Логопедический массаж

Детский сад №  101 г. витебска "солнышко"

Техника выполнения логопедического массажа лица

Массаж лба

Начинается логопедический массаж лица с поглаживающих движений, которые делают от середины лба, постепенно двигаясь к височной области. Затем специалист двигается от бровей к верхней части лба. В этом же направлении делают разминающие и вибрационные движения (поочередно). Вибрационный массаж выполняют специальным вибромассажером.

Массаж щек

После массажа лба специалист приступает к массированию щек. Массирует аккуратными разминающими и растягивающими движениями, которые следует начинать от уголков рта и продолжать к вискам по мышцам щеки. Заканчивается массаж щек легкими поглаживаниями (от скул до нижней челюсти).

Массаж носа

Следует выполнять поглаживающие, растягивающие и вибрационные движения по крыльям носовой мышцы. После этого делают легкий поглаживающий массаж носогубной складки от крыльев носа к углам рта.

Массаж рта

Далее массажист приступает к массажу рта, поглаживая и растягивая кожу от середины верхней губы, постепенно продвигаясь к углам рта. Нижнюю губу массажируют таким же образом.

Массаж подбородка

Подбородок массируют от середины рта к его углам, поглаживая его и разминая.

Массаж шеи

Его выполняют поглаживающими и разминающими движениями по грудинно-ключично-сосцевидной мышце.

Как проходит массаж языка при дизартрии.

Массаж при дизартрии состоит из множества этапов. Рассмотрим главные из них.

Перед началом сеанса специалист должен создать условия, в которых ребенок сможет чувствовать себя комфортно. После расслабления оральной мускулатуры, которое в свою очередь достигается при помощи легких поглаживаний лица, начинается основная часть логопедического массажа:

  • поглаживание губ, а также носогубных складок;
  • не сильные пощипывания по краю нижней челюсти;
  • поглаживания от мочек уха по щекам к носовым пазухам;
  • массаж губ;
  • поглаживание надбровных тканей от бровей к волосам;
  • массаж при помощи легких надавливающих движений от корней волос вниз.

Каждое движение может повторятся от 5-8 раз. С каждым повтором поглаживания становятся немного сильнее, но ни в коем случае не болезненными.

Массаж губ

Дети по-разному относятся к странным манипуляциям на лице – особенно в начале ваших занятий может возникнуть недопонимание. Постарайтесь успокоить ребенка, объясните пользу массажа. Выполняйте такие упражнения:

  1. Положите кончики указательных пальцев на крылья носа. Проделайте поглаживание с нажатием, ведя пальцы по носогубным складкам. Повторите движения 8-10 раз.
  2. Поставьте указательные пальцы на выемку верхней губы и разведите их к уголкам губ. Движение должно быть растирающим.
  3. Такую же манипуляцию проделайте с нижней губой. Повторяйте оба упражнения 8-10 раз.
  4. Пощипывайте поочередно верхнюю и нижнюю губу, используя большой и указательный палец. Ведите пальцы от одного уголка до другого. Число повторений – 8-10 раз.
  5. Постукиваем указательным пальцем над верхней и под нижней губой, совершая круг по часовой стрелке. Упражнения выполняется в активном ритме с нарастанием силы движений.
  6. Расположив указательные пальцы в кончиках губ, соберите в гармошку сначала верхнюю, потом нижнюю губу. Повторяем 8-10 раз.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно объяснить ребенку состав числа до 10?

Завершением логопедического массажа становится работа с ушными мочками. Выполняются 50 круговых движений – сначала в левом направлении, потом в правом. Между большим и указательным пальцами, у их основания, размещается «речевая точка». Массируем ее круговыми движениями так же, как и мочку уха. Завершив логопедический массаж, похвалите ребенка за терпение, поощрите его веселой игрой или интересной сказкой

Важно, чтобы ваши манипуляции доставили малышу удовольствие, а не напугали его

ИНТЕРЕСНО: как научить ребенка правильно говорить букву Р: видео

Артикуляционный самомассаж

Артикуляционный массаж языка для развития речи

Доверить проведение данного вида массажа лучше специалисту.

