Конспект урока по русскому языку, 1 класс. роль слов в речи. школа россии

План-конспект урока по теме «чужая речь» 11 класс

Закрепление знаний

Задание 1. Составьте предложения с прямой речью, используя высказывания.

  • Он победил и время и пространство. (А. А. Ахматова. Из статьи «Слово о Пушкине». 1961.)
  • Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. (А. А. Блок. Из речи «О назначении поэта», произнесенной в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина. 1921.)
  • У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает её до конца. (А. Т. Твардовский. Из эссе «Пушкин». 1949.)

Задание 2. Найдите правильную схему прямой речи, соответствующую предложению (знаки препинания не расставлены).

Так смотри Муся запомни продолжал уже отец что ты нынче, четырех лет от роду, видела сына Пушкина. Потом внукам своим будешь рассказывать.

а) «П, — а. — П.»;      в) «П. — а. — П.»;

б) «П, — а, — п.»;      г) «П, — а. — п?»

Задание 3. Исправьте грамматические ошибки в предложениях с косвенной речью.

Через неделю после венчания А. С. Пушкин сообщает другу П. А. Плетневу, что я женат и счастлив. В 1820 году  Пушкин написал, что мне вас не жаль, года весны моей…

Задание 4. Запишите предложения, заменяя прямую речь косвенной.

  • Аполлон Григорьев так определил роль А. С. Пушкина в духовной жизни России: «Пушкин — это наше всё».
  • «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», — писал Гоголь.
  • Тургенев говорил: «Пушкин был нашим первым поэтом — художником… Он создал наш поэтический, наш литературный язык».
  • «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин, — писал А. Блок. — Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни».

Задание 5. Запишите предложения под диктовку, правильно их оформив.

Пушкин уверяет:

На всех стихиях человек —Тиран, предатель или узник.

Все мы помним начало пушкинского романа: «Мой дядя самых честных правил…».

Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении «Арион»:

…А я — бесконечной веры полн, —Пловцам я пел…

Певец оказывается единственным, кто уцелел после «грозы». Но он остается верен своим убеждениям: «я гимны прежние пою».

Задание 6. Представьте, что вы встретились с А. С. Пушкиным. Составьте диалог по следующей схеме.

А:— П!— П, — а.

А:— П, — а.

Задание 7. Прочитайте фрагменты литературно-критической статьи С. М. Петрова «Художественная проза Пушкина». Выпишите предложения, иллюстрирующие примеры использования чужой речи.

plan-konspekt-uroka-chuzhaya-rech-11-klas-zadaniyeСкачать

Чтобы скачать этот фрагмент, нажмите на кнопку «Скачать».

Об особенностях онлайн-уроков русского языка в онлайн-школе Skysmart и бережном отношении к себе и ученикам читайте в интервью Татьяны Румянцевой.

Урок русского языка в 1 классе на тему «Устная и письменная речь»

Цель: познакомить с понятиями устная речь и письменная речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать устную и письменную речь; оценивать свои результаты.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа по вопросам

— Что такое речь?

— Для чего нужна речь?

— Приведите примеры разных видов речи.

2. Игра «Определи вид речи»

(Учитель показывает картинки с изображением детей, которые пишут, слушают, читают, говорят. Учащиеся называют вид речи.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова. Можно также оставить картинки от игры «Определи вид речи».)

Чтение, письмо, говорение, слушание.

— Подумайте, на какие две группы можно разделить слова. Выполните это задание в парах. Обоснуйте свои ответы. (1 — чтение, письмо; 2 — говорение, слушание.)

— По какому признаку вы распределили слова на эти группы?

— Предположите, о чём пойдёт речь на уроке. (О том, какой бывает речь.)

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, какой бывает речь.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 7)

— Прочитайте.

— Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

— Почему речь назвали устной? (От слова уста.)

— А какую речь называют письменной?

— К какому виду речи отнесём чтение, письмо? (К письменной.)

— К какому виду речи отнесём говорение, слушание? (К устной.)

Упр. 4 (с. 7)

— Рассмотрите рисунок.

— Из какой сказки эти герои? («Колобок».)

— Кто автор этой сказки? (Это народная сказка, у неё нет автора.)

— Что вам помогло узнать название сказки?

— Расскажите сказку.

(Можно организовать пересказ сказки по цепочке.)

— Какой речью вы воспользовались, когда рассказывали сказку? (Устной.)

— Прочитайте, что говорят сказочные персонажи.

— А какая речь использована для записи разговора героев сказки? (Письменная.)

V. Физкультминутка

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем —

Крылья сложили назад.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 5 (с. 8)

— Рассмотрите рисунки. Прочитайте.

— Все ли записи вы смогли прочитать и понять? Почему?

— Прочитайте ту запись, которая написана на родном русском языке. Объясните, что значит «родной язык». (Родной язык — это язык, на котором говорят с раннего детства, на котором произносят первые слова, которые слышат от своих родителей.)

— Выполните задание.

— Прочитайте сведения о языке.

— Какой язык является государственным языком в Российской Федерации?

— Что такое государственный язык? (Обязательный в данной стране. На этом языке идёт преподавание в школах, вузах, издаются законы. Это основной язык государства.)

2. Словарная работа

(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 53, 71).)

— Прочитайте слова на с. 8 учебника. {Русский язык.)

— Найдите эти слова в орфографическом словаре.

— Написание этих слов нужно запомнить. Какая орфограмма выделена в слове русский? (Удвоенная буква С.)

— Прочитайте второе слово с ударением. На какой слог падает ударение?

— Какая гласная записана в безударном слоге?

— Произнесите это слово. Какой звук слышится в безударном слоге?

— Составьте предложения с этими словами.

— Запомните написание этих слов.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 2 (с. 5)

— Прочитайте задание.

— Найдите в словах для справок нужные слова.

— Выполните задание.

Упр. 3 (с. 3)

— Рассмотрите рисунок. К какой сказке этот рисунок?

(Ученики разыгрывают сказку в группах по ролям.)

VII. Рефлексия

Работа по учебнику

(«Проверь себя» (с. 8). Самостоятельное выполнение задания.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой бывает речь?

— Что такое родной язык?

— Какой язык в нашей стране является государственным?

— С какими словами из словаря вы познакомились?

— Что нового вы узнали на уроке?

Диалог и стили речи

Диалог между людьми рассматривается как способ общения. Происходит он на разных уровнях, в устной и письменной форме.

Стили речи представляют собой разновидности употребления литературного и разговорного языка, используемые в разных сферах общественной жизни, в частности при общении в быту, в официально-деловых кругах, при передаче информации в науке и в литературном творчестве.

В зависимости от сферы употребления выделяют стили речи: 

  • разговорные – свободное общение;
  • научные – учебники, энциклопедии, методическая литература;
  • официально-деловые в сфере законодательства и деловой переписки;
  • публицистические – сми и прочие экспрессивные жанры;
  • художественные – язык книг.

Разговорная речь используется для общения в повседневной жизни. Диалог этого стиля включает эмоциональные слова, вопросительные и восклицательные предложения. К жанрам речевого диалога относятся беседа, записки, личные письма, переписка через компьютер.

Например

— Ты винду переустановил?

— Не, программа глючить перестала.

— Смени антивирусник и все будет окей!

Официально-деловой диалог используется для передачи деловой информации, характеризуется применением строгой формы изложения и составлением по имеющемуся образцу. Это может быть передача документов, ответ на официальный запрос, приказ, составленный на основании заявления, доверенность или объяснительная записка.

В сфере науки диалог называется словом дискуссия (это такой разговор, где люди спорят друг с другом очень вежливо и используют специальные научные слова). Дискуссия – научный спор, при этом соблюдают строгость изложения, схемы, термины и формулы.

Диалог в художественном стиле речи используется для создания образа героев, выявления противоречий или согласия между ними, которые возникают вокруг отдельных вопросов. Диалог здесь представляет собой средство создания художественной образности, главная его функция – эстетическая, то есть для украшения речи.

О формах диалога в науке мы будем говорить в старших классах. А пока нам следует запомнить то, что диалог чаще всего, используется в разговорном стиле.

Задание: прочтите, к какому стилю можно отнести данный диалог?

— Ну привет, братишка, а ты домашку сделал?

— Неа, я в игре классную играл, не успел…

— И что теперь делать будем?

— А давай у нашей Машки попросим?

— Не, я не буду просить, потому что я ее вчера за косу дернул, а меня она портфелем огрела.

— Ну и дурак, а я ей вчера помог этот портфель нести, так что она мне поможет!

— А как мне быть?

— С двойкой сидеть и думать о своем поведении!

— И ты мне не дашь списать?

— Не, я за то, чтобы девочек не обижать!

Ответ: в тексте присутствуют просторечные слова (братишка, домашка, классную, огрела), значит это диалог разговорного стиля.

Урок русского языка для 1 класса на тему «Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов»

Цель: познакомить со словами — названиями предметов, признаков предметов и действий предметов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов — по вопросам и лексическому значению.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Составьте из данных слов предложения. Запишите.

1) Край, прилетели, в, птицы, родной.

2) Деревьях, строить, на, гнезда, начали.

— Как пишутся слова в предложении?

— Объясните значение слова родной.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Щенок, весёлый, птичка, играет, летит, маленькая.

— Какие предложения можно составить из этих слов?

— На какие группы можно разделить данные слова?

— Что общего у слов щенок, птица? (Называют предметы.)

— Что общего у слов весёлый, маленькая? (Называют признаки предметов.)

— Что общего у слов играет, летит? (Называют действия предметов.)

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Что могут называть слова.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 6 (с. 21)

— Рассмотрите схему.

— Что могут называть слова? (Предметы и явления, признаки предметов, действия предметов.)

— На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы и явления? (Кто? Что?)

— Прочитайте слова, которые называют предметы. Приведите свои примеры.

— На какие вопросы отвечают слова, называющие признаки предметов? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

— Прочитайте слова, которые называют признаки предметов. Приведите свои примеры.

— На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов? (Что делает? Что сделает?)

— Прочитайте слова, которые называют действия предметов. Приведите свои примеры.

Упр. 7 (с. 22)

— Прочитайте.

— Назовите слова — названия предметов.

— На какие вопросы они отвечают?

— Назовите слова — названия признаков предметов.

— На какие вопросы они отвечают?

— Назовите слова — названия действий предметов.

— На какие вопросы они отвечают?

— Какие предложения можно составить из этих слов? Запишите одно предложение в тетрадь.

Упр. 8 (с. 22)

— Прочитайте слова.

— На какие вопросы они отвечают? (Какой? Какая? Какое?)

— Как называются такие слова? (Слова — названия признаков предметов.)

— Подберите к каждому данному слову подходящее слово — название предмета.

(Учащиеся называют словосочетания.)

— Прочитайте и выполните последнее задание.

(Проверка.)

V. Физкультминутка

Руки ставим все вразлёт:

Появился самолёт.

Мах крылом туда-сюда,

Делай раз и делай два.

Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите.

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз

И на место все садись!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 9 (с. 23)

— Прочитайте текст.

— Как называется сказка, отрывок из которой вы прочитали?

— О ком и о чём идёт речь в этом тексте?

— Найдите в тексте слова, которые называют действия жар- птицы. Прочитайте их.

— Найдите в тексте слова, которые называют действия Ивана- царевича. Прочитайте их.

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

Упр. 10 (с. 23)

— Рассмотрите рисунок к сказке. Прочитайте отрывок из сказки ещё раз.

— Как вы думаете, подходит этот рисунок к тексту? Постройте свой ответ, начиная со слов, которые даны в учебнике.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 3 (с. 12)

— Прочитайте слова.

— Какие слова нужно выписать в первую группу? (Слова — названия предметов.)

— На какие вопросы они отвечают? (Кто? Что?)

— Запишите эти слова.

— Какие слова нужно выписать во вторую группу? (Слова — названия действий предметов.)

— На какие вопросы они отвечают? (Что делает? Что делают?)

— Запишите эти слова.

— Какие слова нужно выписать в третью группу? {Слова — названия признаков предметов.)

— На какие вопросы они отвечают? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

— Запишите эти слова.

— Выполните последнее задание.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 5,7 нас. 9, 11; СУ, задания нас. 11 —13; Тр., задания нас. 11, 12).)

VII. Рефлексия

— Найдите слова, отвечающие на вопросы кто? и что? Поставьте к ним вопросы.

Пела ночью мышка в норке:

— Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

С. Маршак

(Проверка.)

— Как вы понимаете слово огарочек? (Остаток недогоревшей свечи.)

— Найдите слова — названия действий предметов. На какие вопросы они отвечают?

— Найдите слова — названия, признаков предметов. На какие вопросы они отвечают?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что могут называть слова?

Планируемые результаты обучения

Предметные

  • знать способы передачи чужой речи;
  • владеть понятиями прямая, косвенная, несобственно-прямая речь, цитирование;
  • уметь различать предложения с прямой, косвенной, несобственно-прямой речью;
  • правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, а также в конструкциях с несобственно-прямой речью;
  • находить способы передачи чужой речи.

Метапредметные

  • формулировать цель урока самостоятельно;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • определять последовательность действий при выполнении задания;
  • вносить коррективы в действие после его завершения;
  • оценивать правильность выполнения действий;
  • оформлять свои мысли в устной речи;
  • слушать и понимать речь других;
  • ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного; 
  • получать новые знания и искать ответы на вопросы.

Личностные

  • проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
  • формировать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, самому себе;
  • объективного оценивать свой вклад в решение общих задач.

Ход урока

Что такое диалог

Ребята, сегодня мы с вами поедем на экскурсию в страну «Диалогию»! Чтобы наш автобус отправился, нужно прочитать текст и ответить на вопросы.

Смысловое чтение текста 1

— Доброе утро.

— Здравствуйте. Чем могу помочь?

— Я бы хотел заказать цветы.

— Какие цветы вам больше всего нравятся?

— У вас есть красные розы?

— Да, конечно! Сколько штук вы хотели бы взять?

— 11, у моей мамы день рождение сегодня!

— Хорошо. Я рассчитаюсь наличными при получении.

— Когда доставить букет вашей маме?

— Завтра к 10 утра.

— Хорошо. Пожалуйста, назовите адрес.

— Улица Новогодняя, дом 5, квартира 12.

— Спасибо за заказ.

— Спасибо, до свидания.

— До свидания.

Вопросы

  1. Ребята, скажите, пожалуйста, о чем идет речь? (Речь идет о покупке цветов).
  2. Кто в этом тексте присутствует? (Продавец и покупатель).

А вы знаете, что беседу двух людей называют диалогом?

Сегодня мы поговорим о диалоге в русском языке. Отправляемся в путь за знаниями!

Диалог в переводе с греческого слова означает – «беседа». Диалогом принято считать беседу двух и более лиц. Еще одно значение этого слова мы видим на этом рекламном плакате в стране «Диалогия»

Слово диалог встречается в художественной литературе, научной терминологии и в ежедневном разговорном общении. Появление термина произошло в доисторические времена. Его корни уходят в вековую традицию усовершенствования культуры обмена мыслями и идеями.

Посмотрите, ребята, какое большое значение у слова «диалог».

Рассмотрим пример диалога, в нем присутствуют два участника: мама и дочка.

— Мамочка, поможешь мне решить пример?

— Ты должна разобраться во всем сама.

— Тогда объясни, как это делать.

— Прочти числа, отсчитай на счетных палочках.

— У меня 10 – 2, значит нужно взять 10 палочек?

— Да, умница дочка, теперь убери две и посчитай сколько осталось.

— Восемь.

— Все верно, отличная работа!

— Я смогу решить остальные примеры сама!

В этом диалоге достигается главная задача – научить ребенка считать. У любой беседы также присутствует цель и итог разговора.

А теперь отправляемся дальше.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Предложение. Знаки препинания в конце предложения»

Организация: МАОУ «Многопрофильная школа «Приоритет» г. Перми

Населенный пункт: г. Пермь

Цель: научиться ставить знаки препинания в конце предложения.

Задачи:

1.Узнать какие знаки ставятся в конце предложения.

2.Научиться определять постановку знака препинания в конце предложения по смыслу.

3.Научиться самостоятельно определять границы предложения и ставить в конце каждого соответствующий знак препинания.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности

Учитель. Начинаем наш урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II.Актуализация знаний

1.Минутка чистописания.

Учитель читает загадку.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Дети отгадывают: белка.)

— Ребята, назовите первую букву в слове «белка»? (дети называют)

— Сегодня мы с вами вспомним написание заглавной и строчной буквы Б, б (демонстрация на слайде презентации).

-На следующей строке в тетради запишите слова «белка», «барсук».

-Простым карандашом делим слова на слоги и ставим ударение. (сверяем со слайдом презентации)

— Ребята, прочтите слова на экране. прыгает на белка ветке

— Все ли вам понятно? (ответы детей)

— Получилось ли предложение? (ответы детей)

— Почему? (ответы детей)

— А что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (Ответы детей: связать слова по смыслу)

— Какое получилось предложение? Белка прыгает на ветке.

— Как в устной речи отделяется одно предложение от другого? А в письменной? (ответы детей)

III. Самоопределение, тема урока

Учитель.

Дети, послушайте загадки и ответьте на вопрос: о каких знаках в них говорится?

— Как вы думаете, почему появились еще эти знаки? (ответы детей)

Учитель. Ребята, точка, восклицательный и вопросительный знаки в русском языке называют знаками препинания.

Учитель. Тема нашего урока – Знаки препинания в конце предложений.

IV. Работа по теме

Учитель. Произносить предложения можно по-разному. Когда мы о чем-то рассказываем, или спрашиваем, или выражаем различные чувства, мы произносим предложения с разной интонацией.

-Попробуйте с интонацией прочитать предложение. (Дети читают вслух по одному).

Белка прыгает на ветке.

Белка прыгает на ветке?

Белка прыгает на ветке!

-Прочтите с правильной интонацией

На что нужно обращать внимание, прежде чем прочитать выразительно? (ответы детей)

V. Далее учитель проводит

VI. Первичное закрепление

На экране текст В. Бианки «Лис и Мышонок».

Учитель. Прибежала мышка, съела знаки препинания.

Помогите, расставьте недостающие знаки препинания.

Дети в тетради записывают только знаки по ходу текста.

Учитель:

— Какие знаки препинания вы поставили? Почему? (дети сверяют со слайдом)

Вывод учителя.

  • Если в предложении о чем — либо спокойно сообщается, то в конце такого предложения ставится точка.
  • Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце такого предложения ставится восклицательный знак.
  • Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак.

VII. Первичное закрепление и самостоятельная работа.

Учитель. Спишите последние два предложения. (самопроверка детей – сверяют со слайдом)

— Для чего нужна была норка Мышонку? (ответы детей: чтобы спрятаться, т.е. сохранить свою жизнь)

VIII. Подведение итогов

Учитель.

-Что такое предложение?

-Что выражает предложение?

-Как пишутся слова в предложении?

-Как пишется начало предложения?

-Какие знаки препинания вы знаете?

IX.Рефлексия.

Учитель. Предлагаю оценить ваше понимание темы урока знаками препинания.

-Как вы думаете, какой знак какой оценке подходит? (!)-у меня все отлично,

(.) я все хорошо понял,

(?)-остались еще вопросы.

-Поднимите подходящие для оценки вашей работы знаки.

-Молодцы! Я довольна вашей работой. Все были активны.

— До свидания ребята, до следующего урока в ZOOM.

Cписок использованной литературы

1. Учебник по русскому языку Л.Ф. Климанова. ч.2, стр.113, 118.

2. Презентация, составленная по теме урока.

3. Различные картинки и др.материалы из Интернет-ресурсов.

Приложения:

  1. file0.doc.. 279,5 КБ

  2. file1.ppt.zip.. 1,5 МБ

Опубликовано: 29.05.2021
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: