональными логопедическими секретами с родителями.
Если Вам удалось успешно вызвать звук, то остается лишь автоматизировать его правильное произношение в слогах, словах и фразах. Об играх и упражнениях для автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вы можете узнать в статье
«Автоматизация свистящих звуков С и СЬ»
Если же у ребенка нарушено произношение многих звуков, ему очень трудно даются артикуляционные упражнения, а вызвать «правильный» звук не удается, то Вам обязательно нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику или в логопедический детский сад. Адреса всех учреждений, в которых можно бесплатно получить помощь логопеда, Вы всегда может узнать в районном или городском управлении образования.
А в заключении статьи – несколько песенок для речевых занятий с детьми по звуку с.
Чистоговорки со звуком «Р» в обратных слогах
Чистоговорки со слогом «Ар»
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — на базар пошёл Макар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — летит воздушный шар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — из бани валит пар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — мы купили самовар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — к нам летит комар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — там вдали пожар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — улетает синий шар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — повар, сахар, санитар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — пузатый самовар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — в диктанте у Пети кошмар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — аркан, архив, артист, швейцар.
Чистоговорки со слогом «Ер»
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — дядя Федя офицер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — полосатый ящер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — обманул всех шулер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — кот столкнул фужер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — вот идёт пенсионер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — это мой любимый сквер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — загони собак в вольер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — я купил эклер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — мой папа инженер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — вот мой кавалер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — номер, катер, сквер, фужер.
Чистоговорки со слогом «Ёр»
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — на стене висит ковёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — дядя Стёпа билетёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — вдалеке стоит шатёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — вот плывёт бобёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — Коля это фантазёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — чинит лифт лифтёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — каскадёр, шахтёр, сапёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — буду я шофёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — потуши костёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — Миша надпись стёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — вахтёр купил ковёр.
Чистоговорки со слогом «Ир»
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — Ира пьёт кефир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — весь народ за мир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — пассажир купил зефир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — укусил меня вампир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — всех зовут на пир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — я надел мундир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — мне купили сувенир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — вот висит инжир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — кушаю пломбир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — дядя Саша командир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — это мой кумир.
Чистоговорки со слогом «Ор»
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — выступает хор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — совы сели на забор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — купили новенький топор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — ядовитый мухомор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — у машины есть мотор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — зелёный помидор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — я пошёл во двор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — сломался светофор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — его зовут Егор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — мы идём в дозор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — экватор, взор, повтор.
Чистоговорки со слогом «Ур»
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — щенок гоняет кур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — ты наступил на шнур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — он уехал в тур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — мой папа штукатур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — его зовут Тимур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — затупился бур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — шнур, контур, абажур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — есть в вагоне тамбур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — вот сидит лемур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — ты сказала каламбур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — урна, ураган, урок, сумбур.
Чистоговорки со слогом «Яр»
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — вот отличный экземпляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — мой отец столяр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — я купил футляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — дядя Петя юбиляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — ярус, яркий, яр, школяр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — у нас последний экземпляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — стану я маляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — от очков футляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — сделал стол столяр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — ярость, ярче, юбиляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — у стены стоит маляр.
Родителям на заметку
Постановка звуков «ц», «с», «ш» может производиться и в домашних условиях. В этом случае ответственность за исход тренировок ложится на плечи родителей. Необходимо помнить о следующих принципах:
- Нагрузка на речевой аппарат увеличивается постепенно. В противном случае – малыш не сможет усвоить новую информацию.
- Во время выполнения упражнений рекомендуется проводить ассоциации с миром животных и насекомых. Звуки «с» и «з» сравнивают с пищанием комара.
- Необходимо позволять ребенку самостоятельно находить удобное положение органов артикуляции для воспроизведения изоляционных звуков.
- Если малыш выполняет упражнения без энтузиазма, лучше прекратить занятия. Это свидетельствует о том, что он устал.
- Занятия должны быть регулярными. Оптимальная периодичность – 2-3 раза в неделю. Длительность зависит от характера отклонения речи малыша.
- При механической постановке звукопроизношения следует использовать неопасные для ребенка предметы. Желательно, чтобы это был специальный логопедический зонд.
Чистоговорки для дошкольников
Чистоговорки помогут дошкольнику развить слуховое внимание и дикцию, автоматизировать все звуки, которые вызывают затруднение в произношении к 1 классу. Цель чистоговорок — это выработка автоматизированного правильного четкого произношения, развитие речи дошкольника и дифференциация всех звуков
На сайте mama7ya представлены интересные и разнообразные скороговорки для автоматизации и дифференциации звуков, которые активно помогут развить речь ребенка в игровой форме
Цель чистоговорок — это выработка автоматизированного правильного четкого произношения, развитие речи дошкольника и дифференциация всех звуков. На сайте mama7ya представлены интересные и разнообразные скороговорки для автоматизации и дифференциации звуков, которые активно помогут развить речь ребенка в игровой форме.
Как закреплять результаты занятий
Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.
Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты
Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух. При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж
Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени
При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.
Ставим звук [Й]
Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».
Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.
От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.
Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.
После постановки звука (, ) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения
Если у ребенка не сформированы звуки , , , , то при отработке (, ) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками , , , ). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие , , ).. Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут
После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).
Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).
Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (по подражанию) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук (, ).
Детям можно предлагать игры:
- 1. выбирать из картинок те, в названиях которых звуки , , имеются в начале (в середине или в конце) слова;
- 2. распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях;
- 3. составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков — — .
Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука
Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.
Рекомендации Перегудовой Т. С.
Как правильно осуществить постановку звуков у ребенка: общие рекомендации
Усилия ребенка должны быть естественными – это очень важно в постановке звуков. Последовательность постановки определяют по физиологическому ходу формирования произношения звуков. Изменения и коррективы в эту последовательность вносить можно, если учитываются индивидуальные особенности ребенка и есть уверенность в их эффективности
Изменения и коррективы в эту последовательность вносить можно, если учитываются индивидуальные особенности ребенка и есть уверенность в их эффективности.
Стандартная последовательность работы над звуками выглядит так:
- Сначала ставят свистящие «С» и «СЬ», «Ц», «З» и «ЗЬ».
- Ставят «Ш» – шипящий звук.
- Сонор «Л».
- Разбирают «Ж» – шипящий.
- Соноры «Р» и «РЬ».
- Заканчивают постановкой шипящих «Ч» и «Щ».
Оптимальным возрастом для коррекции звукопроизношения считается 4-5 лет, для звука «Р» – 6-летний возраст. Работу обычно начинают над шипящими звуками, так как они не требуют четкого фокусирования струи воздуха.
Чтобы поставить твердые звуки, для слога используют гласную «А» (для «Л» – «Ы»), для мягких – «И». Автоматизацию звука, который удалось исправить, начинают с произношения прямых и обратных слогов, только затем со стечения согласных.
В целом работу над постановкой звуков должен проводить логопед. Он же определит, есть ли у ребенка отклонения в звукопроизношении, какие методы использовать для постановки звуков, как часто заниматься, он составит схему занятий, в которые включит различные, самые действенные в этом случае, приемы. Помните, что самодеятельность в исправлении нарушений звукопроизношения у детей может навредить. Только логопед знает, как правильно и эффективно организовать работу.
Автоматизация звуков
В прямых открытых слогах
Произносим ша, са, шу, су …
В обратных слогах
Уч, ус, уз, цш …
Со стечением согласных
Шус, мышь, час..
В начале слова
Сова, щука…
В конце слова
Укус, груз..
В середине
Колесо, тяжело..
В словосочетаниях, фразах, предложениях
Для упражнений можно использовать следующие вспомогательные тексты:
Са, са – вот летит оса.
Су-су – книгу принесу.
Сы, сы – у меня усы.
Ста- сто – сту
Сна – сну -сны
Самокат принесу, сани вынесу.
Десять дней Айболит не есть, не пьет, не спит.
Синие шары, синее небо, синее сосны – это весна!
- Пересказ текст
- Самостоятельное составление текстов по картинкам
Работа по устранению дефектов речи должна вестись под строгим контролем логопедов, родителей. Повторение упражнений в домашних условиях приносит несомненную пользу малышу. Родителям стоит внимательно следить за звукопроизношением детей, заставлять их работать над исправлением ошибок. Только таким путем произойдет автоматизация звуков, избавление от сигматизма.