Необходимо использовать шпатель, зубную щетку либо указательный палец руки. Для проведения логомассажа может понадобиться салфетка. Это нужно учитывать.

Манипуляции стоит начинать с поглаживаний продольных мышц языка.

Количество повторов — 9-10. Затем нужно произвести 5-6 надавливающих движений на орган артикуляционного аппарат. На следующем шаге переходим к поперечным поглаживаниям.

Продолжать логопедический массаж нужно поглаживанием боковых мышц органа речи. После этого необходимо перейти к разминанию языка пальцами рук. Манипуляцию нужно проводить в перчатках.

На следующем этапе выполняются растирающие движения. Затем выполняются потряхивания кончика языка. После этого необходимо перейти к надавливаниям на орган речи шпателем или другим доступным предметом.

Затем выполняются сжимания боковых мышц языка. Движения должны быть легкими. Дискомфорта и боли во время процедуры возникать не должно.

Завершается сеанс пощипываниями и похлопываниями органа речи.

Количество повторов может достигать 10.

https://www.youtube.com/watch?v=1Aowp9c0Lac

Польза логопедического массажа

Основные виды массажа

Логопедический массаж имеет несколько основных видов:

Классический. Предполагает привычные массажные приемы: поглаживания, разминания, растирания и вибрация. Применяется для активизации и стимуляции тонуса мышц.

  • Точечный. Направлен на биологически активные точки, где скапливаются сосуды и нервные окончания.
  • Аппаратный. Применяются вакуумные или вибрационные приспособления.

Существует зондовый массаж и самомассаж. Последний ребенок делает сам, массируя лицо и язык.

Зондовый массаж выполняется по методу Е.В Новиковой. Он помогает нормализовать речевое дыхание, исправить произношение звуков, увеличить голосовую силу и дополнительно нормализовать работу нервной системы. Проводится он специалистом. Последовательность использования различных зондов на необходимые участки определяется индивидуально.

Обычно сеансы проводят курсом в 2-3 недель. Повторный курс возможен спустя 1,5-2 месяца. Методика противопоказана детям младше полугода.

Методика массажа

Массаж начинается с обработки мышц лица, затем прорабатываются другие. Используются классические приемы с постепенным увеличением надавливания. При этом не допускается дискомфорт у ребенка. Могут выполняться поглаживающие движения лба и растирания щек. В конце делаются легкие постукивающие и пощипывающие движения. Губы разминаются от середины к краям, каждая губа отдельно, затем переходят к носогубной складке.

Если речь идет о повышенном возбуждении мышц, используется расслабляющая техника. Она включает классические поглаживания и вибрации. Сеанс начинают с воротниковой и плечевой зоны, затем прорабатывается лицо, губы, язык. Заканчивают релаксацию плавными чуть давящими движениями, которые повторяют 8-10 раз.

Для массажа языка используются специальные приспособления.  В домашних условиях может использоваться ложка либо указательный палец . При использовании ложки необходимые зоны поглаживают и растирают ее выпуклой стороной.

Родители должны проявлять терпение и заниматься с малышом регулярно. Время сеансов определяется степенью нарушения и возрастом ребенка. Она не должна превышать 25 минут вне зависимости от того, проводится ли массаж дома или в лечебном учреждении. Первые сеансы длятся пять минут, со временем их длительность увеличивается.

Курс обычно включает в себя 10-20 сеансов. Проводить массаж можно ежедневно либо с интервалом через день.

Достоинства и недостатки

Логомассаж может стать настоящей находкой для тех, кто хочет справиться с недоразвитием речи. Среди его преимуществ стоит отметить следующие:

  • улучшается функция сосудов;
  • повышается эластичность мышечных волокон, сократительная функция;
  • оказывается положительное влияние на мышечную и нервную систему;
  • простое и безболезненное устранение отклонений в образовании звуков;
  • доступность методики;
  • возможность выполнять дома;
  • маленькому пациенту не привносится извне никаких лекарственных препаратов;
  • сокращение сроков коррекционной работы.

Но есть у этого метода лечения и недостатки:

  • во время массажа происходит воздействие только на мышцы;
  • детям бывает дискомфортно и неприятно.

Видео-инструкция

С особенностями применения логопедического массажа и принципами его выполнения ознакомьтесь на следующем видео. Из него вы узнаете, для чего предназначен логопедический массаж. Наглядно ознакомитесь с принципами его выполнения.

https://youtube.com/watch?v=04b7v5yap8A

Второе видео позволит ознакомиться с техникой выполнения легкого массажа для стимуляции артикуляционных мышц. Вы узнаете о приемах выполнения упражнений, благодаря которым происходит стимулирование мышц ребенка в игровой форме.

https://youtube.com/watch?v=nQSUoHSm-ZU

Применение логопедического массажа позволит добиться высоких результатов в избавлении ребенка от нарушений, связанных с речевым аппаратом

Важно выбирать для сеансов опытного специалиста, который не только профессионально выполнит все процедуры, а и сможет установить эмоциональный контакт с ребенком. Главное – придерживаться всех рекомендация массажиста и учитывать имеющиеся противопоказания

Логопедический детский массаж в домашних условиях

Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.

Как проводится массаж в домашних условиях?

После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность)

Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры

Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.

Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.

Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.

  1. Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
  2. Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
  3. Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
  4. Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
  5. Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».

Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.

Назначение

Назначение логопедического массажа заключается в коррекции и улучшении функции артикуляционных органов у пациентов, сталкивающихся с различными речевыми нарушениями. Этот вид терапии предназначен для устранения проблем, таких как дислалия, дизартрия, нарушения фонематического восприятия и другие артикуляционные расстройства. Логопедический массаж направлен на развитие и укрепление мышц лица, губ, языка и гортани, с целью улучшения координации и силы, которые играют ключевую роль в формировании четкой речи и правильного произношения звуков.

Важным аспектом назначения логопедического массажа является его индивидуализированный характер. Логопед, работая с каждым пациентом, учитывает конкретные особенности его речевых трудностей, определяя точные области, требующие коррекции. Терапевтический план разрабатывается в соответствии с потребностями пациента, и логопедический массаж может стать частью комплексной реабилитационной программы.

Эффективность и задачи

Логопедический массаж, помимо выше обозначенной стимуляции проводимости нервных волокон, способствует улучшению эластичности мышц, их сократительной способности. В зависимости от характера движений, решаются разные задачи. Часто неврологическая патология предполагает наличие спазма в одних участках и гипотонуса — в других. В таких случаях необходимо комбинированное воздействие. Для этого специалист ощупывает руками различные участки речевого аппарата, мышцы воротниковой зоны и определяет их состояние.

Задачи массажа:

  1. Нормализация тонуса — укрепление мышц артикуляционного аппарата или снятие спазма.
  2. Улучшение сократительных функций тех мышц, которые должны участвовать в построении звуков.
  3. Стимулирование проприорицепции — ощущений в заданной области. Пациент с помощью логопедического массажа учится прислушиваться к ощущениям в области губ, щёк, языка и различать разные состояния. Это важный этап перед научением контролировать их работу, управлять ими.
  4. Уменьшение слюноотделения — гиперсаливации, возникающей при заболеваниях ЦНС.
  5. Укрепление глоточного рефлекса — сократительной способности мышц гортани, глотки.

Показания к прохождению логопедического массажа.

Как уже упоминалось в начале, логопедический массаж будет полезен детям с задержкой психоречевого развития, ДЦП, но также стоит отметить, что он рекомендуется при:

  • Обнаружении задержек речевого развития, ведь он стимулирует разговорную речь.
  • Наличии дислалии у ребенка.
  • Необходимости улучшения психоэмоционального состояния.
  • Заикании.
  • Необходимости повышения эластичности мышечных волокон.

Процедура будет полезна для детей, у которых наблюдается задержка психического развития. Процесс отставания в эмоциональном и интеллектуальном плане легко обратим при постоянных сеансах. Массаж поможет не только вылечить дислалию, при которой свойственно искажение произношения различных звуков, но и способствовать преодолению слюнотечения.

У развитой речи есть множество положительных эффектов: четкое восприятие информации, способность правильно излагать свои мысли, быстрое чтение, развитие мыслительных процессов, повышение способности к обучению.

Массаж языка для коррекции речи

Сеанс проводится после удаления из полости рта остатков еды, спустя 1,5-2 часа после еды либо за 2 часа до кормления. Делаются поглаживающие движения языка по всем направлениям – это помогает активизировать максимальное количество мышц.

Массаж делается в следующей последовательности:

  • Проработка продольной мышцы от основания к кончику языка.
  • Стимуляция поперечной мышцы от центра к краям.
  • Круговые и спиральные движения по всей площади.
  • Похлопывания всей плоскости языка.
  • Прижимание продольной мускулатуры.
  • Массаж уздечки сверху вниз.
  • С помощью тканевой салфетки делаются перетирающие движения.

Эта методика может использоваться и в домашних условиях.

Противопоказания к проведению массажа

Как и у любой процедуры, у логопедического массажа есть свои факторы, при которых ее делать нельзя:

  • воспаления и высыпания на коже;
  • герпес;
  • увеличенные лимфатические узлы;
  • стоматит (поражение слизистой оболочки рта) или гингивит (воспаление десны, протекающее в комплексе с отеком, покраснением и кровоточивостью);
  • грибок на коже;
  • синяки на массажируемом участке;
  • тромбозы сосудов;
  • болезни капилляров и крови;
  • острая стадия крапивницы;
  • наличие онкологических заболеваний;
  • порезы или ссадины, в которых есть инфекция;
  • фурункулез (заболевание волосяного фолликула или соединительной ткани, которая находится вблизи фолликул);
  • ОРЗ;
  • стоматит;
  • конъюнктивит;
  • судороги;
  • чрезмерная чувствительность ребенка.

Цель

Массажные процедуры положительно воздействуют на организм: стимулируют секреторную способность кожи, улучшают питание кожно-мышечных слоёв, нормализуют метаболизм, циркуляцию лимфы и крови. Отмечается расширение капилляров, улучшается кислородный обмен между кровью и тканями. Специальные массажные движения ускоряют приток артериальной и отток венозной крови, повышают проходимость лимфатических сосудов.

Мышечные ткани под влиянием процедур значительно изменяются в наилучшую сторону: становятся более эластичными, крепкими, прочными, лучше сокращаются, быстрее регенерируются после нагрузок. Посредством логопедического массажного приёма ослабляются мышечные спазмы при чрезмерном тонусе и, наоборот, повышается тонус вялой артикуляционной мускулатуры. Благодаря этому без затруднений осуществляются активные движения частей артикуляционной системы.

Массажные процедуры положительно воздействуют на организм

Логопедический массаж в домашних условиях, имеет следующие цели:

  • возобновление мышечного тонуса;
  • стимулирование мышечных волокон периферической речевой системы, обладающих слабой сократительной способностью или вообще не сокращающихся;
  • восстановление проприоцепции – мышечного чувства положения частей тела относительно друг друга и других объектов;
  • приближение формирования произвольных движений артикуляционных органов;
  • избавление от слюнотечения;
  • улучшение глоточного рефлекса;
  • стимулирование навыков произношения при торможении формирования речевых способностей.

Может ли массаж быть логопедическим?

Все знакомы с понятием массажа в целом, полезность которого при многих состояниях не подвергается сомнению. Под влиянием работы массажиста в тканях улучшается кровообращение, улучшается их питание, ускоряется движение лимфы. Воздействие на мышцы способствует повышению их эластичности и способности сокращаться и расслабляться.

Исходя из необходимости, используются разные движения, призванные либо повысить тонус мышц, либо расслабить и избавиться от спастичности.

Детям часто назначается логопедический массаж при дизартрии, голосовых нарушениях, ЗРР и ЗПРР, коррекции речевых нарушений, сопровождающих ДЦП и другие неврологические заболевания.

В результате улучшения движения крови и лимфы происходит также более активное кровоснабжение сосудов головного мозга, что влияет на его функционирование и процессы восстановления ЦНС.

С помощью логопедического массажа удается добиться:

Логопедический массаж может быть:

По своему назначению логопедический массаж разделяется на:

Комплекс массажных упражнений

Логопедический массаж ложками

Метод представляет разновидность логопедического массажа лица.

Проведение манипуляции с помощью ложек увлекает детей. Что является неоспоримым преимуществом данной техники.

Важно проводить занятие чистыми ложками. Их поверхность должна быть ровной, без изъянов и трещин

В противном случае можно травмировать кожу лица и занести инфекцию.

Движения должны быть мягкими. Воздействовать на каждую область нужно 6-8 раз. Логопедический массаж ложками нужно проводить поэтапно:

  • область висков нужно поглаживать ложками;
  • затем нужно перейти к воздействию на область глазных впадин;
  • поглаживание щек;
  • растирание висков тыльной стороной ложки;
  • воздействие на участок между бровями путем его растирания;
  • помассировать носогубный участок зауженным концом ложки;
  • поглаживание губ.

Завершается сеанс разминающими движениями подбородка и скул.

Когда ребенку нужен логопедический массаж?

Чаще всего этот логопедический массаж используется при коррекции дизартрии. На его фоне эффективность работы логопеда по постановке звуков заметно повышается.

Также массаж полезен при коррекции речи в сочетании с имеющимися неврологическими нарушениями. В частности — у детей с диагнозом ДЦП. Массаж снимает спастику лицевых мышц, типичных для этого заболевания.

Кроме того, массаж может быть назначен при:

В связи с положительным воздействием на работу кровеносных сосудов и улучшением кровообращения мозга логопедический массаж также довольно часто назначается и взрослым, имеющим проблемы с восстановлением речи после инсульта.

Логопедический массаж при повышенном тонусе

Пациента с повышенным мышечным тонусом размещают либо на горизонтальной поверхности, либо в кресле с удобной спинкой. Неторопливо осуществляют лёгкие движения с повторением от 8 до 12 раз.

  1. Начинают с шеи. Спокойно вращают головой по часовой стрелке и обратно, в левую сторону и в правую. Легко, без надавливания массируют кожу шеи. Так расслабляется язык.
  2. Далее переходят к лицу. Разглаживают лоб, веки, скулы, подбородок. Двигают пальцами от шеи к ключицам. В завершение массируют челюстную область, ушные мочки, зону от висков до челюстей.
  3. Для расслабления губных мышц легко поглаживают сперва верхнюю, затем нижнюю губу сверху вниз и обратно, от уголков к центральной части и обратно. Двигают пальцами от ноздрей к уголкам рта, несильно давят на губы.
  4. Для снятия гипертонуса язычных мышц органом легко покачивают слева направо и обратно, сверху вниз и обратно. Пальцами поглаживают от краёв к центру, встряхивают, похлопывают, вытягивают в разные стороны.

Массаж лица для развития речи

Упражнения для щек

Щек массируют следующими подходами:

Упражнения для языка

Все движения выполняются по трем направлениям: по вертикали, горизонтали и поперек. При отклонении языка в сторону следует осуществлять упор на сторону его отклонения. После каждой манипуляции ребенку нужно давать время для заглатывания слюны.

При помощи зондового набора делаются следующие упражнения:

Массаж подбородка

Зону подбородка массируют после задействования всех остальных зон лица. Логопед аккуратно, начиная с щек, двигается по всей области подбородка массирующими движениями вплоть до щитовидной зоны шеи. В этой части активно можно применять похлопывания и пощипывания

Важно делать также горизонтальные и вертикальные движения

Разделив подбородок визуально на две части, левую и правую, нужно с середины делать аккуратные разглаживающие движения то в одну сторону, то в другую. Обязательно следует промассировать подбородную кость. Попробуйте также пальчиковый массаж.

Предварительная разминка

Начинать сеанс нужно с общего лицевого массажа в течение нескольких минут. Нужно выполнять приятные для малыша поглаживания и вибрирующие манипуляции. Направления могут быть различными:

  • Лоб массируется в направлении снизу вверх и от центра к вискам.
  • Нижнее веко нужно прорабатывать от внешнего края к внутреннему, верхнее – наоборот.
  • Выполняются движения от носа к вискам и от краев губ до ушей.
  • Также манипуляции делаются от подбородка до мочек ушей.

Чтобы расслабить мышцы шеи и корня языка, детская головка раскачивается и плавно поворачивается в стороны. Затем начинается проработка языка и губ.

Лечение

Логопедический массаж применяется для лечения различных речевых нарушений у пациентов, оказывая целенаправленное воздействие на артикуляционные органы. Основной целью этой терапии является коррекция и улучшение функциональности мышц лица, губ, языка и гортани, играющих важную роль в процессе произношения звуков и формирования четкой речи.

Логопедический массаж эффективен в лечении разнообразных речевых проблем, таких как дислалия, дизартрия, нарушения фонематического восприятия и другие формы артикуляционных расстройств. Процесс включает в себя тщательное изучение индивидуальных потребностей пациента и разработку персонализированного плана терапии.

Массаж лица для развития речи

Логопед осуществляет следующие действия:

  1. Поглаживает ладонями лоб и постепенно мягкими движениями перемещается в височную часть.
  2. Разминает и массирует лоб от бровей до верхней части лба. При этом движения делаются аккуратно, с минимальным надавливанием на кожу.
  3. Начиная от бровей и заканчивая височной областью проводят подушечками пальцев вибрирующими движениями. Можно использовать специальный инструмент с эффектом вибраций.

Щек массируют следующими подходами:

  1. Логопед начинает разминать и растирать мягким надавливанием мышцы уголков рта, постепенно продвигаясь к височной части.
  2. От щек перемещается к скулам и массирует всю область до самого низа челюсти.
  3. Так повторяет несколько раз, пока кожа слегка не разрумянится.

Упражнения для языка

Все движения выполняются по трем направлениям: по вертикали, горизонтали и поперек. При отклонении языка в сторону следует осуществлять упор на сторону его отклонения. После каждой манипуляции ребенку нужно давать время для заглатывания слюны.

При помощи зондового набора делаются следующие упражнения:

  • покалывающие, колебательные и вращательные движения;
  • надавливания на разные стороны языка;
  • движения вкруговую;
  • скольжение;
  • вдавливание и ослабление.

Зону подбородка массируют после задействования всех остальных зон лица. Логопед аккуратно, начиная с щек, двигается по всей области подбородка массирующими движениями вплоть до щитовидной зоны шеи. В этой части активно можно применять похлопывания и пощипывания

Важно делать также горизонтальные и вертикальные движения

Разделив подбородок визуально на две части, левую и правую, нужно с середины делать аккуратные разглаживающие движения то в одну сторону, то в другую. Обязательно следует промассировать подбородную кость. Попробуйте также пальчиковый массаж.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: